кто такой стратегический менеджер
Кто такие стратегические менеджеры?
Таким образом, задача управления стратегией относится к компетенции стратегических менеджеров организации. Но кто же они? В нашем контексте термин «стратегический менеджер» относится к председателю правления, исполнительному директору, управляющему, т.е. к тем, кто фактически несет ответственность за принятие стратегических решений и перемены в компании. Стратегическим руководителем (менеджером) может быть один человек либо команда исполнительных директоров, которые несут ответственность перед советом директоров и через него — перед всем кругом заинтересованных в данном бизнесе лиц (Barney, Analoui, 2000).
Если стратегический руководитель действует эффективно, он обеспечивает стратегическое видение организации и ее уместную структуру, позволяющую реализовать успешные стратегии. Следовательно, для компании жизненно необходимо, чтобы стратегический руководитель обеспечил создание и поддежрание мощной компетентной и сбалансированной исполнительной команды во главе организации.
Кроме того, крайне важно, чтобы стратегический руководитель поддерживал необходимую скоординированность между прочими факторами стратегического руководства, такими, например, как структура, культура и ресурсы организации.
В крупных корпорациях стратегическими менеджерами являются члены совета директоров и высшее звено руководства.
Корпоративные менеджеры несут ответственность за все направления бизнеса компании. Следовательно, они существуют только в компаниях, действующих в нескольких сферах бизнеса. В таких организациях президент и председатель совета директоров также являются корпоративными менеджерами. Они могут зани-
мать ряд должностей, включая посты вице-президента направления и исполнительного вице-президента. В процессе стратегического менеджмента центральные роли отводятся как бизнес-менеджерам, так и корпоративным менеджерам. Это ключевые фигуры компании, которые в процессе конкуренции с другими компаниями объединяют и заставляют работать все ее активы. Они также облечены высшей властью в пределах компании или ее подразделения. Таким образом, эти менеджеры высшего звена на высшем организационном уровне выполняют множественные задачи и несут высшую ответственность за стратегию своей компании (Pitts и Lei, 1996).
Резюме 1.4 Кто такие — стратеги на МСП?
На малых предприятиях основными стратегами и лицами, принимающими решения, являются предприниматели, главные исполнительные директора и владельцы компании, действующие как менеджеры. Они действуют на всех трех уровнях принятия стратегических решений в компании — на корпоративном уровне, на уровне бизнеса и на функциональном уровне.
Кто такие стратегические менеджеры?
Таким образом, задача управления стратегией относится к компетенции стратегических менеджеров организации. Но кто же они? В нашем контексте термин «стратегический менеджер» относится к председателю правления, исполнительному директору, управляющему, т.е. к тем, кто фактически несет ответственность за принятие стратегических решений и перемены в компании. Стратегическим руководителем (менеджером) может быть один человек либо команда исполнительных директоров, которые несут ответственность перед советом директоров и через него — перед всем кругом заинтересованных в данном бизнесе лиц (Barney, Analoui, 2000).
Если стратегический руководитель действует эффективно, он обеспечивает стратегическое видение организации и ее уместную структуру, позволяющую реализовать успешные стратегии. Следовательно, для компании жизненно необходимо, чтобы стратегический руководитель обеспечил создание и поддежрание мощной компетентной и сбалансированной исполнительной команды во главе организации.
Кроме того, крайне важно, чтобы стратегический руководитель поддерживал необходимую скоординированность между прочими факторами стратегического руководства, такими, например, как структура, культура и ресурсы организации.
В крупных корпорациях стратегическими менеджерами являются члены совета директоров и высшее звено руководства.
Корпоративные менеджеры несут ответственность за все направления бизнеса компании. Следовательно, они существуют только в компаниях, действующих в нескольких сферах бизнеса. В таких организациях президент и председатель совета директоров также являются корпоративными менеджерами. Они могут зани-
мать ряд должностей, включая посты вице-президента направления и исполнительного вице-президента. В процессе стратегического менеджмента центральные роли отводятся как бизнес-менеджерам, так и корпоративным менеджерам. Это ключевые фигуры компании, которые в процессе конкуренции с другими компаниями объединяют и заставляют работать все ее активы. Они также облечены высшей властью в пределах компании или ее подразделения. Таким образом, эти менеджеры высшего звена на высшем организационном уровне выполняют множественные задачи и несут высшую ответственность за стратегию своей компании (Pitts и Lei, 1996).
Резюме 1.4 Кто такие — стратеги на МСП?
На малых предприятиях основными стратегами и лицами, принимающими решения, являются предприниматели, главные исполнительные директора и владельцы компании, действующие как менеджеры. Они действуют на всех трех уровнях принятия стратегических решений в компании — на корпоративном уровне, на уровне бизнеса и на функциональном уровне.
Система стратегического менеджмента: что это такое и зачем нужно компаниям
В статье вы узнаете, что такое система стратегического менеджмента, как появилась и зачем она нужна. И почему без стратегии любой бизнес обречен на крах, а с ней — на успех и процветание.
Помните диалог Алисы с Чеширским котом, где она спросила, куда ей идти, чтобы попасть куда-нибудь? Кот ей ответил: “Не беспокойся, куда-нибудь ты обязательно попадешь, если только не остановишься на полпути”. В этом кратком диалоге Льюис Кэрролл, сам того не ведая, описал проблему многих компаний, живущих без четкой стратегии. И вряд ли он мог предположить, что ровно через 100 лет после выхода его шедевральной книги про Алису, в 1965 году будет разработана система стратегического менеджмента, которая поможет многим компаниям разбогатеть и спланировать свой успех на десятки лет вперед.
Что же такое стратегический менеджмент, какие процессы охватывает и на сколько лет должна быть разработана корпоративная стратегия, чтобы компания могла пережить десятилетия, а не просто выстрелить и потухнуть — читайте в материале ниже.
Что такое стратегический менеджмент
Стратегический менеджмент (strategic management) — это серия действий компании по достижению долгосрочных целей, которые позволяют бизнесу выжить в конкурентной борьбе и процветать в любых условиях внешней среды. И чем более нестабильны условия этой среды, тем выше потребность компании в четкой стратегии.
Стратегический менеджмент еще называют стратегическим управлением, так как он обеспечивает общее управление компанией в рамках реализации стратегии. А также связан с целым комплексом мероприятий, необходимых для эффективной работы компании: планированием, анализом среды, учетом ресурсов, контролем и регулированием.
Процесс стратегического управления в компании
Что же такое стратегический менеджмент простыми словами — рассмотрим на примере.
Всем знакома ситуация с пробками на городских дорогах, особенно в мегаполисах. С точки зрения оперативного управления, дорогу надо бы разгрузить, например, расширив шоссе. Но, если учесть, что количество машин ежегодно растет, то придется постоянно застраивать город. Поэтому стратегически лучше не расширять дорогу, а сокращать сам поток машин (ограничения на парковки, платный въезд, развитие общественного транспорта и прочее).
Так работает стратегическое управление в системе менеджмента компании — позволяет посмотреть на бизнес с точки зрения долгосрочной перспективы, а не из сиюминутной выгоды и быстрых решений.
История стратегического менеджмента
Стратегическое управление зародилось еще в 20-х годах прошлого века и уже интуитивно внедрялось в крупных компаниях. (Например, автомобильная корпорация General Motors уже в 1926 году с помощью стратегии “автомобили для любых потребностей и кошельков” увеличила свою долю рынка в 2 раза, отобрав немало клиентов у Ford.)
Однако сам термин “стратегический менеджмент” появился лишь в 1965 году благодаря американскому ученому Игорю Ансоффу. Он ввел это понятие в научный обиход, чтобы отличать стратегическое управление, которое осуществляется на высшем уровне, от текущего операционного — на уровне отделов и производства.
Предпосылкой к созданию теории о стратегии стал научно-технологический прорыв и изменения условий ведения бизнеса. Новое время требовало от компаний внедрить стратегическое управление в систему менеджмента организации. А значит отойти от операционного управления, пересмотреть свои цели и направить все усилия на долгосрочное планирование.
Элементы системы стратегического менеджмента
Система стратегического менеджмента включает разработку миссии и целей компании, а также действия для их достижения. А это значит, чтобы разработать эффективную корпоративную стратегию, менеджменту компании нужно ответить на 3 ключевых вопроса:
А также использовать все элементы системы стратегического менеджмента, чтобы гарантированно достичь желаемых результатов:
Как видим, стратегия не статична. Процесс ее разработки и внедрения цикличен, предусматривает постоянную обратную связь и корректировку целей.
Чем отличается стратегическое управление от стратегического планирования
Стратегическое управление и стратегическое планирование постоянно работают в связке и дополняют друг друга. Вот только стратегическое управление — это комплексный процесс, направленный на реализацию стратегии, а планирование — анализ текущей ситуации и определение следующего шага на пути к цели.
Рассмотрим каждое понятие в отдельности на примерах известных компаний.
Стратегическое управление в системе менеджмента
Стратегическое управление — это постоянный процесс управления компанией, направленный на разработку и внедрение стратегии. Где стратегия — связующее звено между целями компании и линией ее поведения, выбранной для их достижения.
Основная роль стратегического управления в системе менеджмента при этом — реализовать миссию компании, усилить ее конкурентные преимущества, снизить затраты и помочь ей достичь желаемых результатов.
Преимущества стратегического управления
Пример № 1. Стратегия компании Cisco с упором на человеческий потенциал
Корпорация Cisco Systems развивалась очень быстро и в период расцвета интернета купила 70 фирм, увеличив численность сотрудников в 2 раза. После того, как финансовый пузырь в сфере hi-tech лопнул, компании пришлось изменить стратегию и вместо расширения штата, взяться за развитие собственных талантов. Cisco создала собственный университет, обучила персонал и за 3 года вновь стала лидером рынка.
Стратегическое планирование в системе менеджмента
Стратегическое планирование позволяет менеджменту оценить текущую ситуацию на рынке, и планировать будущее компании. Организовать стратегическое планирование в системе менеджмента правильно — означает постоянно оценивать угрозы внешней среды, с которыми может столкнуться компания, искать потенциальные возможности и определять следующие шаги на основе проведенного анализа.
Стратегическое планирование проходит в 5 этапов:
В результате такого планирования у менеджмента на руках будет стратегический план — документ, в котором описаны стратегические и тактические планы компании, подкрепленные исследованиями и фактическими данными.
Вот только разработка такого документа — дело трудоемкое. Чтобы затраты на разработку стратегических планов в системе менеджмента не превышали ожидаемые выгоды от их реализации, рекомендуется учитывать расходы на каждую стратегическую сессию в компании. Это позволит быстрее перейти от планирования к делу.
Пример № 2. Стратегия Nucor Steel — оценка рисков и инвестиции в новые технологии
В 1986 году президент компании Nucor Кенес Иверсон должен был решить: инвестировать деньги в новую технологию отливки стали или нет. Технология должна была дать компании массу преимущества, в том числе — снижение текущих затрат. Но для ее внедрения требовались крупные вложения, а саму технологию еще не одобрили контролирующие органы. Иверсон решил рискнуть и построил в 1989 первый завод под запуск новой технологии. В итоге компания Nucor стала крупнейшим производителем стали в США.
Система целей в стратегическом менеджменте: на сколько лет писать стратегию и почему
Считается, что стратегия должна отражать, как минимум, 3 вида целей (по А. Пригожину), не связанных между собой иерархически — это цели-задания, цели-ориентации и цели системы.
На деле, это может выглядеть так: обеспечить рост производительности труда на 5% в течение трех лет, повысить лояльность покупателей на рынке услуг, а также сократить цикл оборота оборотных средств.
Если у компании есть стратегия хотя бы на год, это уже неплохо. Но это лишь краткосрочное планирование. Согласно с общепринятой мировой практикой, у компании должна быть долгосрочная стратегия минимум на 3-5 лет (в транснациональных компаниях — на 10-15 лет), в которой указаны миссия и видение, среднесрочная на пару лет и краткосрочная стратегия до 1 года.
Все эти 3 уровня стратегического планирования отражены в так называемой “пирамиде целей”.
Пирамида целей и уровней стратегического планирования
При разработке целей нужно обязательно учесть, что компания работает для потребителя и от потребителя.
Поэтому определять цели нужно исходя из:
Стратегия — это еще и инструмент управления, потому что она обеспечивает сотрудникам безопасность относительно будущего компании. Поэтому важно правильно донести разработанную стратегию до всех сотрудников. Так они смогут внести бОльший вклад в повышение прибыльности компании.
Почему управленцам важно мыслить стратегически
Как видим, стратегический менеджмент — это мощная система управления и приоритетная задача руководящего состава компании. Изучение его основ позволяет управленцу развить так называемое «helicopter view» мышление (способность видеть компанию комплексно и фокусно одновременно). Менеджер, владеющий инструментами стратегического управления, способен активно формировать будущее компании, поэтому всегда будет в цене.
Научитесь мыслить глобально на онлайн-курсе “IPFM:Стратегический менеджмент”, чтобы повысить личную эффективность, раскрыть новые профессиональные горизонты и зарабатывать больше с международным дипломом IPFM.
Должностная инструкция менеджера по стратегическому планированию
Открыть в формате WORD
Стратегическое планирование — конкретизация целей развития предприятия в целом и профильных подразделений на перспективу. Сюда входит определение хозяйственных задач и целей, планирование средств, способов, сроков, приоритетов их решения и достижения.
В задачи стратегического планирования входят анализ, систематизация и учет внутренних и внешних факторов, обеспечивающих благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятия.
В мировой практике сложились следующие тенденции стратегического планирования:
— в американских компаниях — объединение стратегий всех подразделений и распределение ресурсов;
— в английских компаниях — преобладает ориентация на распределение глобальных ресурсов;
— в японских компаниях — ориентация на внедрение новых технологий и повышение качества принятия решений.
В России стратегия планирования относительно новый вид менеджмента. «Относительно» именно потому, что существовавшая ранее система социалистического планирования также содержала элементы стратегии, хотя и в более глобальном плане. В период развития рыночной экономики практически все наработки в этой области были незаслуженно отвергнуты российскими предпринимателями. Такое отношение дало свои «плоды» с наступлением августовского кризиса 1998 года, когда из-за отсутствия планирования и прогнозирования развития экономической и финансовой ситуации множество предприятий понесло убытки.
Существующая в настоящее время система стратегического планирования в основном заключается в компиляции проверенных практикой методов, применяемых зарубежными компаниями и адаптированных к условиям России.
Менеджер по стратегическому планированию разрабатывает комплекс мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов предприятия в целом. Деятельность данного служащего не распространяется на профильное текущее и среднесрочное планирование — это прерогатива отдельных специалистов предприятия (специалистов по налоговому планированию, по финансовому планированию, по планированию трудовых ресурсов, по планированию сбыта, по планированию инвестиций и т.д.). То есть можно вести речь о тесном взаимодействии со специалистами такого рода, координации и корректировке их работы, оказании им определенной помощи. Однако здесь нет однозначного функционального подчинения, а лишь общее руководство и выбор генерального направления.
Хотя само планирование заканчивается перед началом действий по реализации плана, нельзя сказать, что при этом завершается работа менеджера по планированию, так как стратегическое планирование не единовременный акт, а процесс, предполагающий достижение намеченных целей. В этой связи можно вести речь о следующих задачах должностного лица такого уровня: анализ, непосредственное планирование, координация реализации, контроль за реализаций и постоянная корректировка задач исходя из изменения внутренних и внешних факторов. Стратегическое планирование предполагает прогнозирование ситуации и разработку мероприятий по развитию предприятия на период до 10—15 лет. Иными словами, менеджер по стратегическому планированию — долгосрочная, перспективная должность на постоянной основе.
Служащий этого класса работает или независимо, или как член технической команды, ответственной за разработку программ развития предприятия или в составе подразделения маркетинга. Способность к независимой, автономной работе — немаловажное условие успешной работы менеджера по стратегическому планированию. Кроме того, от него требуется умение подходить к вопросам творчески и мыслить логически.
На крупных предприятиях работа менеджера по стратегическому планированию может выполняться под наблюдением директора по развитию (development director), но на российском рынке эти функции, как правило, находят совмещение в одном лице. Это еще одна особенность российского рынка — совмещение функций генерального менеджера или профильного менеджера высшего уровня и функций менеджера по стратегическому планированию. Если в зарубежных компаниях четко распределяются эти функции и менеджер по стратегическому планированию — отдельная должность, то российские предприятия стремятся объединить в одном человеке и разработчика плана, и его исполнителя. И только в последнее время на нашем рынке труда наметился спрос на менеджера по стратегическому планированию как отдельную должностную единицу.
На базе приводимого образца должностной инструкции менеджер по персоналу может составить должностные инструкции менеджеров по стратегическому планированию, отвечающих за отдельные направления планирования.
1. Менеджер по стратегическому планированию относится к категории руководителей.
2. На должность менеджера по стратегическому планированию назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности «менеджмент», дополнительное социальное образование, опыт работы в должности технического или профессионального (профильного) руководителя планирования не менее
лет, опыт работы по развитию предприятия не менее
(1 года; 2 лет; 3 лет; др.)
(1 года; 2 лет; 3 лет; др.)
3. Менеджер по стратегическому планированию должен знать:
3.1. Рыночную экономику, предпринимательство и ведение бизнеса.
3.2. Ситуацию на товарном, финансовом рынках.
3.3. Основы маркетинга.
3.4. Теорию и практику менеджмента, макро- и микроэкономики, делового администрирования, биржевого, страхового, банковского и финансового дела.
3.5. Основы экономического и социального моделирования.
3.6. Общие социально-экономические вопросы и основные статистические показатели.
3.7. Методы и процедуры статистических исследований.
3.8. Принципы стратегического планирования.
3.9. Порядок разработки планов, определения степени их реализации.
3.10. Основы технологии производства.
3.11. Структуру управления предприятием.
3.12. Перспективы инновационной и инвестиционной деятельности.
3.13. Методы обработки информации с использованием современных технических средств коммуникации и связи, компьютеров.
3.14. Иностранный язык.
3.15. Законодательство о труде и охране труда Российской Федерации.
4. Назначение на должность менеджера по стратегическому планированию и освобождение от должности производится приказом руководителя предприятия по представлению ___________________________________.
5. Менеджер по стратегическому планированию подчиняется непосредственно __________________________.
II. Должностные обязанности
Менеджер по стратегическому планированию:
1. Анализирует необходимость развития предприятия, определяет узловые моменты развития.
2. Осуществляет анализ ресурсов предприятия (производственные, материально-технические, информационные, кадровые, иные); анализирует и систематизирует технико-экономические и социально-экономические показатели работы предприятия.
3. Анализирует среду внешнего (косвенного) воздействия (демографические, экологические, социокультурные, технологические, экономические, политические факторы и показатели) и среду внутреннего (непосредственного) воздействия (тенденции изменения законодательства, характеристику потребителей, поставщиков и конкурентов).
4. Проводит конкурентный анализ, составляет «портрет» конкурентов, определяет перспективы развития конкурентов; проводит сопоставительный анализ конкурентоспособности предприятия.
5. Выбирает стратегию и определяет приоритеты развития предприятия; определяет методы достижения целей; обосновывает выбор целей; определяет инструменты достижения целей.
6. Определяет основные принципы политики развития предприятия.
7. Организует стратегическое планирование на предприятии в целом и, в том числе, в обособленных структурных подразделениях предприятия (представительствах, филиалах, пр.).
8. Определяет основную концепцию перспективного плана (реконструкция или развитие уже существующего бизнеса, выбор новых компонентов бизнеса, внедрение новых технологий и изменение производственной и организационной структуры предприятия, определение новых видов бизнеса, освоение новых рынков, пр.).
9. Анализирует возможность, вид и степень рисков при выполнении «узловых» этапов плана, определяет способы понижения каждого вида риска или средства управления риском.
10. Моделирует развитие ситуации при реализации основных элементов концепции; определяет характер, основу стратегических решений, которые необходимо принять для реализации концепции плана; проектирует основные мероприятия и программы, которые необходимо провести для реализации плана.
11. Разрабатывает проект перспективного плана и представляет его руководителям подразделений для ознакомления и направления предложений по исправлению плана; отвечает на информационные запросы подразделений предприятия по проблемам прогнозирования и развития; дает экспертную оценку жизнеспособности текущих проектов профильных отделов в условиях нового перспективного плана.
12. Выполняет по предложениям профильных отделов специальные статистические исследования, выбирает статистические процедуры исследований, подготавливает результаты исследований и представляет их отделам для корректировки содержания плана.
13. Составляет прогноз развития предприятия в соответствии с перспективным планом, определяет главные элементы бизнес-планов предприятия.
14. Осуществляет координацию выполнения отдельных этапов перспективного (стратегического) плана; вносит коррективы в план исходя из ситуации, складывающейся на отдельных этапах реализации плана.
15. Составляет отчеты, рекомендации, методики принятия решений и выполнения действий по реализации отдельных этапов плана.
Менеджер по стратегическому планированию имеет право:
1. На информацию о всех показателях работы предприятия, на доступ к коммерческой информации.
2. Привлекать к планированию профильных специалистов предприятия.
3. Запрашивать и получать от руководителей профильных подразделений предприятия и специалистов необходимые информацию и документы.
4. Осуществлять наблюдение за действиями и решениями руководящего состава предприятия по реализации отдельных этапов плана.
5. Действовать от имени предприятия, представлять интересы предприятия во взаимоотношениях с органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам получения статистической и иной информации.
6. В пределах своей компетенции подписывать и визировать документы, издавать за своей подписью распоряжения по предприятию по вопросам планирования.
7. Самостоятельно вести переписку со структурными подразделениями предприятия, а также иными организациями по вопросам, входящим в его компетенцию.
Менеджер по стратегическому направлению несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба предприятию — в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.