месяц под косой блестит а во лбу звезда горит что это значит
Что зашифровано в русских сказках. Ч. 4
В русских сказках много загадок.
Например, вот одна из них. Во многих сказках( в том числе и в знаменитых Пушкинских, взятых с рассказов няни Арины Родионовны-русской женщины) говорится о том, какие раньше на нашей земле рождались дети: У них «руки по локоть в золоте, ноги по колено в серебре, а по косицам белые звездочки». А еще «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит».
Недавно мне попалась расшифровка этих присказок («Русские обряды и праздники» Г Буенок).
Так, «руки по локоть в золоте» трактуется, как золотые руки, умелые. Ноги по колено в серебре. Это здоровые детки, так как по ранней весне они уже бегали босиком и в начале мая бегали, катались и кувыркались по росе. Эта майская роса считалась целебной и оздоровительной.
«По косицам белые звездочки означает волнистые (кудрявые) белые (светлые) волосы.
Поробуйте свои волосы рассмотреть на солнце. Если они каштановые, то соответственно увидете коричневые или рыжие звездочки на каждом волоске. Белые звездочки, соответственно, белые волосы.
По ТВ по первому каналу однажды шла какая-то передача на тему о толерантности в России. Выступавший гражданин рассужал о том, что Пушкин был остойным писателем, а Лермонтов вообще был ярым фашистом, так как плохо отзывался о чеченах, а в романе «Мцыри» грузинов вообще назвал трусливыми.
Затем он перешёл на русские сказки и сказал, что из них надо обязательно убрать ёлки и снег, потому что разные чёрные дети, у которых нет дома снега и ёлок страдают и мучаются, и это впрямую ущемляет их права и это совершенно нетолерантно по отношению к ним.
Напоследок, он умудрился ещё и РПЦ полить грязью, сказав что это организация откровенно фашистская, и надо чтобы она жила в мире и дружбе с сатанистами, любила их и уважала, потому что у них тоже есть права.
Может быть чего-то не понимаю я? Как такие рассуждения просачиваются на центральные каналы? Кому выгодны подобные выступления? Что вообще происходит с миром.
Оьвечаю сама себе:
Происходит то, что нас завоевали другие народы, имеющие другие ценности, и желающие наши ориентиры потопить в своих.
Но вернемся к сказкам, теперь к Пушкинским.
В черновой рукописи «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина имеется следующий эпизод, не включенный Пушкиным в окончательный текст:
В рукописи есть помета: «18 песнь сербская».Эта помета означает,что Пушкин собирался включить ее в состав «Песен западных славян».
С этим циклом сближает сказку и стихотворный размер.
Сюжет сказки взят..из померанской сказки «О рыбаке и его жене».
Пушкин, по видимому приписал ее происхождение древним жителям Померании славянам «поморянам».
Пушкин, свободно переделывая сказку, заменял западноевропейский колорит народным русским.
Вероятно поэтому он исключил из окончательной редакции эпизод о старухе, ставшей «Римской папой».
«Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит»
Недавно задумалась: а что это за странное описание царевны Лебеди?
Ну, насчет «звезды во лбу» я еще могу предположить: обруч со сверкающим камнем.
А вот что за месяц под косой? Я что-то не припомню такого украшения в русской традиции.
Спасибо.
9 ответов 9
Возможно имеется в виду кокошник, который во времена Пушкина был непременным атрибутом свадебного наряда в народной свадьбе. Свадебный кокошник обшивали жемчугом и зачастую более дорогими камнями («звезда во лбу»). Не брезговали в кокошнике ходить и дамы высшего общества (на картине изображена жена Николая I Александра Федоровна). Правда почему «под», а не «над» косой не знаю, возможно архаичная форма или под в значении «к» (подплечники, под это платье подходит. ). Других украшений похожих на месяц на Руси не использовали.
Добавлено после ответа Людмилы.
Последние две ссылки в её ответе вряд ли заслуживают хоть малейшего внимания. Не думаю, что имеет смысл всерьёз обсуждать изображение ауры ясновидящих, а также славян как потомков греческих титанов в Пушкинском творчестве.
Первая ссылка поинтересней, хотя притянутости за уши там тоже немало. Но стоящие мысли тоже присутствуют. В частности ссылка на запись сказки о царе Салтане в Литовской ССР в 1952-53 гг. записанную в ходе фольклорной экспедиции у местного русского населения (проживающего среди литовцев с XVII-XVIII вв. в отрыве от основной массы русского населения). Цитирую (выделено мной):
Т.е. Месяц и солнце здесь выступают не более чем метафоры. Что-то вроде красив как день и ночь. Видимо творческая переработка Пушкиным данного образа и стала основой для описания царевны.
Образ лебедя в русской и славянской мифологии связан со светлым и радостным началом. Царевна Лебедь Пушкина олицетворяет древнее светоносное Божество. Пушкин ничего не прибавил и не убавил к неувядающим народным представлениям о прекрасной волшебной Деве с горящей звездой во лбу, чья вселенская предназначенность выражается в следующих космических функциях: Днем свет белый затмевает, Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит.
«Светоносность» божеств объясняется современными философами как светящаяся аура. Вот у А.Херсонова:. http://eikenclub.ru/nepoznannoe/10785-a-vo-lbu-zvezda-gorit.html
Возможно, месяц под косой символизирует ослепительно-золотистый цвет волос.
Царевна-лебедь у Пушкина – трудолюбива и покладиста. «Во влбу звезда горит» означает, что девушка встает рано утром, с первой звездой, а «месяц под косой» – что ложится поздно ночью, когда месяц/луна уже светит на небе во всю силу.
Месяц под косой — это мусульманское украшение. Вот и отгадка. Дева была особенной красоты, потому что вообще она не была русской.
А звезда во лбу — тюркское женское украшение, диадема. Обязательно изготавливалась с камнем в середине.
А Лебедь она потому, что женственна была.
Особая. Необыкновенная. Шамаханская царица.
А во лбу звезда горит
Знали бы вы, чем дышите…
В переводе с греческого языка слово «АУРА» означает «ветерок», «дуновение». Столь необычный «ветерок» появляется у новорождённого с первым вдохом и выдохом и успокаивается лишь с последним старческим выдохом. Что, безусловно, указывает на чрезвычайную значимость «ауры» и принадлежность всему живому. Не отсюда ли в народе возникло любопытное выражение «узнать, чем дышит человек»?
Аура в народных выражениях
В сказке «О царе Салтане» Александр Сергеевич Пушкин, описывает заморскую царицу, от которой «неможно глаз отвесть». И, между прочим, упоминает: «Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит». Что это? Изыск поэтического красноречия или нечто большее? Пушкинская «звезда во лбу», по-видимому, нечто большее, чем желание поэта выразиться «поизящнее». Хотя бы потому, что по утверждению ясновидящих, в центре лба, на месте некогда существовавшего у человека «третьего глаза» находится синего цвета чакра АДЖНА. И как раз в форме звезды!
Но, оказывается, это не единственная потаённая «звезда» человека. В форме звезды имеют ауру и сами ясновидящие, а это уже наводит на размышления. Выходит, не простой была пушкинская заморская царица!
Сегодня уже многим известно, что помимо физического тела, у человека имеются и другие «тела». Одним из них как раз и является «аура», по форме напоминающая обволакивающий человека «кокон».
По сути, это переработанная и отражённая человеком космическая энергия, своеобразный энергетический «выдох» тела. У каждого человека, разумеется, своя индивидуальная аура, различающаяся по форме, плотности, цветовой гамме и другим свойствам.
В самом деле, почему в народе говорится «почернел от горя», но «позеленел от зависти или злости»? Почему можно «побелеть от страха», но «побагроветь от гнева», а мир видеть сквозь «розовые очки»? А ведь в каждое из упомянутых выражений вкладывается определённый смысл.
Ответы на многие вопросы мы находим в теории и практике так называемого «аурического зрения», которым от природы наделяются особо одарённые люди.
Обсуждая тему «аура» со знакомыми экстрасенсами, я узнал немало интересного. Так известная московская писательница, автор книг на темы эзотерики («Экстрасенсы времён апокалипсиса», «Древние тайны армянских фамилий», «Краткая история арийской расы») Алла Константиновна Тер-Акопян рассказала автору, что впервые увидела ауру в 33 года, в так называемом «возрасте Христа».
И это была аура летящей над морем чайки, аура ярко-зелёного цвета.
Мой знакомый «паранормал» москвич Евгений Гоцкало в молодые годы, сидя перед экраном телевизора, ради любопытства заставлял «сбиваться» читающего текст диктора. Евгений рассказывал, что чаще всего наблюдает ауру в виде серой дымки, окружающей голову человека.
Но вернёмся к любопытным выражениям, связывающим цвет и психическое состояние человека. Оказывается, именно содержание мыслей формирует цветовую гамму ауры. Если у человека «чёрные мысли», полные злобны, ненависти, мстительности или преступных намерений, то в ауру посылаются тёмные цвета. Они-то и воспринимаются внутренним зрением некоторых особо одарённых людей.
Не потому ли Антон Павлович Чехов в перечень всего, что «должно быть прекрасно в человеке», отдельной строкой прописывал «и мысли»?
Аура по-существу
Считается за благо, когда аура округой формы. Это указывает на близость к совершенству и внутреннюю самодостаточность. Аура в форме треугольника признак того, кто встаёт на защиту других или же сам находится под защитой. И, как было сказано вначале, аура в форме звезды наблюдается у сверхчувственных людей, тех, что принято называть экстрасенсами.
Если в ауру вкраплена «стрела», то это указание на эмоциональные непосильные нагрузки, проживание в состоянии стресса. Аура в форме креста бывает у нерешительных и инертных натур, а в виде «кольца» у натур рассудительных и серьёзных. Считается, что символы-знаки, встречающиеся в ауре, свидетельствуют о духовности и интеллектуальном потенциале человека.
О важном значении ауры в установлении «мостика» между человеком и Космосом говорит Е.И.Рерих: «Они (Великие Учителя) видят зарождение чувств и импульсов в наших аурах и стараются пресекать нежелательные проявления в самом их зачатке, потому и предупреждают нас относиться со всей сердечностью и осторожностью к сотрудникам»[2] .
Но, чем выше в человеке духовный потенциал, тем больше объём его ауры, тем она более плотнее, однороднее, не содержит цветовой пестроты, представлена из 3-4 «главных» красок.
На вкус и цвет ауры нет?
Из вышеприведённого свидетельства можно заключить, что важнейший помощник Рерихов Генри Уоллес являлся ясновидцем духовного озарения.
Однако, мутно синий цвет ауры является признаком людей разочаровавшихся в жизни.
Попробуем перевести на язык психологии цвета ауры Е.И.Рерих, обозначенные Наставником Света в 1924 году. «Читаем» обозначенные цвета сверху вниз: «Человек духовного озарения и человеколюбия, более того, огромного заряда человеколюбия, переходящего в обострённую чувствительность, подкреплённую духовностью и даром интуиции».
Об обостренной чувствительности Е.И.Рерих, выявленной её аурой, можно судить исходя из следующего признания: «Трудны мне ауры многих людей, а тут пришлось встретиться со многими совершенно ненужными людьми, и результатом было необычайное напряжение нервов, во время которого я, как говорится, вышла из строя на несколько дней»[4].
Подробнее остановимся на «сером» цвете. Не зря же существует выражение «серенький человек»! Вспомним, что Евгений Гоцкало чаще всего наблюдал людей с серой аурой. Что же за люди окружали Евгения? Это были самые обыкновенные обыватели, поскольку серый цвет ауры представляет «цвет» косности, отсутствия воображения, а мутно-серый страха и меланхолии.
Заинтересованного темой читателя приглашаю к знакомству с книгой американского парапсихолога Ричарда Вебстера «Чтение ауры», из которой и автор почерпнул немало любопытного.
Современный писатель Сергей Лукьяненко в культовых «Дозорах», как заправский «ауровед», показал читателю способность Антона Городецкого «читать ауру» персонажей книги.
Читаем ауру
Как, например, описывает Е.И.Рерих «высокую, напряжённую ауру»? «Аура не только вибрирует, но светит всеми цветами радуги, уявляя иногда лучи из оплечий, когда дух устремлён к высшим мыслям и эмоциям. При возрастающей духовности появляются над головой и разные диадемы. Сначала один сверкающий круг над головой или два, и даже три, или один сплошной диск. При Огненной Йоге круг имеет огни, которые производят впечатление драгоценных камней. Заградительная сеть явлена маленькими огненными язычками. Три круга образуют как бы одну тиару, но, конечно, при очень высокой степени Огненной Йоги. Много красоты в мирах Надземных».
А как выглядит аура обыкновенного человека? Ответ будет таков: «Аура людей среднего уровня сознания и невысокой нравственности имеет форму аурического яйца, и свет её довольно тускл, и часто она бывает пятнистой, с неприятными цепкими образованиями в ней».
Несмотря на то, что понятие «аура» известно с незапамятных времён, но только сравнительно недавно, с наступлением эры компьютеров, удалось получить фотографию ауры, а следовательно, и уникальную информацию о человеке.
Но только ли с просветительной целью посещал американскую тюрьму Ричард Вебстер? Вероятнее всего, в исследовательских целях, в попытках поставить новейший ауроскопический метод на службу органам правопорядка.
Представим себе ситуацию. Совершено кровавое преступление, в котором подозреваются три человека. Ни один из них не имеет алиби. Кто преступник? Подозреваемых «по горячим следам» сажают в специальное кресло, пальцы рук помещают в устройство для снятия электрического сигнала подаваемого на компьютер, который включается в момент фотографирования ауры и через 2-3 минуты многоцветная фотография ауры, окутывающая головы подозреваемых готова. Тот, у кого в ауре обнаружатся свежие и выразительные цвета «корысти и страха» и будет подозреваемым №1.
Определить врачу, идёт ли в больной «медленно, но верно» на поправку или его состояние прогрессирующе ухудшается, не трудно. Для этого достаточно периодически делать и анализировать фотографий ауры больного.
Царевна Лебедь.
Любимая и знакомая с детства «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» создана А.С. Пушкиным в 1831 году.
Героиня сказки А. С. Пушкина, прекрасная царевна Лебедь — поэтический образ прекрасной Девы из древнерусского фольклора, возникающей из глубины морских вод и белоснежной морской пены. На удивительной картине Михаила Александровича Врубеля Царевна Лебедь предстаёт перед нами в туманном, белокрылом одеянии утренней Царицы Зари-Зоряницы, величаво выплывающей из тьмы ночи или сияющей вечерней Царицы, уходящей в ночную тьму и бросающей свой прощальный взгляд, полный грусти и доброты.
В прекрасном образе юной Девы воплощён символ русской девичьей красоты, величия и таинственной прелести русских сказочных красавиц.
В славянской мифологии гусь и лебедь имеют дар речи.
На ведическом санскрите:
Лап, лапат — lap, lapat – лебедь, (от слов: лопотать, лопот)
Лапат — lapat – лопотать, лепетать, лепет
Лапьяти – lapyati – лопотать (родственные слова: лопотать, лебедь)
О Царевне Лебедь читаем у Пушкина:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Давайте представим себе, что мы лингвисты из Индии, нашедшие надпись на неизвестном языке, родственном санскриту. Давайте, как индийские лингвисты, попробуем применить санскрит, для чтения пушкинских строк.
Месяц под косой блестит
А во лбу звезда горит
Корреляция между J и Z не редкость между славянскими яз. и санскритом.
Звук «л» мог быть потерян в медиальной позиции, ведущие к «жва:да» = зва:да (*jva:da — zva:da) = звезда
Итак, мы обнаружили, что все слова поэтических пушкинских строк родственны санскриту:
Māsa pāda keśa bhlāśate
A … svasti+da ghаrati
А сама то величава
Выступает, будто пава
А — a – а, и (союз)
Сама – sama – точно, как
то – to — то
Величава – balaja+vа – власть, сила, мощь+как
Вы+ступает — viś+step – плавно двигаться, выступать
Будто — bhūta — быть или быть как…
Пава – pava – чистый воздух, ветер
Павана – pāvana — чистое, святое, живущее на ветру; богиня или Ганг
Павна — pavna — ручей, поток (dial.)
Павана — pavana – вода, чистая и прозрачная
Павана — медленный танец процессии распространены в Европе в 16 веке (эпоха Возрождения).
Пава – павлин в древности считался символом бессмертия.
Павана — Pavane — медленный церемониальный танец, распространены в Европе в эпоху Возрождения в 16 веке.
Итак, все слова поэтических пушкинских строк родственны санскриту:
А sama to balaja+vа
viś+step bhūta pava
А как речь то говорит,
Словно реченька журчит
А – а – а, и (союз)
как – kaḥ – как, подобно
речь — ṛc – речение, произнесение священного стиха
говорит – gava (go) – говорить на распев, торжественное песнопение,
щравана — śravaṇa – тот, кто услышал слово знания (см. славяне)
Щраваха — śravaḥ — громкая хвала (Слава), хвалебная слава
Щраванья — śravaṇīya — Славяне, означает «славные»
Щравана — zravaNa — «приобретение знания, мудрости», учение, «приобщение к ведам»
Щраваньа — śrāvaṇa — учить, «приобщаться к ведам»
Итак, мы обнаружили, что все слова поэтических пушкинских строк родственны санскриту:
А kaḥ ṛc ta gau+iyarti
śravaṇa ṛc+ka jarcati
Если Вас спросят какие слова ведического санскрита вы знаете в русском языке, вы можете смело читать Пушкина: » За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит».
Каждое слово поэтических строк Пушкина имеет корни в ведическом санскрите, на котором написана «Риг-Веда»!
Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает:
Люди женятся; гляжу,
Неженат лишь я хожу».
— А кого же на примете
Ты имеешь? — «Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает —
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
Только, полно, правда ль это?»
Князь со страхом ждет ответа.
Лебедь белая молчит
И, подумав, говорит:
«Да! такая есть девица.
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь,
Да за пояс не заткнешь.
Услужу тебе советом —
Слушай: обо всем об этом
Пораздумай ты путем,
Не раскаяться б потом».
Князь пред нею стал божиться,
Что пора ему жениться,
Что об этом обо всем
Передумал он путем;
Что готов душою страстной
За царевною прекрасной
Он пешком идти отсель
Хоть за тридевять земель.
Лебедь тут, вздохнув глубоко,
Молвила: «Зачем далёко?
Знай, близка судьба твоя,
Ведь царевна эта — я».
Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Князь царевну обнимает,
К белой груди прижимает
И ведет ее скорей
К милой матушки своей.
Князь ей в ноги, умоляя:
«Государыня-родная!
Выбрал я жену себе,
Дочь послушную тебе,
Просим оба разрешенья,
Твоего благословенья:
Ты детей благослови
Жить в совете и любви».
Над главою их покорной
Мать с иконой чудотворной
Слезы льет и говорит:
«Бог вас, дети, наградит».
Князь не долго собирался,
На царевне обвенчался;
Стали жить да поживать,
Да приплода поджидать.
Александр Сергеевич Пушкин. СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ, О СЫНЕ ЕГО СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ БОГАТЫРЕ КНЯЗЕ ГВИДОНЕ САЛТАНОВИЧЕ И О ПРЕКРАСНОЙ ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+