курс обществознания подходит для проектной деятельности так как

Проектная деятельность на уроках обществознания.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Проектная деятельность на уроках обществознания.

Во м ногом мы страдаем неумеренностью

И учимся для школы, а не для жизни.

Переход к постиндустриальному обществу усилил процессы глобализации, взаимозависимость стран и культур, усилил процесс кооперации и разделения труда. Нормой становится жизнь в постоянно меняющемся мире, что требует от человека умения решать новые нестандартные проблемы.

В наше время содержание образования представляет собой педагогически адаптированный социальный опыт человечества. Оно состоит из четырёх основных структурных элементов:

1.опыта познавательной деятельности, фиксированного в форме ее результатов – знаний;

2. опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу;

3. опыта творческой деятельности – в форме умений принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;

4. опыта осуществления эмоционально – ценностных отношений – в форме личностных ориентаций.

Освоение этих типов опыта позволяют сформировать у учащихся способности решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Ими необходимо овладеть для достижения важных целей и решения различных сложных задач в различных ситуациях. Целью учителя является создание условий для проявления учеником в образовательном процессе самостоятельности, творчества, ответственности и формирование у него мотивации непрерывного образования.

Наиболее перспективным методом развития ключевых компетенций учащихся на уроках обществознания является проектная деятельность.

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у школьников учебно-познавательной активности, направленной на освоение нового опыта. Работая над проектом, школьники учатся проводить исследования, систематически и четко излагать свои мысли, ориентироваться в большом числе текстовой, графической и цифровой информации, анализировать результаты и представлять новые идеи.

Проектные технологии можно применять на учебных занятиях по любому предмету для углубленного изучения отдельных тем.

В учебно-методической литературе существует несколько различных вариантов последовательности шагов в разработке и реализации социального проекта. Мы выбрали для себя 13 шагов.

1-й шаг. Обучение членов команды

2-й шаг. Определение актуальной темы

3-й шаг. Формулировка актуальности социальной проблемы для ближайшего микросоциума

4-й шаг. Изучение имеющихся ресурсов( законодательства, прессы, анкетирование)

5-й шаг. Определение цели и задачи проекта и составление плана работы. Определяется перечень основных мероприятий по осуществлению цели и задачи проекта.

6-й шаг. Определение круга обязанностей и распределение их внутри команды.

7-й шаг. Составление бюджета и списка затрат.

8-й шаг. Формирование общественного мнения(через средства массовой информации)

9-й шаг. Поиск деловых партнеров и проведение переговоров

10-й шаг. Проведение плановых мероприятий

11-й шаг. Подготовка к защите проекта (оформление стендов, плакатов и т.д.)

12-й шаг. Презентация проекта

13-й шаг. Рефлексия ( анализ проекта, что получилось, что нет)

Виды проектов бывают разные: индивидуальные, групповые, мини- проекты, социальные и так далее.

Мы начинаем работу с проектами с шестого класса. Знакомимся со структурой проекта, как правильно подбирать материал. как оформлять и т.д.

Но в шестом классе, естественно. дети ещё не способны создавать какие-либо фундаментальные проекты и поэтому мы работаем. в основном. с мини-проектами. Например. выбираем такие темы, как «Почему моя улица носит такое имя?», «Герб моей семьи», «Школа будущего», «Улучшим экологию родного края », «Интернет в жизни школьника».

У детей постарше, 7-8 классов, вызывают интерес проекты, связанные с межличностными отношениями, социальной сферой. Поэтому в этих классах мы выбираем такие темы, как «Давайте жить дружно», «Социальная защита и преодоление бедности» и другие.

В восьмом классе свои проекты учащиеся представляют на повторительно-обобщающем уроке по социальной сфере. По теме : «Экономическая сфера» такие проекты, как «Предпринимательство», «Мой бизнес».

Практика показала, что наиболее перспективным методом развития ключевых компетенций учащихся на уроках обществознания является проектная деятельность. Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель. согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

Проектная деятельность, применяемая на уроках обществознания, учит школьников самостоятельно мыслить, находить правильные решения, формирует умения устанавливать причинно-следственные связи. Кроме того, метод проектов- это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию – умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Проектная деятельность способствует формированию учащегося нового типа, владеющего способами целенаправленной интеллектуальной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Это один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.

Работая над проектом, учащиеся проверяют себя на организованность, самодисциплину, на уровень творчества и неординарность мышления. За счёт активного использования в учебном процессе интерактивных и проектных технологий возможно достижение образовательных результатов, необходимых для жизни в информационном обществе.

Источник

Проектная деятельность на уроках обществознания

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Проектная деятельность на уроках обществознания.

Б азунова Олеся Владимировна

учитель истории и обществознания

МКОУ «СОШ № 9 г. Аши (с профессиональным обучением

“ Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Дай мне самому сделать это – и я пойму”.

Древняя китайская мудрость

Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причем знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило, они прочнее и глубже, чем сведения, которые получены путем выучивания.

Вот уже несколько лет я использую на уроках обществознания проектный метод. Свое предназначение как учителя вижу в том, чтобы учить детей всему тому, что способствует развитию свободного и системного мышления, формирует у них умения и навыки исследования, и в том, чтобы при этом учиться самой, ведь, как говорил Д.И.Писарев, «всякое настоящее образование есть самообразование». Проектная методика позволяет реализовать эти цели.

Сейчас на уроках обществознания стараюсь создавать проблемные ситуации, которые подтолкнули бы учащихся к изучению объекта, то есть изучение через открытие, когда учащиеся в значительной степени работают сами, и управляемое открытие, когда процессом управляет учитель.

Вместо объяснения как решить проблему, поощряю учащихся делать наблюдения и выдвигать гипотезы, проверять решения, для чего им приходится использовать интуитивное и аналитическое мышление. Задаю наводящие вопросы, поощряю догадки учащихся, основанные на неполных данных, а затем мы вместе подтверждаем или опровергаем эти догадки при анализе проблемы.

Секрет успеха проектной методики на уроках обществознания состоит в том, чтобы связать проект с реальной жизнью. Когда учащиеся осознают, что они имеют дело с «настоящими проблемами», уровень их мотивации к проектированию резко повышается.

Результативность подобной работы проявляется в том, что дети познают азы приемов исследования, учатся аргументировать свою точку зрения, свои выводы, у школьников воспитываются такие качества, как самостоятельность, инициативность, креативность, ответственность. Проектные работы школьников защищаются на школьных конкурсах, районных и областных конференциях, учащиеся достойно выступают со своими проектами, занимая призовые места. Выводы и предложения, сделанные ребятами в своих работах, становятся материалами для обсуждения, сначала на уроках, а потом и на школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее», и на педагогических советах, и на классных и на общешкольных родительских собраниях.

В настоящее время я нахожусь на этапе осмысления и творческого освоения метода учебного проекта. Но первые выводы очевидны: метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования. Активное включение учащихся в создание проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, что развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека и общества в целом.

— теоретически и экспериментально обосновать необходимость внедрения проектного метода в школьное обучение;

— определить педагогические условия использования проектной деятельности в образовательной среде школьников;

— выявить степень обученности проектной деятельности, уровень сформированности учебно-познавательного интереса;

— апробировать методику работы над проектом в условиях среднего и старшего звена.

Система формирования основ проектной деятельности будет эффективной, если:

— она включает изучение и анализ степени обученности проектной деятельности;

— направлена на формирование мотивации к занятиям проектной деятельностью;

— характеризуется наличием системности в образовательном процессе.

Типология и классификация проектов.

Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.

Существуют различные классификации проектов.

Так, Е.С. Полат 1 предлагает шесть основных критериев, по которым различают типы проектов:

1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:

Источник

Курс обществознания подходит для проектной деятельности так как

Автор: Ильина Дарья Александровна

Организация: МБОУ «СОШ №15» г. Калуги

Населенный пункт: Калужская область, г. Калуга

II. Этапы реализации проекта и их содержание………………………………. 6

III.Практическая реализация проекта……………………………………………8

III.1. Теоретические основы проекта…………………………………………….8

III.2. Метод проектов на уроках обществознания с целью развития у обучащихся навыков XXI века………………………………………………….11

III.3. Мониторинг результативности формирования гибких навыков у обучающихся на уроках обществознания…………………………………. 17

Учение – это лишь открытие того, что ты уже давно знаешь. Обучение –

это напоминание другим, что они знают все так же хорошо, как и ты. Так

лучше всего учить тому, чему тебе больше всего нужно научиться самому.

Ричард Бах

Новые технологии, глобализация, демографические проблемы изменили общество знаний о некоторых фактах недостаточно, чтобы достичь жизненного успеха в современном мире. Каждые десять лет объем информации в мире удваивается, поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня наиболее востребованными. Следовательно, актуальным вызовом современному образованию является формирование особых навыков навыков XXI века, которые называют «мягкими» навыками, или «гибкими» навыками (компетенциями), или softskills. Эта терминология возникла по аналогии с английскими терминами «hardware» компьютерное железо и «software» программное обеспечение. Компьютер это некий материальный объект, который можно ощутить, но главное в компьютере программное обеспечение, без которого невозможно функционирование устройства (Приложение 1). Президент РФ В.В.Путин, выступая на XIX Всемирном фестивале молодежи и студентов в 2017 году, отметил: «Очевидно, что конкурентные преимущества получат те люди, которые не просто обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем, что сегодня называют softskills, обладают и креативным, и плановым, и другими видами мышления». По его мнению, на первый план выходит умение коммуницировать с другими людьми, управлять своими эмоциями, работать в команде.

Система образования уже сейчас должна успешно справляться с формированием гибких компетенций, но эту задачу невозможно решить в отрыве от базового образования. Задания на оценку softskills (критического мышления, поиска решения в условиях заданной жизненной ситуации) присутствуют в ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Новые веяния времени требуют и от педагогов постоянной активной позиции и выхода за рамки традиционных форм, методов обучения и воспитания. Учитель должен уметь развивать «мягкие» навыки у учащихся. О необходимости, в частности, навыков работы в команде говорит следующий факт. В 2015 году проводилось исследование PISA, в рамках которого исследовались социальные и эмоциональные навыки 10-летних и 15-летних школьников. Исследование выявило прямую зависимость между развитием социально-эмоциональных навыков (креативность, любознательность, способность к кооперации, эмпатия, настойчивость, ответственность, самоконтроль, толерантность и другие) и психологическим климатом в классе, отношениями между детьми и родителями, уровнем притязаний в учебе и жизни, удовлетворенностью жизнью, а также состоянием здоровья школьников.

В статье «Учебник обществознания как средство формирования soft-skills» кандидат педагогических наук, автор учебников по обществознанию и ведущий эксперт ЕГЭ О.Б. Соболева пишет о недостаточной сформированности мягких навыков для успешности учащихся. Она считает: «… преподаватели зачастую предпочитают оставлять на совести родителей или самих учеников развитие гибких навыков. Однако именно в школе большинство подростков рассчитывают получить необходимую поддержку своим внутренним ресурсам, чтобы увидеть вектор для дальнейшего их применения в самостоятельной взрослой жизни – это было выявлено с помощью методики ОПТАНТА (анкета выявления профессиональной направленности)».

Соответственно, главная цель современных учителей – обеспечить любому ребенку уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении не только в школе, но и в течение всей жизни. Это определяет актуальность развития soft skills у учащихся в процессе получения образования в школе. Исследователи образования и работодатели признали наиболее важными для обучения, эффективной работы и жизненного успеха следующие навыки XXI века, или 4К (компетенции будущего):

По-моему мнению, обозначенный набор гибких навыков эффективно формировать, применяя метод проектов в урочной деятельности. В своей педагогической деятельности активно применяю метод проектов на уроках обществознания.

Таким образом, в основе данного проекта лежит проблема – изучение возможности формирования метапредметных умений и навыков учащихся за счет формирования гибких навыков на проектных уроках обществознания.

Цель педагогического проекта – формирование навыков XXI века через организацию проектной деятельности на уроках обществознания.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы в психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования компетентностей «4К».

2. Внедрить метод проектов в процесс преподавания обществознания с целью развития у обучащихся навыков XXI века.

3. Разработать систему проектных уроков по обществознанию.

4. Апробировать содержание и способы формирования гибких навыков у учащихся на уроках обществознания и проверить их результативность.

5. Транслировать педагогический опыт учителям обществознания и истории.

Гипотеза: систематическое применение проектной технологии на уроках обществознания позволит сформировать у обучающихся компетенции XXI века.

Для реализации педагогического проекта использовались следующие методы исследования:

ï Теоретический (изучение психолого-педагогической литературы и нормативно-программных источников, обобщение педагогического опыта, систематизация и классификация).

ï Экспериментальный (анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент).

ï Статистический (обработка полученных данных).

Участниками педагогического проекта являлись:

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты могут быть использованы в педагогической деятельности учителей по проблеме формирования и развития гибких навыков обучающихся на уроках обществознания.

II. Этапы реализации проекта и их содержание

2016-2017 годы – проектировочно-подготовительный этап, включающий: изучение теоретического материала, отбор, разработку подходов (методов и форм) формирования у обучающихся гибких навыков, диагностическую, проектировочную, апробационную и прогностическую деятельность.

2019-2020 годы – контрольно-оценочный этап, включающий: реализацию подходов (методов и форм) формирования у обучающихся soft skills навыков, анализ, контроль, оценка и обобщение деятельности и распространение опыта педагогической деятельности.

Прогнозируемые результаты по этапам проекта

Название этапа и срок реализации

Прогнозируемый результат

I этап

Проектировочно-подготовительный

1. Повышен уровень компетентности педагога в вопросах формирования soft skills навыков у обучающихся.

2. Получен качественный анализ и конкретизированы основные проблемы по вопросам формирования компетенций XXI века у обучающихся в образовательном процессе.

3. Произведен отбор подходов (методов и форм) формирования у обучающихся гибких навыков.

4. Отобран диагностический материал для изучения эффективности уровня сформированности навыков XXI века у обучающихся.

II этап

Практико-обобщающий

1. Созданы условия для внедрения новых методов и форм формирования и обучающихся гибких навыков на уроках обществознания.

2. Регулярное проведение проектных уроков с целью формирования у обучающихся компетенций XXI века.

3. Проведена диагностика определения уровня сформированности гибких навыков у обучающихся.

4. Проведена коррекционная работа по совершенствованию применения проектных уроков с целью формирования soft skills навыков у обучающихся.

5. Создан и пополняется банк эффективного педагогического опыта.

III этап

Контрольно-оценочный

1. Проведена экспертиза результатов проекта и разработаны предложения по развитию педагогических условий формирования гибких навыков у обучающихся.

2.Обобщены результаты проекта и разработан алгоритм использования апробированной системы формирования компетенций XXI века у обучающихся через ведение проектных уроков в общеобразовательной школе.

3. Разработаны технологические карты (сценарии) проектных уроков с целью формирования soft skills навыков у обучающихся общеобразовательной школы.

4. Накоплен опыт педагогической работы по повышению качества образования за счет формирования навыков XXI века у обучающихся.

III. Практическая реализация проекта

III.1. Теоретические основы проекта

Компетенции XXI века близки к содержанию метапредметных результатов обучения (см. табл.1).

Универсальные учебные действия

Компетенции XXI века

Среди современных образовательных технологий, способствующих формированию 4К, остановимся на проектной деятельности. Считаем, что именно в ходе выполнения проекта у обучающегося развиваются все вышеназванные навыки XXI века.

Проект – это особый вид познавательной деятельности, структуру которого определил отечественный методист И.С. Сергеев с помощью «пяти «П»»:

Взаимодействие учителя и ученика в работе над проектом с учетом возрастных возможностей

Степень участия педагога

Максимальное участие на всех этапах в форме организующей, стимулирующей и обучающей помощи

и руководства, не подменяющее самостоятельной работы ребенка

Участие по запросу учащегося

Минимальное участие всех этапах в форме консультации, советов, обсуждений по запросу учащегося

Организующая и стимулирующая помощь. В отдельных случаях обучающая помощь

Незначительная помощь, оказываемая в отдельных случаях по инициативе учителя

Существует несколько классификаций проектов, в основе которых лежат разные критерии (Приложение 2).

1. Критическое мышление в образовании восходит к работам Сократа, который задавал вопросы, чтобы заставить учеников прояснить и обосновать свои утверждения, отбрасывая идеи, казавшиеся очевидными, и раскрывая лежащие в их основе предрассудки и пробелы в аргументации.

На сегодняшний день Национальный совет по совершенному критическому мышлению определяет его как «интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого осмысления, анализа, синтеза и (или) оценки информации, полученной или порожденной наблюдением, опытом, размышлением или коммуникацией; применение информации в качестве ориентира для убеждения и действия». Т.е. критическое мышление объединяет разные виды умственной деятельности: решение проблем, принятие решений, исследование, эффективная аргументация, системное мышление и критика. Его суть в том, чтобы подвергать сомнению любое утверждение, а не принимать на веру.

2. Креативность – или творческое мышление – способность к дивергентному (разнонаправленному) мышлению, включая умение генерировать идеи, быстродействие, гибкость и своеобразие.

Креативность может существовать на разных уровнях:

▪ подражание (создание идентичной копии)

▪ изменение (создание нового качества объекта за счёт изменения одного или нескольких его свойств при сохранении остальных)

▪ комбинирование (соединение двух или более объектов в один новый)

▪ преобразование (перевод существующего объекта в различные промежуточные формы или в другую форму)

3. Коммуникация – умение слушать собеседника и доносить свою точку зрения, договариваться и налаживать контакты. Коммуникация является жизненно важным навыком.

4. Координация (сотрудничество) – это объединение нескольких человек для деятельности, направленной на достижение общей цели.

Исследования показывают, если процесс обучения основан на сотрудничестве, учащиеся лучше относятся к школе, предметам, учителям и друг к другу. Сотрудничество обладает эффектом синергии с другими навыками: оно является целью коммуникации, развивая критическое мышление и креативность.

Современные методисты установили, что не каждый урок может стать проектным, потому что реализация проекта на уроке связана с рядом трудностей, например, ограниченность во времени и качество подготовки педагога к организации учебного проектирования. Следовательно, целесообразно рассмотреть с помощью проектирования только отдельные темы курса.

Свою работу по организации проектной деятельности в урочной деятельности строю на следующих принципах:

III.2. Метод проектов на уроках обществознания с целью развития у обучащихся навыков XXI века

Как указывалось выше, метод проектов способствует формированию 4К (компетенции XXI века), но, прежде всего, креативности. Это отмечал один из основоположников отечественной педагогики П.П. Блонский. В частности он говорил, что метод проектов – основное орудие становления активного преобразователя, исследователя окружающего мира, своеобразное средство «упражнения в творчестве». Стало быть, технология проектного обучения является инструментом развития креативности (творческого мышления). Рассмотрим процесс формирования творческого мышления на основе этапов проектного урока по обществознанию.

Ключевым этапом проектного урока является проблематизация. Обучающиеся ставят проблемный вопрос урока при непосредственном участии учителя. Проблемный вопрос урока побуждает учащихся строить гипотезу, рассуждать, аргументировать, а значит, мыслить творчески.

На этапах целеполагания и планирования обучающиеся определяют собственную образовательную цель и выстраивают план решения проблемы урока, что способствует развитию гибкости мышления.

Фрагмент урока обществознания «Трудоустройство в современном обществе»

организации деятельности учащихся

— Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада вас видеть и предлагаю сегодня выстроить наши трудовые отношения на трудолюбии, активности, ответственности и доброжелательности. Надеюсь, они позволят вам приобрести трудовой опыт, а мне – получить прибыль.

Приветствуют учителя. Садятся.

ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ. ПЛАНИРОВАНИЕ

— Для определения темы нашего сегодняшнего урока я предлагаю посмотреть видеоролик:

курс обществознания подходит для проектной деятельности так как

— Ваши предположения? Какова тема урока? (на доске)

— Определим проблему урока, исходя из нашей темы /Как тема урока связана с вами? (на доске).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *