логистический комплекс что это такое
Логистические центры в России
Логистические предприятия в последние годы все чаще оказываются в центре внимания экономического сообщества. Общий оборот европейского рынка логистических услуг составляет более 600 млрд. евро
Примерно 30% логистических функций во всех отраслях экономики ежегодно передается логистическим компаниям.
Спрос на услуги логистических операторов формируют промышленность и торговля,
которые расходуют на логистику в Европе 120…140 млрд. евро ежегодно.
Логистика в России
К сожалению, российский рынок логистических услуг развит не так сильно. По
мнению экспертов, его потенциал оценивается в 120 млрд. USD, причем доля
сектора перевозок и экспедирования грузов всеми видами транспорта составляет
55%, сектора складских услуг – 13% и сектора услуг по интеграции и управлению
цепями поставок – 32%.
В целом отечественный рынок логистических услуг можно разбить на три сектора:
перевозок и экспедирования грузов всеми видами транспорта; складских услуг;
услуг по интеграции и управлению цепями поставок.
В настоящее время эффективность цепочки поставок товаров является основным
условием обеспечения конкурентоспособности предприятия.
Производители-конкуренты не могут снижать непосредственные издержки, связанные
с производством, без риска снижения качества. Остается единственный способ
экономии – сокращение времени реализации продукта по всей цепочке поставок.
Опыт и высокоразвитых стран, и России доказывает, что реализовать современные
требования к логистике способны только специализированные компании, и в России
уже появился ряд таких логистических провайдеров, например Национальная
логистическая компания (НЛК), FM Logistic, Tablogix и др., оказывающие услуги
на мировом уровне.
У них накоплен богатый опыт в логистическом управлении, работает
высококвалифицированный персонал и есть развитая инфраструктура – складские
помещения, транспортно-распределительная сеть, парк транспортных средств,
консалтинговые и девелоперские подразделения и др.
Крупные логистические операторы берут на себя выполнение всех логистических
задач клиентов и предлагают наряду с хранением и дистрибьюцией услуги по
упаковке, сортировке товара, а также информационные, консалтинговые и
финансовые услуги. Таким образом, контрактная логистика постепенно превращается
в нашей стране в самостоятельную сферу коммерческой деятельности.
Ежегодный рост вводимых в строй складских площадей оценивается в 20…30%,
повышается качество и расширяется спектр логистических услуг. Заметно усилился
интерес логистических провайдеров к регионам, что связано с проявлением
активности там крупных ритейлоров. Практически все заметные игроки расширили
географию строительства новых складских комплексов, выйдя за пределы Московской
области. Таблицы 1 и 2 иллюстрируют возможности крупных логистических складских
и транспортно-экспедиторских провайдеров, работающих на рынке московского
региона.
Логистические центры
Логистические центры (парки) – это рыночные предприятия, осуществляющие
координацию логистического (складского и транспортного) обслуживания и
информационного обеспечения, а также их контроль. В последние годы о
настоятельной необходимости их создания в России говорят всё чаще. Возведение
крупных логистических центров – завтрашний день логистического рынка в России и
один из главных факторов снижения арендных ставок складских помещений и
стоимости предоставляемых логистических услуг. Логистические парки, объединяя
на одной платформе компании разных отраслей и транспортные коммуникации,
устанавливают качественно новые стандарты в концепциях развития, дизайне и
управлении логистикой.
Решение о строительстве, как правило, предполагает знание объемов
грузопотоков данного региона, тенденций развития потребительского спроса и
оценку текущей себестоимости строительства сооружений, которые составят в
дальнейшем структуру логистического центра и/или парка. Рост инвестиций в
строительство складов, планируемый на ближайшие годы, должен способствовать
появлению на российском рынке не только иностранных девелоперов, но и
российских. Рост инвестиций также послужит причиной строительства новых
складских площадей, соответствующих классу А. В дальнейшем борьба за арендатора
позволит девелоперам привлекать клиентов высококлассными технологическими
решениями, сервисом и комплексным обслуживанием, включая круглосуточную
техническую помощь и контроль за безопасностью объекта.
Логистические центры распределения в зависимости от выполняемых задач и
функций можно разделить на следующие категории:
Примерная структура логистического центра международного масштаба показана на
диаграмме. Кроме того, на этих площадях должны быть организованы таможенные
посты и парки автомобильного транспорта, привлечены экспедиционные фирмы,
экспертные и финансовые организации, созданы торговые объекты, связанные с
обслуживанием, объекты информационного обеспечения, охранные агентства,
построены мотели и рестораны.
В некоторых районах московского региона уже начался процесс формирования
логистических центров (таблица 3).
Сектор складских услуг
Российский рынок складских услуг в настоящий момент сложно отнести по
квалифицирующим признакам к какому-то из типов рынка, не разделив его по
классам и регионам. Прежде всего надо отметить, что складские услуги,
предоставляемые складами классов А, В+ и В, однозначно принадлежат к «рынку
продавца», а услуги, предоставляемые складами классов C и D, находятся ближе к
«рынку покупателя». Обособленно стоят услуги, предоставляемые складами с
таможенным режимом хранения.
Потенциальный объем рынка складских услуг оценивается на уровне 15 млрд. USD.
На сегодняшний день, по мнению экспертов, реальный объем российского рынка не
превышает 3 млрд. USD, однако до 2007 г. в этом секторе услуг ожидается более
чем пятикратный рост. Большая часть бизнеса основных движущих отраслей
производства сосредоточена в восьми крупнейших городах страны – Москве,
С.-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Н. Новгороде, Самаре,
Ростове-на-Дону, Краснодаре.
Развитие среднего и малого бизнеса также продолжается в основном в этих
городах. Объемы и общих площадей складских помещений, и площадей складских
комплексов, соответствующих международным стандартам, не отвечают потребностям
рынка. Спрос на помещения класса А по-прежнему остается высоким и
неудовлетворенным.
Список наиболее крупных проектов складских комплексов, реализованные в Московском
регионе в 2004 г:
Если допустить, что Россия будет развиваться аналогично европейским странам,
то при известных значениях покупательной способности и площади складов класса А
в каком-либо из европейских городов можно расчетным путем определить рост
складских площадей в российских городах в ближайшее время. В таблице 4
приведены значения покупательной способности некоторых российских городов, по
информации компании Jones Lang LaSalle, и прогнозируемая величина складских
площадей класса А, пропорциональная этому значению покупательной способности.
Тенденции и прогнозы будущего развития
В России сейчас формируется рынок логистических операторов, основные
тенденции которого аналогичны тенденциям рынка восточноевропейских стран,
поэтому следует ожидать развития более тесного сотрудничества российского
логистического оператора с клиентами в области оптимизации уровня запасов,
интеграции компьютерных систем и совместного управления издержками.
На российском рынке логистических услуг уже действуют такие мощные
международные логистические компании, как P&O Trans European, FM Logistic,
Kuhne & Nagel, «Вельц», «Шенкер Руссия», «ПанАльпина» и др. Наблюдается большой
интерес к складской инфраструктуре России со стороны крупных международных
логистических компаний, стимулируемый требованиями их международных клиентов.
Следует ожидать значительного расширения перечня логистических услуг,
представленных на российском рынке, особенно при взаимодействии с крупными
торговыми сетями. Рост спроса на логистические услуги в дальнейшем будет
увеличивать разрыв между ведущими логистическими операторами и отсталыми в
технологическом отношении компаниями, так как действительно полный комплекс
логистических услуг может предлагать только тот провайдер, который способен
управлять грузопотоками в цепочке поставок, применяя информационные технологии.
Устойчивая тенденция роста товарооборота влечет за собой заметное оживление
спроса на склады всех категорий. Московский регион еще сохраняет за собой
доминирующую роль центра бизнеса страны, хотя многие девелоперы активно
расширяют деятельность в регионах.
Двумя наиболее важными тенденциями в секторе складской недвижимости являются
значительный спрос на склады международного уровня и начало активного
строительства современных складских комплексов. Спрос значительно превышает
предложение, при этом рост объемов нового строительства значительно отстает от
роста спроса. Конкуренция на рынке складов международного класса довольно
низкая, так как рынок не насыщен.
Инвестиции в складскую недвижимость в целом становятся более
привлекательными. В среднесрочной перспективе следует ожидать активного
строительства логистических центров в России, хотя здесь для инвесторов и
существуют определенные трудности.
Это отдельный город со своими принципами и стандартами. Как устроена работа крупного логистического центра изнутри
Когда человек со стороны оказывается на складе, у него неминуемо создается ощущение полного хаоса: вокруг снуют погрузчики с палетами, штабелеры поднимают на верхние этажи хрупкий товар, бесконечно подъезжают новые и новые фуры, и все это под аккомпанемент сигналов сканеров штрихкодов. Первое впечатление, конечно, обманчивое. На самом деле все подчинено строгой системе, каждый кладовщик и комплектовщик выполняет поставленную задачу. Даже коробок спичек учтен программой, которая знает, в какой ячейке он находится. В партнерстве с компанией «БелТрансСпутник» рассказываем о том, как изнутри устроен крупный логистический центр.
Логистический центр, о котором пойдет речь в репортаже, находится рядом с гродненской трассой в нескольких километрах от Минска. «Мир меняется, и подходы в бизнесе тоже, — вкратце рассказывает о тенденции последних лет директор логистического центра „Двадцать четыре“ Юрий Шестак. — Теперь крупные продовольственные ретейлеры стремятся сконцентрироваться на ведении основного бизнеса, а складские и логистические услуги отдать на аутсорсинг, что позволяет, скажем, сети гипермаркетов получить максимальный маржинальный доход, не распыляясь на решение других задач. Это предопределило появление таких структур, как 3pl-оператор».
3pl-оператор (Third Party Logistics — в пер. с англ. «сторонняя логистика») не только принимает на свои склады под ответственное хранение продукцию клиента, но также оказывает полный комплекс логистических услуг: складирование, экспедирование и доставку груза в конкретный торговый объект в указанное клиентом время.
Почему растет спрос на такие услуги? В развитых странах стремятся заниматься своим делом и концентрироваться на профильном бизнесе. А еще это вопрос больших денег. Для сети магазинов выгоднее вложить 15 миллионов евро в новый торговый объект, чем в логистический центр. Что же касается рисков, то, по словам нашего собеседника, все оговорено в контракте и обеспечено финансовыми гарантиями.
Поначалу кажется, что организовать работу склада проще простого: принял товар, а когда поступила заявка — доставил. Делов-то!
Но когда погружаешься в детали, понимаешь, насколько это сложный механизм. Каждые сутки логистический центр в среднем разгружает, принимает, распределяет и доставляет около 300 тонн разнообразной продукции. Малейший сбой в цепочке из 20—30 операций может привести к коллапсу и срыву договоренностей. А это финансовые потери не только для логистического центра, но также для партнеров-ретейлеров и так далее.
В общем, цена малейшей ошибки высока. Поэтому система выстроена так, чтобы предотвращать просчеты и минимизировать потери. На примере конкретной партии товара расскажем об особенностях работы логистической цепочки, описав наиболее важные этапы.
Первый этап: ожидаемый приход
Работа начинается еще до доставки товара в логистический центр. В отдел учета и товародвижения по электронной системе «1С» от клиента (например, ретейлера) поступает документ о товаре, который должны вот-вот привезти, — мол, ждите.
В профессиональной среде логистов такой документ называют «ожидаемым приходом». По сути, это перечень данных с описанием товара: наименование, количество, цена и так далее.
Будь то бананы или микроволновки — все подлежит строгому учету и документированию. С этого начинается логистика и работа с любым грузом.
Товаром, за которым мы будем следить, станет партия перчаток, произведенных в Малайзии. В конечном счете они наверняка поступят в аптеки, но прежде коробки попадут в водоворот складского учета, распределения, хранения и доставки.
Второй этап: предприемка
В логистический центр приходит фура, в прицепе которой находятся коробки с перчатками. Склад уже готов и ждет товар. Водитель предоставляет необходимые документы, и начинается разгрузка. Пломба прицепа вскрывается в поле зрения видеокамер. Эти меры необходимы, чтобы исключить спорные случаи.
Каждая операция в логистическом центре контролируется и внимательно отслеживается. На территории склада установлено более 230 видеокамер, что позволяет исключить «белые пятна». По словам логистов, чаще всего споры возникают при изменении веса фруктов/овощей. За сутки они могут дать усадку на 0,15%. Вроде бы немного, но если речь о 20-тонной партии, то это уже 30 кг.
Логистика: что это такое логистическая компания простыми словами — основы, виды, функции и направления
Статья простыми словами расскажет, что это такое – современная бизнес-логистика, каковы ее основные сферы направления и функции. В результате правильной систематизации всех ключевых производственных процессов, можно добиться максимальной прибыльности компании, а также улучшить ее конкурентоспособность. Грузоперевозки – одна из наиболее важных составляющих любой хозяйственной деятельности. Именно поэтому на них мы сегодня акцентируем наше внимание и попробуем разобраться, что из себя представляет процесс рационального продвижения товаров от поставщика сырья к потенциальному потребителю. В зависимости от специфики работы предприятия, различают большое количество подвидов подобных услуг, поэтому общепринятого объяснения этого термина пока не существует.
Определение логистики в торговле: что это такое своими словами
Если говорить кратко, то это сфера деятельности, связанная с поставками, снабжением, контролем и организацией транспортировки грузов, при этом все базируется на правовых нормах и экономических законах существования рынка. Дисциплина включает множество процессов, связанных с осуществлением перевозок – управление, планирование, минимизация трат, соблюдение сроков, увеличение прибыльности и пр. Применение последних значительно повышает рентабельность бизнеса. Если товар доставлен заказчику своевременно, с минимальным потреблением временных и финансовых ресурсов, то можно смело говорить, что главная логистическая цель достигнута.
Все о логистике: что изучает, какие задачи решает, примеры
Данная сфера услуг появилась тогда, когда производители сообразили, что неправильно организованные транспортные мероприятия могут оказывать негативное влияние на общую доходность всего предприятия. Именно поэтому был разработан и стандартизирован огромный набор операций, направленных на реализацию существующих потребностей клиентских организаций, который подразумевает следующее:
Главная задача логистической компании (аутсорсинговой фирмы) – это обеспечить рациональный и эффективный процесс передвижения материальных ценностей от места производства к конечному клиенту. Специализированный перевозчик способен не только снизить себестоимость отправки продукции, но и значительно сэкономить время.
Готовые решения для всех направлений
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».
Кто такой логист
Если говорить кратко, то это профильный специалист, который отвечает за глубокий анализ и оптимизацию перемещения, снабжения, складирования, распределения и доставку готовых продуктов конечному потребителю. Профессионал в этой области организовывает и координирует все процедуры, связанные с транспортировкой: он разрабатывает оптимальные маршруты, гарантирует бесперебойное получение груза заказчиком независимо от возникших форс-мажорных обстоятельств.
Чтобы войти в профессию, помимо специфических знаний, человек обязан уметь быстро и самостоятельно принимать решения, быть ответственным, коммуникабельным, обладать аналитическим складом ума и мыслить творчески. Специалист должен хорошо владеть математикой, юриспруденцией, основами экономики. Постоянное стремление к самосовершенствованию, изучение новых технологий — только так можно стать успешным логистом.
Самые популярные виды логистической деятельности
Для организации процесса хранения и перевозки товара от производителя к конечному потребителю предприятие может создать свое собственное подразделение или же обратиться за помощью к сторонней (аутсорсинговой) компании. В зависимости от специфики бизнеса, могут применяться разные схемы транспортировки. Далее мы рассмотрим самые популярные и распространенные направления логистики.
Транспортная
От качества и скорости доставки готовых продуктов напрямую зависит конкурентоспособность и имидж завода-изготовителя. Чтобы быстро, выгодно и с наименьшим вредом перевезти товары по оптимальному маршруту, необходимо применить систему эффективных транспортно-логистических операций, а именно:
При грамотном построении маршрута и правильной организации каждого этапа, предприятие понесет минимальные расходы.
Таможенная
Оформление документов на продукцию, которая пересекает государственную границу, – это то, что входит в классическую логистику. Данный комплекс мероприятий подразумевает проведение всех импортно-экспортных операций с услугами или продуктами, согласно международному и внутрироссийскому праву. Главная задача этого направления заключается в сокращении времени и затрат на перевозку грузов за границу:
Производственная
Предприятия, выпускающие определенный продукт, связаны с различными поставщиками сырья и своими прямыми потребителями. Чтобы оптимизировать процесс изготовления и доставки готового товара к заказчику, используется особая сфера деятельности логистики, которая включает решение следующих задач:
Менеджер отвечает за максимально упорядоченную работу как конкретного предприятия в целом, так и каждого цеха по отдельности. Он следит, чтобы сырье вовремя было доставлено, продукт соответствовал требованиям, отгрузка и транспортировка прошла в строго установленное время.
Логистика запасов
Хранение и складирование сырьевой базы, а также готовой продукции предусматривает огромные затраты. Резервный фонд создается с целью:
Главная цель этого направления заключается в создании достаточного резерва товаров при минимальных расходах предприятия.
Закупочная (снабжение)
Чтобы наладить производственный процесс, нужно найти поставщиков и организовать закупку сырьевых материалов. Данная логистическая сфера деятельности – это направление, в рамках которого специалист решает ряд задач:
Информационная
Вид услуг, направленных на развитие системы передачи информации, которая связывает все компоненты в одно целое – отдел снабжения, непосредственное производство, складирование, транспортировка, распределение. Чтобы скорректировать деятельность всех составляющих, необходимо правильно управлять потоком данных. Вопросы, которые решает эта отрасль:
Наша компания «Клеверенс» — один из лидеров по созданию программного обеспечения для автоматизации складов, магазинов и различных производственных процессов. У нас можно подобрать готовое техническое решение для бизнеса.
Складская
Направление, которое занимается вопросами сохранности продукции. Чтобы организовать склад, нужно знать специфику товара (его физико-эксплуатационные характеристики). Основные цели, которые преследует эта отрасль:
Мультимодальные перевозки
Часто транспортировка сопряжена с рядом проблем, связанных с перемещением различных товарных групп из других государств, расположенных на разных материках. Чтобы решить подобную задачу, специалисты привлекают одновременно наземный, водный и воздушный транспорт.
Как выбрать фирму-подрядчика
Что такое логистическая компания (организация), мы разобрались. Далее мы рассмотрим, как подобрать надежного партнера в этой сфере. Сегодня на рынке представлено огромное количество юридических и физических лиц, которые предоставляют услуги по доставке под ключ. Чтобы найти действительно нужного контрагента, рекомендовано придерживаться следующих советов:
Логистические услуги в России: что это такое, основные проблемы и особенности
В нашей стране данная отрасль находится в состоянии развития. После долгого периода развала и запущенности начинают возрождаться технологии, разрабатываться новые методики. Главные трудности, с которыми сталкивается российская логистика – это:
Исходя из указанных выше проблем повышаются риски, а, соответственно, и стоимость услуг.
Что означает и с чем ассоциируется термин логистика в РФ:
В результате вышесказанного, в современных российских реалиях первые места занимают большие компании, которые могут гарантировать более-менее высокие стандарты обслуживания.
Управление цепочками поставок SCM
Практика показывает, что за счет внедрения УЦП, компания-производитель способна значительно сократить расходы на транспортировку, повысить продажи, оптимизировать складские запасы, увеличить маржу и более точно спрогнозировать результаты своей работы. Данная концепция базируется на понятии сквозной логистики товаров и услуг (что это такое простым языком, мы расскажем дальше).
Идеология основывается на трех «китах» – закупках, изготовлении и сбыте. Все процессы на предприятии должны быть четко взаимосвязаны и рационально спланированы. Именно тогда компания легко и оперативно подстраивается под все изменения рынка, не теряя в прибыли. Например, спрос на мороженое, зависит не от периода года, а от времени дня, а также температуры окружающей среды. Здесь выпуск продукции корректируется в соответствии с прогнозом синоптиков на ближайшие несколько дней.
Затраты
Согласно «сухой» статистике, траты на логистическое обеспечение – это есть условный показатель. По оценкам МВФ они составляют от 12 до 33% валового национального продукта. Конкретная цифра зависит от внедрения инновационных технологий, которые прямо пропорционально влияют на уровень издержек. Основные статьи расходов – транспорт, хранение, содержание товарного запаса, административный аппарат.
Общее определение и подходы
Сегодня общепринятой трактовки данного понятия не существует. Отрасль многогранна и включает множество аспектов. К примеру, по функциональному критерию она может быть:
По территориальному характеру:
Согласно отраслевому признаку:
По экономическому показателю:
Именно поэтому логистизация – это совокупность производственно-технологических и организационно-управленческих процессов, которые только формируются. Чем быстрее отрасль придет к общепринятому определению, тем скорее завершится ее становление.