мартышкино ломоносовский район почему так названо
В ленинградской области существует станция Мартышкино, откуда такое название?
Восточная часть города Ломоносова – Мартышкино – имеет долгую историю. Издавна эта территория принадлежала государству Российскому.
Откуда же взялось такое название: Мартышкино? Что оно может означать? Существует много легенд о его происхождении. По одной – будто в основе “Мартышкино” лежит слово “мартын” – общее название водяных птиц, в том числе и чаек, которых было много на здешнем побережье. Еще одна легенда говорит о мартышке, убежавшей из зверинца светлейшего князя А. Д. Меншикова и пойманной в лесу в районе нынешнего Мартышкино.
Историкам ближе другая версия. Будто появилось это поселение с началом строительства Кронштадта в начале XVIII века рядом со старинной финской деревушкой Тюррэ. Поселили сюда на место жительства артели лодочников, ко-торые перевозили кирпич на строительство, развернувшееся на острове Котли-не. Изготавливали кирпич рядом со слободой в полевых печах, а именовались эти перевозчики, как и кое-где на Волге, мартышами.
Художник А. Н. Бенуа считал, что, возможно, название произошло от какого-нибудь Мартына, имевшего здесь земли.
Основным занятием жителей деревни Мартышкино была работа на мелких предприятиях, огородничество, сдача домов в аренду и обслуживание дачников. Содержание дач и обслуживание дачников было доходным делом.
По-разному использовали свои земельные угодья их владельцы. До сих пор сохранился красивый парк с дубовыми аллеями, созданный Н. Мордвиновым. Стоят здесь по-прежнему могучие мордвиновские дубы, некогда привлекшие внимание выдающегося художника-пейзажиста И. Шишкина, замечательно пе-редавшего эту красоту в картине “Мордвиновские дубы”. Это полотно сейчас находится в Русском музее.
В этом парке есть еще одна достопримечательность – каменный валун, на котором неизвестный мастер вырезал изображение головы. Сейчас она почти полностью ушла в землю. Существует предположение, что голова стала праобразом знаменитой “пушкинской” головы из поэмы “Руслан и Людмила”.
В Мартышкино в течение четырех лет проживали Н. Некрасов, А. Панаева, И. Панаев, А. Толстой, Д. Григорович, Н. Добролюбов. Бывали у Некрасова И. Тургенев и великий француз-романист А. Дюма. Надо сказать, что эти места очень любили писатели и художники, и многие улицы носят имена известных людей.
В годы Великой Отечественной войны Мартышкино оказалось у передовой линии фронта. Фашистов здесь не было – эта территория входила в состав Ораниенбаумского пятачка. В мартышкинской школе до сих пор существует традиция – в памятные дата Великой Отечественной войны в школу приезжают ветераны 48-й стрелковой дивизии, воевавшей именно в Мартышкино.
Мартышкино – замечательный уголок. Именно “уголок”, потому что на большинстве карт Санкт-Петербурга и Ленинградской области его нет, уже давно его территория – часть города Ломоносова. Название “Мартышкино” сохранилось только в названии железнодорожной станции, да в памяти жителей.
МАРТЫШКИНО
Дачный посёлок Мартышкино образовался на территории между Сергиевкой и Ораниенбаумом ещё при Петре I. Бывшая дача сына Петра I, Алексея, впоследствии перешла во владение П. С. Сумарокова, затем к Р. И. Воронцову. В 1761 году на даче поселилась дочь Воронцова, Екатерина Дашкова, а в 1785 — на даче устроена первая усадьба.
Существует несколько версий происхождения топонима Мартышкино. По одной из них,в основе слова лежит корень «мартыш» ( в других источниках «мартын») – так в народе называли чаек, крачек. По другой (версия историка-краеведа А. И. Карху) предполагается, что в XVIII в. в Мартышкино поселили на жительство артели лодочников, занимавшихся перевозкой кирпича, развернувшегося на острове Котлин. А именовались эти перевозчики, как и на Волге, – мартышами. В третьей версии, «версии Бенуа», название поселения связывается с именем некоего Мартына (или Мартина), владевшего, возможно, при шведах этой местностью.
Существует и еще одна гипотеза: что в петровское время на Петергофской дороге находился кабачок «Мартышка», который и дал название поселению.
Сменив ряд владельцев, в 1822 году усадьба переходит во владение Н. С. Мордвинова и впоследствии становится известна как Мордвиновка. При графе А. Н. Мордвинове и его наследниках здесь жили и снимали дачи многие известные люди: Орест Кипренский, Иван Шишкин, Илья Репин, Исаак Левитан. Здесь в 1891 году Шишкин написал «Мордвиновские дубы», которые до сих пор сохранились под названием шишкинских, а также картину « Лес в имении графини Мордвиновой».
В Мартышкине в петровские времена была усадьба и до сих пор есть родовой склеп. В Мартышкине находили мумии, которые сейчас хранятся в Музее Гигиены в Петербурге и Краеведческом музее города Ломоносова.
В 1941 — 1944 гг. посёлок находился на линии фронта Ораниенбаумского плацдарма, на братской могиле защитников в 1975 году организован Мартышкинский мемориал.
Библиография:
1. Горбатенко, С.Б. Петергофская дорога (историко-архивный путеводитель).- СПб., 2001
2. Карху, А. И. Есть дивный уголок у нас // Истоки: к 80-летию образования Ломоносовского района.- Ломоносов, 2007.- С. 105-109
3. Карху, А. И. Еще раз о Мартышкине / А. Карху // Балтийский луч.- 1974.- 25 мая
4. Парахуда, В. Тайна Мартышкино / В. Парахуда // Балтийский луч.-2008.- 8 февр. (№ 6).- С.20
5. Перевезенцева, Н. На дачу в Мартышкино / Н. Перевезенцева // Петербургский Маяк.- 2016.- 17 авг.- С. 8
6. Типисев, А. Куда девались мумии? / А. Типисев // Балтийский луч.- 1974.- 25 мая.- С.3
7. Шанаев, В. А. Приход «Тюре»: краткий исторический очерк / В. Шанаев.- Ломоносов, 1992
Мартышкино и его обитатели. Чем примечателен уютный поселок городского типа
Сегодня Мартышкино – уютный поселок городского типа с обширным частным сектором на южном берегу Финского залива в черте Петродворцового района. Многоквартирных домов здесь не так много, да и те в основном пятиэтажки советского времени. В эпоху Серебряного века – излюбленное дачное место творческой интеллигенции. Как рассказала наша собеседница Елизавета КАБИШЕВА (на снимке), которая ведет сообщество «Мартышкино и его мартыши» в соцсетях, поселок и сегодня пользуется популярностью у горожан. Весной и летом можно увидеть много объявлений «сниму дом на лето».
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
– Елизавета, начну, наверное, с самого банального: мартышки здесь действительно водились?
– Да нет, конечно. Хотя есть красивая легенда о сбежавших обезьянках из цирка-шапито. Будто бы они разбрелись по поселку и досаждали местным жителям, пока начальник здешней железнодорожной станции не приютил их у себя.
Конечно, это небылица, но многим она очень нравится. На самом деле есть несколько версий происхождения топонима. По одной из них, он пошел от «мартышей», как в народе называли чаек. Согласно другой, с петровских времен здесь обосновались артели лодочников, перевозивших для строительства Кронштадта на остров Котлин кирпич, который тут изготавливали. Именовались эти перевозчики, как и на Волге, мартышами.
– Кирпичный завод все еще существует?
– Увы, его уже нет лет двадцать. А раньше ведь он давал работу многим местным жителям. Как и действовавший на территории поселка Ломоносовский литейно-механический завод. Его тоже нет. Сегодня местом приложения рабочей силы служит порт, расположенный не так далеко, в Бронке. Я как раз там и тружусь. Есть еще совсем рядом с поселком Мартышкино небольшое предприятие, где изготавливают комплектующие для транспорта. Но в основном, конечно, жители работают в Петербурге.
– Транспорт не подводит?
– С этим особенных проблем нет: до Питера ходят маршрутки и социальный автобус, можно добраться и на электричке. На машине до города по Кольцевой автодороге – 20 минут. А так мы живем в Мартышкине своим маленьким миром, практически все друг друга знают в лицо. Здесь не город и не деревня. В поселке – своя школа (в каждой параллели – по одному классу), свой детский садик. Пока этого достаточно. Есть почтовое отделение, вот поликлиники нет: к врачам приходится ездить в Ломоносов. Отделение банка закрыли в прошлом году — сказали: мол, слишком малый спрос.
Но по большому счету все это мелочи по сравнению с тем, что из окон можно любоваться Финским заливом, а до песчаного пляжа – пять минут пешком. Место там хорошее, сюда приезжают из Питера и Ломоносова. Беда в том, что официально он не является городским пляжем, поэтому никакие службы уборкой мусора здесь не занимаются. Летом это становится большой проблемой. Нам приходится выходить на субботники. Спасибо местным властям: они отзываются на наши просьбы и предоставляют на время проведения уборки контейнер для мусора.
Есть еще карьер в частном секторе, где очень чистая ключевая вода. Но там та же беда – мусор и последствия шашлыков.
– Это единственные проблемы поселка?
– Нет, конечно. На большинстве улиц нет тротуаров, а движение достаточно интенсивное. Изо дня в день жителям приходится ходить по краю проезжей части и с беспокойством оглядываться на мчащиеся мимо машины. Увы, в ответах чиновников нет конкретных сроков обустройства пешеходных дорожек.
Кроме того, есть еще одна беда: железная дорога фактически разрезает жилую часть поселка на две части, а связывает их автомобильный виадук. Он старый, сохранившийся еще от знаменитой Оранэлы – Ораниенбаумской электрической железной дороги, которую строили перед самой революцией. Проблема в том, что виадук никак не приспособлен для пешеходов – тротуар только с одной стороны, да и то очень узкий: два человека могут разойтись только боком. Родителям с колясками приходится выходить на проезжую часть и, подвергаясь опасности, двигаться перебежками. Инвалиды-колясочники вообще не могут воспользоваться этим мостом.
Ко всему прочему, на проезжей части виадука постоянно образовываются глубокие выбоины. Принадлежит он РЖД, поэтому приходилось обращаться в это ведомство. Теперь стало известно, что в течение года мост передадут городу. Но проблемы это не решает, поскольку еще в прошлом году КГИОП признал этот виадук объектом культурного наследия. Как, кстати, и еще два моста Оранэлы, уцелевшие в черте поселка.
– Забота об историческом наследии, конечно, не может не радовать, но получается, что теперь никаких действий кроме реставрации на виадуке осуществлять нельзя?
– Именно так, поэтому вопрос о том, как наладить нормальное пешеходное сообщение между двумя частями поселка, пока остается открытым. Очевидно, что решать его придется на уровне города. А вот привести в порядок болотистый, заросший кустарником участок рядом со школой вполне по силам на районном уровне.
Осенью прошлого года местным жителям благодаря активной поддержке ломоносовцев удалось победить в голосовании в рамках программы «Формирование комфортной городской среды», и эта территория попала в план благоустройства. Надеемся, в ближайшем будущем здесь появится красивый сквер.
Мнения
Андрей ТУРЕНКОВ, водитель:
– В целом Мартышкино очень спокойное место, хотя есть несколько причин для беспокойства. Опасаемся, что наши дома начнут трещать от вибрации, если запустят грузовую ветку в сторону Соснового Бора – в бухте Батарейная планируется строительство зернового терминала. Непонятно, что будет с территорией бывшего кирпичного завода. Оборудование оттуда вывезли, постройки снесли, пространство разровняли бульдозерами и бросили. И, наконец, самое больное – это участок от перекрестка улиц Связи и Кипренского. Давно уже пора поставить здесь с двух сторон знаки «жилая зона» и запретить движение грузовиков. Летом у нас там настоящий ад из-за пыли.
Татьяна ПРОХОРОВА, в 1972 – 1995 годах – районный архитектор:
– В свое время удалось добиться, чтобы взяли под охрану государства две старинные деревянные дачи на Ивановской улице. Когда-то они принадлежали Павлу Лисицыну, который строил дачные дома и сдавал их на лето. В 2014 году эти дачи, находившиеся в ведении МВД, пострадали от пожара, после чего КГИОП собирался исключить их из объектов культурного наследия, однако проведенная историко-культурная экспертиза рекомендовала все-таки статус памятника сохранить. Правда, с того времени здания так и представляют собой обгорелые руины.
Александр МАЛЬЦЕВ, госслужащий:
– Жизнь у нас в поселке вроде бы неплохая: развитая инфраструктура, все в шаговой доступности. Но, к сожалению, нет спортивных центров, детских кружков и секций. Из объектов культуры – только библиотека. Раньше в одном из домов по улице Жоры Антоненко действовал спортивный зал: дети занимались борьбой, взрослые – лечебной физкультурой. Но это заведение закрылось еще лет пятнадцать назад.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 83 (6921) от 12.05.2021 под заголовком «Мартышкино и его обитатели».
Ломоносов
79 материалов по 26 объектам, 1 474 фотографии
Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее
В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Ломоносове.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Платформа Мартышкино. Легенды и судьбы
Материал понравился:
Эта заметка является частью дневника «Моя Земля или малая родина»
В пригороде Ломоносова на железнодорожной линии Санкт-Петербург — Ораниенбаум существует неприметная остановочная платформа «Мартышкино». Своё столь необычное имя она получила от того, что в её окрестностях на берегу Финского залива издавна останавливались перелётные водоплавающие птицы — мартыны. Есть такая разновидность крачек. Это одна из версий названия, но есть и другая. В старые времена мартышами называли лодочных перевозчиков, что жили в этих местах. Они доставляли кирпич на остров Котлин для строительства города-крепости Кронштадт. Однако есть у меня своя версия, согласитесь, было бы несправедливым не вспомнить здесь других персонажей, которые так удачно подходят к названию железнодорожной платформы. А история эта начиналась так:
Как то давным-давно в Ораниенбауме, так в прошлом назывался город Ломоносов, остановился цирк-шапито. Среди его многочисленных артистов были и звери, в том числе несколько мартышек. Однажды летним вечером после очередного представления они не вернулись в свои клетки. Не объяснив причин, мартышки попросту сбежали. Спешно были организованы поиски беглецов, но успехом они не увенчались. Цирк был вынужден уехать без своих непослушных артистов. Те в свою очередь переживать не стали, а принялись осваивать новую для себя территорию. Вначале беглецам приглянулась городская помойка, где они вскоре вытеснили её постоянных обитателей — кошек и собак. Затем досталось и самим горожанам. В поисках витаминов мартышки начали устраивать набеги на их дачи и огороды. Возмущённые жители пытались защищать свои хозяйства. Они ставили капканы и подсыпали яды, но всё было тщетно, налётчики успешно уходили от всевозможных ловушек. Видимо, к тому времени обезьяны хорошо изучили психологию людей, да и цирковая подготовка им в том помогала.
Такая беззаботная жизнь продолжалась для них всё лето и осень. С наступлением первых заморозков и холодов мартышки покинули свои летние квартиры и были вынуждены искать новые тёплые и сытные места. Судьба была милостива к ним и вывела их на железную дорогу. Здесь их заметил старый обходчик. Сердце у одинокого человека было добрым, и он позволил несчастным животным жить в его будке. Так вчерашние враги стали друзьями. В знак благодарности за свои спасённые жизни обезьяны стали помогать доброму обходчику. Часть из них выучилась его нехитрому ремеслу и вместе со своим наставником обходила дорогу.
Пассажиры, проходящих тогда поездов, могли наблюдать необычную картину. По заснеженным насыпям в пургу и в метель брёл пожилой человек в окружении детских фигурок. Стороннему наблюдателю казался странным их вид. В валенках и телогрейках, обмотанные старыми тряпками и шарфами, несли мартышки на своих хрупких плечиках тяжёлые инструменты. С преданностью собаки следили они за каждым жестом и словом своего наставника. Многому научил их старый обходчик. Обезьяны беспрекословно выполняли всю самую тяжёлую и чёрную работу. Вероятно, поэтому даже после его смерти мартышкам позволили остаться при дороге.
Но беда, как известно не приходит одна и пришла она откуда её не ждали. Железную дорогу электрифицировали. Наши герои не были к этому подготовлены. Они не знали законов Ома и Джоуля-Ленца. Переучиваться было поздно, да они к этому не очень-то и стремились. Вдобавок ко всему снесли их старую будку. Так в одночасье мартышки остались без жилья и работы. Что стало с ними дальше неизвестно. Немногочисленные свидетели утверждали, что несколько лет тому назад видели в окрестностях дороги пару маленьких сгорбленных и чумазых фигур. Они громко фыркали и жестикулировали руками. Были это наши герои, а равно, как и вся эта история доподлинно неизвестно. Однако существует сегодня железнодорожная платформа с необычным названием «Мартышкино».
Есть дивный уголок у нас
Поселок Мартышкино, являющийся восточным районом Ломоносова, издавна известен как красивая дачная местность на живописном берегу Финского залива. Возникновение его уходит в далекое прошлое района, и вся его история связана с жизнью и творчеством многих видных деятелей литературы и искусства.
Стояла здесь где-то в начале XVI века одна из безымянных деревушек тогдашнего Дудоровского погоста Новгородской земли, именуемых в Писцовой книге Вотской пятины от 1539 года как « Морское у моря ». Деревни с такими названиями, состоящие из 2—3 домов, в ту пору были разбросаны вдоль всего берега залива.
Во время шведского владычества здесь появляется образованный шведами центр большого лютеранского прихода с названием «Тюрис», что в переводе со шведского значило — дорогой, любимый. Уже в 1642 году в этот приход входило 62 деревни: церковь владела большим участком земли, здесь же стояла и деревня с тогдашним названием «Тюррэ». Церковный приход после изгнания шведов, получивший русское название «Тиринский», оставался по-прежнему излюбленным местом лютеранского духовенства.
По данным церковно-податной книги от 1829 года, в приход входило 56 деревень с количеством дворов 767. Кроме платы за разные «требы»: крестины, венчания существовала церковная подать еще по шести видам повинностей, в том числе «отработкой натурой». Так, за упомянутый 1829 год, деревня Пеники из 13 дворов лютеранского вероисповедания отработала на церковь 89 дней.
Отнюдь не одному богу служила эта церковь, о чем говорят сохранившиеся до наших дней бумаги далеко не религиозного содержания. Приведем дословно одну из них: «От Петербургского нижнего земского суда Мартышкинскому паспорту. Благоволите немедленно прибыть в деревню Борки для приведения обыскных людей к присяге в рассуждении держания беглых, мая 24 дня.
. Посему ведению привел к присяге разных деревень 13 человек лютеранского вероисповедания в деревне Малые Борки мая 25 числа 1798 года. », — писал пастор Дегин.
Сохранилась в церковных делах и форма, какой должно быть содержание подписанной присяги по случаю и принадлежности к ложе братьев масонов или другому тайному обществу.
Церковный приход существовал здесь до тридцатых годов и распался за отсутствием верующих, а каменное здание лютеранской кирки было переоборудовано под кинотеатр. С прошлых времен здесь сохранилось еще название улицы — Кирочная.
Была в Мартышкино и православная деревянная церковь Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали», построенная в 1884 году. Никакой архитектурной ценности она не представляла и была закрыта в начале 30-х годов.
Еще в годы Северной войны со шведами освобожденные земли на южном берегу залива Петр I раздал своим сподвижникам. Деревня Тюррэ была приписана к Ораниенбаумской усадьбе А. Д. Меншикова, а в 1727 году его усадьба с приписанными к ней деревнями была конфискована и вскоре перешла в ведомство Дворцовой канцелярии. В 1747 году, при так называемом «ингерманландском межевании», были упорядочены земельные владения разных лиц в районе Мартышкина. Из церковных владений была нарезана приморская дача площадью в 43 десятины княгине М. Н. Дондуковой (жене калмыцкого властелина Дундук-Омбы, разбившего в 1736 году кубанских татар, принявшего православие и возведенного в княжеское достоинство с новой фамилией Дондуков).
По межеванию за лютеранской церковью и ее пастором остался благоустроенный участок площадью 85 десятин. С восточной стороны церковного надела располагалась приморская дача в 52 десятины видного государственного и общественного деятеля Н. С. Мордвинова и мыза статского советника лейб-медика И. Ф. Бека.
Вся эта обмежованная в 1747 году земля, принадлежавшая четырем владельцам, была окружена землями, приписанными Ораниенбаумскому дворцовому ведомству с деревнями Бобыльское и Мартышкино, которые в дореволюционные годы составляли единую сельскую общину в Ораниенбаумской волости.
Откуда же возникло название Мартышкино? Оставим все бытующие об этом легенды и обратимся к истории. Оставшаяся здесь со шведских времен деревня была расположена на южной стороне от существующей ныне железной дороги. К ней примыкало небольшое старинное кладбище, к западу от которого находился кирпичный завод, возникший еще в первое десятилетие XVIII века для строительства каменных зданий Меншикова.
Еще при Меншикове для работ на строительстве сюда были переселены из центральных губерний мастеровые, которых поселили рядом с деревней в образовавшейся слободе. Здесь же жили специальные артели лодочников, занимавшихся перевозкой кирпича местного завода в строящийся Кронштадт.
Именовались эти артели чернорабочих, выходцев с Поволжья, как кое-где на Средней Волге — мартышами. Отсюда это название перешло на слободу — Мартышкино. Правда, несколько позднее, в 1798 году в дарственной Павла I своему сыну Александру в росписи казенным деревням из близлежащих к Ораниенбаумскому двору, говорится о «земле под слободой Мартышенгоф 8 десятин 1730 саженей», но здесь же при перечислении ревизских душ значится как Мартышкино. Видимо, это несколько удобное и произвольное название Мартышкино перешло и на деревню, слившуюся со слободой, а затем и на дачный район.
Новая часть деревни с самого начала была расположена между двумя небольшими оврагами в одну улицу, а затем слилась со старой деревней.
С постройкой железной дороги они были разделены на новую и старую часть перекинутым через железную дорогу «Горбатым мостом», ныне не существующим.
Новая часть бывшей деревни ныне носит название Лесная, а старая, южнее железной дороги — улица Кипренского.
Деревня Мартышкино в 1834 году входила в Ораниенбаумскую вотчину Великого князя Михаила Павловича. По ревизской сказке здесь числилось 42 двора, мужского пола 38 и женского 115 человек. Занимались крестьяне этой казенной деревни строительством и обслуживанием дворцов и парков, работали на кирпичном заводе.
С отменой крепостного права владелец Ораниенбаумского дворца выделил крестьянам Мартышкино земли далеко за деревней и лики, годные для покоса. Так, по существу, деревня была лишена пахотной земли. Это сказалось на дальнейшем существовании ее жителей. Они занимались извозом, возили кирпич и разные грузы, работали на железной дороге, жили сдачей своих домов дачникам. Сельскохозяйственные работы сводились в основном к сенозаготовкам. В 1910 году с переходом по аграрной реформе на новое землепользование часть крестьян пораспродали свои участки и порвали с сельским хозяйством.
Хотя в 1914 году в деревне еще имелось около 60 лошадей и более 100 коров, но корма многие владельцы скота приобретали со стороны. Уже в первые годы советской власти Мартышкино становится рабочим поселком.
Великие имена
По-разному использовали свои земельные угодья их владельцы. До сих пор сохранился красивый парк с дубовыми аллеями, созданный Н. Мордвиновым. Стоят здесь по-прежнему могучие трехсотлетние мордвиновские дубы, некогда привлекшие внимание выдающегося русского художника-пейзажиста Шишкина, замечательно передавшего в своей картине красоту этих деревьев-великанов. Это полотно находится в Русском музее.
На северной стороне от шоссе расположен другой парк в Мартышкино, о котором говорится в старинных документах, что эта приморская дача с устроенной новой мызой принадлежит И. Ф. Беку. В середине XIX века здесь стояло деревянное здание в виде швейцарского домика, принадлежащее уже наследникам Бека. Располагалось это здание посреди громадного парка с тенистыми аллеями вдали от всякого жилья. В нем, как известно, проживали на даче в течение четырех лет (с 1854 по 1858 год) Н. Некрасов, А. Панаева, И. Панаев. К Некрасову приезжали писатели: Л. Толстой, А. Толстой, Д. Григорович, Н. Добролюбов, бывал у Некрасова и И. Тургенев, знакомивший друзей со своими новыми повестями.
Приезжал сюда к Некрасову и великий французский романист А. Дюма. Дача Некрасова не сохранилась. Имеются лишь рисунок этого дома, сделанный Д. Григоровичем, и отчетливо сохранившееся место этого дома около небольшого пруда.
Отдыхали здесь в летнее время на дачах художники: Н. и А. Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, а летом 1883 года жил И. Е. Репин, работая над картиной « Не ждали ».
Содержание дач и обслуживание дачников было доходным делом. В путеводителе по Балтийской железной дороге за 1883 год приводятся статистические данные по народному хозяйству губернии, где отмечается, что промышляют дачами в селении Мартышкино 45 домохозяев и выручают за год 6105 рублей. А это по тем временам были большие деньги.
Благоприятствовало образованию здесь дачного района открытие в июле 1857 года железной дороги Петербург—Новый Петергоф и продление этой дороги до Ораниенбаума. Движение по ней открылось в июне 1864 года. Два года потребовалось строителям, чтобы сделать глубокую выемку под полотном дороги. Земля отсюда пошла на создание железнодорожной насыпи до станции Ораниенбаум.
Однако на участке от Старого Петергофа до Ораниенбаума до 1913 года не было промежуточных станций, поэтому поезда ходили без остановок. В связи с этим в летнее время специально для дачников на этом перегоне была пущена так называемая «кукушка» — небольшой красивый поезд, делающий остановки у пяти платформ: Халитово, Олино, Мартышкино, Лисицино, Лейхтенбергская с пересадкой в Старом Петергофе.
Позднее строилась трамвайная дорога между Петербургом и Ораниенбаумом. В Мартышкино уже были введены в строй мост и электроподстанция. Строительство было прервано с началом Первой мировой войны, а в дальнейшем прекращено совершенно.
Из старых зданий в Мартышкино сохранились лишь два здания: двух бывших четырехклассных церковно-приходских школ — от лютеранской и православной церквей, каменные строения бывшего дворцового повара Е. В. Максимова постройки 1908—1909 годов, переоборудованные под полиграфическую фабрику и управление быткомбината.
В годы Великой Отечественной войны Мартышкино оказалось у передовой линии фронта. Фашисты нанесли селению большие разрушения, осталось немногим более десяти уцелевших строений.
После войны поселок был полностью восстановлен. Здесь поднялись каменные здания, новая школа, промышленные предприятия. Появились новые улицы с именами великих людей, проживавших когда-то в этом замечательном месте. Заслуженным вниманием пользуются братские захоронения защитников легендарного Ораниенбаумского плацдарма, ставшего на пути захватчиков к Ленинграду.