кто такой ырка славянская мифология
Кто такой Ырка
Ырка — странный персонаж предположительно из славянских мифов. Известно о нем мало, появился он похоже с легкой руки Ю.П. Миролюбова. Миролюбова называют открывателем «Велесовой книги». По ней он написал свои трактаты, в одном и встречается этот самый странный Ырка.
Ырка — это душа самоубийцы, которая бродит по земле ночами, имеет огромные глаза, как у кошки, злобный нрав. Он догоняет припозднившихся одиноких прохожих и пугает их, а то и убивает высасывая души.
Тут стоит задумать о том, что души самоубийц — это заложные покойники, о которых статья уже выложена. Они пакостят людям, появляясь на месте своей смерти, пугают прохожих и пытаются всячески испортить жизнь живым. Тут история об Ырке вступает в противоречие с изысканиями Зеленина, что заставляет задуматься о том, что Ырка все же выдумка Миролюбова. Как и его приятель — Укрут. Укрут приносит Ырке шалунов и непослушных детей, из которых Ырка выпивает души. Чем-то похоже на финского Деда Мороза, ворующего на Рождество непослушный детей и поедающего их.
Как выглядит Ырка
Как прогнать Ырку
Судя по тому же Миролюбову не так страшен Ырка, как его малюют. Нельзя оборачиваться по ночам гуляючи, не смотреть Ырке в глаза, не говорить с ним, звать Чуров, читать молитвы, пугать огнем. В общем персонаж явно слабоват, разве что нервы потреплет. советует Миролюбов еще припугнуть вредного духа: «Отстать от меня, Дуду пожалуюсь!» или спросить знает ли Ырка Отче Наш, тогда он сразу заплачет и убежит.
В общем персонаж странный и забавный и скорее всего придуман самим Миролюбовым вместе с Велесовой книгой.
Кто такой ырка славянская мифология
Ырка (также называемый Ыр или Ыро) – персонаж славянской мифологии, злой ночной дух, нападающий на путников ночью в степи.
Внешний вид
По свидетельствам старожилов «не дай Бог увидать его тьмавое лицо, глаза у него, как у большой кошки, светятся, посмотришь – он тебя и заворожит» [1]. Также некоторые свидетельства говорят о том, что он (или скорее она, потому что некоторые словоформы намекают на то, что Ырка женского рода) в целом похож на человека, но на его теле видны язвы и трупные пятна [2]. Встречается и такое описание, правда, из художественной литературы: «Существо стояло на двух ногах, но при этом сильно горбилось…Ярко выраженные скулы, круглый рот, из которого торчало шесть острых клыков, нос как у мертвеца, который пролежал непогребенным под землю уже не один год, два светящихся желтым светом глаза без зрачков и ничем не отличающееся от человека тело» [3].
Список использованных источников
1. Миролюбов, Ю.П. Русский языческий фольклор. Очерки быта и нравов – М.: Беловодье, 1995 – 350 с.
2. Бычков, А. Энциклопедия славянской мифологии – М.: Олимп, Аст, 2008. – 352 с.
3. Белостудцев К. Ворота. Электронный ресурс URL: https://books.google.ru/books?id=ppY3DwAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false (Дата обращения 20.10.2017)
4. Степанов С. Нижегородские тайны – М.: Посев, 2017. – 380 с.
Bestiary.us
Быстрый переход
Особенно он привязчив на Ивана Купалу. Потому-то и огни разводят в эту ночь. Ырка Иванова Огня боится. Но пуще всего Деда боится. Ежели скажешь ему: «Отстань, а то Деду скажу!», он сразу присмиреет. А коли станет вопросы задавать или скажет что-либо, так надо непременно отвечать: «А ты, Ырка, Отче Наш знаешь?» В тот же момент он заплачет, зарыдает слезами горькими и позади останется.»
«Деда звать» значить призывать Исварога, ибо его имя было Дедо, Дед, Праде, Пращур.
Юрий Петрович Миролюбов
«Русский языческий фольклор. Очерки быта и нравов» (648: Т.1, с.212-213)
«Его помощник — Укрут — искал детей-шалунов, засовывал их в мешок и относил к Ырке, который и пил из них жизнь.» (323: с.207)
Comments
Нельзя ли добавить в статью иллюстрацию от El Padre?
Вот глава «Ырка» из книги Юрия Петровича Миролюбова «Русский языческий фольклор. Очерки быта и нравов»:
Старые люди рассказывали на Рождественское Свято:
И тогда остановилась вода прибывать, перестала земля трястись, и стало тепло, и травы выросли новые, и земля вышла из воды. Так Щуры Щуров и Пращуры Пращуров научились в Бога верить!»
Особенно он привязчив на Ивана Купалу. Потому-то и огни разводят в эту ночь. Ырка Иванова Огня боится. Но пуще всего Деда боится. Ежели скажешь ему: «Отстань, а то Деду скажу!», он сразу присмиреет. А коли станет вопросы задавать или скажет что-либо, так надо непременно отвечать: «А ты, Ырка, Отче Наш знаешь?» В тот же момент он заплачет, зарыдает слезами горькими и позади останется.»
«Деда звать» значить призывать Исварога, ибо его имя было Дедо, Дед, Праде, Пращур.
Представляется, что не нужно быть специалистом, чтобы заподозрить, что что-то с этим текстом «не так». Но судите сами!
Радуют «варианты» названий «Ыр» и «Ыро»! =)
Кстати, вопрос о происхождении ырки открыт. До сих пор не представляю, откуда он мог взяться. Из этого опуса Миролюбова? Или всё-таки из фольклора? Слово, как я уже писал в другой теме, крайне нетипично. Много вы видели слов начинающихся с Ы? =) Это уже наводит на некие подозрения.
Слышала, что он душит свои жертвы. Мне давно уже дедушка всякие страшилки рассказывал. Я даже одно время велась laugh.gif
Про то что оборачиваться нельзя, говорил, а еще надо носить на себе крест или оберег не снимая. Но это, по моему ко многим педставителям нечисти относится.
Хм. позвольте полюбопытствовать, вам дедушка так прям про «ырку» говорил? А кто ваш дедушка? И откуда он про «ырку» наслышан, если не секрет?