«Ведьмаку встречались в жизни разбойники с внешностью городских советников, советники, похожие на вымаливающих подаяние старцев, и короли с манерами разбойников. Стрегобор же всегда выглядел так, как по всем канонам и представлениям должен выглядеть чародей». — Описание Стрегобора в «Гвинте», выдержка из «Меньшее зло»
Стрегобор, известный как Ирион (ориг. Stregobor) — персонаж в рассказе «Меньшее зло», чародей из Ковира, специализировавшийся на магии иллюзий.
Содержание
Биография [ ]
Стегобор служит чародеем в Ковире при дворе Иди. Вместе с Завистом он называет пришедшего с мёртвой амфисбеной Геральта бездумной машиной для убийства и трупоедом. Так происходит их первая встреча с ведьмаком.
Происходит солнечное затмение. Решив проверить слова Эльтибальда совет магов начинает своё расследование. Участвующий во всех мероприятиях Стрегобор становится зрителем вскрытия одной из предполагаемых мутантами девушек. Уверовав после этого в слова Эльтибальда он вместе с советом и другими чародеями начинает охотиться и убивать девушек, причастных к злополучному затмению. Быстро разочаровавшись в убийствах, чародей становится приверженцем их заточения в башни.
Спустя четыре года к нему вновь обращается Аридея. Узнав где она находится, он направляется в Махакам. Встретив там чародея Ренфри догадывается о том кто первоначально стал причиной её покушения. Едва спасшись Стегобор превращает княжну в глыбу из горного хрусталя. После этого он скидывает её в гномью шахту и заваливает ее.
Ренфри расколдовывают. Спустя некоторое время в Ковире он переживает три покушения на свою жизнь. Испугавшись, маг направляется на Понтар, а затем в Ангрен, но всё безуспешно. Каждый раз его настигают нанятые Ренфри люди. В последний раз он останавливается в Блавикене, там он, живя под именем Ирион, проводит год.
Участие в литературной cаге [ ]
Отказав в «Тридамском ультиматуме» княжне, он наблюдает короткий бой между Ренфри и Геральтом. Сразу после её смерти он приходит на площадь. Предложив провести вскрытие тела княжны он натыкается на яростный отказ ведьмака. Сказав на прощание пару слов он отправляется обратно в Ковир.
Стрегобор (ориг. Stregobor) — персонаж сериала «Ведьмак» от Netflix.
Описание [ ]
Стрегобор — самый классический маг. Немолодой с благородной сединой, одевается в богатые наряды. Носит посох, украшенный хрустальным шаром. Чародей и мастер иллюзий, любит окружать себя сотворённой иллюзией роскошью. Имеет пытливый ум, интересуется наукой, хотя в стремлениях своих готов зайти слишком далеко ради абстрактного блага и меньшего зла.
История [ ]
«Начало конца» [ ]
Стрегобор долгое время занимался изучением «Проклятия Черного Солнца», которое грозило приходом Лилит, грозной богини ночи, единственной целью которой было истребление человеческого рода. Путь Лилит должны были подготовить 60 дев в золотых коронах, которые заполнили бы кровью русла рек. Стрегобор изучал девочек, рожденных во время солнечного затмения — Черного Солнца, и обнаружил у них внутренние мутации. Он попытался вылечить их, заперев в башнях, но все они умерли. После их смерти Стрегобор проводил вскрытия, чтобв подтвердить исследования. Дочь Фредефалька, короля Крейдена — Ренфри, родилась при личном присутствии Стрегобора — в полдень, в полной темноте затмения. Стрегобор был убеждён, что она является воплощением зла, что подтвердили слова мачехи Ренфри Аридеи несколько лет спустя. По её словам — Ренфри проявляла жестокость к слугам, мучила и убивала животных. Опасаясь, что она представляет угрозу родным детям Аридеи, Стрегобор подослал к девочке убийцу, но покушение не удалось. Убийца был сам убит заколкой Ренфри, а девочка исчезла.
Но Стрегобору не удалось убедить Геральта, что убийство Ренфри будет меньшим злом, нежели приход Лилит, и Геральт покинул город.
С ними дядька Стрегобор: сериал «Ведьмак» от Netflix — предыстория, мифология и что получилось
На Netflix вышел сериал «Ведьмак» по мотивам одноименного цикла польского фантаста Анджея Сапковского. Шоу ждали с интересом, но не без иронии, а результат приняли спорно. Станислав Минин рассказывает, чем нетфликсовский «Ведьмак» отличается от книг, чем напоминает «Игру престолов» и другие глыбы масскульта, а также почему сериал все же удался, удовлетворив фанатов и заинтриговав неофитов.
Перед просмотром сериала «Ведьмак» made by Netflix нередко задаются вопросом:
«Нужно ли читать книги Анджея Сапковского, чтобы понять сериал?»
Правильного ответа нет. Книги полезно прочесть, чтобы понять и полюбить мир и героев Сапковского. Сериал, как это часто и порой неизбежно бывает, очертил лишь контуры этого мира, упростив попутно конфликты.
Обложки книг Анджея Сапковского и ведьмаке
Этот мир придуман не нами: Анджей Сапковский и литературный первоисточник
Цикл о ведьмаке — это две книги рассказов, первый из которых Сапковский написал еще в конце 80-х, и пять томов саги, законченной в 90-е. Несколько лет назад пан Анджей написал еще книгу-приквел «Сезон гроз». До этого мир покорила компьютерная игра «Ведьмак», визуализировавшая мир Сапковского. Некоторые геймеры даже полагали, что книги написаны по ее мотивам, а не наоборот. Это всегда бесило Сапковского. Как и то, что он продешевил, продавая создателям игры права на персонажей.
О чем книги? О выдуманном мире, отвоеванном людьми у Старших народов — эльфов, краснолюдов и гномов, которые либо учатся сосуществовать с человеком, либо ведут против него партизанскую войну. Конечно, в этом мире есть магия. Чародеи — это, по сути, ученые, сумевшие подчинить себе природу и ее силы.
События разворачиваются во времена захватнических войн, которые ведет на севере Нильфгаардская империя. В чем-то она похожа на Великий Рим, в чем-то на арабский халифат, в чем-то на Третий рейх. На севере ей сопротивляются объединенные силы нескольких королевств. Волшебники пытаются управлять волей королей и создают тайные ложи. Плетутся шпионские интриги. Человек человеку — вурдалак, а краснолюду и эльфу — подавно. Потому представители Старших народов либо записываются в армию добровольцами, либо создают незаконно-вооруженные формирования и уходят в лес. Над миром висят мрачные эльфийские пророчества. А по земле бродят чудовища — реликты хаоса.
Трое в лодке, не считая Предназначения: персонажи
В этот круговорот вплетены три судьбы. Ведьмака Геральта из Ривии (Генри Кавилл), которого в детстве подвергли мутации и сделали профессиональным убийцей чудовищ — от вампиров и леших до кикимор и могильных гулей (нет, это не голуби!). Его жизнь — рефлексия и поиск идентичности: человек ли он? Должен ли испытывать привязанности?
Второй герой — волшебница Йеннифэр (Аня Чалотра). Магия избавила ее от врожденного уродства, подарила долголетие на грани эльфийского бессмертия, но лишила возможности иметь детей. Большинство волшебниц смирились с этим обстоятельством. Но Йеннифэр — особенная. С Геральтом их связывает любовь. Нет ничего сложнее любви двух рефлексирующих личностей.
Третий герой — принцесса Цирилла, она же Цири (Фрейя Аллан), внучка Калантэ, королевы Цинтры. Она потеряла родителей. Затем нильфгаардцы сожгли ее родную Цинтру. Но Цири и Геральт связаны силой Предназначения. Он спас ее отца и попросил у него то, что «у того есть, но о чем он не знает». Из сказок нам известно, что этот сюрприз — чаще всего ребенок. Так и в мире «Ведьмака». Цири — ребенок-неожиданность.
Можно считать, что Предназначение — главный герой книг о ведьмаке. Это сила, связывающая людей, определяющая их цель в жизни. Можно поддаться этой силе. Можно бороться с ней. Тогда Предназначение сотрет с лица земли королевства, лишь бы соединить тех, кого оно уже решило свести вместе. Постмодернистской сказке с политическими интригами это придает эпическое звучание. Создатели сериала ухватились за эту нить и с первого сезона настойчиво вбивают зрителю в голову: с Предназначением не шутят, нужно ему подчиниться, иначе всем крышка.
Сказка — ложь, так ну ее к чертям! Славянская мифология и цитаты в книгах и сериале
Сапковский не любит, когда его называют постмодернистом. Видимо, он просто не хочет ярлыков. На самом деле именно постмодернистская ирония, цитация, игра с читателям в узнавание мотивов из сказок делают цикл о ведьмаке особенным.
Чудовище, которому купцы на год оставляют красавиц в обмен на богатства. Разбойничья шайка семи краснолюдов и Белоснежки, которая всех сажает на кол. Русалочка, которая предлагает принцу, если тот ее любит, отрастить себе хвост и жабры. Портной, набивший отравой шкуру овцы, чтобы погубить золотого дракона — красоту, которую он не в состоянии понять. Черт в поле, крадущий семена для эльфов, тщетно пытающихся наладить сельское хозяйство. И Право неожиданности, превращенное в некий моральный императив.
Это лишь некоторые аллюзии и цитаты. Искать их, узнавать — отдельное удовольствие, которого не стоит никого лишать. Продюсер сериала Лорен Шмидт Хиcсрич и ее команда сценаристов и режиссеров поступили совсем просто. Они оставили удовольствие читателям книг. В нетфликсовском «Ведьмаке» нет никакой цитатной игры. Нет семи гномов, и Белоснежка без них не узнается. Нет портного. Нет анекдотической ситуации с первым желанием Геральта джинну. Нет красавицы и чудовища, нет русалочки. Можно сказать, что всех их перемололи жернова Предназначения. На самом деле из книг убрали все, что отвлекает от генеральной сюжетной линии.
Есть мнение, что в мире «Ведьмака» обязательно должен присутствовать славянский колорит и без знания соответствующей мифологии и обрядов — хотя бы поверхностного — не обойтись. Это не так. Обойтись можно запросто. Сам Сапковский всю жизнь насмехался над славянским фэнтези и написал универсальное. Весь колорит создают отдельные имена (Стрегобор, Визимир, Весемир), географические названия (Вызима, Новиград, Марибор) и отдельные виды нечисти вроде кикимор, утопцев, лешего и упырицы-стрыги («the stryga» в сериале). Русский или чешский читатель в этом мире — как дома. Англоязычному, конечно, посложнее. Но с дотракийцами и Высоким валирийским наречием он как-то разобрался, а прежде — с ситхами и дроидами.
Сложнее понять оригинальность Сапковского без Толкина и «Властелина Колец». Те же гномы, только купцы и матерщинники. Те же эльфы, только головорезы. Те же хоббиты, только фермеры. Те же маги, только прохиндеи и нимфоманки. Это другое фэнтези. Впрочем, тому, кто смотрел «Игру престолов» (2011–2019), к другому и не привыкать. По-хорошему «Ведьмак» должен был случиться раньше. Между экранизацией «Властелина Колец» и «Игрой престолов». И здесь мы подошли к самому интересному.
Цири Старк и Йеннифэр Бурерожденная: влияние «Игры престолов» и «Мира Дикого запада»
Никакой экранизации «Ведьмака» силами Netflix не случилось бы, не будь триумфа «Игры престолов». Это был таран, который подготовил массовую публику для восприятия фэнтези. Лорен Хиссрич в одном из интервью говорила, что несколько лет назад и подумать не могла, что станет читать такую литературу и писать по ней сценарий. Но HBO прогремели с «Престолами». Netflix должен был этим воспользоваться, причем как можно скорее. Только возмущенная публика проводила Джона Сноу за Стену, как Геральт, напившись эликсиров, уже начал рубить кикимор на болотах и расколдовывать упыриц в замках.
Проблема для создателей заключалась в том, что Джордж Мартин, автор «Песни огня и льда», — профессиональный сценарист. Он работал в Голливуде. Его книги написаны так, что можно брать и снимать. Примерно это и делалось с первым томом и первым сезоном, это потом начались необходимые (и не очень) склейки и выкройки, потому что фантазия Мартина плодила все новых и новых персонажей. Сапковский же сразу поставил перед сценаристами сложную задачу. Первый сезон «Ведьмака» сняли по рассказам — и только. Но в рассказах нет трех линий персонажей, которые развиваются параллельно. Мы видим мир и все события глазами ведьмака. И только. А «Игра престолов» приучила всех к другому.
В итоге в сериале нет многого, что есть у Сапковского. И есть немало такого, на что Сапковский лишь указывает. Мы знаем все о скитаниях сиротки Цириллы. Мы видим, как Йеннифэр стала волшебницей. Мы следим за битвой на Содденском холме, а в книгах вместе с Геральтом — лишь читаем имена погибших на обелиске. Лорен Хиссрич и компания, в общем, нашли те точки силы, которыми могла питаться их собственная фантазия, не разрушая при этом мир Сапковского. Дальше им должно быть легче.
Второстепенные персонажи, прошедшие нетфликсовскую Пробу трав, теперь должны жить по закону сериальной мутации. Маг Стрегобор появляется у Сапковского только в одном рассказе. Раз Netflix позволил ему существовать, значит, Стрегобор (Ларс Миккельсен) должен превратиться в лидера фракции в магическом парламенте, консерватора или республиканца, как угодно. Если волшебница Фрингилья (Мими Дивени) попала по распределению в Нильфгаард, то она должна превратиться в леди Мелисандру и быть проповедницей религиозного фанатизма (в книжном Нильфгаарде ничего подобного нет).
Фрингилья — не единственная героиня, у которой есть «игропрестольный» архетип, как и у многого, что происходит в «Ведьмаке». Из окна нужно выпрыгивать ровно так же, как это сделал король Томмен Баратеон. Сирота Цири? У нас уже была сирота Арья Старк. Йеннифэр сжигает леса без трех драконов, но так же технично, как Дейенерис. И так далее, и так далее.
«Престолами» все не ограничивается. Если в вашем мире есть академия волшебства, то хотя бы ее бальный зал должен напоминать Хогвартс. Ну а когда нильфгаардец Кагыр Книжный Кагыр настоял бы на том, что он виковарец, а не нильфгаардец — прим. автора говорит чародею, что воюет потому, что «хочет добраться до центра всего этого», то удивляешься, что у него на голове нет черной шляпы, на поясе кольта, а вокруг — не андроиды из «Мира Дикого Запада».
Перемотать Сапковского: что получилось
С «Миром Дикого Запада», впрочем, «Ведьмака» уже сравнивали. Одна из главных претензий публики к сериалу — хронология событий. Линии персонажей развиваются в разное время, хотя события их жизни могут быть показаны в одной серии, происходя как бы параллельно. Человеку, не читавшему книги, сложно понять, почему в первой серии мы видим пожар и захват Цинтры, а в четвертой она цела, все живы, а щечка к щечке. В «Мире Дикого Запада» игра с хронологией считается сильной стороной, фишкой. В «Ведьмаке» она воспринимается многими как слабость сценария.
Отчасти это неосознанный снобизм. Фэнтези считается низким жанром, «Игра престолов» мало что изменила в этом смысле. Научной фантастике позволено экспериментировать с нарративом. Но если ты снимаешь кино не про андроидов или космическую одиссею, а про драконов, волшебников и ведьмаков, то изволь быть простым и линейным, двигаться из пункта А в пункт Б. Создатели «Ведьмака» совершенно умышленно заставляют зрителя самого склеивать последовательность событий. Это интеллектуальная задача, требующая внимательности. Но почему-то авторам именно это ставят в упрек. Как и слишком высокий темп повествования — по сравнению с книгами. Этот темп, впрочем, определяется задачей: за восемь серий свести три линии воедино и перейти к первому тому саги. Получились рассказы в перемотке.
Если что-то и не получилось у Netflix категорически, то это передать интонацию Сапковского, его иронию. Нельзя сказать, что они отнеслись к книгам пренебрежительно. Когтистая лапа кикиморы свисает с коня точно так же, как в рассказе «Меньшее зло». Эльфийка пинает барда Лютика, а эльф аккомпанирует на лютне. Точно! Ведьмак проверяет, есть ли у трупа печень и сердце. Все правильно: в первом рассказе Сапковского говорится, что для стрыги эти органы — важный источник энергии. Читали, знают! Но вовсе не эти детали делают мир Сапковского узнаваемым.
Книги о ведьмаке стали культовыми еще в 90-е, они были разобраны читателями на цитаты и нарративные маркеры. Рассказа про золотого дракона просто не может быть без краснолюда Ярпена Зигрина в роли герольда, кричащего, что плевать огнем запрещается, а разрешается «конвенционально дубасить друг дружку». Разбойница Ренфри, она же Белоснежка, должна носить батистовые трусики. Принцесса все-таки! Пир в Цинтре — не пир, если на нем не орет барон Кудкудак, а ведьмак инкогнито не отвечает на вопрос местного аристократа о том, как в его владениях жеребятся кобылы:
Лорен Хиссрич была вправе написать свой рассказ. Массовое кино живет по собственным законам. Сериал должен окупиться, и для этого недостаточно, чтобы человек, восемь раз прочитавший книги, визжал от восторга. Для массовой публики сериал, точно воспроизводящий сложно экранизируемые, ироничные рассказы Сапковского, будет тянуться, словно вонь за народным ополчением. Но для чего-то ведь Лорен целый год общалась с фанатами в твиттере…
Сам Сапковский, говорят, доволен. Прослезился на съемочной площадке. И очень хвалит Генри Кавилла за исполнение роли Геральта. В начале нулевых пан Анджей хотел, чтобы ведьмака играл Кевин Костнер, но времени прошло немало. Сейчас же книги Сапковского — среди бестселлеров в Америке. А сам он помирился с создателями игр, подписал новый контракт и получит много денег. Сериал продлили на второй сезон еще до выхода первого. Спасибо «Игре престолов»! Машина работает. Впрочем, Сапковский заслужил кусок пирога не меньше, чем Джордж Мартин.
Стрегобор является одним из старейших чародеев Континента. Зрители встречаются с ним уже в первом эпизоде сериала, где показаны события из рассказа Анджея Сапковского «Меньшее зло».
Однако, проблемы в адаптации сценария не отменяют того, что Ларс Миккельсен прекрасно вписался в образ старого чародея, одержимого «Проклятием Черного Солнца». Что не говори, а ему и его брату Мадсу отлично подходят роли отрицательных персонажей.
Нам еще предстоит насладиться актерской игрой Ларса в «Ведьмаке», поскольку уже подтверждено его участие во втором сезоне сериала.
Информация
Народность
Род занятий
Принадлежность
Сериал:Стрегобор
Сериал
Исполнитель
Озвучка
Первое появление
Последнее появление
Стрегобор (ориг. Stregobor) — персонаж сериала «Ведьмак» от Netflix.
Биография [ ]
Стегобор служит чародеем в Ковире при дворе Иди. Вместе с Завистом он называет пришедшего с мёртвой амфисбеной Геральта бездумной машиной для убийства и трупоедом. Так происходит их первая встреча с ведьмаком.
Происходит солнечное затмение. Решив проверить слова Эльтибальда совет магов начинает своё расследование. Участвующий во всех мероприятиях Стрегобор становится зрителем вскрытия одной из предполагаемых мутантами девушек. Уверовав после этого в слова Эльтибальда он вместе с советом и другими чародеями начинает охотиться и убивать девушек, причастных к злополучному затмению. Быстро разочаровавшись в убийствах, чародей становится приверженцем их заточения в башни.
Спустя четыре года к нему вновь обращается Аридея. Узнав где она находится, он направляется в Махакам. Встретив там чародея Ренфри догадывается о том кто первоначально стал причиной её покушения. Едва спасшись Стегобор превращает княжну в глыбу из горного хрусталя. После этого он скидывает её в гномью шахту и заваливает ее.
Биография
Сразу после школы Ларс отправился в Королевскую датскую армию, несмотря на то, что у него была возможность избежать службы. Он считает этот период пустой тратой времени, хотя и признает, что армия научила его дисциплине, которой раньше у него не было.
После службы Миккельсен поступил в Копенгагенский университет на отделение биологии, но так и не окончил его. Вместо ожидаемого изучения животных молодому человеку пришлось штудировать учебники по химии и математике. Он бросил учебу и стал зарабатывать на жизнь, как уличный мим и жонглер. Миккельсен был уверен, что станет клоуном, но уличные выступления быстро ему наскучили и он направил свое внимание в сторону театра.
Содержание
Стрегобор / Stregobor
Стрегобор был ректором Бан Арда и членом Братства Чародеев. Говорят, что он не доверял женщинам, владеющим магией, и редко хорошо отзывался о Тиссае и ее руководстве Аретузой.
Несмотря на его устаревшие взгляды, Стрегобора уважали за его магию и мастерские иллюзии. Скорее всего, ни один житель Блавикена не посещал башню Ириона после того, как чародей там поселился, но ходили слухи о «роскошных садах с изобилиями», которые он создал для собственного удовольствия.
Участие в литературной cаге [ ]
Отказав в «Тридамском ультиматуме» княжне, он наблюдает короткий бой между Ренфри и Геральтом. Сразу после её смерти он приходит на площадь. Предложив провести вскрытие тела княжны он натыкается на яростный отказ ведьмака. Сказав на прощание пару слов он отправляется обратно в Ковир.
Данные из книг Сапковского [ ]
Карьера
В возрасте 27 лет Ларс Миккельсен поступил в Национальную театральную школу Дании, которую окончил в 1995 году. Сразу после завершения учебы она начал работать в театре и сниматься в фильмах и сериалах местного производства.
Первой работой Миккельсена, получившей международную известность, стала роль Tрульса Хартманна в остросюжетном сериал «Убийство», первый сезон которого вышел на экраны в 2007 году.
В конце 2013 года стартовал 3 сезон сериала «Шерлок», где Ларс Миккельсен исполнил роль главного антагониста, влиятельного и богатого бизнесмена Чарльза Магнуссена.
Ларс Миккельсен в сериале «Шерлок»
Вскоре после этого актеру предложили роль в популярном сериале «Карточный домик», который транслировался на платформе Netflix. На протяжении четырех сезонов Миккельсен играл там российского президента Виктора Петрова.
Ларс Миккельсен в сериале «Карточный домик»
После закрытия «Карточного домика» сотрудничество Ларса Миккельсена с Netflix не прекратилось, так как он получил роль в новом сериале «Ведьмак», премьера которого состоялась в конце 2019 года.
Появления
Литература
Ларс Миккельсен | «Стрегобор»
История [ ]
«Начало конца» [ ]
Стрегобор долгое время занимался изучением «Проклятия Черного Солнца», которое грозило приходом Лилит, грозной богини ночи, единственной целью которой было истребление человеческого рода. Путь Лилит должны были подготовить 60 дев в золотых коронах, которые заполнили бы кровью русла рек. Стрегобор изучал девочек, рожденных во время солнечного затмения — Черного Солнца, и обнаружил у них внутренние мутации. Он попытался вылечить их, заперев в башнях, но все они умерли. После их смерти Стрегобор проводил вскрытия, чтобв подтвердить исследования. Дочь Фредефалька, короля Крейдена — Ренфри, родилась при личном присутствии Стрегобора — в полдень, в полной темноте затмения. Стрегобор был убеждён, что она является воплощением зла, что подтвердили слова мачехи Ренфри Аридеи несколько лет спустя. По её словам — Ренфри проявляла жестокость к слугам, мучила и убивала животных. Опасаясь, что она представляет угрозу родным детям Аридеи, Стрегобор подослал к девочке убийцу, но покушение не удалось. Убийца был сам убит заколкой Ренфри, а девочка исчезла.
Но Стрегобору не удалось убедить Геральта, что убийство Ренфри будет меньшим злом, нежели приход Лилит, и Геральт покинул город.
Прочие: Марилька · Ногорн · Мартин · Адон Озол · Лилья Озол · Бо Берран ·
Сериал «Ведьмак» (Netflix) [ ]
В сериале 2019 года Стрегобора сыграл Ларс Миккельсен, а на русском озвучил Галерея [ ]
Описание [ ]
Стрегобор — самый классический маг. Немолодой с благородной сединой, одевается в богатые наряды. Носит посох, украшенный хрустальным шаром. Чародей и мастер иллюзий, любит окружать себя сотворённой иллюзией роскошью. Имеет пытливый ум, интересуется наукой, хотя в стремлениях своих готов зайти слишком далеко ради абстрактного блага и меньшего зла.