лицензия editorial что такое
Как сэкономить на лицензии фотостока и не нарушить закон
Автор и редактор Елизавета Кабанова рассказала, как выбрать лицензию, чтобы не переплатить и не нарушить авторские права.
Как работают лицензии и авторские права
Стоимость фотографии зависит от типа лицензии. Разные лицензии дают разные права на использование в публикациях, рекламе и коммерции.
Обучение в онлайн-университете: курс «Дизайн для начинающих»
Лицензии — это шаблоны договора с правообладателем картинки. Когда вы регистрируетесь на фотостоке и покупаете лицензию, вы заключаете договор со всеми авторами, которые разрешили использовать фото в рамках этой лицензии.
В зависимости от типа лицензии вы получаете право публиковать изображения и использовать их для продажи или рекламы. Какие-то лицензии дают все права, какие-то — только часть. Например, если вы купите картинку со стандартной лицензией, которая разрешает только публикации, и напечатаете её на упаковке товара, то нарушите авторское право и закон.
Нарушение условий договора использования подпадает под статью 146 «Нарушение авторских и смежных прав». Штраф — от 10 000 до 5 000 000 рублей.
Работает ли закон в реальной жизни
Да, работает. Например, в середине 2015 года оштрафовали агентство «Миасс недвижимость». Компания использовала в рекламе авторское фото из соцсети и получила штраф 90 000 ₽.
С лицензиями действует правило «запрещено все, что не разрешено», поэтому внимательно выбирайте права использования. Лучше сразу покупать разрешение для всех необходимых действий с фото, видео или картинками.
За авторским правом следят не фотостоки, а сами авторы или их агенты. Получить штраф можно и за использование фото в свободном доступе:
Виды лицензий
На фотостоке вы платите не за саму фотографию, а за право использования. По факту она вам не принадлежит, поэтому ее нельзя перепродавать или покупать у третьих лиц без договора.
Editorial. Годится только для публикаций. Ее можно использовать в информационных материалах, но не для продажи или рекламы. Такое ограничение связано с моделями на фото. По этой лицензии вы найдете фото с моделями, которые не давали согласия публиковаться в рекламе. Здесь же попадаются изображения с логотипами, торговыми марками и другими элементами, запрещенными в остальных лицензиях.
Условия редакционных лицензий на Shutterstock
Royalt=»Как сэкономить на лицензии фотостока и не нарушить закон»y Free (RF). Стандартная и самая популярная лицензия, которая есть на каждом платном фотостоке. Нюансы условий отличаются, но основа одна:
Условия стандартной лицензии Depositphotos
Extended Royalt=»Как сэкономить на лицензии фотостока и не нарушить закон»y Free (extRF). Используют, когда условий стандартной лицензии мало. Она разрешает использовать изображения для продажи, но с ограничением в тиражировании. Нюансы тоже различаются в зависимости от фотостока. Например, Shutterstock снимает ограничение на количество печатных материалов при использовании extRF:
Right Managed (RM). Сокровище для искателей уникального контента. Такую лицензию можно полностью настроить под себя и завладеть исключительными правами на использование: например, запретить размещать в вашем регионе, купить на 5 лет или навсегда. RM стоит дорого — 200–500 долларов в зависимости от настроек. Фотостоки собирают данные об использовании фото с этим видом лицензии, чтобы отслеживать нарушения.
Exclusive Buyout (EB). Самый дорогой вид лицензии: вы полностью выкупаете право владеть изображением. При этом автору нужно будет удалить фото или серию фотографий с моделью, предметами со всех остальных фотостоков. Продают изображения с правом полного выкупа от 2 000 долларов.
Rights-Ready. RR-лицензия предполагает задействовать фото в определенном проекте с определенными условиями и целями. Проект, его цели и задачи указывать обязательно, после чего повторно платить за фото или картинку в этом же проекте не нужно.
Последние три лицензии на крупных фотостоках входят в тарифные планы расширенных лицензий и не встречаются именно в таком обозначении.
Какие лицензии вам подойдут
Блог. Если публикуете новости, статьи или другие информационные материалы, не обязательно покупать расширенные лицензии. Вам подойдет либо стандартная, либо редакторская подписка. На Depositphotos и Shutterstock есть отдельные подписки для публикаций. В Shutterstock вы сможете еще и отредактировать изображение под свои задачи.
Редактор фотографий на Shutterstock
Коммерческий сайт. Чтобы купить фото для оформления сайта, воспользуйтесь стандартной или расширенной лицензией. Если не планируете использовать фотографии для продажи, подойдет стандартная, а если будете размещать картинки для прямой продажи товаров и услуг — расширенная.
Печать. Для печати на кружках и футболках внутри компании можно использовать стандартную лицензию с ограниченным тиражом до 200–500 тысяч экземпляров. Чтобы продавать такие изделия неограниченно, нужна расширенная лицензия.
Реклама. Для некоторых типов офлайн и онлайн-рекламы подойдет Royalt=»Как сэкономить на лицензии фотостока и не нарушить закон»y Free, но условия у всех фотостоков разные — внимательно сравнивайте разрешения лицензий.
Обзор фотостоков и лицензий
Чтобы вам было проще определиться с фотостоком, мы сравнили 4 самых крупных с неограниченным сроком лицензий.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Лицензия editorial что такое
Не все изображения в интернете бесплатные. Скачав картинку, мы можем даже не подозревать, что нарушаем авторские права. У каждого изображения есть автор, который публикует снимок или иллюстрацию на определенном ресурсе. Владелец ресурса и автор изображения заключают между собой лицензионное соглашение, которое предоставляет те или иные права использования объекта.
Когда автор лицензирует фотографии или любой другой вид творческого продукта, он четко указывает, могут ли изображения использоваться в коммерческих целях, кто имеет права на использование изображений, как долго покупатель может использовать изображения, может ли покупатель изменять изображения и т.д. Давайте посмотрим, какими бывают лицензии на изображения.
Лицензия с регулируемыми правами (RM)
Покупатель изображения с лицензией RM должен точно определить, где и как будет использоваться изображение. Это включает количество напечатанных копий, продолжительность использования изображения, размер изображения и отрасль, в которой оно будет использоваться.
Лицензия с регулируемыми правами позволяет учитывать каждое используемое изображение, что позволяет покупателю эксклюзивно лицензировать изображение для использования в своей отрасли, следовательно, это означает, что конкурент не сможет лицензировать то же изображение в своих целях. Изображения с лицензией RM необходимо повторно лицензировать на каждом отдельном устройстве. Обычно они также являются самым дорогим вариантом лицензирования.
Лицензия на редакционное использование (Editorial Use License)
Изображения, на которых размещены логотипы, бренды, узнаваемые продукты, события или знаменитости, лицензированы для использования в редакционных целях, что означает, что они могут использоваться только с целью привлечения внимания. Изображения с редакционной лицензией нельзя использовать в какой-либо форме рекламы или в коммерческих целях.
Лицензия без лицензионных отчислений (Royalty-free)
Роялти-фри лицензия является самым популярным видом лицензионного соглашения. Оно стало типом лицензии по умолчанию для продажи стоковых изображений. Лицензия дает право на покупку изображения только один раз для неограниченного использования. Однако у RF все же существуют некоторые лицензионные ограничения: вы можете распечатать до полумиллиона копий изображения в публикациях, но не можете создавать продукты, используя изображение, поскольку для этого вам потребуется расширенная лицензия. Например, вы не сможете напечатать футболку, календарь, ручку и тому подобное с этим изображением.
Расширенная лицензия без лицензионных отчислений (Royalty Free Extended License)
Эта лицензия расширяет условия стандартной лицензии без лицензионных отчислений (RF), поэтому изображение можно использовать в любых продуктах (кружках, футболках, шаблонах веб-сайтов).
Лицензия Creative Commons
Лицензии Creative Commons — серия типов лицензий, которые были созданы американской некоммерческой организацией, чтобы помочь фотографам защищать свои работы, при этом предоставляя их для бесплатного использования пользователям изображений.
Требования лицензии Creative Commons:
Всеобщее пользование (Public Domain)
Public Domain — это отсутствие какого-либо лицензионного соглашения. Если создатель изображения поместил свою работу в «Public domain», то оно может быть использовано кем угодно и как угодно.
Как узнать о лицензии изображения?
Если вы берете изображение со стоков, то на платформе все будет подробно написано о лицензиях, которые можно приобрести.
Типы лицензий для продажи фотографий на фотостоках
Продажа фотографий на фотобанках или фотостоках осуществляется на основе нескольких типов лицензий, которые отличаются условиями использования изображений.
Rights-managed лицензия
Лицензия с управляемыми правами – лицензия, которая применяется для продажи фотографий на крупных фотобанках и не используется в микростоковой фотографии.
Стоимость такой лицензии зависит от многих параметров:
Лицензия с управляемыми правами гарантирует, что изображение не будет использована кем-то с конфликтующими условиями. Данный вид лицензии позволяет использовать одно изображение гораздо большее количество раз, чем Royalty-Free лицензия. Лицензия с управляемыми правами позволяет получить эксклюзивные права на использование фотографии.
Rights-ready лицензия
Rights-Ready license – лицензия при которой изображение используюется в конкретном проекте и под заранее определенные цели. Покупатель указывает в каком проекте и для каких целей будет использована фотография, при этом он не платит каких-либо дополнительных сборов, если использует работу с теми же целями и в том же проекте.
Роялти-фри лицензия
Royalty-Free (RF) license — самая распространенная лицензия в области микростоковой фотографии.
Понятие роялти-фри означает, что изображение можно использовать множество раз без дополнительных отчислений. Royalty-Free лицензия не дает права использования работы без покупки лицензии на эту работу. Все права на изображение остаются у автора, а покупатель лишь получает право использовать данное изображение. Роялти-фри лицензия имеет следующие особенности:
Расширенная Роялти-фри лицензия
Редакционная лицензия
Editorial license – еще один тип лицензии, который становится популярным в среде микростоковой фотографии. Редакционная лицензия подразумевает, что работа может быть использована для информационных и образовательных целей и запрещает использование изображения в рекламных, маркетинговых и других коммерческих целях. При использовании изображения по лицензии Editorial от людей, изображенных на фото, не требуется подписанного модел-релиза, как это требуется для коммерческого использования по лицензии royalty-free. Не все изображения подходят для продажи по редакционному типу лицензии, например, фотографии человека, снятые крупным планом, когда конкретный человек является главным объектом съемки.
Последнее изменение: 17 октября 2019 в 17:06.
Какими бывают лицензии на изображения
Соблюдение авторских прав — скучная часть творческой работы, без которой не обойтись. Разбираемся в лицензиях раз и навсегда.
Лицензия на изображение — это договор, в котором прописаны условия использования картинки. По сути, скачивая фотографию со стока, вы приобретаете не само изображение, а право им распоряжаться. Иногда это право ничем не ограничено, а в иных случаях есть правила, которые надо соблюдать.
Давайте разберёмся, какими бывают лицензии на изображения. Это полезно знать дизайнерам и художникам, которые работают с чужими изображениями, а также фотографам и иллюстраторам, которые планируют зарабатывать на стоках.
Бесплатные лицензии
Существует иллюзия, что скачанную с бесплатного стока картинку можно использовать как заблагорассудится. Но это не всегда так. Разрешено ли поместить фото на упаковку товара или только вставить в школьную презентацию? Нужно ли указывать автора? Можно ли отредактировать картинку в Photoshop до неузнаваемости или нужно оставить её без изменений? Все эти условия прописываются в лицензиях.
Пишет о дизайне в Skillbox, а в перерывах и сама орудует графическим планшетом. Влюблена в советские шрифты, японскую рекламу и русский язык.
Использование бесплатных картинок регулируется группой лицензий Creative Commons. Это американская некоммерческая организация, которая придумала разные варианты соглашений для бесплатного распространения контента. В их основе лежит четыре условия:
На основе этих условий есть пять видов лицензий:
Но есть ещё два вида лицензий из группы Creative Commons, в которых отсутствуют упомянутые ограничения:
Именно CC0 знакома нам по большинству бесплатных фотостоков. Обычно там размещают картинки, которые можно брать бесплатно для коммерческого использования, без упоминания авторов и с возможностью как угодно изменять изображение. Но с векторной графикой на стоках ситуация иная: С00 встречается крайне редко, обычно там требуется указать автора, а для тех, кто не желает, предлагают платную лицензию.
Хотите создавать свои проекты на основе стоковых картинок? Записывайтесь на курс по Photoshop!
Платные лицензии
Этот тип договоров может порождать иллюзию, что за свои деньги можно делать с картинкой всё, что захочется. Тем не менее есть ограничения. Вот четыре варианта самых популярных платных лицензий:
Самая популярная лицензия на платных стоках — это Royalty-Free. Её приобретают для использования в коммерции, если тираж не слишком большой. Реже всего предлагают лицензию Rights-Managed — она самая дорогая, и встретить её можно только на крупных стоках.
Как узнать о лицензии
На сайте стока обязательно будет всё написано. Если все фото защищены одинаковой лицензией, о ней пишут один раз в отдельном разделе. Если лицензии различаются, их обычно упоминают в карточках товаров. Более того, иногда можно выбирать между разными типами лицензий (по разным ценам) на одно и то же изображение.
Часто такой выбор предлагают между Royalty-Free и Extended Royalty-Free, в зависимости от нужного тиража, а также между платной Royalty-Free и бесплатной CC Attribution — в зависимости от того, желаете ли вы указывать авторство.
Стоки иногда устанавливают, помимо лицензий, свои дополнительные правила использования картинок. Например, многие сайты не приветствуют продажу изображений, скачанных у них, и просят не загружать эти картинки на сайты конкурентов.
Насколько важно соблюдать авторское право
Это важно, хотя отнюдь не всегда правосудие карает нарушителей. Чем больше людей приобретает конкретную картинку, тем сложнее контролировать, кто и как её использует: так что пиратство часто остаётся безнаказанным. Но если на нём попасться, можно получить повестку в суд и существенный штраф.
Проще покупать лицензионные изображения — они обычно не слишком дорогие, если не приобретать исключительные права. И бесплатные стоки с лицензией CC0 не стоит сбрасывать со счетов: там можно найти полезные материалы для самых разных проектов.
Чтобы сэкономить на покупке картинок, просматривайте в первую очередь бесплатные стоки. Если интересует конкретная тематика, подпишитесь на понравившихся фотографов — вы будете сразу видеть их новые работы. Поиск хороших бесплатных изображений может отнять много времени, так что думайте наперёд: сохраняйте не только подходящие для текущего проекта картинки, но и те, что могут пригодиться в будущем. А если решите приобрести изображение на платном ресурсе, заранее подумайте над нужным размером: зачастую фотографии средних размеров стоят дешевле полного формата.
Editorial-лицензия (для репортажных фотографий)
Вместо предисловия. Все фотобанки (микростоки) продают фотографии по Royalty-free лицензии, обязательным условием которой есть письменное согласие человека (Model release), изображенного на снимке, на продажу фото с его изображением.
Пример. Вы на концерте сделали фотосессию популярного исполнителя и хотите продать эти фотографии. Так как фотобанки требуют предоставить согласие от модели (для продажи по стандартной лицензии), у вас, скорее всего, не получится взять письменного разрешения у исполнителей. Поэтому, для этих снимков, на большинство популярных микростоков путь закрыт.
На помощь приходят несколько фотобанков: DepositPhotos, Shutterstock, Dreamstime, Bigstockphoto и 123rf которые продают вместе со стандартной Royalty-free лицензией и особый вид фотографий, для которых не требуется брать разрешения от человека, изображенного на снимке. Такой вид лицензии называется Editorial и предназначен для редакционного использования. Shutterstock является ветераном фотобанков, поэтому лучше всего делать акцент на этот микросток. Dreamstime только в 2008 году начал полноценно продавать данный вид лицензии.
Поэтому, в эти фотобанки вы свободно можете отправлять все снимки с концертов, даже не спрашивая разрешения в исполнителей. Обратите внимание, что не всё и не всех людей можно продавать по Editorial-лицензии. Вот основной список кого и что можно продавать:
Примечание. Если на снимке присутствуют логотипы и названия торговых марок, то можете свободно их оставлять (в отличие от лицензии Royalty-free, где нужно их затирать). Также к фотографии нужно написать текст, описывающий сюжет или главный объект (только на английском языке). Текст должен отвечать на вопросы: Кто на фото? (желательно по имени и фамилии) Где это происходило? (страна, город) Когда? (указать дату). Для некоторых фотобанков существует строгое правило составление описания. Например, для Shutterstock стандартное описание должно быть в форме: CITY, STATE/COUNTRY – MONTH DAY: Factual description of the image content on [date] in [location].
Что касается покупателей, то они не могут использовать эти изображения в своих рекламных проектах, а могут только в ограниченных местах (поэтому фотографии по Editorial-лицензии не очень хорошо продаются):
Примеры некоторых редакционных работ на фотобанке Dreamstime:
Фотобанки, которые принимают Editorial: