мещера что значит слово
Значение слова «мещера»
мещера
1. собир. древнее финно-угорское племя, обитавшее на территории современной России
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: прощёлкать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «мещера»
Предложения со словом «мещера»
Цитаты из русской классики со словом «мещера»
Понятия со словом «мещера»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «мещера»
Работа или держит на привязи в городе, или так далеко отсылает – не то что слова мещера, русскую речь не каждый день слышишь.
– Да, непростой народ мещера. Гордый.
То, лесная мещера его нашла и в свою глухую деревню притащила.
Синонимы к слову «мещера»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Мещера
Смотреть что такое «Мещера» в других словарях:
мещера́ — мещера, ы … Русское словесное ударение
мещера — мещера, мещеры, мещеры, мещер, мещере, мещерам, мещеру, мещеры, мещерой, мещерою, мещерами, мещере, мещерах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Мещера — ж. Древнее племя финно угорской языковой семьи, жившее по среднему течению реки Оки. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
мещера — сущ., кол во синонимов: 3 • мещёра (1) • племя (116) • равнина (26) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Мещера — Мещёрская низменность Мещёра (национальный парк), Владимирская область Мещёрский (национальный парк), Рязанская область Мещера (племя) древнее финно угорское племя Мещёра (этнографическая группа русских) … Википедия
Мещера — древнее племя, жившее в 1 м тыс. н. э. по среднему течению Оки. Говорило на языке финно угорской группы. По археологическим данным, с М. связаны могильники и городища 2 12 вв., расположенные по среднему течению Оки. Культура М. была… … Большая советская энциклопедия
мещера — мещер а, ы (племя) … Русский орфографический словарь
мещера — (1 ж) … Орфографический словарь русского языка
мещера — и, ж. Те саме, що мещеряки … Український тлумачний словник
Мещера — іменник жіночого роду регіон у Росії … Орфографічний словник української мови
МЕЩЕРА
мещера ж. Древнее племя финно-угорской языковой семьи, жившее по среднему течению реки Оки.
Мещера
Мещера́
название района Приочья, а также древнего фин.-уг. племени, обитавшего в этом районе (Ряз., Тамб., Пенз. губ.), к юго-вост. и востоку от мери (см. ме́ря), др.-русск. мещера (свидетельства XIV–XVI вв.; см. Барсов, Очерки 240 и сл.). По мнению Микколы (FUF 15, 62), тождественно названию Imniscaris – один из народов, подвластных Эрманариху (Иордан, Get. 22), которое он толкует как морд. *ḿeškär «пчеловод» от ḿеš, ḿеšk «пчела»; ср. словоупотребление мещерские бортники (см. Барсов, там же). Этот район подчинили себе половцы (см. Расовский, Semin. Kondakov. 9, 81), чем объясняется тюрк. характер позднейших мещеряков в бывш. Ряз., Пенз., Симб. губ.; см. Корш, Этногр. Обозр. 84, 116; ср. также Ахмаров, FUF Anz. 8, 22; Корш, AfslPh 8, 644. Отождествление мещеры с меланхленами Геродота (4, 107) лишено основания, вопреки Кузнецову (Этногр. Обозр. 86, 223). От мещера произведены меще́рый «неучтивый, невежливый, неуклюжий», сарат. (Даль), меще́рник «кислая почва, негодная для земледелия и лугов», ряз. (Даль), ср. также мещо́рка «ящерица», диал. (где?), табуистическое название вместо ящерка; см. Зеленин, Табу 2, 53.
••
[Воронин («Литер. Мордовия», No 14, Саранск, 1957, стр. 218) приводит в поддержку этимологии от названия пчелы сближение названия буртас (тат. муртас, мортас, мртас) с тат. диал. мурта «пчела», а также бортническую топонимику Среднеокской низменности. Впрочем, вероятное тождество названий Мещера, мишари и упоминаемых в летоп. под 1551 г. во время похода на Казань мачяр, мажар заставляет видеть источник этих слов в этнониме венгров – mеgуеr, mаgуаr; см. Куфтин и Толстов, сб. «Культура и быт населения Центрально-промышленной области (этнологич. исследования и материалы)», М., 1929, стр. 138 и сл. и 159. См. далее Перени, «Studiа Slavica», 2, 1956, стр. 4. – Т.]
Сохранились ли следы народа, который некогда в том краю был известен под именем мещеры?Пр12.
Городок Мещерино-1
Меню навигации
Пользовательские ссылки
Информация о пользователе
Откуда произошло название?
Сообщений 1 страница 6 из 6
Поделиться110-12-2007 14:11:19
Мещера
Письменные источники
Первое русское летописное упоминание о мещере содержится в «Повести временных лет» (11 в.), где это племя упоминается вместе с мерей и муромой, как данники киевских князей. В отличие от этих двух других финских племён, мещера упоминается и в более поздних русских документах 13-15 веков, причём во времена похода Ивана Грозного на Казань А.М.Курбский прямо указывают на существование «мордовского» языка в Мещерской земле. Учитывая, что уже в те времена единого «мордовского» языка не существовало, то вполне вероятно, что русский боярин мог назвать мордовским языком мещерский, близкородственный эрзе и мокше. Интересным документом в этой связи является договор между Дмитрием Ивановиче Донским и Олегом Ивановичем Рязанским 1382 г. о разделе земель с упоминанием проданных незадолго до этого Москве части владений мещерского князя Александра Уковича. Некоторые данные о мещере могли сохранится и в арабских источниках, так как есть указания на то, что до мещерских земель доходили мусульманские проповедники.
Когда исчезла мещера?
Мещера правобережья Оки, по данным захоронений Окско-Рязанских могильников, исчезает к 10 веку. Заметим, что речь идёт здесь о лучших лесостепных и пойменных землях. Несомненно, что последняя и растянувшаяся более чем на половину тысячелетия стадия исчезновения мещеры как народа со своим языком и обычаями происходила на северном, левом берегу Оки, в болотной мещерской стороне, наименее привлекательной для наступавших с юга славян-земледельцев. До какого времени в отдалённых поселениях этого края мог сохраняться мещерский язык? В середине 19 в. литератор М.Баранович описывая Рязанскую губернию сообщал следующее: «мещера жила в основном по рекам Пре, Ялме, возле великих и малых озёр у южных границ Владимирской губернииЩ что касается до мещеряков, то личность их в этих местах носит грустное впечатлениеЩ народ в этих местах мелок, слаб, не развит.» О мещере как о народе Баранович упоминает как о прошлом, хотя и недалёком, ещё живущем в местном предании.
В 16 веке на лесных землях к северу от Оки мещера ещё сохранялась со своим языком и верованиями. Об этом косвенно свидетельствует закладка Николо-Радовицкого мужского монастыря, в задачи которого входило обращение в язычников в православие, а также указывают русские документы времён Ивана Грозного.
Сегодня мы можем только предположить, что мещерская речь перестала звучать в самых глухих, северных местах расселения племени около 17 века.
Археология
Большая часть данных о мещере существует благодаря археологическим источникам. Археологические открытия мещерского наследия начались случайно, когда в 1870 году в селе Жабки Рязанской губернии (ныне Егорьевский район Московской области) был вскрыт грунтовый могильник 5-8 веков с погребальными женскими бронзовыми украшениями угро-финского типа. За этими находками последовали другие, аналогичные в Рязанской и Владимирской губерниях. Их сходство с жабкинскими позволило говорить об отдельной мещерской материальной культуре средневековья.
Почему исчезла мещера?
Обычный ответ на этот вопрос в литературе формулируется двумя словами: славянизация и ассимиляция. Более-менее известна хронология этого процесса, но очень мало известно о том, как он протекал. Известно, что в 9-10 веках прекратились мещерские захоронения по берегам Оки и на месте мещерских городищ разместились славянские. В это время с юго-запада по Оке двигаются варяги, устанавливающие своё государственное устройство и многочисленные земледельцы-колонисты вятичи. Как складывались взаимоотношения с мещерой у тех и других? У мещеры на берегах Оки к тому времени были и военная знать, и достаточно простых членов племени владевших копьями и луками. Была ли связана смена материальной культуры местного населения с его уничтожением или это был процесс заимствования нового?
Однозначных ответов на эти вопросы пока нет, хотя бескровная ассимиляция в средневековой Восточной Европе представляется плохо. Что касается мещеры, которая жила на левом берегу Оки или частично ушла туда, то процесс эволюции материальной культуры прослеживается там более плавно. В этих непривлекательных для славян краях, порождавших мрачные легенды о соловье-разбойнике, история дала ещё несколько столетий для существования самобытной мещерской культуры и собственного образа жизни. Считается также, что часть мещерского населения ушла дальше на север и восток, но также впоследствии была ассимилирована в различной степени русскими и татарами.
Этнография
Для этнографов «мещера» означает прежде всего своеобразное коренное русскоязычное население глубинки лесного края, лежащего на границе Московской, Рязанской и Владимирской областей. Этнографы также выделяют островки расселения мещеры в Тамбовской, Пензенской и Саратовской областях. Нет сомнения, что речь идёт о прямых потомках волго-финоязычной мещеры, однако этнография советского периода предпочитала говорить о мещере как о локальной этнической группе русского народа, возникшей в результате ассимиляции.
Эта этническая русскоязычная мещера сохранила некоторые черты внешнего облика: невысокий рост, тёмные волосы. В некоторых случаях присутствует особый «цокающий» говор. Есть некоторые своеобразные черты сельского жилища. Среди мещеры много охотников, рыбаков и пчеловодов.
Возможно, что само слово «мещера» является видоизменённым самоназванием племени и родственно современному мокша-мордовскому «меш» (пчела) *) и самоназванию «эрзя», которое восходит к эрзя-мордовскому «эритзя» (житель). Меш-эрзя, пчелинные жители, пчеловоды. Примерно так могли называть себя древние жители рязанского Поочья, района до сих пор славящегося своим пчеловодством.
История происхождения имени «Мещера».
Под «Мещерой» в настоящее время понимается территория Мещерской низменности, расположенной в междуречье рек Оки и Клязьмы. Но исторически этим именем обозначалась гораздо более обширная территория.
Затем предки венгров ушли в Паннонию, основав там собственное государство, существующее и по сей день. Мещеряки оказались на Средней Оке и были полностью ассимилированы русскими. Часть племен, оставшаяся на Волге, участвовала в генезисе волжских тюркских народов, образовав соответствующие группы в их составе. Мещера как этническая целостность упоминается в русских источниках до конца XV века. Правда, прозвище «мещеряк» встречается в русских документах частных лиц и двумя веками позднее. Давалось ли это прозвище по этническому или географическому признаку, определенно сказать нельзя.
Так или иначе, все три версии имеют равное право на существование.
Независимое мещерское княжество просуществовало до конца XIV века. Территория его в это время постоянно уменьшалась, и причиной тому были не военные поражения от Рязани или Москвы, а продажа земель. Так, территория Рязанской Мещеры в ее границах XIV-XVII вв. (т.е. без Егорьевска, Тумы, Гусской волости и Касимова), видимо, была куплена у мещерских князей Олегом Ивановичем Рязанским после 1382 г. А коломенская волость Мещерка (Мещерская), скорее всего, купля великого князя Московского Ивана Ивановича, совершенная до 1358 г.
После 1392 г. Мещерское княжество уже находится в вассальной зависимости от Московского. Последние сведения о мещерских князьях как о владетелях Мещеры относятся к 1483 году. Родословная роспись указывает, что утрата ими княжества произошла во времена Ивана III, которому князья Мещерские променяли свои владенья на вотчины в других регионах Московского государства. Видимо, причиной этого стало решение московских правителей размещать в Мещере выезжавших на Русь татар, основание так называемого «Касимовского царства».
Мещерский уезд являлся основной территорией бывшего княжества. Он располагался восточнее Рязанского уезда и представлял из себя, пользуясь терминологией того времени, «город», т.е. выставлял во время военных кампаний отдельный отряд дворянской конницы.
В начале XVIII в. такая административная единица, как Мещерский уезд, была ликвидирована. И название «Мещера» применительно к этой территории перестало употребляться. Но оставалась еще Рязанская Мещера, как обозначение рязанского левобережья Оки. С включением в состав Рязанской губернии Егорьевска, Тумы и Касимова данное имя распространилось и на эти земли. А с определением Мещерской низменности как географического объекта, Мещера приобрела современное значение.
Поделиться226-01-2008 00:07:05
А вот откуда произошло название города Ступино:
Историческая справка.
Впервые упоминается в 1507.г в жалованной грамоте великого князя Василия Ивановича игумену Белопесоцкого монастыря Владимиру на «починок Ступинский» и другие селения,им основанные. В 1511 г.это уже деревня Ступинская. К 1532 г деревня Ступино. Название с тех пор закрепилось и никаких изменений не претерпевало до XX в., когда рядом был образован город, принявший то же название в 1938г.
По народному преданию, в селении был жестокий помещик на одной ноге (вторая деревянная), имевший поэтому прозвище Ступа. От него деревня и получила название.
Поделиться307-11-2008 21:14:35
Исторические этюды. с. Мещерино
Евгений Родионов
Храмы и сёла Земли Ступинской. Исторические этюды.
Храм Рождества Богородицы. Село Мещерино.
* * *
Давно заметил, что историческая наука весьма напоминает сказку о голом короле –
если писатель и историк, начала XIX-го века Н.Д. Иванчин-Писарев считал, что село Мещерино на реке Северке, это то самое село, которое упоминается в духовной Дмитрия Донского под именем Мещерка, то «Мещерка», та самая Мещерка Дмитрия Донского – это волость, оказывается, Коломенская и к нашему Мещерино на реке Северке никакого отношения не имеет. Хотя многие так этого до сих пор и не различают. А история Ступинского Мещерино совсем иная. А подобные казусы давно не редкость в исторической науке. или я не прав. тогда бросьте в меня камень.
Понятно, что очень хочется почувствовать свои корешки там, в древних первоистоках, прикоснуться к тем местам, к которым прикасались святые, пройти по тем тропам, по которым ходили они, но чисто теоретически, не хватит жизней святых и праведных даже на секунду отметится там, в тех местах, присутствие в которых им приписывают, да и так ли это нам необходимо – ведь они ВСЕ наши, РУССКИЕ СВЯТЫЕ и принадлежат НАМ и ЗЕМЛЕ НАШЕЙ. простите.
А вот, вашему вниманию предлагается иная версия села Мещерино:
В писцовых книгах от 1577-го года записано – «Песоченского стана село Мещериново на реке Северке вотчина Домны Шереметьевой да её сына Фёдора». А далее из исторических документов нам известно, что фельдмаршал Борис Петрович Шереметьев получил Мещерино в наследство от дяди, Петра Васильевича Шереметьева (Меньшого), который стоял во главе Поместного приказа и в 1691-м году он по поручению императора Петра I, на основании указа, обязан был собрать средства, чтобы с каждых 10000 дворов помещичьих крестьян строить корабль.
А императрица Екатерина II даже дважды оказывала честь своим посещением села Мещерино. В первый раз на пути в Коломну в 1764-м году и во второй раз в 1775-м году. Её Величество принимал граф Пётр Борисович Шереметьев.
В конце XVII-го века усердием графа Б.П. Шереметьева был построен каменный храм во имя Рождества Богородицы. Достраивал храм его сын Сергей Борисович.
А сам Б.П. Шереметьев, уступив свою половину имения брату, посвятил остаток жизни молитве и заботам о нищих и обездоленных.
В храме стоял богато украшенный иконостас, подаренный, по преданию, Борису Петровичу самим Папой Римским и ещё, особо почитаемая древняя храмовая икона Рождества Богородицы, от которой, по приданию, происходили исцеления больных, в частности, зафиксирован факт исцеления в 1691-м году, женщины не ходившей в течении пяти лет.
1824 г. крепостной Шереметевых Яков Ермаков, вдруг завел в селе ткацкую мануфактуру, которая стала самой большой в округе. Он сам выкупился на волю, а затем купил и само село.
А вот иная, на наш взгляд более интересная и правдивая версия этого стремительного обогащения, очень напоминающая «наших» березовских, ходарковских, абрамовичей, гольдштейнов, стрибнеров, грефов, немцовых, чубайсов и прочего демоворья.
В начале XIX-го века, село вдруг, эдак неожиданно, на очень короткое время, получило двойное название – Мещерино-Ермаково (ну сейчас бы это звучало не менее интересно – Росс-Путино. а. страшно?)
К общепринятому названию Мещерино прибавилась фамилия бывших Шереметьевских крепостных крестьян Ермаковых, неожиданно для всех селян, выбившихся в купцы ПЕРВОЙ(!) гильдии.
По народному преданию, а проще по слухам и народной молве, их богатство досталось им, после того, как они, эти ворюги и мародёры, в 1812-м году, без зазрения совести, разграбили обоз Русской армии, отступавшей от французов. Разграбили целый обоз отступавшей РУССКОЙ армии. Затем, после нашествия Наполеона, они, эти «честные» русские люди, с большой выгодой для себя, пустили эти средства в о-бо-рот. вот.
Затем они выкупили дом фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметьева, сподвижника Императора Петра I, разобрали этот дом, а из кирпичей пристроили богадельню к Храму.
В 1843 г. Ермаковы пристроили к церкви трапезную и колокольню. В 1895 г. Флор Яковлевич Ермаков завещал свыше трех миллионов рублей для раздачи бедным «на помин его грешной души» (совесть видимо доконала). Быть может это нормально для Русского характера и Русской бесшабашной души, но лично я это – не-по-ни-ма-ю.
В 1938 г. комуняки храм закрыли, всё имущество храма разграбили, фрески уничтожили, уникальный иконостас, дар Папы Римского, бесследно исчез, так же исчезла Чудотворная икона Рождества Богородицы – всё, что создавалось веками, веками накапливались Святыни Храма, всё, что служило во спасения души человеческой, ради ЖИЗНИ ВЕЧНОЙ, всё это в один единый миг – ИЗУВЕРЫ превратили в пыль, в прах, в мусор. Чтобы затем на Святом месте стояла мерзость запустения – так останется же дом их, пуст!!
Затем в опустевших помещениях храма устроили склад.
В 1967 г. большую часть здания храма переоборудовали под «Дом культуры» – помещение колокольни и огромную трапезную часть. В 1995 г. небольшой объем храма, и алтарь был передан общине верующих. В 2000-м году настоятелем этого импровизированного храма был иерей отец Валерий. По его приглашению мы с супругой посетили ту часть храма, которую местный поселковый совет выделил, от щедрот своих, для литургических богослужений, треб и прочих церковных нужд. Без зазрения совести, выделил мизерную часть того, что надо было бы выделить, что крайне необходимо для полноценных нужд храма, и что целиком должно принадлежать храму, как незаконно захваченное имущество, бандитской «властью» большевиков. Увидев сей «щедрый» дар, мы с супругой, не найдя соответствующих моменту слов, молча потупили взор.
А теперь напрягите воображение и представьте себе, как совместить то, что в церковном помещении идёт вечернее богослужение и клир вдохновенно поёт – Господи, воззвах к Тебе, услыши мя. Услыши мя, Господи.
А за стеной, во всю мощь современной аппаратуры группа DEEP PURPLE вопит о том, как у них там, на дичайшем западе расстилается едкий SMOKE ON THE WATER и всё это под дикие вопли и топот пьяной, обкуренной молоди, а затем вся эта возбуждённая толпа перемещается в помещения бывшей богадельни, которая здесь же, при храме, где обосновались, цыгане, безработные алкаши, бомжи, блудницы и прочие криминалитет, где до утра, если вдруг не приедет наряд милиции, продолжаются дикие оргии.
Отец Валерий, после много, много кратных тщетных попыток изменить ситуацию, быв подло опорочен, оскорблён и унижен, той же милицией, вынужден был покинуть этот приход.
Какова ситуация там сейчас – я не знаю, да теперь и не-хо-чу-знать. аду – адово.
Прости и помилуй меня Господи за слабость и отсутствие твёрдости духа.
. а крупнокалиберный пулемёт и пару растяжек у входа в «дом культуры» – не выход.
Мы ж всё-таки – РУССКИЕ – ПРАВОСЛАВНЫЕ! ХРАНИ НАС БОГ! СЛАВА РОССИИ!
* * * *
*Исторические этюды составлены, частично используя информацию сайта stupinohram ru, а так же из различных других исторических источников, дополнены рассказами местных жителей и подкорректированы личными изысканиями, впечатлениями и воспоминаниями составителя.
Мещера далёкая и близкая
(предисловие к авторскому сборнику статей о Мещере)
С 1992 по 1997 годы, работая в составе Российско-Британской группы, проводившей по гранту Королевского научного общества международную
экспертизу проекта создания Национального парка «Мещера», я познакомился с известными британскими учеными – этнографом, общественным деятелем Джефри Стилли и профессором Хартфордширского университета (Восточная Англия) гидробиологом Энн Смит и её коллегами.
Они внесли неоценимый вклад в оценку международного экологического и историко-культурного значения Мещеры: провели тщательный гидробиологический и гидрохимический анализ речных и озёрных вод, почвы, споровый анализ озёрных иловых отложений в масштабе 1000 лет.
Уже в 1992-1995 годах этнографами Британской группы был сделан вывод, что Среднее Поочье и Мещера являются территорией, на которой зарождалась государственность России. К сожалению, основная часть их научных отчетов, так и не была переведена на русский язык, кроме небольшой брошюрки «Впечатления о Мещере» (1994). В этой брошюре впервые был оценен большой потенциал Мещеры для развития индустрии туризма, что должно способствовать развитию и процветанию Национального парка «Мещера» и всего мещерского края.
Джефри Стилли, как этнограф, в некоторых моих записях рассказов мещерских жителей, нашел сходство с древнейшими эпосами, в том числе и с карело-финским эпосом Калевала. Этот эпос, являющийся сокровищем мировой культуры, был собран по глухим деревушкам российской беломорской Карелии, в древней Олонии. А Мещера – чем не Олония, только русская? Так родилась идея собирать «мещерские сказы», которую поддержали Игорь Игоревич Исаев – директор Института лингвистики РГГУ и заместитель директора НИИ Русского языка им. Виноградова Елена Яковлевна Шмелёва.
В 2016г. идея переросла в проект по выпуску серии книг «Сказы
Мещеры».
Общеизвестно, что «первопроходцем и первооткрывателем» мещерского края для широкой публики стал знаменитый советский писатель К.Г.Паустовский (кн. «Мещорская сторона» 1939 и др.). Романтическую восторженность писателя «мещорским краем» отмечал еще М.М. Пришвин. Прочитав рассказ «Кордон 273» он писал автору: «Сумашедший! Что Вы делаете? Теперь все «любители природы» ринутся туда всей оравой, всё затопчут, забросают консервными банками, пустыми бутылками от водки и оставят вместо полянок одни кострища». Во многом он оказался прав…
Весомый научный вклад в изучении растительного мира мещерского края внес выдающийся ученый – ботаник В.Н. Тихомиров, профессор, доктор биологических наук, заведующий кафедрой Ботаники МГУ, под редакцией которого вышел двухтомный «Определитель растений Мещеры» (1986-1987). С Вадимом Николаевичем мне посчастливилось поработать в его последней экспедиции по Владимирской Мещере в июне1995г. С тех пор я бережно храню маленькую книжку его стихов «Звенящие ландыши», посвященную мещерской стороне:
« За судьбы моей поворотами,
В звоне летнего комара,
За борами и за болотами
Простирается Мещера –
Километрами троп исхоженных,
Неоглядьем своих полей,
Ароматом лугов нескошенных
И курлыканьем журавлей…»
Вклад в формирование образа Мещеры, как уникального историко- культурного и природного комплекса Центральной России внесли: писатель и журналист Василий Михайлович Песков («Мещерское половодье» и др. очерки и статьи разных лет), писатель Алексей Попов (кн. «По Мещерскому краю» 1966), Владимир Панков (кн. «Иду Мещерой»1984). В 2004г. вышел и мой интегрированный справочник «Заповедными тропами Мещеры» о природных комплексах, флоре и фауне, об истории и людях мещерского края, который разошелся по всей России и получил хорошие отклики у специалистов и любителей природы.
Мещера хранит много тайн и загадок, которые предстоит еще разгадать. Кроме того, в настоящее время это «Мекка» для туристов, писателей и романтиков. Обратимся же к её далекой истории. Поверьте, она хранит не только множество тайн, но и множество ответов на вопросы, разрешение которых для нас – вопрос жизни.
Бытует мнение, что земля мещерская в прошлом – древний, дикий лесной край, с небогатой историей, служивший укрытием для шаек разбойников, беглых каторжан и староверов, который начал осваиваться только с начала или середины 17 века. Однако это далеко не так. Здесь не плелись заговоры и не свершались дворцовые перевороты, но здесь творилась история народов, а это не менее интересно, чем история престолов и династий!
Но к исконной Мещере-Залещине, получившей название – «Малая Мещера», земли Большой Мещеры никакого отношении никогда не имели.
У Малой Мещеры и Большой Мещеры свои отдельные истории! Но «горе-мещероведы», изучающие историю по «википедии», их, как правило, объединяют и в результате происходят недоразумения.
Вообще вокруг Мещеры существует масса вымыслов, многие «исследователи» выдают желаемое за действительное, переписывая друг у друга «надуманные» факты. В то же время, интересные находки, обнаруженные ранее во время археологических раскопок, остаются невостребованными. Новых археологических исследований никто не проводит из-за недостатка финансирования.
Так что загадку слова «мещера» ещё предстоит разгадать. Это слово объединило в себе природную, историческую и этнографическую составляющие и неразрывно связано с судьбой России.
Статьи, публикуемые в данном сборнике, появились в разные годы (1994-2021) и по разным поводам. Но все они посвящены феномену Мещеры и, думаю, будут полезны сегодняшним и будущим её исследователям.