кто такой туалет головый
Латрины, ночные вазы, бурдалу: история туалетов от древности до изобретения унитаза
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«Кошачий туалет» для фараона и другие древнейшие образцы
Цивилизация начинается с канализации. Древнейшие туалетные сооружения, известные археологам, относятся к шумерской и хараппской цивилизациям. Им более 4,5 тысяч лет. Их обнаружили в Междуречье и на берегу Инда. Уже в те времена люди использовали воду для смыва нечистот. С помощью системы ям и канав отходы выводились за город.
Можно сказать, что шумеры и жители Мохенджо-Даро делят между собой первенство изобретения канализационных систем. Однако знать часто использовала и резные кресла со встроенными горшками. По слухам, запасники Британского музея хранят «трон» царицы Пуаби из Ура. Первые туалеты со сливом найдены в Кносском дворце на Крите. А древние египтяне использовали ящики с песком, на которые водружали каменные плиты с отверстиями.
Античные клубы по интересам: публичные туалеты древних римлян
В Древней Греции воспевались бои на горшках, а римляне подошли к туалетной теме с большим размахом. Латрины – общественные уборные – строили в великом множестве. Эти заведения выглядели как комнаты, по периметру которых располагались чаще каменные, реже – деревянные сиденья с отверстиями, похожими на замочные скважины. Скамьи располагались над канализацией. Нечистоты Рима смывались проточной водой из терм и по небольшому каналу соединялись с основной рекой сточных вод, громадной Cloaka Maxima, а затем попадали в Тибр.
Клоака, назначением которой был спуск грязи в реку, была посвящена этрусской богине Клоацине, хранительнице грязи и чистоты (имя ее видимо произошло от слова «cloare» – очищать). Позже был построен храм, посвященный уже изменившей имя и облик богине. Храм канализационной Венеры (Венеры Клоацины) был небольшим святилищем на Римском форуме, построенным в честь одушевленной реки нечистот, охранницы городского здоровья. Трехметровая клоака сохранилась до сих пор и используется как ливневая канализация.
Справляли нужду коллективно. Роль туалетной бумаги играли морские губки на палочках, которые окунали в желоб с водой, а затем промывали в уксусе. Общение не прерывалось. Разделения на женские и мужские комнаты не было. Известны туалеты на сорок и более посадочных мест. Можно сказать, что посещение латрин было формой развлечения граждан. Там, без отрыва от производства, порой заключались сделки, обсуждались важнейшие дела города, люди встречались, знакомились, любовались фресками и мозаиками. А чтобы мрамор сидений не охладил нежный филей, состоятельные граждане посылали специальных рабов, чьи зады работали грелками для хозяев.
«Ласточкины гнезда» и другие гардеробы: средневековые нужники
Увы, в средневековой Европе канализации не было. В замках строили специальные домики с дыркой в полу, похожие на скворечники, выступавшие из стен. Их называли «хранителями платья» – «гардеробами». Дело в том, что запах нечистот убивал насекомых. И в каменные стены вбивали крючки для одежды, чтобы избавиться от блох и моли. Продукты рыцарской жизнедеятельности летели сверху прямо на зевак.
В городах обходились ночными горшками, которые часто выливали прямо из окон на улицу.
Французское выражение «gardez l’eau» («остерегайтесь воды»), которое трижды кричали перед тем, как выплеснуть горшок, даже считают одной из версий происхождения слова «loo» – «уборная». Вторая версия относится к более позднему времени и возводится к термину «bourdaloue».
Луи Бурдалу: человек, пирог и ночной горшок
Поиск значения слова «бурдалу» в Сети выдает противоречивое. Грушево-миндальный пирог XVII века, иезуитский проповедник того же времени и необычный фарфоровый предмет, похожий на соусник.
«Король проповедников и проповедник королей», профессор риторики, философии и богословия Буржской академии Луи Бурдалу был известен огненным красноречием. Именно потому он был приглашен ко двору Людовика XIV в Версале восемь раз, тогда как по традиции одного и того же проповедника приглашали к королю не более трех раз. Современники писали, что этот оратор говорил ярко и понятно для любой аудитории, однако обличение грехов обычно длилось довольно долго. Настолько, что слушатели начинали задумываться совсем не о смысле речи, а о том, что делать с собственным мочевым пузырем. Так по легенде были изобретены бурдалу (или бурдалю) – женские утки.
Необходимость – мать изобретения. Представьте себе объемные каркасные юбки-панье XVIII века. А теперь подумайте о том, как сложно было даже пройти в двери (да, юбки были складными, но все равно громадными и неповоротливыми).
Нижнего белья женщины той эпохи не носили. Но все равно сходить в туалет в таких нарядах становилось почти невероятным делом. На помощь пришли бурдалу – небольшие женские горшки с анатомической выемкой. Их можно было доверить служанке, спрятать в рукаве или муфте, взять с собой в путешествие в специальном чехле. А затем с помощью прислуги стоя помочиться, не привлекая внимание публики. Даже когда модные юбки уменьшились в размерах, отказаться от такой практичной вещи было невозможно. «Дерзкие соусники» использовались еще в XIX веке.
Унитазы от изобретения до массового производства
Первый унитаз со сливом – творение поэта и инженера, сэра Джона Харрингтона, для Елизаветы I. Увы, в 1596 году в Лондоне не было ни водопровода, ни канализации, а у изделия под названием «Аякс» было немало недостатков. Изобретение не прижилось. И лишь через полторы сотни лет работа продолжилась: Александр Каммингс получил патент на ватерклозет («водяной затвор» – слив клапанного типа) в 1738 году. Еще несколько модификаций, и почти современная версия вида «дерни за веревочку» была сделана Томасом Крэппером.
И вот в 1883 году фаянсовая чаша под названием «Unitas» – «единство», «союз» была представлена на Лондонской международной выставке владельцем керамического завода Томасом Твайфордом. С золотой медали выставки и началось победное шествие унитазов по планете.
Сегодня ватерклозет – необходимый атрибут жилища и… музейный экспонат. Историей туалетов и горшков щедро делятся музеи Праги, Киева, Токио, Дели и южнокорейского Сувона.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Забытая «техника чистых трусов» и другие невероятные факты о туалете прошлого
Ещё каких-то 100 лет назад у нас не было ни тёплой воды в избытке, ни мягкой туалетной бумаги. Как следствие, вопрос гигиены в древности и вплоть до XX века люди решали весьма креативно. Кто-то, отправляясь в туалет, брал с собой специальные палочки. Другие не могли обойтись без помощника. Третьи использовали камни. Лайф рассказывает о самых невероятных приспособлениях, которыми люди пользовались в туалетах на протяжении всей истории.
Нюансы гигиены историками изучаются весьма серьёзно и тщательно, несмотря на деликатность темы. Ведь и эта деталь тоже помогает современным людям понять предков лучше. Как следствие, походам в туалет посвящено много научных трудов. Довольно большой вклад в изучение гигиены древних людей сделал антрополог Филипп Шарлье: в 2012 году он опубликовал большую статью «Туалетная гигиена в классическую эпоху». В ней он приводит убедительные доказательства использования тех или иных способов подтирания в античной Греции и Древнем Риме.
На местах греческих полисов археологи часто находят овальные керамические камушки диаметром от 3 до 12 см. Долгое время считалось, что они использовались как игральные фишки или крышки для сосудов. Филипп Шарлье же считает, что дискообразные голышки заменяли грекам туалетную бумагу.
Подтверждает эту теорию несколько фактов. Во-первых, в Бостонском музее изобразительных искусств можно найти винный сосуд, на котором изображён мужчина, который скребёт свой зад именно небольшим камушком. Во-вторых, известно, что у греков была поговорка, которая звучит примерно так: «И трёх камней достаточно, чтобы подтереться». В-третьих, наибольшее скопление керамических кругляшков археологи всегда находили вблизи древних отхожих мест. Именно камнями на родине Олимпийских игр пользовались не всегда. За неимением оных люди не брезговали подтираться и черепками.
Известно, кстати, что некоторые греки, видимо очень злопамятные и обиженные, царапали на предметах гигиены имена своих врагов или ненавистных политиков. Во всяком случае, в распоряжении учёных есть камни с именами Сократ, Перикл и Фемистокл.
Туалетные скребки в древние времена были распространённым явлением в принципе. Правда, в зависимости от ландшафта, люди «подскребались» разными предметами. Шарлье пишет, что жители прибрежных районов использовали раковины мидий, а обитатели Гавайских островов — скорлупу кокоса.
Римляне придумали более изысканный инструмент. Они избавлялись от нечистот на ягодицах терсориумом, специальным приспособлением, которое по факту является палкой с примотанной к одному из концов морской губкой.
Штуки эти были многоразовыми. Между визитами человека в клозет губки отмокали в бадьях либо с морской водой, либо с разбавленным винным уксусом. Что, впрочем, не мешало бурному развитию бактерий. Уже в античные времена народ знал, что в общественные туалеты лишний раз лучше не заходить.
Как минимум однажды терсориум стал причиной гибели человека. В середине первого века Сенека описал случай смерти германского гладиатора от туалетной палки. Перед очередным боем немец спрятался в уборной амфитеатра, засунул в глотку предмет гигиены и задохнулся.
Причуд личной гигиены хватает и в современной Японии. Но до особенностей ушедших эпох им всё же далеко. Чего только стоит расположение общественных туалетов. Часто они устанавливались на мостах, перекинутых через речные каналы. Считалось, что сдабривание воды калом и мочой увеличивает популяцию рыбы, которая в конечном счёте оказывалась на столах японцев. Исчезли «кавая» — так называется описанная разновидность клозетов — только после Второй мировой войны. Строительство похожих «речных домиков», к слову, практиковалось также во Вьетнаме, на Филиппинах и в Индонезии. Туалетную же бумагу жителям Страны восходящего солнца заменяли сосновые щепки длиной до 25 см и шириной от одного до трёх см. Искренне надеемся, что они не лежали рядом с палочками, которыми едят. Наверняка перепутать было несложно.
Назывались приспособления «моккан». Перед тем как оказаться в туалете, каждая дощечка служила носителем информации. На моккан записывались короткие деловые послания, бытовые заметки и не только. Теряя актуальность, каждая надпись соскабливалась ножом. Только после того, как писать на палке становилось невозможно, она удостаивалась встречи с чиновничьим задом. В домах простых горожан мокканы встречались редко.
Особенности японского туалета в своих трудах подробно описал советский и российский японист-историк Александр Николаевич Мещеряков.
Голливудские фильмы приучили многих к тому, что Средневековье — это прежде всего благородные рыцари в сияющих доспехах и элегантные леди в пышных платьях. Читающие же люди ещё со школы помнят, что ничем из этого в Тёмные века и не пахло. Пахло, точнее невыносимо разило, тогда гнилью, скисшими нечистотами и немытыми телами.
Изабелла Кастильская, королева Испании, за всю 53-летнюю жизнь мылась всего два раза: при рождении и перед свадьбой. К слову, о свадьбах. Они чаще всего проводились в июне, поскольку, согласно традиции, именно в этот месяц дамы принимали ежегодные ванны. Герцог Норфолк не мылся из религиозных предубеждений. Только после того, как его тело покрылось гнойными нарывами, слуги вусмерть напоили господина и вымыли. Понять герцога можно — церковь не приветствовала сам факт мытья, ибо чистота потворствовала похоти. Собственно, монахам и монашкам поэтому запрещалось мыть что-либо, кроме рук или лица вообще.
Лорды, герцоги и короли, как известно, жили в высоченных замках. Отхожие места, «тайные покои», или, проще говоря, туалеты, располагались на каждом этаже. Реже — не вариант, так как из-за рациона диарея в Средневековье была верным спутником каждого богача. Уборные представляли собой комнаты с дыркой в полу, которая «телепортировала» кал и мочу прямо в ров. Простые горожане часто ходили по-большому в любом тёмном закоулке. Оттого сильные дожди тогда никто не любил: в узких улочках непременно возникали реки смердящей жижи.
Подтирались при этом люди не всегда, а если приходилось, то чем попало. Богатые, например, использовали в этих целях изящные полоски дорогих тканей. Бедняки в лучшем случае перебивались старыми тряпками. За пределами городов в ход часто шли листья растений и мох.
Англия в эпоху Нового времени
В период с XVI по XIX век отношения людей с гигиеной улучшились. Во всяком случае, у английской знати. Именно в Англии и именно в начале эпохи Нового времени появились «камергеры стула«. Главной обязанностью людей, занимающих эту должность, было сопровождение королей и лордов в туалет. Там камергеры занимались тем, чем вельможам заниматься было не положено: обслуживанием ануса. Ещё туалетные слуги часто общались с врачами, приставленными к богатым дворам. Камергеры докладывали лекарям о свойствах испражнений, что позволяло следить за состоянием здоровья господина.
Несмотря на незавидную участь, туалетные камергеры были одними из старших слуг в иерархии. Абы кого к своим окорочкам богачи не подпускали — только проверенных людей. И с ними короли да лорды во время туалета охотно делились государственно важной информацией. А то и вовсе спрашивали у слуг советов.
Какими были средневековые туалеты для лордов — с подтиркой в виде мха и прогрессивным смывом
Средневековые туалеты были не так уж плохи! По крайней мере, если вы — лорд и владелец огромного замка с высокими стенами. Во многих крепостях можно заметить выступающее за край стены строение, эдакую будочку с каменной шахтой внизу. Это и есть туалет для высокородных. В те времена он назывался «гардероб» или «приватная комната», и в нем было довольно много удобств (по меркам Средневековья, конечно).
Отходы, как видите, просто падали вниз — либо в крепостной ров, либо в протекающую внизу реку. Позже каменные шахты начали отводить в общие для всего замка выгребные ямы, чтобы крестьяне могли набрать содержимое для удобрений. Такие туалеты стали сравнительно массово появляться в XIV веке. Замки тогда начали становиться больше, многие перестраивались согласно веяниям времени, и комфорт был в умах архитекторов не на последнем месте.
Внутри туалет освещался с помощью маленького окошка (оно же служило для доступа свежего воздуха). Стены белили известковой штукатуркой, чтобы помещение было светлее. Коридор, который вел сюда, изгибался под углом, добавляя приватности (двери здесь ставились не всегда). Высокородные зады сидели на деревянных седушках, где вырезались отверстия причудливых форм. Самой популярной была форма замочной скважины — своеобразный юмор.
В качестве подтирки использовалась солома, трава и мох.
Пол «гардероба» устилался камышом, соломой или ароматными травами. Однако это несло в себе опасность: пожары в туалетах были нередки. Другой опасностью было то, что шахту иногда делали довольно длинной — и по ней могли забраться вражеские солдаты во время осады.
Слив поначалу производился просто — ведром воды. Потом умельцы начали придумывать более остроумные решения: к примеру, дождевая вода могла собираться в цистерну и подаваться в слив с помощью механизмов. Еще более изящная система собирала сточные воды с кухонь замка и подавала ее для смыва. С беспощадной средневековой практичностью жители замка вешали у таких туалетов свои вещи на ночь — в надежде на то, что пары аммиака убьют клопов и вшей.
В замках существовали и писуары.
Замковые туалеты с удобствами были прерогативой лорда, его семейства и придворного священника. Остальные жители замка пользовались простыми выгребными ямами. Однако специально для несущих караул стражников прямо в крепостных стенах и башнях нередко делали писсуары — иначе весь замок превратился бы в сплошной общественный туалет.
Туалетная тема во многих странах сегодня считается табуированной и слишком интимной для публичного обсуждения. Однако сотни лет назад люди относились к ней иначе и не стеснялись не то что говорить на эту тему, но и справлять нужду на глазах друг у друга, на совещаниях с придворными и на балах. За несколько столетий уборные проделали большой путь от простых ям и дырок в каменных плитах до знаменитых ватерклозетов и подвесных унитазов. Туалеты превратились в поле деятельности инженеров и дизайнеров, которые соревнуются в силе фантазии, создавая скрытые в стенах системы смыва и бачки, работающие от касания пальца. Туалетный рывок — в материале «Ленты.ру».
Зарождение блага
Туалеты не относятся к великим достижениям современности, в разных видах они существовали на протяжении всей истории человечества. Первые прототипы уборных появились еще до нашей эры в местечке Мохенджо-Даро, на территории современного Пакистана. Несмотря на относительную древность, отхожее место выглядело не как дырка в полу: оно было оборудовано кирпичным сиденьем, а отходы жизнедеятельности смывались в подземную канализацию.
Подобные конструкции были популярны и в Древнем Египте, где создатели немного изменили дизайн, заменив кирпич на известняк. Вскоре идея дошла и до жителей острова Крит. Однако больше всех повезло шумерской царице Шубад — для нее соорудили персональное каменное сиденье, сделав его в виде трона, украшенного резьбой и драгоценными камнями. Спустя время изобретение древних сантехников стало достоянием истории — трон правительницы обнаружили во время раскопок.
В нашей эре в мире устоялся культ гигиены и чистоты, который особенно почитали древние римляне. Они прославились не только термами, но и большими общественными туалетами. Их часто украшали богатой настенной живописью, внутри зажигали курильницы с благовониями. Тогда о табуированности интимной темы не было и речи — общественные уборные служили местом встреч, где посетители, справляя нужду, обсуждали последние новости.
Фото: Heritage Images / Sites and Photos / Diomedia
Однако роскошь была доступна только избранным — простые горожане и рабы ходили в туалеты попроще. Их тоже украшали «живописью», но вместо узоров и фресок рисовали непристойные картинки. В распоряжении непривилегированных находилось небольшое помещение, вдоль стен которого крепилась массивная плита с многочисленными круглыми отверстиями. Изначально общественные уборные были бесплатными, но в период правления императора Веспасиана система изменилась. Взойдя на престол, он столкнулся с катастрофической нехваткой денег в казне и, чтобы пополнить ее, решил обложить посетителей туалетов налогом. Гениальную идею не оценил сын Веспасиана Тит. Правитель решил наглядно доказать свою правоту: во время ожесточенного спора он поднес к носу Тита монету, полученную от посетителя уборной, и спросил, пахнет ли она, подчеркнув, что она «получена с мочи». Тит отрицательно покачал головой, дав жизнь известному афоризму «Деньги не пахнут».
Зловонные берега
Туалеты эпохи Средневековья не отличались особой изобретательностью. В отличие от Древнего Рима, в большинстве европейских городов не было канализации, поэтому для утилизации отходов местные жители использовали подручные средства и окружающую природу. Большую известность получил способ, использовавшийся в имениях богатых феодалов: стоки сливали их в ров, окружающий замок. Иногда фекалии сразу стекали в землю из специальных комнат, где хозяева и их слуги справляли нужду.
Подобную систему высмеял голландский живописец Питер Брейгель-старший в своей работе «Нидерландские пословицы», которую иногда называют «Мир вверх тормашками». Произведение 1559 года посвящено буквальному пониманию крылатых фраз: герои картины действительно стригут овец, рассыпают бисер перед свиньями и бьются головой о стену. Что касается уборных, то в этом смысле внимание привлекает правая часть картины, где из окна строения видны ягодицы человека. Существует несколько версий о том, какое именно выражение символизирует эпизод. Это может быть и «Висит, как нужник над ямой», что означает очевидный случай, и «Вдвоем ходят в сортир» — полное согласие. Несмотря на семантическое значение, картинка наглядно демонстрирует, какими были туалеты в ту эпоху.
Картина Питер Брейгеля-старшего «Нидерландские пословицы», 1559 год
Изображение: Pieter Bruegel the Elder
Наличие рвов вокруг замка было настоящим подарком для проектировщиков и не требовало сложных инженерных расчетов. Однако в тех зданиях, вокруг которых не было глубокой канавы, разработчики сооружали под отхожими местами полые помещения — подобие современных септиков (большие емкости для сбора и очистки бытовых и хозяйственных сточных вод — прим. «Ленты.ру»).
Такие выгребные ямы обслуга могла не чистить годами и, как выяснилось в XII веке, совершенно напрасно. В 1184 году император Генрих VI в попытках урегулировать военный конфликт собрал его участников в церкви Святого Петра в немецком Эрфурте. Для беседы в Тюрингию приехали несколько десятков представителей рыцарской знати и высокопоставленных чиновников. Они собрались в одной из комнат, которая находилась над таким выгребным подвалом. Гостей оказалось так много, что под их тяжестью полы не выдержали и обрушились, а люди упали в яму с фекалиями. Более 60 человек утонули.
После этого случая на подобную систему сбора экскрементов обрушилась критика. Оказалось, что катастрофа произошла не только из-за большого количества людей, но и из-за качества полов — зловонные отходы, источая неприятный запах, разъедали деревянные перекрытия, способствуя их гниению. Этот случай стал частью истории Германии и известен под фигуральным выражением «Эрфуртское болото».
«Поберегись!»
Обычные горожане, в отличие от богатых владельцев замков, находились в худшем положении. Их дома не были окружены рвами, поэтому для туалетных нужд они использовали емкости и стулья с чашами, содержимое которых потом выливалось на улицу прямо из окна. Особенно такая практика прославила Париж. Из-за постоянных выбросов фекалий улицы города превратились в зловонное месиво, а романтичные прогулки под луной сопровождались риском попасть под летящие экскременты.
В XIII веке этот способ избавления от отходов хотели запретить, но законодательно повлиять на поведение парижан не удалось. Тогда горожанам велели кричать из окон «Поберегись» или «Внимание, лью!», предупреждая людей об очистке горшков. Система срабатывала не всегда, поэтому вскоре жители стали носить шляпы с широкими полями и передвигались на ходулях, спасающих обувь от загрязнений.
При королевском дворе дела с туалетами обстояли не лучше. Подданные использовали для своих нужд любой угол или отдаленный коридор дворца. В XVII веке французский король Людовик XIV пользовался креслом с закрепленной под сиденьем чашей. Правитель был лишен скромности и, видимо, не считал тему табуированной, поэтому позволял себе испражняться в бальной зале и даже во время совещания с министрами.
Гости пышных придворных торжеств приносили с собой для неотложных нужд специальные чаши бурдалю, названные в честь известного французского проповедника. Он был знаменит особенно длинными речами, во время которых прихожане пользовались особыми вазами, чтобы не терпеть до конца мессы. Вскоре такие емкости стали неотъемлемой частью французского придворного быта, их укрывали в пышных юбках, а при необходимости отходили в закрытое помещение, которое стало называться отхожим местом.
Смена курса
Инженерная мысль не стояла на месте, и первые прототипы современных унитазов появились в Европе еще в XV веке. Тогда итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи получил приглашение от французского короля Франциска I. Приехав в Париж, да Винчи был так потрясен стоявшей там вонью, что решил спроектировать унитаз. Его проект предполагал сиденье, дренажную систему, вентиляцию и крышку, которая могла бы «запереть» внутри неприятный запах. Однако Франциск не оценил прогрессивную идею художника — он подсчитал, в какую сумму обойдется строительство канализации, и отказался от проекта. Тогда пошли слухи, что большие затраты стали не единственной причиной для отказа — правитель, в отличие от многих дворян, имел туалет-трон, очень гордился имуществом и не хотел терять туалетную исключительность.
Только в 1596 году английский поэт и придворный королевы Елизаветы I сэр Джон Харингтон разработал проект ватерклозета — унитаза со сливным бачком. Работа получила название «Новый дискурс на устаревшую тему». В итоге приспособление было установлено в королевских апартаментах и получило положительную оценку монарха, однако в массы не пошло. Существенным недостатком изобретения Харингтона была прямая сточная труба — конструкция не блокировала неприятный запах.
Подвесной унитаз от компании Geberit
Проблему удалось решить в 1755 году. Лондонский часовщик Александр Каммингс взял за основу проект Харингтона, но использовал для стока S-образную форму, что не позволяло канализационному газу попадать через унитаз обратно в помещение. Вскоре Каммингс получил на свое изобретение патент. Спустя столетие в обиход вошла U-образная труба, что окончательно решило проблему неприятного запаха.
В это время в сантехнике прославился и лондонский водопроводчик Томас Крэппер. В отличие от коллег, он не занимался созданием новых унитазов, а предпочел усовершенствовать уже существующие модели, которые не были оборудованы емкостью для набора воды. Крэппер решил вопрос с помощью шарового крана — конструкции, которая позволяла дергать за цепочку, смывать, а после наполняла подвешенные над унитазами резервуары.
Сантехника была доведена до совершенства в XX веке — во многом благодаря швейцарской компании Geberit, созданной в 1874 году Каспаром Мельхиором Гебертом. Стартовавшая как семейный проект, компания быстро стала лидером рынка и разрослась: ее филиалы открылись в Германии, Австрии, Франции, Бельгии и Нидерландах. Сотрудники Geberit создавали новые унитазы и усовершенствовали старые образцы. В 1965 году разработчики Geberit придумали первый в мире встроенный смывной бачок, известный как инсталляция, а в 2003-м — подвесные унитазы-биде, которые вскоре заполонили туалетные комнаты по всему миру.
Нетрадиционный подход
Туалетная тема настолько укоренилась в общественном дискурсе и культуре, что превратилась в элемент досуга: по всему миру открываются необычные музеи истории туалетов. Сегодня их можно посетить в столице Индии Нью-Дели, в Киеве и в южнокорейском городе Сувоне. Экскурсоводы предлагают ознакомиться с экспонатами, посвященными разным эпохам, — от первобытных предметов до современных дизайнерских унитазов. Экспозиции также включают карикатурные изображения, демонстрирующие использование туалетов, комиксы и смешные сувениры.
Одним из самых богатых музеев считается киевский. Он располагает большой коллекцией не только унитазов, но и других предметов быта, используемых для гигиены, — биде, кувшинов, рукомойников, зубных щеток, туалетной бумаги и мыла. Владельцы гордятся и коллекцией сувениров более чем из 600 экспонатов: пепельницы, зажигалки, брелоки, табачные трубки — все так или иначе напоминает унитазы.