ланиста в древнем риме кто такой
Как жили, сражались и умирали римские гладиаторы.
Гладиаторы были звездами Римской Империи. Но какой была жизнь, и что на самом деле представлял собой бой гладиаторов? Как рабы арены сражались и выживали на протяжении столетий? Гладиаторские бои, несомненно, отличались от тех, что показывают в кино. Поскольку миф часто более интересен, чем реальность, порой сложно отличить правду от вымысла, особенно такой далекой от нас истории, как история Древнего Рима. К счастью есть подтвержденные исторические свидетельства, объясняющий реальную ситуацию того, что происходило на арене. И это безумно интересно.
Гладиаторы Древнего Рима
Гладиаторы — это не просто рабы, которые сражаются друг с другом. Они были финансовыми вложениями, религиозными инструментами и способом для богатых римских аристократов завоевать расположение народа. В римской культуре настолько укоренились обычаи арены, что несколько римских императоров сами принимали участие в гладиаторских боях. Нерон, например, участвовал в гонках на колесницах.
Гладиаторские бои начались на траурных церемониях
Гладиаторы не всегда использовались для предоставления общедоступных жестоких зрелищ. На самом деле изначально это была роскошь, которая была позволена только самым богатым римлянам. В ритуале, заимствованном у этрусков, гладиаторские бои были обязательной частью похорон богатых аристократов. Римляне верили, что пролитая во время боя кровь очищает душу умершего и готовит его к загробной жизни. По мере развития Римской цивилизации гладиаторские бои стали зрелищем, доступным каждому, благодаря проводимым государственным играм.
Некоторым гладиаторам завязали глаза
Смерть развлечения — это повторение. И в бесконечных поисках новых трюков, чтобы возбудить интерес толпы, кто-то решил, что это хорошей идеей будет завязать гладиаторам глаза. Называемые андабатами, гладиаторы с ограниченным зрением носили шлемы без глазных отверстий. Они также сражались без доспехов, одетые только в сандалии и набедренные повязки. Эти парни не были гладиаторами, прошедшими соответственную подготовку, а были преступниками, приговоренными к смерти для развлечения публики.
Драки с животными были редкостью
Животные, используемые на арене, включают львов, крокодилов и слонов. Эти поединки обычно были открытием гладиаторских игр. В некоторых случаях животных натравливали друг на друга.
Гладиаторы женщины
В древнем Риме не было ничего необычного в том, чтобы увидеть женщин, сражающихся на арене. К первому столетию они регулярно участвовали в гладиаторских играх, хотя женщины-гладиаторы не воспринимались так серьезно, как их коллеги-мужчины. Обычно их использовали в пародийных поединках, например, когда император Домициан устраивал драки между женщинами и гномами. Однако были женщины, которые участвовали в охоте на животных. В 200 году нашей эры император Септимий Север запретил женщинам участвовать в играх.
В Колизее происходили морские сражения
Гладиаторы не всегда сражались на сухом песке арены. Иногда Колизей заливали водой для симуляции морских сражений. Эта практика была начата Юлием Цезарем, который соорудил озеро специально для водных сражений, хотя это озеро было доступно только самым богатым зрителям. В одном из крупнейших гладиаторских морских сражений, проходившем на озере Юлия Цезаря, 3000 человек сражались на 12 римских галерах.
Не каждый гладиаторский поединок заканчивался смертью
Гладиаторы могли молить о пощаде
К сожалению, многие гладиаторские поединки все-таки действительно заканчивались смертью. Когда гладиатор был серьезно ранен, у него была возможность попросить пощады. Если Гладиатор признает свое поражение и поднимет палец вверх, есть шанс, что его жизнь будет сохранена. Право решать — жить гладиатору или умереть принадлежало арбитру гладиаторского поединка, если присутствовал император, он всегда был арбитром. Арбитры часто учитывали реакцию толпы. Решения о жизни и смерти находятся в руках арбитров и людской толпы.
Римские императоры иногда сражались на арене
Не секрет, что рабы, к которым относились и гладиаторы в Риме были низшим слоем общества, когда дело касалось социального положения. Не смотря на то, что люди любили гладиаторов ни кто не пожелал бы открыто общаться с ними. По этому, прыжок римского Императора на арену был не слыханным унижением для него самого и вековых устоев всей Римской Империи. Некоторые императоры, такие как Калигула и Тит, вступали в бой на арене с презренными рабами. Самым печально известным из таких неугомонных был Коммод. Вообразив себя божественным воином народа, Коммод часто участвовал в постановочных сражениях, в которых само собой перевес был в его пользу, но в конце концов, он был убит.
Гладиаторы владели многими видами оружия
Гладиаторы разделялись по разным признакам
Две основные группы были тяжелобронированными и легкобронированными гладиаторами, но и они были разбиты на группы, основанные на оружии и специфических качествах брони. Гладиаторы также классифицировались по уровню их опыта. Новобранцев и ветеранов часто отделяли друг от друга. Естественно, самые лучшие и опытные гладиаторы были оставлены напоследок.
Отказ от боя всегда заканчивался плохо
Доспехи гладиаторов находились под влиянием различных культур
Гладиаторы происходили из всех рас и культур, которых коснулась Римская Империя, и у многих были доспехи, свидетельствующие об их происхождении. Шпангенхельмы, например, носили тяжелые шлемы германского происхождения, а германские гладиаторы вообще носили самые тяжелые доспехи, какие только можно было увидеть на арене. Калкриец, маска для лица, прикрепляемая к шлему, также была атрибутом германских гладиаторов. Греческие гладиаторы и другие жители восточных областей Римской империи обычно носили самые легкие доспехи. Гладиаторы мирмилло, также известные как рыбаки-гладиаторы, имели на шлемах гребень в форме рыбы.
Были гладиаторы, которые сражались сетями
Бои с участием лошадей и колесниц были очень популярны
Эсседари были классом гладиаторов, которые специализировались на боях в колесницах. При этом Гладиаторы не устраивали гонки, это было совершенно другим развлечением в Древнем Риме. Эсседари часто выступали в реконструкциях знаменитых сражений, в которых римляне использовали колесницы, например, против британской королевы-воительницы Боудики.
Гладиаторские бои обычно велись один на один
Хотя на гладиаторской арене, безусловно, происходили масштабные сражения, большинство поединков не были столь масштабными. Обычный гладиаторский поединок представлял собой простую драку между двумя бойцами на открытой арене. В конце концов, гладиаторы были чрезвычайно дороги, поэтому выставление многих из них одновременно требовало больших денег. Масштабные матчи приберегались для особо торжественных случаев или только для самых богатых зрителей.
Как жили, сражались и умирали римские гладиаторы.: 7 комментариев
Мы знаем, что во времена проведения первых боев гладиаторы в основном набирались из числа личных рабов умершего, в честь которого совершался погребальный обряд. Тех рабов, которых раньше просто приносили в жертву, теперь заставляли сражаться между собой. Часто умирающий оставлял завещание, в котором было указано, каких рабов надо использовать в качестве гладиаторов и сколько денег должны потратить его наследники на развлечение народа, пришедшего отдать дань уважения покойному. Один патриций указал в своем завещании, что гладиаторами, которые должны будут сражаться на его мунусе, должны быть несовершеннолетние мальчики-рабы, которых он купил для своих сексуальных утех. Однако юность предполагаемых жертв и вопиющая несправедливость завещания заставили магистратов изменить его. Вместо юных мальчиков были выбраны юноши постарше.
Публий Корнелий стал одним из важных персонажей «Истории Рима от основания города», созданной Титом Ливием во времена Августа. Ливий в значительной степени опирался на Полибия, но в его сочинении есть и новые по сравнению с «Всеобщей историей» эпизоды из биографии Публия Корнелия. В частности, Сципион здесь стал одним из спасителей остатков римской армии после каннской катастрофы, «судьбой назначенный быть вождём в этой войне» Для Сенеки Сципион был образцом старинной воздержанности и республиканских добродетелей: в изображении Сенеки Публий Корнелий проявил «необычайную скромность и верность долгу», уйдя в добровольное изгнание, чтобы не угрожать свободе сограждан. «Ведь дело дошло до того, что либо Сципион ущемил бы свободу, либо свобода — волю Сципиона». Посетив усадьбу, в которой Публий Корнелий провёл последний год своей жизни, Сенека восхищался скромностью жилья и умеренностью его владельца, который мылся в тесной баньке не чаще, чем раз в восемь дней
Ланиста: Хозяева гладиаторов Древнего Рима
Древний Рим превратил гладиаторские игры в настоящую индустрию. Одним из ключевых элементов, позволявших системе работать, стали ланисты. Эти люди, совмещавшие функции антрепренёра, тренера, а часто и владельца рабов-гладиаторов, были одинаково нужны и элите, и плебсу. При этом их профессия считалась презираемой, так же как ремесло проституток или лицедеев.
В 264 году до нашей эры Рим впервые увидел поединки гладиаторов. Сыновья Брута Перы, в подражание обычаю этрусков, организовали бои в память о почившем отце. В летописных источниках отмечено и место проведения ритуала — Коровий рынок, — и число участников — три пары.
Кровавое зрелище
Сложно сказать, насколько эффективно кровавые поминки успокаивали души усопших, но «погребальные игры» приобрели такую популярность, что спустя некоторое время обрядовая часть (мунус), символизирующая отдание почестей умершим родственникам знати, стала растягиваться на несколько дней и включать в себя десятки боёв.
Чем богаче были родственники покойного, тем с большим размахом проводились игры.
Патрициям и всадникам требовалось всё больше пушечного мяса. В республиканский и ранний имперский период поток военнопленных никогда не иссякал, и это были обученные воины, которых можно было сразу выпускать на арену, не затрачивая средств и времени на их подготовку.
К середине I века до нашей эры ситуация изменилась: спрос на гладиаторов был чрезвычайно высок, предложение же — весьма скудно. Как следствие возникла индустрия набора, подготовки и содержания «солдат развлекательного жанра». Тогда-то и появились ланисты (термин однокоренной с lanius, что значит «мясник»). Чаще всего ланистами становились бывшие невольники-гладиаторы, сами когда-то выступавшие на арене.
Представления современного человека о профессии гладиатора сильно засорены рядом расхожих заблуждений. Одно из них построено на том, что раз гладиатору не принадлежала сама жизнь и свобода, то денег у него не было и в помине. На самом деле это не так. Конечно, зелёные новобранцы никаких бонусов не имели, однако с опытом приходила и слава. Успешные ветераны становились не только модными, но и вполне обеспеченными. Заказчик, нанимавший труппу какого-нибудь ланисты, называемую «фамилией» (familia gladiatoria), мог объявить премию для отличившихся бойцов. Богатые зрители в свою очередь поощряли героев выступления, бросая им золотые монеты и драгоценности. И премии и подарки гладиатор имел полное право оставлять себе. А награды бывали весьма щедрыми.
Часть бойцов спускала призовые на развлечения, но кто-то откладывал или даже отдавал деньги в «рост». Если удачливый воин вдруг получал главный приз — деревянный меч-рудис, означавший свободу, то он вполне мог выбрать путь ланисты. Средства на покупку рабов-гладиаторов у такого вольноотпущенника имелись, и опыта было хоть отбавляй. Он знал дело буквально изнутри.
Семья и школа
Конец империи
Журнал: Загадки истории №24, июнь 2020 года
Рубрика: Забытое ремесло
Автор: Виктор Штерн
ЛАНИСТА
Смотреть что такое «ЛАНИСТА» в других словарях:
Список эпизодов телесериала «Спартак: Кровь и песок» — Основная статья: Спартак: Кровь и песок Спартак: кровь и песок (англ. Spartacus: Blood and Sand) американский исторический телесериал, показ которого начался на кабельном канале Starz с 22 января 2010 года. Основную фабулу сериала… … Википедия
ГЛАДИАТОРЫ — в Древнем Риме вооруженные бойцы, поединки которых, как правило до смертельного исхода, являлись средством увеселения публики. В римских источниках говорится, что нередко происходившее на арене кровопролитие бывало столь велико, что поединки… … Энциклопедия Кольера
РУССКИЙ УКАЗАТЕЛЬ СТАТЕЙ — Абант Άβας Danaus Абанты Άβαντες Абарис Άβαρις Абдера Abdera Абдулонома Абдул Abdulonymus Абелла Abella Абеллинум Abellinum Абеона Abeona Абидос или Абид… … Реальный словарь классических древностей
ГЛАДИАТОРЫ — • Gladiatōres. Гладиаторские игры первоначально у этрусков были погребальными играми, заменившими собой человеческие жертвы в память умершего (Tertull. despect. 5, 6); но у римлян это значение вскоре исчезло перед удовольствием,… … Реальный словарь классических древностей
Рабство — У этого термина существуют и другие значения, см. Рабство (значения). Запрос «Раб» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Рáбство исторически это система устройства общества, где человек (раб) является собственностью другого… … Википедия
Спартак: Кровь и песок — Spartacus: Blood and Sand … Википедия
Гладиаторы — (от лат. gladius меч) военнопленные, рабы или осужденные преступники, прошедшие подготовку для борьбы на арене в специальных школах. Бои г. заимствованы у этрусков, заставлявших сражаться плененных врагов на могилах павших воинов; впервые в… … Античный мир. Словарь-справочник.
Гладиаторы
Набирать, тренировать и содержать гладиаторов для римлян считалось занятием малопристойным. Мало кто из граждан решался заниматься подобным, если только не хотел обзавестись под благовидным предлогом бандой уличных головорезов, поэтому сведения об этом в письменных источниках крайне скудные.
Точно известно, что во времена проведения первых боев гладиаторы в основном набирались из числа личных рабов умершего, в честь которого совершался погребальный обряд. Тех рабов, которых раньше просто приносили в жертву, теперь заставляли сражаться между собой. Часто умирающий оставлял завещание, в котором было указано, каких рабов надо использовать в качестве гладиаторов и сколько денег должны потратить его наследники на развлечение народа, пришедшего отдать дань уважения покойному. Один патриций указал в своем завещании, что гладиаторами, которые должны будут сражаться на его поминках, должны быть несовершеннолетние мальчики-рабы, которых он купил для своих сексуальных утех. Однако, оставшиеся в живых патриции любили мальчиков не меньше покойного. Магистрат постановил выбрать юношей постарше.
Во время длительных захватнических войн, которые Рим вел как в республиканский, так и в ранний имперский период, поток военнопленных никогда не иссякал. Это были профессиональные солдаты, которых можно было сразу выпускать на арену, не затрачивая средств и времени на их подготовку. К тому же они стоили достаточно дешево, поэтому в случае смертельного исхода организатор боев не боялся финансовых потерь.
Тех, кто оставался в живых, продавали гражданам, желающим иметь собственного гладиатора, или отправляли работать на фермы, в мастерские.
Тренировки, продолжавшиеся с утра и до вечера, были очень интенсивными. Под руководством учителя, бывшего гладиатора, новички обучались фехтованию. Каждому из них давали деревянный меч и щит, сплетенный из ивы.
В течение всего времени обучения в школе за здоровьем всех учеников внимательно следил штатный врач. Для того чтобы понять, насколько «трепетно» относились к здоровью будущих гладиаторов, достаточно сказать, что величайший древнеримский врач Гален долгое время работал не где-нибудь, а в императорской школе гладиаторов.
Справедливости ради, надо отметить, что такая забота об учениках была вызвана вовсе не гуманизмом, а соображениями банальной экономии: владельцу школы было бы крайне накладно потерять от болезни и плохого питания бойца, в обучение которого вложено так много времени и денег.
К середине I века до н. э. ситуация в корне изменилась. Спрос на гладиаторов и представления был, как никогда, высоким, в то время как предложение — весьма скудным: некогда мощный поток военнопленных иссяк. Чтобы решить проблему, появилась целая индустрия, задача которой заключалась в том, чтобы набирать, тренировать и содержать гладиаторов. И главной фигурой в этой гладиаторской индустрии был ланиста.
Summa rudis – это рефери, судивший гладиаторские бои, при этом правила гладиаторских поединков в Древнем Риме и Римской империи были весьма сложными и хорошо продуманными, а они сами отнюдь не всегда продолжались до смерти одного из противников.
Например, в случае, если поверженный гладиатор просил пощады, и на нее соглашался munerarius (богач, оплативший бой), побежденный боец мог выйти из боя живым. Мнение, что зрители решали судьбу гладиатора, является ошибочным.
Часто успех на арене приводил к тому, что гладиатор менял род своей деятельности. Многие богатые люди нанимали гладиаторов, чтобы те охраняли либо их самих, либо дома и ценности. Заниматься подобным было менее опасно, чем выступать на арене, и порой дело заканчивалось тем, что гладиатор становился домашней прислугой.
Успешные гладиаторы часто становились объектами обожания женщин. Толпы молодых девушек собирались возле школ, надеясь хоть одним глазком увидеть своего могучего героя, да и женщины постарше не могли устоять перед чувственной притягательностью мускулов, крови. Ланиста не упускал возможности заработать на подобном проявлении чувств. За разумную плату женщина могла провести ночь с гладиатором своей мечты. Некоторые даже покупали гладиаторов в качестве домашних рабов, чтобы иметь возможность регулярно проводить с ними ночи, полные страсти.
Гладиатор был вправе распоряжаться призовыми деньгами по своему усмотрению. Несмотря на статус раба, гладиатор мог иметь личные деньги и даже собственность.
Одни тратили деньги на выпивку, проституток или другие земные блага. Другие отдавали деньги женам на хозяйственные нужды. Для преступников и вольнонаемников, отбывающих гладиаторскую повинность в течение определенного периода времени, денежные выплаты накапливались и выплачивались по истечении срока службы.
Некоторые рабы-гладиаторы рассчитывали когда-нибудь купить себе свободу и навсегда покинуть арену. Однако такие гладиаторы оказывались перед чудовищной дилеммой. Если они угождали толпе, завоевывали победы и добивались зрительской любви, то получали все больше и больше денег. Но в то же время возрастала их собственная ценность. К тому моменту, когда они накапливали сумму, необходимую для того, чтобы выкупить собственную свободу, их цена становилась слишком высокой и они не могли себе этого позволить.
Для тех, кому удавалось выкупить свою свободу или завоевать рудис, уход с арены редко знаменовал конец гладиаторской карьеры. Большинство из них умело делать только одно: драться.
Они шли работать тренерами в гладиаторские школы, зачастую в те самые, от которых их только что освободили, или устраивались учителями в богатые дома, где давали молодым аристократам уроки самообороны. Некоторые открывали собственные школы и обучали молодых людей гладиаторскому ремеслу.
Были даже и такие, кто, заработав свободу, возвращался на арену. Вновь рисковать своей жизнью эти люди соглашались из холодного расчета. Организаторы были согласны платить огромные деньги, порой даже предлагали целые загородные поместья вместе с рабами, лишь бы известные гладиаторы вернулись на арену.
первая картинка позабавила
первое фото не в тему
Спасибо за интересный пост)
Пересматриваю Спартака (сериал), может кто нибудь в курсе, будет ли что то подобное или уже есть? Были слухи про спин-офф «Цезарь». по ходу забили на него.
Мурмиллон, секутор и самнит различаются только видом шлема? Хотя у самнита, похоже, бронь на руке имеется
А почему на первой фото сир Меррин Трант из Игры престолов, м.
Гладиаторы: бойцовский клуб Древнего Рима
Арль, Франция. Реконструкторы, изображающие гладиаторов, сражаются в пыли веков на римской арене, построенной 1900 лет назад. Такие бои помогают исследователям лучше понять этот древний кровавый спорт, веками привлекавший внимание римлян.
В туннеле под римским амфитеатром в Арле темно и прохладно – большое облегчение после обжигающего средиземноморского солнца, раскалившего и посыпанную соломой арену, и каменные трибуны.
Но в шлеме, который я только что надел, душно. Эта копия шлема, который защищал голову римского гладиатора, вся во вмятинах и царапинах, весит около шести килограммов.
Хотя глаза мои прикрыты решетчатым забралом, я могу рассмотреть двух разминающихся мужчин в набедренных повязках. Один из них позвякивает металлическими наручами; в руке, облаченной в кожаную перчатку, зажат короткий кривой меч. Его партнер поднимает свой меч и спрашивает, не хочу ли я, чтобы он ударил меня им по голове, – показать, насколько крепок шлем.
Я пожимаю плечами. На что только не пойдешь ради хорошей статьи! Тут в разговор вмешивается тренер, загорелый жилистый француз Брис Лопез: «У него нет нужной мускулатуры. Ты ему шею сломаешь».
Считается, что из десяти гладиаторов, выходивших на арену, девять выживали, чтобы впоследствии принять участие в других боях.
Амфитеатр в тунисском Эль-Джеме, построенный в 238 году н. э. по образцу римского Колизея, в свое время был третьим по величине строением Римской империи. Для 35 тысяч зрителей, заполнявших трибуны, гладиаторские бои были главной приманкой.
За последние 20 лет археологи совершили ряд находок, которые подтверждают некоторые из догадок Лопеза относительно гладиаторских боев и ставят под сомнение принятую в массовой культуре точку зрения на эти древние представления. Среди гладиаторов, действительно, были преступники или военнопленные, приговоренные к участию в боях, но для большинства это была просто работа. Это были боксеры, участники боев без правил или регбисты своего времени. У кого-то были семьи, и домочадцы по вечерам ждали бойцов домой.
Работа гладиатора могла приносить неплохой доход, и порой эту карьеру выбирали осознанно, как свидетельствуют письменные источники. Благодаря доблести, проявленной на арене, гладиатор мог стать любимцем публики, а узник – обрести свободу. Но, пожалуй, самое удивительное открытие: абсолютное большинство боев не оканчивалось смертью. Из десяти гладиаторов, выходивших на арену, по некоторым оценкам, выживали девять.
Глава II
Помпеи, Италия
Гладиаторские бои пользовались у римлян огромной популярностью на протяжении шести веков. Сражения были излюбленной темой художников, гладиаторов изображали на мозаиках, фресках, мраморных рельефах и бронзовых орнаментах, стеклянной и глиняной посуде, которые находят на всей территории римского мира.
Сегодня, благодаря бесчисленным и часто неточным изображениям в кино и литературе, гладиаторские бои стали одним из самых известных – и неверно трактуемых – элементов римской культуры. А произошло это потому, что римские авторы отводили на удивление мало места описанию подробностей гладиаторских игр – очевидно просто потому, что были слишком хорошо с ними знакомы. (Как часто вы рассказываете в письмах друзьям, из скольких игроков состоит футбольная команда?)
Как нередко бывает в деле изучения Древнего Рима, некоторые из отлично сохранившихся свидетельств о жизни гладиаторов и гладиаторских боях были найдены в Помпеях, к югу от современного Неаполя. В 79 году н. э. этот процветающий город, как известно, был внезапно погребен под вулканическим пеплом.
Сегодня, прогуливаясь по превосходно сохранившимся улицам Помпей, напоминания о гладиаторских играх видишь повсюду. В восточной части города расположен вмещающий 22 тысячи зрителей амфитеатр, с верхних рядов которого видна грозная громада Везувия. Поблекшие объявления на стенах в центре города зазывают на предстоящие бои. В мозаиках и фресках запечатлены самые интересные моменты прошедших игр.
В 1766 году во время первых раскопок в Помпеях обнаружили целую груду гладиаторского обмундирования. Находка была сделана на окраине города, где бойцам отвели место для жилья и тренировок, после того как землетрясение повредило здание местной школы.
«Это были крутые рок-звезды», – улыбается Кэтрин Уэлч, историк искусства из Нью-Йоркского университета. Взять, например, фракийца Целада, новичка, едва прибывшего в Помпеи и сразу же одержавшего три победы. В одной из надписей на колоннах его называют «отрадой и мечтой девушек», а про его соотечественника Кресцента, сражавшегося с помощью трезубца, сказано, что он «сетью своей улавливает девушек по ночам».
Даже после трех столетий раскопок в Помпеях то и дело находят что-то новое. В 2019 году археологи, работающие на северной стороне города, обнаружили на стене небольшой таверны фреску, изображающую двух гладиаторов. Кровавые раны на телах обоих дают понять, что бой был нелегким. Но проигравшего видно сразу: у него льется кровь из глубокой раны на обнаженной груди, он корчится от боли, уронил свой щит и поднял указательный палец. Этот жест – античный эквивалент удара ладонью по полу в современных единоборствах, способ сказать: «Сдаюсь!».
Специалисты спорят о том, в самом ли деле у римлян было принято требовать смерти проигравшего, опуская большие пальцы вниз, как показано на картине, написанной в 1872 году, или это вымысел. Фреска из Помпей свидетельствует: раненые гладиаторы показывали, что сдаются, подняв вверх указательный палец. После этого организаторы игр решали, сохранять ли им жизнь.
Фото: Помпейский археологический парк
Что еще важнее, надписи, извещающие о «боях без пощады», то есть обязательно заканчивающихся чьей-то смертью, и о «боях с острым оружием», дают понять, что такие опасные для жизни поединки были достаточно редким явлением – редким настолько, чтобы удостоиться особого упоминания.
И, как во всяком популярном виде спорта, болельщикам была доступна обширная статистика, которую можно было изучать. По всему римскому миру счет побед, поражений и ничьих гладиаторов выцарапывали на стенах и выбивали на надгробных камнях. Результатов многих схваток мы никогда не узнаем. Но несложно представить, например, как тряслись поджилки у Валерия – гладиатора, одержавшего, если верить надписи на стене в Помпеях, победу в 25 поединках, когда он выходил на арену против Вириата, за плечами которого было 150 успешных боев.
Гладиаторские игры были не просто развлечением. Из письменных источников нам известно, что, храбро сражаясь (и порой умирая), гладиаторы укрепляли римлян в их представлениях о доблести. (Кроме, конечно, ретиария – гладиатора с сетью, который из-за своих коварных приемов – в частности, он мог бросать издалека трезубец – был общепризнанным антигероем арены.) «Вот гладиаторы, они — преступники или варвары, но как переносят они удары! – писал Цицерон около 50 года до н. э. – Когда приговоренные преступники сражаются на мечах, это лучший урок мужества против боли и смерти».
Захар Никматулин увлекся гладиаторами после того, как посмотрел фильм «Спартак», снятый в 1960 году. Чтобы набить этот сюжет у него на спине, тату-мастеру Александру Косачу потребовалось 25 часов.
«Это ключевой момент для понимания того, как римляне могли спокойно сидеть и смотреть на происходящее», – объясняет Кэтлин Коулман, специалист по античной литературе и истории из Гарвардского университета.
Когда гладиаторские бои только набирали популярность – вероятно, как часть погребальных ритуалов еще в начале III века до н. э., – в них, возможно, участвовали преимущественно военнопленные или осужденные преступники. Однако к I веку н. э. игры превратились в один из центральных элементов общественной жизни огромной империи, к их организации подходили весьма тщательно, и уровень ожиданий публики вырос. Возник спрос на хорошо обученных бойцов-добровольцев, и, чтобы удовлетворить его, появились десятки гладиаторских школ.
К 150 году н. э. рост стоимости гладиаторских боев вышел из-под контроля: честолюбивые политики устраивали все более зрелищные игры, стремясь перещеголять соперников. Чтобы положить этому конец, император Марк Аврелий установил лимиты расходов на организацию таких представлений. Его указ сохранился на бронзовой табличке, которая, видимо, висела на стене рядом с амфитеатром в испанской Севилье
Бой друзей Веруса и Прискуса: как прошел единственный в истории подробно описанный гладиаторский бой
Верус был германским варваром и попал в римский плен еще ребенком. Позже его сделали рабом и отправили на каменоломни, где он и вырос, постоянно выполняя тяжелую физическую работу. Повзрослев, Верус решил поменять кирку на меч-гладиус. Во время отбора в школе гладиаторов юноша встретился еще с одним кандидатом на обучение — сыном раба Прискусом.
Для выбора лучшего юношам приказали устроить показательный бой. На песке арены оба бойца показали себя храбрыми сильными воинами, и тренеры решили взять обоих. Уже во время обучения Верус и Прискус стали лучшими друзьями, а когда они бились в паре, противостоять им никто не мог. На арене гладиаторы быстро завоевали популярность у капризной римской публики и стали настоящими «звездами» своего времени.
В 80-м году нашей эры император Веспасиан достроил огромный амфитеатр, сегодня известный как Колизей. В честь этого события он приказал провести игры, которых в Риме еще не было. Древнеримский историк и писатель Гай Светоний писал:
«При освящении амфитеатра и спешно выстроенных поблизости бань Веспасиан показал гладиаторский бой, на диво богатый и пышный; устроил он и морское сражение на прежнем месте, а затем и там вывел гладиаторов и выпустил в один день пять тысяч разных диких животных».
Навмахия — имитация морского сражения в стенах Колизея.
В конце эпохального праздника римлян ждал особый сюрприз. Их любимцы — друзья Верус и Прискус впервые должны были сразиться не в паре, а друг с другом. Победитель боя получал свободу, а проигравший — погребальный саван.
Бой гладиаторов это не просто показательное сражение рабов-воинов. В имперские времена это было театрализованное представление, чаще всего обыгрывающее античный миф или битву прошлых веков. Массовкой, которую во время игр убивали, были простые рабы и преступники, приговоренные к смерти. Гладиаторов берегли, а выступали они более чем в двух десятках образов, отличающихся вооружением и защитным снаряжением.
Разные типы гладиаторов
Гладиатор мурмиллон. Современная реконструкция
Гладиатор гопломах. Современная реконструкция
Равны в сражении — равны и в награде
Валерий Марциал писал, что бойцы оказались одинаково сильными и долго никто из них не мог взять верх. Когда гладиаторы, окровавленные и обессиленные, стояли, друг напротив друга, толпа стала кричать, чтобы император пощадил обоих воинов. Но Веспасиан решил по-другому. Он приказал гладиатором биться без щитов, пока кто-то из них не погибнет. Бой продолжился, но все равно никто не проигрывал. Тогда император остановил поединок и решил, что равные в сражении должны быть и равны в награде.
Друзья гладиаторы получили по лавровому венку и деревянному мечу, что было символом свободы. Получив волю, Прискус стал тренером в гладиаторской школе Флавия Квинта Валерия, а его друг Верус вернулся в Германию. Большинство современных историков считают, что император Веспасиан запланировал исход боя. Таким образом, он пытался завоевать любовь жителей Рима, которые только пережили огромный пожар, уничтоживший половину города.
Императорская рулетка. Римские императоры умирали чаще гладиаторов
Очень многие императоры Древнего Рима умирали насильственной смертью – либо во время военных сражений, либо от рук заговорщиков. Джозеф Салех (Joseph Saleh) из Технологического института Джорджии пишет в своей статье в Palgrave Communications, что среди императоров, правивших с 14 по 395 гг., 62% были убиты тем или иным способом; и что у гладиаторов на арене было больше шансов остаться в живых чаще, чем у императоров. Для примера можно вспомнить 193 год, называемый Годом пяти императоров и который начался сразу после убийства императора Коммода (который, кстати, более чем успешно выступал как гладиатор). В целом статистика говорит о том, что быть римским императором было всё равно, что играть в русскую рулетку, правда, не с одной, а с четырьмя пулями в барабане.
Но любопытно в этой работе другое. Джозеф Салех работает в Исследовательском центре космических технологий. Судьбу императоров он анализировал с помощью статистического метода, с помощью которого описывают срок службы технического оборудования. Многие механизмы, устройства и пр. подчиняются одинаковому закону: они ломаются или в самом начале эксплуатации, или спустя уже очень долгое время после того, как ими начали пользоваться; между этими точками вероятность поломки довольно низка (причины тут, думается, достаточно очевидны, чтобы их пояснять). Примерно такую же закономерность можно увидеть и среди императоров: если императора не убили в первый год правления, и если он оставался в живых ещё семь лет, то потом для него наступал вполне безопасный период, когда вероятность насильственной смерти была очень мала. Правда, период этот длился всего четыре года, и через 12 лет правления вероятность насильственной смерти начинала расти. Те, кто умирал в самом начале императорской карьеры, демонстрировали полную неприспособленность к своему новому положению, то есть они просто не умели управлять, не умели лавировать между своими и чужими интересами, они быстро вызывали недовольство у всех и сразу. Те, которых убивали спустя долгое время, либо становились жертвой старых политических врагов, которые зализали раны и перегруппировались, либо обнаруживали перед собой новых недругов, которых не было 10–12 лет назад, либо просто были не в состоянии ответить на изменения в «окружающей среде», то есть опять же оказывались неприспособленными управлять, но только уже в изменившихся социально-экономических реалиях.