мерч это что такое простыми словами в одежде
Зачем бренду выпускать свой мерч
Хороший мерч позволяет бренду получить дополнительных доход, новую целевую аудиторию, повысить лояльность команды и клиентов. Инструмент, с одной стороны, простой, с другой — вызывает много вопросов о целесообразности и методах использования. Рассказываем как создать по-настоящему классную «продукцию с лого».
Понятие «мерч» (от английского слова merchandize — продвигать, рекламировать) появилось во второй половине 20 века в США. Сначала так называли одежду и аксессуары с логотипами популярных музыкальных групп. Аудитория у мерча была довольно узкая — самые преданные фанаты артиста, которые покупали вещи в основном для похода на концерт.
Сегодня ситуация изменилась. Мерч перестал быть только заявлением о музыкальных предпочтениях и превратился в способ идентификации с определенной группой людей. Яркая иллюстрация этой тенденции — продажа футболок и худи с логотипами известных рок-групп и брендов в магазинах одежды.
Масс-маркет начал выпускать футболки с лого Metallica и Deep Purple, которые расходятся огромными тиражами. Покупатели, надевая такую вещь, показывают принадлежность к «альтернативной группе», которая мыслит нестандартно и не хочет разделять общепринятые нормы. При этом девушка в такой футболке совсем необязательно слушает рок, её привлекает атмосфера рок-культуры и её ценности.
Другим примером может быть коллекция Pinko с логотипами Coca-Cola: начиная с 1993 года слоганы в рекламе этой газировки убеждали нас, что «Always Coca-Cola, always cool» и «Всё будет Coca-Cola».
Поэтому те, кто покупают вещи с ярким логотипом напитка, знакомого с детства, подсознательно разделяют философию и идеологию бренда и хотят делиться своим взглядом на жизнь с окружающими. В 21 веке мерч становится одним из наиболее понятных и очевидных способов самоопределения.
Сейчас мерч — это не только одежда. Это простые вещи с логотипами и узнаваемыми атрибутами бренда, например, товары фирменного цвета. Хорошо продуманный, стильный и функциональный мерчандайз может стать для вашего бренда успешным способом продвижения.
Человек получает вещь, которая выражает его настроение и идеологию, а вы получаете лояльность и рекламу.
Хороший пример полезного мерча — это коллекция товаров в кофейне ABC Roasters: в ней есть термос для кофе, чтобы ваш любимый напиток всегда оставался горячим, брендированные бутылки воды, которые можно захватить с собой на работу и минималистичный зонт с лого кофейни, если вдруг за окном начался ливень, пока вы пили свой кофе.
Все эти товары не только выполнены в стиле кофейни и напоминают покупателям об их любимом месте, даже когда те находятся в офисе или дома, но и решают проблемы клиента.
В первую очередь это выгодно вам как компании. Если мерч не только полезный, но и красивый, человек с радостью выложит его в свои социальные сети и отметит вас. Этот эффект можно назвать рекомендательным спросом — клиент купил только одну вещь, но порекомендовал бренд всем своим друзьям, вы приобрели внимание аудитории и новых покупателей.
Примеров стильного мерча сейчас довольно много, кстати, ABC Roasters с его минималистичным дизайном и обтекаемыми формами тоже отлично сюда подходит. Другой пример — рекламная продукция рэпера Канье Веста по случаю выхода альбома The Life of Pablo в 2016 году. Музыкант выпустил полноценную коллекцию одежды, в которую входили футболки, джинсовки, куртки и толстовки. Все вещи были оверсайз и унисекс— в лучших традициях модного на тот момент Vetements.
За мерчем гонялись не только фанаты музыканта, но и модники со всего мира. Позже вещи долгое время ходили по сайтам перекупщиков, где их можно было приобрести с огромной переплатой.
«Модность» мерча можно трактовать и несколько в другом ключе — важно учитывать современные lifestyle-тенденции. Сейчас большую популярность приобретает концепция осознанного потребления и бережного отношения к природе. Это нужно учитывать при создании брендированных товаров (и всей остальной продукции).
Например, если вы хотите сделать капсульную коллекцию футболок с лого, используйте натуральные материалы, которые не наносят вред окружающей среде, и обратите на это внимание в рекламной кампании. Ещё одна недорогая в производстве вещь — экосумки для похода в магазин. Такие есть у многих брендов, даже у наших любимых музеев «Эрмитаж» и Garage.
Другими словами, при взгляде на мерч человек должен сразу вспоминать о вашей компании. Самыми распространенными атрибутами являются логотип компании и фирменные цвета. Пример такого мерча можно увидеть у многих «больших» игроков модной индустрии — от Gucci до Celine.
У всех марок есть футболки, сумки и толстовки с лого, стоят они немного дешевле, чем вещи из коллекций, поэтому позволить их себе может большее количество людей.
На нашем рынке неплохие коллекции мерча выпускает «Альфа-банк». Он использует в своих коллекциях логотип и красный цвет. Одними из самых популярных товаров в интернет-магазине банка стали носки со слоганом «Не за что краснеть» в красно-белых цветах и толстовка со львом и красной полосой.
Вещи смотрятся не просто как рекламная продукция, которую дарят друг другу бизнес-партнеры и сразу прячут в самый дальний ящик. Носки и толстовки могут понравиться любителям стритвира и дополнить их образ. Сейчас у банка вышла новая коллекция мерча, тоже для молодых и свободных. В коллекции есть даже прозрачные ботинки с красными шнурками.
Отличная идея для продвижения мерча — привязка к какому-то событию. Во-первых, запуск коллекции на мероприятии привлечет больше внимания, чем появление этих товаров без привязки к инфоповоду.
Во-вторых, если коллекция будет доступна только на мероприятии или за несколько дней до него, это сделает вещи уникальными — гость захочет купить футболку или значок, потому что «такого больше ни у кого не будет».
Например, одним дождливым летом, чтобы непредсказуемая погода не испортила планы, бренд Martini и дизайнер Александр Арутюнов выпустили капсульную коллекцию стильных дождевиков и визоров для вечеринок под открытым небом. Коллаборация в фирменных цветах бренда с актуальными креативами сразу стала желанным объектом среди целевой аудитории.
Другой пример — футболки с логотипом глянцевого журнала Vogue в исполнении российских дизайнеров на каждом мероприятии Vogue Fashion Night Out.
Потребление тех или иных брендов в 21 веке стало способом самовыражения. Чтобы интегрироваться в лайфстайл своего клиента, бренд создает коллекции мерча.
Корпоративный мерч — что это? Успешные тренды на 2020 год
Подарок должен быть не просто приятным, но и нужным — золотое правило, о котором часто забывают не только друзья и родственники, но и крупные бренды.
Если вашим знакомым понятно, зачем думать о подарке для вас, то причем тогда ваш банк, пиццерия за углом или Аэрофлот? Все просто: бренду необходимо напоминать о себе, чтобы к нему обращались старые и новые клиенты. И необычный сувенир в духе компании — лучшая реклама!
Что такое мерч?
Начнем с определения: корпоративный мерч — это запоминающаяся продукция, которая передает ценности компании и предлагает ее «потрогать». Например, банки переходят на электронные операции, бумажные квитанции незаметно уходят в прошлое вместе с банковскими картами — ведь гораздо удобнее переводить деньги со смартфона!
А что останется у клиента «на память»? Электронный чек?
Так человек в другой раз не вспомнит про этот банк, и обратится в другой…
Поэтому мерч активно используется. Примеры успешных корпоративных мерчандайзингов — ковер леопард-многоножка от Альфа банка, от него же — прозрачные ботинки и футболки с надписями философии компании.
Если человек захотел купить такую продукцию, да еще и поделился этим в своих соцсетях — мерч компании успешный, цель достигнута.
А вот примеры плохого мерча: намозолившие всем глаза календари с банальными картинками, открытки, ручки и блокноты со скучным дизайном, к тому же еще и пестрящие рекламными слоганами. Да, рекламировать в обход рекламы — трудная задача, но если дизайнер с ней справился, успех обеспечен.
История появления брендированного мерча
Сегодня разные компании готовы заплатить миллионы рублей за идею необычного мерча. Индустрия набрала серьезные обороты: крупные бренды сотрудничают с известными актерами, блогерами, дизайнерами. То, что раньше считалось дурным вкусом, теперь легко может оказаться произведением искусства.
Все начиналось довольно скромно: конец XX века, преданные фанаты рок-музыки показают свою причастность к творчеству любимой группы, украшая себя символикой, кто во что горазд. Самодельную расписную атрибутику быстро поставили на поток предприимчивые люди, и вот, вскоре образовались целые магазины с яркими принтами кумиров, таких как «Алиса», «Ария», «Мумий Тролль», Виктор Цой и т. д.
Вначале никто не следил за соблюдением авторских прав, удачная картинка «шла в народ», и имя ее создателя никто не знал. Теперь условия стали строже — за авторством не только следят, но и преследуют нарушителей крупными административными штрафами. А у музыкантов есть собственные магазины, где все желающие могут купить любой мерч с логотипом группы от футболки и рюкзака, до походных кружек. При этом вся прибыль поступает музыкантом, мы считаем, что это честно.
Затем к новому формату рекламу присмотрелись и обычные бизнесы — продуктовые магазины, дома мод, банки, службы доставки…
Тренды в корпоративном мерче
С музыкантами все понятно, а что использовать в качестве мерча «серьезным», солидным компаниям?
Вот что находиться в тренде сейчас:
Разберем подробнее, что же имелось в виду.
Создание концептуальных коллекций и эксклюзивных изделий
Крупные бренды часто создают ограниченную линейку сувениров к определенной дате, например, к юбилею компании. Вещи из коллекции со временем могут оказаться настоящим раритетом, за которым охотятся фанаты-собиратели, коллекционеры со стажем и просто любители редких и дорогих вещей.
Тут можно вспомнить привычные юбилейные монеты, одежду с принтом олимпиады в Сочи, магнитики «Мегафона» к их 20-летию…
А что из новенького?
В 2019 году Альфа-Банк поддержал релиз модернизированного фирменного стиля прозрачными плащами и ботинками.
У сети мексиканских закусочных Taco Bell есть летняя коллекция мерча с купальниками, надувными матрасами, полотенцами и другими пляжными товарами.
А банк Тинькофф дарил набор стикеров на телефон при заказе сим-карты.
Сотрудничество с другими брендами и известными людьми
Такая стратегия набирает популярность и скорее нацелена на обмен аудиториями. Например, бренд Puma выпустила кроссовки с героями «Союзмультфильма», а KFC совместно с брендом уличной одежды «Юность» выпустила коллекцию спортивной одежды, изображающую винтажного полковника Сандерса — основателя сети закусочных.
Яндекс. Такси в сотрудничестве с художником Гарри Нуриевым выпустила одежду, отражающую миссию транспортной сети. Сумка, сплетенная из ремней безопасности недвусмысленно намекает на удобство, практичность и безопасность пользования такси.
Украшение одежды брендированной продукцией
Футболка с забавной надписью и логотипом хорошо, но еще лучше — свобода выбора пользователя. Значки, нашивки и стикеры украсят любую вещь и обновят привычный гардероб, без необходимости утрамбовывать 10 брендовых свитшотов, когда, меняя атрибутику можно обойтись одним.
Делимобиль в честь Дня студента предложил ученикам вузов воспользоваться услугами выездного кастом-бара. Студенты могли сами выбрать дизайн мерча, а Делимобиль его бесплатно кастомизировал.
Изготовление сувениров из экологически чистых (или переработанных) материалов
Поддержка экологии, пожалуй, самый популярный тренд. Масс-маркет одежды H&M выпустил коллекцию зимних курток, утепленных заменителем пуха — пластиком из переработанных бутылок, а производитель чипсов Lays организовал масштабную акцию — из использованных упаковок чипсов создать целый стадион! Сейчас он собирает вторсырье.
Google также поддерживает экологию. В магазине компании можно купить эко-френдли товары: сумку из натуральных материалов, термокружку для кофе из пробки, многоразовые соломинки из нержавеющей стали и т. д.
Кириллица в надписях брендов
В разное время многие возмущались иностранными словами на уличных вывесках и «засорением» русского языка. Шах и мат! Новый ТРЕНД в российском и зарубежном МЕРЧЕ — использование кириллицы в надписях компаний.
Были случаи, когда кириллица вместе с иностранным брендом давала неожиданный эффект. Так, благодаря сотрудничеству KFC с «Юностью» название КФС стало официальным.
Мерч для детей
Дети — особый сегмент аудитории, о котором нельзя забывать маркетологам. Именно они требуют у родителей новую игрушку, и заставляют покупать незапланированные вещи.
«Аэрофлот» выпустил для маленьких пассажиров линейку рюкзачков с тетрадками и раскрасками внутри.
Замена стандартных коммерческих подарков на необычные носители
Тут все понятно. Календари и брелоки в 2020 году, мягко говоря, никому не нужны. А вот стикеры на телефон, чехлы на гаджеты, носки, сумки и флешки — совсем другое дело!
Что еще актуально в качестве мерча:
Юмор и самоирония
Нет ничего лучше хорошей шутки, а если компания способна подшутить над собой — лояльность к бренду гарантирована.
Например, McDonald’s к 50-летию рецепта бургера выпустила набор ароматизированных свечей со вкусом ингредиентов в составе блюда. Так, если зажечь все свечи, можно почувствовать запах бургера.
Мерч для сотрудников
Внутренний мерч тоже важен, ведь ваши работники — главные адвокаты бренда!
Тут используются смысловые элементы, понятные внутри компании, корпоративные шутки и прочее.
Пример внутреннего мерча — возможность сотрудникам «Вконтакте» приобрести плюшевые игрушки — героев стикер пакетов.
Мерч, приуроченный к какому-либо событию
Выше уже упомянули Олимпиаду в Сочи, здесь она также подходит в качестве примера. Из совсем свежих идей — футбольный клуб «Зенит» выпустил футболки в поддержку борьбы с Covid-19, все вырученные средства компания планирует пожертвовать медицине.
Мерч брендинг вместе с «Велитто»
Компания по пошиву одежды и продукции для промо, мы предлагаем футболки м/ж, толстовки м/ж, сумки с вашим дизайном.
При производстве корпоративного мерча есть возможность сделать мерч на все бюджеты: от самого простого промоварианта до вещей люксового качества.
Сотрудничаем с производителями турецкого и португальского хлопка премиального качества. Можем привезти под заказ материал в заданном цвете. Делаем техническую адаптацию дизайнерских идей к возможностям производственного процесса.
При пошиве соблюдаются все пожелания клиентов. Мы понимаем, как важно попасть в тон, указанный в ТЗ, и не допускаем цвет чуть светлее, или чуть темнее, даже если разница заметна только профессионалу.
И также четко следуем политике мерча: если стоит запрет на использование определенных материалов (таких как ПВХ и др. вредного воздействия), то мы строго соблюдаем его, даже если себестоимость изделия окажется невыгодной.
Для мерча можем произвести полный комплекс – футболки, толстовки, жилетки, дождевики, кружки, ручки, сумки, пледы и другую текстильную и сувенирную продукцию.
Менеджеры готовы решить любую техническую, дизайнерскую, технологическую проблему.
У нас отработана автоматизированная система сбора заявок со всех сотрудников компании, для которой производится продукция. Таким образом, мы можем организовывать персонализированное производство в рамках корпоративной закупки.
Позвоните по телефону, указанному на сайте, или закажите обратный звонок. Ждем вас!
Что такое мерч простыми словами
Мерчандайз (мерч) – это одежда, аксессуары, сувениры и любые другие функциональные или просто красивые вещи с символикой бренда.
Это не только способ привлечь новых клиентов, а также повысить узнаваемость компании – правильный мерч создает ассоциации с брендом и становится инструментом самовыражения. В последнее время индустрия мерчандайза выходит на новый уровень – все чаще появляются мерч-коллаборации известных компаний с модными дизайнерами и современными художниками.
Откуда взялось это понятие и почему мерч стал таким мощным инструментом коммуникации для бренда? Давайте разбираться!
Born to be wild: с чего началась история мерча
Все началось в 60-х, когда рок-группы, колеся в бесконечных турне по Америке, начали продавать преданным фанатам футболки со своими лого. С тех пор одежда с символикой любимых групп намертво вклинилась в гардероб фанатов. Предмет одежды остается просто предметом до тех пор, пока на нем не написано имя кумира.
Как только футболка приобретает принт с изображением любимой группы или футбольной команды, она превращается в артефакт, несущий символику, сообщение о взглядах и принадлежности к какой-либо субкультуре.
Каким бывает мерч?
В последние годы мерч стал обширным понятием, поэтому он может принимать форму любой вещи. Все зависит от фантазии дизайнеров. При этом даже необязательно размещать логотип – если фирменный стиль узнаваем, можно использовать только корпоративные цвета. Конечно, все еще жив и популярен классический мерч, к которому все привыкли. К нему относятся:
Тенденции в мире мерча не стоят на месте, и многие современные компании отказываются от бессмертной классики в пользу новых изобретательных форм. С помощью мерча можно притягивать взгляды и привлекать внимание новых клиентов. Мерч – это не просто набор сувениров, а целая система коммуникации, взгляд на которую начинает меняться.
Как выглядит хороший мерч
Хороший мерчандайз – это переосмысление вещей, которыми люди пользуются повседневно. Мерч мимикрирует под вещи, к которым мы привыкли, и становится частью жизни. Еще недавно фирменный мерч в России был уныл и не пытался захватывать большую территорию. Максимум, что он мог предложить вам – это выпить кофе из кружки с огромным логотипом, записать план на день в фирменный блокнот с помощью фирменной ручки, а потом устало закурить, воспользовавшись зажигалкой в корпоративных цветах.
Здесь я собрала несколько примеров фирменной продукции от российских компаний. Давайте посмотрим, что происходит во вселенной российского мерча сегодня.
Альфа-Банк
Посмотрите на коллекции мерча от Альфа-Банка. Дизайнеры подошли к вопросу создания артефактов креативно и сделали целую линейку современных дизайнерских вещей. Здесь и ярко-красные баланс-борды, и высокие носки «Как у Урганта», и даже прозрачные ботинки со шнурками в цвет фирменного стиля. Есть классические отголоски вроде ручек и карандашей, но и здесь есть дизайнерская перчинка – в комплекте с карандашом идут семена красного перца. Почему красного? Думаю, вы понимаете намек.
Музей современного искусства Garage
На сайте музея есть отдельная вкладка «Магазин». Здесь не только книжные издания серии Garage, есть и категория идей для подарков. Здесь вы найдете множество современных аксессуаров вроде многоразового стакана, сумки-шоппера и даже защитной многоразовой маски. Функциональные вещи должны отвечать запросам общества в данный момент.
Интернет-магазин OZON
Всем известный маркетплейс тоже идет в ногу со временем – на сайте представлена коллекция фирменных аксессуаров и вещей. Озон создал две линейки вещей в фирменных цветах – «Ozon Blue» и «Ozon Margenta»: это свитшоты, дождевики, поясные сумки и футболки.
Ping Pong Club Moscow
PPCM – это площадка для настольного тенниса в Москве, которая создала линейку минималистичного мерча. В коллекции вы найдете лонгсливы, брюки и сумки с логотипом площадки. Помимо основной линейки одежды, PPCM выпустила коллаборацию с Kixbox. В ней представлены футболки с принтами фоторабот основателя площадки и фотографа Алексея Киселева.
Сеть кондитерских Буше тоже имеет фирменную линейку лимитированного мерча. Коллекция «Город вопреки» – это прекрасные вещи с питерским духом. Дождевики, шапки, худи и свитшоты с принтами географических координат Петербурга – замечательная идея. Приобрести вещи можно в самих кондитерских.
Зачем бренду нужен мерч?
С рок-группами и их фанатами все ясно. Но для чего мерч нужен бренду? Здесь механизм работает примерно так же. Если бренд достаточно престижный, и вокруг него создается комьюнити, человек с помощью мерча становится частью этого сообщества. Допустим, кто-то фанатеет от определенного СМИ, с удовольствием посещает мероприятия в модной галерее или часто обедает в популярном ресторане. Чтобы показать свою принадлежность и как бы стать частью любимого бренда, он может приобрести мерч и транслировать код невербально. Если людям близка философия бренда, они охотно делятся своими взглядами с помощью мерча.
Мерч-коллаборации с дизайнерами
Крупные компании часто сотрудничают с художниками и модными дизайнерами, чтобы создать первоклассный и притягательный продукт. Мало того, что коллаборация является мощным инфоповодом, такой мерч притягивает восторженные взгляды, а также поднимает хайп. Впервые мир узрел переосмысление мерчандайза в коллекции Vetements грузинского дизайнера Демна Гвасалия. Тогда в коллекции весна-лето 2016 была представлена фирменная футболка курьера DHL. Так мерч вступил в современный мир постмодернизма.
Крутые примеры мерч-коллабораций
Для крупных брендов мерч – это один из способов построения имиджа. Изобретательный мерч становится похожим на искусство. Коллаборации поддерживают интерес к бренду, мир искусства смешивается с мерчандайзом, а в итоге получается совершенно новый культурный продукт. Ниже я собрала для вас отличные примеры дизайнерского мерча от известных компаний.
Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства создало уже несколько отменных коллабораций с ведущими streetwear-брендами, среди которых Puma, Yohji Yamamoto, Heron Preston и другие.
Яндекс
Яндекс сделал уже несколько прекрасных коллабораций. Одна из них – под брендом Яндекс.Такси.
Коллекция одежды от Яндекс.Такси и дизайнера Crosby Studios Гарри Нуриева называется «Safe is the new sexy». При создании коллекции были использованы настоящие автомобильные аксессуары – автозамки, экокожа, микрофибра, автомобильные аптечки и ремни безопасности.
Другая мерч-коллаборация – музей Яндекса и российский бренд одежды «Кружок». Дизайнеры использовали в качестве источника вдохновения экспонаты музея, а сама коллекция выполнена в рабочем стиле с ноткой ностальгии по девяностым.
Московский метрополитен
Японский бренд спортивной одежды и обуви Asics вместе с московским метро создали оригинальный мерч – лимитированную модель кроссовок. Дизайн кроссовок принадлежит рукам Артемия Лебедева. В дизайне использованы цвета линий метро, а на шнурках – узор с логотипами партнеров.
ZASPORT и Усачевский рынок
Усачевский рынок в коллабе с ZAPSPORT создали худи, футболки и брюки с принтами рецептов блюд в стиле ретро-скетчей. Часть вырученных средств от продажи мерча отправится в благотворительный фонд.
Театр «Гоголь-центр»
«Гоголь-центр» вместе с московским брендом одежды «Смерч» и несколькими современными художниками создали коллекцию мерча. В итоге получились модные худи и свитшоты с оригинальными принтами.
J Balvin и Макдоналдс
Этот необычный мерч родился в результате сотрудничества Макдональдса и регги-певца J Balvin. В коллекции – множество забавных цветных панамок, очков, часов и пледов. Есть даже переводная татуировка в виде чека из Макдоналдса и мягкие тапочки в форме бургеров. Для настоящих ценителей!
ВКонтакте
Дизайнеры из Esthetic Joys вместе с ВКонтакте сделали оригинальный мерч: это коллекция одежды с принтами, которые оживают с помощью технологии дополненной реальности AR. В коллекцию мерча вошли худи, сумки, шапки и шарфы. На одежде есть инструкция по запуску: QR-код сканируется через приложение ВК, и при наведении камеры на кофту появляется анимированный 3D-логотип. Технологии!
Выводы
Тенденции в современном мерче говорят о том, что классические формы претерпевают изменения. Опыт крупных компаний показывает, что люди готовы становиться частью философии бренда, если она откликается в их сердцах. Коллаборации с художниками родили новый взгляд на то, каким может быть хороший мерч. Индустрия мерчандайза растет с каждым годом и становится все более изобретательной, а тренды в дизайне только питают эту среду.