методический семинар что такое

Опыт работы по организации, подготовке и проведению методического семинара «Психолого-педагогические условия развития индивидуального стиля участников образовательного процесса»

Организация и подготовка семинара

Информационный бум, появление новых педагогических технологий в условиях перегрузки и нарастающего дефицита времени преподавателей и мастеров производственного обучения ставит их в сложное положение. Сегодня нужно не просто информировать педагога о новейших образовательных технологиях. Необходимо создать систему научно-методической помощи для развития индивидуального стиля деятельности. Систему, которая смогла бы помочь ИПР эффективно решать проблемы, возникающие в повседневной педагогической деятельности, своевременно вскрывать противоречия, формировать новые потребности и мотивы в получении актуальных знаний, повышать уровень профессиональной компетентности.

Одной из форм методической работы профессионального училища № 42, направленной на развитие профессиональной компетентности преподавателей и мастеров производственного обучения, активизацию педагогических исследований являются обучающие методические семинары.

По продолжительности, семинары длятся один или два дня и проводятся в то время, когда занятия в училище идут только у учащихся первого или второго курса, а учащиеся остальных курсов находятся на производственной практике. В этот период все педагоги имеют возможность принять участие в работе семинара.

При организации семинаров по проблемам обучения важным условием является четкое распределение обязанностей между руководителями учебного заведения. Вопросы планирования и материально-технического обеспечения семинара относятся к компетенции директора и соответствующих служб. Организация подготовительных работ и проведение семинара осуществляется методической службой, под непосредственным руководством заместителя директора по научно-методической работе.

Первоначальным этапом подготовки семинара, по нашему мнению, должно стать изучение запросов преподавателей и мастеров производственного обучения в новых знаниях и умениях. Такое изучение мы организовали через анкетирование, индивидуальные беседы, заявки по существующим проблемам в самообразовании. На основе анализа и обсуждения материалов исследования была сформулирована тема семинара. По нашему мнению, работа семинара должна быть направлена на решение проблем, с которыми сталкивается преподаватель или мастер производственного обучения. Главная задача состоит в том, чтобы помочь педагогам осознать круг проблем в рамках тематики семинара и оценить возможности рассматриваемых технологий по их разрешению. Задача организаторов на данном этапе сводится к тому, чтобы определить, кто из членов коллектива работает над этими проблемами и на каком уровне. Создается команда из инициативных, творческих педагогов, у которых имеются наработки по данной теме или она представляет для них интерес.

После того как сформирована команда, сформулирована тематика, определены цель и задачи семинара, обсуждается оптимальная форма его проведения. Форма проведения занимает важное место в планировании семинара, так как от правильного выбора формы во многом зависит его результативность. Необходимо найти такую форму работы, которая обеспечит комфортность всем участникам семинара, предоставит возможность свободного обмена мнениями и опытом работы. Выбранная нами основная форма работы “мастер-класс” предоставляет каждому участнику возможность побывать в роли ученика, учителя и эксперта.

Необходимо также создавать условия, при которых у слушателей появляется желание отрефлексировать свою педагогическую деятельность и стремление что-то изменить в ней. Это в конечном итоге и обеспечивает развитие индивидуального стиля. Мы исходим из того, что каждый человек – это индивидуальность, уважая которую, можно многого достичь как в воспитании учащихся, так и в развитии собственного стиля педагогической деятельности.

Наряду с главной целью – повышения образовательного уровня участников, семинар позволил решить ряд не менее важных задач:

В некотором смысле неожиданным результатом этапа подготовки семинара явилось изменение системы взаимоотношений внутри авторского коллектива. Целенаправленная совместная деятельность позволила педагогам раскрыться с совершенно новой, до этого времени ни кому не знакомой стороны. Произошло сплочение авторского коллектива, повысилась ответственность друг перед другом, взаимовыручка.

Проведение семинара

Семинар “Психолого-педагогические условия развития индивидуального стиля деятельности участников образовательного процесса” проходил в профессиональном училище № 42 два дня. Программа семинара (Приложение 1) предоставляла возможность общаться, обмениваться мнениями, знакомиться с опытом работы ИПР училища.

При регистрации, каждому участнику был выдан бейдж с указанием его фамилии, имени, отчества, должности, учебного заведения и папка, в которой находилась программа семинара, блокнот для записей, ручка, а также тезисы предстоящих выступлений.

Семинар начался с просмотра видеофильма, посвященного 30-й годовщине города Усть-Илимска и 25-ти летнему юбилею профессионального училища № 42, что позволило создать необходимый эмоционально-психологический фон для дальнейшей работы.

Открыл семинар проректор ИПКРО г. Иркутска, заслуженный учитель РФ В.Н. Зимин, который в своем выступлении отметил актуальность рассматриваемых проблем, значимость тематики, необходимость внедрения эффективных педагогических технологий в учебный процесс.

Эстафета выступлений была передана директору, которая познакомила слушателей с историей и перспективами развития профессионального училища № 42.

Семинар проходил в два этапа: первый день работы был посвящен обсуждению психолого-педагогических условий развития индивидуального стиля учащихся, а второй – проблемам развития индивидуального стиля деятельности педагогов.

Аудитория, в которой проходила теоретическая часть семинара, была оснащена кафедрой, видеодвойкой и компьютерным проектором. Художник-оформитель училища делала зарисовки выступающих и слушателей. Проводилась фото- и видео- съемка.

После доклада заместителя директора (Приложение 2), по научно-методической работе посвященного теории вопроса, рассмотрение проблемы развития индивидуального стиля продолжалось в малых группах. Группы формировались по следующему принципу: каждый участник при входе в аудиторию получал жетон определенного цвета (красный, синий, желтый, зеленый) и занимал место за столом, соответствующим цвету жетона.

Команде поручалась одна из следующих ролей: Родители, Администрация, Учащиеся, Молодые педагоги. Было выдано практическое задание: разработать критерии и показатели индивидуального стиля деятельности. При этом необходимо было придерживаться ролевой установки. Дальнейшее обсуждение результатов работы команд позволило участникам рассмотреть вышеозначенную проблему с различных точек зрения.

Изучение теоретических аспектов развития индивидуального стиля завершалось презентациями “мастер-классов”. Время на одну презентацию – до 5 минут. Целью презентаций было ориентирование участников в поле проблем применения конкретной образовательной технологии и разделение участников семинара на две группы по интересам. Необходимость такого деления была обусловлена одновременным проведением “мастер-классов” (по 2 в день).

В программе семинара были представлены следующие “мастер-классы”:

“Метод проектов”, “Учебное сотрудничество”, “Игровые технологии”, “Технология блочно – модульного обучения”.

Содержание “мастер-класса” включало в себя три основных раздела:

1. Изучение, анализ и обсуждение эффективности рассматриваемой технологии с точки зрения развития индивидуального стиля деятельности учащихся.
2. Проведение урока с использованием данной технологии.
3. Самоанализ урока учителем и анализ его эффективности участниками семинара.

Работа каждого дня семинара завершалась “Панелью”. “Панель” – рефлексия в форме публичного выражения участниками своих чувств, впечатлений и мыслей, возникших в ходе работы семинара. Начинали “Панель” организаторы. Они выходили перед аудиторией, вынося с собой стул, садились и делились своими впечатлениями. К ним подключались остальные участники.

Как показал опыт, важным психологическим моментом явилась необходимость выхода и выступления перед малознакомой аудиторией. Тот, кто преодолел указанный барьер, получил дополнительную уверенность в своих силах, сделал еще один шаг на пути личного самосовершенствования и развития индивидуального стиля.

Так как семинар проходил в рамках опытно-экспериментальной работы по теме “Исследовательская деятельность как фактор повышения уровня профессиональной компетентности ИПР”, то педагоги–исследователи провели презентацию экспериментальных программ с целью публичного обсуждения и обмена опытом.

Закрывая семинар, В.Н. Зимин поблагодарил участников и организаторов семинара за хорошую работу, пожелал им здоровья и творческих успехов.

Опросы слушателей и их выступления на заключительной части семинара показали, что проведение обучающего семинара в виде “мастер-классов”, когда теоретические сведения подкрепляются практической работой в группах и наблюдениями открытых уроков по заданной технологии является весьма интересной и продуктивной формой его работы.

Программа семинара «Психолого-педагогические условия развития индивидуального стиля участников образовательного процесса”

Методический семинар
(для методистов, преподавателей, мастеров п/о)
г. Усть-Илимск, 22-23 декабря 2003 г.

21 декабря, воскресенье.

с 18.00 – Заезд участников семинара. Размещение

22 декабря, понедельник (день первый)

23 декабря, вторник (день второй)

«Круглый стол» – Добрынин В.И.

Подведение итогов работы и закрытие семинара – Зимин В.Н. (методический кабинет)

Управлять или подавлять? Есть ли между этими понятиями нечто общее или они из разных систем морально-психологических координат? В процессе работы семинара мы попытаемся вместе с Вами ответить на ряд вопросов:

Для начала проведем небольшой экскурс в историю.

В 1801 г. вышла в свет знаменитая книга Песталоцци «Как Гертруда учит своих детей», где он сформулировал основные принципы обучения. Песталоцци считал, что главная цель обучения – не столько накопление знаний, сколько развитие умственных, душевных и физических сил ребенка. Процесс обучения должен быть нацелен не столько на запоминание и усвоение знаний, сколько на развитие способности к самостоятельному мышлению и позитивному переживанию. Преподаватель должен любить своего ученика, более того, личность учащегося должна быть для учителя священной.

Одна за другой стали возникать школы, в которых преподавание велось в соответствии с принципами Песталоцци. В 1802 г. открылась такая школа в Аарау, неподалеку от Бургдорфа (в Бургдорфе работал сам создатель новой системы).

После провала на экзаменах в Цюрихский политехникум летом 1895 г. в школу Аарау поступил шестнадцатилетний Эйнштейн и пробыл в ней всего лишь год. Но этот год не пропал даром. В автобиографии, написанной перед вручением ему Нобелевской премии и рекордно сжатой – всего 14 строк, немногословный автор упоминает о школе Аарау, как важном этапе духовного становления [2].

Перед педагогической наукой и практикой встает проблема: каковы должны быть условия школьной жизни, чтобы каждый мог развить свои творческие задатки и превратить их в творческие достижения, не потеряв психического и физического здоровья?

Работа нашего семинара посвящена изучению условий развития индивидуального стиля участников образовательного процесса.

Одним из таких условий, мы считаем, является переход от субъект-объектных отношений в системе ученик-учитель – к отношениям субъект-субъектным. Сложность перехода к субъект-субъектным отношениям заключается в том, что невозможно внешними, по отношению к учащемуся, средствами и методами придать ему статус субъекта. В основе субъективности воспитанника – его внутренняя, сознательно принятая позиция, субъекта своего собственного развития, автора себя и своей собственной жизни.

Не менее важным условием мы считаем личностно-ориентированный характер процесса обучения. Личностно-ориентированный подход включает создание ситуации выбора, ситуации успеха.

Прежде, чем мы приступим к выявлению системы педагогических условий развития индивидуального стиля учащегося, введем понятия индивидуального стиля, его сущности, факторов, функций.

Категория “индивидуальный стиль” широко используется в различных сферах деятельности человека (философия, биология, психология, педагогика и т.д.). Поэтому можно определить это понятие как междисциплинарное, общенаучное. С одной стороны, это повышает значимость понятия “индивидуальный стиль”, а с другой – порождает вариативность подходов и интерпретаций:

Основу любых стилей (как коллективных, так и индивидуальных субъектов) составляют дифференцирующие признаки, являющиеся следствием предпочтением людей (А.В. Либин, И. Тэн).

В области психологии 20-го столетия проблемы стилевого разнообразия и стилеобразования исследовались в русле трех основных направлений:

методический семинар что такое

Проблемам развития индивидуального стиля человека посвящены работы А. Адлера, Г. Олпорта, В.С. Мерлина, В.В. Белоуса, Б.А. Вяткина, А.В. Либина.

В настоящее время выделены четыре принципа единой концепции стиля человека:

методический семинар что такое

На основе выделенных принципов в контексте единой концепции стиля человека, разработана, исследована и экспериментально обоснована иерархическая структура целостного индивидуального стиля субъекта, обозначаемая у разных авторов как “стиль жизни” (К.А. Абульханова-Славская), “стиль жизнедеятельности” (Б.Б. Коссов), “стиль человека” (А.В. Либин).

Пятиуровневая структура индивидуального стиля представлена на схеме:

Источник

Методические рекомендации

Конкурсное мероприятие «Методический семинар»

Семинар (от лат. seminarium – рассадник, переносное – школа) – один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении сообщений, докладов, рефератов, выполненных по результатам исследований.

В научных коллективах это традиционная форма повышения квалификации, ознакомление с работами коллег, форма коллективного, публичного рабочего обсуждения научной информации коллегами для формирования компетенции участников коллектива в объёме новых знаний, методов, для оптимизации взаимодействия по проектам и программам.

Методический семинар — это устное представление своего профессионального опыта как опыта, сформировавшегося при взаимодействии с коллегами: учителями различных предметов, педагогами и специалистами образовательных организаций разных типов и видов, родителями учеников, общественными организациями, работниками науки, культуры, сферы здравоохранения, представителями других сфер.

Основная идея методического семинара — раскрытие профессионального и методического потенциала конкурсанта посредством общения с аудиторией, умения применять инновационные технологии в своей практике. Можно использовать один из представленных алгоритмов для подготовки и проведения методического семинара.

Алгоритм 1

Алгоритм 2

— трудоёмкость осуществления (для учителя и учащихся);

— возможность и условия освоения

— название фактора успешности (что?);

— с какой целью и в какой последовательности его применяете (для чего?);

Конкурсное мероприятие «Методический семинар»

Регламент — до 20 минут, включая ответы на вопросы.

Методические рекомендации по проведению учебного занятия (конкурсного урока)

Понятие «учебное занятие» шире понятия «урок», который рассматривается как частный случай учебного занятия. Учебное занятие характеризуется двояко: как организационная форма обучения и как временной отрезок процесса обучения, способного отразить все его особенности.

Учебное занятие ограничено во времени (45 мин.). Оно должно стать иллюстрацией того, как в практической деятельности осуществляется все написанное и представленное в инновационном проекте. Важно в логической последовательности выстроить все виды конкурсных испытаний: представление инновационного проекта — учебное занятие — самоанализ учебного занятия или защита дополнительной образовательной программы – учебное занятие – самоанализ. Е.М. Пахомова рекомендует избегать повторов, как в описании опыта, так и в выступлениях перед аудиторией, «каждый новый шаг должен расширять и углублять Ваши позиции, вносить новые черты в Ваш личностно-профессиональный образ».

Требования к конкурсному учебному занятию

Конечно, такое занятие своеобразно по содержанию, ориентированному на незнакомых детей. Важно, не распылиться на множество проблем, понятий, вариантов: умение поставить цель, определить задачи и подобрать нужные для их решения средства вот залог успешности учителя на конкурсе. Разумеется, при этом необходимы такие качества, как способность к импровизации, умение слушать детей, чутко реагировать на их вопросы и ответы, но при этом не дать увести себя в сторону. Быть раскованным и сдержанным одновременно, спокойным, но оперативно ориентирующимся в реальной ситуации. Заметим, что одним из важнейших качеств учителя в любой конкурсной ситуации является умение держать себя в руках, управлять своим творческим самочувствием.

Необходимо отметить, что при всем различии предметов и образовательных областей для каждого учителя-конкурсанта является обязательным (и это входит в критерии оценки):

— глубокое знание своего предмета (заметим, что некорректное оперирование теоретическими понятиями, неточности, ведущие к искажению смысла, оговорки, речевая небрежность снижают уровень оценки работы учителя на уроке);

— грамотное, в соответствии с целью и задачами урока, использование новых современных или традиционных способов передачи знаний;

— коммуникативные способности, актерское и ораторское мастерство;

— умение получить результат в любой ситуации при любом уровне подготовленности детей (заметим, что ссылка на незапланированный уровень подготовленности детей некорректна).

Разумеется, каждый предмет имеет свое образовательно-информационное поле и требует использования специфичных методов, приемов, форм. Совершенно очевидно, например, что уроки физики, химии, биологии интересны (зрелищны!) и результативны, когда учащиеся включаются в экспериментальную, исследовательскую работу. Учитель интересен детям, если он сам в совершенстве владеет методикой демонстрационного эксперимента, так же как учитель музыки поет и играет на музыкальных инструментах, а учитель литературы владеет художественным словом. Каждый предмет должен отражать присущую только ему специфику.

Однако есть общий взгляд на учителя-победителя в предметной номинации: он неординарен в общении с детьми, он в своем предмете открывает новую страницу (в оригинальной трактовке произведения, в новой технологии, в использовании своеобразных средств передачи информации и т.д.), он интеллигентен».

Учебное занятие отличается и своим содержанием, рассчитанным на незнакомых детей. Надо умело поставить цель, определить задачи и подобрать нужные для их решения средства, что станет залогом успешности на уроке.

Учебное занятие проходит в школе, в классе, определённом заявкой, направленной участником конкурса в Оргкомитет. Тема должна соответствовать календарному плану изучения материала.

Самоанализ учебного занятия

Самоанализ проводится непосредственно после учебного занятия. Он представляет собой разбор и оценку учебного занятия в целом и отдельных его сторон.

Самоанализ учебного занятия как конкурсное мероприятие – это выступление педагога, проводившего занятие, и его беседа с членами жюри (что предполагает ответы на вопросы, необходимые для получения дополнительной информации о ходе и результатах деятельности учителя и учащихся на учебном занятии, об оценке успешности этой деятельности).

В ходе пятиминутного выступления педагог может высказать свои соображения по поводу уровня подготовки детей, с которыми пришлось работать, сравнить условия проведения конкурсного занятия с теми, в которых педагог работает на своём рабочем месте, поделиться своими неиспользованными находками (запасными методическими ходами). Кроме того, не нужно бояться указать на собственные ошибки – жюри воспримет это положительно. Следует помнить, что ссылка на незапланированный уровень подготовленности детей и другие «недостатки» класса некорректна.

Оценивается способность участника конкурса к рефлексии, умение увидеть ошибки и недочёты, определить уровень собственной успешности.

Педагогу важно, как говорят психологи, иметь «внутренний локус контроля», то есть искать причины эффективности или неэффективности своей деятельности в своих действиях.

Для конкурсанта важно логически выстроить все виды конкурсных испытаний: описание опыта работы – представление инновационного проекта – учебное занятие – самоанализ учебного занятия.

Ознакомиться с учебными занятиями участников конкурса «Учитель года России» вы можете здесь, здесь и здесь.

Источник

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемВарвара Сатина

Похожие презентации

Презентация на тему: » Конкурсное задание «Методический семинар» или несколько советов от методиста Пахомова Елена Михайловна, к.п.н. доцент кафедры педагогики и психологии АПК.» — Транскрипт:

1 Конкурсное задание «Методический семинар» или несколько советов от методиста Пахомова Елена Михайловна, к.п.н. доцент кафедры педагогики и психологии АПК и ППРО

2 Конкурсное задание «Методический семинар» Формат конкурсного задания: компьютерная презентация ( до 20 слайдов ) с объяснительной запиской (до 5 страниц) педагогического опыта работы участника финала, описание его инновационной методики и технологии, направленных на реализацию новых ФГОС Материал размещается на официальном сайте конкурса. Цель: демонстрация способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деятельности в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Критерии оценивания конкурсного задания: метапредметный подход, целостность, системность, новизна, результативность. Из Порядка проведения Всероссийского конкурса «Учитель года России «

4 Как представить свой педагогический опыт? Внимательно прочитайте, какие требования предъявляет к Вашему документу учредитель события, на котором Вы будете выступать. Вам предстоит создать документ, состоящий из двух частей, которые будут оцениваться

7 Обратите внимание! Ответ на многочисленные вопросы: можно ли вместо презентации создать видеоролик? Видеоролик не может заменить презентацию, но может быть вмонтирован в неё не более чем на 3 минуты звучания.

8 Обратите внимание! Материалы оцениваются экспертами заочно, до начала очного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России-2014». С ними знакомятся и члены жюри (возможно это будут другие люди), которые будут оценивать Ваш конкурсный Урок по предмету. Очень важно, чтобы методики и технологии, представленные на заочном этапе, нашли отражение в конкурсном уроке.

9 Система или отдельные компоненты? Заметим, что обобщению и описанию подлежат система или отдельные компоненты работы, которые стабильно дают положительные результаты.

11 Какое определение Вам ближе? СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь

12 Характеристики системы Система работы педагога состоит из следующих компонентов: 1) актуальность темы; 2) ценностные ориентиры и ведущая идея педагогической деятельности; 3) цель и задачи системы работы педагога; 4) технология реализации ведущей педагогической идеи; 5) новизна и продуктивность системы работы педагога.

13 На наш взгляд, можно пойти следующим путем.

14 От противоречия к концепции Вычленить противоречия, которые побудили Вас пересмотреть свои взгляды на преподавание предмета и выстроить иную иерархию целей, задач и условий по сравнению с традиционно предлагаемой в существующих программах и методиках. Таким образом, сложится концепция педагогической деятельности. Другими словами: как Вы пришли к своим открытиям?

15 Ведущая идея Определить и сформулировать сущность своего опыта, ведущую идею. Выделить составные части и выстроить их в логической последовательности.

16 Немного теории Описать «Теоретическую интерпретацию опыта» с отражением следующих составляющих: Актуальность (важность, значимость заявленной темы для настоящего момента, современность, злободневность); Новизна – уровни: открытие (новаторство); изобретение (преобразование); усовершенствование – адаптация известного опыта; Технологичность Результативность (достижение устойчивых результатов за 3 года в динамике не менее чем за 3 года, при этом указываются не только количественные показатели ЕГЭ и ГИА. Психологические данные исследует психолог (мотивацию, развитие памяти, внимания, мышления, степень комфортности учащихся на уроке). Трудоемкость (рациональность путей достижения результатов, энергозатраты, оптимизация процесса при условиях здоровьесбережения всех субъектов); Адресная направленность опыта. Возможность использования опыта другими педагогам (технологичность самого опыта и его описания).

17 Обратите внимание Чрезвычайно важно отразить: на какие научные исследования Вы опираетесь; кто из практиков был Вашим предшественником в поисках наиболее успешных способов обучения детей; как совершенствуется Ваш опыт….

19 4. Описать каждую составную часть Вашей системы (или компоненты учебно- воспитательного процесса), факторы успешности.

20 Структура описания Отразить факторы успешности представляемого опыта работы в следующем порядке: – название фактора успешности (что?); – с какой целью Вы его применяете и в какой последовательности (для чего?); – структура, состав, последовательность операций (как?); – что дает применение этого фактора (результат); – за счет чего Вы получаете высокие результаты? (условия эффективности).

21 Описать условия обеспечения успешной деятельности учащихся, при которых основным становится МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД в заданных Вами параметрах.

22 Описание опыта возможно (но могут быть и другие формы описания ПО) представлять в форме информационно- педагогических модулей, из которых складывается Информационная карта инновационного опыта или, в нашем случае, презентация.

23 Что такое ИПМ Под информационно-педагогическим модулем понимается «краткое, конструктивное описание информации. Основные характеристики ИПМ: логическая завершенность (информация в виде ИПМ должна носить целостный характер и содержать конкретную часть опыта, отнесенную к одному из компонентов учебно- воспитательного процесса или системы); информативность (информация, представленная в ИПМ, должна быть необходимой и достаточной для ее понимания и использования в практике); научность трактовки педагогических понятий и описываемых категорий.

24 Ведущие педагогические концепции: теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин); система развивающего обучения (Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов); проблемное обучение (М.Н.Махмутов, И.Я.Лернер, А.М.Матюшкин); программное обучение (Т.А.Ильина, Н.Ф.Талызина); развитие познавательного интереса (Г.И.Щукина); оптимизация обучения (Ю.К. Бабанский); методы активизации учебной деятельности учащихся (Т.И.Шамова, И.Ф.Харламов, А.К.Маркова) гуманизации как ведущей идея развития современной науки (Ш. А. Амонашвили, В. И. Загвязинский, Л.С. Выготский и др.) личностно-ориентированного образования (Н.И Алексеев, Е. В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.) другие

25 КАКОЙ МОЖЕТ БЫТЬ ЛОГИКА ПРЕЗЕНТАЦИИ?

26 1. Визитная карточка (1 слайд) Фамилия, имя, отчество, должность и место работы, стаж, сведения об образовании. Краткий рассказ о месте работы: город, село, основные достопримечательности, культурная и социальная среда. Неплохо показать несколько фотографий своей школы, кабинета, в котором Вы работаете. На слайде возможно разместить: свой портрет, жанровые фотографии, кредо, девиз

27 2. Тема опыта (1 слайд) Тема опыта должна четко обозначить основную характеристику (идею) опыта, область применения, характер решаемой педагогической или учебно-методической проблемы. Примечание. Это очень важный информационный слайд: эксперты так же, как все заинтересованные лица, при изучении презентации будут постоянно соотносить содержание с темой. Если представляемый Вами опыт имеет системный характер, то полученную последовательность можно назвать «Система работы. Если же Вы предполагаете описать только отдельные компоненты своего опыта (что случается чаще при описании опыта), то найдите для этого адекватное название: например Опыт литературно-краеведческой работы. или Опыт использования структурно-логических схем на уроках. Возможно в теме дать ответ на два вопроса ЧТО Для ЧЕГО делается. Например: «Использование технологии развития критического мышления для. ЧЕГО» «Развитие познавательной самостоятельности учащихся на уроках биологии средствами опорно-схематических конспектов» «Работа с одаренными детьми при изучении курса химии по системе О.С. Габриеляна в средней общеобразовательной школе» «Использование информационных технологий в преподавании истории как средство активизации познавательной деятельности учащихся»

29 3.2. Актуальность педагогического опыта. Справка Актуальность и, только ед., ж. Важность, значительность чего л. в настоящее время; соответствие запросам современности. Синонимы: злободневность Этимология: Производное от актуальный … Популярный словарь русского языка Актуальность АКТУАЛЬНОСТЬ (от позднелатинского actualis фактически существующий, настоящий, современный), важность, значительность чего либо для настоящего момента, современность, злободневность … Современная энциклопедия АКТУАЛЬНОСТЬ Следует раскрыть значимость выбранной проблемы, особенности её решения на современном этапе развития образования, аргументировать, её актуальность.

30 3.3. Характеристика противоречий (причин), которые привели к постановке проблемы. Необходимо показать какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике, решаются в данном опыте (Например, между объемом общественно-исторических знаний и объемом знаний, усваиваемых учеником; между индивидуальной познавательной деятельностью ученика, то есть теми уровнем, формами, методами познания, которыми он владеет, и общественно-историческим познанием, то есть теми уровнем, формами, методами познания, которыми ученик должен овладеть. Разрешение этого противоречия определяет темпы и степень интеллектуального развития ученика. Известно, что один и тот же по объему и содержанию учебный материал приводит к различным показателям умственного развития; между достигнутым уровнем развития ученика и выдвигаемой ходом обучения учебной задачей. Следует исходить из своих затруднений, наблюдений, убеждений.

32 4. Теоретическое обоснование педагогического опыта. (2 слайда) Дать характеристику ведущей идеи, подходов и принципов той научной школы, в русле которой разрабатывался педагогический опыт (какие теории, законы, закономерности творчески решаются автором) Необходимо продемонстрировать знание литературы по проблеме, умение её анализировать. Не перегружая слайд информацией, необходимо сделать ссылки на ведущих авторов, выявить общие и спорные тенденции позиции и, заявить о своей позиции, точке зрения.

33 4.2. Цели и задач педагогического опыта. Под целью педагогической деятельности понимается мысленное представление конечного результата. (Например: Представить свою систему работы по проблеме…., опираясь на научные труды и разработки.) Задачи, раскрывают, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута, избирая те или иные формы, методы и приемы. (Например: Адаптировать …подход (технологию) к условиям своей практической деятельности. Создать …(что- то своё).

35 5.2. Характеристика деятельностного аспекта педагогического опыта. Справка к описанию. Структура описания метода/приема, технологии и др. обучения/воспитания: Целевое назначение Место в структуре учебного цикла/воспитательного процесса Технология Результат автора Условия эффективности

37 5.4. Результативность опыта и достигнутые эффекты. Приводится доказательство эффективности проведённой работы по результатам диагностики уровня развития, обучения и воспитания детей. Описание диагностических методик, анализируются полученные на их основе результаты.

38 5.5. Характеристика прогностического аспекта педагогического опыта. Представить нормативную модель ожидаемого результата педагогической деятельности в виде уровневой структуры новообразований личности обучающегося, состоящей из определенной системы знаний и представлений, умений и навыков, способов и методов деятельности, смыслов и ценностных ориентаций, относящихся к той предметной области, которая составляет содержательную основу педагогического опыта.

39 6. Диссеминация педагогического опыта. (1 слайд) 6.1. Адресная направленность. Воспроизводимость 6.2. Трудоемкость опыта. Диссеминация педагогического опыта – механизм его внедрения, распространения. Указать адресную направленность: каким педагогам рекомендовано использовать этот опыт (педагогам с высокой планкой мастерства, начинающим педагогам и т.д.) определить область применения опыта. Проанализировать в чём состоят трудности при использовании данного опыта.

40 7. Литература (1 слайд) Литература включает те источники, которые использовались в работе (для написания теоретической части работы, для анализа собственного опыта).

41 Напутствие Дорогие друзья! Вы – талантливы и креативны! Вас одолевают невероятные идеи! Вы обладаете инновационным опытом! Вы умеете делать красивые презентации! И очень важно для конкурсанта: При всей серьёзности предприятия оставайтесь задорными, весёлыми и непохожими на других! Продемонстрируйте свою индивидуальность и пусть Ваша работа принесёт радость экспертам и высокие баллы Вам!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *