курная изба что значит
Что на Руси называли «курной избой» и почему больше таких нет
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
На просторах родного Отечества существовало два типа крестьянских избушек. Первый – это «черная изба» или курная изба, второй – это «белая изба». Большую часть истории русские крестьяне жили именно в черных избах. Строили их вплоть до XX века. Хотя белые избы впервые появились в России в XVIII веке, в ряде удаленных регионов (населенных главным образом национальными меньшинствами, малыми народами) уход от курной избы продолжался вплоть до первой половины XX века. Последние черные избы встречались на деревнях уже во времена Советского Союза.
В чем же отличие между черной-курной и белой избой? На самом деле все предельно просто. В курной избе есть печка, но отсутствует дымоход. А это значит, что весь дым и сажа попадают прямо в хату, после чего выходят на улицу через двери, окна и специальные отверстия под потолком. В белой избе печка оборудована дымоходом и весь дым тут же покидает горнило, не прорываясь в жилое помещение. Постепенный переход на белые избы был связан в России с тем, что крестьяне освоили создание простейших глиняных дымоходов.
В XIX веке курных изб в стране было все еще очень много. Больше всего таких было у чувашей и татар. Большинство белых изб было в деревнях европейской части страны. Хотя бедные крестьянские хозяйства даже там все еще строили избы по-черному. В теплое время года с поздней весны до ранее осени большинство крестьян не жило в курных избах, а уходило в шалаши рядом с домом. Изба при этом использовалась только в качестве места для приготовления хлеба.
Если хочется узнать еще больше интересного о русском крестьянстве, то стоит почитать о том, когда появились лапти, и сколько их пар за неделю снашивал крестьянин.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Курная изба, что это такое?
3 апреля 2020
изба по-черному, курная изба, русская изба
Курными назывались избы, которые топились, так сказать «по-чёрному», это значит, что они не имели трубы, чтобы отводить дым. Если быть точнее, то «курной» она называлась в связи с тем, что из устья печи дым, скажем так: » курился«, то есть он выходил сначала в помещение, после чего уже попадал в специальные деревянные трубы в крыше или в стенах, называвшиеся «дымниками». Иногда «дымники» украшали резным узором и столбиками. В средние века подобным образом отапливались жилища каждого.
Окон у Курных нет, а вот оконца — мелкие отверстия, предназначавшиеся для поступления света и выхода дыма, были, бывало и такое, что некоторые из них затягивались бычьим желудком, а, если было нужно, закрывались деревяшкой, это были так называемые «волоковые оконца». Ночью внутреннее пространство было освещено лучиной, хотя, спать тогда ложились по наступлению темноты.
Волоковое окно в курной избе
Дымник (деревянная труба) в курной избе
Глинобитную печь ставили внутри избы в левом заднем углу на земле, либо на специальной основе в виде небольшого сруба. Между внутренней стеной и печкой насыпали песчаную подушку, которая служила для противопожарной безопасности. Дым, выходивший наружу через двери и во время топки, толстым слоем нависал под потолком, в результате чего верхние части брёвен в избе покрывались копотью. Чтобы сажа оседала, по периметру внутренних стен располагались особые полки (полавочники), тем самым разделяя прокоптившийся верх от чистенького низа.
Пол был земляным, землю поливали водой и утрамбовывали, проходило некоторое время, и она делалась достаточно твёрдой. Из расколотых на две части и обтёсанных брёвен готовили двери.
Открытый огонь просушивал стены сруба, а дым из печи пропитывал их, древесина, так сказать, консервировалась, что делало жизнь подобных изб более долгой. К тому же курная печь лучше других отапливала помещение, нагревая избу до 25 градусов, на что требовалось небольшое количество топлива. Кроме того, чёрная печь помогала в хозяйстве тем, что дым, который шёл из неё, просушивал одежду, обувь, сети. Сети, пропитанные дымом, служили намного дольше, чем сети, которые просушивались на открытом воздухе.
Интересным фактом является и то, что дым, двигающийся по «курной» избе, был дезинфицирующим, он уничтожал разнообразных вредителей, таких как тараканы. А также, помещение служило для всей семьи, в нём готовили спали, играли с детьми и мастерили. В избу зимой запускали кур, здесь же подращивали до весны теленка или козленка.
РУССКАЯ ПЕЧЬ
Первоначально русские печи были глинобитными и не имели трубы. Но уже в Древней Руси в Х в. были русские печи из кирпича, с кирпичной трубой. А возраст печи по-черному, по всей вероятности, насчитывает несколько тысяч лет. Глинобитные, или «битые» печи надежнее кирпичных, они лучше держат тепло, не отсыревают, не прогорают, с течением времени лишь набирают прочность, превращаясь в единый фигурный кирпич, который разломать трудно даже ломом. Глину на печь брали недалеко от деревни, а иногда, если глинистые слои подходили близко к поверхности земли, то и в своем голбчике. Использовали обыкновенную красную глину, пластичную, но не жирную. Старожилы битье печи приурочивали к полнолунию, чтобы впоследствии она не трескалась и не отсыревала. Но не только глина используется при кладке печей. Используется раствор, состоящий из 2 третей чистого песка и 1 трети глины. Если будет больше глины, то печь потрескается, если больше песка, то она рассыплется.
А если такую печь по-черному топить с умом и знанием дела, то дым, выйдя через устье из печи, поднимется вверх к потолку и тонким слоем будет двигаться к открытому под потолком волоковому оконцу, отдавая при этом все тепло воздуху в избе. У умелых хозяек в курных ибах даже сажи на потолке не накапливалось, а стены в избе вообще были нисколько не закопченые. Кроме отмеченных недостатков, связанных с пожароопасностью и запахом дыма в доме, у курных изб были и великие преимущества. Горячий воздух и горячий дым из печи весь свой жар отдавали избе, просушивали и согревали воздух, создавали весьма здоровый микроклимат. Воздух, потолок и стены в такой избе дезинфицировались, что было очень важно для борьбы с заразными болезнями, неприятными насекомыми. А подвесив под потолком рыбу или мясо, можно было их закоптить в режиме холодного копчения.
Современные люди думают, что если топить по-черному, то все стены будут закопчёнными, а жильцы такой избы будут ходить измазанные в саже, как золушка из сказки Андерсена. Этнографы, описывавшие такие избы на Руси, неизменно с удивлением обнаруживали, что стены-то в курных избах светлые, а закопчен только потолок и стены вниз от него по ровной линии на 20-30 см. Просто надо было уметь правильно подбирать дрова и соблюдать режим их горения в печи. Чтобы избежать сажи и копоти, тщательно выбирали вид деревьев, заготавливали и хранили дрова. На растопку использовали сухую сосну, осину или ольху. А когда дрова в печи хорошо разгорятся, добавляли поленья из ели, березы.
Чёрные избы имели значительную высоту. Это давало много места для дыма наверху. »Лишний» объём не пропадал зря: к кровельным балкам подвешивали на просушку вещи, не боявшиеся копоти и нуждавшиеся в периодической дезинфекции, чтобы не заводилась гниль (например, сети), а так же некоторые продукты, которым не вредило »копчение». Для протопленной чёрной избы характерен сухой, тёплый воздух, дышалось там легко, потому что при топке изба волей-неволей проветривалась: приходилось раскрывать дверь. Курные избы очень редко отсыревали, к тому же прокопчённое дерево не гнило. И, наконец, »черная» безтрубная печь требовала меньше дров по сравнению с »белой», давала больше тепла.
В 1718 г. Петр I издал указ, запрещающий строительство в Петербурге домов с курными печами и деревянными трубами, а в 1722 г. этот указ распространился и на Москву. Следовательно, до этого времени россияне отапливали свои дома по-черному даже в столицах. Россия стала подражать Западной Европе, все свое стало осмеиваться, казаться плохим и примитивным. Петр I забыл, что климат в России совсем не такой, как в Голландии или Англии. После этого его указа число простудных заболеваний в Петербурге резко увеличилось. А туберкулез легких для жителей Петербурга стал широкораспространенной болезнью. Но сел и деревень, слава богу, указ Петра I не коснулся, и там в северных деревнях продолжали делать печи по-черному вплоть до ХХ века.
РУССКАЯ ПЕЧКА ПО-БЕЛОМУ
Совсем не от глупости русский мужик продолжал строить деревянные дома, предпочитая их каменным, а делал это он от хорошего знания законов теплофизики. В Западной и Южной Европе зима теплая, там можно и в каменном доме не замерзнуть. А на русском севере в каменном доме зимой полный «кирдык», а если топить до хорошего тепла в каменном доме, то дров не наберешся. Сами посудите: если камень греть с одного конца, то нагреется быстро и другой, так как камень хорошо проводит тепло. А вот лучинку если подожжешь, то за другой конец можно держаться, пока огонь вплотную к пальцам не придет. Не проводит дерево тепло, а камень проводит. Деревянная стена из деревянного бруса толщиной 15 см сохраняет тепло лучше, чем кирпичная толщиной в 1 метр. Ну а о панельных бетонных стенах толщиной 35 см я уж молчу. Они вообще тепло не держат: если в панельном доме перестанут быть горячими батареи (отключат отпление зимой при 30-ти градусном морозе), то через полчаса в квартирах будет отрицательная температура, а через 3-5 часов температура в квартире и на улице выровняется. А мы удивляемся: и почему отопление многоквартирных домов в городах так дорого обходится?
Если бы в Ленинграде в блокаду люди жили в панельных домах, то до середины первой блокадной зимы никто бы не дожил. А в старых ленинградских домах были стены толстые кирпичные, и печи с дореволюционных времен сохранились. Мебелью и книгами, но можно было согреть хотя бы одну комнату. Сегодня много строят, но все новостройки без печей. А на всякий аварийный случай не помешали бы печки. Да что там печки, хотя бы дымоходы устраивали. Ау! МЧС, где вы? Почему не подготовите для Думы проект такого закона, чтобы на аварийный случай печи или хотя бы дымоходы в многоквартирных домах строители делали в обязательном порядке?
А предки наши знали, что на Руси зимой тепло в доме важнее еды и даже одежды. И создали для этого совершенную русскую печку по-белому. Русская печь совершеннее всех печей в мире. Она многофункциональна, экономична, проста в эксплуатации и пожаробезопасна.
В русской печи в большом чугуне кипятили воду для приготовления пойла скотине: заваривали корнеплоды с комбикормом. Когда дрова сгорают полностью, чугунки задвигаются вглубь печи, и там пища остается горячей до обеда и даже до вечера. В обед и в ужин ее разогревать не надо. В печи, закрытой заслонкой, жар держится до самой ночи.
В русской печи внутренняя поверхность кирпичей и воздух во время топки разогревается до 200 градусов Цельсия. Высокая температура в печи может сохраняться часами без дополнительной топки печи. Для приготовления пищи – это идеальные условия.
Абсолютного технологического совершенства русская печь достигла в XIX в. К сожалению, о совершенстве русской печи известно мало, а если и известно, то об этом наши евролюбы умалчивают. Вот и строят новые русские в своих нелепых коттеджах примитивные очаги камины, в которых все тепло, не задерживаясь, вылетает в трубу вместе с опасными горящими искрами.
В XVIII и в начале XIX вв. русское печное искусство распространилось и в Западной Европе. История сохранила некоторые имена выдающихся русских печников того времени: Мартына Васильева, Ермолая Иванова, Ивана Степанова. Типы русских печей распространились тогда в Германии, Франции, Англии. До середины XVIII в. техника печного отопления развивалась и совершенствовалась исключительно на основе многовекового опыта русского народа. Научные основы конструирования печей и систем печного отопления заложил Н.А. Львов (1751-1804). И.И. Свиязев в XIX в. изучал и испытывал конструкции отопительного оборудования, он теоретически обосновал приемы его проектирования, изобрел оригинальные типы печи. В 1867 г. он издал «Теоретические основы печного искусства», в которых привел методику расчета длины газовых каналов и сечений дымовых труб. В 1880 г. профессор С.Б. Лукашевич опубликовал «Курс отопления и вентиляции» и в разделе «Печное отопление» изложил теорию расчета отопительных печей.
Часто русская печь располагали в углу избы, слева или справа от входа. Устье печи было обращено к противоположной входу стене и освещалось боковым окном. Печь стояла почти вплотную к боковой стене. Между стеной и печью было небольшое пространство, где хранили ухваты, клюку (кочергу), помело (веник на палке), сковородник, деревянную лопату. Между печью и торцевой стеной под потолком устраивались деревянные полати. Подобную планировку можно отнести к северо-среднерусской части России. В домах пятистенках и в домах с прирубом печь располагалась так, чтобы можно было отапливать либо все помещения, либо несколько из них. В этом случае делали печь с подтопком или камельком.
Значимость пространства избы возрастала от входа к противоположной стене, где слева находился «передний угол» с иконами и столом. Самым малопочетным местом была часть избы около входа, ее называли «под порог». Говорили: «Что, девка, под порогом стоишь, проходи, не стесняйся». Правила вежливости заставляли пришедших в дом останавливаться у входа и ждать приглашения пройти дальше. Пространство между задней стенкой печи и стеной называлось «куть». Куть традиционно принадлежала хозяйке и предназначалась в основном для приготовления пищи и шитья. Там стоял сундук с приданым, взятым девушкой из дома родителей. Возле печи был вход в подполье, часто оформленный как «голбец». На печь и на голбец залезали по лесенке. На полати можно было перелезть с печи.
Русская печь со временем по мере усовершенствования приобретала массу удобных приспособлений. Например: шесток, полочку перед устьем печи, на которой хозяйка могла держать в тепле приготовленную пищу, печурки в боках печи, выступ на кожуке для хранения спичек и др. На шесток из печи после окончания топки выгребались раскаленные угли, предназначенные для кипяченя самовара и для утюга. В неглубоких нишах в стенке печи (печурках) обычно сушили мокрые рукавицы, носки и портянки. На плечике печи рядом с кожуком хранилось сухое, гладкое без сучков березовое полено для щепания лучины для растопки. Лучину щепали большим тяжелым ножом-тесаком, который почему-то называли косарь. В тёплом опечье в холодное время держали домашнюю птицу, которую приносили из хлева.
Что такое исконно Русский Дом? Часть2
В избе все строго и незамысловато. На стенах невысокие широкие лавки. Окна тоже невысоко над полом. Их примерно 5-6. Они не заливают помещение светом, а освещают его ритмично.
Над окнами висит сплошная полка-воронец. Над ней 5-7 прокопченных нетесаных венцов сруба.
Во время топки дым ходит по верху. Чтобы он уходил, над дверью есть дымоволок, который ведет в сени. В сенях опять-таки сделана труба-вытяжка. Она выносит уже охлажденный дым за пределы избы.
За время пути дым антисептирует и прогревает жилое пространство. Вот почему на Руси не было таких жестоких эпидемий, как в Европе.
Потолок выстроен из широких и толстых полубревен. Таков же и пол-мост.
Брусья-воронцы (полатный и пирожный), уложенные на верхний срез печного столба, разделяют избу на куты. Печной столб стоит в центре избы, что весьма символично. К нему углом примыкает печь.
Есть мнение, будто печной столб на уровне воронцов прерываться не должен, а должен подниматься выше, под матицу. В таком случае была бы полная космогония избы. Но такая конструкция пока никому не встречалась.
Интересный элемент!
Правда, несколько раз на Севере России реставраторам встречался резной элемент. Он находился между матицей и пирожным брусом, рядом с печным столбом.
Трехчастность изображения можно трактовать так:
верхняя полусфера символизирует высшее духовное пространство — вместилище благодати; нижняя полусфера символизирует небесный свод — наш видимый мир; среднее узловое звено — жилище богов, которые контролирующих поток благодати в наш мир.
Еще можно рассматривать резной элемент как Бабу-богиню с поднятыми руками. А в среднем звене элемента легко прочитать конские головы как символ движения по кругу.
Отметим еще раз: данный резной элемент подпирает матицу, находясь на пирожном брусе.
Как видим, в самом важном месте избяного пространства воплощена связь Мирового Древа и Небесной сферы. Скульптурно-резной элемент расположен на двух границах: между обжитым светлым низом и черным верхом, а также между запретным для мужчин алтарем и общей половиной избы.
Благодаря этому вовремя найденному элементу строителям и реставраторам удалось выстроить в ряд взаимодополняющие архитектурно-символические образы крестьянских традиционных сооружений и объектов.
Получается, что по символической сути все объекты — одно и то же. Но именно изба стала самым полным, самым развитым и самым углубленным архитектурным феноменом.
И сегодня, когда она, по-видимому, полностью забыта, опять приходит ее время. Приходит время Русского Дома — в полном смысле.
Куда делась курная изба?
В курной избе дым при топке поступал в верхнюю часть внутреннего объема помещения. Позже, когда люди перешли на белые печи, устройство избы, по мнению многих, понесло невосполнимую утрату.
Стал ниже потолок, пропали воронцы, повысились окна, не стало печного столба и голбца. Единый объем избы раздробился на функциональные комнаты. Традиционная изба исчезла, уступив место сельскому дому с интерьером, приближенному к городской квартире.
Это произошло не так давно. Процесс начался в 19 веке, а завершился примерно в середине 20 столетия. Если точнее, то последние курные избы переделали в белые в 1950-е годы. Согласитесь, с точки зрения истории, это было буквально вчера.
Как быть теперь?
Возвращаться к курным избам люди не видят смысла. Быть может, это произойдет когда-нибудь в результате национальной или всемирной катастрофы.
Хотя вся образно-символическая структура той русской избы может прийти сегодня в наши загородные дома. Технический прогресс и растущее благосостояние россиян могут вполне этому поспособствовать.
Что для этого надо? Пожалуй, надо начинать просыпаться. От сна, который был навеян на элиту тогда, когда народ сам был способен творить шедевр своей культуры.*
Курная Изба
Смотреть что такое «Курная Изба» в других словарях:
курная изба — курная изба, чёрная изба, помещение, топившееся печью без дымохода, у русских и др. народов Восточной Европы. Дым выходил через дверь и спец. отверстия в стене или крыше волоковые окна … Энциклопедия «Народы и религии мира»
Курная изба — изба без трубы, черная, в которую дым валит из устья печи и выходит в волоковое оконце или в двери. Всего более К. избы распространены до сих пор среди финских народностей. Дым К. изб производит болезнь глаз, иногда оканчивающуюся слепотой, а… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Курная изба — Изба (2), отапливаемая без трубы, в связи с чем в верхней части стен делаются узкие горизонтальные окна для выхода дыма. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь
КУРНАЯ ИЗБА — чёрная изба, помещение, топившееся печью без дымохода, у русских и других народов Восточной Европы. Дым выходил через дверь и специальные отверстия в стене или крыше волоковые окна … Словарь этнографических терминов
ИЗБА — жен. (истопка, истобка, истба, изба), избенка, избеночка, избушка, шечка, шенка, шоночка, изобка, избочка ·умалит. избишка презрительно, избина, избища ·увел. крестьянский дом, хата; жилой деревянный дом; жилая горница, комната, чистая (не… … Толковый словарь Даля
Изба — У этого термина существуют и другие значения, см. Изба (значения). Русская изба в селе Кушалино Рамешковского района Тверской области Изба деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в сельской лесистой местности … Википедия
Изба — Как и теперь, в древней Руси у простолюдинов И. были черные или курные, без труб; к И. приделывались разные пристенки и прирубки. Курные И. были и в городах, и в посадах и даже в XVI в. в самой Москве. У зажиточных людей, начиная с XV в., И. были … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Чёрная изба — 1. Курная изба. 2. Челядная. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь
КУРНАЯИЗБА — КУРНАЯ ИЗБА чёрная изба, помещение, топившееся печью без дымохода, у русских и других народов Восточной Европы. Дым выходил через дверь и специальные отверстия в стене или крыше волоковые окна … Этнографический словарь
Чадовка — Курная изба. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь