кто такой скотт фицджеральд
Гений, транжира и зануда: 5 фактов о Скотте Фицджеральде
Рассказываем о том, каким человеком был знаменитый писатель
Знаменитый писатель, автор романов «Великий Гэтсби» и «Ночь нежна» Фрэнсис Скотт Фицджеральд вел яркую богемную жизнь. Он и его жена Зельда стали символом ревущих 1920-х и светской молодежи той эпохи.
Они выпивали реки алкоголя, тратили огромные суммы денег, эпатировали окружающих и любили друг друга до гроба: в прессе об этой паре то и дело появлялись сплетни и мифы. Мы решили выяснить, что из этого — правда.
Разбогател ради любимой женщины
Скотт и Зельда познакомились на вечеринке в городе Монтгомери, где будущий писатель ждал отправки на фронт. После молодые люди долго переписывались, но пожениться не могли. Он был юношей из не слишком богатой семьи и мало что мог предложить будущей жене, кроме себя и своего таланта. Она же пользовалась популярностью как красивая дочь состоятельных родителей.
Чтобы жениться, он пообещал ей стать богатым и знаменитым — и выполнил этот обет. В надежде заработать денег и немного прославиться Фицджеральд написал роман «По эту сторону рая». До публикации он заявил издателю, что будет продано 20 тысяч экземпляров книги. Тогда над ним посмеялись и заверили, что пяти тысяч с него будет достаточно. Эта ирония была явно лишней. 26 марта 1920 года роман появился на прилавках, и за первую неделю продаж читатели приобрели почти 20 тысяч томов.
Родители Зельды были впечатлены, и 3 апреля 1920 года Зельда вышла замуж уже за известного писателя. Судя по письмам, она искренне любила своего избранника.
Не умел обращаться с деньгами
Весь первый год совместной жизни парочка кутила на пропалую. На гонорары от романа они купили дорогой особняк, катались на крыше такси, купались в фонтанах, примеряли на себя эпатажные образы. Неудивительно, что деньги быстро кончились.
Известна байка о том, что пьяная Зельда вызвала пожарных и на вопрос «Где горит?» показала на свое сердце: «Здесь!» От жены не отставал и Фицджеральд. Большую часть своего заработка он спускал на развлечения и на алкоголь: он начал выпивать еще во время работы над романом «По ту сторону рая».
Дочь Скотти, родившаяся в 1921 году, так говорила об отношении писателя к деньгам: «Он боготворил их и презирал, они внушали ему священный трепет. Он приходил в отчаяние от своей, по его же собственным словам, „неспособности управляться с ними“. Отец спускал деньги по ветру и работал как раб ради них. Любовь и одновременно ненависть к деньгам он испытывал всю жизнь. Деньги и алкоголь были теми непримиримыми врагами, с которыми он боролся ежедневно».
Обвинил жену в плагиате, но помог закончить роман
Один из мифов о Скотте и Зельде гласит о том, что писатель крал у жены идеи и подавлял ее авторское начало. Так ли оно было на самом деле, можно только догадываться. Фицджеральд действительно использовал в своем творчестве эпизоды из их совместной жизни, а для работы над монологами брал письма Зельды.
Элеонор Лэнахан, внучка писателя, рассказывала, что ее дедушка действительно был в ярости, когда его жена отправила в редакцию свой роман «Спаси меня, вальс». Женщина закончила его за несколько месяцев и использовала тот же источник вдохновения, что и ее муж для текста «Ночь нежна», — их жизнь в Париже, а также куски из этого произведения и имя одного из героев Фицджеральда. Но после ссоры Зельда все-таки согласилась отредактировать рукопись и убрать плагиат.
«У моих дедушки с бабушкой была замечательная способность всегда прощать. Фицджеральд потом даже помог Зельде доработать ее роман. Он также договаривался о публикациях ее статей и о постановке пьесы „Скандалабра“, которую она написала во время своего амбулаторного лечения в Балтиморе. Когда Зельда серьезно занялась живописью, муж организовал выставку ее работ в нью-йоркской галерее», — рассказала в своем эссе Элеонор Лэнахан.
Был редкостным занудой
Скотти Фицджеральд была уверена, что из ее отца получился бы прекрасный директор школы. Почти ежедневно автор «Великого Гэтсби» отправлял девочке в колледж письма с наставлениями, и содержание их было крайне нелестным:
«С тех пор, как тебя признали лучшей пловчихой в лагере, все, что ты делала, чтобы доставить мне удовольствие и вызвать мою гордость, практически несущественно. Сейчас ты даже более невпечатляющая, чем когда-либо. Меня не занимают твои попытки, еще с 1925 года, стать светской девицей. Больше мне об этом не рассказывай — это такая скука, все равно что болтовня за обедом с комедиантами-братьями Риц. Когда я не чувствую, что ты „идешь вперед“, твое общество угнетает меня, я просто глупо теряю время на банальности. С другой стороны, когда периодически я вижу в тебе проблески жизни и стремлений, я предпочитаю твою компанию любой другой в мире».
Оправдывает писателя то, что с восьми лет жизни ребенка он пытался играть для девочки роли и отца, и матери. Он страстно любил Зельду, но понимал, что она была избалована своими родителями, и не хотел для собственной дочери такой же судьбы.
До конца жизни любил одну женщину
Веселая жизнь Скотта Фицджеральда и Зельды закончилась в 1930 году, когда у женщины случилось первое затяжное помутнение рассудка. До этого она пять лет страдала от коротких приступов.
Сегодня принято считать, что у нее была шизофрения, кто-то из современных психиатров говорит о биполярном расстройстве, но окончательный диагноз так и не был поставлен. Способы лечения, принятые в то время, только ухудшали ситуацию. Даже в лучших клиниках, где лечилась Зельда, применялась довольно жесткая терапия.
В первые годы женщина часто и надолго приходила в себя и даже могла путешествовать с мужем. Но в итоге для безопасности самой Зельды и окружающих ее пришлось оставить в клинике. А Скотт Фицджеральд в 1937 году познакомился с журналисткой Шейлой Грэм. У пары завязался роман. По словам родных, Шейла привнесла в жизнь писателя стабильность и равновесие, но тот все равно продолжал слать теплые письма любимой жене.
«Ты самая лучшая, нежная и красивая из всех людей, которых я когда-либо знал, но эти слова даже близко не отражают всех твоих достоинств», — писал Фицджеральд Зельде незадолго до смерти.
Жизнь Фрэнсиса Скотта Фицджеральда: от писателя до сценариста
Наверняка многим знакомо имя Скотта Фицджеральда – известного американского писателя. Но крайне несправедливо вспоминать его исключительно как автора нескольких популярных книг. Ведь при жизни этот человек считался очень талантливой личностью, а уже потом прославился как представитель «потерянной эпохи» в литературе.
Содержание
Становление писателя
Фрэнсис Скотт Ки Фицджеральд появился на свет 1896 года в Сент-Пол, в обеспеченной семье ирландского происхождения. Ещё до его появления, родители уже потеряли двоих детей, поэтому Скотт Фицджеральд был желанным ребёнком. Отец и мать были довольно религиозны, поэтому мальчик воспитывался в католической вере. Но он ходил в обычную школу и был очень разносторонним чадом.
Дальнейшая учёба продолжалась уже в Принстоне, где Фрэнсис активно участвовал в играх футбольной команды. Параллельно студент писал небольшие рассказы и пьесы, с которыми часто побеждал в конкурсах. В ту пору у него уже чётко сформировалось желание стать писателем или сочинять музыкальные комедии. Тогда же юному таланту пришлось столкнуться с неравенством. Позднее сам автор подтвердил, что с тех пор у него возникло «недоверие к бездельникам, как к отдельному классу».
Несмотря на старательность, Скотт так и не закончил обучение. В 1917 году, незадолго до выпускных экзаменов, парень ушёл добровольцем в армию. Всего лишь за несколько лет сделал отличную военную карьеру и стал адъютантом. Фактически молодой солдат лишь выполнял обязанности секретаря генерала. Весной 1919 года он демобилизовался и сразу по возвращении домой устроился на работу.
Личная жизнь Скотта Фицджеральда
Во время прохождения службы в армии он познакомился со своей будущей супругой – Зельдой Сейр. Девушка была их богатой семьи, считалась одной из самых завидных невест города. Поэтому её родители долгое время не давали согласие на такой неравный союз. Так первая помолвка расстроилась: тогда у парня не было стабильного заработка, и последним шансом жениться на возлюбленной был литературный успех. Только после дебюта как писателя Скотт получил одобрение родителей невесты и взял её в законные жёны. С 1920 по 1940 год Фицджеральд состоял в браке с Зельдой Сейр, а спустя год после свадьбы у пары родилась дочь, названная в честь отца Фрэнсис Скотт, но дома ее всегда звали Скотти.
Литературоведы неоднократно подчёркивали, что вторая половина Фицджеральда была его музой. Писатель часто использовал её образ в своих произведениях: это сходство было заметно даже невооружённым глазом каждому читателю.
Беда в семью пришла неожиданно в виде серьёзного недуга: Зельда заболела острой формой шизофрении. Чтобы оплатить дорогое лечение, автор был вынужден трудиться сверх меры. Приходилось сурово экономить, отказываться от прежних благ жизни и (что для писателя было труднее всего) соглашаться на грабительские предложения редакторов, продавая права на свои книги по сильно заниженной стоимости.
Скотт начал часто пить, а спустя некоторое время (в 1937 году) познакомился с молодой журналисткой Шэйлой Грэм и влюбился в неё. Официально со своей женой (на тот момент находившейся в психбольнице) мужчина не разводился и продолжал помогать ей финансово до самой смерти. Но последние годы жил со своей избранницей в отдельной квартире.
Начало творческого пути
По окончании службы Фицджеральд поехал в Нью-Йорк, где сразу устроился журналистом в рекламное агентство. Но одновременно с работой он не бросает попыток добиться литературного признания, отсылая свои труды в различные издания. Первые опыты Скотта оказываются провальными, и все рукописи получали отказ. Фрэнсис сильно переживал по этому поводу, начал много и часто пить, а со временем вовсе бросил работу и был вынужден вернуться жить к родителям.
Именно после возвращения на родину писатель начинает почти с нуля переделывать рукопись своего самого первого романа «Романтический эгоист». После многочисленных правок и исправлений обновлённая версия романа меняет своё название на «По эту сторону рая» и всё-таки публикуется в 1920 году. Дебютное произведение сразу приносит писателю мировой успех и открывает путь в мир литературы. Его рассказы и повести начинают печатать в престижных газетах. Несмотря на успех, Скотт продолжал писать для местных журналов, что тоже приносило ощутимый доход, ведь теперь он считался одним из самых дорогих авторов.
После сногсшибательного старта в карьере писателя, уже в 1922 году опубликован следующий роман Фицджеральда – «Прекрасные и проклятые». А практически сразу после очередной публикации на свет появляется сборник рассказов «Сказки века джаза».
На пике популярности, в 1924 году, Фицджеральд вместе с супругой уезжает в Европу, останавливаясь во Франции. Свою литературную деятельность писатель тоже не оставляет и именно в Париже заканчивает и публикует роман «Великий Гэтсби». Ещё через год выходит новый сборник рассказов «Все эти печальные молодые люди», который негласно считается финальной точкой литературной карьеры, ведь следующие годы жизни Фрэнсис оказываются очень тяжёлыми и впредь он крайне мало времени уделяет написанию книг.
Книги Фрэнсиса Скотта Фицджеральда
Сейчас Скотт Фицджеральд считается признанным классиком. Любой очерк по истории зарубежной мировой литературы невозможен без упоминания данного писателя. Творчество Фицджеральда изучали многие американские критики, выделяя такие масштабные и многогранные работы, как:
Отдельно стоит выделить не менее известный рассказ Фрэнсиса «Загадочная история Бенджамина Баттона», пьесу «Размазня» и несколько сборников, изданных ещё при жизни.
Киноматографическая деятельность
Но написание романов – отнюдь не единственное направление, в котором совершенствовался Фицджеральд. Так, начиная с 1937 года, он решает стать сценаристом в Голливуде. Тогда формируется небольшая компания из энтузиастов (Дональд Огден Стюарт, Роберт Бенчли, Сидни Натанаэл Уэст), которые тоже решили испытать свои силы в этом направлении. В октябре 1939 года Фицджеральд принялся за роман «Последний магнат», который повествует о жизни Голливуда.
Писатель создал целую серию рассказов и статей автобиографического типа, напечатанные после его смерти в сборнике «Крушение». Многие годы автор трудился над сценариями: было написано более 10 сюжетов для фильма в период с 1924 по 1942 год, но в итоге все сценарии Скотта были отвергнуты.
Экранизации произведений Фрэнсиса Скотта Фицджеральда
Самые первые фильмы по мотивам книг Фрэнсиса выходили ещё в далёкие в 20-ые годы. Причём большинство из картин не сохранилось и не оставили заметного следа в истории кино. Но если брать вторую половину XX века, то режиссеры и продюсеры опять обратили внимание на творческое наследие Скотта. Подобный интерес привёл к появлению массы эффектных экранизаций. Список самых известных работ составили фильмы:
Повторить триумф с самой популярной книги писателя попытался ещё раз в 2013 году База Лурман. В своей версии он задействовал целую плеяду выдающихся актеров: Леонардо Ди Каприо, Тоби Магуайр, Кэри Маллиган, Элизабет Дебики и Джейсон Кларк.
Чуть позже, уже в 2016 году, на экранах появился свежий сериал «Последний магнат», где главные роли достались Мэтту Бомеру и Лили Коллинз. Хотя это далеко не последняя постановка – на TV шло немало иных адаптаций Фицджеральда для антологий вроде «Саспенс» и «Кульминация».
Наследие Скотта Фицджеральда – это огромный пласт культуры, поэтому его произведения интересны и актуальны до сих пор по всему миру. Ведущие издательства периодически выпускают новые вариации книг и сборников Фрэнсиса, а в мире кино время от времени появляются новые экранизации по мотивам его романов.
Скотт Фицджеральд. Прекрасный и проклятый писатель
Знаменитый американский писатель Скотт Фицджеральд почти всю свою жизнь писал о богатых и успешных, хотя сам, в итоге, спился и умер в нищете
24 сентября 1896 года родился американский писатель Френсис Скотт Фицджеральд. Он был литературным певцом эпохи джаза, писал о жизни богатых и успешных, но не все знают, что Фицджеральд в поздний период своей жизни придерживался левых взглядов и чуть ли не стал коммунистом. А, может быть, он им и стал.
Статус, основанный на достатке, играет весомую роль в американской жизни. Человека в Америке как и встречают, так и провожают по одёжке — это ещё Макс Вебер заметил в своём труде «Протестантская этика и дух капитализма». Деньги, деньги, и ещё раз деньги — вот что главным было и есть и, наверное, будет в США. Но, при этом, нужно морщить лоб, чтобы вспомнить какого-нибудь известного американского писателя, художника, музыканта, кто изначально был богат, благодаря своим родственным связям. Скотт Фицджеральд не стал исключением из этого правила. Он был выходцем из семьи разорённого предпринимателя, его родители ему смогли дать только хорошее образование. В дальнейшем ему пришлось добиваться всего самому.
В 1913 году он поступил в престижный Принстонский университет, но долго там не продержался. В 1917-ом он идёт добровольцем в армию. По некоторым источникам молодой Фицджеральд одел военную форму чтобы избежать отчисления из-за неуспеваемости. По версии же самого писателя — из-за нахлынувшего на него тогда чувства патриотизма. На другом континенте действительно бушевала война, но на европейский полях Первой мировой Фицджеральду погибнуть было не суждено — война вскоре закончилась. Фицджеральд остался в Америке и служил адъютантом при штабе. И, будучи как-то в отгуле, в городе Монтгомери молодой солдат Скотт Фицджеральд познакомился на танцах со своей «роковой женщиной».
Девушку звали Зельда, она была дочкой местного судьи. Девушка была не бесталанной — она была занималась бальными танцами, и впоследствии она, как и Скотт, станет писателем — Зельда написала одну книгу и не успела закончить вторую. Глупой её никак не назовёшь — принимая сердце, девушка несколько раз отвергала руку юного Фицджеральда. Она была из состоятельной семьи, одной из престижной местных невест. Она боялась, что Фицджеральд не сможет её содержать.
Но молодой Фицджеральд упорно добивался своего. В итоге, они поженились в 1920 году, как только его первый роман «По ту сторону рая» принёс Фицджеральду большой успех. Когда Фицджеральд оказался при деньгах и на нужной стороне, его мечта сбылась — Зельда сменила девичью фамилию на Фицджеральд. Забегая вперёд, скажу, что он потом мучился со своей «мечтой» всю свою жизнь.
В дальнейшем комплекс денежной несостоятельности и статусной неполноценности Фицджеральд будет преодолевать до самой своей смерти. Он будет постоянно сублимировать его на страницах своих книг. Бедный юноша добивается достатка и любви красивой девушки из богатой семьи — это станет частой фабулой его рассказов и романов. Часто употребляемые Фицджеральдом слова — это luxury и expensive. И все главные герои книг — успешные молодые люди. Они влюбляются, ссорятся и снова сходятся. Они ходят на вечеринки, танцы, карнавалы и встречи богатых выпускников Йельского университета. И почти все новеллы Фицджеральда по закону «американской мечты» заканчиваются хеппиэндом. В отличие от жизни самого Фицджеральда.
Зельда и Скотт стали прекрасной и проклятой парой — я перефразирую название второго романа Фицджеральда «Прекрасные и проклятые», вышедшего в 1922 году и подтвердившего успех первой книги. Жизнь супружеской четы сопровождалась скандалами, заметками в светской хронике и была обильно сдобрена алкоголем. Не выдержав ритма и темпа «века джаза», не перенеся тяжести свалившегося на них успеха, супружеская пара успешно стала алкоголиками. Они довольно праздно и эксцентрично проводили время. В 1924 году скандальная пара переезжает в Европу. Курс доллара по отношению к валютам разорённых европейских стран был велик, чтобы продолжать беспечно, в звуках клубной музыки и в ночных перезвонах бокалов, проводить время. В Европе местом своей праздной дислокации чета Фицджеральдов выбирает Париж.
Париж тогда был центром притяжения многих известных творческих личностей, талантливых писателей и художников. Эзра Паунд, Джеймс Джойс, Гертруда Стайн, Пабло Пикассо и Сальвадор Дали — это очень неполный список. Там, в Париже, Фицджеральд подружился с другим писателем-американцем, ставшим в последствии очень известным. Эрнест Хемингуэй был тогда начинающим прозаиком, за его широкими боксёрскими плечами было всего лишь два сборника рассказов, и дружба с Фицджеральдом стала для него весьма полезной. Тот познакомил его со своим издателем Максом Перкинсом. Сотрудничество с ним сделало Хемингуэю всемирную славу, свет которой не меркнет и до сих пор. К слову надо сказать, что Перкинсу удалось зажечь ещё одну американскую литературную звезду — южанина Томаса Вулфа. С ним Фицджеральд познакомится, уже ступив на тёмную полосу своей жизни.
Зельда сразу не взлюбила брутального Хема. Зельда клеветала, намекая на гомосексуальную связь между ним и её Скоттом. Но по свидетельству Хемингуэя, пьяный Фицджеральд показывал ему член только один раз, когда его неуравновешенная супруга упрекнула Скотта, что его половой орган был недостаточных размеров. «Всё у тебя в порядке», — успокоил тогда в туалетной комнате Хемингуэй своего товарища.
Третий роман Фицджеральда «Великий Гэтсби», публикация которого состоялась в 1926 году, ни снискал одобрения критиков. Роялти писателя были низкими. Но из рога своего таланта Скотт Фицджеральд в изобилии сыпет рассказами для модных журналов. Он писал эти рассказы ради денег, а писать только ради них Фицджеральд не сильно любил. Но талант есть талант, эти простые рассказы о жизни успешных, красивых и молодых имеют симпатичные сюжеты и написаны изящным языком. Они подобны конфетам, которые любят практически все — они красивы не только блестящими фантиками, но и вкусны своим содержимым. Хотелось бы тут заметить, что талант не пропьёшь, однако жизнь Фицджеральда этот довод опровергла.
Публикации в журналах позволили Фицджеральдам и дальше весело спускать свою жизнь на алкогольных парах. Хемингуэй сам был выпить далеко не дурак, но он говорил своему другу, что такой образ жизни сильно мешает творчеству. Ещё, Хемингуэй одним из первых заметил, что Зельда явно не в себе. Это оказалось правдой — вскоре врачи диагностировали у неё шизофрению. Но надо отдать должное порядочности Фицджеральда, он не бросил свою жену, в то время как сам Хемингуэй без зазрения совести бросал всех своих женщин. Только одной «женщине» Хем был предан — писательскому перу.
Век джаза, который придумал Скотт Фицджеральд, длился около десяти лет и закончился крахом американской биржи 26 октября 1929 года. Звон колокола, остановивший в тот день торги стал сигналом к старту Великой американской депрессии. Химера американской мечты развеялась, безработица росла вместе с ростом самоубийств бизнесменов, потерявших в одно мгновение всё. Кому в это тяжелое время нужны книги о богатых — популярность Фицджеральда спадает на «нет». Как говорится, в эти годы «тупо жрать было нечего», рассказы о жизни успешных, молодых и красивых в горло не лезли.
Голливуд был сущим адом для писателей. Здесь уже спивался будущий лауреат нобелевской премии Уильям Фолкнер, но Скотт Фицджеральд спился раньше него. С бутылкой он расставался не надолго, он уходил из запоя в запой. Работодатели им как сценаристом довольны не были. Диалоги сценариев Фицджеральда были слишком витиеватыми.
Ещё Голливуд в то время был рассадником коммунистический идей.
Обычно биографы Фицджеральда по каким-то причинам скрывают неудобный для них факт, что американский писатель, как минимум, стал социалистом. Ну да, пишут они, Фицджеральд одно время симпатизировал «левым» идеям, но потом, как творческая личность, которой необходима индивидуальная свобода, от них отказался.
Однако факты биографии писателя говорят об обратном. В посмертной описи его библиотеки присутствую труды Ленина, Маркса, стенограммы пленумов Коминтерна. Фицджеральд их изучал с карандашом — страницы испещрены его пометками.
Известно, что до Голливуда, живя в Балтиморе, Фицджеральд участвовал в организации клубов Джона Рида, куда приходили люди «левых» убеждений. Ещё известно, что Фицджеральд «топил» за испанских республиканцев и хвалил Хемингуэя за его пропагандистский фильм о Гражданской войне в Испании.
Проявившаяся левизна Скотта, на самом деле, не удивительна, если учитывать какое социальное неравенство он испытал на собственной шкуре в юности до своей популярности. Чтобы убедиться в склонности к левизне писателя достаточно прочитать последние страницы его первого романа, на которых главный герой ведёт диалог с представителем «сильных мира сего».
По мнению искусствоведа и кинокритика Михаила Трофименкова Фицджеральд вступил в компартию Америки после истории со сценарием по книге Ремарка «Три товарища». На авторов фильма оказывал сильное давление нацистский консул Гислинг, который требовал сценарий переписать. Нацисты тогда совсем распоясались, они грозили кинокомпаниям экономическими санкциями.
Допускаю, что, может быть, конечно, Фицджеральд официально коммунистом и не стал, но теория шести рукопожатий и за меньшее количество сцеплений рук привела бы его тогда в коммунистический СССР — коммунизм в годы экономической депрессии был в Америке дико популярен.
Фицджеральд умер в декабре 1940 года от сердечного приступа — такие диагнозы в таком раннем для смерти возрасте часто ставят пациентам, которые злоупотребляют алкоголем. Сразу после его смерти льстивые критики превознесли его последний недописанный роман «Последний магнат». Газеты писали, что этот роман был бы самым лучшим у Фицджеральда. Но, положа руку на сердце, мне лично читать его трудно, настолько плохо он написан.
В итоге, спустя десятилетия, вполне заслуженно самым популярным романом стал «Великий Гэтсби», в своё время уничтоженный критикой. Его главный герой, будучи солдатом, знакомится на вечеринке с девушкой из богатой семьи. Никого эта история вам не напоминает?
Загадочная история Фрэнсиса Скотта Фицджеральда: от огромного успеха до полного краха
24 сентября исполняется 122 года со дня рождения американского писателя Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, автора романов «Великий Гэтсби», «Прекрасные и проклятые» и рассказа «Загадочная история Бенджамина Баттона».
Писатель добился огромного успеха и признания в 20-е годы прошлого столетия. Именно благодаря этому человеку ХХ век называли «веком джаза». Но не все так радужно в его судьбе, как может показаться на первый взгляд.
Детские годы. «Найденыш» с отцом и матерью
Его родители были примером того, как абсолютно разные люди могут любить друг друга: отец – аристократ с изысканными манерами, а мама – «простушка», которая не обладала тонким вкусом и не знала норм этикета, но была отличной хозяйкой.
Фрэнсис не считал своих родителей примером для наследования, он любил отца, но не уважал его, уважал мать, но стыдился появляться с ней на людях.
Фицджеральд, который с детства стремился к совершенству во всем, часто любил представлять себя найденышем.
Судьбоносная встреча
Недоучившись в Принстонском университете и находясь на грани исключения, Фицджеральд уходит в армию, где на танцах знакомится с Зельдой Сэйр.
Именно она станет женщиной всей его жизнь и сыграет драматическую роль в его судьбе. Зельда была невероятно умна, и в то же время безрассудна, спонтанна и эксцентрична, что и покорило юного Фрэнсиса. Эта женщина станет прототипом героинь романов Фицджеральда, которые принесут ему признание.
«По эту сторону рая» или дорога в ад
Именно произведение «По эту сторону рая», написанное Фрэнсисом в 1920 году, принесло ему настоящее признание.
Экземпляры книги раскупали с невероятной скоростью. Успех первого произведения открыл ему дорогу в мир большой литературы, позволил писателю печататься в престижных изданиях. Он быстро разбогател, а вместе с деньгами в его жизни появились веселые вечеринки до утра, приемы, путешествия на европейские курорты.
Супруги постоянно «выкидывали» какие-нибудь эксцентричные выходки, которые заставляли говорить о них весь американский высший свет: то катание по Манхэттену на крыше такси, то купание в фонтане, то появление в голом виде на спектакле.
При всём этом их жизнь состояла также из постоянных скандалов (часто на почве ревности) и непомерного употребления алкоголя обоими.
«Великий Гэтсби»: крах карьеры тогда и огромный успех сейчас
Трудно в это поверить, но произведение, которое сейчас имеет огромную популярность, в то время не получило положительных отзывов читателей. Роман, на который писатель возлагал огромные надежды, провалился.
Было продано всего 21 тысяча экземпляров, что в два с половиной раза меньше, чем проданный тираж каждой из его первых двух книг!
Кроме того, годы постоянных гулянок до утра и большое количество алкоголя не прошли бесследно, и в 1930 году у Зельды обнаружили стойкое помутнение рассудка, после чего она всю жизнь страдала шизофренией.
Последние годы жизни
Буквально в один момент его жизнь кардинально изменилась. За короткое время он смог потратить все заработанные деньги, а с деньгами ушли и так званые «друзья», вечеринки, красивые дома и богатая жизнь.
Фрэнсис Скотт Фицджеральд умер в 1940 году от сердечного приступа, в бедности и забвении. Ему было всего 44 года.
На его могиле выбиты последние слова главного героя романа «Великий Гэтсби»: «Так мы и пытаемся плыть вперед, борясь с течением, а оно все сносит и сносит наши суденышки обратно в прошлое»
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
• По иронии судьбы, роман «Великий Гэтсби», который сломал судьбу писателя, нашел мировое признание и начал считаться «великим» уже на следующий год после смерти Фицджеральда.
• К концу своей жизни писатель каждый день пил кварту(немного больше литра) джина и 12 бутылок пива.
• У замка Гэтсби был реальный прообраз — замок «Бикон Тауэрс», построенный в 1917 году для Авы Бельмонт, бывшей до этого Авой Вандербильт. Это одна из самых известных и ярких американских женщин — мультимиллионерша и лидер суфражисток. Замок представлял из себя чистую фантазию на готическую тему с элементами испаских альказаров и стилизациями под изображения замков из средневековых манускриптов. Здание было снесено в 1945 году.
• В 1950 году Эрнест Хемингуэй написал автобиографическая книга «Праздник, который всегда с тобой», многие страницы которой посвящены Фицджеральду.
•За один из своих рассказов Фрэнсис получил вознаграждение в 4000 долларов. На сегодняшний день это около 50 000 долларов.
• Фицджеральд долгие годы дружил с писателем Эрнестом Хемингуэем
• Когда романы и рассказы перестали приносить деньги, Фрэнсис стал сценаристом в Голливуде. Среди сценариев, над которыми он работал, были: «Все происходит ночью» и «Унесенные ветром»
• В последние дни Фицджеральд работал над романом «Последний магнат», который так и не был закончен.