кто такой ягон такой дон
Дон Ягон
Был я когда-то совсем малой, невинный, послушный и скромный мальчик. Дом у нас был небольшой, квартир 30, наверное. Все друг друга знали. Так получилось, что во дворе я был самый младший из детей, года на 2-3.
Я обиделся, жестко их всех обозвал дураками и ушел.
Истории из жизни
23.6K поста 58.2K подписчиков
Правила сообщества
1. История должна основываться на реальных событиях, но требовать доказательств мы не будем. Вранье категорически не приветствуется.
4. Администрация имеет право решать, насколько текст соответствует пункту 3.
Давай построим дом из сосны!
Я родилась в Украине. В 80 году с родителями переехала на Сахалин. Однажды шли мы с девочкой домой, а мальчишки нас дразнили и убегали. Она хотела погнаться а я говорю «та нихай бегут». На следующий день учительница и мама этой девочки устроили мне трёпку. А я стояла и не понимала что же за слово получится если в середину вставить «у».
Кстати, если кто не в курсе, ЗНАТЬ и ОСОЗНАВАТЬ, что есть хорошо и плохо, совершенно разные понятия.
ну щас то ты знаешь?
а что касается дона Ягона. у нас говорили «дон Иоган» так палева меньше.имя Ягон хз существует ли вообще. а вот про Иогана(Бах который) все слышали )
Дети не злые, дети очень жестокие, потому что еще не осознают, что такое хорошо и плохо. Все такими были. Меня лично уже 21 год совесть грызет за один жестокий поступок.
Как я маму поздравляла
Седину мама ожидала гораздо позже
Но неосмотрительно родила двоих детей с небольшой возрастной разницей.
Квартира стойко пропитывалась духом соперничества. Попеременно то в одной, то в другой комнате шли битвы за лидерство, вспыхивали драки и гражданские конфликты. Особенным днем в многолетней войне оставалось 13 октября. Мамин день рождения.
Это была возможность перещеголять противника на год вперед. Подарить что-то такое, вызывающее приступ маминой радости и братской зависти. Ставки были слишком высоки.
За месяц до очередного маминого 18-летия я запустила партизанскую деятельность. Подслушивала, подглядывала, пытаясь уловить хотя бы направление Диминого подарка. Однако, брат Дмитрий обладал прозорливым умом и немногословностью табурета. Он хитро водил за нос, провожая на ложные пути. Лишь накануне праздника я узнала, что он сшил маме игрушку.
Глядя в бусиничные глаза олененка, я осознавала, что олень тут я. Моих талантов хватило лишь на пару кособоких, нарисованных цветов и силу слова. Но сдаваться так просто я не собиралась.
— Не можешь догнать? Опереди!
Подумала я и решила поздравить маму первой. Чтобы открытие глаз и погружение в праздник шло под мой звонкий, торжественный голос. Осталось усыпить соперника, дождаться, когда мама ляжет спать и пробраться в комнату родителей. План был прост и безупречно прекрасен.
Мама тихо сопела на кровати, в комнату проникала луна и освещала мою белую ночнушку. Темные волосы свисали водопадом и закрывали лицо.
Через 5 минут стояния стало холодно ногам. Через 10 захотелось пить. Через 15 я уже сопела в унисон с мамой, свернувшись калачиком на прикроватном коврике.
Проснулась от ноги в лицо и дикого визга, влетела челюстью в кровать. Сверху происходило какое-то смертоубийство с криками. Секунд 30 слышалась возня, но упала тьма и всё затихло.
Возвращаясь из ночной поездки, папа мечтал о теплой постели и мягкой жене. Наступить на что-то живое у кровати он не планировал, а потому громко взвизгнул, подпрыгнул и, оборотом через себя, приземлился на маму. Женщину серьёзную, с колоссальным опытом работы в детском саду и мгновенной реакцией. Мощным ударом руки она отбросила мужа к висящему на стене ковру. Уровень паники не падал, у кровати рыдало что-то волосатое, папа карабкался подальше и вверх. Ковер, не выдержав такой нагрузки в килограммах, стал отрываться от стены. Отца снова принесло на маму. Легкую эротическую композицию запечатал тяжелый ковер, упавший вслед за папой.
В три часа утра я свистела свое поздравление в дырку из-под выбитого зуба. Мама, покрытая неровным слоем зеленки, перебинтовывала папину вывихнутую руку. Рядом от недовольства сопел Дмитрий, крепко сжимая в руках плюшевую игрушку.
Ответ на пост «Обидная история»
Ответ на пост «Отцовский тулуп»
— здесь всегда так холодно?
— Там еще и ветер, так что как прибудете сразу просите тулуп как у меня. А вы откуда?
— Ну вы явно кому то дорогу перешли что вас к нам отправили.
Ребята оказались веселыми, время провел хорошо. Был 94 вроде бы. Ну хоть не в Чечню ехали.
Отцовский тулуп
Сам он всегда ходил без перчаток, застегивал тулуп лишь на две петли, верхняя часть с воротником, всегда были распахнуты и оттуда постоянно валил пар. Я думал, что там печка.
Мне пришла в голову мысль. Чтоб не одевать дурацкую шапку и шубу с резинками для варежек, я придумал план. Русе на ухо прошептал, что нужно сделать. Тот кивнул в знак согласия.
— Не хотите одевать свое? В тулупе хотите?
Был он мокрый от снега. Мы напялили на себя его. Руся занял левую половину, я бултыхался в правом рукаве. Из прихожей доковыляли до зала.
Первым сдался Руся. Вышел из тулупа и пошел одевать свою шубу. Я свалился под овчиной и полз до балкона.
Я дополз обратно до прихожей.
Отец поднял меня с тулупом.
— Вот вырастешь, тоже будешь такой тулуп носить.
— Вырастишь тут. Зима вечно. Солнце нет. Кто вырастит то?
Мы вышли на улицу. Погода была новогодняя. Падал снег хлопьями. Елки продавали возле универсама «Молодежный». По Набережной играли в снежки. По Авдеева катали шары снеговика. На Бараева нарушили правила дорожного движения.
На обратной дороге мы цеплялись за отцовский тулуп. Он же нес елку на плече, разгонялся на небольших, скользких участках льда и катился по ним. Мы держась сзади за полы тулупа катились за ним. Так и докатились до дома.
Я поставил стул. Не достаю. Поставил на стул табуретку. Опять не достаю. Руся увлекся своим снеговиком на балконе. Красил морковку в фиолетовый цвет.
— Так то я в принципе все могу. А вот звезда высоко. Не достаю.
— Вырастешь. Все сможешь.
— Правда? Тулуп носить и звезду вешать?
— И не только. Ты еще меня обгонишь. Выше будешь! Дети всегда выше своих родителей.
Вернулся с балкона Руся. Возмущался, что снеговика нельзя тоже домой занести. Мы включили гирлянды и звезду. Стало сказочно. По телевизору шли новости. Горбачев говорил, что все будет хорошо. Показали Шимона Переса. Мама гладила белье. Отец читал «Даму в очках и в автомобиле».
Мы решили расстелить под елкой тулуп. Мол, охотники на мамонтов на привале. Игрались на тулупе, завязывали узелки на шерсти. Представляли, что это шкура убитого мамонта. Мечтали, что скоро, и мы сами наконец сможем одеть такой тулуп и не застегиваться на все пуговицы. Под эти мечтания и уснули. Тулупа нам хватило и укрыться. Вот такой вот он был большой…
В прошлый новый год я шел по дамбе домой. До поздравления президента оставался час. С Ишима дул ветер. Не то чтобы холодно – зябко. Ветер, каким-то образом, пробирался через наглухо застегнутую мою итальянскую, облегченную дубленку. Я вытащил на верх шарф и три раза обернул его вокруг шеи. Пальцы в перчатках сжал в кулак. Уроды, думал я про погодный сервис Гугла. Какие ноль градусов и три метра в секунду. Дубак. Окочурится можно. Возле памятника Кенесары продавали салют и елки.
— Уважаемый. Купи салют и Елку.
— Маленькие елки есть? – поинтересовался я.
— А они все маленькие. Тебе какую?
Я выбрал размером со спичечную коробку. Типа брелка. А больше в мои карманы и не поместиться.
Зайдя домой, скинул дубленку на пол. Даром что итальянская. Не греет. Повесил елку-брелок на ручку холодильника. Включил телевизор. Президент говорил, что все будет хорошо. Я подошел к окну, раздвинул шторы. Петля соскочила с гардины и шторина провисла. Могу дотянуться и поправить рукой. Но зачем, когда в соседней комнате стремянка…
И да. Я на целых 6 сантиметров выше чем отец. На целых шесть сантиметров
Хрупкое искусство. Как я до этого дошел
В комментариях меня часто спрашивают как я пришел к такому редкому виду коллекционирования как собирание юбилейных банок. В этом посте я расскажу Вам об этом.
Сбор бутылок, стояние в очередях в пункте приема, природный интерес к клеймам на дне тары, заложили во мне первый, совсем слабый интерес к истории советских бутылок (фотографии из интернета).
В нашем пункте приема таких красивых девушек не было от слова совсем, а был молодой парень-приемщик с двумя-тремя помощниками из числа пьющей братии. В помещении все время чем-то воняло. Пивом что-ли или вином? Да, и бутылки от этикеток мы не очищали. Только мыли, если они были совсем грязные.
Вернемся, однако, к карманным деньгам. Тратили мы их в основном на газировку. Помню чаще всего в наши Универмаги (д. 2А и д. 28А) привозили «Лимон», «Апельсин» и «Буратино» за 30 копеек, а «Тархун» и «Байкал» по 45 бывали реже и считались неким изыском.
Так уж случилось, что юбилейные советские бутылки, преимущественно тогда были коричневыми. И они мне стали попадаться в ходе моих «танцев с бубнами». Первой ласточкой была бутылка, посвященная 700 летию г. Ровно, выпущенная в 1983 году на Роктиновском стеклотарном заводе в Украине. Вот эта.
Фотографии обеих юбилейных бутылок сделаны моим другом Сашей П., коллекционером из Киева. Мои плохого качества. Интересно, что сначала я никак не мог понять что же там написано. Ну не говно же) Только потом разобрал, что Ровно)
Для меня находка была удивительным открытием! Я так гордился, что нашел что-то необычное. Показывал бабушке, дедушке, родителям. Стал внимательней присматриваться к другим бутылкам. Второй ласточкой стала бутылка, посвященная 110 летию Пивзавода города Лида, выпущенная на Ливанской стекольной фабрике в Латвии. Вот она.
И вот, будучи уже взрослым дядькой, я решил поискать на Молотке (кто помнит этот аукцион?) предметы из моей юности. И нашел, причем, не только две этих бутылки. Я решил восстановить свою первую коллекцию и максимально расширить ее. И вот теперь у меня на работе стоят 138 юбилейных советских бутылок из 164 известных мне.
Теперь о банках. Попутно с поиском юбилейных бутылок прикупил пару юбилейных банок. Как-то особо они мне не зашли. Пока однажды мой друг и коллекционер Юра К. из Котласа не рассказал как он классно и мастерски дистанционно выискивает юбилейные банки в городе Камышине. Он вербовал себе агентов по поиску банок в самом городе налево и направо, ни разу не побывав там. Просто телефон и Авито. Это чистый талант. Юра посоветовал присмотреться мне к банкам и сказал, что это не менее, а может быть даже более удивительный мир. И он бы тысячу раз прав. Банки оказались еще шире по тематике и интереснее по исполнению, чем бутылки. И сейчас у меня в коллекции 170 из 184 известных мне юбилейных банки.
Вот так я и попал в этот удивительный и интересный мир Хрупкого Искусства.
Милота и отвага!
Мопед-мечта мальчишек СССР
О чем мечтал каждый мальчишка в детстве? Правильно, чтобы быстрее купили велосипед. Счастье от первого «железного коня» было безмерным, но недолгим. Так уж устроен человек-все время хочется большего и лучшего. Вот следующим в цепочке «хотелок» был велосипед с мотором, а по простому мопед.
Хоть и мотор у него был слабенький, зато компактный размер, экономный расход топлива и неприхотливость в эксплуатации компенсировали этот недостаток. Впрочем даже этот мотор способен был разогнать мопед до 40 км/ч. Счастливый обладатель мопеда сразу становился «уважаемым человеком» среди сверстников. Даже оправдание «бензин кончился» не спасало его от желающих покататься-тут же притаскивали бензин кто в чем: в бутылках, стеклянных банках и даже в бидонах, но только не в канистрах. По себе помню)))
В СССР мопеды появились достаточно поздно-после Великой Отечественной Войны. Сначала попытались сделать мотор в виде универсального приспособления к существующим велосипедам. Пробовали делать привод от мотора к переднему колесу, разместив двигатель перед рулем, разместить на заднем багажнике. Так же выпускался вариант размещения двигателя под педальной кареткой, вращение передавалось прижимом резинового барабана к шине заднего колеса.
Однако варианты «мотор-приставка к велосипеду» имели слишком много недостатков и распространения не получили.
Конструкция двигателя оказалась очень удачной и выпускалась более 40 лет, перетерпев не один десяток модернизаций. Говорят, китайцы до сих пор выпускают двигатели, созданные на основе советских «дэшек». Мне не пришлось столкнуться с этим двигателем, но модификацию Д-6 разбирал и собирал несметное число раз.
В 1958 году начался выпуск первых мопедов на Харьковском велосипедном заводе- «В-901» с мотором Д-4.
От «безмоторных» братьев мотовелосипед отличался усиленной рамой и увеличенными шинами. Вскоре производство мотовелосипедов передали на Львовский мотовелосипедный завод (ЛМЗ), где начали выпускать новую модель «В-902».
В 1963 году завод перешел на выпуск мотовелосипеда полностью собственной разработки МВ-042 «Львовянка». Модель претерпела пять модификаций и выпускалась до 1970 года, когда начали выпускать серию «Верховина»
Серия «Верховина» отличалась смелым дизайном и пользовалась заслуженным спросом. За 11 лет выпуска претерпела семь модернизаций, не считая специальных моделей «Спорт» и «Турист». Пожалуй самым лучшим рекламистом этих мопедов стал Сережа Сыроежкин.
С 1981 года Львовский мотозавод перешел на выпуск мопедов серии «Карпаты».
Становление мопедов «Рига» была гораздо труднее. Их производство началось в 1958 году на заводе «Саркана Звайгзне» («Красная Звезда» г. Рига). Модель называлась «Спиридитис» (Spiriditis). Двигатель использовался «Ява» с объемом 60 куб.см. Вскоре производство пришлось свернуть из-за множества нареканий. В 1960 году начали выпуск новой модели «Рига-1» с двигателем 50 куб.см, что требовало получение водительских прав. Срочно пришлось разрабатывать вариант с двигателем Д-4, который начали выпускать под названием «Гауя».
Так и выпускали в Риге два класса мопедов: требующие получения водительских прав (Рига 1, 3, 4) и не требующие получения водительских прав (Рига 2 (Гауя), 5, 7, 11,12,13 и т.д).
Объемы производства мопедов на этих двух заводах СССР постоянно росли и к началу 70х достигло отметки 500 тысяч штук в год. Хотя Автоэкспорт активно рекламировал мопеды СССР за рубежом, но объемы экспорта были маленькие, менее 10% в лучшие годы. Вот рекламные проспекты мопедов
Судьба обоих заводов сложилась одинаково грустно: с обретением независимости республик, предприятия потеряли рынок сбыта и поставщиков. В короткий срок оба предприятия обанкротились и распродали оборудование.
Ну и личный опыт владения мопедом.
В один из прекрасных дней, брат купил у знакомого остатки мопеда «Рига-7»: рама, мотор и переднее колесо. Как говорится «кости целы, мясо нарастет». Наш мопед, благодаря друзьям и знакомым, потихоньку укомплектовался всем необходимым, включая фары и задний фонарь. Только тросик сцепления был короткий и ручку пришлось перенести на раму.
Стрелка показывает где стояла ручка сцепления.
Под ручкой сцепления аккурат стоит свеча и естественно без крышки. вот угадайте сколько людей близко познакомились с напряжением зажигания свечи.
Мопед оставил только самые приятные воспоминания: Заводился легко и вытягивал двоих по всем нашим оврагам.
Велик
Я долго не мог научиться кататься на велосипеде.
Предлагал разные варианты. Например, кататься по квартире. Понимаю, что так себе аргумент, но поймите, очень хотелось велосипед! Очень! Родители как-то съезжали с темы. А может, они просто не знали, где можно было купить велосипеды. Это ведь были девяностые. В магазинах ничего не было. А у Серёги, блин, было всё!
Как вы понимаете, мама с папой стали ненавидеть велосипед, дачу, выходные и, скорее всего, меня. Придумывались разные причины не ездить на дачу. И, если раньше я не хотел туда ехать и меня сражал их аргумент: «А есть зимой ты что будешь?». Еще раз напомню, это девяностые, то теперь этот же аргумент использовал я. Помогало. Потом они стали спорить друг с другом, кто будет «кататься» с сыном, и почему в прошлый раз «покатались» так быстро и с такой медленной скоростью.
Первые полгода помню изумленные лица соседей по даче от таких «покатушек». Поначалу родители смущались, но, замечая счастье в моих глазах, со временем им стало плевать на мнение других. А я действительно был счастлив. Я ощущал их рядом. Их заботу.
Потом на каникулах меня отправили к бабушке в другой город, и двоюродный брат дал проехать на «Каме». И я научился! Оказывается, чтобы понять, как держать равновесие, мне мешала рама.
Когда на даче я сам поехал на своём велике, родители стояли рядом с дорогой и смотрели на меня. Они обняли друг друга и смотрели мне вслед. Я ощущал их рядом.
Ясос Биб
Ясос Биб (англ. Yasos Bib, лит. Yasos Bibas, польск. Jasos Biba) (1876—1936 год) — известный литовский философ, который практически всю жизнь прожил в своем родном городе Вильнюсе.
Ясос Биб стал известен очень большому кругу людей после того, как он со своей женой Яшей Лавой (1889—1944 год) начал изучать неумелые шутки на русском языке, заставляющие людей сказать непристойные или даже обидные вещи.
Содержание
Рождение и детские годы [ править ]
Ясос Биб хорошо развивался. Он рано начал читать, особенно любил сказки и смешные истории. «Он читал на уроке чтения, на уроке рисования, на уроке арифметики…» — вспоминал его первый учитель Писсаро Педро Аррастиа. Впрочем, привычка читать на уроках не помешала Ясосу Бибу успешно справляться со школьной программой. Любимыми учителями Ясоса были преподаватель литературы Иаго Мочи́ла и преподавательница французского Мадам Сижу, которую школьники очень любили, несмотря на то, что она требовала от них особого прилежания и усидчивости.
| |
Вскоре он обнаружил у себя и поэтический талант, чему способствовал случай, когда во время аномальных холодов в Испании он приобрёл на местном рынке доху и сильно разочаровался в покупке, поскольку доха не грела абсолютно и по своему качеству оставляла желать лучшего:
| |
Также активно занимался спортом, его наставником являлся знаменитый легкоатлет грузинского происхождения и будущий олимпийский чемпион по бегу на длинные дистанции и спортивной ходьбе по граблям Огого Добегулия. На активное занятие спортом его вдохновили футболисты сборной Японии по футболу Накатика Наебнука и Херанука Помячука.
В школе училось много иностранных детей, и это подвигло Ясоса Биба изучать языки, чтобы общаться с каждым на его языке. Лучшими друзьями Ясоса в его классе стали армянин Агазон Засеян, сын городского садовника-озеленителя, грек Ананиос Слюнидополу, страдающий хроническим насморком, француженка Анаже Д’Ура, отличавшаяся низкой успеваемостью и странными шалостями, которые вредили ей самой, и ирландец Ибус О’Бак, страстно желавший завести щеночка и которого по этой причине бросила подруга Лия, назвавшая его чудаком, о чём он даже сочинил незамысловатую автобиографическую песенку «Я — Ибус О’Бак». Друзья часто ходили в гости к Ясосу Бибу и, сидя на балконе, пили чай с шоколадным рулетом, который готовила бабушка Ясоса по рецепту, который ей дала ещё в Вильнюсе её старая подруга Ахава Нагила, проживавшая у еврейского кладбища в Шнипишкесе. Об этом друзья сочинили песню «С рулетом на балконе гоняем мы чаи», которую часто распевали хором, идя домой из школы.
Переезд в Вильнюс и дальнейшее образование [ править ]
В 1891 году, из-за накопившихся долгов Хуасе Тыпидораса-и-Хуэсоса, их семья возвращается в Литву и поселяется в Вильнюсе, в доме 3Г по улице Опохмеляйтеса, при этом переезду предшествовала длительная задержка ввиду отказа Уймураза поставить свою подпись в документах по продаже старой квартиры; «Подпись деда была важна» — вспоминал Ясос Биб. Здесь Ясос Биб поступает в музыкальную школу; искусство скрипичной игры ему преподаёт профессор Нолемоций Тупеус, а общее фортепиано — доцент венгерского происхождения Мимо Клавиш. Любимыми музыкантами Ясоса Биба были турецкий барабанщик Обстул Хуембей, бразильская певица Оридо Пота, болгарский аккордеонист Порвал Баянов и японская пианистка Херанука Пороялю.
Здесь же Ясос Биб встретил свою первую любовь — девочку-вундеркинда Полю Куликову. После выпускного вечера Ясос Биб сделал ей предложение руки и сердца, но Поля Куликова отказала ему. С горя Ясос Биб забросил музыку и засел в английском баре «Rat & Bat», принадлежавшем британской подданой мисс Порции Виски (англ. Portia Whiskey), и пил там в компании известных в Вильнюсе пьяниц Рюмкевича и Наливайтеса. Иногда к ним присоединялись внебрачный сын Порции Виски Ал Коголик (англ. Al Coholic) и её поставщик вин Набздел Перепьян.
Через несколько месяцев горе было основательно залито спиртом, и Ясос Биб вышел из запоя и задумался о дальнейшей карьере. Поскольку вышел он из запоя около мебельной фабрики «Вильняус балдай», то именно на ней в течение последующих нескольких месяцев он работал, но был уволен за систематические прогулы; «А в цеху его нет» — только и было слышно от рабочих, которых начальство постоянно опрашивало в безуспешных поисках Ясоса Биба. После увольнения с фабрики Ясос Биб отправился в Шавельский уезд, где пытался устроиться работать на торфяном карьере, но уже наслышанный о его похождениях по месту прежней работы начальник участка Марк Шейдер категорически отказался брать его к себе на работу. Эти похождения изрядно надоели Ясосу Бибу, он ощутил тягу к интеллектуальной деятельности и решил получить высшее образование.
1 июня 1896 года Ясос Биб объявил голодовку, расположившись на Ратушной площади с плакатом: «Восстановите Вильнюсский университет — старейший ВУЗ Восточной Европы!» [2] Жандармерия и царская охранка выслали по вооружённому отряду для разгона этой несанкционированной акции, но Ясосу Бибу удалось скрыться; в итоге полицейские избили друг друга, а Ясос Биб бежал в Польшу.
Оказавшись в Польше, Ясос Биб остался без средств к существованию и поступил помощником в кузнечную мастерскую; спустя некоторое время он освоил кузнечное ремесло и самостоятельно выполнил заказ группы крестьян, которым нужны были шампуры для жарки шашлыка. «Вертел накую я — просят мужики» — вспоминал впоследствии Ясос Биб о своём новом ремесле, позволившем ему относительно безбедно просуществовать следующие несколько месяцев.
В сентябре 1896 года Ясос Биб поступает на философский факультет Варшавского университета и специализируется на кафедре Истории искусств под руководством академика Мозги Заржавелли. В 1903 году Ясос Биб защитил диссертацию по теме: «Юмор в фольклоре народов Восточной Европы» под руководством профессора Нематюкайтеса. «Многочисленные философские беседы с этим выдающимся умом сделали меня тем, чем я являюсь сейчас» — признавался впоследствии Ясос Биб.
Ранние философские труды [ править ]
В 1904 году Ясос Биб вернулся в Вильнюс, и в 1904—1913 годы преподавал фольклористику в Лицее Искусств и выпустил серию книг, посвящённых фольклору разных народов.
Особое внимание Ясос Биб уделил литовской мифологии; среди работ на эту тему особенно выделяются книги «Пизюс и Гонду — покровители влюблённых» и написанная в соавторстве с его коллегой по лицею профессором Бздыхом Смехуйским «Кри́ве-Крива́йтис — верховный жрец». Также интересовался Ясос Биб юмористическим фольклором вильнюсских евреев, результатом стала книга «Мотька Хабад как зеркало социального протеста», написанная в соавторстве с известным вильнюсским фольклористом еврейского происхождения Ароном Гутаном.
В соавторстве с иностранными коллегами Бляо Дуном, Хо Мо Секом, Иоганном Тpахенбюpгеpом и Блядеттой ди Курваджио он написал работы, посвящённые юмористическому фольклору народов Европы и Дальнего Востока.
В 1913—1917 годы Ясос Биб написал свои знаменитые теоретические труды: «Создание и форсинг мемов», «Морфология карикатуры» и «История и развитие практической шутки».
Ясос Биб занимался также и чисто практической исследовательской деятельностью. Одним из предметов его исследований было влияние входившей в моду жевательной резинки на развитие творческих способностей у учеников лицея. В результате планомерных исследований Ясос Биб пришёл к выводу, что жевательная резинка резко повышает способности детей к рисованию, что и было изложено в его знаменитой монографии на английском языке « Рисуй, жуй, пузырись ».
Смерть брата [ править ]
К лету 1919 года Ясос Биб окончательно излечился от депрессии, и с 1919 по 1936 год поступил преподавателем на кафедру литературоведения в только что восстановленном Вильнюсском университете.
До сих пор не ясно, зачем Ягон Дон поехал в Россию; некоторые источники считают, что у него там был роман с комсомолкой Леной Головач.
Изучение шуток на русском языке [ править ]
Ясос Биб, Яша Лава «Особенности русских потешек»
В 1920 году (точная дата неизвестна) Ясос Биб загорелся идеей изучения шуток на русском языке, заставляющих человека сказать обидные вещи. В исследованиях ему помогала молодая фольклористка Яша Лава.
Также их снабдили полезными сведениями и оригинальными идеями тайский философ Суньхуйвчай Выньсухим, среди прочего получивший известность благодаря своим неординарным экспериментам, индийский гуру Сутрапьян, в котором его последователи видели воплощение великого Сиву-хи, бога перестоявшей браги и пивной пены, знаменитая югославская поэтесса Ибанка Навзничь, прослывшая в своих кругах женщиной лёгкого поведения из-за своих многочисленных любовных похождений, и прославленная актриса-пародистка Ия Пранкер.
В ходе совместной работы между Ясосом и Яшей вспыхнула любовь, и через год Ясос Биб и Яша Лава поженились. К сожалению, брак оказался бездетным — ввиду осложнений на сердце после перенесённой пневмонии Яша Лава вынуждена была по рекомендации врача А. Бортникова искусственно прервать беременность и после этого не могла больше иметь детей.
Ясос Биб и дети [ править ]
Любимый китайский афоризм Ясоса Биба. [6]
Другой связанный с учебниками Ясоса Биба скандал произошёл в 1963 году в Монголии, когда официальная газета Монгольской народной партии выпустила гневную статью про учебник «Синяя сорока». Посол СССР в Монголии, в своё время обучавшийся по этому учебнику, так на чистом монгольском охарактеризовал статью (а некоторые думают, что и саму партию): « Льстивая, нахальная! ». В монгольском правительстве посмеялись и не стали запрещать учебник, объявив статью «перегибом на местах». (В общем, с птичьей темой Ясосу Бибу не везло.)
Министр образования Хорватии, напротив, высоко оценил учебники Ясоса Биба, сказав: « Dubina Yasosovih misli je neporeciva! Litva bi trebala puknuti od ponosa na Yasos! »
В это же время Ясос Биб написал и учебники для студентов: «Транскрипция иностранных слов в юмористическом фольклоре народов мира» и «Телефон и диктофон — новые друзья шутника». А его исследовательская работа «Как застать человека врасплох, или звуковой кинематограф и новые возможности для практической шутки», намного опередившая своё время, стала изучаться в вузах с 1960-х годов.
Ясос Биб и звери [ править ]
Ясос Биб всегда любил животных.
В детстве он часто ездил с отцом в барселонский зоопарк. Особенно Ясосу нравились кот Шрёдингера, озоновый слон и огненная гиена. Однажды Ясос попытался добраться до огненной гиены, переплыв ров, отделяющий посетителей от животных, но, к счастью для человечества, маленький нарушитель был остановлен речной лошадью, укусившей мальчика за ногу чуть выше коленки. А на берегу его поджидал служитель зоопарка Хулио Тито Гомес, выписавший изрядный штраф за нарушение.
В 1910-е годы Ясос Биб посещал лекции по зоологии в Ветеринарно-Педиатрическом Центре на Большой Погулянке, которым заведовали знаменитый врач Цемах «Тимофей» Айболит и не менее знаменитый фармацевт Элозор «Лузер» Пилюлькин, послужившие прототипами одноимённых героев широкоизвестных литературных произведений. [7] Особенно Ясосу Бибу запомнился цикл лекций «Чем бегемот отличается от гиппопотама», который читал известный русский учёный Н. В. Корнейчук.
Свою любовь к животным Ясос Биб выразил в иллюстрированном пособии «Размножение ёжиков», шлягере «Замри! Я удава веду!» и сборнике рассказов о животных «Пёс да лис».
Полевые исследования [ править ]
Коллега Ясоса Биба, виленский фольклорист Арон Гутан, долгие годы работал над составлением сборника еврейских проклятий, для чего ходил по рынку и записывал речи еврейских торговок. По примеру Ясоса Биба он пытался зазвать торговок в кафе и поделиться проклятиями в обмен на вкусный обед, но торговки не соглашались и ругали Арона Гутана: «Бесстыдник! Гултяй! Наглец! Записывать… да чтоб тебе рецепты писали!». Ясос Биб, к тому времени неплохо выучивший идиш, решил помочь коллеге. Они приходили на рынок вдвоём, и Ясос Биб изображал придирчивого покупателя, доводя торговок до белого каления, а Арон Гутан стоял в сторонке и записывал всё, что торговки желали Ясосу:
Чтоб тебе одна соринка попала в глаз, а другая — в ухо, чтобы ты не знал, какую раньше вытащить!
Чтоб сел ты на вилы и схватился за горячую печь для опоры!
Чтоб твоё красноречие понимали только собаки!
Чтоб ты стал таким богачом, чтоб новый муж твоей жены всю жизнь прожил не работая!
Чтоб ты превратился в мышь, а твой друг в кошку, и чтоб он тобой подавился!
Чтоб в тебя влюбился ангел смерти!
Рыночные торговки про Ясоса Биба
Материалы, собранные во время этих исследований, послужили основой как для теоретических работ в области фольклористики, так и для художественных произведений.
Но не только еврейских торговцев разыгрывал Ясос, доставалось от него и литовцам, и полякам, и всем, кто приходил на рынок. Вот как вспоминает об этом Арон Гутан:
Как-то Ясос увидел в рыбном ряду русского мужичка. Подошёл — и состоялся у них такой разговор: Ясос: Это что за штука? Рыбник: Щука. Ясос: А это что за вещь? Рыбник: Лещ. Ясос: А вот эта тётка? Рыбник: Селёдка. Ясос: А этот чудак? Рыбник: Судак. Ясос: А эта ша́бала? Рыбник: Камбала. Может быть, Ясос придумал бы рифму ещё и к треске и корюшке, но у мужичка сдали нервы, и он возопил: «Ах, ты стерлядь!» — и помчался за Ясосом с багром.
Вероятно, именно тогда у Ясоса Биба зародилась идея исследовать шутки, которые заставляют человека говорить не то и не так, как он хотел бы (как этот бедный мужичок, неожиданно для себя заговоривший стихами).
Художественные произведения [ править ]
Ясос Биб, баллада «Русское детство»
На литовском языке Ясос Биб написал романы: «В подвалах башни Гедиминаса», «Ксендз Воровской слободки», «Призрак собора Святого Франциска», посвящённые жизни виленского дна.
Будучи потрясённым событиями в Испании 1931—1936 годов, Ясос Биб написал на испанском языке неоконченный исторический роман «Сломанные кости (исп. Huesos rotos)», в котором отстаивал монархические взгляды и порицал военную диктатуру и анархизм. Эту книгу Ясос Биб начал писать в 1933 году и продолжал вплоть до самой смерти в 1936-ом.
Не обошёл он вниманием и юных читателей, написав повесть «Хой, Аминет и Брусли», в которой рассказывается про дружбу детей разных народов, сборник рассказов о животных «Пёс да лис» и сказку «Шумелка-мышь и Вуглускр, или повесть о первой любви» про таинственного инопланетного зверя Вуглускра, полюбившего земную мышь.
Песни Ясоса Биба [ править ]
Продолжал Ясос Биб писать стихи и музыку. В Клубе Самодеятельной Песни имени Людовикаса Резы он впервые исполнил свои хиты: «Дарвалдая — дарвалдай», «Одна нога на всех», «Watch the Mall fall down», «We can troll» и другие.
Здесь же впервые была исполнена его фантасмагорическая оратория «Ashot in the dark is always Samvel». Роль дневного Ашота исполнил прилашённый из Кореи контратенор Пак Ля, а роль ночного Ашота (Самвела) — драматический баритон Шота Насвистелли. Особенно запомнилась слушателям ария «Выстрел во тьме всегда где-то слышен».
А самыми известными музыкальными произведениями Ясоса Биба стали песни для мюзикла «Красавица Икуку и три хулигана». Впоследствии во Франции и в СССР мюзикл экранизировали, однако по требованию КПСС и католической церкви хулиганов переименовали в мушкетёров и исключили из сюжета развратную красавицу Икуку (впрочем, в советской версии она упоминается в знаменитой арии главных героев).
Политические взгляды Ясоса Биба [ править ]
Ясос Биб всегда с большим сочувствием относился ко всем бедным и угнетённым, однако считал методы большевиков слишком радикальными. После гибели брата Ясос Биб окончательно разочаровался в социализме и стал придерживаться консервативных взглядов. В 1926 году он выдвигался кандидатом в депутаты Сейма Литвы от партии «Прогресс И Законность — Демократический Единый Центр», однако не был избран. Он часто публиковал в газетах статьи, критикующие базировавшиеся в Вильнюсе многочисленные социалистические, коммунистические и национал-демократические партии. Это вызвало недовольство политбюро ВКП(б), и в 1930 году труды Ясоса Биба попали под запрет в СССР.
Поляки же, напротив, очень уважали Ясоса Биба за его исследования польского фольклора и книги на польском языке, некоторые даже считали его польским философом, причём даже сам Юзеф Пилсудский относился к Ясосу Бибу с большим уважением, о чём не стеснялся открыто говорить: « Ja jako były rewolucjonistą traktuję Jasоsa z wielkim szacunkiem». После присоединения Виленского края к Польше, Ясоса Биба часто приглашали в Сейм, где он использовал своё влияние для отстаивания культурной независимости Виленской Литвы.
В 1920-е — 1930-е годы Ясос Биб активно переписывался с известным финским учёным Кузьмасом Виньей, который много рассказал Ясосу Бибу о борьбе за независимость Финляндии в 1899—1918 годы. Со временем Кузьмас Винья стал лучшим другом Ясоса Биба и часто навещал его, когда приезжал и Виленский университет на научные конференции. В период с 1931—1936 годы Ясос Биб также переписывался с первым президентом Финляндии Пером Сви́нхувудом.
В эти годы Ясос Биб издал свои знаменитые «Диатрибы о вреде левых радикальных идей» и «Диатрибы о пользе культурной автономии».
Роботы Ясоса Биба [ править ]
В 1930-е годы Ясос Биб участвовал в разработках компании Blue Water Lab., занимавшейся изготовлением роботов и мечтавшей обогнать знаменитую Вестингауз. В рамках проекта, которым руководил профессор Франк Н. Штейн, компания пыталась создать робота, по заказу человека поющего на выбранном языке, и Ясос Биб предоставил компании типовые языковые запросы и тексты песен на языках народов мира. К сожалению, опыт оказался неудачным. Во-первых, если люди вместо типовых приветствий и вопросов начинали глупо шутить, робот путал языки. Во-вторых, робот пел таким ужасным голосом, что его окрестили Horrivox [10] и не стали отправлять на международную выставку. Попытки научить робота играть на фортепьяно также не увенчались успехом: робот отвратительно колотил по клавишам и при этом фальшивил (впрочем, Ясос Биб утверждал, что робот играет в манере его любимой пианистки Херануки Пороялю).
Вот как об этом вспоминает участвоваший в разработке канадский инженер Фил Некро:
Наш марокканский коллега, доцент Сами Насери, шутки ради (впрочем, сам он уверял, что в порядке научного эксперимента) решил послать робота по всем известному адресу. Робот, однако, не завис, а пропел русский рекламный слоган: «Крепкие зубы, здоровые дёсны! Зубной порошок — здоровья залог!». Бедный Сами покраснел и выбежал вон. [11] «Позор! Просто позор!» — воскликнул русский коллега, доцент Козлов. И робот спел чешскую песенку про пражский трамвай: « Внимание! Двери закрываются! » Подошёл армянский коллега, профессор Аганбегян, и вежливо поздоровался по-литовски: «Labas rytas! Mano vardas Armen Aganbegyan.» Робот разразился английской учебной песенкой: «Again begin, again began, again begun. I have begun, you have begun, he has begun, they have begun. Again and again. Oh, who can explain. » «По-моему, у робота словесный понос,» — тихонько хихикнул какой-то лаборант. Робот, по-видимому, расслышал последнее слово и спел словенскую патриотическую песню: « Наша Словения — наша гордость! » И так далее, и так далее. Может быть, мы бы смогли исправить голос, но проблема распознавания роботом языков виделась нам долгосрочной.
Британские учёные, однако, полагают, что опыт оказал серьёзное влияние на теорию искуственного интеллекта.
Смерть Философа [ править ]
Вечером 28 февраля 1936 года Ясоса Биба застрелили при попытке ограбления Центрального почтового отделения Вильнюса, через которое должен был пройти крупный денежный перевод. По одной из версий, убийцей стал преступник-рецидивист югославского происхождения Яско Тина, входивший в бандитскую шайку, которую возглавляли дагестанский абрек Поджог Сараев и бывший таджикский штукатур Рулон Обоев.
| | |
— Японская поэтесса Ясука Такая, «С грустью размышляю о последнем дне жизни величайшего из философов современности» |
После непродолжительного следствия и последующего рассмотрения уголовного дела городским судом г. Вильнюса все члены шайки, включая убийцу Ясоса Биба, были приговорены к высшей мере наказания, приговор вынес судья Сейжечас Повесис. Незадолго до исполнения приговора один из членов шайки чеченец Побег Злодеев попытался организовать бунт заключённых, но безуспешно. После исполнения приговора все они были захоронены в безымянной могиле на вильнюсском кладбище Закопай, на аллее почётных захоронений которого Ясос Биб нашёл своё последнее пристанище.
Оставшись вдовой после смерти мужа, Яша Лава прожила ещё 8 лет, занимаясь в основном популяризацией идей и взглядов Ясоса Бибы, пережила Вторую мировую войну и умерла 3 ноября 1944 года после освобождения Вильнюса от немецко-фашистских захватчиков входящей в состав 14-й армии 88-й стрелковой дивизией, которой командовал генерал-полковник Яс Рака, была похоронена рядом с Ясосом Бибом.
Благодарные ученики, читатели и почитатели собрали деньги по подписке и поставили Ясосу Бибу памятник в вильнюсском районе Ужупис, на площади, названной впоследствии его именем. Памятник украшает надпись:
| |
сделанная на 27 языках, которыми владел при жизни философ.
Творческое наследие Ясоса Биба [ править ]
К сожалению, в годы правления в Вильнюсе командорши Софьи Власьевны (1939—1991), труды Ясоса Биба были запрещены, однако расходились в списках, благодаря подпольной типографии «Япиздат», издававшей, главным образом, хокку и танку на языке оригинала.
После кончины командорши запрет в Литве был снят и книги Ясоса Биба снова стали печататься и изучаться в вузах. В 2000 году в городе Расписдзяй Вильнюсской области был открыт университет имени Ясоса Биба.
Многочисленные поклонники посвящали Ясосу Бибу песни, стихи и даже оперы:
| | |
— Ху Тинпуй «Я просто хочу знать…» (перевод с китайского) |
Университет имени Ясоса Биба со временем приобрёл широкую известность. Его посещали многие учёные и политические деятели. Так в 2005 году его посетил президент Азербайджана Ильхам Алиев, приехавший к открытию научной конференции, посвящённой творчеству поэта Лобзика Азикова, а в 2006 году — президент Украины Виктор Ющенко, открывший зал «УПА», посвящённый памяти основателя рок-группы Степана Бандеры; в этот день в университете был дан большой рок-концерт, в котором приняли участие как профессиональные музыканты, так и университетские любительские группы, а на следующий день состоялась премьера рок-оперы «Yasos Bib Superstar», в основу которой легли посвящённые философу стихи Ху Тинпуя.