кто такой соло гитарист

Ритм гитара и соло гитара. В чем отличие?

В виду каких-то непонятных статей, у новичков постоянно возникает вопрос: «в чем отличие ритм и соло гитары«? Можно ли на ритм гитаре играть соло и наоборот? И что будет если нарушить правила? В этой статье попробуем разобраться в этом вопросе и, наконец, поставить точку в извечном споре «ритм гитаристов» и «соло гитаристов».

Откуда такая классификация?

Скорее всего так гитары стали делить после прочтения книг «Ритм гитара в стиле хеви-металл» и «Соло гитара в стиле хеви метал». Или как-то так они назывались. Данные издания, кстати говоря, были не особо и плохи, потому что в них содержалась масса полезных упражнений на технику игры на гитаре. Но вот эти вот термины.

Также про ритм и соло можно почитать на различных фан сайтах той или иной группы. Например, очень часто любят писать что-то такое:

Скорей всего вот такого типа ресурсы и положили начало нашему вопросу.

Чем отличается ритм гитара от соло гитары?

На любой гитаре можно играть и ритм партии и соло партии. Ну, главное, чтобы она была исправна. Даже на акустической гитаре можно играть соло. А не только блатными аккордами мурку лабать, как многие думают. Поэтому не забивайте себе голову, покупайте ту гитару, которая вам нравится и играйте то, что хотите. Не обращайте внимание на такие вот гитарные клише.

Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что можно разделять манеру игры. Грубо говоря, если человек играет исключительно риффы и к солякам не притрагивается вообще, то его можно назвать ритм гитарой группы. Ну и наоборот. Ниже остановимся на этом подробнее.

Ритм гитара

А вот Тони Айомми из Black Sabbath вообще играет и то и то. И причем очень неплохо. Он кстати, единственный гитарист в коллективе. Ритм он или соло? Вопрос риторический.

Играть он может на любых гитарах любой формы. Кстати и про этот миф. Неважно, какая форма деки у гитары, играть можно любые партии.

Соло гитара

Еще есть гитаристы-виртуозы, которые специализируются больше именно на соло. Например, возьмем Энди Джеймса (Andy James). Он просто мега убойный в игре различных соляков, но вот с риффами у него не очень. Тот же Хетфилд риффы играет намного более увереннее. Но зато по соло он ему уступает. Поэтому Энди можно назвать соло гитаристом.

Заключение

Все эти виды это, конечно же, больше условности. Покупайте ту гитару, которую хотите и играйте то, что вам нравится не обращая внимание на ярлыки. Играйте на гитарах и занимайтесь музыкой, господа! =)

Источник

Специальный рок >Роль соло-гитариста в процессе создания песни

кто такой соло гитаристНепосредственные авторы песен и гитаристы — это не одно и то же.

Конечно, у них немало общего. Тем не менее, профессиональный гитарист (а особенно соло-гитарист) и успешный композитор и автор песен «в одном флаконе» — явление довольно редкое.

Исключения, такие как Кенни Уэйн Шеппард (Kenny Wayne Shepherd), Эрик Клэптон (Eric Clapton) или Брэд Пейсли (Brad Paisley), есть всегда, но их можно пересчитать по пальцам.

В основном эти роли все-таки достаются разным людям.

В сфере музыки, которая отличается как своей душевностью, так и технически сложными и интересными гитарными партиями, дуэты встречаются значительно чаще. Вспомним, например, Тома Морелло (Tom Morello) и Криса Корнелла (Chris Cornell), Марка Тремонти (Mark Tremonti) и Майлза Кеннеди (Myles Kennedy) или Хэнка Гарланда (Hank Garland) и Элвиса Пресли (Elvis Presley).

Но если вам досталась роль гитариста, если ваша сфера деятельности — это соло, арпеджио и другие технические штучки, какое отношение вы имеете к написанию песни? В чем заключается ваш вклад в этот процесс?

Если вы — профессионал высокого уровня, вам будут часто поступать предложения поработать в качестве сессионного гитариста, и у вас будет возможность внести свою лепту в творчество других музыкантов. Вот в чем будет заключаться ваша работа в этом случае:

1. Сделать музыку еще оригинальнее

Аккордовая прогрессия сама по себе — это еще не вся песня.

По сути, большая часть музыки написана на основе одних и тех же аккордовых последовательностей. Каждый жанр имеет свои устоявшиеся «стандарты» в этом плане, которых и придерживается.

И именно мелодика и музыкальное оформление (например, партии вокала или гитары) придают той или иной композиции индивидуальность. Все это вносит свой вклад в развитие музыки, делая конечный продукт — песню — более качественным и оригинальным.

Когда дело доходит до написания песен, ваша работа заключается в первую очередь в этом.

2. Расставить мелодические акценты

Забота о мелодии и мелодических ходах — одна из самых важных обязанностей соло-гитариста, особенно когда речь идет о написании песен. Если вы работаете вместе с композитором и автором текстов, чаще всего бывает так, что они уже имеют готовые наброски текстов и аккордовых последовательностей, на которых должна базироваться мелодия.

Вот примерная последовательность ваших действий в этом случае:

1. Выучите аккордовую прогрессию.
2. Запомните мелодию основного вокала.
3. Расставьте акценты с помощью второстепенной мелодической линии — партии соло-гитары.

Обычно гитаристы ориентируются на аккордовую последовательность, а не на линию вокала. Исключение — соло Курта Кобейна (Kurt Cobain) в композиции “Smells Like Teen Spirit”, где он практически полностью копирует вокальную мелодию припева.

Но более универсальным решением все же считается опора на последовательность аккордов. Это можно сделать, например, создав арпеджированную версию линии баса.

Если припев песни базируется на аккордах G, C и D, мелодический акцент может выглядеть, например, таким образом:

кто такой соло гитарист

На записи вы можете еще больше минимизировать его, опустив все тоники и играя только более высокие ноты на второй и третьей струнах.

кто такой соло гитарист

«Мелодический акцент» — это, в принципе, всего лишь красивый термин для обозначения обычных вставок и заполнений.

Также это может быть соло, короткая партия лид-гитары или любая неаккордовая фраза, которая дополняет композицию. Если вы — опытный гитарист, вы легко сможете нащупать ту тонкую грань между слишком навязчивой мелодией и той, которая не столь приметна, но зато придает песне особый шарм.

Некоторые из тех, кто отлично справляется с этой нелегкой задачей, — это, например, Эдж (Edge — David Evans) из U2, Брайан Уэлч (Brian Welch) из Korn, Джо Сатриани (Joe Satriani). У них действительно есть чему поучиться.

Поэтому, играя соло или краткие вставки, никогда не забывайте о том, что вы создаете мелодию.

Вы несете практически такую же ответственность, как и вокалист. Следите за тем, чтобы ваши партии были музыкальными, мелодичными и чтобы они дополняли композицию, а не шли с ней вразрез и уж тем более не портили ее. Это гораздо важнее любых технических заморочек и позерства. На эту тему советую почитать статью «Проблемы современного метала«.

3. Забота о лееринге

Лееринг (layering) может касаться мелодии, но это далеко не только мелодические ходы и вставки. В процессе написания песни лееринг — это в большей степени дело именно соло-гитариста.

Мелодическая обработка и акцентирование требует определенного творческого подхода, а лееринг связан с обработкой уже записанной вокальной линии или гитарной партии. Возможно, это будет ваша собственная гитарная партия, которую вы только что записали.

Лееринг может включать в себя следующее:

1. Простое дублирование аккордовой прогрессии или ведущей партии.
2. Добавление аккордовой прогрессии или ведущей партии каких-либо эффектов.
3. Запись отдельных гитарных треков для левого и правого каналов.

Детали, как правило, зависят от автора той или иной композиции, хотя большинство музыкантов, нанимающих сессионного гитариста, обычно открыты новым идеям и предложениям в этой области. Если в будущем вам предстоит сессионная работа, не поленитесь и уделите некоторое время чтению материалов о лееринге гитар в студии. Так вы сможете подготовиться еще лучше.

Итак, что мы имеем в итоге?

Говоря кратко, роль гитариста заключается в том, чтобы обогатить композицию, придать ей характер и эмоциональную направленность, сделать так, чтобы она производила определенное впечатление на слушателей.

Мелодическое акцентирование, лееринг, эффекты и гармония — вот пути к этому. Это и есть ваша работа, не только как гитариста, но и как музыканта.

Вполне возможно, что ваше мнение не всегда будет совпадать с мнением авторов композиций, но нужно помнить о том, что у вас общие задачи. Разные роли — одна цель.

Не забываем подписываться на Гитаршколу, чтобы получать ежедневную рассылку с уроками гитары. Только так Вы без труда сможете научиться играть на гитаре самостоятельно.

Автор статьи Роберт Киттлбергер (Robert Kittleberger) — основатель и редактор Интернет-ресурсов Guitar Chalk и Guitar Bargain.

Источник

Соло-гитара

кто такой соло гитарист

Соло-гитара — гитара, играющая ведущую роль в композиции. В западной терминологии кроме термина «solo guitar» также используется «lead guitar» — ведущая. По части конструкции соло не отличается от ритм-гитары. Различие заключается в характере использования инструмента.

кто такой соло гитарист

Партия соло-гитары сочиняется гитаристами и играется с помощью любых техник. В процессе сочинения могут использоваться гаммы, лады, арпеджио и риффы. В тяжелой музыке, блюзе, джазе и смешанных жанрах ведущие гитаристы используют альтернативные методы звукоизвлечения, приемы легато и тэппинг.

Сольная гитара ведет основную мелодию композиции. В моментах между припевами может присутствовать сольное обыгрывание основной мелодии, обычно импровизированное.

В группах с несколькими гитаристами обычно происходит деление обязанностей. Один музыкант исполняет сольные партии, второй ритмовые. В процессе концерта музыканты могут меняться партией — соло начинает играть ритм-гитарист и наоборот. В отдельных случаях оба музыканта, играя различные ноты, одновременно извлекают особые аккорды с необычными гармониями.

При игре на сольной гитаре может применяться шреддинг. Это быстрый стиль извлечения звука, в котором используется тэппинг и дайв-бомбы.

Источник

Соло на гитаре: виды и особенности техники

Существует много способов сделать композицию ярче, насыщеннее, выразительнее. Гитарное соло – один из наиболее часто встречающихся. Сделать акцент, усилить звук, рассказать историю способен гитарист, взяв сольную партию. Жанр не самый легкий. Обучение занимает время, требует усидчивости, упорства.

Что такое соло на гитаре?

Сольная партия исполняется отдельно на основе текущей композиции. Один из инструментов отходит от базовых ритмов, переходя на непродолжительное индивидуальное исполнение. Место – обычно после второго куплета, перед третьим. Многие музыканты полагают, что соло – главная часть песни. Мнение не лишено смысла. Небольшое по времени, оно усиливает эмоцию – композиция становится более грустной, мелодичной или, наоборот, живой, динамичной.

Количество на одно произведение не ограничено. В разновидностях рока встречаются несколько переборов подряд, а в тяжелых направлениях могут отсутствовать. Итог зависит от фантазии, предпочтений, настроения музыкантов.

Считается, что видов сольного исполнения так же много, как исполнителей. Некоторое обобщение позволяет выделить несколько основных типов:

Из чего состоит сольная партия?

В теории музыки нет четкого описания структуры сольного гитарного выступления. Просто не может быть. Исполнение партии предполагает выражение чувств, эмоций посредством гитары. Игра должна идти «от сердца», а не от сухой формальности. Поэтому правил по гитарным соло не существует. Некоторые композиции начинаются с такой части, продолжаясь три и более минут, не заканчиваясь с вступлением голоса. Придумывать собственные варианты – допускается и приветствуется.

Как научиться технике игры на соло-гитаре?

Выступать с сольной частью можно практически на любом инструменте – бас-гитара, акустика. Большинство композиций оказывались более мелодичными в акустическом варианте (Led Zeppelin, Panopticon).

Главное – четко знать, что и как передать слушателю, уметь чувствовать мелодию, ритм, передавать эмоции через музыку.

Подготовка

Научиться воспроизводить соло на гитаре можно самостоятельно в домашних условиях. Важная часть – подготовка. В первую очередь касается техники работы правой, левой руки, положения тела. Базовые принципы игры на гитаре необходимо освоить до начала обучения сольному мастерству. Большую часть информации можно получить из интернет-ресурсов. Важно смотреть и слушать, отработка движений строится на систематическом повторении. Разбор песен на схемы поможет скорее разобраться в технике игры. Многие известные соло-гитаристы были самоучками.

Несколько уроков стоит взять у профессионального преподавателя. Главное – постановка рук. Если в самом начале не освоить правильное положение, о многих виртуозных упражнениях придется забыть (пассажи, свипы, другое) – выполнение станет физически невозможным.

Играют при помощи пальцев или медиатора. С медиатором звучание становится более звонким, но требуется сноровка. Рекомендуют начинать обучение с работы пальцами.

Необходимо определиться, как играть – будет соло исполняться на бас-гитаре или акустической.

Изучение боксов, гамм, аккордов

Гамма – это сочетание семи нот, дают тональность или необходимый лад. Разделяются на боксы, аккорды, музыкальные интервалы. Впоследствии из последовательности нот получается мелодия.

Начинающему соло-гитаристу в первую очередь рекомендуется осваивать боксы, гаммы. Подробные схемы, таблицы можно взять из специальной литературы, интернета.

Внимание! Изучать информацию, воспринимать схематические изображения музыкальных композиций невозможно без базовых знаний о нотах, обозначениях. Запомнить будет просто на практике, первоначально следует, как минимум, ознакомиться с теоретической частью (символика, цифры струн, ладов, нот).

Табулатуры – нотная грамота гитаристов. Научиться пониманию табулатуры (табов) необходимо до начала обучения. Большая часть уроков, композиций, примеров записаны посредством табулатурных обозначений. Написание новых песен также потребует знания табов.

После освоения боксов переходят к практике на аккордах. Профессионалы рекомендуют закольцованные соло-композиции – One-Chord Backing Tracks. Небольшие аудио-дорожки с последовательно записанными аккордами разной тональности. Включив их на компьютере, можно пробовать играть на инструменте. Получится аккомпанемент, под который гитарист начинает солировать. Интернет содержит множество вариантов.

Отработка навыков

Развивать уровень игры простого соло на гитаре несложно:

Играть соло на любой гитаре начинают с упражнений в предложенном варианте, затем переходят к обратному порядку. Так тренируется техника, прорабатываются движения. Отработка требует длительного времени. Переходить к сложным техникам можно только после обретения полной уверенности в базе. Нельзя забывать про правильное положение рук.

Правая рука – основная. Левой необходимо научиться бегло переводить пальцами по грифу. От скорости, четкости движений зависит темп игры, общее звучание, сложность проигрываемых мелодий. Немаловажную роль играет разминка – профессиональные гитаристы советуют уделять не менее двадцати минут, лучше – час. Разминочными могут быть самые простые упражнения.

Главный совет профессиональных музыкантов, как научиться играть соло на гитаре – разучивание большего количества соло-композиций.

Внимание! Нужно постоянно выучивать новые сольные мелодии, техники игры, стили.

Рекомендация поможет накопить запас музыкальных оборотов. Впоследствии выражать собственные чувства, мысли станет проще. Появится возможность сочинять новые соло.

Список простых песен, с которых стоит начать учить сольную партию

Новичкам подойдут простые по мелодичности песни. Подобрать подходящую по интересу будет просто. Например:

Песни, звучание которых известно, играются легко.

Обучение сольным партиям – процесс немногим более сложный, чем освоение начальных вещей. Постоянная практика, настойчивость, усидчивость приведут к значительному уровню мастерства.

Источник

Двадцать лучших соло-гитаристов

Двадцать лучших соло-гитаристов.

Назвать 20 лучших соло-гитаристов в истории рока оказалось задачей не из лёгких. Назвать три и даже пять труда не составит, но выбирая два десятка нетрудно ошибиться.
При выборе того или иного кандидата я принимал во внимание не только технику и мелодизм, но и место гитариста в истории, уровень проетов, в которых он участвовал и, чем чёрт не шутит, личные качества. Поехали!

20) Эрно Вуоринен (Nightwish)

19) Рудольф Шенкер (Scorpions)

Знаменитый брутальный блондин из «скорпов» был прекрасным дополнением на сцене суетливому «живчику» Клаусу Майне. Но, помимо его знаменитых эпатажных поз с гитарой, он прославился и знаменитыми соло, ставшими настоящей классикой: «Steal Loving You», «Send Me An Angel», «Believe In Love» и, конечно же, «Living For Tomorrow».

18) Пол Коссофф (Free)

17) Джордж Харрисон (Beatles)

Ну как можно было обойтись без обаятельного скромняги из «Beatles»? Он всегда был в тени Джона и Пола, но на последних альбомах «битлов» его роль стала очень велика. Он вносил в лёгкую и ненавязчивую музыку группы элемент философии, а иногда и вовсе выходил на первый план, как в грандиозной балладе «While My Gitar Gently Weeps».
Ещё ярче он проявил себя в сольной карьере. Его лаконичный, без особых изысков, но при этом красивый стиль игры в таких песнях, как «My Sweet Lord», стал примером для множества групп, исповедующих мелодик-рок.

Самый талантливый и самый знаменитый ученик Джо Сатриани не превзошёл своего учителя в скорости и технике, зато преуспел в эффектности и мелодичности. Музыка Стива более изысканна и многообразна, она явно выходит за рамки обычного творчества гитариста-запильщика. Это и обеспечило ему место в этом списке.

15) Крис Олива (Savatage)

Брат и соратник Джона Оливы долгие годы, вплоть до своей трагической смерти, являлся образующим элементом музыки Savatage. Он всегда склонялся к жёсткому, почти трэшевому звучанию, но и на изысканных прогрессив-гигантах «Streets» и «Gutter Ballet» он нашёл свою нишу «умного» металла. Не случайно, после его смерти, Savatage начали резко терять популярность.

14) Брайан Мэй (Queen)

В музыкальной тусовке Брайана Мэя очень любят, но критики традиционно опасаются применять к нему эпитеты, вроде «великий» и «потрясающий».
Да, за спиной великого Фредди Меркюри, он был практически незаметен, но роль его в группе была более, чем значима. Ведь львиная доля песен Queen начиналась с его яркой гитары; именно благодаря её неповторимому звучанию группа была узнаваемой с первого аккорда.

13) Джон Петруччи (Dream Theater)

В рамках такой демократичной, свободной и многогранной группы, как Dream Theater, нетрудно раскрыть все свои таланты и способности, и Петруччи это удалось сполна.
Его стиль близок Крису Оливе, но ещё более величествен и академичен. Его игра на «Scenes Of Memory» достойна бурных оваций и практически эталонна. Не случайно, в знаменитом проекте «G3» именно он составил компанию Ваю и Сатриани, заменив самого Ингви Мальмстина.

12) Роберт Фрипп (King Crimson)

11) Эрик Клэптон (Yardbyrds, Cream, Blind Fight)

9) Пит Таушенд (The Who)

8) Тони Айоми (Black Sabbath)

7) Карлос Сантана (Santana)

6) Эдди Ван Хален (Van Halen)

4) Джимми Пэйдж (Led Zeppelin)

Гитарист, чья техника и стремление к постоянному совершенствованию стали эталонами в мире рока.
Пейдж иногда чересчур увлекался «соляками», но в этом и было очарование Zeppelin. На поздних альбомах он, бывало, валял дурака, но ему всё прощали за одну лишь «Stairway To Heaven». Его знаменитый проигрыш в ней недавно был признан лучшим гитарным соло в истории.
После развала группы, он занимался кучей проектов, но ни с одним из них не снискал себе славы.

3) Кирк Хэммет (Metallica)

2) Дэвид Гилмор (Pink Floyd)

1) Ритчи Блэкмор (Deep Purple, Rainbow, Blackmore`s Night)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *