митапы что это такое простыми словами
Что такое митап. Объясняем простыми словами
Такие встречи по интересам ближе всего к небольшим конференциям. Формат широко распространён в сфере IT. Митапы — это открытые мероприятия, на них приглашают специалистов из разных компаний. У профессионалов появляется возможность пообщаться вживую, оценить собственный уровень знаний и достижения коллег, обсудить конкретные ситуации и проблемы.
По структуре митап обычно состоит из нескольких небольших докладов и времени, когда участники могут поговорить со спикерами.
Пример употребления на «Секрете»
«В 2012 году мы первыми начали формировать рынок автоматизации рекрутинга в России и образовывать всю русскоязычную аудиторию в этой сфере. До сих пор проводим лекции, вебинары, нетворкинги и митапы, рассказываем о технологиях и экономии бюджета, которой можно достичь за счёт автоматизации».
(Гендиректор FriendWork Recruiter Александр Красс — о российском стартапе, который стал пионером в автоматизации найма.)
Ошибки в употреблении
Митапом могут назвать всё что угодно, например, онлайн-конференцию или мероприятие для клиентов. Это неверно. Отличительной особенностью классического митапа является всё же живое общение специалистов одной области.
Отличие от конференции
Митап — своего рода профессиональная тусовка, на которой можно завязать интересные знакомства, узнать, как можно решить конкретную проблему, чтобы заново не изобретать колесо. Также митап — это возможность обкатать свой доклад перед большой конференцией.
На большую конференцию приходят опытные разработчики, участие которых оплачивает их работодатель. Как правило, им интересно получить ответы на конкретные вопросы от ведущих специалистов на рынке. А на митапах появляются и начинающие коллеги, и те, кто только присматривается к конкретному рабочему направлению.
Нюансы
Митапы — это одна из возможностей привлечь новых сотрудников, показав им компанию с лучшей стороны. Поскольку зарплаты и соцпакет в IT-компаниях одного уровня примерно одинаковы, соискатели сравнивают работодателей по наличию интересных задач, современных технологий и сильных специалистов, у которых можно учиться и благодаря этому развиваться в профессии.
Круг замкнулся. Как митапы помогли мне найти работу мечты
4 года назад я с коллегой поехала на свой первый митап. Начальник не отпустил пораньше, поэтому нам пришлось доработать свои регламентированные часы и мчать на такси до места проведения митапа. Мы, как опоздавшие школьники, тихо пробрались на свободные места в самом конце зала и принялись слушать. Это был офис Wrike. Могла ли я тогда представить, что буду работать в этом самом месте? Определенно нет. Думала ли я вообще о смене работы? Тем более нет.
pitercss_meetup №24. 11 сентября 2018 в офисе Selectel, фотография Натальи Майстренко
Что такое митапы?
Митап, от английского meetup – это некоммерческие встречи с целью обмена знаниями и опытом. Можно назвать их клубами по интересам в сфере IT. Одни готовят и презентуют доклады, другие приходят, чтобы послушать, задать вопросы и возможно узнать что-то новое. Такие встречи бесплатны. Культура митапов пришла к нам из Кремниевой долины. Правда там характер встреч более неформальный: немного времени уделяется выступлениям, а остальное время занимают дискуссии для обсуждения какой-либо проблемы коллективно. В России – это, как правило, мини-конференция на 2-3 доклада по 30-40 минут.
Первый митап
pitercss_meetup №4. 24 мая 2016 в офисе Wrike, фотография Маши Аникеевой
В IT я работаю 15 лет, но ни разу не посещала подобных мероприятий. Поэтому коллеги и уговорили меня поехать на тот митап. Они аргументировали это тем, что будет весело и интересно. Должна признаться, не соврали, я моментально втянулась и по сей день езжу на митапы не столько за знаниями, сколько за особой дружеской атмосферой.
На том первом митапе в перерыве между докладами я прошлась по этажу и огляделась. Везде было так красиво и светло. Выглянула в окно и сквозь стекла, украшенные зелеными листьями, увидела пруд с лебедями. Меня впечатлило место, в котором работают люди той же профессии, что и я.
Офисы без окон
Виды из окон бизнес-центра компании Wrike, невольно заставили меня вспомнить офисы, в которых я когда-то работала. Мне упорно не везло на окна. Вначале я работала в крохотном бизнес-центре в промзоне. Там в основном шныряли строители, а окна выходили на помойку. Из-за этого их нельзя было открывать. В офисе другой компании окно оказалось заложено кирпичами со стороны улицы. Еще я сидела в кабинете, в котором… вообще не было окон. Он был, как каморка – просто белые стены со всех четырех сторон.
Красивые офисы
PiterJS#35. Душевный митап о насущных вопросах на территории Wargaming. 21 марта 2019. Фотография Ярославны Ефимовой
За первым митапом последовал второй и еще череда других. В какой-то момент они стали для меня не просто событиями, когда можно что-то узнать и пообщаться с единомышленниками, но и возможностью посмотреть, как работают в крупных IT-компаниях города. Некий тест-драйв офисов. Когда еще выпадет возможность увидеть рабочие места других людей, оформление пространства, организацию работы? Помимо этого всегда можно пообщаться с людьми, которые там работают, узнать, как устроены процессы.
Перерывы между докладами стали для меня возможностью устроить себе экскурсию по офису. У кого-то были невероятные зоны отдыха и досуга (Яндекс, SEMrush, JetBrains), где-то были необычные рабочие места (Вконтакте, Yota, Wargaming). Некоторые офисы поражали дизайном, а в других был захватывающий дух вид из окон. Лофты, мансарды, офисы-корабли, динозавры в полный рост, чего только мы не видели.
Выход из зоны комфорта
pitercss_meetup №30. 27 марта 2019, фотография Натальи Майстренко
Вот когда ты видишь такие впечатляющие условия труда, а у тебя кирпичи за окном, то тут и думать нечего. Надо увольняться и искать место лучше. Но не всё так просто. Иногда сила привычки настолько привязывает тебя к какому-то одному месту, что очень сложно оттуда вырваться. Получается, чтобы получить комфорт осязаемый, нужно выйти из своей личной зоны комфорта. Только тогда сможешь понять, что во внешнем мире не так страшно, как кажется.
Когда всё вроде бы устраивает, то редко приходят мысли о том, что можно что-то поменять. На своей работе ты чувствуешь себя докой, вы с коллегами говорите на одном языке. Перебрасываясь странными фразочками, вы смеетесь над общими шутками, и ты всегда точно знаешь, что означает та или иная ошибка в консоли при сборке проекта, потому что собирал этот проект тысячи раз. Это и многое другое психологически ставило преграду между мной и поисками новой работы.
Тяжело сжигать мосты
pitercss_meetup №29. 27 февраля 2019 в Яндексе, фотография Натальи Майстренко
При мысли о новой работе ты невольно вздрагиваешь и думаешь, что менять ее – это как строить новые отношения. Надо начинать всё с нуля, преодолевать неловкость в разговорах, проявлять свои лучшие качества и завоевывать кредит доверия. А прежде чем эти отношения завяжутся, тебе придется одиноко слоняться по коридорам и с завистью смотреть, как окружающие люди вокруг задорно обсуждают темы, которые тебе непонятны. Ты просто проходишь мимо них, если повезет, то с тобой поздороваются, признавая при этом факт твоего существования. Если же тебя не заметят, то ты какое-то время будешь чувствовать себя немного изгоем, пытаясь найти группу к которой можно было бы примкнуть.
Потом те веселые люди из коридоров взваливают на тебя гору непонятных задач, и ты, превозмогая себя, сидишь ночами напролет, пытаясь разобраться в проблемах, с которыми до этого не сталкивался. Ты радуешься выходным не потому, что наконец-то можешь отдохнуть, а потому, что у тебя есть больше времени, чтобы выполнить все эти задачи. Ведь ты не хочешь ударить лицом в грязь. Но постепенно начинается процесс выгорания – и вроде бы ты набрался опыта, а удовольствия от процесса всё еще не получаешь.
Всё это мне приходилось переживать на собственном опыте, поэтому я не из тех, кто часто меняет работу, да и в принципе её меняет. Когда я наконец-то «притираюсь» на работе, то всегда думаю о том, что я здесь буду работать вечно. Из-за этого меня часто называли сумасшедшей. Я слышала фразы в свой адрес: «Женя, ты же умная, у тебя есть шансы попробовать устроиться туда-то и туда-то, ты ведь сможешь». На это я обычно отвечала: «Нет, я останусь тут, лучше доведем это место до совершенства». Меня много раз пытались заманить в другие компании, но каждый раз я отказывалась. Даже мысль о том, что мне снова придется через всё это проходить, приводила меня в ужас.
Люди разные, для кого-то менять работу – это как менять перчатки. Многие даже любят по месяцу работать в разных местах. Также есть те, которые куда бы ни устроились, моментально становятся душой коллектива и всеобщими любимчиками. Но есть и такие, как я, преданные одному месту, потому что боятся перемен.
Поворотный момент
Однажды настает тот момент, когда ты душишь свой внутренний брюзжащий голос, который всего боится и решаешь порвать долгие и теплые отношения с твоим текущим местом работы ради новой любви. Она еще даже не знает о твоем существовании. И этот момент становится поворотным.
Осенью прошлого года я снова оказалась на митапе в офисе Wrike. В зале была меловая доска с перечислением открытых вакансий компании. Я в шутку сказала рядом сидящей коллеге: “Айда работать в Wrike, вон там для тебя вакансия, а я возьму эту”. Мимолетная шутка зародила во мне первые мысли о том, чтобы начать свой путь по направлению к новому месту работы. У меня даже осталась фотография в социальной сети, которую я подписала так: “Вот бы работать в этом крутом месте”. Ровно через месяц я стала частью команды Wrike.
Польза митапов
pitercss №10. 21 февраля 2017, фотография Маши Аникеевой
Иногда ты постоянно слышишь про компанию “Рога и Копыта”, все её так хвалят, в каждом рейтинге её признают лучшим местом, а те, кто там работает, говорят о том, как же им повезло. Но ты вот ни капельки не понимаешь, чем же это компания занимается: что они делают, что продают и для какой конечной цели вообще люди там пишут код. Я много лет работала в сфере заказной веб-разработки. Там всё понятно: есть клиент — есть сайт для клиента. Раз страничка, два страничка — всё готово, принимай работу. В “Рогах и Копытах” нет сайтов, они делают нечто, что помогает кому-то в чем-то. Да и код они пишут на каких-то неведомых языках. Когда я не понимаю, чем занимается компания, то у меня вряд ли появится желание там работать. Как раз митапы помогают найти ответы на все эти вопросы. И вот ты уже узнаешь, что в компаниях не только неведомые языки, а и те, которые ты знаешь, да и конечный продукт можно запросто взять и посмотреть.
Что митапы дали лично мне:
Круг замкнулся
pitercss_meetup №32. 21 мая 2019 в Wrike, фотография Натальи Майстренко
Нет каких-то универсальных советов, верных или неверных решений, но иногда есть череда событий, которые ведут тебя туда, где ты наконец-то находишь себя.
На собеседовании мне задали самый популярный вопрос: “Откуда вы узнали о нашей компании?”. Я рассказала о своем первом митапе, который был в этом самом месте и о последнем, что был буквально недавно. Упомянула о докладе про собеседования, который меня побудил прийти сюда. Мы общались легко и непринужденно, словно это не собеседование, а очередной митап.
Не поддалась бы я тогда на уговоры коллег – не открыла бы для себя увлекательный мир митапов. Не ходила бы на митапы – не узнала бы, что есть столько крутых мест в IT. Не увлеклась бы исследованием красивых офисов – не заметила бы доску с вакансиями. Не увидела бы ту доску – не узнала, что я могу быть востребована в подобных крупных компаниях. Не знала бы об этой позиции – не пошла бы на собеседование. Не рискнула бы – не нашла бы работу мечты. Но я пошла на тот митап. Паззл сложился.
Что такое митап простыми словами: определение и перевод этого термина
Митап происходит от английского «meetup» или «meet up», что, по сути, оз начает встречу людей. На практике словом митап называют некоммерческие встречи людей, которых объединяют общий опыт и интересы. Данные встречи проводятся для обмена опыт ом и знаниями в какой-либо сфере. Раньше такие встречи назывались «сбор ом клуба по интересам», а теперь короче — митап.
Митап — это бесплатное мероприятие, которое может происходить в различных сферах деятельности, но почему-то когда произносят слово «митап», то очень часто подразумевают IT-сферу.
Что такое митап простыми словами
Митап — это неформальная встреча, на которой могут происходить какие-то доклады или просто обсуждаться последние новости из какой-либо сферы. Иногда митапы проводят люди, которые изучают иностранный язык. Н а таких встречах они просто разговаривают на иностранном языке, практикуя этот навык.
Митап: место проведения
К митапам не готовятся специально по несколько месяцев до их организации. Вся подготовка может занять час-два. Но иногда к ним готовятся и по несколько дней, чтобы все участники успели спланировать свое время.
Митап: средства оповещения
Подразумевается, что участники митапа как минимум косвенно знакомы, поэтому у них есть общие средства общения онлайн:
группы в социальных сетях;
группы в мессендже р ах;
свой собственный сайт;
публикации в личных аккаунтах участников;
публикации в популярных профильных группах;
Митап: регламент мероприятия
Как такового четкого регламента проведения митапов нет. Многое зависит от того, в какой сфере он проводится и кто его участники. Из негласных правил можно отметить:
свобода участия, то есть может участвовать кто угодно, если ему интересна тема митапа, при условии что митап не проводится для какого-либо «закрытого куба»;
выступать может кто угодно — абсолютно каждый участник, то есть происходит общение в формате «свободного микрофона»;
митап — это не увеселительное мероприятие, поэтому алкоголь там не приветствуется;
митап проводится с определенной целью, а не просто поболтать, целью может быть — обсудить, решить проблему, узнать новшества, презентовать решение, делиться опытом, учиться и т. д.
Заключение
Мы будем очень благодарны
если под понравившемся материалом Вы нажмёте одну из кнопок социальных сетей и поделитесь с друзьями.
Как подготовить митап?
Как подготовить митап для команды или любой внешней аудитории?
Со своими студентами, занимающимися на курсе TeamLead, я часто обсуждаю митапы как инструмент сплочения, мотивации и прокачки навыков команды. Ведь члены команды, направленные на рост, всегда заинтересованы в получении новых знаний, а посмотреть на то, как работает новая технология, очень ценно. По результатам каждого из своих выступлений, будь то вебинар или конференция, я делал и делаю для себя выводы. Настала пора ими поделиться, и поэтому я решил написать гайд, который поможет в построении и запуске технических митапов в компании.
Идея технических митапов довольно проста. Вы создаёте встречи, где каждый сотрудник (или участник митапа) может научиться чему-то от спикера. Если речь идёт о внутреннем митапе, то он может помочь в построении связей между внутренними командами. Если же это митап с внешним спикером, то он принесёт новые знания и идеи.
Участники IT-сообщества любят ходить на конференции и слушать доклады о разных технологиях. Однако очень часто эти доклады оказываются довольно далеки от той реальности, в которой каждый день работают сами специалисты. Поэтому им остаётся только обсуждать услышанные идеи за чашкой кофе. Митапы внутри команды могут быть максимально приближены к тому продукту, над которым Вы сейчас работаете, не отменяя рассмотрения применения в нём крутых новых идей!
Но простое назначение встречи в календаре не решит проблему — многие могут предпочесть заняться своим делом или вовсе проигнорировать приглашение. Итак, начнём готовить наш вкусный митап. В свете удалённой работы эти советы совсем не поменяются, поэтому применять их можно прямо здесь и сейчас.
Определитесь с целью
Почему у людей не возникает вопросов с выбором конференции или конкретного доклада на ней? Потому что каждый доклад имеет отличное описание. Посмотрите на то, как описывают доклады на конференциях Онтико или DevConf. Секрет успеха здесь не только в подробном описании тезисов и рассматриваемых вопросов, но и в том, что темы докладов и их содержание рассматривает программный комитет. Как с Code Review это позволяет получить разностороннюю оценку тематики и актуальности доклада. Разумеется, не у всех есть возможность собрать большой программный комитет, но у всех есть друзья в их сфере деятельности. Поэтому попробуйте дать им на рассмотрение набор тем, разрешите задавать вопросы, просите активной критики. Лично я называю этот процесс «Подумать об друга».
В результате вы получите:
уточняющие вопросы («А про что здесь?», «А зачем это надо?») — они помогут вам чётче сформировать результат, который получат слушатели.
корректировки («Вот это сложно», «Тут бы ещё вот это добавить») — они помогут нарастить ценность доклада.
внешнее видения («А я считаю, что это вот так») — они помогут вам посмотреть на доклад со стороны.
Вашими главными артефактами, которые вы получите на этом шаге, будут:
Их подробное тезисное содержание
Понимание их актуальности в целом и для команды в частности
Эта внешняя часть будет нести большую ответственность за привлечение людей на митап.
Подготовка к докладу
Будьте готовы к тому, что подготовка к выступлению займёт значительный объём времени. Но в этом пути есть довольно стандартные шаги.
1. Storytelling. Ваше выступление — это не набор фактов, а цельный рассказ, похожий на произведение вашего любимого автора. Соответственно, у каждой истории есть:
вступление (о чём пойдёт речь) — знакомите слушателей с собой, обстоятельствами и окружением
перипетия (возникновение проблемы) — обозначаете грабли, на которые наступили
экспозиция (определение проблематики) — когда грабли понятны, стоит проанализировать их составляющие, причины и последствия наступления на них
завязка (как начали изучать проблему) — здесь уже непосредственно про ваш опыт
кульминация (как проблему решили и какие средства использовали) — а здесь про то, как вы решили проблему и какие ноу-хау выработали
эпилог (выводы) — короткий список фактов, которые можно вынести из вашего выступления (TL;DR)
Поэтому подумайте, о чём вы готовы рассказать в таком формате. Если это какой-то инцидент, то пообщайтесь с его участниками, чтобы максимально точно восстановить картину событий.
История должна быть увлекательной, интересной, а главное — в ней должны находить отражение своих проблем слушатели. Поэтому если Вы будете делиться личным опытом, фактами, цифрами, аналогами из смежных областей, история будет ярче, а соответственно — запоминающейся.
2. Идея. Что вы хотите донести слушателю? Какой основной посыл вы хотите создать? «Docker — это круто некруто контейнеры», «Кэш — это не всегда хорошо» и прочее. Старайтесь не тыкать этой идеей в пользователя постоянно, но пару раз можно к ней вернуться: как правило, в процессе рассказа и в выводах.
Вместе с идеей будут рождаться смежные факты, которые будут подкреплять идею и развивать её. Постарайтесь ёмко сформулировать их, чтобы чётко передать их вместе с идеей.
3. Отражение. Я уже обозначил это выше, но аудитория должна разделять с вами то, о чём вы говорите. Если это что-то совершенно новое, то постарайтесь максимально подробно описать те проблемы, которые решаются, чтобы аудитория смогла спроецировать проблемы на себя и прочувствовать их. Если это решение общеизвестной проблемы, то постарайтесь работать от аудитории, отправляя их к моментам, когда они сами испытывали трудности подобного рода.
4. С ног на голову. Шаги выступления формируются от выводов, которые вы даёте в конце. Поэтому пляшите от идеи, развивая её пусть даже задом наперёд.
Подумайте о том, какие темы и технологии вы могли бы объяснять сами себе или обсудить с коллегами.
Презентация — это графика
Не надо читать с экрана. Это ужасно.
Ваша презентация — это отражение вашей речи, иллюстрации к ней, опорные точки, но не «прочитайте сами, а я тут постою». Поэтому слайды должны делать ставку на визуальную составляющую, а не на контекст. Не стоит выкладывать огромные листинги кода в презентацию — достаточно отразить ключевое и понятное всем выражение. А ещё лучше — схему работы (хотя бы в виде блок-схемы). То же самое про огромные диаграммы — вычитать их со слайда нереально. Поэтому отражайте все «крупными мазками».
Немаловажной частью являются заголовки. Они являются ступеньками, по которым вы шагаете вверх на пути к результатам своего выступления. Чем они лучше, тем проще на них наступать. Если слайды будут разбиты слишком мелко — вы будете идти очень долго. Если же слишком крупно — вы устанете тянуться от одного шага к другому.
Если вы боитесь забыть что-то, о чём хотели бы сказать в презентации, то пишите речь к каждому слайду после того, как закончите создавать презентацию. Скорее всего, речь побудит вас к дополнительной доработке материала. Забавно то, что во время выступления к речи вы и не обратитесь — вам некогда будет выискивать момент, на котором остановились.
Показывайте в презентации работу, можно даже в виде видео. Это будет неплохим отражением работы вашего продукта.
Сцена вашего спектакля
Важно место, которое сможет вместить всех слушателей, будь то вебинар или помещение. Если прогадаете с местом, то не все смогут услышать вас. Или же платформа вебинаров упадёт. В общем, впечатление будет испорчено.
Не менее важно время. В будние дни все работают, а после работы хотят отдохнуть. Поэтому дневные выступления могут потерять аудиторию из-за её невозможности быть на месте, а позднее выступление не привлечёт тех, кто уже отключился от рабочего ритма. Обычно 19-20 часов по местному времени — вполне подходящее время.
Разошлите напоминания участникам за неделю до дня мероприятия. Обязательно опишите, почему ваш доклад будет интересным или актуальным. У некоторых компаний есть место для проведения встреч, таких как конференц-залы, учебные комнаты или кафе. Проведение собрания в вашей компании значительно сократит многие расходы, обычно связанные с проведением публичного собрания. Если же такой возможности нет, то попробуйте найти место по соседству. Например, многие библиотеки с радостью предоставляют свои помещения для лекций. Также можно посмотреть в сторону коворкингов.
Особенно хороша регулярность. Встречи в одно и то же время и каждый месяц облегчают людям посещение. Если что-то должно измениться, сообщите об этом заранее, когда эта информация изменится.
Для внутренних митапов старайтесь избегать периодов, когда команды выпускают программное обеспечение, конца недели, а также начала и конца месяца, поскольку люди будут меньше посещать их. Стоит также учитывать различные праздники.
Организуйте комфортные условия слушателям. Обозначьте явно, что если у них есть предложения, они хотели бы внести свой вклад или хотят выступить на будущих встречах, то у вас есть процесс для представления докладов. Это заставит их охотнее взаимодействовать с докладчиками и организатором.
Главная роль
Несомненно, большим преимуществом будет возможность участников взаимодействовать не только друг с другом, но и с гостями, которые могут принести экспертизу извне. Поэтому не всегда рассказывать должен кто-то из вашей команды. Не стесняйтесь приглашать людей — многие эксперты с радостью поделятся своим опытом. В конце концов, для них это тоже работа на личный бренд.
Более того, если у вас много команд в компании, то наряду с созданием новых отношений в сообществе, вы также можете узнать и о разработчиках внутри компании, с которыми вам не доводилось много общаться. Встреча с этими людьми откроет новые возможности.
Тем не менее, рассказывать должен человек, готовый это делать. Если вещать будет убеждённый интроверт, ничего хорошего не получится. Впрочем, об этом в пункте ниже.
Одна из самых популярных фобий для выступлений — синдром самозванца. Ощущение, что вас сейчас закидают помидорами с криками «что он несёт?!». Поверьте, если вы обкатали идею на своём «программном комитете», этого не случится. Более того, ваша проблема наверняка не уникальна, поэтому многие разделят вашу боль и поддержат! Абсолютное большинство программистов не придумывают по революционному алгоритму в день, а занимаются вполне приземлёнными вещами.
Чтобы вовлечь новичков, превратите митапы в нечто вроде вечера с открытым микрофоном, где разработчикам, которые хотели выступить, просто нужно было подготовить презентацию и сделайте это максимально простым.
В процессе рассказа
Ещё одной немаловажной вещью при докладе является манера его донесения. И тут есть две крайности
стендап — когда техническая информация на 90% разбавлена мемчиками и шутками
дедушка-лектор — когда спикер настолько нудный, что хочется уснуть или уйти
Когда потерял нить рассказа, но делаешь вид, что слушаешь
При работе с аудиторией важно не быть «говорящей головой» — то есть выступать, просто наговаривая текст в воздух. В процессе рассказа нужно поддерживать обратную связь со слушателями, видеть, как они реагируют. Если вы поймёте, что группа теряет интерес к рассказу, значит что-то идёт не так. Что здесь можно сделать:
вопросы «в зал» в процессе рассказа — когда заканчиваете смысловой блок, задавайте вопросы. Чем дальше вы от аудитории (например, вебинар), тем чаще это стоит делать. Разумеется, при выступлении на конференции вопросы стоит оставлять на конец, иначе не останется времени на рассказ.
визуальный контакт — если вы выступаете вживую, то стоит выбрать несколько человек в разных частях аудитории, которые будут активно следить за вами. Установите с ними зрительный контакт. Так вы будете собирать понимание того, насколько «заходит» то, что вы говорите, а также создадите иллюзию общения со всем залом сразу (ведь не все в зале знают, что вы смотрите на кого-то конкретно).
голосования — попросите поднять руки, написать в чат о том, кто встречался с проблемой или решал нечто подобное, либо как кто-то оценивает свой уровень знаний относительно вопроса.
не пропускайте вопросы, если есть возможность — сопричастность действию для аудитории будет одним из лучших факторов вовлечения
Следите за тем, в какой позе вы находитесь, если выступаете в живую. Не принимайте закрытых поз (скрещеные руки и т.п.), активно жестикулируйте, используйте язык рук. Если ведёте вебинар, то следите за своими интонациями и акцентами, которые расставляете на словах. Тренируйтесь в речи, чтобы избавляться от паразитов типа «эээ», «ммм», «ну», «как бы». В этом поможет один простой факт: все эти паразиты заполняют речь тогда, когда вам нужно время (обычно пара секунд), чтобы сформулировать следующую фразу. Нет ничего страшного в паузах, не бойтесь их делать. Речь от этого не только не пострадает, но и станет более цельной и вдумчивой.
После выступления
Начните с простых шагов:
Отвечайте на вопросы. В случае с внешней аудиторией их, скорее всего, будет много. Не стесняйтесь выбирать и ограничивать. Но чем больше ответов, тем выше ваш рейтинг.
Если вы работаете не со своей командой, то обязательно оставьте свои контакты, чтобы люди могли вступить с вами в контакт.
Будет здорово, если будет видеозапись выступления, чтобы вы могли не только поделиться ею, но и сделать выводы о своей работе. В любом случае, собирайте отзывы и обратную связь и прокручивайте в памяти своё выступление, чтобы осознать, какие практики надо доработать.
Просите обратную связь и идеи о будущих докладах. Если слушатели хотят что-то поменять, не бойтесь это дорабатывать. Полученные отзывы помогут вам каждый раз улучшать содержание и расширять контекст.
Итого
Не бойтесь выступать и строить митапы. Делайте из этого шоу, стройте красивые выступления. Вместе с таким развлечением ваши слушатели получат полезные для себя знания. А как их привлечь, надеюсь, вы уже поняли!