механик водитель танка что делает
ОБЯЗАННОСТИ И РАЗМЕЩЕНИЕ ЛИЧНОГО СОСТАВА ЭКИПАЖЕЙ
1. ОБЯЗАННОСТИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ЭКИПАЖЕЙ
Командир танка (бронеавтомобиля, бронетранспортера)
39. Командир танка подчиняется непосредственно командиру взвода. Он является начальником экипажа танка и во всех отношениях отвечает за танк, eгo вооружение и экипаж. Из состава экипажа командир, танка назначает своего постоянного заместителя.
Командир танка обязан:
40. На марше командир танка обязан:
41. Перед боем командир танка обязан:
42. В бою командир танка обязан:
43. После боя (марша) командир танка обязан:
Командир башни (заряжающий)
44. Командир башни подчиняется командиру танка и отвечает за состояние и. постоянную боевую готовность всего вооружения танка. Он обязан:
Командир башни выходит из танка только с разрешения командира танка.
45. На марше командир башни обязан:
46. Перед боем командир башни обязан:
47. В бою командир башни обязан:
48. После боя командир башни обязан:
Механик-водитель старший
49. Механик-водитель старший подчиняется командиру танка. Он отвечает за полную готовность танка к движению и непосредственно управляет им. Механик-водитель старший обязан:
Механик-водитель старший выходит из танка только с разрешения командира танка.
50. На марше механик-водитель старший обязан:
51. Перед боем механик-водитель старший обязан:
52. В бою механик-водитель старший обязан:
53. После боя механик водитель старший обязан:
Механик-водитель младший
54. Механик-водитель младший подчиняется командиру танка. Он обязан:
Механик-водитель младший выходит из танка только с разрешения командира танка.
55. На марше механик-водитель младший обязан:
56. Перед боем механик-водитель младший обязан:
57. В бою механик-водитель младший обязан:
58. После боя механик-водитель младший обязан:
Радист-пулемётчик
59. Радист-пулемётчик подчиняется командиру танка. Он обязан:
Радист-пулемётчик выходит из танка только с разрешения командира танка и после передачи дежурства у радиостанции лицу из состава экипажа, указанному командиром танка.
60. На марше радист-пулемётчик обязан:
61. Перед боем радист-пулемётчик обязан:
62. В бою радист-пулемётчик обязан:
63. После боя радист-пулемётчик обязан:
2. РАЗМЕЩЕНИЕ ЭКИПАЖЕЙ
64. Экипаж тяжёлого танка стоит из четырёх человек и помещается (рис. 1):
Рис. 1. Размещения экипажа в тяжелом танке.
Построение у танка.
65. Экипаж среднего танка типа Т-34 состоит из четырёх человек и помещается (рис. 2):
Рис.2. Размещение экипажа в среднем танке типа Т-34 и построение у танка.
Рис.3. Размещение экипажа в легком бронеавтомобиле БА-64 и построение у бронеавтомобиля.
66. Экипаж лёгкого бронеавтомобиля типа БА-64 состоит из двух человек и помещается (рис. 3):
Служба с комфортом
Удобство расположения экипажа в танке напрямую влияет на его боевую эффективность. Особенно это касается физически наиболее загруженного механика-водителя. Британский «Чифтен» стал первым серийным основным боевым танком, в котором эргономика рабочего места водителя вышла за существующие стандарты, сделав танк своеобразным «мерседесом» среди «запорожцев».
Суть проблемы
Рассмотрим три проблемы эргономики рабочих мест механиков-водителей танков 1950–1960-х годов и пути их решения, представленные в британском танке «Чифтен».
Первой проблемой, мешавшей эффективной работе водителя, является большое количество физически тяжёлых рутинных операций. В среднем механик-водитель выполняет 164 операции, которые включают управление движением (переключение передач, управление рычагами поворота и т.п.) и управление вспомогательными системами силовой установки. Наводчик танка, работа которого не требует повышенных энергозатрат, в среднем выполняет 128 операций. На долю командира приходится 199 операций, и почти половина из них относится к наблюдению за местностью, целеуказанию и взаимодействию с другими подразделениями.
Следующей проблемой является расположение механика-водителя на своём рабочем месте. До появления «Чифтена» общепринятым стандартом в западном танкостроении — в советском/российском танкостроении стандарт актуален до сих пор — было вертикальное сидячее положение водителя. С одной стороны, это значительно упрощало или хотя бы не усложняло общую конструкцию и технологию производства танков. С другой стороны, вертикальное сидячее положение приводит к быстрой утомляемости. В таком положении скелетная мускулатура человека находится в постоянной борьбе с земным притяжением. Как следствие, появление болей в шее, поясничной области и коленных суставах, онемение конечностей и появление тремора. В результате механик-водитель начинает концентрироваться на собственных неприятных ощущениях и отвлекается от вождения. Падает концентрация внимания, увеличивается время принятия решений, ухудшается настроение.
Менее важный, но от чего-то напрочь забытый фактор, который влияет на боевую работу механика-водителя — это расположение приборов, информирующих о наиболее важных параметрах силовой установки. Исследования показывают: чем неудобнее расположен главный водительский щиток, тем меньше за ним следит водитель и тем чаще по недогляду возникают поломки и вынужденные остановки в ходе маршей и непосредственно боевых действий. Как правило, механики-водители танков, чьи рабочие места имеют неправильную компоновку приборов, в среднем реагируют на недопустимое отклонение параметров силовой установки только спустя 45–60 секунд, особенно при движении «по-походному». Типичными ошибками при компоновке приборной панели водителя являются её размещение в стороне от основной линии взгляда водителя с расположением окон индикаторов перпендикулярно её оси, а также отсутствие чёткого группирования приборов по важности показателей и назначению.
Резюмировать вышесказанное можно буквально тремя строками. Испытания советских танков Т-55 и Т-62, которые сочетают в себе все перечисленные проблемы, показали, что из-за усталости и отсутствия приемлемого уровня комфорта танкистов средняя скорость в конце суточных учебных маршей падала на 15–20%, а количество ошибок на учебных трассах возрастало в шесть раз.
Автоматизация управления движением танка «Чифтен»
В работе механика-водителя танка наиболее выражен моторный компонент. Водитель совершает большое количество энергозатратных действий, в основе которых лежат перемещение педали подачи топлива, движение рычагов поворота и переключение передач. Для примера, в полностью «механическом» танке Т-62 за один час движения водитель нажимает и отпускает педаль газа в среднем 1291 раз, пользуется рычагами поворота около 809 раз и переключает передачу примерно 17 раз. В числовом выражении энергозатраты на эти действия находятся на уровне 1,34 кВт. Исходя из этого, одним из важных путей решения проблемы загруженности водителя является установка автоматической или полуавтоматической коробки перемены передач. Исследования показывают, что внедрение подобных систем в среднем в два раза уменьшает нагрузку на водителя, снижает требования к его квалификации и длительности обучения, а также исключает ошибки в вождении, приводящие к останову двигателя танка.
В британском танке «Чифтен» реализована оригинальная полуавтоматическая электрогидравлическая система переключения передач механической планетарной трансмиссии, в которой главным органом управления является педаль двойного хода, расположенная под левой ногой механика-водителя. Переключение передач с низших на высшие, с первой по шестую, производится путём нажатия носком ноги на педаль последовательным движением снизу вверх. Соответственно, переключение с высших на низшие, включая две передачи заднего хода, происходит с помощью нажатия педали вниз. Больше от водителя ничего не требуется — никаких «перегазовок» и педалей сцепления/слива. Система автоматически, в соответствии с оборотами двигателя, включает выбранную передачу и сигнализирует об этом на стрелочном приборе, который показывает номер включённой передачи.
В основе полуавтоматики лежит счётно-решающее электромеханическое устройство (контроллер) и исполнительный блок, состоящий из шести электромагнитов с гидравлическими золотниками. При включении нужного электромагнита золотник перемещается, и масло подаётся в гидробустер для включения соответствующего тормоза в коробке передач. Включение электромагнита происходит после сигнала с центробежного преобразователя частоты вращения вала двигателя, реле давления в тормозной системе, кнопки реверса и стояночного тормоза. Центробежный преобразователь, связанный с входным валом коробки передач, формирует сигналы, разрешающие переключение передачи на высшую или низшую, а также передаёт сигнал автоматического понижения передачи.
Полуавтоматика «Чифтена» имеет несколько степеней защиты. В случае, если танк по каким-то причинам теряет скорость — например, на сложном участке местности или из-за ошибки водителя, — полуавтоматика самостоятельно понижает передачу вплоть до нейтрали, исключая останов двигателя. Грубо говоря, механику-водителю вообще можно не понижать передачу — это делается за него. Нередки бывают и аварийные ситуации — например, потеря давления масла в гидравлике. Поскольку водитель не всегда вовремя успевает обратить на это внимание, при достижении критических параметров система автоматически снижает скорость движения танка и последовательно понижает передачу до полной остановки машины. Из-за того, что переключение передач осуществляется педалью, механик-водитель, управляя танком, может случайно включить задний ход. Для защиты от подобных ситуаций включение реверса возможно только после остановки и нажатия соответствующей кнопки на водительской панели.
Испытания «Чифтена» в СССР показали, что применённая в его конструкции полуавтоматическая система переключения передач заслуживает внимания, поскольку подобное конструкторское решение, в сравнении с отечественными машинами, значительно снизило нагрузку на водителя и не вызвало никаких проблем в адаптации. Помимо комфорта, полуавтоматика, снимая с водителя часть обязанностей, улучшает, по сравнению с механикой, и чисто технические параметры — в частности, увеличивает средние скорости движения. Пробеговые испытания «Чифтен» Мk.5Р в СССР показали, что машина массой 55 т с двигателем 750 лошадиных сил при езде по сильно пересечённой местности имеет среднюю скорость 22,1 км/ч, что всего на 2,4 км/ч меньше, чем у значительно более лёгкого Т-62.
Сидение и габариты рабочего места механика-водителя
Считается, что важным параметром, по которому можно судить о том, годен ли человек в танкисты, является его рост. Особенно это касается механиков-водителей. Однако здесь возникает небольшая проблема. Механик-водитель не может быть большого роста — очевидный факт. Не может им стать и человек, чей рост ниже 165 см. Этому есть вполне понятное объяснение: высокий человек попросту не поместится в отделении управления, а низкорослому будет крайне неудобно пользоваться приборами наблюдения. Однако даже те кандидаты, чей рост находится в районе плюс-минус 170 см, часто не пригодны к службе в этой должности.
Средняя высота рабочих мест механиков-водителей, оборудованных вертикальным сидением, от сидения до крыши составляет 830–850 мм. Следовательно, для комфортного расположения рост человека в сидячем положении не должен превышать эти значения. Однако в среднем он их всё же превышает. Проведённые среди военных при отборе в танковые экипажи исследования показали, что средний рост в сидячем положении находится на уровне 880–885 мм. На практике это означает, что значительное количество механиков-водителей, прошедших врачебную комиссию и допущенных к исполнению своих обязанностей, помимо всех неудобств в танке ещё и вынуждены находиться в полусогнутом положении. Увеличение высоты отделения управления, как и общей высоты танка, зачастую невозможно, и потому внедрение полулежачего положения механика-водителя выглядит предпочтительнее.
В танке «Чифтен» применено оригинальное решение в виде сидения, которое регулируется в нескольких позициях. Для расположения водителя «по-походному» с высунутой из люка головой спинка сидения принимает вертикальное положение. При закрытом люке, в расположении «по-боевому», спинка сидения, в зависимости от физических данных водителя, откидывается на 45°, 50° или 55° от вертикали и тем самым обеспечивает физиологически наиболее правильное расположение седока. В зависимости от положения спинки автоматически регулируется положение рычагов управления движением танка. Для отдыха механика-водителя или возможности перейти в боевое отделение спинка может откидываться на 90°, превращая сидение в некое подобие короткой кушетки.
Габариты сидения механика-водителя «Чифтена» особо не выделяются среди западных «одноклассников» и могут обеспечить должный уровень комфорта людям с различной конституцией тела. Ширина сидения составляет 430 мм, глубина — 410 мм, толщина подушки — 45 мм. Высота спинки — 430 мм, ширина — 500 мм, толщина — 45 мм. Для примера, в советском танке Т-62 ширина сидения составляет 355 мм, глубина — 360 мм, толщина — 50 мм. Высота спинки — 375 мм, ширина — 320 мм, толщина — 50 мм.
Несмотря на то, что при разработке «Чифтена» особое внимание конструкторы уделяли уменьшению высоты корпуса, рабочее место механика-водителя далеко не тесное. Его конструктивная высота составляет 880 мм, поэтому там можно расположиться и сидя. Длина рабочего места — 1920 мм, ширина — 530 мм. Сидение может выдвигаться вперёд или назад на 150 мм с шагом 25 мм. По высоте сидение не регулируется, поскольку смотровой водительский прибор имеет широкое выходное окно, им удобно пользоваться на расстоянии от глаз до 300 мм.
Отзывы механиков-водителей, имевших до этого большой опыт вождения танков с классической компоновкой рабочего места, гласили, что при работе в «Чифтене» значительно меньше проявляется усталость, «затекание» мышц, боли в шее и коленях. Из-за большой опорной поверхности сидения и его анатомически правильного расположения уменьшилось влияние ударных нагрузок на позвоночник. Полностью была решена проблема роста водителей, не соответствующего стандартам в сидячем положении.
Приборная панель механика-водителя
Главная приборная панель механика-водителя «Чифтена» находится в оптимальной зоне — по центру перед глазами. На ней расположены приборы, отображающие необходимые параметры силовой установки: обороты двигателя, состояние охлаждающей жидкости, номер передачи, скорость движения и уровень топлива. Менее важные индикаторы и переключатели вынесены в сторону от водителя. Благодаря такой компоновке при наблюдении за главной приборной панелью максимально снижается негативный эффект параллакса. Как следствие, механик-водитель тратит меньше времени на фокусировку взгляда на приборах и считывание информации с них.
Одним из преимуществ главной приборной панели является её расположение под верхней лобовой деталью корпуса на удалении от люка механика-водителя. При движении «по-походному» это исключает засвет индикаторов проникающим через люк прямым солнечным светом. Вкупе с яркой подсветкой приборов это обеспечивает приемлемый световой контраст и достаточную видимость стрелок и шкал.
В целом компоновка приборной панели и блочный тип распределения индикаторов в «Чифтене» имеет ряд преимуществ. Индикаторы поделены на функциональные группы, соответствующие важности показателей. Отсутствует перегруженность главной приборной панели вспомогательными элементами. Все приборы размещены с учётом сенсорного поля механика-водителя, а их количество и номенклатура сведены до минимума, что упрощает считывание информации и меньше отвлекает от наблюдения за местностью и вождения.
Вывод
На момент своего появления «Чифтен» являлся первым в мире серийным основным танком, в котором удобство рабочего места механика-водителя было выведено на качественно новый уровень. До этого танкостроители Запада не решались на подобный смелый шаг. Разумеется, позднее западные танки обзавелись автоматической коробкой передач, штурвальным управлением и компьютеризированными системами управления движением, но «Чифтен» в этом деле по праву считается первопроходцем. Удачность компоновки этой машины доказала свою эффективность в боях и службе в мирное время, определила концепцию британского танкостроения на сорок лет вперёд и нашла своё воплощение в будущих танках «Челленджер-1» и «Челленджер-2».
ОБЯЗАННОСТИ И РАЗМЕЩЕНИЕ ЛИЧНОГО СОСТАВА ЭКИПАЖЕЙ
Должности танкистов
Экипажи танков различаются по количеству и составу в зависимости от модели танка. Например, полный экипаж танка БТ-7 составляет 3 человека, Т-34 — 4 человека, КВ-2 — 6 человек.
Основными должностями танкистов являются: командир, наводчик орудия, механик-водитель, заряжающий, радист и пулемётчик.
Командир танка
Командир танка руководит действиями танкового экипажа при ведении им боевых действий, в ходе учебно-боевой деятельности и технического обслуживания материальной части. Командир танка подчиняется командиру танкового взвода и является непосредственным начальником для членов экипажа танка. Должности командиров танков комплектуются военнослужащими после обучения в учебной воинской части.
Штатная должность в Вооружённых Силах России — командир отделения в танковом взводе. Штатное воинское звание — сержант[1]. До 1960-х годов командиры танков имели более высокое звание: старшина в 1950-х годах, а в годы Великой Отечественной войны — даже младшие офицерские.
Наводчик орудия
Штатная должность в Вооружённых Силах России — наводчик-оператор
. Штатное воинское звание — ефрейтор[2].
Механик-водитель
Механик-водитель (жаргонное мехвод) подчиняется командиру танка и несёт непосредственную ответственность за техническое состояние ходовой материальной части танка. Механик-водитель танка должен хорошо водить танк в любых условиях (в колонне, в боевых порядках подразделения), умело преодолевать препятствия и заграждения, труднодоступные участки местности, выбирать оптимальные режимы и маршруты движения. Он также должен вести наблюдение за полем боя, появляющимися целями, докладывать о них командиру танка, обеспечивать наводчику орудия наилучшие условия для стрельбы.
Штатная должность в Вооружённых Силах России — механик-водитель, старший механик-водитель. Штатное воинское звание — рядовой-ефрейтор[3].
Заряжающий танка
Заряжающий танка входит в состав экипажа танка, подчиняется командиру танка. Вместе с наводчиком участвует в подготовке орудия к бою. Он также следит за готовностью средств связи и выполняет обязанности наблюдателя в указанном командиром секторе обзора. Заряжающий танка должен знать обязанности наводчика орудия танка и при необходимости заменять его. Кроме того, в его обязанности входит помогать механику-водителю заправлять танк горючим и водой, а также знать устройство зенитной пулемётной установки танка, правила стрельбы из неё и уметь вести огонь по воздушным целям.
Штатная должность в Вооружённых Силах России — заряжающий. Штатное воинское звание — рядовой[4].
Размещение экипажа в самоходно-артиллерийской установке ИСУ-152: 1. Механик-водитель. 2. Командир. 3. Наводчик. 4. Замковый. 5. Заряжающий.
ОБЯЗАННОСТИ И РАЗМЕЩЕНИЕ ЛИЧНОГО СОСТАВА ЭКИПАЖЕЙ
Глава вторая
ОБЯЗАННОСТИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ЭКИПАЖЕЙ
Командир танка (бронеавтомобиля, бронетранспортера)
39. Командир танка подчиняется непосредственно командиру взвода. Он является начальником экипажа танка и во всех отношениях отвечает за танк, eгo вооружение и экипаж. Из состава экипажа командир, танка назначает своего постоянного заместителя.
Командир танка обязан:
40. На марше командир танка обязан:
41. Перед боем командир танка обязан:
42. В бою командир танка обязан:
43. После боя (марша) командир танка обязан:
Командир башни (заряжающий)
44. Командир башни подчиняется командиру танка и отвечает за состояние и. постоянную боевую готовность всего вооружения танка. Он обязан:
Командир башни выходит из танка только с разрешения командира танка.
45. На марше командир башни обязан:
46. Перед боем командир башни обязан:
47. В бою командир башни обязан:
48. После боя командир башни обязан:
Механик-водитель старший
49. Механик-водитель старший подчиняется командиру танка. Он отвечает за полную готовность танка к движению и непосредственно управляет им. Механик-водитель старший обязан:
Механик-водитель старший выходит из танка только с разрешения командира танка.
50. На марше механик-водитель старший обязан:
51. Перед боем механик-водитель старший обязан:
52. В бою механик-водитель старший обязан:
53. После боя механик водитель старший обязан:
Механик-водитель младший
54. Механик-водитель младший подчиняется командиру танка. Он обязан:
Механик-водитель младший выходит из танка только с разрешения командира танка.
55. На марше механик-водитель младший обязан:
56. Перед боем механик-водитель младший обязан:
57. В бою механик-водитель младший обязан:
58. После боя механик-водитель младший обязан:
Радист-пулемётчик
59. Радист-пулемётчик подчиняется командиру танка. Он обязан:
Радист-пулемётчик выходит из танка только с разрешения командира танка и после передачи дежурства у радиостанции лицу из состава экипажа, указанному командиром танка.
60. На марше радист-пулемётчик обязан:
61. Перед боем радист-пулемётчик обязан:
62. В бою радист-пулемётчик обязан:
63. После боя радист-пулемётчик обязан:
РАЗМЕЩЕНИЕ ЭКИПАЖЕЙ
64. Экипаж тяжёлого танка стоит из четырёх человек и помещается (рис. 1):
Рис. 1. Размещения экипажа в тяжелом танке. Построение у танка.
65. Экипаж среднего танка типа Т-34 состоит из четырёх человек и помещается (рис. 2):
Рис.2. Размещение экипажа в среднем танке типа Т-34 и построение у танка.
Рис.3. Размещение экипажа в легком бронеавтомобиле БА-64 и построение у бронеавтомобиля.
66. Экипаж лёгкого бронеавтомобиля типа БА-64 состоит из двух человек и помещается (рис. 3):
Гендерная дискриминация
Через год в 2020 году одной девушке удалось прорвать оборону, Верховный Суд России с третьей попытки принял иск девушки Яны Сургаевой[12].
На предварительном судебном заседании под председательством судьи Верховного суда Аллы Назаровой в присутствии третьих лиц минюста и генпрокуратуры из-за секретности обжалуемых приказов суд отказался допустить к участию представителя Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и представителя по доверенности, указав представить в суд адвоката с ордером. По результату рассмотрения закрытого судебного дела 22 августа 2019 года суд отказал девушке в праве служить танкистом в армии, указав на Постановление Правительства РФ от 06.02.1993 N 105 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъёме и перемещении тяжестей вручную»[13][14][15][16].
Несмотря на запрет женщин-танкистов в России, в 2020 году женский танковый экипаж впервые принял участие в «Армейских международных играх».[17][18]
Экипаж машины боевой
Этот фильм был снят по сценарию Александра Ивановича Милюкова, в котором он описал один из эпизодов своей фронтовой биографии. Фильм «Экипаж машины боевой» нередко обсуждался на различных форумах, где многие его критиковали.
Дескать, и рации немцев не могли работать в диапазоне раций наших танкистов, да и куда «тридцатьчетвёрке» с её 76-мм пушкой, которая и лобовую-то броню могла пробить только в упор, до чуда немецкого танкостроения. Что можно на это ответить?
Во-первых, это художественный фильм, а не документальный, и нет необходимости воспроизводить некоторые детали до мельчайших подробностей. Так же известно, что во время боевых действий противоборствующие стороны с удовольствием слушают противника. Для этого имелись специальные службы, и не обязательно на дуэль русского танкиста немец должен был вызывать из своего танка. Вполне возможно, что им мог быть радист-слухач, хорошо знающий русский язык.
Во-вторых, Александр Иванович стал командиром танка в 1944 году, когда на фронт уже пошли танки Т-34 с мощным 85-мм орудием. Конечно, лобовая броня «Пантеры» была крепким орешком и для этого орудия, так как с учётом наклона верхнего броневого листа она была даже более мощной по сравнению с лобовой броней «Тигра», чего не скажешь о её бортовой броне.
Из воспоминаний Александра Ивановича понятно, что он был командиром танка, но сел за рычаги машины, потому что до своего ранения и получения офицерского звания, он был механиком-водителем танка. И механиком-водителем он был высокого класса.
То, что это был Т-34-85 говорит и то, что в Т-34-76 командир танка кроме управления боем был ещё и наводчиком орудия. Подумайте, сев за рычаги танка мог ли Александр Иванович посадить к прицелу абы кого? Слишком велик был риск.
Так что, против «Пантеры» была «тридцатьчетвёрка» с 85-мм орудием. Александр Иванович был родом из Пензенской области, поэтому и позывной его танка был «Пенза» и танке было написано «Пенза мстит»
Эту «Пантеру» он заметил уже давно по почерку. Ей управлял опытный экипаж и в этом не было никакого сомнения. Первая встреча с ней едва не закончилась гибелью экипажа, так — как немцы подбили его «тридцатьчетвёрку». Потом была ещё одна встреча, где уже танк с позывным «Пенза» охотился за своим врагом.
Наводчик нашего танка произвёл несколько выстрелов по врагу, но не смог ни разу попасть в «Пантеру». Это произошло не из-за того, что наводчик был плохим, а благодаря мастерству немецкого механика-водителя, который мастерски уходил из-под выстрелов.
Похоже, соперники заметили друг друга, и вот немецкий танковый ас захотел встретиться с русскими танкистом в «рыцарском единоборстве».
Вызывал ли на дуэль Александра Ивановича сам танкист или тот, кто прослушивал диапазоны наших волн, но немец хотел встретиться именно с «Пензой». Он ещё посмеялся над русским танком, назвав его колхозным трактором и предложил русскому танкисту написать завещание.
Вызов был принят и наша «тридцатьчетвёрка» вышла на смертельную дуэль. В этот бой они вышли без разрешения, что могло закончиться для экипажа, если выживут, трибуналом. Но, это было дело чести. Сам Александр Иванович сел за рычаги танка, а в наводчике он был уверен.
Любил он свою машину. Хорошо в ней разбирался. Даже самолично отрегулировал топливный насос так, чтобы в критическую минуту машина могла достичь скорости, недоступной другим танкам.
Местность хоть и была чистой от растительности, но имела множество балок и неровностей, чем и не преминул воспользоваться танкист.
Немец открыл огонь сразу же, как увидел наш танк. Он стремился воспользоваться своими преимуществами, хорошей лобовой броней и точной пушкой, пробивающей лобовую броню «тридцатьчетвёрки» с запредельной дистанции. Он даже не стал маневрировать и вёл огонь с места, рассчитывая на неуязвимость своей машины.
Наши же танкисты стремились как можно быстрее сблизиться с врагом, чтобы поразить его наверняка. А немец, видимо, начал торопиться и мазать. Конечно, во многом это было благодаря мастерству Александра Ивановича. Он пользовался любой возможностью укрыть свой танк за подходящим холмиком или спрятаться в неглубокой балке.
«Тридцатьчетвёрка» неумолимо приближалась к «Пантере». И нервы у немецкого аса не выдержали. Он видимо струсил, потому что русский танк уже подошёл на такую дистанцию, что даже его крепкая лобовая броня могла не спасти его, и он дал команду на отход. Опытный механик начал сдавать назад, чтобы не подставить под выстрел тонкую бортовую броню.
Сзади немецкого танка был крутой спуск и «Пантера», переваливаясь через холм, подставила на пару секунд под выстрел свою самую уязвимую часть-днище. Александр Иванович плавно остановил тридцатитонную машину, и наводчик затратил лишь доли секунды для поправки наводки.
Снаряд «тридцатьчетвёрки» ударил точно в самое уязвимое место немецкого танка. «Пантера» вздрогнула и остановилась. Через несколько секунд она ярко вспыхнула. Никто из её экипажа не успел покинуть горящую машину.
Александр Иванович сразу же увёл свою машину под прикрытие холма. В восторге от своей победы в этом смертельном поединке танкисты вели себя как дети. Они что-то громко кричали и смеялись. Но, через несколько секунд их восторг охладил голос из рации. Это командир батальона «ласково» высказал им все, что он о них думает и пригрозил трибуналом.
Он тоже с напряжением следил за этим поединком, но решил не вмешиваться, как говориться, под руку. Зато теперь танкистам досталось по полной.
Но вернуться к своим ребята не успели, начался бой, в котором экипаж танка «Пенза мстит!» уничтожил ещё три машины противника. А, как известно: «Победителей не судят»
За время войны Герой Советского Союза Александр Иванович Милюков сменил тринадцать(!) машин, а после войны написал сценарий об этом бое, по которому в 1983 году был снят известный фильм.
Примечания
Важно отметить один из лучших обычных танков, который способен эффективно зарабатывать опыт. Не все игроки могут позволить себе приобрести премиум машину за деньги, а некоторые принципиально отказываются от каких-либо платных услуг и пользуются исключительно внутриигровой валютой.
На борту среднего танка находится 4 члена экипажа:
Аналогичными специальностями обладают танкисты практически всех советских средних танков СССР, что позволит пересаживать их на другую технику с малым процентом штрафа.
Конечно же, для многих игроков средний танк Т-44 может показаться сомнительной техникой, но именно эта машина способна зарабатывать большое количество опыта. Чаще всего в качестве танка для обучения экипажа, танкисты выбирают ИС-3 и это не совсем правильный выбор. Как известно, наибольшее количество очков опыта предоставляется за разведданные. Несомненно, урон играет также важную роль, но если сравнить одинаковое количество насвеченного урона и настрелянного урона, то разница будет весомая.
Блокировка снарядов не приносит очков опыта, но она даст возможность жить в бою как можно больше.
Альтернативой может выступить ЛТ 8-го уровня ЛТТБ. Особенностью светляка является наличие 4-х членов экипажа. Если прокачивать танкистов на этом танке, то можно будет выигрывать в количестве человек. Конечно же, ЛТ будет лучше зарабатывать опыт, чем Т-44, но есть один нюанс – бронирование. Средний танк имеет отличную броню в башне и неплохой запас прочности. Выживая до конца боя, будет больший шанс на положительный результат.
Для прокачки экипажа нужно стараться больше насвечивать, чем настреливать, поэтому лучше приспособиться ко всем картам и исследовать самые удобные позиции.
У этой нации немало танков премиум-класса с отличными характеристиками, способствующими быстрой прокачке экипажа. Ниже будут описаны самые эффективные машины.
ELC EVEN 90
Несмотря на свой внешний вид и размеры, это один из самых эффективных и опасных лёгких танков в игре. Француз имеет очень много достоинств, которые перебивают все недостатки. Именно на этой машине можно прокачивать экипаж по максимуму, главное делать это правильно.
На борту ELC EVEN 90 находится экипаж из 3-х человек:
Клоп способен быстро и эффективно прокачивать экипаж при помощи своих уникальных характеристик. Малые размеры предоставляют игроку большую привилегию над соперником. Для прокачки экипажа – главное светить, а это француз сможет делать на протяжении всего боя, главное играть аккуратно и не подставляться.
Единственный недостаток ELC EVEN 90 – наличие всего 3-х членов экипажа. Это может ограничить пересадку на танк, где необходимо иметь 4-х танкистов