максимизация общего выигрыша характерна такому виду мотивов социального взаимодействия как

Общение как интеракция. Виды, мотивы и стратегии взаимодействия.

Cтратегии межличностного взаимодействия

Прежде всего отметим, что в различных исследованиях выявлено несколько важнейших видов социальных мотивов (то есть, мотивов, с которыми человек вступает во взаимодействие с другими людьми):

1. Мотив максимизации общего выигрыша (иначе мотив кооперации).

2. Мотив максимизации собственного выигрыша (иначе, индивидуализм).

3. Мотив максимизации относительного выигрыша (конкуренция).

4. Мотив максимизации выигрыша другого (альтруизм).

5. Мотив минимизации выигрыша другого (агрессия).

6. Мотив минимизаций различий в выигрышах (равенство).

Структура и динамика конфликта

Структура

1. Стороны противостояния (оппоненты), которые отличаются по ролям, социальному статусу, силе, заявленным интересам, рангам или позиции.

2. Предмет спора – противоречие, из-за которого возникает спор.

3. Объект – причина распри. Может быть социальной, духовной или материальной.

4. Цели конфликта – мотивы участников, объясняемые их взглядами и интересами;

5. Причины спора. Понимание их необходимо для предупреждения, преодоления или разрешения.

6. Окружающая среда, которая представляет собой совокупность условий противостояния.

Динамикой конфликта называют этапы его развития. Всего выделяют три основных стадии:

Структура и динамика межличностного конфликта позволяют разобраться с итогами спора и понять его функции.

13.Механизмы психологического воздействия.
Люди с малосбалансированными установками сильнее внушаемы (дети внушаемы), люди с преобладанием первой сигнальной системы более внушаемы. Женщины более внушаемы, чем мужчины. Такие ситуативные факторы, как телесное расслабление, сонливость, утомление, боль, сильное эмоциональное возбуждение, скука, ощущение безысходности, низкая критичность мышления, некомпетентность в обсуждаемом вопросе, дефицит времени при принятии решения, привычка повиноваться, тревожность, стеснительность — повышают внушаемость человека, его подверженность чужому влиянию. Сопротивляемость внушению может быть двух видов: 1) ненамеренная сопротивляемость внушению базируется на склонности отдельных людей сомневаться практически во всем; 2) намеренная сопротивляемость внушению предполагает, что человек сознательно анализирует то, что ему пытаются внушить, сопоставляет информацию со своими взглядами, знаниями, отвергает то, что не согласуется с его знаниями и убеждениями.

Выделяют три основные формы внушения:
1) гипнотическое внушение (в состоянии гипноза);
2) внушение в состоянии релаксации — мышечной и психической расслабленности;
3) внушение при активном состоянии бодрствования человека.

Источник

Характеристика стратегий межличностного взаимодействия

максимизация общего выигрыша характерна такому виду мотивов социального взаимодействия как максимизация общего выигрыша характерна такому виду мотивов социального взаимодействия как максимизация общего выигрыша характерна такому виду мотивов социального взаимодействия как максимизация общего выигрыша характерна такому виду мотивов социального взаимодействия как

максимизация общего выигрыша характерна такому виду мотивов социального взаимодействия как

максимизация общего выигрыша характерна такому виду мотивов социального взаимодействия как

Прежде всего отметим, что в различных исследованиях вы­явлено несколько важнейших видов социальных мотивов (то есть, мотивов, с которыми человек вступает во взаимодействие с другими людьми):

1. Мотив максимизации общего выигрыша (иначе мотив кооперации).

2. Мотив максимизации собственного выигрыша (иначе, индивидуализм).

3. Мотив максимизации относительного выигрыша (кон­куренция).

4. Мотив максимизации выигрыша другого (альтруизм).

5. Мотив минимизации выигрыша другого (агрессия).

6. Мотив минимизаций различий в выигрышах (равен­ство).

Очевидно, что в рамки этой схемы могут быть в общем виде отнесены все возможные побуждения, детерминирую­щие социальное взаимодействие людей. Естественно, что ха­рактер социальной мотивации участников взаимодействия определяет и средства общения, и результат взаимодействия, и отношения между партнерами по общению. Можно пред­положить, что особенно важным является соотношение мо­тивов общения, имеющихся у участников взаимодействия: если они совпадают или естественно взаимодополняют друг друга, можно прогнозировать большую успешность их кон­тактов. Можно также выделить те мотивы, которые с боль­шой вероятностью будут приводить к «проигрышным» с точки зрения успешности общения стратегиям взаимодействия. К ним относится второй и пятый мотив, приводящие к игнорированию интересов партнера по общению, что в свою оче­редь активизирует вероятно, и защитные стратегии с его стороны.

Какие в целом можно выделить стратегии взаимодейст­вия, исходя из особенностей мотивации, определяющей выбор стратегии? Для ответа на этот вопрос представим себе взаи­модействие как процесс, разворачивающийся в следующей системе координат (см. рис. на стр. 44). По оси У расположены стратегии взаимодействия, орентиорванные на достижение его участниками собственных целей. По оси X — стратегии, ориентированные на достижение целей партнера по общению.

максимизация общего выигрыша характерна такому виду мотивов социального взаимодействия как

Соответственно по каждой шкале может быть выделена точка минимума и точка максимума (как крайние формы про­явления той или иной ориентации). А в соответствии с ис­ходной социальной мотивацией участников общения, можно обозначить пять основных стратегий их поведения в процес­се взаимодействия:

точка П соответствует мотиву максимизации собственного выигрыша и стратегии поведения, получившей название «противодействие». В данном случае индивид демонстрирует полную ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению.

точка И — стратегия «избегания» — соответствует моти­ву минимизации выигрыша другого. Смысл стратегии избе­гания — в уходе от контакта, истинного взаимодействия, по­теря собственных целей ради исключения выигрыша другого.

точка У символизирует стратегию «уступчивости», ориен­тированную на реализацию мотива альтруизма. В этом слу­чае человек жертвует собственными целями ради достиже­ния цели партнером.

точка К — стратегия «компромисса», позволяющая реа­лизовать мотив минимизации различий в выигрышах. Суть данной стратегии в неполном достижении целей партнерами ради условного равенства.

Наконец, точка С символизирует стратегию «сотрудниче­ства», направленную на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих социальных потребностей. Данная стра­тегия позволяет реализовать один из двух мотивов социаль­ного поведения человека — мотива кооперации или мотива конкуренции.

Последняя из названных стратегий может быть рассмот­рена как наиболее продуктивная с точки зрения эффектив­ности взаимодействия и как наиболее успешная с точки зрения самочувствия участников общения и их взаимоотноше­ний. Вместе с тем, она очень трудна в реализации, так как требует от партнеров по общению значительных психологи­ческих усилий по созданию позитивного климата, разреше­нию возникающих противоречий в духе взаимопонимания, уважения к интересам другого. Во многих случаях, обучение людей навыкам сотрудничающего поведения — самостоя­тельная психологическая задача, решающаяся чаще всего ме­тодами активного социально-психологического обучения. Сотрудничество — самая эффективная стратегия педаго­гического взаимодействия. Она проявляется в том, что педагог рассматривает ребенка не как помеху своему успешному профессиональному труду, а как человека, имеющего свои цели в образовании. Педагог, не отказываясь от своего стремления эффективно и с чувством удовлетворения препо­давать свой предмет, может найти такие формы взаимодей­ствия, которые не ставили бы ученика в позицию униженно­го, не вынуждали его под давлением отказываться от своих интересов и склонностей, а создавали условия для успешной реализации и учителя как профессионала, и ребенка как личности.

максимизация общего выигрыша характерна такому виду мотивов социального взаимодействия как

Стратегия сотрудничества должна найти свое выражение в поведении учителя, его невербальных реакциях и тех сло­вах, с которыми он обращается к ученику, в его откликах на высказывания школьника, его умении слушать и отвечать на вопросы, в способах проявления своих чувств. Конечно же, реализация данного способа взаимодействия невозможна, если педагог внутренне не настроился на уважительное от­ношение к интересам и взглядам ученика, его потребностям и желаниям.

Источник

Характеристика стратегий межличностного взаимодействия

Прежде всего отметим, что в различных исследованиях вы­явлено несколько важнейших видов социальных мотивов (то есть, мотивов, с которыми человек вступает во взаимодействие с другими людьми):

1. Мотив максимизации общего выигрыша (иначе мотив кооперации).

2. Мотив максимизации собственного выигрыша (иначе, индивидуализм).

3. Мотив максимизации относительного выигрыша (кон­куренция).

4. Мотив максимизации выигрыша другого (альтруизм).

5. Мотив минимизации выигрыша другого (агрессия).

6. Мотив минимизаций различий в выигрышах (равен­ство).

Очевидно, что в рамки этой схемы могут быть в общем виде отнесены все возможные побуждения, детерминирую­щие социальное взаимодействие людей. Естественно, что ха­рактер социальной мотивации участников взаимодействия определяет и средства общения, и результат взаимодействия, и отношения между партнерами по общению. Можно пред­положить, что особенно важным является соотношение мо­тивов общения, имеющихся у участников взаимодействия: если они совпадают или естественно взаимодополняют друг друга, можно прогнозировать большую успешность их кон­тактов. Можно также выделить те мотивы, которые с боль­шой вероятностью будут приводить к «проигрышным» с точки зрения успешности общения стратегиям взаимодействия. К ним относится второй и пятый мотив, приводящие к игнорированию интересов партнера по общению, что в свою оче­редь активизирует вероятно, и защитные стратегии с его стороны.

Какие в целом можно выделить стратегии взаимодейст­вия, исходя из особенностей мотивации, определяющей выбор стратегии? Для ответа на этот вопрос представим себе взаи­модействие как процесс, разворачивающийся в следующей системе координат (см. рис. на стр. 44). По оси У расположены стратегии взаимодействия, орентиорванные на достижение его участниками собственных целей. По оси X — стратегии, ориентированные на достижение целей партнера по общению.

максимизация общего выигрыша характерна такому виду мотивов социального взаимодействия как

Соответственно по каждой шкале может быть выделена точка минимума и точка максимума (как крайние формы про­явления той или иной ориентации). А в соответствии с ис­ходной социальной мотивацией участников общения, можно обозначить пять основных стратегий их поведения в процес­се взаимодействия:

точка П соответствует мотиву максимизации собственного выигрыша и стратегии поведения, получившей название «противодействие». В данном случае индивид демонстрирует полную ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению.

точка И — стратегия «избегания» — соответствует моти­ву минимизации выигрыша другого. Смысл стратегии избе­гания — в уходе от контакта, истинного взаимодействия, по­теря собственных целей ради исключения выигрыша другого.

точка У символизирует стратегию «уступчивости», ориен­тированную на реализацию мотива альтруизма. В этом слу­чае человек жертвует собственными целями ради достиже­ния цели партнером.

точка К — стратегия «компромисса», позволяющая реа­лизовать мотив минимизации различий в выигрышах. Суть данной стратегии в неполном достижении целей партнерами ради условного равенства.

Наконец, точка С символизирует стратегию «сотрудниче­ства», направленную на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих социальных потребностей. Данная стра­тегия позволяет реализовать один из двух мотивов социаль­ного поведения человека — мотива кооперации или мотива конкуренции.

Последняя из названных стратегий может быть рассмот­рена как наиболее продуктивная с точки зрения эффектив­ности взаимодействия и как наиболее успешная с точки зрения самочувствия участников общения и их взаимоотноше­ний. Вместе с тем, она очень трудна в реализации, так как требует от партнеров по общению значительных психологи­ческих усилий по созданию позитивного климата, разреше­нию возникающих противоречий в духе взаимопонимания, уважения к интересам другого. Во многих случаях, обучение людей навыкам сотрудничающего поведения — самостоя­тельная психологическая задача, решающаяся чаще всего ме­тодами активного социально-психологического обучения. Сотрудничество — самая эффективная стратегия педаго­гического взаимодействия. Она проявляется в том, что педагог рассматривает ребенка не как помеху своему успешному профессиональному труду, а как человека, имеющего свои цели в образовании. Педагог, не отказываясь от своего стремления эффективно и с чувством удовлетворения препо­давать свой предмет, может найти такие формы взаимодей­ствия, которые не ставили бы ученика в позицию униженно­го, не вынуждали его под давлением отказываться от своих интересов и склонностей, а создавали условия для успешной реализации и учителя как профессионала, и ребенка как личности.

Стратегия сотрудничества должна найти свое выражение в поведении учителя, его невербальных реакциях и тех сло­вах, с которыми он обращается к ученику, в его откликах на высказывания школьника, его умении слушать и отвечать на вопросы, в способах проявления своих чувств. Конечно же, реализация данного способа взаимодействия невозможна, если педагог внутренне не настроился на уважительное от­ношение к интересам и взглядам ученика, его потребностям и желаниям.

Источник

Интеракция

Интеракция (интерактивная сторона общения) включает в себя те компоненты общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

В ходе общения его участникам можно не только обменяться информацией, но и:

– организовать обмен действиями;

– спланировать общую деятельность;

– выработать формы и нормы совместных действий.

Существует несколько видов социальных мотивов взаимодействия (т.е. мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми):

1) мотив кооперации – максимизации общего выигрыша;

2) индивидуализм – максимизации собственного выигрыша;

3) конкуренция – максимизации относительного выигрыша;

4) альтруизм – максимизации выигрыша другого;

5) агрессия – минимизации выигрыша другого;

6) равенство – минимизации различий в выигрышах.

Соответственно перечисленным мотивам можно определить ведущие стратегии поведения во взаимодействии:

1) Сотрудничество. Направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо конкуренция);

2) Противодействие. Предполагает ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм);

3) Компромисс. Реализуется в частном достижении целей партнеров ради условного равенства.

4) Уступчивость. Предполагает жертву собственных целей для достижения целей партнера (альтруизм);

5) Избегание. Представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого (агрессия).

По стратегии поведения можно определить истинные мотивы, которые преследует человек в общении.

Удовлетворение тех или иных коммуникативных потребностей, достижение желаемых коммуникативных целей предполагает наличие адекватного коммуникативного поведения.

Неэффективным будет специалист, желающий установить с партнером близкие положительно окрашенные эмоциональные отношения, и в то же время демонстрирующий с ним доминирующее, конкурирующее поведение, поскольку только ему он и был обучен.

Профессионал-медик (равно как и профессионал-педагог) должен владеть как навыками поведения лидера, так и быть способным к диалогическому, неманипулятивному общению.

Способы воздействия в общении. Традиционным для социальной психологии является выделение следующих способов воздействия: заражение, внушение, убеждение.

Заражение бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Эта способность проявляется через передачу эмоционального состояния. Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение является ситуация паники (возникает вследствие либо дефицита информации о чем-то пугающем и непонятном, либо избытка этой информации). Чем выше уровень развития личности, группы, сообщества, чем дифференцированнее личность, тем меньше они подвержены механизму заражения.

Внушениецеленаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. Это метод манипулятивного воздействия на личность. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Вся информация воспринимается как абсолютно достоверная. Внушению способствует использование различных средств фасцинации. К средствам же контрсуггестии относят недоверие к суггестору.

В отличие от заражения внушение:

а) не предполагает равенства партнеров в сопереживании идентичных эмоций: суггестор здесь не подвержен тому же самому состоянию, что и суггеренд. Это персонифицированное активное воздействие одного человека на другого или на группу;

б) как правило, носит вербальный характер, тогда как заражение
кроме речевого воздействия использует и другие средства (восклицания, ритмы и пр.).

Убеждение построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. Вывод должен быть сделан принимающим информацию самостоятельно. Убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное воздействие.

При рассмотрении интерактивной стороны общения необходимо отметитьподражание.

Подражание это воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения авторитетного, значимого лица. Подражание служит фундаментальным принципом развития и существования общества. В результате подражания возникают групповые нормы и ценности.

Различают несколько видов подражания:

логическое и внелогическое;

– внутреннее и внешнее;

– подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому.

Проводятся исследования моделей для подражания и факторов, усиливающих этот процесс.

Наряду с коммуникативными умениями воздействия на другого не менее важны умения вести диалог, переговоры, предполагающие равноправные отношения с партнером.

Многие медики (как и педагоги) часто не видят личность своего партнера здесь и сейчас, находясь в плену уже заранее сложившегося о нем представления. Поэтому быть рядом целиком, способность присутствия выделяет профессионала-мастера. Наблюдать, видеть, слышать, понимать – важнейшие коммуникативные требования к деятельности врача.

Факторы, определяющие качество интеракции:

1) объективность, чтобы позволить партнеру быть самостоятельной личностью;

2) гибкость, чтобы принять любые неожиданности, не навязывая другому конформистского поведения;

3) другой человек для такого профессионала безусловная ценность, он его не оценивает и не судит;

4) общаясь с другой личностью, он опирается на то, что видит перед собой сейчас, умея отключаться от мира собственной реальности и вчувствоваться в психологическую реальность партнера;

5) такая направленность не толкает партнера в будущее насильно, но представляет собой установку на восприятие его в непрерывном процессе развития и личностного роста;

6) профессионал хорошо представляет себе границы собственной ответственности и ответственности партнера;

7) понимает, что есть сферы, где он не может решать проблем за другого, а должен только оказать поддержку, придать силы партнеру самому их решать;

максимизация общего выигрыша характерна такому виду мотивов социального взаимодействия как

8) в этих сферах профессионал сохраняет активную роль не в смысле управления деятельностью партнера, а в смысле непосредственной вовлеченности и искренней заинтересованности во всем, что касается партнера.

Базовыми коммуникативными навыками специалиста-профессионала при диалогическом общении являются: поддержка, активное слушание, отражение чувств партнера, безоценочные суждения, понимание невербального поведения другого, «Я-высказывания».

Швейцарский писатель XVIII века Лафатер писал: «Хочешь быть умным научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда тебе нечего больше сказать».

Логику ведения беседыможно представить в виде модели, включающей следующие этапы:

а) определение проблемы, первоначальный обмен информацией (идеями и чувствами);

б) достижение понимания: углубление обмена информацией, поиск приемлемых решений;

в) определение наилучшего решения, достижение соглашения;

г) разработка конкретных действий по реализации принятого решения.

Чтобы эффективно понимать и изучать собеседника, развивать с ним психологический контакт полезно придерживаться следующих правил:

– больше слушайте и меньше говорите сами, меньше задавайте вопросов и не «подталкивайте» его к обсуждению тех вопросов, о которых ему следует говорить;

– стремитесь прежде всего реагировать на личностно-значимую информацию, связанную с потребностями и интересами партнера;

– стремитесь реагировать на чувства и эмоциональные состояния собеседника.

Виды понимающего реагирования:

а) простые фразы, подтверждающие наличие контакта;

б) перефразирование мыслей и чувств партнера, выраженных открыто;

в) выяснение скрытых мыслей и чувств собеседника;

г) молчание как вид реакции;

д) невербальные реакции;

ж) подбадривание и заверение;

з) вопросы, проясняющие позицию собеседника (безоценочные вопросы с целью прояснить мысли, чувства, представления партнера).

Существует ряд распространенных заблуждений относительно своего поведения в процессе общения.

1. Сильный партнер всегда тверд и бескомпромиссен в достижении своих целей.

2. Сильный партнер скрытен и сообщает лишь абсолютный минимум информации своему собеседнику.

3. В беседе хозяином положения является тот, кто говорит.

4. Когда предложение или позиция сопровождается периодом молчания, то тот кто прерывает паузу – проигравший.

5. Мой партнер покинет меня, когда выяснит, кто я есть на самом
деле. Поэтому я буду скрывать свое истинное Я.

6. Если я открою свое сердце, мне причинят боль.

При изучении интеракции в зависимости от дистанции общения выделяют следующие виды общения, которые используют адекватные своим целям коммуникативные средства: ритуальное, деловое, манипулятивное (общение-игра), личностно-ориентированное.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Вопрос 17. Общение как взаимодействие. Виды взаимодействия.

Особенности взаимодействия в психологии

В ходе освоения психологии социального взаимодействия студенты должны получить нескольких компетенций. В первую очередь, это способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, конфессиональные, этнические и культурные различия, а также способность к самоорганизации и самообразованию. После изучения предмета человек должен быть готов к работе в коллективе, получая способность осуществлять руководство несколькими людьми (группами людей).

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Взаимодействие представляет собой процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов (субъектов) друг на друга. Эту категорию можно рассматривать в качестве совокупности способов, которые человек может использовать для достижения определенных целей или решения практических задач (реализации ценностей).

Среди видов социального взаимодействия можно выделить:

Сотрудничество концентрируется на полном удовлетворении партнёрами по взаимодействию собственных потребностей и стремлений, посредством кооперации их усилий.

Противодействие предполагает ориентацию на собственные цели, не учитывая при этом каких-либо интересов других участвующих сторон взаимодействия. В этом случае проявление находит принцип индивидуализма.

Реализация компромисса состоит в частичном достижении целей и интересов обеих сторон.

Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Для уступчивости характерно принесение в жертву своих интересов для достижения целей партнера. Также это может быть отказ от незначительных потребностей для достижения более значимых целей

Избегание представляет собой уход от контакта. В этой ситуации происходит отказ от реализации собственных целей для того, чтобы исключить выигрыш второй стороны взаимодействия.

Мотивы взаимодействия с людьми.

ü Мотив кооперации, который предусматривает максимизацию общего выигрыша

ü Мотив индивидуализма, который предусматривает максимизацию собственного выигрыша

ü Мотив конкуренции, который предусматривает максимизацию относительного выигрыша

ü Мотив альтруизма, предусматривает максимизацию выигрыша другого

ü Мотив агрессии, который предусматривает минимизацию выигрыша другого

ü Мотив равенства, который предусматривает минимизацию различий в выигрышах

В зависимости от мотивов взаимодействие может проходить в двух разных формах:

-в форме сотрудничества(кооперации)

-в форме соперничества(конкуренции)

(восприятие)сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания. В процессе восприятия формируются представления о намерениях, мыслях, способностях, установках, культуре. В этот процесс включены как минимум 2 человека и каждый сопоставляет себя с другим, принимая в расчёт не только потребности, мотивы и установки другого, но и то, как этот другой понимает собственные потребности, мотивы и установки. Человек осознает себя через другого по средствам определенных перцептивных механизмов.

· Познание и понимание людьми друг друга(идентификация, стереотипизация, эмпатия, аттракция )

· Познание самого себя в процессе общения

· Прогнозирование поведения партнера по общению

– способ познания другого человека, при котором предположения о его внутреннем состоянии строятся на основе попыток поставить себя на место партнера по общению.

– восприятие партнера на основе некоего стереотипа, т.е. прежде всего как представителя определенной социальной группы.

– эмоциональное сопереживание другому человеку, основано на умении правильно представить себе что происходит в душе у другого, что он переживает, и как оценивает окружающий мир.

– форма познания другого человека основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря привязанности к нему, дружескому или интимно-личностному отношению.

Исследования показывают, что у каждого человека существуют свои излюбленные механизмы интерпретации поступков и чувств другого человека, т.е. привычные объяснения чужого поведения:

-люди с личностной атрибуцией склонны находить виновника случившегося, приписывать причины происшедшего к конкретному человеку

-люди с обстоятельственной атрибуцией склонны винить прежде всего обстоятельства. Не утруждая себя поисками виновника

-при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете на который было направлено действие, или в самом пострадавшем

Признаки социального взаимодействия

Для любых социальных взаимодействий характерны 4 признака:

Многие авторы подчеркивают, что взаимодействие всегда представляет собой коммуникацию. Однако не его не нужно отождествлять с обычным общением, то есть обменом сообщениями. Взаимодействие в социальной сфере является гораздо более широким понятием, так как для него характерен не только прямой обмен информацией, но и косвенные обмены смыслами.

Таким образом, для социального взаимодействия характерна такая черта, как обратная связь. Обратная связь подразумевает существование определенной реакции. Тем не менее, данная реакция может и не последовать, но ее всегда ожидают, допускают в качестве вероятной (возможной).

Виды социального взаимодействия

Виды социального взаимодействия участников групповой работы могут быть разными и влиять на облегчение или затруднение выполнения поставленной перед группой задачи. Зачастую этот процесс зависит от состава участников группы.

Специалисты считают, что для группового решения задачи лучше составлять гетерогенную группу, включающую людей разного пола и возраста, имеющих разный уровень подготовки, а также разные установки и интересы, чем гомогенную, т.е. группу, в которой все члены имеют между собой много общего: возраст, пол, знания, подходы к проблемам и пр., что для поиска и принятия решений не всегда полезно. Как только группа приступает к выполнению своих задач, она предпринимает последовательность шагов, включающих: формулировку проблемы как вопроса о фактах, ценностях или политики (это зависит от цели); анализ проблемы; поиск вариантов решений; их оценку; выбор и принятие решения; разработку его под проект реализации.

Поведение людей при совместной работе может определяться как их индивидуальными характеристиками, так и целью группы, особенностями ее организации и протекающими в ней процессами. При групповой работе необходимо поддерживающее поведение лидера для снятия излишней напряженности. Вместе с тем доминирование поддерживающего поведения может помешать принятию эффективного решения.

Функции поддержки отношений

Функции, направленные на решение задачи

В групповой работе функции могут распределяться между участниками по-разному. Так, эмоциональные лидеры могут брать на себя функции поддержки, интеллектуальные — решения задачи, лидеры-организаторы могут осуществлять и те и другие функции; распределение функций между всеми участниками группы зачастую происходит спонтанно. Гибкая ролевая система, смена ролей позволяют быстрее достичь планируемых намерений.

Ролевое поведение личности в группе

Роли, исполняемые членами группы, зависят от их личности, а также от требований и нужд группы. Существует четыре основных типа ролей: обеспечивающие решение поставленной задачи, поддерживающие, процедурные и эгоцентрические, способствующие или препятствующие групповому взаимодействию.

Роли, обеспечивающие решение поставленной задачи. Члены группы, которые исполняют роли, обеспечивающие решение задачи, сообщают группе информацию или высказывают свою точку зрения, занимаются поиском и анализом информации или мнений. Среди них:

Поддерживающие роли. Помогают группе развиваться и поддерживать хорошие отношения между ее членами, групповую сплоченность и эффективный уровень разрешения конфликтов мнений. Участники, которые выполняют поддерживающие роли, должны ободрять других членов группы, снимать напряжение, вносить гармонию. Среди них:

Процедурные роли. Они помогают группе при решении проблем. Среди них:

Эгоцентрические роли. Эти роли концентрируют внимание на персональных потребностях и задачах в ущерб групповым целям. Эгоцентрические роли уменьшают эффективность групповой работы. Среди них:

Для достижения своих целей в определенной ситуации участники взаимодействия кроме исполнения тех или иных ролей выстраивают также соответствующие позиции. С этой точки зрения межличностное взаимодействие предполагает:

В психологической литературе различают три типа пристройки к партнеру.

Пристройка сверху — может выглядеть как поучения, осуждения, порицания, советы, обращения, порой унижающие достоинство взрослого человека, например: вербальные — на «ты», «детка» или невербальные — похлопывание по плечу, взгляды сверху вниз и пр.

Пристройка снизу — означает позицию подчинения и диктует свои стереотипы поведения. В такой ситуации человек подстраивается под более сильного партнера, при разговоре наклоняется вперед, опускает голову и пр.

Позиция равенства сторон — предполагает соответствующие вербальные и невербальные формы поведения: спокойный взгляд в глаза собеседнику, открытое выражение чувств и ожиданий, обоснованные высказывания, демонстрирует готовность выслушать критические замечания в свой адрес.

Кроме исполнения ролей и пристройки к позиции партнера к видам социального взаимодействия можно отнести также разнообразные эффекты:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *