мэппинг шоу что это такое
3D mapping-шоу – это круто!
Здания рушатся и вновь мгновенно строятся, птицы и инопланетные корабли прилетают, колеса у автомобилей сами крутятся, цветы на платье распускаются, мяч на футбольном поле точно попадает в ворота, облака на стене, вода на полу, звезды на потолке – примеров продуктов 3D мэппинга множество. Это надо видеть!
Технологии уже почти сорок лет, но развивалась она трудно, потому что дорогая и требует хорошей аппаратуры.
Впервые 3D mapping был продемонстрирован на открытии нового аттракциона «Призрачное поместье» в 1969-м году в Диснейленде (США). Пять бюстов «пели» в темноте. Головы «певцов» были сняты на 16-милиметровую плёнку, а затем спроецированы на бюсты, туда, где должны быть расположены лица.
Disney принадлежит первый патент в области 3D mapping — «Apparatus and method for projection upon a three-dimensional object» («Устройство и способ для проецирования на трёхмерный объект»). General Electric чуть позже также запатентовали систему и метод для точного наложения изображений трёхмерных компьютерных моделей на физические объекты.
Следующий интересный видео маппинг представил Майкл Наймарк в 1980 году в инсталляции «Смещения» («Displacements»). Сначала в комнате снимали видео с разными людьми, а потом его проецировали уже на пустую комнату, создавалась иллюзия присутствия.
В конце 90-х благодаря ученым из Университета Северной Каролины родилось понятие “расширенной трёхмерной реальности». Они придумали «Офис будущего» («The Office of the Future»). С помощью проекции сумели создать иллюзию, что люди находятся не в разных офисах, а в одном. Так можно очутиться в расширенной реальности прямо за своим столом.
Берлин. Андроиды, киты, конькобежцы, гигантские осьминоги и дымящиеся джунгли. Так компания LG предлагает оптимизировать свою жизнь.
Вот так рекламировали в Dallas фильм The Tourist с участием Анджелины Джоли и Джонни Деппа.
Весьма популярен становится 3D mapping на человеческое лицо :
Компания Intel умеет следить за лицом в реальном времени, нанося удивительный макияж из миллиона цветов.
Используя 3D mapping, можно постоянно менять интерьер. По стенам могут летать бабочки или плескаться океанские волны:
Живой дизайн – просто находка для владельцев кафе, ресторанов и клубов.
Самыми популярными объектами для 3D маппинга на малые объекты являются свадебное платье и торт, картины и колёса у стоящих автомобилей.
Интерактивный 3D mapping — не только самый молодой, но и самый перспективный вид. Когда человек попадает в световой луч, проекция оживает, взаимодействует со зрителем.
Есть у 3D mapping образовательная функция – музеи, выставки, показ сложных объектов для студентов или букв для дошколят.
Лазерное шоу в Санкт-Петербурге на Дворцовой площади в честь 250-тилетия Эрмитажа
Праздник Фестиваль света. Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь
Видеомэппинг (3D mapping) и его виды
Традиционно выделяют четыре вида технологии видеомэппинг (3D mapping) — архитектурный, интерьерный, на малые объекты и интерактивный.
О каждом виде видеомэппинга мы подробно расскажем в этой статье. Также мы раскроем общие моменты, касающиеся видеомэппинга — понятие, история создания, необходимое оборудование, цели применения и стоимость.
Выражаю благодарностью за помощь в написании статьи специалистам из компании «Гефест Проекция».
[Статья находится в актуальном состоянии. Последнее обновление — 26.10.2017]
Оглавление статьи
[Нажмите на интересующий Вас раздел для быстрого перехода к нему]
1. Основная информация о видеомэппинге
[В данном разделе мы раскроем основные тезисы о видеомэппинге (3D mapping). Если Вас интересует максимально полная информация об этой новой технологии, то рекомендуем прочитать нашу специальную статью 3D mapping ‘От А до Я’.
Что представляет собой видеомэппинг?
Видеомэппинг представляет аудио-визуальную технологию, создаваемую с помощью проектора (одного или нескольких) и специального программного обеспечения. Технология видео мэппинга позволяет учитывать геометрию объекта, его особенности и положение в пространстве. Возможно создание, как интерактивной, так и обычной проекции. [1]
Когда была создана технология видео-мэппинга?
Видеомэппинг впервые был продемонстрирован в далёком 1969-м году на открытии нового аттракциона в Диснейленде. Таким образом можно сказать, что отцом-создателем этой технологии был сам Уолт Дисней. [2]
Несмотря на столько ранее появление, 3D mapping по-настоящему стал развиваться только тогда, когда появился Интернет — в начале 2000-х, а настоящий бум пришёлся на 2009-2010-й годы, когда в большом количестве начали создаваться архитектурные проекции на самые известные здания мира.
Сколько видов видео-мэппинга выделяют?
Традиционно принято делить видеомэппинг на четыре вида: [3]
1. Архитектурный — проекция на фасад или стены здания, мост, башню, а также очень сложные объекты (самолёт, корабль и т.д.). Это самый сложный и дорогой вид видеомэппинга, являющийся локомотивом всей технологии.
2. Интерьерный — проекции создаются в конкретном помещении (обычно это заведение, где люди проводят много времени — кафе, рестораны, бары и т.д.) на одну или несколько его стен, потолок, пол.
3. На малые объекты — данный вид видео мэппинга используется в тех случаях, когда нужно главным действующим лицом сделать небольшой объект или часть объекта (например, свадебное платье и торт, колесо у машины, картины и т.д).
4. Интерактивный видеомэппинг единственный среди всех видов, который главную действующую роль делегирует зрителям, без участия которых проекция не работает (нужно ходить/бегать по интерактивной поверхности, нажимать на неё рукой и т.д.).
Также в последнее время появилось несколько работ в виде создания видеомэппинга на человеческое лицо. Пока рано говорить о том, что это самостоятельный вид 3D mapping, хотя, вполне возможно, он может им стать в ближайшие годы.
Помимо этого, очень перспективным является симбиоз между видео мэппингом и граффити, родоначальником которого можно считать проект Селины Мелисы под названием GRAFFITI MAPPED
Более подробно обо всех видах видеомэппинга Вы можете прочитать в соответствующих разделах этой статьи.
Какое оборудование необходимо для создания видео мэппинга?
В зависимости от того, какой вид видео-мэппинга создаётся, требуется ли особое оборудование или нет.
1. Архитектурный — чем больше здание или объект, тем большее количество мощных видео-проекторов требуется для создания этого вида проекции (от 4 до 16 штук, мощностью от 15,000 до 20,000 люмен каждый).
Для управления всей системой нужно специальное программное обеспечение, установленное на медиа-сервер и позволяющее «сшить» и отобразить проекцию на здании.
2. Интерьерный — на каждую стену помещения или его пол, на которую создаётся проекция, необходим один проектор. Проекция управляется с помощью специального программного обеспечения, установленного на стандартный ноутбук.
3. На малые объекты — аналогично интерьерному видеомэппингу, для создания проекции на малые объекты необходимы — проектор, специальная программа и стандартный ноутбук.
4. Интерактивный — для создания этого вида видеомэппинга требуется проектор, доступ в Интернет и специальное покрытие, если речь идёт об интерактивном поле, или дополнительное оборудование в виде интерактивного стола или панели.
Основным оборудованием для 3D мэппинга, конечно же, являются проекторы, которые разделяются: по мощности, типу фокуса, излучателю света, наличию или отсутствию Wi-Fi адаптера и т.д. В зависимости от задач и типа 3D mapping, подбирается необходимое количество тех или иных проекторов. Цены на проекторы начинаются с 20,000 рублей и доходят до 400,000.
Базовое представление о ценах на то или иное оборудование для 3D mapping вы можете получить в интернет-магазине компании «Гефест Проекция». Цены у них средние по рынку.
Также в 3D mapping особое внимание уделяются программному обеспечению. Чем масштабнее проекция, тем сложнее софт потребуется для её создания, а значит он будет дороже.
Где применяется видео мэппинг?
Можно выделить 12 направлений в применении видеомэппинга:
1. Рекламное — встречается крайне редко, так как в таком применении отсутствует развлекательный элемент, что делает такое использование 3D mapping малоэффективным.
2. Рекламно-развлекательное — проекции, созданные на стыке рекламы и развлечений, считаются самыми эффективными для продвижения продукции и бренда. Благодаря получению большого количества положительных эмоций, люди, ставшие зрителями или непосредственными участниками мэппингового представления, создают хорошую естественную рекламную «волну», выкладывая видео и фото в Интернет.
3. Развлекательное — применяется в тех случаях, когда нет явных или скрытых рекламных мотивов. Так, например, к развлекательным целям можно отнести показ архитектурного 3D mapping на фасад какого-то здания на Дне городе, фестивале или другом культурном мероприятии.
4. Образовательное — видеомэппинг используется, как для обучения совсем маленьких детей (дошкольного возраста), так и учащихся ВУЗов. Также в образовательных целях видеопроекции используются в музеях и на выставках.
Так, например, прекрасные результаты показывают образовательные проекции интерактивного пола для детского сада, которые интуитивно понятны любому ребёнку и создают эффективный симбиоз с традиционными видами обучения.
5. Релаксационное — здесь 3D mapping отводится одна из главных ролей в сенсорных комнатах, которыми оборудуются детские сады, школы, медицинские учреждения, кабинеты психологов и т.д.
В таких комнатах дети попадают в волшебный сказочный мир, в котором они получают массу положительных эмоций с помощью всех органов чувств. Наряду c видеомэппингом, который проецируется на все стены, потолок и пол, в таких помещениях также размещаются мягкие игровые модули, аудио-аппаратура и ароматическое оборудование.
6. Декоративное — тесно переплетается с рекламно-развлекательным направлением, но отличается тем, что в рамках этой цели не создаётся реклама продукции/бренда, а происходит внутреннее украшение интерьера помещения (кафе, бара, ресторана и т.д.).
Улучшение визуального восприятия места не только увеличивает среднее время пребывания в нём посетителей (а значит ведёт и к увеличению их среднего чека), но и приводит к тому, что создаётся естественная рекламная компания этого заведения через Интернет в целом, и соцсети в частности (о красивом и интересном месте люди всегда рады рассказать и написать отзыв).
7. Тематическое — в рамках этого направления видео мэппинг, обычно, используется на торжественных мероприятиях (свадьбы, Дни рождения, юбилеи, корпоративы и т.д.) в виде проекцией на свадебное платье и торт, создание видеоряда с фотографиями жениха и невеста/юбиляра/именинника и т.д.
8. Проектное — этот вид направления использования 3D mapping зародился совсем недавно и представляет собой создание и демонстрацию 3D моделей больших и сложных объектов — зданий, кораблей, мостов, туннелей, ландшафтов местности и т.д.
9. Презентационное — в этом направлении используется интерактивный видеомэппинг, который позволяет создавать презентацию, реагирующую на действия ведущего (при помощи руки проматываются целые страницы или какая-та их часть).
10. Музыкальное — данное направление тесно переплетается с развлекательным, но его всё равно можно выделить, как самостоятельное, так как видеомэппинг сейчас использует большое количество музыкантов — от классических до самых неформальных.
Видео-мэппинг может использоваться музыкантами, как обычная проекция на малые объекты — виолончель, пианино и т.д., так и в виде полноценного сложного 3D шоу, которое проецируется на специальные стены/экраны/мониторы, которые находятся как перед музыкантами, так и за ними и даже над ними (обычно такие шоу используют pop-певцы и диджеи).
11. Культурное — в Европе ежегодно проходит большое количество всевозможных фестивалей и культурных мероприятий, которые редко обходятся без тройки-другой интересных 3D mapping на фасад местных достопримечательностей.
12. Театральное и кинематографическое — в феврале этого года Nombumichi Asai и Studio WOW при технической поддержке Intel показали удивительной красоты и реалистичности 3D mapping на лицо девушки, из которого можно сделать смелые выводы, что в ближайшее годы театральным и кинематографическим гримёрам придётся сильно потесниться — настолько реалистичным получился видеомэппинг.
Какова стоимость видеомэппинга?
1. Архитектурный — обойдётся заказчику от 700 тысяч до 3 миллионов рублей (в зависимости от сложности здания или большого объекта, проекции, а также продолжительности всего шоу).
2. Интерьерный — для создания проекции на одну стену (длиной от 4 до 6 метров) заказчику нужно будет заплатить от 90 до 110 тысяч рублей.
Но если Вы хотите не покупать оборудование и софт для своего кафе/ресторана/бара, а всего лишь взять его в аренду на один вечер (например, для свадьбы), то рассчитывайте на расходы в 10-30 тысяч рублей.
3. На малые объекты — расходы аналогичны интерьерному 3D mapping — от 90 до 110 тысяч рублей.
Как и в случае с интерьерным видеомэппингом, возможна аренда оборудования на непродолжительный срок, которая обойдётся в 10-30 тысяч рублей.
4. Интерактивный — всё зависит от того, какой интерактивный объект требуется. Так, например, цена интерактивного пола для детского сада размерами 2,7 м. на 2,0 м. при высоте потолка в 3 м. обойдётся в районе 200,000 рублей.
Видеомаппинг – это зрелищно! Компиляция интересных инсталляций и мысли о том, как сделать проектор средством заработка
То, что проектор можно использовать не только для демонстрации презентаций или просмотра кино – не новости. Равно как и то, что эффектная презентация товара или идеи – пусть не залог, но уж точно – не последняя нота в этюде успешного бизнеса, для которого важно показать товар «лицом».
Недавно, бороздя просторы сети в поисках свежих упоминаний Epson, наткнулся на несколько галерей компаний, которые занимаются созданием 3D- или AR-маппинга на самые разные объекты, начиная с «плоских» проекций с использованием 3D-анимации и спецэффектов и заканчивая куда более интересными проекциями на «объемные» товары и здания с эффектом дополненной реальности.
Но заинтересовали меня не столько сами видеопроекции, сколько то, что компании-то довольно скромных масштабов. Это же малый бизнес! Из прямых рук, недорогого мультимедийного проектора и компьютера.
И стало мне любопытно рассмотреть пару примеров и прикинуть, что может потребоваться, чтобы подобный бизнес создать и получать с него какую-никакую прибыль. А заодно самостоятельно разобраться, как подготовить маппинг для плоской и перекрестной AR-проекций на трехметровый свадебный торт «подручными средствами».
Бизнес из проектора и компьютера
Для начала рассмотрим пример Flashlines, которые специализируются на организации AR-проекций разных масштабов. Несмотря на спартанский сайт в пять с половиной страниц, FL есть что показать, что они и делают на своем инстаграме.
Показатели вовлеченности аудитории не самые высокие (в т.ч. и на YouTube), но, видимо, и их хватает, чтобы делать бизнес. Заодно даже кампанию на Indiegogo задумали для продвижения собственного ПО для iPad.
Но не суть. Главное, что можно пронаблюдать, изучая их работы – это то, что значительная часть инсталляций имеет малый-средний масштаб и выполняется ночью или в полутьме. И выясняется, что необязательно раскошеливаться на сверхъяркий дорогостоящий инсталляционный проектор, чтобы устраивать видеомаппинг, когда можно обойтись ярким универсальным. В частности, пары уже архивных Epson EB-1945W хватает для львиной доли проектов, включая даже маппинг на высокое здание.
Насколько мне стало известно после общения с ними, FL как раз с этим комплектом и «катаются» к заказчикам, чтобы, во-первых, сразу на месте показать несколько потенциальных вариантов проекции, а также «продать» свои услуги, ведь лучше один раз посмотреть на AR-проекцию вживую, чем сто раз услышать или смотреть мелкие картинки на Instagram.
Кроме зданий можно встретить более «модные» типы инсталляций, которые набирают популярность день ото дня – AR-проекции для POS (point of sales, иначе говоря – точек продаж).
Вот простая же идея – подвесить проектор под потолком (или хотя бы кое-как его расположить, где нужно – вариантов масса), нарисовать цветную маску из геометрических фигур и минимально анимировать смену цвета или их появление/гашение. Но ведь какой эффект! В частности, даже я, как неопытный VFX-хоббист, вижу, что в ролике нет ничего сверхъестественного. Если имеется доступ к любому инструменту для работы с видео – After Effects, Premiere, Vegas, Final Cut, – то из спичек и желудей масок и их анимации/базового скриптинга (того же wiggle из AE для плавного изменения интенсивности цвета фигур) можно получить то же, «рисуя» маски прямо поверх объекта, выведя копию окно композиции на второй монитор, в роли которого у нас и выступает проектор.
Сам я, к примеру, практики и интереса ради непосредственно работал над созданием мультимедийной презентации к 5-летию Фабрики печати Epson, где использовал Softimage и After Effects для визуализации отдельных «слайдов», а также позволил себе поиграть с симуляцией жидкости тут и там. Представьте себе, насколько было бы круче, если бы проекция в какой-то момент была не на стену, а на большую «картонную бутылку» из-под чернил для принтера. Так, чтобы в ней плескалась и переливалась всеми цветами жидкость, а то вообще какая-нибудь сцена происходила с плавающими бумажными лебедями… Столько возможностей! Жаль реализовать не удалось из-за нехватки времени (то был экспериментальный in-house-проект, который случайно вырос из прототипа, придуманного за пару месяцев до мероприятия).
К слову, проекторы для подвеса под потолок специально для POS и описанных выше небольших инсталляций-визуализаций товаров у Epson имеются. Это Epson LightScene EV-100/105, мы их величаем «лазерными проекторами для акцентированной подсветки».
Они лазерные (т.е. с максимально «живучим» источником света) и обладают регулируемой яркостью до 2000 люмен. Но они весьма недешевые. Поэтому в качестве «пробы пера» можно начать с чего-то попроще и дешевле, но с хорошим запасом яркости. Скажем, 3000 лм и более. Например, Epson EB-2042 имеет рекомендованную Epson цену менее 1000$ и обладает яркостью аж 4400 лм! Чем не кандидат в универсальный инструмент для организации малых и средних инсталляций «на месте»?
С железом более-менее понятно: компьютер и проектор. А как быть с программным обеспечением и различными вариантами AR-проекции?
Специализированные инструменты для создания маппинга
Существует богатое множество ПО, предназначенного специально для реализации видеомаппинга. Из самых известных – это, конечно же, Resolume и Madmapper. Есть и супернавороченный Shape, который использовался на ивенте Круг Света в инсталляции на площадке Царицыно. Все в них хорошо, кроме того факта, что это не самое простое в использовании профессиональное ПО, заточенное в первую очередь все же на проекцию с участием множества проекторов. Для небольшого бизнеса или любителя это однозначно «overkill».
К счастью, на них свет клином не сошелся, и найдется пара вариантов решения задачи:
Не пиара ради, а варианта первого для, хочу поделиться еще одной находкой:
Lightform предлагает программно-аппаратный комплекс для полуавтоматического сканирования объекта проекции, а также создания под него видеомаппинга при проецировании «в лоб», т.е. на не слишком изогнутую поверхность или барельеф. Вот такая 4K-камера ставится на проектор, а затем запускается процесс калибровки и построения 3D-модели с её помощью:
Фактически там целый компьютер в этой 4K-камере.
Подробнее можно узнать тут.
Такой вариант стоит денег, но будучи более дружественным к не слишком технически подкованному пользователю (художнику-аниматору, например), может оказаться тем самым решением, которое в принципе сделает возможным оперативную организацию плоского или «барельефного» маппинга в любом месте.
«Плоская», да не очень!
Когда я говорю «плоская проекция в лоб», это не означает, что подобный вариант не может быть зрелищным! Более того, он совмещает в себе сразу несколько преимуществ: готовить материал для такого маппинга относительно просто ввиду того, что проецирование выполняется перпендикулярно поверхности (или усредненной площади поверхности, если это барельеф) и материал для нее отрисовывается в ортографической проекции (в случае 3D-софта) или в «плоском» графическом или видеоредакторе. Остальное за нас сделает наш мозг, который дополнит готовый маппинг информацией «о глубине», полученной с двух глаз.
В качестве примера масштабной проекции подобного типа можно привести, конечно же, Круг Света 2018, в котором Epson принял участие впервые. Рассказывал об этом в блоге.
Спросите: откуда такая уверенность, что на КС2018 использовалась именно «плоская» ортографическая проекция? Очень просто: я принимал участие в подготовке и согласовании проморолика-проекции Epson, а также наблюдал часть процесса настройки проекторов и ПО для маппинга непосредственно в контрольной комнате.
И вот так выглядит кадр из заставки:
Собственно, все 30 проекторов Epson «на башнях» фактически настраивались так, чтобы «приладить» ортографически отрисованные видеоматериалы, полученные от участников из множества стран, на реальное здание в качестве одного непрерывного длинного «барельефа».
Плоскую проекцию разобрали. Но ведь мы не ищем легких путей?
Объемная AR-проекция
Рассмотрим другой пример: свадебный торт с AR-маппингом от Magic Innovations.
Как выполнить проекцию на барельеф – понятно уже чисто интуитивно, что мы и разобрали выше.
Куда интереснее, если объект объемный настолько, что плоскость освещаемой поверхности значительно изламывается и искажается, так что простой «подгонкой» уже не обойтись.
Попробуем воспроизвести в 3D-редакторе модель торта и взглянуть, что происходит с проекцией шахматной доски на плоском и объемном объекте. Для этого создадим «виртуальный проектор» в виде прожектора с текстурой и взглянем на проекцию, которую «видит» источник света:
Не считая того, что объемная модель в нижней части ближе к проектору и без изменения расстояния до модели проекция не охватывает ее целиком, кажется, что задача выполнить маппинг успешно завершена. Само собой, это не так:
Стоит лишь взглянуть на результат со стороны и сразу становится понятно, что «нахрапом» проблему не решить. Для того, чтобы понять, как именно должна выглядеть проекция, излучаемая источником света, наложим на «торт» текстуру и заставим его «светиться» самому безо всяких проекторов:
Беглого взгляда достаточно, чтобы понять, что искажения слишком сложны, чтобы пытаться исправить дело какой-либо «подгонкой» в плоском пространстве текстуры.
Можно попытаться улучшить ситуацию, отодвинув проектор подальше от объекта. К примеру, на рисунках выше источник света располагается в 2-х метрах от торта. Попробуем отодвинуть его на 10 метров и сравним результат:
Намного лучше! Вот только для того, чтобы выполнить такую проекцию нужен проектор раза в три-четыре ярче (ибо интенсивность света убывает в квадратической зависимости, плюс следует учитывать потери в весьма длиннофокусном телеобъективе). Также проектор должен допускать установку сменных объективов в принципе.
Поэтому остановимся на нашем недорогом «универсальном» проекторе и расстоянии в 2 метра (в зависимости от модели, которую вы будете использовать, расстояние, скорее всего, придется рассчитать, чтобы проекция целиком покрыла объект). А далее поступим следующим образом:
Перекрестная AR-проекция
Добавим второй проектор!
Использование двух проекторов позволит «прокачать» оригинальный вариант MagicInnovations, обеспечив больше свободы для творческого простора создателя контента и зрителей (благодаря увеличению площади поверхности, на которую попадает свет).
Выполним «замеры» помещения и объекта и сразу определимся, где будем устанавливать реальные проекторы. Воспользуемся результатами и расположим источники света примерно на уровне глаз среднего посетителя. Взглянем на результат:
На данном этапе оба проектора все еще проецируют плоскую текстуру шахматной доски и разница лишь в том, что теперь проекция полностью покрывает видимую область объекта для каждого источника света.
Но мы же не планируем показывать нашим зрителям это безобразие, верно?
Благодаря тому, что мы заранее выполнили замеры и расположение источников света в сцене строго совпадает с тем, где мы будем устанавливать проекторы, сделаем «финт ушами»:
Выключим источники света и включим текстуру (или запустим анимацию) на самом объекте. Т.е. подготовим все для того, чтобы можно было «записать все это действо» на камеру. Соответственно, создадим две камеры – по одной на каждый из излучателей – и расположим и соориентируем их точно так же, как наши «виртуальные проекторы». И что мы получим. Правильно! Готовую видеопроекцию для каждой из них!
Эти рендеры и используем в качестве текстур света для наших проекторов. И вуаля – готовая перекрестная AR-проекция на объемный объект!
Благодаря тому, что у нашего торта нет особо сильно нависающих элементов, проекторы можно подвесить и выше, на потолочную рельсу, спустив на нужную высоту на штанге, чтобы не смущать зрителей башнями или треногами с проекторами, установленными посреди зала.
В данном варианте мы расположили проекторы примерно на высоте полутора метров. На рисунке выше видно, что взглянув на сцену из точки выше, чем наши проекторы, можно заметить тени, образовавшиеся на верхних цилиндрах. Однако ввиду того, что среднестатистический зритель все же ниже двух метров ростом, тени – не проблема, в чем можно убедиться, взглянув на результат «из глаз» нашего зрителя в сцене:
Кроме того, вспомним, что мы «прокачали» оригинальный AR-маппинг, выполнив проекцию из двух точек, а не одной. Благодаря этому т.н. «терминатор» (линия светораздела) на поверхности нашего объекта появится лишь в самой дальней его части. Это дает большую свободу перемещения зрителям в зале.
Конечно, можно пойти еще дальше и засветить и этот участок третьим проектором. Тогда у нас получится AR-проекция, на которую можно смотреть вообще с любой стороны. Однако в таком случае логичнее будет распределить проекторы под углом 120° к друг другу, чтобы обеспечить равномерные покрытие и освещенность поверхности. Конечная схема установки, разумеется, будет зависеть в том числе и от формы самого объекта, особенно если у него имеется множество смен углов плоскости поверхности или значительная площадь состоит из нависающих элементов.
Прямоугольный торт!? Какое кощунство! ヽ༼ ಠ益ಠ ༽ノ
Дальше – свобода творчества!
Анимируем координаты текстур (или вообще вращаем сами объекты, но не меняя их формы), а также выполняем переход из сцены в сцену в проекциях камер с помощью обычной маски (в оригинальном ролике MagicInnovations, кстати, можно увидеть сетку геометрических фигур, что наверняка и использовалась в софте для создания проекции). Ну и немного motion design’а тут и там, чтобы немного «разбавить» и добавить разнообразия, чтоб смотрелось «дороже».
Подобное можно реализовать в Blender или любом другом более-менее «взрослом» 3D-софте. В нем же можно в принципе создать подобный виртуальный прототип для демонстрации заказчику, не имея информации о габаритах будущего объекта проекции. А для экономии времени и сил анимацию частиц можно вообще сделать либо стандартными средствами After Effects, либо чем-то помощнее, наподобие Trapcode Particular, Form или Mir, воспользовавшись нашими рендерами «из глаз» проекторов в качестве масок. Клиенту не нужно знать, как делался его заказ, если его устраивает цена и оговорен желаемый конечный результат. Ну… Как минимум, в рамках создания визуализаций.
Конечно, сложность зависит от задач, но ведь и стоимость работ зависит от сложности.
Примечание по слиянию (blending) нескольких проекций
В данном случае нам повезло: в качестве объектов использовались сфера и цилиндры, что вкупе с проекторами, расположенными под углом 90° обеспечило естественный световой градиент в области, где свет двух проекторов пересекается (т.е. в передней части «торта»). Однако такая «халява» будет не всегда и потребуется специально «гасить» яркость в соответствующих участках наших видеозаписи для маппинга, чтобы такие области не были пересвеченными.
Профессиональные (они же – инсталляционные проекторы Epson) специально для этого имеют встроенную поддержку Edge blending и ПО Epson Projector Professional Tool, которое позволяет делать тонкую коррекцию результата и компенсировать, скажем, искажения зум-объектива.
Хитрый план: катить колесо
Вот такая «идея бизнеса» от диванного аналитика. Со слов наших коллег, занимающихся проекционной техникой, подобный видеомаппинг планомерно набирает популярность. И на него есть спрос.
Само собой, взгляд очень поверхностный и остаются вопросы поиска заказчиков. Благо в эпоху соцсетей, ютюба и инстаграма, которые с каждым днем становятся все популярнее, площадки для поиска клиентуры имеются, вопрос за бюджетом и набором опыта и портфолио (куда ж без этого).
А еще есть?
А теперь обращусь к вам, уважаемые хабравчане: знаете ли вы примеры эффектных инсталляций, реализованных небольшими компаниями, например, в России? Свои-то, особенно крупные, что мы делали с партнерами, мы и так знаем. Было бы интересно, так сказать, и на других посмотреть.
Ваши рекомендации? А, может, у вас есть опыт подобной AR-проекции?