магрибинец кто это такой
Магриб
Магри́б [1] (араб. المغرب , эль-Магриб: «Там, где закат») — название, данное средневековыми арабскими географами и историками странам, расположенным к западу от Египта; сохранилось в арабском языке и поныне. До сих пор на арабском языке так называется Марокко. Традиционно Магрибом называются земли между Сахарским Атласом на юге и атлантическим или средиземноморским берегом на севере, т. е. северные части Марокко, Алжира и Туниса. В настоящее время понятие Магриб получило в политике более широкое значение (т. н. Большой Магриб) и в него включаются (с запада на восток): Западная Сахара, Мавритания, Марокко, Алжир, Тунис, Ливия. В средние века в понятие «Магриб» включались также мусульманская Испания (Андалусия) и другие владения бывшего Арабского халифата в западной части Средиземного моря (Балеарские острова, Сардиния, Сицилия).
Общее название «эль-Магриб» эти государства получили в период завоевательных походов арабов. В переводе с арабского эль-Магриб — «страна, где заходит солнце» или «Запад». Понятие, противопоставленное эль-Машрику, то есть «Востоку». В 1956 году после получения независимости Марокко и Тунисом король Марокко Мухаммед V и премьер-министр Туниса Хабиб Бургиба выдвинули идею создания регионального объединения «Великий Арабский Магриб».
В Танжере (1958) и Рабате (1963) были проведены конференции ряда стран Магриба, посвященные проблеме объединения. Постоянный консультативный комитет стран Магриба, в который вошли министры экономики Марокко, Алжира, Туниса, Ливии, был создан в 1964 году. В 1964—68 годах были созданы отраслевые комиссии при комитете и подписан ряд соглашений о сотрудничестве стран Магриба в различных областях экономики. Ливия в 1970 году вышла из всех региональных организаций Магриба. С этого же года в комитете в качестве наблюдателя участвует Мавритания.
Содержание
История
На протяжении многих веков народы стран Магриба вели борьбу с завоевателями, отстаивали свои политические и экономические интересы. Берберы, римская оккупация, романизация, вандалы, Византия, арабы, турки, французское колониальное владычество — все это страницы длительной и сложной истории этого края. Обретение независимости странами Магриба открыло новый этап в развитии этих государств.
В феврале 1989 г. руководители Алжира, Марокко, Туниса, Ливии и Мавритании подписали договор о создании Союза Арабского Магриба (САМ) — новой региональной политико-административной организации.
Символы
Эмблема Союза арабского Магриба — символ союзничества стран Магриба. На эмблеме изображены очертания стран участниц Союза арабского Магриба — Алжира, Ливии, Мавритании, Марокко и Туниса, а также стилизованные изображения колоса пшеницы и тростника.
См. также
Ссылки
Примечания
Северная Африка
Бизацена, Зевгитана, Эмпория → Ифрикия • Гетулия • Киренаика / Пентаполис, Мармарика → Барка • Мавретания (Тингитанская, Цезарейская) • Нубия / Эфиопия (Нижняя, Верхняя) • Сиртика → Триполитания → Тарабулус • Фазания → Феццан
Древний Египет → Миср
Верхний Египет / Та-шему / Фиваида → Сайд Миср • Средний Египет / Гептаномида • Нижний Египет / Та-Меху / Дельта
Полезное
Смотреть что такое «Магриб» в других словарях:
МАГРИБ — (араб. Запад) регион в Африке, включающий Тунис, Алжир, Марокко (собственно Магриб), а также Ливию, Мавританию, Зап. Сахару, образующих вместе с собственно Магрибом Большой Магриб, или Арабский Запад … Большой Энциклопедический словарь
Магриб — регион в Африке в составе Туниса, Алжира, Марокко (собственно Магриб), а также Ливии, Мавритании, Западной Сахары, которые вместе образуют Большой Магриб, или Арабский Запад (в отличие от Арабского Востока Машрика). В средние века в понятие… … Исторический словарь
Магриб — время после заката солнца, когда необходимо совершить обязательную молитву. Это время продолжается от захода солнца и до времени следующего обязательного вечернего намаза И’ша (См. Салат). (Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али… … Ислам. Энциклопедический словарь.
МАГРИБ — этимологию смотр., маграбин. Варварийские владения в северной части Африки. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865 … Словарь иностранных слов русского языка
магриб — сущ., кол во синонимов: 2 • молитва (43) • регион (20) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Магриб — (араб. запад), регион в Африке, включающий Тунис, Алжир, Марокко (собственно Магриб), а также Ливию, Мавританию, Западную Сахару, вместе с собственно Магрибом, образующих Большой Магриб, или Арабский Запад. * * * МАГРИБ МАГРИБ (араб. запад),… … Энциклопедический словарь
Магриб — регион в Африке в составе Туниса, Алжира, Марокко (), а также Ливии, Мавритании, Западной Сахары, которые вместе образуют Большой Магриб, или Арабский Запад (). и другие.гие владения Арабского халифата в западной части Средиземноморья … Энциклопедический словарь «Всемирная история»
Магриб — (араб. запад) регион в Африке в составе Туниса, Алжира, Марокко (собственно М.), а также Ливии, Мавритании и территории Западной Сахары (исп.), образующих вместе Большой М., или Арабский Запад (в отличие от Арабского Востока Машрика). В… … Большая советская энциклопедия
МАГРИБ — (араб. запад) встречающееся в ист. и географич. лит ре наименование р на Сев. Африки, охватывающего Марокко, Алжир и Тунис (иногда в М. включали и Ливию). Понятие М. введено ср. век. араб. учеными, различавшими страны араб. Востока (Машрик) и… … Советская историческая энциклопедия
Значение слова магрибинец
житель или уроженец Магриба
И когда магрибинец услышал это, он тотчас же бросился Ала ад-Дину на шею, обнял и стал целовать, а сам плакал, а Ала ад-Дин, увидав, что магрибинец в таком состоянии, очень удивился: «По какой причине ты плачешь и откуда ты знаешь про моего отца?»
Потом магрибинец сунул руку в карман, вынул десять динаров, протянул их Ала ад-Дину и сказал: «О дитя мое, где вы живете и где твоя мать, жена моего брата?» И Ала ад-Дин взял магрибинца за руку и провел его к их дому, и магрибинец сказал ему: «Возьми, сынок, эти деньги, отнеси их матери, передай ей от меня привет и скажи: «Мой дядя, брат моего отца, вернулся с чужбины».
И потом магрибинец поцеловал Ала ад-Дина, и оставил его, и пошел своей дорогой, а Ала ад-Дин, радуясь деньгам, побежал поскорей домой.
И Ала ад-Дин взял все это у раба, и раб ушел своей дорогой, а Ала ад-Дин пошел впереди магрибинца, и когда они оказались посреди комнаты, магрибинец выступил вперед и поздоровался, плача, с матерью мальчика и попросил показать то место, где обычно сидел его брат.
Она показала место ее мужа, и магрибинец подошел и начал целовать там землю, восклицая: «Увы, как печальна моя судьба!
Ты только сам себя убиваешь!» Она усадила магрибинца и принялась его утешать, и когда магрибинец пришел в себя, он начал с ней разговаривать и сказал: «О жена моего брата, не удивляйся, что ты меня не знаешь и что при жизни моего брата ты меня ни разу не видела.
И тут магрибинец обратился к Ала ад-Дину и сказал ему: «Почему это ты, племянник, все беспутничаешь?
Но магрибинец увидел, что Ала ад-Дин молчит и не отвечает, и понял, что мальчику это неприятно и что он не желает учиться никакому ремеслу, ибо он так воспитан, что привык бездельничать.
Белые люди стран Магриба
До прихода в страны Магриба — Северную Африку арабов в VII—VIII вв. берберы были безраздельными хозяевами всей территории к западу от Египта (страны Магриба), а сегодня этот многострадальный народ, искусственно разделён границами стран Северной Африки.
Название «берберы» неизвестно большей части самих берберских народностей, так как было дано им европейцами по аналогии с «варварами» из-за непонятности их языка.
Самоназвание берберов: амазиг, амахаг, амазир и даже амазай, что означает «свободный человек».
Существует теория о происхождении самоназвания «амазиги» от «амазонки» — воинственных женщин из скифских племён. Отец «Истории» Геродот в 5 веке до нашей эры описывал завоевания амазонками севера Ливии.
Впервые об амазонках упоминается в Илиаде. Амазонки приходили на выручку Трое. Приам говорит (рапсодия III, ст. 188): «И я считался союзником фригиян в то время, когда пришли равные по силе мужам амазонки«.
Традиции и культ почитания матери более всего выражен у берберского племени «туареги», они ведут свою родословную по матери. Предки туарегов ушли от арабских завоевателей в самые жаркие района пустыни Сахары и вырыли там глубокие пещеры скальных породах, и поселились в прохладных домах-землянках. Берберов-туарегов называли «троглодитами» — «подземными жителями». Из-за особой привязанности туарегов к синему цвету- индиго во всех деталях одежды, их часто называют «Синими Людьми».
У берберов-туарегов до сих пор главная в роду – женщина. Мать вождя могла и сейчас может накладывать вето на любое решение сына, если оно ей не нравилось.
Отношения между женщинами и мужчинами берберов более свободны, чем среди арабов. Берберы терпимо относятся к невесте, потерявшей девственность до свадьбы, в то время как у арабов это недопустимо. Женщина туарегов выбирает себе мужа, а не наоборот, и мужчина в отличие от других исламских обществ, имеет только одну жену. До недавнего времени, жених-туарег после свадьбы, длящейся 7 дней, переходил в дом невесты. Алкогольные напитки во время свадьбы полностью исключены.
Женщины туарегов не закрывают своего лица покрывалом, и играют важную роль в обществе. Особое внимание уделяется образованию девочек, их учат грамоте с раннего детства, так как, именно, женщины являются хранительницами традиций, древней письменности берберов-туарегов. Алфавит на берберском ковре – «тифинаг».
Кабилы — народ, группы берберов на севере Алжира и составляют в этой стране довольно таки многочисленное сообщество — около 40% от всего населения, считаются коренными жителями Алжира. Говорят они на кабильском языке северной ветви берберо-ливийских языков, по традиции занимаются земледелием, их внешность, национальная одежда, символика вышивки поразительно напоминает славянскую.
Многие слова в берберских диалектах амазигов и кабилов совпадают со старославянскими словами.
Выступление берберок на фестивале в Кавелии (Kabylie – местность в Северной Африке на стыке Ливии, Алжира и Туниса)
Внешний облик «чистых» берберов, орнамент, символика, традиционная одежда и мелодика древнейших песнопений мало чем отличаются от южнорусской и среднерусской одежды, символики вышивок и песен.
Берберские девушки очень красивы, они имеют правильные черты лица, выразительные глаза, прямой нос и властный взгляд, напоминающий взгляд хищной птицы. На переносицу, щёки и подбородок берберские женщины наносят ритуальные знаки-обереги. Прекрасное телосложение, длинные ноги и чувственные пальцы придают их движениям особую грациозность и силу.
Берберы не демонстрируют на людях свои интимные отношения. Сильные чувства, бушующие в их душах, они целомудренно скрываются с непринужденным видом и спокойным достоинством — такое поведение принято их нравственными устоями. Заботу и любовь к детям и родителям берберы проявляют открыто.
Во всех народностях берберов только женщины, хранительницы традиций, вечером поют берберские колыбельные и рассказывают волшебные сказки детям, днём запрещено рассказывать сказки. Центральный герой сказок о животных — Шакал (волк). Сказки берберов Магриба повествуют о разбойниках, о простаках и плутах, об отгадывании таинственных загадок, которые помогали герою сказки победить, о неверных жёнах и глупых мужьях.
Среди сюжетов волшебных сказок Магриба истории о сироте, сказки о знаменитом берберском плуте и обманщике доке — Си Джохе в Марокко и Алжире, близком среднеазиатскому Ходже Насреддину.
Берберские девочки и мальчики довольно свободно и мирно общаются без шума, гама и драк, они послушны и почтительны к своим родителям, никогда не грубят им, слушают не перебивая.
У берберов существует множество народных пословиц и поговорок, и сохраняются традиции музыкально-поэтических состязаний.
По праздникам на местных деревенских площадях распевают короткие шутливые песенки, очень похожие на наши частушки, подначивая своих слушателей к участию в пении и танце, мужской и женский хоры танцуют в сопровождении бубна. Приветствуется импровизация, и сочинительство на ходу, так же при этом веселятся и смеются. Музыка всех берберо-язычных групп опирается на диатонические звукоряды.
Интересно, что у многих народностей берберов (у туарегов) часто можно встретить изображение креста — древнейшего символа солнца, принятого у племён и народов-солнцепоклонников. За много тысяч лет до христианства крест означал, что Солнце обогревает земной мир на все четыре стороны.
Женщины многих народностей береберов украшали свои лица таинственными (сакральными) святыми знаками солнца, а на ладонях своих рук рисовали узоры хной.
После принятия берберами мусульманства, новая арабская власть запретила им носить сакральные родовые знаки на лице и на теле. Для того чтобы сохранить святые родовые знаки, женщины перенесли сакральные знаки на традиционные орнаменты в одежде, на украшения и на ковровые узоры. Женщины были в старину хранителями древней письменности и тайн ковровых узоров.
Священные обереги все народы берберов делали из дерева или из серебра, именно серебро предки берберов считали благородным металлом. Берберки очень любят белый цвет одежды, которая подчёркивает белизну их кожи. В отличие от арабов, берберы не считали золото драгоценным металлом, они ненавидели его, считая дьявольским металлом, причиняющим вред здоровью человека.
Золото у берберов предназначалось только для украшения мёртвых, как у скифов, так и у египтян.
Берберские крестьяне, как и славянские, очень гостеприимны и накрывают для гостя стол богатый угощениями, выпечкой, сладостями, фруктами и овощами.
В их рационе много фруктов, овощей, оливок, мяса, сладостей. Гостю обязательно предложат берберский суп, заправленный лимоном, кус-кус, схожий с казахским бешбармаком и узбекским пловом, брик — блинчики с творогом. Если Тунисе вам предлагают «выпить чего-нибудь», это значит Вам предложили чашку кофе или очень крепкого, похожего на «чефир», берберского чая, который пьют из небольших рюмок. Чёрный и зелёный чай берберы выращивают высоко в Атласских горах. К национальным напиткам беребров относится особый напиток из молока с кедровыми орешками, который тоже называют чаем.
Берберская национальная вышивка
А это украинка из Закарпатья — украинская мадонна в нарядах, украшенных «берберскими узорами»
Магрибская диаспора во Франции: особенности и вызовы
Существуют ли официальные данные о численности магрибской диаспоры во Франции? Данные о численности магрибской диаспоры во Франции есть, но они не официальные, и носят приблизительный характер. Французское законодательство запрещает проведение социологических исследований, носящих религиозный характер. Поскольку одной из характеристик магрибской диаспоры является ее принадлежность к исламскому вероисповеданию, то французский законодатель запрещал проводить исследования подобного рода. Поэтому результаты всех проводившихся до ныне исследований, не подтверждены официально и носят относительно приблизительный характер. Согласно этим работам, численность магрибской диаспоры во Франции составляет около шести млн. человек, что составляет около 10% от общей численности населения Франции, по самым скромным подсчетам.
Сегодня во Франции подрастает уже пятое поколение эмигрантов, перебравшихся из стран Магриба. Мы наблюдаем, что выходцы из этого североафриканского региона продолжают оставаться далекими от участия в политической жизни страны пребывания. Это происходит не по их воле, они хотели бы принимать участие в политической жизни Франции, но их просто игнорируют. Они проживают в отдельных районах, что на окраинах крупных городов. Такие районы напоминают гетто для мусульман, их дети обучаются в отдельных школах, государство – уже Пятая республика – разработало специальную образовательную программу для переселенцев, отличающуюся от образовательной программы для французского населения. Выходцев из стран Магриба во Франции считают иностранцами, считая, что они проживают во Франции временно, а затем покинут ее.
Первое поколение эмигрантов приехало во Францию с целью найти работу, скопить денег, на которые можно будет у себя дома построить дом, начать бизнес. Второе поколение, это были их дети, которые родились, выросли и учились во Франции. Представители второго поколения уже не собирались возвращаться на историческую родину их отцов, так как утратили связь со своей кровной родиной и осели во Франции. Проблема французского правительства заключается в том, что оно не в состоянии ассимилировать это поколение, представители которого является полноправными гражданами Франции, они голосуют на выборах, вносят вклад в политическую жизнь страны, но участие в политическом процессе – это совсем другое дело. Ни первое, ни второе поколение не готовили к участию в политической жизни Франции.
Во Франции бытует мнение, что выходцы из стран Магриба не обладают политической культурой, так как прибыли из стран, где эта политическая культура отсутствует. Именно поэтому их изолировали от участия в политической жизни этой европейской страны.
Первое поколение эмигрантов, которые собирались рано или поздно вернуться к себе на родину, не обладало знаниями о политической культуре во Франции. К большому сожалению, в странах североафриканского региона у народа забрали элементы политической культуры, правители этих стран игнорируют мнение народа. Эти диктаторы не желают расставаться с властью, и тот, кто пришел к власти, либо свергается в результате переворота, либо умирает, либо убегает, как Бин Али в Тунисе. Для них обладать властью, означает распоряжаться богатствами своей страны в не ограниченном измерении.
Сами французские социологи заметили или подчитали, что магрибская диаспора уклоняется от участия в выборах? Здесь нужно уточнить, что участвовать в выборах во Франции имеют право только граждане страны. Эмигранты, не имеющие французского гражданства, не могут участвовать в выборах, хотя они тоже являются представителями магрибской диаспоры. Поэтому речь идет о гражданах Франции магрибского происхождения, или любого другого, которые не интересуются политической жизнью. Это явление имеет причины личного и исторического характера, корни которых уходят к предкам, на родине которых существующие политические режимы серьезно повлияли на формирование их «магрибского» образа мышления – политической культуры. Например, бывший король Марокко Хасан Второй выступал категорически против того, чтобы выходцы из Марокко, члены магрибской диаспоры во Франции интегрировались в французское общество, о чем он неоднократно заявлял, в том числе, и на французском телевидении. Представителей первого поколения лишили права на получение гражданства, участие в выборах, поэтому это поколение воспитало своих детей в том же духе, что участие в выборах является грехом, что не нужно интегрировать в общество, не являющееся исламским и так далее. Это мнение ошибочно. Нынче, представители последующих поколений эмигрантов рассуждают таким образом: «мы граждане этой страны (Франции), мы родились и выросли под знаменем этой страны, вместе с ней переживаем ее проблемы и радуемся ее достижениям. Мы – часть Франции, ее граждане, а не диаспора».
Фактор колониальной зависимости
Эту связь можно описать следующим образом: с решением, которое принимает Франция, сначала должно согласиться родное государство эмигрантов, а затем ему подчиняются эмигранты. Но такое положение вещей начало меняться во втором, третьем и четвертом поколении эмигрантов, когда эмигранты стали гражданами этой страны, обладающими теми же правами, что и коренные французы. Их стали приглашать участвовать в выборах, только вот после выборов победители поворачивались к ним спиной, и вспоминали о них только через пять лет, когда начинались очередные выборы.
Мы перечислили ошибки со стороны французского государства, но в чем заключаются ошибки самой магрибской диаспоры? Не секрет, что многие ее члены называют демократию грехом, и призывают остальных не участвовать в выборах.
Одной из причин пассивности магрибской диаспоры является влияние арабских режимов на формирование института диаспоры. Разногласия и конфликты между соседними арабскими странами (Алжир, Марокко, Тунис) перенеслись на территорию Западной Европы и вылились в конфликт между членами самых диаспор. Арабские режимы не хотят, чтобы их граждане интегрировались в другие общества и обрывали связь с родиной. Но это люди, которые родились и выросли на Западе, следует оставить их в покое.
Париж проводит страусовую политику в отношении потомков эмигрантов бывших колоний, отсюда и все беды, связанные с вспышками террористической активности на почве недальновидной проводимой политики.
Какова роль просвещенных мусульман в изменении этой точки зрения?
Почему мы связали вопрос религии с арабскими режимами? Потому что они привязывают арабскую диаспору к своей религиозной риторике. Мы выше упомянули, что у короля Марокко Хасана Второго на вооружении был целый арсенал улемов, которые объявили грехом участие в выборах, участие в политической жизни, саму демократию. Среди диаспоры нашлись те, кто приняли и поддержали эти фетвы, стали распространять эту точку зрения среди остальной диаспоры. Итак, тот, кому не нравится образ жизни во французском обществе, должен уехать жить туда, где общественные порядки соответствуют его взглядам. Также бытует мнение, что отсутствие финансового и пропагандистского лобби стало причиной того, что магрибская диаспора не представлена на политической арене Франции. Во Франции финансовые и пропагандистские лобби присутствуют, но, к сожалению, не на стороне эмигрантов. Распоряжения они получают от французских властей и властей тех стран, откуда эмигранты родом. Все «арабские» СМИ, действующие на территории Франции, всеми способами избегают критики в адрес французских властей и арабских режимов. Это свидетельствует лишь о том, что эти СМИ полностью зависимы, в отличие от французских СМИ, в которых французы свободно выражают свое мнение, как сторонники правительства, так и оппозиция. Господствующий электоральный режим блокирует эмигрантов на религиозном поле, вместо того, чтобы принять их, как граждан. Как граждане страны, они имеют права и обязанности, но в религиозном плане у них нет прав, но на их возложены обязанности. Находясь в ограниченных рамках религиозного поля, они обязаны не нарушать границ правового поля во Франции, и им постоянно приходится защищаться. В то время как будучи французскими гражданами, они могут позволить себе свободно высказывать собственное мнение и избирать того, кого хотят.
Процесс интеграции во Франции полностью отличается от аналогичного процесса в Великобритании, потому что британский колониализм не идентичен французскому колониализму. Франция, колонизировав народы Магриба, Африки, других стран света, давила на них со всей силы, и оставив там своих друзей после ухода – марионеточные правительсва. Ни для кого не секрет, что все главы государств в Африке и арабском мире являются друзьями Франции и помощниками в неоколониальной политике, которую она проводит. Британский колониализм посеял культуру, но оставил народы распоряжаться ней кое-как.
Условия интеграции народов в англоязычное общество совсем иные, чем во франкоязычное. Условия интеграции во французское общество намного сложнее. Многие считают, что интегрироваться во французское общество означает полностью раствориться в нем, отказавшись от особенностей своей культуры. В то время, как интеграция в британское общество позволяет народам сохранить свои этнические и культурные особенности. В этом и выражается прогрессивность британского общества и консерватизм французского, которое хочет отнять у тебя твою религию, твою культуру. По крайней мере, такие условия ставит перед тобой французское общество, если ты хочешь интегрироваться в него. Накануне выборов во Франции, мы заметили, что политические партии опять поднимают вопрос эмигрантов и их прав, конечно, пока идет избирательная кампания, а потом все забудут свои обещания.
Этот вопрос напрямую связан с тем, что мы обсудили выше, и касается отсутствия легитимных органов, избранных членами самой диаспоры, которые бы занимались этой работой. Мы подчеркиваем, избранные членами самой диаспоры, а не созданные властями и насажденные диаспоре, которые возглавляет непонятно кто.
Магрибская диаспора оказалась «меж двух огней», одни пытаются помешать ей интегрироваться в общество и участвовать в политической жизни Франции, другие же наоборот, пытаются включить ее в политические и общественные процессы. В каком направлении сегодня движется диаспора во Франции? На этот вопрос мы скоро увидим, когда будет избран новый глава Пятой Республики.
Можно сказать, что диаспора находится в статическом положении. Есть немало активистов, принимающих активное участие в политических процессах, но когда приходит время выборов, очень немногих из них можно встретить в избирательных списках. Причем в этих списках они занимают не лидирующие позиции, иными словами, практически не могут быть избраны. Например, в списке из десяти кандидатов, из которых будут избраны только два-три, кандидат магрибского происхождения занимает максимум 5-е, 6-е место. Если же, что бывает очень редко, имя такого человека ставят на первое место в списке, то это должен быть полностью управляемый человек, готовый подчиняться интересам партии, которая его выдвигает. И таких примеров есть множество. И есть еще одно обязательное условие для тех, кто хочет выдвинуть свою кандидатуру на выборах во Франции – он обязан отказаться от Ислама. Вот тут и «зарыта» дискриминационная политика Парижа в отношении представителей бывших колоний.
Одной из основных проблем французских политических партий является увеличение числа ее сторонников. Это то, что заставляет их заигрывать и сближаться с диаспорой.
Нам приходится сегодня наблюдать, когда кандидат от левой партии в ходе своей предвыборной кампании обращается к мусульманской части французского общества, пытаясь демонстрировать свою лояльность. Мы опасаемся, что мусульман хотят использовать в избирательных целях, чтобы добиться поставленных целей, а потом забыть о данных им обещаниях. Как это было с Франсуа Оландом, пообещавшим предоставить эмигрантам право голосовать на выборах (не будучи гражданами), а после избрания на пост президента забывшего о своих обещаниях.
Согласно статистическим данным, именно благодаря поддержке мусульманской диаспоры в 2002 году на выборах победил Ширак, а не Ле Пэн, а в 2012 году победил Оланд. Иными словами, диаспора уже играет ощутимую роль, которую начали учитывать французские политики.
Нужно учесть еще то, что до Ширака и Оланда магрибская диаспора способствовала победе Миттерана, которому помогли выиграть именно ее голоса. Тогда его отрыв от Ширака был чрезвычайно мал. На президентских выборах во Франции разница между победителем и проигравшим составляет не более 2-3 очков, поэтому 10% голосов избирателей, которые принадлежат гражданам, имеющим магрибские корни, имеют большое значение. К сожалению, притом, что еврейская диаспора составляет менее 1% французских избирателей, половина министров, половина депутатов парламента, половина судей, половина адвокатов, врачей являются ее представителями. Доля мусульман – 10%, но у них нет своих парламентариев, своих банков, своих СМИ, ничего своего нет.
Сама ситуация во Франции предполагает, что граждане магрибского происхождения в основном голосуют за левых, например, 86% из них проголосовали за Оланда. Потому, что мусульмане, в том числе выходцы из Магриба, голосуют за тех, кто, как им кажется, относится к ним более лояльно.
Исторически французские «левые» в определенной степени более лояльно относились к мусульманской части французского населения. Такой подход надо пересматривать. Голосовать следует за тех, у кого есть четкая политическая программа, предусматривающая, в первую очередь, изменения в системе образования.
Вопрос еще и в том, почему магрибская диаспора всегда голосует за того, чьи взгляды им кажутся ближе к собственным? Почему диаспора не выдвигает собственных кандидатов, которые будут отстаивать их идеи? Во Франции есть города и районы, в которых процент мусульманских избирателей очень высокий, и где представитель диаспоры вполне мог бы стать мэром или его заместителем, но его не выдвигают просто потому что существует электоральные «клапаны» в христианском государстве, как бы там не декларировали светские лозунги. Нет место мусульманам у власти во Франции после попытки завоевать эту страну со стороны Андалузии.
Хотя такая тенденция стала реальностью в некоторых департаментах и даже городах. Там мусульман выдвигали на выборах, и они победили, потому что большинство населения в этих департаментах или городах мусульмане – но, под пристальным контролем органов национальной безопасности.
Что касается тенденции магрибской диаспоры голосовать за левых, то очевидно, что левые дают им возможность вдохнуть свободу, о которой у них на родине остается только мечтать. Мы знаем, что самый высокий уровень арестов среди журналистов именно в арабских странах, например, Египет занимает третье место в мире по этому показателю.
Близость магрибской диаспоры к французским левым имеет исторические корни, которые уходят во времена Алжирской национально-освободительной Революции. В период войны в Алжире некоторые представители французских левых выступали в защиту прав алжирцев, и эта связь между французскими и магрибскими левыми существует по сей день. Но к большому сожаления с течением времени некоторые французские левые склонились к сионизму.
Проблема состоит в том, что диаспора имеет право на голосование, но не реализует это свое право. Во французских городах Обервиль (Auberville) и Бонди (Bondy) мусульмане составляют 80% населения, но если кто-то из них будет выдвинут на выборах, то проиграет. Депутатом от города Обервиль является женщина, которая никогда там не жила, ничего о нем не знает, а живет в элитном районе Парижа. То есть, мусульмане не идут на выборы и не реализуют свое избирательное право.
Как убедить мусульман участвовать в выборах?
Убеждение участвовать в выборах, или принимать участие в общественной жизни придет тогда, когда возникнет доверие к самому государству, к его структурам, в первую очередь к судебной системе. Эмигрант-мусульманин (гражданин), имеющий магрибские или другие корни, должен быть уверен в системе правосудия, которая защитит его права, если ему придется к ней обратиться. Недоверие к государственным структурам и органам мешает активному участию эмигрантов в политической жизни страны и общества. Когда во Франции шло активное обсуждение вопроса об идентичности, мусульманская диаспора не принимала в нем участия. В демонстрациях протеста против нового закона о труде участвовало огромное число французов, но среди них было очень мало мусульман. Мусульманам следует быть более активными, отстаивать демократические права и свободы, и здесь должны играть свою роль независимые организации, правозащитные организации.
Участие некоторых «политиков», имеющих магрибские корни, во французской политике было продиктовано не намерением задобрить диаспору, а для того, чтобы заполучить голоса ее избирателей. Впоследствии оказалось, что те люди, которые заняли высокие руководящие государственные посты, самой диаспоре не принесли никакой пользы.
Коснувшись темы образования во Франции, можно сказать следующее: образовательные программы в школах, расположенных в благополучных районах, где проживают коренные французы, коренным образом отличаются от программ, которые преподаются в бедных районах, где живут эмигранты (в основном мусульмане). Хотя жители этих районов являются такими же гражданами Франции, как и другие, но у них нет таких же прав на получение образования. Им также непросто найти работу, потому что многие работодатели отказываются брать на работу выходцев из Магриба и стран Африки.