кто такой юрэй призрак
Юрэй: Мстящие духи невинно убиенных
Мертвецам нет покоя
В древние времена юрэй изображали без ног, но сейчас эти привидения уже обычно бывают с нижними конечностями. Потом пошла мода на юрэй совсем без лица или с одним огромным глазом. В последнее время их изображают в виде молодых женщин в белом погребальном кимоно, с длинными черными волосами, спадающими на лицо.
Нечто подобное можно увидеть в известном фильме «Звонок», созданном на основе японских страшилок.
Эти мертвые призрачные дамочки обычно слоняются возле мест их прежнего проживания, горя жаждой мщения. Те, кто их видел воочию, отмечают, что юрэй представали перед ними в виде фосфорецирующих теней, с длинными обвисшими руками и горящими рубиновым светом глазами. Причем многие из них, в отличие от обычных привидений, движутся не бесшумно, а стучат в ночи каблучками деревянной обуви.
Верховодят женщины
Самым известным юрэй является призрак Оивы-сан, которая жила в эпоху Эдо (с XVII по XIX век) и была женой самурая. Со временем отношения супругов охладели, самурай завел молодую любовницу и решил избавиться от опостылевшей жены при помощи яда. Бедная Оива-сан умерла в страшных муках. А после смерти стала являться каждую ночь коварному мужу и укорять его. От ее визитов самурай начал сходить с ума, заболел и вскоре скончался.
Еще в XIV-XV веках привидения и духи стали основными героями на сцене японского театра. Поэтому ничего удивительного, что Оива-сан превратилась в одного из самых популярных театральных персонажей.
Но при этом ее дух всячески мешал постановкам. И только в 1976 году театральные деятели додумались умаслить призрак Оивы-сан.
Актеры театра Иванами-холл в ходе работы над пьесой об отравленной жене самурая то и дело болели, а реквизит мистическим образом ломался в самый ответственный момент. Тогда они собрались все вместе и устроили поминальную службу на могиле Оивы-сан на кладбище Сомэй. После этого ее дух по отношению к ним успокоился и перестал досаждать.
Карма премьер-министра
Однако в Японии осталось еще множество мест, где шалят призраки. Только в Токио подвержены появлению потусторонних сил 13 тысяч домов и квартир.
Недоброй славой пользуется даже резиденция премьер-министра в Токио. В начале 30-х годов XX века ратификация Лондонского морского соглашения об ограничении морских вооружений вызвала активное противодействие «молодых офицеров» армии и флота Японии, которые предприняли ряд попыток военного переворота. 15 мая 1932 года несколько офицеров совершили налет на резиденцию премьер-министра Японии Инукаи.
Расстреляв преградивших им дорогу полицейских, мятежники ворвались в дом и тяжело ранили Инукаи. Он скончался на следующий день. В 1936 году вспыхнул еще один мятеж, в ходе которого были убиты премьер и несколько министров.
А в резиденции по ночам с тех пор стали появляться юрэй мужского пола в военных мундирах. Они вели себя очень беспокойно и буквально допекли премьер-министра Японии Дзюнъитиро Коидзуми. Он даже мрачно пошутил: «Надеюсь, что сам я не стану привидением. Потому что, когда становишься премьер-министром, появляется шанс, что тебя убьют».
Чтобы разведенному премьеру по ночам не было страшно одному, в его резиденцию по очереди приходили ночевать его сестры.
Голова самурая
Но самым страшным местом в Токио считается финансовый квартал Отэмати в округе Чийода. В этом месте находится могила с головой японского полководца Тайрано Масакадо.
Говорят, что однажды ночью она взмыла в воздух и полетела на восток, ища свое тело. По преданию, ее похоронили на том месте, где она упала.
Именно на этом месте почти тысячу лет спустя начали возводить финансовый квартал. Однако не учли, что дух Масакадо очень силен и мстителен. Говорят, что именно он вызвал в 1923 году землетрясение, разрушившее министерство финансов. Министр финансов Хаями Сейдзи не верил в мистику и велел строить новое здание.
Тогда дух Масакадо сначала отправил на тот свет министра и 10 его сотрудников, участвовавших в строительстве. А потом послал в главное здание министерства финансов молнию, от которой оно сгорело. Поэтому сейчас финансисты берегут могилу с головой Масакадо как зеницу ока. И даже столы в офисах ставят так, чтобы не сидеть спиной к могиле и тем самым не проявлять к ней неуважение.
А еще юрэй давно обжились в небоскребе «Саншайн 60». Его возвели на месте тюрьмы Сугамо, где с 1895 по 1971 год вершились смертные казни, в том числе и над военными преступниками, осужденными Международным трибуналом. Поэтому над зданием висело проклятие еще с момента строительства, унесшего несколько жизней. А когда небоскреб возвели, его крышу облюбовали самоубийцы. Полторы сотни их уже спрыгнули с нее.
Японский писатель Кимитакэ Хираока взял себе псевдоним Юкио Мисима, что означает «Зачарованный Смертью Дьявол». Под этим именем его будут помнить, пока призрак Мисимы блуждает по штаб-квартире наземных сил самообороны в Итигае, где он совершил харакири. 25 ноября 1970 года Юкио, взяв в заложники командующего базой, с балкона его кабинета обратился к солдатам с призывом совершить государственный переворот.
Кто такой юрэй призрак
Обиженный дух жаждет мщения
В переводе с японского языка Юрэй – это «дух», «призрак». По преданию, так называется душа умершего, которая покидает тело и вместо того, чтобы переместиться в Небесное царствие, остается на земле. Чаще всего Юрэй появляются там, где произошло убийство человека. Его душа, неупокоенная и не успевшая завершить земные дела, возвращается в мир живых, чтобы отомстить. Очень часто духи приходят и потому, что при жизни их прокляли, и такая душа не может попасть в царство мертвых. Призрак появляется и по причине того, что над телом был неправильно совершен обряд погребения.
Как правило, Юрэй может быть привязан к одной местности – старому дому, заброшенному зданию или мрачному чердаку, где когда-то было совершено убийство. Считается, что очень часто духа можно встретить у подножия Фудзи – излюбленного места самоубийц. Нередко духи путешествуют из одной локации в другую, наводя ужас одним своим видом.
Зловещая дама в белом
Классическая Юрэй – это жуткого вида женщина, с ногами или без, проплывающая по воздуху или тяжело ступающая по земле. Белая, словно простыня, кожа, злые глаза, длинные черные, слегка всколоченные волосы, которые постоянно растут – именно такой предстает она в японской мифологии. Иногда вместо лица у Юрэй – лишь один жуткий глаз, а если она оголяет руки, там тоже могут оказаться злые, жаждущие возмездия очи. Юрэй издает леденящие кровь звуки, а ее силе могут позавидовать даже самые отважные воины.
Чаще всего она одета в длинный белый погребальный наряд в стиле японского кимоно, а ноги, если они есть, остаются босыми. Иногда призрак обут в туфли, и тогда он стучит каблуками, топая по полу. Ловкость, с которой передвигается Юрэй, способна наводить ужас на каждого, кто встретится на ее пути, но особенно опасен призрак для своих обидчиков. Если с ней жестоко расправились при жизни, можно не сомневаться – она воздаст по заслугам.
В некоторых мифах Юрэй – это дети, умершие от чьих-то рук. Иногда они появляются, чтобы мстить наравне со взрослыми, а иногда просто пугают своим видом, но так, что сердце живого человека разрывается от страха.
Такие разные Юрэй
В зависимости от того, как погиб человек при жизни, могут встречаться совершенно разнообразные Юрэй. Все они узнаваемы японцами и вызывают, в большинстве своем, негативные эмоции у каждого, кому приходится с ними столкнуться.
Одним из известных Юрэй является Онрё. Это призрак женщины, подвергшейся насилию. Одета она, как и все духи, в белое кимоно, а за всколоченными волосами прячет страшные шрамы на лице и теле. При появлении человека она может подойти к нему и испугать жутким видом, смеясь над его страхом.
Фунаюрэй – еще один подвид данных призраков. Это души, которые утонули в море. После смерти они стремятся затащить на дно корабли и людей, находящихся в них. Очень часто такие духи появляются на призрачном судне, неспешно скользящем по гладкой поверхности океанов и морей.
Существует ряд Юрэй, которые не являются опасными. Как правило, это женщины, погибшие во время родов, или умерли, оставив своих детей совсем маленькими. После смерти они возвращаются, чтобы позаботиться о малышах. В этом случае призраки в белом одеянии не способны причинить зло и выступают символом чистой и безграничной материнской любви, которая, в отличие от тела, никогда не умирает.
Колоритный образ Юрэй не остался без внимания со стороны кинематографа, поэтому ему посвящено немало фильмов. Среди самых известных – картины «Звонок» и «Проклятие», где призрак мстительницы с длинными черными волосами наказывал тех, по чьей вине при жизни испытал боль и страдания.
Bestiary.us
Быстрый переход
С ивы ветвей стекают?
Смотрит сквозь завесь листвы.
Лишь правда кровь смоет с рук.
«Юрэй» (подражание японской поэзии)
Япония не слишком большая страна. Но несмотря на свой размер, она буквально набита всякими сверхъестественными существами (каждый любитель японского фольклора это подтвердит). И немалое место среди этих разнообразнейших существ занимают призраки.
Формально, призраки — это разновидность ёкаев, однако их выделяют в обособленную группу. Это связано с рядом особенностей духов, которые позволяют отличить их от других существ. И самая очевидная из этих особенностей: все призраки — души умерших людей, не нашедшие покоя.
Призраков в Японии очень много — должно быть это самый многочисленный вид ёкаев — и названий у них тоже немало. Некоторые из этих названий обозначают каких-то конкретных духов, некоторые носят общий характер. Однако, самым распространенным словом для обозначения призрака является — юрэй. Обычно его переводят как «неясный, сумрачный дух» и это довольно очевидное объяснение, так как призраки обычно прозрачные. Однако, основное значение иероглифа 幽 — «потусторонний«. Поэтому юрэй еще и «потусторонний дух».
Синонимом слова «юрэй» является «борэй» или «ушедший дух». Слово это встречается значительно реже и носит скорее литературный характер, придавая повествованию готическую атмосферу. В частности, в японских переводах Шекспира призрак отца Гамлета назван — Гамлет-но Борэй. Кроме этого, есть еще слово «модзя», попросту — «некто умерший». Этот термин употреблялся в японском буддизме для обозначения неупокоенных духов и сейчас считается устаревшим.
Уже упоминалось, что юрэй — души умерших людей, не нашедшие покоя. Почему же они не могут обрести покой? Потому что еще будучи людьми, они были лишены его в момент смерти. Умиротворение в момент смерти — одно из двух главных условий для беспрепятственного ухода в иной мир. Вторым условием является соблюдение похоронных ритуалов.
Согласно верованиям синто, все люди имеют дух или душу, которая называется — рэйкон. Когда человек умирает, то его рэйкон покидает тело и отправляется в своеобразное чистилище, где дожидается надлежащих похоронных обрядов, которые позволят ему пройти в царство мертвых и соединиться со своими предками. Если все было выполнено правильно, то рэйкон становится покровителем живых членов семьи и ежегодно возвращается на землю во время августовского праздника О-бон, чтобы поблагодарить своих родных.
Однако, если человек умирает неожиданно, например его убивают, или он совершает спонтанное самоубийство; если погребальные обряды были неправильно проведены или вообще не проводились; если человек перед смертью находился во власти сильных чувств, таких как любовь, ревность, ненависть или печаль, то рэйкон превращается в юрэя, который может возвращаться в мир живых.
Пропуском для возвращения юрэю служит страстное желание добиться чего-либо. Это желание снова делает их отчасти людьми, у которых сохраняется первоначальный разум и прежний облик. Однако, юрэй — воплощенная цель, которая переполняет их существо и лишает многогранности чувств и желаний живого человека. Юрэй существует только ради достижения своей цели, и он «застревает» на земле до тех пор, пока не достигнет ее. Эта цель может быть различной: покарать убийцу, дать знать людям, где лежит непогребенное тело или просто передать какое‑то послание другу или любимому. А некоторые юрэи просто не желают мириться с фактом собственной кончины и преследуют своих живых родственников, сжигаемые злобой и завистью. Такие призраки будут насылать на свою семью болезни и несчастья, пока не изведут всех.
Большинство японских призраков, как правило, женщины. Это породило мнение, будто бы все юрэи предстают как женщины, независимо от своего прижизненного пола. Но это неверно. Просто призраки-мужчины встречаются значительно реже призраков-женщин и почти не ищут мести. Дело в том, что мужчины обычно более сдержаны в своих чувствах, чем женщины, и у них было меньше возможностей стать призраком. Ведь для возвращения с того света необходимо действительно страстное желание.
Выглядят юрэи по-разному в зависимости от обстоятельств своей смерти. Но считалось, что большинство призраков появляются такими, какими были при жизни, одетые либо в погребальные одежды, либо в то, в чем умерли. Таким образом, они мало чем отличались от живых людей. Однако, к концу XVII века рассказы о сверхъестественном и необычайном (кайдан) стали набирать все большую популярность и становились основой для театральных пьес, литературных произведений и других искусств. Это вызвало потребность более четко обозначить облик юрэев, чтобы их можно было без труда отличить от живых людей на сцене или в живописи.
Считается, что классический облик юрэев, дошедший до наших дней, сложился в эпоху Эдо (1603-1868) и выглядит следующим образом:
1) белое кимоно, запахнутое наоборот (правой полой на левую) и белый треугольный наголовник;
2) длинные черные растрепанные волосы;
3) согнутые в локтях руки и безжизненно свисающие в запястьях кисти;
5) призрачные огоньки-хитодама, которые витают вокруг фигуры юрэя.
На самом деле большинство этих признаков уходит корнями еще в эпоху Хэйан (794‑1185), а вот отсутствие ног — сравнительно недавняя особенность. В более ранее время у всех призраков были ноги. Образ безногого призрака, которого называют «аси га най юрэй», утвердился в эпоху Эдо, под влиянием таких популярных кайданов как «Токайдо Ёцуя Кайдан» («История О-ивы») или «Бантё Сара Ясики» («История О-кику»). Но еще до появления этих кайданов образ призрака без ног приобрел широкую известность благодаря художнику Маруяме Окё. Его работы были так популярны, что повлияли на инсценировки театра Кабуки, пока образ придуманный Маруямой не стал общепринятой формой для призрака.
Но почему он рисовал своих юрэев без ног? Существует несколько объяснений на этот счет. Одно из них говорит, что его изображения передавали тусклый свет, который освещал только верхнюю часть туловища, оставляя ноги в темноте. Профессор Икэда Ясабуро из Университета Кэйо высказал в своей книге «Призраки Японии» следующую теорию: Окё вдохновился дымком благовоний или огня и представил своих призраков, как если бы они были наполовину сделаны из дыма. Другая теория восходит к одеждам из кукольного театра Бунраку, где длинные подолы скрывают ноги женщин-кукол. Театр Кабуки частенько черпал вдохновение из Бунраку и не исключено, что они позаимствовали образ скрытых ног. Еще одна версия гласит, что ноги — это связь с землей и физическим миром, а юрэй лишены такой связи. Вероятно, в одной или нескольких из этих теорий и скрыто возникновение всем известного образа.
И все-таки нельзя сказать, что все юрэи безноги. В традиционных кайданах герои частенько могут услышать звук призрачных шагов. В популярном кайдане «Ботан-доро» («Пионовый фонарь»), о появлении О-цую предупреждает звук: «каран, корон» — это стучат ее деревянные сандалии-гэта. Да и в театре Но многие призрачные персонажи щеголяют в великолепной обуви.
Час Быка, два часа ночи. Так называли в древности наиболее томительное для человека время незадолго до рассвета, когда властвуют демоны зла и смерти.
Большинство сверхъестественных существ имеют довольно четко обозначенное время появления. Кто-то предпочитает ясный полдень, кто-то глухую полночь, но это всегда «пограничное» время, когда мир людей ненадолго соприкасается с иными мирами.
Японские ёкаи не стали исключением, и большинство из них тоже появляются в момент своего пограничья. И если на Западе таким пограничьем является полдень и полночь (особенно, полночь), то на Востоке — это закатные и рассветные сумерки, а также час Быка.
Час Быка или по-японски «уси-но коку» — это промежуток времени с 1:00 до 3:00 ночи (по другим источниками: с 2:00 до 3:00). Несмотря на то, что по мнению большинства азиатских культур именно в это время был создан наш мир, час Быка считается страшным временем, когда колдуны творят особенно черную магию, а по земле шастают демоны, чудовища и конечно же призраки.
Далеко не все юрэи появляются в час Быка, но все же очень многие. Если при этом ночь ненастная или стоит туман, то вероятность встречи с призраком возрастает. При встрече с человеком, юрэй, особенно одержимый местью, часто издает вопль «Урамэсия!», то есть по-японски «Ненавижу!». Этот крик считается визитной карточкой призрака, что-то вроде общеизвестного английского «Бууу!»
Кроме излюбленного времени, есть у юрэев и любимые места. Как и всякий уважающий себя ёкай, призрак не бродит наугад где попало. Чаще всего он появляется там, где был убит или где лежит его непогребенное тело, или же следует за конкретным человеком: убийцей, возлюбленным, родственником и т.д. Еще одно притягательное для призраков место — вода. Вода практически везде считается границей между мирами, а в восточной традиции это опасная стихия, связанная с миром мертвых, которая очищает и уносит с собой все плохое, но в ее темной, холодной глубине можно утонуть. Поэтому ничего удивительного, что многие призраки появляются на мосту, возле колодца, реки или озера.
Рин! Пё! То! Ся! Кай! Дзин! Рэцу! Дзай! ДЗЭН! Акурё тайсан!
Простейшая мантра для изгнания злых духов в японской магической практике Инь-Ян
Избавиться от юрэя нелегкая задача. Самый простой способ — это помочь ему достичь цели. Когда причина, вызывающая у духа сильные эмоции, будет удалена, то он обретет покой и сможет отправиться в мир мертвых. Обычно это достигается если кто-то соглашается отомстить убийце призрака, если дух удовлетворяет свою страсть / любовь к предполагаемому возлюбленному или если непогребенное тело призрака находят и хоронят по всем правилам.
Однако, бывает так, что цель призрака не удается выяснить или его эмоции настолько сильны, что даже решение заветной задачи не избавляет духа от переживаний. В этом случае, юрэя необходимо было изгнать насильно. Для таких целей нанимали буддийских священников или мастеров Инь-Ян (оммёдзи), которые занимались экзорцизмом или проводили обряд обожествления неугомонного духа, который усмирял его злобу.
Как и многих других ёкаев, юрэя можно было отогнать с помощью о-фуды, священной полоски бумаги с именами синтоистких богов-ками. Как правило, чтобы избавиться от призрака, нужно прилепить о-фуду ему на лоб, но если дух атаковал конкретный дом, то достаточно прикрепить ее к двери и окнам.
«Напрасно стараетесь. Я могу войти и через переднюю дверь», — пригрозила покойница. Тут же с шорохом раздвинулась передняя дверь, она ворвалась в комнату и, набросившись на мужа, вцепилась зубами ему в плечо.
Судзуки Сёсан «Повести о карме» (567)
Есть довольно много разновидностей юрэев, которые отличаются друг от друга причинами возникновения, обликом, поведением и силой. При этом, поскольку юрэй — это ёкай, то некоторые виды призраков довольно сложно отличить, например, от демонов, оборотней и других непризрачных существ. Однако, один из первых японских фольклористов Янагита Кунио все-таки предложил список критериев, по которым можно отличить призраков от других существ (в частности, от оборотней-бакэмоно):
1) бакэмоно появляется только в определенном месте, а юрэй может возникать где угодно (здесь имеется в виду географическая привязка. Например, ёкая кидзимуну можно увидеть только на острове Окинава);
2) бакэмоно не выбирает жертву и виден всем людям, а юрэй преследует какого-то определенного человека и часто виден лишь ему;
3) бакэмоно появляется в сумерках или на рассвете, а юрэй — глубокой ночью;
4) бакэмоно относится к миру параллельному, а юрэй — к миру мертвых.
На самом деле эти критерии очень спорные, так как существует множество примеров их нарушения. Иногда вообще невозможно определить, к какому типу отнести ёкая. Потому что в основе всех сверхъестественных существ Японии лежит «великое изменение», и нет ничего более непостоянного, чем ёкаи, нарушающие все правила, которые люди пытаются для них придумать.
Однако, вернемся к разновидностям японских призраков. «Чистых» видов (тех, кого однозначно можно причислить к типу «юрэй» — неупокоенных душ) существует около семи. Самая известная, самая популярная и самая страшная разновидность юрэя, несомненно — онрё. Эти духи, полные злобы и ярости, являются воплощенной местью. Их практически невозможно успокоить и очень трудно изгнать, а их сила поражает всех без разбору.
Если человек умер вдали от жилья, — например, в горах или в лесу — и не получил должного погребения, то его душа превращается в укабарэнайрэя, то есть неупокоенного духа. Такой призрак будет всеми силами пытаться привлечь внимание к своему мертвому телу, чтобы его нашли и похоронили. По сути укабарэнайрэй — это один из синонимов слова «юрэй», но поскольку он используется для вполне конкретной ситуации, то можно выделить его как отдельный вид.
Когда любовь или ненависть буквально овладевает человеком, то его душа отделяется от тела и становится икирё. Это очень необычный призрак, так как его тело остается живым, но ведет он себя как и все прочие духи — добивается цели. Только эта цель не мертвеца, но живого. При этом человек, выделивший икирё, обычно не имеет о нем ни малейшего понятия.
В противоположность икирё, то есть «живому» призраку, существует еще и призрак «мертвый». Называется он — сирё. По большому счету, это очередной синоним общего названия для духов, ведь подавляющее большинство привидений все-таки именно «мертвые», а не «живые». Однако, есть у сирё одна особенность, которая позволяет (пусть и с натяжкой) выделить его из общего понятия. Дело в том, что сирё обычно является перед своими родственниками, но в отличие от добрых духов предков, которые оберегают живых, он хочет забрать их с собой в мир мертвых.
Когда человек тонет в море, то становится фуна-юрэем или «корабельным призраком». Это злобный дух, который жаждет утопить как можно больше других людей. Фуна-юрэй в свою очередь тоже имеет несколько подвидов (смотри соответствующую статью), и все они чрезвычайно опасны. Особенностью фуна-юрэя является то, что его практически невозможно успокоить. И это понятно, попробуй-ка найти тело утопленника в морской пучине, чтобы похоронить по правилам.
Кроме всех вышеупомянутых, есть еще маленькая группа «голодных духов». К ним относятся гаки, дзикининки и ковай. Это особая группа призраков, которые стали духами не из-за страстного желания чего-либо, а в наказание. «Голодные духи» воплощают буддийскую мораль, согласно которой человек за свои грехи в жизни нынешней — наказывается в жизни будущей. В «голодных духов» перерождаются люди жадные, корыстные, себялюбивые и предающиеся чревоугодию. Став духами, они либо страдают от голода, который никак не могут утолить, либо обречены есть отбросы и мертвечину, мучаясь от омерзения. Поскольку доминирующей цели у этих призраков нет (кроме избавления от мук), то единственный способ дать им покой — провести ритуал Сэгаки или «Помощь Голодным духам». Что касается опасности, то «голодные духи» скорее пугают и вызывают жалость, но редко нападают на человека. Самые вредоносные из них — гаки, потому что они могут вселяться в живых людей.
Другие ёкаи, которых обычно причисляют к группе юрэй, при внимательном рассмотрении не слишком похожи на призраков. Это потому, что на самом деле у человека, не обретшего покоя в смерти, есть множество путей, после того, как он покинет свое тело. Кто-то из них становится духом и в конечном итоге удаляется в сумеречную страну Ю-но Сэкай. Кто-то перерождается демоном или чудовищем и бродит по земле, пока его не изгонят. Кто-то становится божеством-ками. Поэтому не стоит удивляться, что такие приравненные к призракам существа, как убумэ (призрак роженицы), юки-онна (призрак замерзшей женщины), хонэ-онна (призрак-суккуб), доро-та-бо (призрак крестьянина) и даже домовые дзасики-вараси (по крайней мере некоторые виды) при ближайшем рассмотрении будто бы вовсе и не юрэи. И это верно. Ведь юрэй — это всего лишь одна из форм человеческого бытия, проявленного после смерти. И форм этих множество.
Легенд и сказок о юрэях очень много. Как уже было сказано выше, истории о них были весьма популярны в эпоху Эдо (1603-1868) и становились источником вдохновения для многих направлений искусства. Классические кайданы о призраках — это как правило трагичные, жуткие истории о подлости и коварстве, жестокости и страсти, мести и возмездии. Цель их не позабавить слушателя, как например в рассказах про проделки лис и енотов, а устрашить и заставить задуматься о судьбе и воздаяниях за грехи.
Впрочем, не все истории о призраках так суровы. Некоторые, например, рассказывают о незавершенных делах. Такова например история служанки Томии.
Однажды ночью, бывшая куртизанка Уриуно отдыхала в своей спальне, как вдруг услышала звуки шагов в саду за стеной. «Добрый вечер, — вежливо окликнула Уриуно. — Кто-то вышел прогуляться?» Ответом ей был шелест бумажной двери, на которой появилась таинственная тень. Тень поклонилась, едва слышно поблагодарила Уриуно и исчезла прежде, чем женщина успела испугаться и закричать.
Как оказалось, тень была духом служанки по имени Томия, которая прислуживала Уриуно в те времена, когда та еще работала в «зеленом квартале». Уриуно оказала Томие какую-то услугу, но девушка не успела ее поблагодарить, так как заболела и скоропостижно скончалась. Однако, невысказанные слова мучили ее и не давали обрести покой. Поэтому дух служанки вернулся, чтобы выразить свою признательность.
Как видим, не все призраки стремятся довести человека до могилы своей ненавистью или любовью. Некоторым вполне достаточно сказать свое последнее «спасибо» или «прости». Но такие милые духи все-таки исключение, а не правило. Поэтому при встрече с юрэем, лучше держаться от него подальше. А то, как бы не пришлось составить ему компанию на пути в загробный мир.