кто такой скопец в сказке пушкина

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

По брусчатке босиком. По брусчатке босиком на рассвете, только ты, только я – словно дети. Да.

Рамочка «Любовь. » Ваш текст. Ваш текст. Код рамочки без анимации В.

Метки

Рубрики

Приложения

Ссылки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

НЕдетсткие сказки: кто такой скопец и зачем ему Шамаханская царица? Взгляд на сказку Пушкина

Каждый свой пост я могла бы начать со слов «я так люблю», но я люблю писать о том, что я люблю.

Итак, «Сказка о Золотом петушке» Александра Сергеевича Пушкина. Все помнят ее содержание?

Что и жизнь в такой тревоге!

Вот он с просьбой о помоге

Обратился к мудрецу,

Звездочету и скопцу.

Понятно, кто такой мудрец и звездочет. Но кто есть скопец? Я раньше думала, что это человек, который копит богатства. Или не богатства, а просто копит. Скопец-копить.

Напрашивается вполне резонный вопрос: зачем ему Шамаханская царица?

Здесь несколько версий.

Источник

кто такой скопец в сказке пушкинаqueyntefantasye

дикий филолог

И действительно, Дадон, боясь соседей, » с просьбой о помоге / Обратился к мудрецу, / Звездочету и скопцу. » Скопец, соответственно, дает ему золотого петушка, наказывает посадить на спицу и объясняет, что как только в земли царя вступит угроза, петушок закричит и укажет в нужную сторону. Предупредит. В благодарность, царь обещает ему исполнение любого желания.

Дальше нам уже прямо указывают на опасность и губительность сексуального желания: петушок кукарекает, сыновья Дадона по очереди ведут рать на восток, где и убивают друг друга из-за шемаханской царицы [» Без шеломов и без лат / Оба мертвые лежат, / Меч вонзивши друг во друга. [. ] Царь завыл: «Ох дети, дети! / Горе мне! попались в сети / Оба наши сокола! «].
Но тут из шатра выходит, собственно, шемаханская царица; Дадон сражен в самое сердце, проводит с ней неделю и везет ее обратно в столицу.

В общем, опять сексуальное влечение разрушает национальную целостность; обуянный желанием, царь готов разорить казну и раздробить государство. Когда скопец стоит на своем, Дадон бьет его жезлом по голове и убивает.

Но туууууут.
» Вот — въезжает в город он.
Вдруг раздался легкой звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился. и в то же время
С колесницы пал Дадон —
Охнул раз, — и умер он.
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.»

Источник

Кто такой скопец в сказке пушкина

Рассмотрение смыслового ряда мультфильма Три Богатыря и Шамаханская царица ( http://forum.kpe.ru/showthread.php?t=16319 ), было бы не полным, если не ПОПЫТАТЬСЯ рассмотреть смысловой ряд сказки Пушкина «О Золотом Петушке», специально повторюсь что это только ПОПЫТКА. Относительно недавно, была сделана иная попытка проникнуть в скрытый смысловой ряд ( http://old.kpe.ru/press/mera/111/372/ ) но с данной трактовкой я не согласен, ниже будет видно почему.

Итак мы имеем набор следующих предпосылок:

1. Исследование Чудинова В. о тайнописи Пушкина, из которой видно что сам Пушкин зашифровал следующую информацию на эскизе (рисунке) титульной страницы, выполненной поэтом «вставка Пушкина, Пушкин негодник, Миф славян».

Итак, «вооружившись» некоторыми ключами понимания, приступим к рассмотрению второго смыслового ряда Сказки о золотом петушке. Хочется отметить, что зашифровав надпись «Миф славян», Пушкин отсылает далекого во времени читателя, к мифу об Иверской царице Динаре, в которую «негодник Пушкин» сделал «вставку Пушкина» в виде Золотого Петушка.

Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве
Жил был славный царь Дадон

Смолоду был грозен он
и соседям то и дело
наносил обиды смело

Зная изторию Европы за последнии столетия, можно сказать что она постоянно нападала на соседей по континентам, поэтому скрывающийся образ, становиться еще более узнаваемым.

Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить

И действительно, чем дальше стареет Европа, тем более неохотно она конфликтует в военном смысле. Общую угрозу, Европа ощущает с Востока как с Исламского, так и с Русского. Поэтому приходится содержать многочисленную рать.
Не придумав ни чего лучшего, Дадон:

Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу
Звездочету и скопцу

Год другой проходит мирно
Петушок сидит все смирно

Стратегических внешних угроз достаточно долго не было, Европа в основном, занималась внутренними разборками, 17-18 века, стратегических угроз не возникало.

Царь к востоку войско шлет
Старший сын его ведет

К концу 19 века, стало понятно, попытка поднажать и дожать Библейский проект №1 явно проваливается, несмотря на проведение «денежной реформы» и включение расистких текстов Ветхого завета в список «священного писания». Многим на Западе стало очевидно, что Россия к первой трети 20 века обгонит весь развитый мир по могуществу и богатству. С момента «денежной реформы » и «обновления священного писания» проходит семьдесят семь лет.

Вот проходит восемь дней
А от войска нет вестей
.
Петушок кричит опять:
Кличет царь другую рать
Сына он теперь меньшого
Шлет на выручку большого.

Россия вспыхивает в огне спецоперации 1917-18 годов. Трагический период продлится аж до 1922 года. С момента «обновления священного писания» проходит без малого 80 лет. Надо заметить что бой между церковью имени Христа и Мраксизмом, закончился смерьтю обоих. Не приемлет земля Русская, всякой ереси.

Со второй половины 20-го века, разворачивается величайшая битва холодной войны, Доктрина Алана Далласа и Гарвардский проект. С момента спецоперации 1917 года проходит 74 года.

Поскольку еще не прошло восмидесяти лет, после событий спецоперации 1991 года, можно только присоединиться к пожеланию поэта, создать столицу России в месте, прикрытом горами. Тема переноса столицы России, обсуждается уже как минимум лет пятьдесят, и пишуший эти строки, надеется что столица государства, будет перенесена в центр страны, например в пределы сегодняшнего КрасноЯРска. Там есть и горы и ущелья, это может помочь избавится от грабежа прожидовонной Москвой, богатств Сибири, да и всей остальной большой России.
Далее сюжет повествует о том, что Дадон околдован, восхищен, прелестями Шамаханской царицы, гостит в ее шатре ровно неделю. То есть окончания «ратных» подвигов западной элиты, ожидается где то в 2140-х годах, будущего столетья (с учетом времени в пути и нахождения в «гостях»). После этого скопец предьявит счета к оплате, западная элита расчитаться не захочет и жезлом уничтожит мерзкого старика. Ну а сама западная элита, будет уничтожена нучно-магическим потенциалом потомков и последователей вавилонской школы знаний.

А царица вдруг пропала,
будто вовсе не бывало.
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.

С уважением,
любящие читатели и зрители.

кто такой скопец в сказке пушкина

кто такой скопец в сказке пушкина

кто такой скопец в сказке пушкина

кто такой скопец в сказке пушкина

Да будет тебе дуться на ВП, вот лучше прочти повесть:

ДИВНА ПОВѢСТЬ МУЖЕСТВЕНА О ХРАБРОСТИ И МУДРОСТИ ЦЕЛОМУДРЕНЫЯ ДЕВИЦА, ДИНАРЫ ЦАРИЦЫ, ДЩЕРИ ИВЕРСКАГО ЦАРЯ АЛЕКСАНДРА

Умершу Иверьскому властодержавцу Александру Мелеку[1] и не имѣющу дѣтища мужеска полу, но едина дщерь остася 15 лѣт, зело разумна и мужествена, и не посягну присовокупитися мужеви, и предаде ей отець ея властодержавство свое. Она же бѣ мудра и разумна, и нача владѣти по преданью отца своего, въ дни перскаго царя.

Когда умер Иверский государь Александр Мелек, у него не было детей мужского пола, но только одна дочь осталась пятнадцати лет, очень разумная и мужественная, и решила она не выходить замуж, и передал ей отец управление государством. Она же была мудрой и разумной правительницей, и начала править по заветам отца своего, и было это во времена персидского царя.

Царство царици Динары.[2] Первѣе — показа любовь ко властодержавцем своимъ, и милость к народомъ, и праведный суд. И паче всего имѣаше прилежание к Божественому Писанию и о преднихъ царѣх и властодержавцех, како бѣ пребывание в нихъ и временное прехождение, и от того навыче воиньской храбрости. Якоже пчела събираетъ от цвѣтов медъ, тако и сиа Динара от памятных книгъ. И со многою кротостию правяще державу свою, и попечение велие имяше о своем властодержавъствѣ. Яко добрый кормъчий преплавати корабль чрез морскую пучину, и госпожа же сия печашеся, како бы ей быти в тихости.

Царство царицы Динары. С самого начала правления показала она любовь к управителям своим, милость к народу и праведный суд. И больше всего любила она Божественное Писание, читала о прежних царях и государях, какими они были и как они правили, и от этого чтения научилась она воинской храбрости. Как пчела собирает мед с цветов, так и эта Динара собирала мудрость из исторических книг. И со многою кротостью правила она государством своим и имела о нем великую заботу. Как хороший кормчий заботится о том, чтобы провести корабль через морскую пучину, так и она заботилась, чтобы государство ее жило в мире.

И доиде слух перьскому царю, яко умре Александръ и приа власть Иверьскую дщи его, царевна Динара. И умысли персинъ приати Иверию и попрати вѣру их, еже въ Христа, и посла к ней, сице рек: «Аще хощеши от мене милости и державъствовати, да сугубыя дары подаси нашему величеству, аще ли не тако — не повелѣваю ти власти держати, но отъиди! Аще ли невъскоре послушаеши — и величество мое възяриши на ся, и милости не имам дати ти!»

И дошел слух до персидского царя, что умер Александр и что власть в Иверии перешла в руки дочери его, царевны Динары. И задумал перс захватить Иверию и унизить веру их — веру в Христа, — и послал к ней посольство с такими словами: «Если хочешь милость от меня получить и править своим государством, то вдвое больше прежних дары приноси нашему величеству. Если же так не сделаешь — не разрешу тебе править, но изгоню! Если же ты быстро не послушаешься меня, тогда и величество мое на себя разъяришь, и милости никакой от меня не получишь».

Динара же царица, видѣвъ посланникы перскиа с таковыми глаголы пришедшая, и посла к персину свои послы и дары свыше отца своего, и глаголя: «Еже ми повелѣваеши не дрьжати власти, но не от тебя бо прияхъ ю́, но от Бога ми дано свыше. И ты како имаши часть въ жребии Богоматере?[3] Но не того ради да послахъ сиа дары к тебѣ. Вы убо бесерменскый законъ, мы же истинный законъ имамы. И како глаголеши и величаешися, яко тлѣненъ еси, не дано ти будет свыше!»

Царица же Динара, приняв посольство персидское, пришедшее к ней с такими словами, послала к персу своих послов и дары послала большие, чем отец ее посылал, и так ему ответила: «Ты не разрешаешь мне государством управлять, но власть я приняла не от тебя, от Бога она дана мне, свыше. Разве ты владеешь частью жребия Богоматери? Но не поэтому я послала эти дары к тебе. Вы, персы, соблюдаете басурманский закон, у нас же закон истинный. Почему же ты держишь такие речи и так величаешься, хотя ты тленен и нет тебе на это соизволения свыше!»

И видѣ перьсинъ посланники ея, с таковыми глаголы пришедша, и не въсприа даров ея, но съ звѣрозлобиемъ своим отпусти посланникы ея бездѣлны, глаголя имъ: «Милость даю вам: аще хощете царствовати, но въ единых срачицах повелѣваю вам остатися; аще же не тако — иду на васъ с величеством воиньства моего и въсприиму тя и вся велможа твоя с тобою!»

И увидел перс посольство ее, пришедшее с таким ответом, и не принял даров ее, но со звериной злобой своей отпустил посланников ее обратно без чести, сказав им: «Милость даю вам: если хотите царствовать, то повелеваю вам остаться в одних исподних рубашках, если же не согласны — иду на вас со всем своим многочисленным войском, захвачу тебя и всех вельмож твоих с тобою!»

Динара же царица, слышавъ таковыя глаголы от персьскаго царя посланниковъ, отосла посланникы его и рече: «С таковым ополчениемъ вооружаешися на мя, противу немощной чади, девици! Аще и побѣдиши мя— не получиши чести, яко немощную чадь побъдилъ еси. Аще ли въсприму от Христа, Бога моего, побѣду на тя и от Богоматере его помощь, и женскою възступлю ногою на царское тѣло, и отъиму главу твою, тогда каковой чести сподоблюся, яко царя перскаго побѣдивъ женскою храбростию; иверьским женам нанесу похвалу, а перским царемъ наведу срамъ!»

Динара же царица, услышав такие речи от посланников персидского царя, отправила их назад, сказав: «Со столь сильным ополчением ты собираешься идти против меня, немощной отроковицы, девицы! Если и победишь меня — чести не получишь, так как окажется, что победил ты слабого ребенка. Если же я приму от Христа, Бога моего, победу на тебя и получу помощь Божьей матери, и женской ногой наступлю на твое царское тело, и отсеку голову твою, тогда неслыханной сподоблюсь чести, царям персидского победив женской храбростью; иверским женам буду в похвалу, а персидским царям будет позор».

И слышав персинъ, и възъярися лютѣ, и поиде со многым ополчениемъ на страну еа.

И, услышав это, перс разъярился люто и пошел со многим ополчением на страну ее.

И начя Динара царица посылати велможа свою противу перскаго воиньства. Они же рекоша к ней: «Како можем стати съпротивне многаго воиньства и таковаго перскаго ополчениа?» Динара же царица отвеща к ним: «Въспомяните Девору и Гедеона, како побѣдиша множество вои мадиамляны![4] Не Богъ ли дарова им побѣду? И нынѣ той же Богъ нашь и наша заступница Пречистая Богородица! Не отягчяйтеся! Аще ли нынѣ не въоружимся противъ иновѣрных и за свою вѣру не умрем? Умрем же всяко! И предамы себе в работъство? И кою славу воздадим своему благочестию, посрамлени и беспамятни погибнем! Въсприимите себѣ мужество, и отверзите от себе женочревство! Егда убо наполнивьшимся долинам от дождевныя туча воды и преизлишнюю мокроту имущим, и во днех от великаго жжениа солнечьнаго иссушит мокроту, и много время пребудет земля суха, но и бесплодна, и нужно собрание плодовъ еа. Такоже и в державѣ земля нашеа: умножившимся народом и распространшимся; егда же ли возмут ны персы и распленят, како можемъ собрани быти и коей чести достоини будемъ, аще не въсприимем храбрости и дадимъ себе въ страхование, поверзем свое благочестие! Отженем от себе женочревъство, и въсприимем попечение о своих сокровищех. Егда убо жена зача въ чревѣ, и нача готова ей быти; такоже и вамъ, богатство и честь въсприимшим, и гордости наполньшимся; поверзаете народ единоверных своих,[5] и оставляете любы къ единородным своим! Послѣди же и сами възрыдаете и повержени будете, яко худый рубъ, на землю, и потаптаем ногами, никимже не брегом. Отложите гордость, и отверзете от себе страхование, и облецѣтеся въ храбръство, еда же не пленят вы перси, и расточат васъ, и расхитят богатство ваше! Но что ради тако закосняем? Ускоримъ противъ варваръ, якоже и азъ иду, девица; и восприиму мужескую храбрость, и отложю женьскую немощь, и облекуся в мужеумную крѣпость, и препояшу чресла своя оружиемъ, и возложю броня и шлемъ на женьскую главу, и восприиму копие в девичю длань,[6] и въступлю въ стремя воиньскаго ополчениа, но не хощу слышати враговъ своих, пленующых жребий Богоматери и данныя от нея нам державы! Та бо Царица подастъ намъ храбрость и помощь о своем събытии. Они же убо, персы, борзящеся и без сна пребывающе, и конемъ ихъ томящеся день и нощь, и в великомъ трудѣ пребывающим. Яко болящиа жене приближается родити, и пребываетъ в великом разстоянии тѣла своего, такоже и персом в великомъ истомлении. Но ускорим противу ихъ и не дадимъ внити имъ во свою страну, и идемъ на них Богоматере помощию; аще въсхощет Владычица подати нам побѣду над врагы своими, вся убо ей возможна. Но не отягчайтеся! Своего ради благочестиа идемъ и начнем, да Богомати совершит ны. Аз же преди васъ начну съ врагы братися!»

Велможи же слышаше таковая от устъ ея, и охрабришеся, и собрашеся вси, и рекошя: «Дерзай, госпоже, дерзай!»

Вельможи, услышав это из уст ее, исполнились мужества, собрались все и сказали: «Дерзай, госпожа, дерзай!»

И повелѣ Динара собрати вся воя своя, и поиде самодержателница к Тевризи в Шарбеньский монастырь,[7] к Пречистей Богоматери, помолитися о дарованней помощи, пѣша и необувеныма ногама по острому камению[8] и жестскому пути. И пришед въ Пречистой Богородицы храм, и паде пред образомъ ея и рече: «Владычице-дево, Госпоже Богородице! Въ твоем жребии державствую по твоему преданию, еже ми еси предала своем милосердиемъ, отца моего приала еси, мнѣ же, немощной чяди, власть вручила еси над своим достояниемъ державствовати. Но виждь, Госпоже, гордаго сего и свирѣпаго персина, надѣющася на ся и уповающаго на множество воиньства своего! Аз же, Царице, надѣюся на тя, и уповаю на милосердие твое, и помощи от тебе прошу. Не дай, Госпоже, своего достояниа в попрание врагом своимъ, но стани в помощь нашу, и не возвыси надѣющихся на ся, и не уничижи уповающих на тя! Но, о Владычице, потщися на враги, и ускори на помощь нашу, и даруй храбръство немощьной чади, и сокруши врагы своя, и покори под ногы вѣрующим в тя. Аще, Госпоже, твоимъ посѣщениемъ и непобѣдимым воеводством Богоматере побѣжду враги твоя, и вся нам преданая тобою от перских сокровищь да не восприиму на расхищение, но дамъ, Госпоже, в домы твоя,[9] на украшение церквам твоим, и на воспоминание твоеа помощи и заступлениа, еже покажеши милость во своемъ жребии!»

И велела Динара собрать всех воинов своих, и пошла самодержица к Тевризу, в Шарбенский монастырь, к храму Пречистой Богоматери, помолиться о даровании помощи, пошла пешком и шла босыми ногами по острым камням и твердой дороге. И, придя в храм Пречистой Богородицы, упала перед образом ее, и сказала: «Владычица-дева, Госпожа Богородица! В твоем жребии управляю я государством по твоему завету, в той стране, что ты передала мне своим милосердием после того, как призвала к себе отца моего, мне же, немощной отроковице, власть над твоим достоянием державствовать. Но посмотри, Госпожа, на этого гордого и свирепого перса, самонадеянного и уповающего на многочисленность своего войска! Я же, Царица, надеюсь на тебя, и уповаю на милосердие твое, и помощи от тебя прошу. Не дай, Госпожа, попрать врагам твое достояние, но приди к нам на помощь, не возвысь тех, кто надеется сам на себя, и не унизь тех, кто уповает на тебя! Устремись, Владычица, на врагов, приди скорее на помощь к нам, даруй мужество немощной отроковице, сокруши врагов своих и повергни их под ноги тех, кто верует в тебя. Если, Госпожа, твоим участием и непобедимым воеводством я одержу победу над врагами твоими, то все персидские сокровища, преданные нам по твоей воле, не дам на расхищение, но дам, Госпожа, в дома твои, на украшение храмов твоих, на память о твоей помощи и заступничестве, если ты покажешь милость к нашей стране — к твоему достоянию по жребию!»

И изыде из церквѣ, и сѣде на конь свой, и рече к всѣм воеводам своимъ: «Друзи и братиа! Азъ главу свою положити наперед васъ хощу за достояние Богоматере, и за наше благочестие, и за все православие нашея дръжавы. Аще ли и вы також сътворите, Богъ да поспѣшит намъ и Пречистая Богомати его да подастъ нам помощь. Аще ли не сотворите, Богъ да съкрушит васъ и Пречистая Богомати его, да предасть васъ в работу и в расхищение, якоже израильтеских иереовъ!»[10]

И вышла Динара из церкви, и села на коня своего, и обратилась ко всем воеводам своим: «Друзья и братия! Я голову свою положить прежде вас хочу за достояние Богоматери, за наше благочестие и за все православие нашего государства. Если и вы так же поступать будете, Бог поспешит к нам на помощь и Пречистая его Богоматерь помощь нам свою подаст. Если же не поступите так, пусть Бог сокрушит вас и Пречистая его Богоматерь, пусть предаст вас в рабство и в разграбление, как некогда иереев израильских!»

И поиде из своея державы въ срѣтение персина.

И пошла Динара из своей страны навстречу персу.

И приближися къ перским полком, и вземъ копие в руку, и ударися скоро на персьскиа полкы, возопи гласомъ велиемъ въ услышашие обоим полком: «Господа нашего Исуса Христа силою и Пречистыа его Матере помощью да побежать перси!» И удари персина копием, и пронзе.

И приблизилась она к полкам персидским, взяла копье в руку и бросилась быстро на персидские полки, воскликнула громким голосом так, что услышали оба войска: «Силою Господа нашего Исуса Христа и помощью Пречистой его Матери пусть бегут персы!» И ударила перса копьем, и пронзила его.

И от гласа таковаго побѣгоша персы. Она же и вся воя еа погнаша ихъ и сѣчяху без милости; ятъ царя перскаго, и отъятъ главу его Динара царица, и въньзе на копие свое, и несе ю́ въ град Тевриз перский. И прият град, и пленивъ, и взя вся сокровища предних царей: камение многоценное и блюдо, с негоже, глаголють, Навходоносоръ царь яде,[11] и бисеру драгаго, злата же множество много. И возложи дань на Тевризъ, на свою потребу — на масти драгия, а с Шамахии[12] повелѣ на своя воя конскиа подковы имати. А прочая грады раздаде вельможамъ своим.

И от такого сильного возгласа побежали персы. Она же и все воины ее гнали их и секли без милости; захватила Динара царя персов и отсекла ему голову, и надела ее на копье свое, и понесла так в Тевриз, персидский город. И захватила город, и большой полон, и взяла все сокровища прежних царей: драгоценные камни и блюдо, с которого, говорят, сам царь Навуходоносор ел, и жемчуг драгоценный, и великое множество золота. И возложила дань: с Тевриза стала брать дань для себя — драгоценные благовония, а с Шемахи — дань для своих воинов стала брать — конские подковы. А остальные города раздала вельможам своим.

И возвратися во свою страну, показавыи славную побѣду Богоматерию, Непобѣдимою Побѣдителницею, враги гордыя побѣди.

И возвратилась в свою страну со славною победой, одержанной с помощью Богоматери, Непобедимой Победительницы, врагов гордых победила.

Такову бо Пречистая дарова помощь немощьной чяди, и такову храбрость показа женьскимъ ополчениемъ, и от таковаго гласа девици толикое множество перских вои устрашися, и таковымъ девица пронзениемъ копиа смути, и таковою скоростию девичью и от гласа ея перси вси от страха омертвѣша, и таково дерзновенье девици дарова в чюждую страну, и такову державу немощной чяди вручи, и таковъ разумъ дарова Богомати!

Такую помощь Пречистая Богородица даровала немощной отроковице, такую храбрость показала женским воинствованием, от такого воинского клича девицы такое множество воинов персидских устрашилось и в смятение пришло от такого девического уменья пронзить копьем, и от такой скорости действий и от голоса ее персы все от страха помертвели, и такую дерзость даровала Пречистая девице — идти войной в чужую страну, и такое государство вручила ей, немощной отроковице, в управление, и такой разум даровала ей Богоматерь!

И пришед Динара царица въ свою страну, и преданное ей Богоматерию сокровища царская, обещание свое исполни: блюдо златое, и камение, и бисеръ, и злато, и вся царскиа потребы, еже от перских имѣний, раздаде в домы Божии въ своей земле, и не прикоснуся ни ко единому от царских сокровищъ.

И пришла Динара царица в свою страну, и выполнила свое обещание о персидских сокровищах, данных ей Богоматерью: блюдо золотое, и камни, и жемчуг, и золото, и все царские украшения, которые взяла у персов, раздала в храмы Божий в своей стране и не прикоснулась ни к одному из царских сокровищ.

И начя дръжавъство свое тихо и немятежно, и от персъ имаше дань и до преставлениа своего. И никтоже не смѣаше от того времени дръзнути на ню от окрестныхъ ея странъ, и повсегда Пречистые заступлениемъ пребывают никимже обладаеми.[13]

И начала править тихо и немятежно, и брала она дань с персов до самой своей смерти. И с тех пор никто из окрестных государств не смел напасть на нее, и навсегда с тех пор люди страны заступничеством Пречистой пребывают свободными.

И правяше власть свою 38 лѣт и шесть месяць,[14] и по преставлении своем предаде власть сродником своимъ, и погребена бысть в Шарбенскомъ монастыри.[15]

И правила Динара тридцать восемь лет и шесть месяцев, и после смерти своей передала власть над страной родственникам своим, и погребена была в Шарбенском монастыре.

Дажь доднесъ нераздѣлно дръжавьство Иверьское пребываетъ.

И доныне государство Иверское не разделено.

Глаголет же ся о них, яко быти от рода Давыдова, царя еврѣйскаго,[16] от колѣна Июдина.

Говорят же о правителях Иверии, что они происходят от рода Давида, царя еврейского, от колена Иудина.

Богу нашему слава и Пречистѣй его Матери в вѣкы. Аминь.

Богу нашему слава и Пречистой его Матери вовеки. Аминь.

[1] Александру Мелеку. — «Александр Мелек» значит «Александр царь»; Мелек (Мелех) — слово восточного (тюркского) происхождения, обозначающее царское достоинство. Правителя с таким титулованием грузинская летопись и народные предания не знают, хотя Александр — имя нескольких древних имеретинских царей; автор «Повести» считает, по-видимому, отцом легендарной Динары Александра I (1413—1442), при котором средневековая Грузия была сильным, объединенным государством.

[16] Глаголет же ся о них, яко быти от рода Давыдова, царя еврѣйскаго. — Легенда о происхождении иверских царей от библейского царя Давида — типичная средневековая легенда о священном происхождении царской власти; она была отражена в византийской историографии, в частности в известном сочинении Константина Багрянородного «Об управлении империей» (952 г.) и в титуловании грузинских царей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *