кто такой шрайк гиперион
Шрайк (Гиперион)
Шрайк присутствует во всех четырёх книгах тетралогии, а также в рассказе «Сироты спирали», который является спин-оффом к «Песням Гипериона». Шрайк — самый загадочный, непредсказуемый и необъяснимый персонаж вселенной Гипериона, его основные мотивы частично раскрываются лишь во второй книге тетралогии — «Падение Гипериона».
Книги тетралогии «Песни Гипериона» были написаны и изданы двумя группами: первые два романа, — «Гиперион» и «Падение Гипериона», — вышли в 1989 и 1991 году, а третий и четвёртый, — «Эндимион» и «Восход Эндимиона», — вышли в 1996 и 1997 годах соответственно. Фактически Шрайк из первой группы романов существенно отличается от Шрайка из второй группы. Так, в первых двух книгах Шрайк выступает главным антагонистом, он служит какой-то неизвестной силе или является её воплощением, а также «обитает» около Гробниц Времени на планете Гиперион. В последних двух книгах Шрайк предстаёт уже как положительный персонаж, который на этот раз служит главным положительным героям произведения, защищая и оберегая их. Он уже не зависит от Гробниц Времени и волен неограниченно перемещаться в пространстве и времени.
Содержание
Описание Шрайка
Шрайк — существо/робот гуманоидного типа, основным отличием являются две пары рук. Рост составляет приблизительно три метра. Он описывается в книге как состоящий из колючей проволки, шипов, лезвий, режущих кромок и других острых предметов. Пальцы представлены длинными скальпелями, а ступни представлены изогнутыми лопастями. Также неоднократно говорится о дополнительных клинках, которые Шрайк выдвигает при необходимости. Тело/корпус Шрайка выполнено из прочнейшей полированной стали, от которой отскакивают даже снаряды штурмовой винтовки. Нередко поверхность его тела сравнивается со ртутью. Из грудины торчит острый шип, на которые он накалывает тела своих жертв. Рот полон острейших стальных зубов. Глаза похожи на «горящие рубины» и по строению являются много-фасеточными (многогранными).
Хотя Шрайк имеет неорганический вид, в тетралогии он описывается именно как органическое существо, органический робот.
DARKER
онлайн журнал ужасов и мистики
Новости и анонсы
Авторские колонки
Мероприятия
Все дороги ведут к Шрайку
Гиперион / Hyperion (роман)
Автор: Дэн Симмонс
Жанр: научная фантастика, космоопера
Цикл: Песни Гипериона
Перевод: Коротков А.
Год издания: в оригинале — 1989
Похожие произведения:
Гиперион — первый фантастический роман и самое успешное произведение Дэна Симмонса. В девяностом году книга получила премии Хьюго и Локус, а это говорит о многом.
Вряд ли сорокалетний преподаватель литературы мог предположить, что «комически-серьезная попытка воскресить дух Джона Китса», вырастет в работу, о которой впоследствии сам автор скажет: «ничего лучше я уже не напишу».
Мир Гипериона — это вселенная, известная человечеству 28-го века. Тут нет Земли, она погибла по вине самих обитателей, но люди успели расселиться на планетах Млечного пути. История имеет тенденцию повторяться: сунниты снова воюют с шиитами, а палестинцы живут на Марсе в лагерях беженцев.
В романе нет плохих или хороших парней, все имеют свою мотивацию, которая, впрочем, может оказаться сначала неочевидной, и причины, чтобы поступать так или иначе. Симмонс вообще старается не читать морали и не навязывает свою точку зрения.
Три фракции — источники гласного и негласного конфликтов в романе. Гегемония — люди; Бродяги — мутировавшие люди; ТехноЦентр — искусственный интеллект, созданный людьми. В центре этого треугольника — Гиперион. Каждая фракция тянет его на себя, как одеяло, сотканное из загадок-лоскутков.
Ни зеленые человечки, ни неведомые существа, только люди являются причиной всех проблем, происходящих в романе: от разрушения Старой Земли до маячащей на горизонте глобальной войны.
Есть еще четвертая сторона — Шрайк, Повелитель Боли, таинственное божество Церкви Последнего Искупления, страж Гробницы Времени.
Несколько слов о технологиях. Симмонс не придумывает ничего нового, он просто смотрит чуть вперед или опирается на существующие задумки. Двигатель Хокинга? Принцип работы схож с технологией навигаторов из «Дюны». Нуль-Т? Это же кротовые норы! Комлог? Увольте-с, дальнейшая ступень эволюции планшетов. Хотя откуда писателю 80-х знать про планшеты?
Но даже с технологиями будущего паломники, выбранные церковью Шрайка, вынуждены совершать путь почти пешком или на примитивных, но оригинальных механизмах: таких как, корабль, идущий по травяному морю.
Итак, шесть паломников — шесть историй. Каждая история — это не просто кусочек фабулы романа, это самостоятельное произведение со своим жанром и стилем. Рассказ о пути. И необязательно пути в пространстве, но и во времени.
Человек, который искал Бога. История отца Хойта изложена в форме дневника другого священника — Поля Дюре. Неспешный повествовательный стиль изложения разительно напоминает «Машину Времени» Герберта Уэллса. Да, это научная фантастика, стилизованная под произведения девятнадцатого-двадцатого веков. Несмотря на название, тут нет поиска Бога, это поиск оправдания своей веры. Католицизм (а вместе с ним и христианство), который нашим современникам преподносится как вечная и единственно верная догма, во вселенной Гипериона насчитывает всего несколько тысяч верующих, и отец Дюре ищет любые оправдания существования агонизирующего культа. За что оказывается сослан на Гиперион. Даже таинственные бикура являются не чем иным, как гиперболизированными последователями любой авраамистической религии: фанатичные до одурения, награжденные вечной жизнью, но использующие ее только для того, чтобы справлять однообразные обряды. День за днем. Пустое бессмысленное существование. Без страсти и творчества.
Поиски отца Дюре приводят к жестокому и драматичному финалу. Подобные эмоции испытываешь при прочтении сцены ампутации руки из автобиографической повести «127 часов. Между молотом и наковальней» Арона Ралстона.
Эта история не столько о религии и о боге, сколько о человеке и его убеждениях.
Песни Гипериона. Путь поэта. Мартин Силен, рожденный еще на старой Земле и, возможно, самый старый человек в Гегемонии, из-за неудачного путешествия в межзвездном транспортнике теряет способность к мышлению и становится почти имбецилом. Но слово за словом он творит шедевр о планете, которую потерял, и это возвращает ему разум. Вся история — это написанная от первого лица новелла с толикой юмора и пикантных деталей.
В ней Симмонс обращается к греческой мифологии: потеряв вдохновение, главный герой превращает себя в натурального сатира, с копытами, рогами, шерстью, и наводит ужас на женскую половину населения Гипериона. Это история об обретении и потере музы.
Путь ученого. Горек вкус воды летейской. Четвертая история — притча со множеством отсылок к Ветхому Завету. Это борьба двух натур Сола Вайнтрауба: ученого и иудея. История Авраама, рассказанная несколько тысячелетий спустя. История об Иове, которому были ниспосланы страдания от нового божества. Именно в этой истории и закладывается одна из ключевых идей: какая ответственность ляжет на человечество, если люди технологически стали подобны божеству?
Правильного ответа нет.
Долгое прости. История детектива начинается в тонах нуара (а как еще начинаться должна история детектива?) и плавно перетекает в ядреный киберпанк с безумными хакерами, путешествиями по виртуальной реальности и прочими атрибутами. Под этой шелухой остается только один вопрос — а может ли творение превзойти творца?
Вспоминая Сири. По жанру — это мелодрама, в основу которой положен парадокс близнецов. Пока читаешь, внутренний Станиславский кричит: «Не верю! Не может космический волк быть настолько привязан сердцем к случайной женщине!» Эта история отвечает на некоторые вопросы и заставляет взглянуть на многие события совершенно с другой точки зрения. Автор разрушает то, что так долго подавал читателю как достижения человеческой цивилизации: Гегемония завязла во вторичных культурах — бледном отражении жизни Старой Земли; Гегемония ничего не создает, а лишь эксплуатирует и уничтожает.
Возможно, история Консула должна была приоткрыть завесу тайны, но оставляет после себя только многоточие.
Интересно Симмонс использует музыку для задания тона произведения. Роман открывается величественной прелюдией до-диез минор Рахманинова, которая перетекает в «Полет валькирий» Вагнера, а в финальной сцене паломники хором поют «We’re off to see the wizard» из фильма «Волшебник из Страны Оз», эта веселая песенка только подчеркивает драматичность сюжета и напряжение героев.
«Гиперион» — невероятно объемный роман, изначально плоский сюжет показывается то с одной, то с другой позиции, обрастает деталями, повествование приобретает новые измерения и точки отсчета.
А где же хоррор? Ведь в журнале, посвященном темному жанру, должно быть что-то пугающее, приводящее в трепет. Где оно?
А хоррор — в Шрайке. Бездушной машине последнего искупления. Он появляется в кульминации каждой истории и, как магнит, притягивает к себе паломников. Именно в его непредсказуемости и в неясной людям мотивации кроется то таинственное, что завораживает и пугает.
Не обошлось и без ложки дегтя. Такого здоровенного ковша с фибропластовой ручкой.
Гиперион — тектонически мертвый мир без магнитного поля. Поэтому на нем не может существовать сколько-нибудь сложной экосистемы. Спишем на то, что автор — не физик, но разве не сам Симмонс говорил: «Писатель должен знать понемногу обо всем»?
Развязка романа — тоже не задалась, вернее ее нет вовсе. История должна состоять из экспозиции, проблемы, ее решения и разрешения. Эти шаги должны быть, хотя необязательно в таком порядке. Симмонс доводит повествование до кульминации, а потом просто прерывает его. Понятно, что это сделано с зачином на следующие книги, но даже в «Хрониках Дюны» каждая книга имеет законченный сюжет. Получается, что автор просто надул читателя.
Многие называют книгу шедевром. Так это или нет, предлагаем судить самим читателям. От себя скажу, это не просто книга о космосе или о поиске, или о Джоне Китсе, и тем более не сборник притч. Это причудливый коктейль из разных жанров, стилей и идей, который предопределил развитие жанра. Получилось ли у преподавателя литературы гармонично соединить их? Мой ответ — да. Стоит ли читать? Да. А я вместе с шестью паломниками отправлюсь дальше — навстречу Шрайку.
Поддержите DARKER!
Это важно! Нам нужна ваша помощь. Станьте спонсором DARKER и получите эксклюзивный ранний доступ к материалам из новых номеров и не только!
Anime Characters Fight вики
-Впервые на ACF? Приветствуем вас! Перед началом обязательно прочтите специальную статью для новичков, которую вы сможете найти на заглавной странице.
Шрайк
Имя: Шрайк, Повелитель Боли, Ангел Окончательного Искупления
Уровень сил: 6-В/Неопределенный
Пол: Технически не имеет, мужской для личности
Классификация: Хранитель Гробниц Времени, ангел Высшего Разума, НЁХ
Возраст: Понятие неприменимо
Слабые стороны: Специализированное гиперэнтропийное поле может ненадолго блокировать способности манипуляции временем
Разрушительный потенциал: Не акцентируется на разрушениях, способен пробивать защиту на уровне собственной
Диапазон: Метавселенский, всевременной
Прочность/защита: Неизвестно, по меньшей мере гора
Скорость: Высокий гиперзвук+ в базе; сверхсветовая+ при активации «быстрого времени»; при использовании Связующей Бездны для манипуляций пространством-временем способен имитировать вездесущность
Сила на подъём: Неизвестна, минимум десятки тонн
Сила на удар: По меньшей мере гора+
Боевые навыки: Высокие, без малейших усилий способен уничтожать армии
Атаки, техники и способности:
Богоубийца – изначальным предназначением Шрайка была поимка и уничтожение Сопереживания – Третьей Ипостаси Человеческого Высшего Разума. В качестве Ангела Окончательного Искупления он способен воздействовать не только материальные объекты, но и виртуальные, а также духовные сущности.
Некоторые из продемонстрированных возможностей:
Пространственные перемещения – используя доступ к Связующей Бездне, Шрайк способен свободно перемещаться в любую точку метавселенной.
Манипуляции временем – Шрайк обладает способностью контроля времени.
Манипуляции материей – воздействие на объекты (себя в том числе) на атомарном уровне.
Боевой режим – основное обличье Шрайка, обычно представляющее собой 3х метровое антропоморфное создание с двумя парами рук, состоящее из колючей проволоки, шипов, лезвий, режущих кромок и других острых предметов. Пальцы заканчиваются длинными скальпелями, а ступни – изогнутыми лопастями. Тело Шрайка выполнено из чего то напоминающего полированную сталь или ртуть, однако обладающее невероятной прочностью.
Сталкер Шрайк
Сталкер Шрайк
Оригинальное имя
Имена
Грайк (в североамериканских изданиях книг)
Место рождения
Корпус Воскрешения (воскрешен заново Эноной Зеро)
Дата рождения
477 ЭД (воскрешен Уэйви Годсхок в Сталкера)
1025 ЭД (пере-воскрешен Эноной Зеро)
Дата смерти
1007 ЭД (проткнут мечом Томом Нэтсуорти)
Род занятий
Солдат, наёмник, охотник за головами, палач (как Шрайк)
Члены семьи
Актёр/Актриса
Физическое описание
Глаза
Содержание
Биография [ ]
Ранняя Эра Движения [ ]
Ранняя жизнь и события «Фивер Крамб» [ ]
Кит Солент был археологом в Лондоне, особенно интересовался артефактами Скривенов. Он встретил и влюбился в Кэти Унтанк, чей отец работал с Ауриком Годсхоком. У них родились двое детей, Руан и Ферн, но Кэти умерла от голубого гриппа вскоре после рождения Ферн.
Войны Кочевников [ ]
Труп Кита Солента был дополнен технологией, которую Движение позаимствовало у Машин Памяти, чтобы создать из него одного из своих многочисленных воскресших солдат; именно в это время ему дали имя Шрайк. После того, как он воскрес, он уничтожил двух своих собратьев-сталкеров, но впоследствии некоторое время был послушным членом Бригады Лазаря, сражаясь в основных битвах эскалаций Войн Кочевников, включая продолжительную Битву при Холме-60. Он оставил армию Движения после того, как восстановил уровень самосознания, но продолжал сражаться на всех сторонах как наемник до конца конфликта.
В финальной битве Войн Кочевников Шрайк возглавил легион Сталкеров, восставших против своих бывших хозяев, но они, как и остальные армии Кочевников, были уничтожены, когда в битву вступил Движущийся Лондон, но сам Шрайк выжил. Его последующее местонахождение и действия во время Колесной Войны и Загванского Нашествия неизвестны, хотя можно предположить, что он сражался в этих конфликтах, учитывая его предыдущее поведение и боевое мастерство.
Поздняя Эра Движения [ ]
Путешественник Чунг-Май Споффорт взял интервью у Шрайка в 923 ЭД, когда писал свою книгу «В поисках Сталкеров».
В конце концов, Шрайк наткнулся на обезображенную девушку по имени Эстер Шоу, которую он удочерил. Они жили вместе сначала на палубе в городе мусорщике Строле, а затем в городе Туайн. В какой-то момент за этот период он начал собирать механические устройства и инструменты.
События «В Суровую Середину Зимы» [ ]
Шрайк и Эстер у камина в событиях рассказа В Суровую Середину Зимы
Шрайк был нанят правительством Туайна для охоты на сбегающего грабителя банков. Убив свою цель, Шрайк вернулся в Туайн вместе с Эстер, чтобы забрать их награду, и обнаружил, что город празднует праздник Середины Зимы.
Мэр Пилбим и пара рабовладельцев корпорации «Шкин» устроили засаду на Шрайка и пленили его в сети, но Эстер раздавила их упавшим деревом, прежде чем они смогли дальше напасть на него.
Шрайк освободился, и они с Эстер пошли в ратушу. Они нашли теплый камин и еду, и Шрайк попыталась рассказать Серединно-Зимнюю историю о девочке с собакой. Заметив его затруднение, Эстер вспомнила события прошедшего дня.
События «Смертных Машин» [ ]
Шрайка доставили в Воздушную Гавань, где он нашел свои цели,
находящиеся в кафе с Анной Фанг и Ясминой Рашид. Он боролся с авиаторами, которые защищали Тома и Эстер, прежде чем продолжил преследовать его цели, улетевшие на воздушном шаре. Когда Том и Эстер выпрыгнули из своего воздушного шара в качестве обманного маневра, Шрайк притворился, что попался на это, позволив им оторваться, прежде чем возобновить преследование.
Шрайк идёт по дну Хазакского моря
Вскоре после этого Шрайк приблизился к двоице недалеко от Ржавых Болот, но его переехали два Движущихся Города, как только он собрался их поймать. Он выжил и следовал по следу гусениц второго города, пока не обнаружил, что он идёт по дну Хазакского моря, и оттуда он выследил Эстер до Черного острова.
Война Зелёной Грозы [ ]
События «Адских Конструкций» [ ]
Прошло восемнадцать лет после его второй смерти, останки Шрайка были обнаружены Зелёной Грозой, и он был восстановлен в Батмунх-Цаке Эноной Зеро, которая отдала его Сталкеру Фанг в качестве телохранителя. Когда Шрайк услышал, как Энона молится на убийство Сталкера Фанг, он хотел сообщить другим агентам Зеленой Грозы об ее возможном предательстве, но обнаружил, что она перепрограммировала его так, чтобы он не мог причинить ей вред или иным образом действовать против нее.
Шрайк все еще был телохранителем Фанг, когда Зелёная Гроза напала на Брайтон. Во время битвы, Энона активировала другую программу, заставив его атаковать Сталкера Фанг. Будучи сильнее своей прежней версии, он, казалось, уничтожил Фанг, а также нескольких других Сталкеров Зелёной Грозы. В этот момент он обнаружил, что не способен причинять вред людям, и вспомнил всех людей, которых он убивал в прошлом. Он исчез в кустах, когда Генерал Нага прибыл на Облако 9, а позже встретил Эстер, когда летающая платформа рухнула, и приготовился вместе с ней пойти в пустыню.
События «Надвинувшейся Тьмы» [ ]
Затем Эстер и Шрайк путешествовали по пустыне как охотники за головами. Когда они остановились у Катлерс-Галпа для пополнения топлива, они спасли Тео Нгони и скрылись на пескоходе. Когда группа других пескоходов напала на них, Шрайк попытался сразиться с солдатами, но снова обнаружил, что не может причинить им вред. После того, как пескоход был уничтожен, Шрайк, Эстер и Тео отправились в Воздушную Гавань, чтобы спасти Энону Зеро, теперь известную как Леди Нага. Пока Леди Нага сбегала, Эстер была ранена; Шрайк отвез ее на командную базу «Зеленой Грозы», чтобы там вылечили ее раны.
Шрайк сопровождала Тома и Эстер к Эрдэнэ-Теж на Дженни Ганивер. Во время путешествия, Шрайк понял, что Том не проживет долго из-за его слабого сердца. Когда Дженни потерпела крушение после нападения птиц-сталкеров, Шрайк упал с гондолы, приземлившись на землю в десяти милях от Эрдэнэ-Тэж, и снова начал искать следы Эстер.
Однако он прибыл в Эрдэнэ-Тэж слишком поздно, обнаружив, что Том, Эстер и Сталкер Фанг мертвы. Шрайк подошёл, чтобы поднять тело Эстер,
Шрайк смотрит как разлагаются тела Тома и Эстер
С грустью понимая, что это был правильный конец для нее, он решил оставить Тома и Эстер в покое. Затем Шрайк
сел у пещеры и выключил все свои системы, кроме своего разума и глаз, наблюдая за тем, как тела Тома и Эстер с годами разлагались, а дуб рос из них и он сам постепенно впадал в дремоту.
События эпилога [ ]
Шрайк был неактивен в течение неопределенного, но значительного периода времени, вероятно, несколько столетий или более; те, кто сталкивался с ним в этом состоянии, думали, что он просто старая статуя. Жители города, основанного около его места привала, каждый год вешали цветы на его шею, полагая, что это принесет им удачу.
Когда он в конце концов проснулся, он удивил юношу и девушку, которые все еще думали, что он статуя, пока он не поприветствовал их. Эти дети отвезли Шрайка в соседний город, чьи стены и сторожевые башни он опознал как сделанные из старых городских гусениц. Его первоначальное ожидание того, что в мире не осталось передовых технологий, было развеяно, когда он стал свидетелем использования дирижаблей на магнитной подушке. Тогда он понял, что Эра Движения давно закончилась. Когда он спросил горожан о Движущихся Городах, и они ответили, что такие вещи существуют только в сказках.
В ратуше горожане поинтересовались, зачем Шрайк нужен, и он заявил, что он – Машина Памяти. Он начал рассказывать им свои воспоминания об эре Движущихся Городов.
Личность [ ]
Шрайк целеустремлен до безжалостности и демонстрирует склонность к насилию, соответствующую его военному происхождению. Пытаясь достичь своей цели превратить Эстер в Сталкера, он преследует ее по суше и воздуху в течение нескольких дней или даже недель на больших расстояниях, пробиваясь через любого, кто мешает ему в этом квесте, убивая как летчиков, так и пиратов, отказываясь останавливаться, пока его не повреждают. После того, как Энона воскрешает его, он продолжает следовать за Эстер, пока она не умрет.
После второго воскрешения его сострадание и человечность кажутся сильнее; хотя он не стесняется уничтожать других Сталкеров, он вынужден воздерживаться от причинения вреда живым людям, и в конечном итоге он позволяет Эстер спокойно умереть с Томом, увидев, как крепко она держалась за него даже после смерти.
Изображение в адаптациях [ ]
В фильме 2018 года Шрайк сыгран Стивеном Лэнгом (хотя актер неузнаваем с многими слоями костюма, макияжа и визуальными эффектами). Шрайк из фильма один из наиболее точно адаптированных элементов в фильме, сценарий которого в противном случае берет многочисленные повествовательные и эстетические свободы с оригинальным романом.
Факты [ ]
«Пасмурный, ветреный весенний день клонился к вечеру. Посреди высохшего северного моря Лондон гнался за мелким шахтерским городком. ».
Песни Гипериона
«Песни Гипериона» (англ. Hyperion Cantos) — цикл научно-фантастических произведений Дэна Симмонса, космоопера.
Содержание
Суть [ править ]
«Песни Гипериона» — эпическая тетралогия Дэна Симмонса в жанре космооперы.
Первая книга тетралогии — «Гиперион» — структурно повторяет «Кентерберийские рассказы» Чосера: семеро паломников следуют на Гиперион к таинственным Гробницам Времени, чтобы получить ответ на мучительный вопрос, который есть у каждого из них. Или погибнуть. Или то, и другое в одном флаконе.
Католический священник Ленар Хойт, полковник Федман Кассад, ученый Соломон Вайнтрауб, детектив Ламия Брон, поэт Мартин Силен и дипломат, чье имя неизвестно — все зовут его просто Консулом — рассказывают по очереди каждый свою историю о том, что вынудило их отправиться в это паломничество. Лишь эколог-друид Хет Мастин таинственным образом исчезает, не успев ничего рассказать. Казалось бы, истории паломников, до того совершенно не знакомых между собой, не должны иметь отношения друг к другу — но причудливым образом они переплетаются и образуют многомерное полотно, описывающее грандиозный мир Гегемонии человечества.
У Гегемонии трудные времена — космические бродяги, мутанты, модифицировавшие свои тела для выживания в условиях космоса, объединились в орду и намерены атаковать ее. Гегемонии грозит и внутренняя война: решительная правительница Мэйна Гладстон намерена дать бой Иск Инам, машинным разумам, живущим в Сети информационных связей и туннелей, пронизывающих всю галактику.
Какое отношение ко всему этому имеют семеро паломников и как все кончилось — рассказано в романе «Падение Гипериона». Дилогия представлят собой в принципе законченное произведение.
Но четыре года спустя Симмонс вернулся к своему миру и написал «Эндимион» — роман, действие которого разворачивается через 274 года после событий, описанных в «Гиперионе» и «Падении Гипериона». Его главные герои — юноша по имени Рауль Эндимион и Энея, дочь Ламии Брон (как она осталась 12-летним ребенком через почти 300 лет после смерти матери — отдельный вопрос). Роман написан все с тем же мастерством, что и первая дилогия, но многим ее поклонникам неприятно было узнать, что борьба и жертвы героев войны с ИскИнами оказались, в общем-то, напрасны, и теперь Энее, новой мессии, и Раулю, ее верному рыцарю, предстоит начать все сначала, спасая человечество от рабства в романе «Восход Эндимиона». Потому многие фанаты дилогию Энеи не признают.
В отличие от большинства других космоопер, произведение Симмонса — отнюдь не легкое чтиво. Первое прочтение подобно катанию на «американских горках», но чтобы вникнуть как следует в сюжет, книгу нужно будет перечитать, как минимум, еще раз. Кроме многопланового сюжета со множеством переплетащихся линий, книга насыщена аллюзиями на классику литературы от античности до наших дней.