кунда что это значит
Кунда и её цементные замки
Серые трубы цементного завода показались впереди минут за 10 до города, а на въезде угрожающе дымил небольшой ЦБК, пущенный в 2006 году:
Статус города Кунда получила лишь в 1938 году, но фактически как была, так и осталась рабочим посёлком. Старых зданий, не связанных напрямую с заводом, тут десятка полтора на весь город.
Причём это вполне мог быть дом для рабочих:
А коттедж напротив мог принадлежать кому-нибудь из заводского начальства:
Идём дальше вдоль завода, увёртываясь от фур. Длинное здание с замшелой крышей, 1939 год постройки, могло быть например заводским магазином или рабочей столовой:
Вообще, один из самых красивых заводов, что я видел:
В парк за конторой углубимся позже, а пока пройдём к третьему старому заводу, чьи трубы хорошо видны впереди:
Клинкерная печь с памятником Сукантону:
Можно зайти внутрь:
А можно полюбоваться снизу, неизбежно раздавив в траве десяток-другой улиток. Тут видно, что когда-то несколько таких печей стояло в ряд:
Вернувшись к дому приказчиков, я углубился в парк, глубже в котором стоял дом управляющего, который я принял было за Сукантонову мызу. Сейчас тут, вроде бы, школа, но не уверен:
Кундская ГЭС, впрочем, давно уже не работает и служит просто шлюзом. Речка спускается к морю как-то уж очень быстро, и может быть ниже по течению содержит ещё водопад. А в ущелье рядом с ГЭС запомнился ещё и родник с водой ржавого цвета. и полное отсутствие признаков города:
Зато на другом конце парка, ближе к морю, набрёл на воинский мемориальчик:
Выйдя из парка по дороге, где также туда-сюда носились фуры, мимо штабелей леса с бревенчатым зданием вахты, я забрался на прибрежный бугор:
Дорога ведёт в порт:
На запад с того же бугра открывается вот такой вид:
Дальше берег совершенно карело-финского вида, с заливами, полуостровами и множеством валунов:
Далее я вернулся на остановку и уехал в Раквере, о котором следующие две части.
КУНДА
Смотреть что такое КУНДА в других словарях:
КУНДА
город в Раквереском районе Эстонской ССР. Расположен на высоком берегу Финского залива, в устье р. Кунда, в 25 км от ж.-д. станции Раквере. Цем. смотреть
КУНДА
КУНДА — индийская разновидность палаша.
КУНДА
КУНДА (Kunda), город (с 1938) в Эстонии, на берегу Финского зал., в устье р. Кунда, в 26 км от железнодорожной ст. Раквере. 5 тыс. жителей (1991). Цементный завод. Известен с 13 в.
КУНДА
КУНДА
мезолит В. Прибалтики. Основной памятник в Эстонии. Много костяных и каменных рубящих орудий. Гарпуны, рыболовные крючки, наконечники стрел на пластинах. смотреть
КУНДА
мезолит В. Прибалтики. Основной памятник в Эстонии. Много костяных и каменных рубящих орудий. Гарпуны, рыболовные крючки, наконечники стрел на пластинах. смотреть
КУНДА
ку́нда вул. стерва (ст)●ку́нда лайдакува́та = ку́нда (лайка)
КУНДА (KUNDA)
КУНДА (KUNDA)
КУНДА (Kunda), город (с 1938) в Эстонии, на берегу Финского зал., в устье р. Кунда, в 26 км от железнодорожной ст. Раквере. 5 тыс. жителей (1991). Цементный завод. Известен с 13 в. смотреть
КУНДА (KUNDA)
КУНДА ЗАЛИВ
Кунда залив — залив и порт Финского залива, в Везенбергском у. Эстляндской губ., близ развалин старинного города Тольсбурга. Ширина — более 7 в., длина — 3 1 /2 в., глубина — ок. 4 саж. Берега состоят из пластов силлурийской системы: синих глин, серых песчаников и ортоцератитовых известняков. В К. впадает р. Большой Сем, в устье которого ловятся миноги, и рч. Кунда. Порт К. открыт в 1805 г.; ввоз соли и сельдей, вывоз леса, хлеба и хлебного вина. Залив К. известен также под им. Тольсбургского. Вблизи находится сернистый минеральный источник.
КУНДА ЗАЛИВ
залив и порт Финского залива, в Везенбергском у. Эстляндской губ., близ развалин старинного города Тольсбурга. Ширина — более 7 в., длина — 31/2 в., гл. смотреть
КУНДА САБЛЯ
Кунда сабля — индо-мусульманская сабля, обыкновенно носившаяся вождями и раджами. См. Сабля.
КУНДА САБЛЯ
индо-мусульманская сабля, обыкновенно носившаяся вождями и раджами. См. Сабля.
КУНДА
Смотреть что такое «КУНДА» в других словарях:
Кунда — У этого термина существуют и другие значения, см. Кунда (значения). Городской муниципалитет Кунда Kunda Флаг Герб … Википедия
кунда — [کنده] 1. қисми пас аз буридан дар рӯи замин боқимондаи танаи дарахт; то табар омадан кунда меосояд (зарб.); кунда кафондан ҳезум шикастан 2. ғӯлаи ғафси дарахт, ки қассобон дар болои он гӯшт майда мекунанд; кундаи ҷувоз чӯби ғафси миёншикофта,… … Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ
Кунда — город в Раквереском районе Эстонской ССР. Расположен на высоком берегу Финского залива, в устье р. Кунда, в 25 км от ж. д. станции Раквере. Цементный завод «Пунане Кунда» (один из первых в России, пущен в 1871). К. известна с 13 в., город … Большая советская энциклопедия
КУНДА — индийскаяразновидность палаша … Энциклопедия вооружений
Кунда — археологическая культура 2 й половины мезолитической эпохи, относится к кругу культур Северного мезолита, распространенных на территории Северной Европы, Скандинавии, Прибалтики. Эпонимная стоянка расположена в устье р. Кунда, впадающей в… … Археологический словарь
Кунда — индийская разновидность палаша … Военно-исторический словарь
кундақл — [کندعقل] ниг. кундзеҳн … Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ
кундақлӣ — [کندعقلي] ниг. кундзеҳнӣ … Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ
КУНДА
Смотреть что такое «КУНДА» в других словарях:
КУНДА — (Kunda), город (с 1938) в Эстонии, на берегу Финского зал., в устье р. Кунда, в 26 км от железнодорожной ст. Раквере. 3,8 тыс. жителей (2004). Цементный завод. Известен с 13 в … Энциклопедический словарь
Кунда — У этого термина существуют и другие значения, см. Кунда (значения). Городской муниципалитет Кунда Kunda Флаг Герб … Википедия
кунда — [کنده] 1. қисми пас аз буридан дар рӯи замин боқимондаи танаи дарахт; то табар омадан кунда меосояд (зарб.); кунда кафондан ҳезум шикастан 2. ғӯлаи ғафси дарахт, ки қассобон дар болои он гӯшт майда мекунанд; кундаи ҷувоз чӯби ғафси миёншикофта,… … Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ
Кунда — город в Раквереском районе Эстонской ССР. Расположен на высоком берегу Финского залива, в устье р. Кунда, в 25 км от ж. д. станции Раквере. Цементный завод «Пунане Кунда» (один из первых в России, пущен в 1871). К. известна с 13 в., город … Большая советская энциклопедия
КУНДА — индийскаяразновидность палаша … Энциклопедия вооружений
Кунда — археологическая культура 2 й половины мезолитической эпохи, относится к кругу культур Северного мезолита, распространенных на территории Северной Европы, Скандинавии, Прибалтики. Эпонимная стоянка расположена в устье р. Кунда, впадающей в… … Археологический словарь
Кунда — индийская разновидность палаша … Военно-исторический словарь
кундақл — [کندعقل] ниг. кундзеҳн … Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ
кундақлӣ — [کندعقلي] ниг. кундзеҳнӣ … Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ
Берег турецкий. Прошлое и настоящее острова Кунда
На самой окраине Средиземноморья, между островом Лесбос и побережьем залива Эдремит, притаился архипелаг Айвалык. Наслышавшись о красоте здешних мест, мы решили непременно посетить их и добраться до острова Кунда, который соединён с большой землёй автострадой.
Даже после османского завоевания и вплоть до распада Османской империи большую часть населения Айвалыка и близлежащих островов составляли этнические греки. Наверное, поэтому мы ожидали увидеть не привычный для Турции средиземноморский городок с черепичными крышами, яхтенными причалами и рыбными ресторанами, а смешение традиций и архитектурных стилей, встречу эпох и цивилизаций. И отчасти наши ожидания оправдались, но обо всём по порядку.
Древнегреческий историк Геродот называет острова в этой части Эгейского моря Гекатоннесы, что означает «сто островов». Возможно, однако, что острова были названы так в честь Аполлона Геката, культ которого был широко распространён в античном мире. В те времена здесь соседствовали четыре города: Несос, Халкис, Пордоселене и Кидония. Первые три не раз упоминаются в древних сочинениях, а Кидония прославилась лишь своим горячим источником. Тем не менее именно Кидония выросла в современный Айвалык, Несос превратился в подчинённый ему посёлок Намик Кемал на острове Кунда, а два других города исчезли.
Немало вопросов вызывает и название острова Кунда. В прошлом греки называли его Мосхонесиа (благоухающий остров), а в турецких источниках он именуется Джунда или Юнда. Известный мореплаватель Пири Реис в своей «Книге морей» (1521) называет эти острова Юнд. В османском языке это слово означает «табун», «стадо лошадей», но такое объяснение не проливает свет на этимологию данного топонима. В 1980 г. остров получил официальное название Алибей, по имени подполковника Али Четинкая, организовавшего сопротивление греческим войскам в Айвалыке летом 1919 г., а впоследствии — видного государственного деятеля Турецкой республики.
Кунда — самый крупный в архипелаге и четвёртый по величине остров Турции. Песчаные пляжи, сливающиеся с поросшими кустарником склонами гор, лазурное море и романтичные узкие улочки обеспечили ему славу туристического рая. Попасть на Кунду можно на катере или проехав по двум мостам. Первый был построен в 1817 г. и соединяет большую землю с островом Лале, а второй мост между двумя островами был построен в 1964 г.
Оказавшись на острове, мы сразу заметили одинокую ветряную мельницу и съехали на ухабистую дорогу, которая привела нас в верхнюю часть посёлка. Двигаться дальше на седане с низким клиренсом было неудобно, и мы припарковались недалеко от развалин старой церкви, с которой и начали осмотр местных достопримечательностей.
Церковь Панагия, построенная в 1850 г., была одной из красивейших на острове, но сегодня от неё остались только апсида и две полуразрушенные стены. Она находится на склоне так называемого Холма влюблённых, самой высокой точки острова. Именно отсюда посёлок начал расти и спускаться к берегу моря, когда в середине 19-го века соседний Айвалык переживал период экономического и культурного подъёма. Но ещё раньше Кунда и соседние острова стали пристанищем для христианских отшельников, которых дивная природа и благодатная земля располагали к духовному созерцанию.
В южной части Кунды, недалеко от посёлка, находится монастырь Лека Паная, хорошо сохранившийся до наших дней. В северо-восточной оконечности острова, у самого берега, стоит монастырь Айос-Димитриос. Его также называют монастырь Лунного света. На соседнем Курином острове сохранились развалины монастыря св. Иоанна, а на небольшом острове с птичьим названием Голубиный пустеет монастырь св. Георгия, который местные жители называют обителью корсаров.
В прежние времена на острове было семь церквей, но после обмена населением между Грецией и Турцией, начавшегося в 1923 г., церкви пришли в запустение. Не избежал такой судьбы и храм Айос Яннис, построенный на вершине Холма влюблённых в конце 19-го века. В результате сильного землетрясения в 1944 г. кровля храма обрушилась, как и ветряная мельница, стоявшая у его западной стены.
Церковь и мельница были восстановлены лишь в середине нулевых при поддержке Фонда культуры и музееведения Рахми Коча. А поскольку находящийся неподалёку монастырь Лека Паная славился богатой библиотекой, в здании бывшей церкви тоже основали библиотеку. Сегодня в ней хранится собрание книг бывшего дипломата Недждета Кента. В годы Второй Мировой войны он работал в турецком консульстве в Марселе и, рискуя своей жизнью, спас от гибели несколько десятков евреев. Его сын Мухтар Кент в настоящее время является президентом и генеральным директором The Coca Cola Company.
Полюбовавшись видами с холма, мы начали спускаться к морю по узким мощёным улицам. Двухэтажные дома в сдержанном неоклассическом стиле напоминали о временах, когда Айвалык был центром притяжения европейской культуры.
Во многих домах оконные проёмы отделаны «чесночным камнем» — сарымсак ташы, который добывают в карьерах Бадавута, недалеко от Айвалыка. Рядом с главным входом иногда можно увидеть ещё одну небольшую дверь «магаза капысы», ведущую в полуподвальное помещение.
Издалека заметив византийский купол, покрытый свинцовой пластиной, мы направились прямо к нему. Бывшая церковь Таксиархис, названная так в честь архангелов Гавриила и Микаила, оказалась ещё одним образцом неоклассицизма. Треугольный фронтон, арочные окна, ионические колонны и пилястры, поддерживающие архитрав, выполненный из «чесночного камня».
Храм был построен в 1873 г. и богато отделан изнутри, а в 1927-28 гг. он был переделан в мечеть. Во время землетрясения 1944 г. здание получило сильные повреждения (возможно, тогда обрушилась и одна из двух колоколен) и после этого оставалось заброшенным до середины 2011 г. После реставрации, осуществлённой при поддержке фонда бизнесмена и мецената Рахми Коча, здесь расположился музей, носящий его имя.
Центром туристической жизни на Кунде, как и ожидалось, оказалась набережная. Улицы пестрили вывесками ресторанов и флажками народно-республиканской партии, кругом благоухали цветы, ещё более колоритными были встречные потоки людей, коротающих время за неторопливыми прогулками и рассматриванием витрин.
На фоне теснящихся рядом с яхтенной пристанью ресторанов выделяется стоящий особняком двухэтажный (с цокольным этажом) Дом деспота. Он был построен в 1862 г. богатым переселенцем, которого прозвали «деспотом». В 1877 г. дом был разграблен, а его хозяин убит, после чего власти выкупили особняк у местной церкви и использовали его как государственное учреждение.
В период греческой оккупации в Доме деспота проживал митрополит Амвросий, который после окончания войны был казнён турками. Особняк же превратился в начальную школу и приют для детей-сирот. Когда же в 80-х годах детский дом переехал в новое помещение, здание было заброшено и в настоящее время обтянуто декоративной фасадной сеткой.
Рядом с Домом деспота находится единственная мечеть на острове — Хамидия. Построенная в 1905 г., она носит имя правившего в тот период султана Абдуль-Хамида II. И хотя по своим архитектурным достоинствам она уступает одноимённым мечетям в стамбульском парке Йылдыз и на острове Бююкада, это нисколько не уменьшает её значимости. Построить мечеть для малочисленной мусульманской общины, жившей среди христиан, было подарком, достойным султана.
Нескольких часов, которые мы провели на острове Кунда, было недостаточно для того, чтобы проникнуть в его тайны. Был ли это турецкий остров с греческой душой? Или греческий остров с турецким лицом? Не только традиции и культуры переплелись на нём, но и судьбы целых народов, таких близких и таких далёких, одинаково привязанных к этому благоухающему краю и считающих его своей родиной. А это слишком много для того, чтобы судить об увиденном со стороны.