кто такой шопенгауэр кратко

Артур Шопенгауэр

Артур Шопенгауэр (1788-1860) – немецкий философ, один из крупнейших мыслителей иррационализма, мизантроп. Испытывал интерес к немецкому романтизму, увлекался мистикой, высоко отзывался о творчестве Иммануила Канта, а также ценил философские идеи буддизма.

Шопенгауэр считал существующий мир «наихудшим из возможных миров», за что получил прозвище «философа пессимизма». кто такой шопенгауэр кратко

Шопенгауэр оказал значительное влияние на многих знаменитых мыслителей, в числе которых Фридрих Ницше, Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Лев Толстой и других.

В биографии Шопенгауэра есть множество интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Артура Шопенгауэра.

Биография Шопенгауэра

Артур Шопенгауэр появился на свет 22 февраля 1788 г. в городе Гданьск, который находился на территории Речи Посполитой. Он рос и воспитывался в состоятельной и образованной семье.

Отец мыслителя, Генрих Флорис, был купцом, посещавшим по торговым делам Англию и Францию, а также увлекался европейской культурой. Мать, Иоганна, была моложе своего супруга на 20 лет. Она занималась писательской деятельностью и владела литературным салоном.

Детство и юность

Когда Артуру было около 9 лет отец отвез его во Францию к своим друзьям. В этой стране мальчик пробыл 2 года. В это время с ним занимались лучшие педагоги.

кто такой шопенгауэр кратко Артур Шопенгауэр в юности

В 1799 г. Шопенгауэр стал студентом частной гимназии Рунге, где проходили обучение дети высокопоставленных лиц. Кроме традиционных дисциплин здесь преподавали фехтование, рисование, а также учили музыке и танцам. Интересен факт, что к тому моменту биографии юноша уже свободно разговаривал на французском.

В 17-летнем возрасте Артур устроился в торговую компанию, расположенную в Гамбурге. Однако он сразу же понял, что торговля совершенно не его стихия.

В скором времени парень узнает о кончине своего отца, утонувшего в водном канале после падения из окна. Ходили слухи будто Шопенгауэр-старший совершил самоубийство по причине возможного банкротства и проблем со здоровьем.

В 1811 г. Шопенгауэр обосновался в Берлине, где часто слушал лекции философов Фихте и Шлейермахера. Изначально он с большим вниманием слушал идеи популярных мыслителей, но вскоре начал их не только критиковать, но и вступать в перепалку с лекторами.

В то время биографии Артур Шопенгауэр стал глубоко исследовать естественные науки, включая химию, астрономию, физику и зоологию. Он присутствовал на курсах по скандинавской поэзии, а также зачитывался трудами эпохи Возрождения и изучал средневековую философию.

Наиболее сложно Шопенгауэру давались право и богословие. Тем не менее, в 1812 г. Йенский университет заочно удостоил его звания доктора философии.

Литература

В 1819 г. Артур Шопенгауэр представил главный труд всей своей жизни – «Мир как воля и представление». В нем он подробно описал свое видение на смысл жизни, одиночество, воспитание детей и т.д.

При создании этой работы философ черпал вдохновение с творчестве Эпиктета и Канта. Автор стремился доказать читателю, что самым важным для человека является внутренняя целостность и гармония с самим собой. Также он утверждал, что физическое здоровье тела является единственной причиной для достижения счастья.

кто такой шопенгауэр кратко Портрет 29-летнего Артура Шопенгауэра

В 1831 г. Шопенгауэр издает книгу «Эристика или искусство побеждать в спорах», которая и сегодня не теряет своей популярности и практичности. Мыслитель рассказывает о приемах, помогающих выходить победителем в дискуссиях с собеседником или группой людей.

Интересен факт, что писатель доходчиво объясняет, как оказаться правым, даже если ты не прав. По его словам, победы в споре удастся достичь только при условии правильной подачи фактов.

В труде «О ничтожестве и горестях жизни» Артур повествует о том, что люди находятся в плену собственных желаний. С каждым годом их потребности растут, вследствие чего каждый предыдущий порыв приводит к новому, но у же более мощному.

Отдельного внимания заслуживает книга «Метафизика половой любви», где излагаются этические взгляды Шопенгауэра. Кроме половой любви, здесь рассматриваются темы, касающиеся смерти и ее восприятия.

Артур Шопенгауэр написал немало фундаментальных произведений, среди которых «О воле в природе», «Об основе морали» и «О свободе воли».

Личная жизнь

Шопенгауэр не обладал привлекательной внешностью. Он был невысокого роста, узкоплеч, а также имел непропорционально большую голову. По своей натуре он являлся мизантропом, не стремясь заводить беседы даже с противоположным полом.

Однако периодически Артур все же общался с девушками, которых он привлекал своими речами и мыслями. Более того, он иногда флиртовал с дамами и предавался любовным утехам.

кто такой шопенгауэр кратко

Шопенгауэр так и остался старым холостяком. Ему были присущи свободолюбие, мнительность и пренебрежение простейшими жизненными благами. Он ставил на первое место здоровье, о чем упоминал в своих трудах.

Шопенгауэр владел огромной библиотекой, насчитывающей более 1300 книг. И хотя он любил читать, он критически относился к чтению, так как чтец заимствовал чужие мысли, а не черпал идеи из своей головы.

Мужчина презрительно относился к «философам» и «ученым», которые то и дело занимаются только цитированием и исследованием трудов. Он пропагандировал самостоятельное мышление, поскольку только так человек мог развиваться как личность.

Шопенгауэр считал музыку высочайшим искусством и играл на флейте всю свою жизнь. Будучи полиглотом, он знал немецкий, итальянский, испанский, французский, английский, латинский и древнегреческий языки, а также был почитателем поэзии и литературы. Особенно он любил творчество Гете, Петрарки, Кальдерона и Шекспира.

Смерть

Шопенгауэр отличался феноменальным здоровьем и почти никогда не болел. Поэтому, когда у него началось учащенное сердцебиение и легкий дискомфорт за грудиной, он не придал этому значение.

Артур Шопенгауэр умер 21 сентября 1860 г. от пневмонии в возрасте 72 лет. Он скончался у себя дома сидя на диване. Его тело не вскрывали, поскольку философ еще при жизни просил не делать этого.

Источник

кто такой шопенгауэр кратко

Кто-то считает Шопенгауэра несчастным человеком, пытавшимся справиться со своими внутренними проблемами любыми способами. А кто-то считает философа эгоистом, любившего преувеличивать проблемы и категорически к ним относиться. Но никто не отрицает того факта, что деятельность мыслителя оставила отпечаток на мировой культуре и философии.

Юные годы

Артур Шопенгауэр родился в обеспеченной немецкой семье. Отец мальчика, Генрих Флорис, был купцом и владел собственным делом. Он пытался развивать бизнес всеми возможными путями, чтобы его семья ни в чем не нуждалась. Люди уважали отца Артура и отмечали, что тот являлся справедливым и пунктуальным человеком.

Со своей женой Генрих Флорис познакомился, когда той было 18 лет. Иоганна-Генриетта Трозинер, мать Артура, была холодной и расчетливой девушкой. Брак родителей был основан на взаимовыгоде. Генрих хотел потомков, а Иоганна-Генриетта желала обеспеченной жизни. Отец любил своего сына и хотел дать ему хорошее образование.

Маленький Артур обучался у самых востребованных преподавателей города. С ранних лет мальчик изучал французский язык, а с 11 лет поступил в гимназию для детей коммерсантов. Здесь он учился играть на флейте, рисовать и танцевать. После гимназии отец устроил сына в торговую контору, однако, Артур сразу понял, что не желает заниматься торговлей.

В это время власть в доме пришла к матери. Она самостоятельно распоряжалась средствами, открыла собственный салон и вела разгульный образ жизни.

Через некоторое время Артур поступил в Геттингенский университет на факультет философии. Проучившись 2 года, он переехал жить в Берлин, где активно посещал лекции философа Фихтэ. Сначала Шопенгауэр уважал знаменитого в то время деятеля, но позже стал пренебрежительно к нему относиться.

Артур являлся разносторонним человеком и активно изучал физику, астрономию, философию и скандинавскую поэзию. Только к богословию душа Шопенгауэра абсолютно не лежала. В 1813 году мыслителя оценили по достоинству и признали его доктором философии.

Произведения

Работа “Эристика или искусство побеждать в спорах” получила широкое признание в 19 веке, популярна она и на сегодняшний день. В произведении Артур Шопенгауэр рассказал о правилах поведения в спорах, о том, как доказать всем свою правоту и убедить оппонента в собственном мнении.

В произведении “О ничтожестве и горестях жизни” Шопенгауэр рассказывает о человеческих порока и желаниях, которые увеличиваются и заполоняют разум с каждым новым днем.

Личная жизнь

Артур не отличался привлекательной внешностью, он имел невысокий рост и нескладное телосложение. Несмотря на это, Шопенгауэр любил одеваться изящно и сдержанно. Внимание девушек он завоевывал благодаря внутреннему содержанию и грамотной речи.

Но несмотря на свои взгляды, Шопенгауэр любил бывать в женском обществе и предаваться любовным утехам. Чаще всего мыслитель проводил время в компании легкодоступных женщин, а затем с лёгкостью с ними расставался. Артур открыто заявлял, что в брак он никогда не вступит и с женским полом в близких отношениях больше состоять не будет.

Смерть

Источник

Философия и афоризмы Артура Шопенгауэра

Артур Шопенгауэр известен как крупный представитель философского течения под названием «иррационализм». Его работы, особенно по изучению воли людей, повлияли на таких крупных философов, как Карл Юнг и Зигмунд Фрейд. В своем труде «Афоризмы житейской мудрости» он объясняет природу тех или иных чувств и учит правильно строить жизнь. Философия Шопенгауэра многогранна и отражает дух эпохи.

Биография

кто такой шопенгауэр кратко

Немецкий мыслитель появился на свет 22 февраля 1788 года. Отец Артура был коммерсантом, а мать занималась писательством. С самого детства Артуру была предоставлена возможность посвящать всего себя учебе. Уже в 9-летнем возрасте он учился в Гавре, затем – в Рунге, а в 15-летнем возрасте уехал получать образование в Англию. В это же время он много путешествует по Европе.

Будучи небедным молодым человеком, Шопенгауэр мог себе позволить долгие поиски призвания. Так, он два года провел в Геттингенском университете, учась на врача, а затем перевелся в Берлинский университет, чтобы изучать философию. Его особенно привлекали работы Шеллинга по изучению силы воли, а также исследования Локка. Он с большой тщательностью постигал учения Канта и Платона. Окончив учебу в 1813 году, он сразу же начинает писать главное произведение в своей жизни.

Отношения с родителями у Артура были напряженными. Отец долгое время тяготился семейных отношений и в конце концов бросил семью, после чего, спустя некоторое время, наложил на себя руки. А мать была слишком жизнерадостной, что чересчур резонировало с пессимистичной натурой будущего философа. Поэтому в 1814 году он принял решение жить отдельно от матери. Именно в этот период он вел наиболее активную социальную жизнь и обзавелся контактами в светских кругах.

Биография мыслителя завершилась 21 сентября 1860 года, когда его жизнь оборвалась.

Цитаты и афоризмы

«Афоризмы житейской мудрости» — книга, которую написал Артур Шопенгауэр и снискавшая популярность не только на родине философа. Под житейской мудростью он подразумевает умение вести жизнь в состоянии счастья и беззаботности. Личность, живущая счастливо, держится за свою жизнь не из страха умереть, а ради нее самой. Эта позиция получила название «эвдемонология».

Книга делится на пять разделов, кратко описать которые можно так:

Люди имеют разную судьбу только потому, что у них есть разница в:

кто такой шопенгауэр кратко

Именно это – самые главные факторы, влияющие на способность человека жить счастливо. Внешний мир может влиять на человека исключительно в той степени, в какой он находит отклик в его внутреннем мире. Так, если речь идет о флегматике, то окружающая реальность, в которой он живет, будет скучной и безрадостной. А сангвиник сможет разглядеть любопытное событие в том, что покажется трагедией для меланхолика.

Таким образом, Шопенгауэр выдвигает теорию, в соответствии с которой только личность человека является главным условием для его счастья. Она имеет абсолютную ценность, в то время как другие блага – относительны.

Книга содержит множество интересных афоризмов и изречений, раскрывающих суть мудрости и глубокое понимание счастья, даже если оно сопряжено с лишениями и самоограничением. Наиболее важные из них – следующие:

Счастливая жизнь невозможна без умения находить общий язык с другими людьми и устанавливать гармоничные отношения.

Философия Шопенгауэра

Первые четыре года после окончания университета Артур Шопенгауэр работал над своим первым философским трудом под названием «Мир как воля и представление». Однако книга не вызвала бурного отклика у публики. Чтобы продолжить свою деятельность в качестве философа, Артур устраивается на работу в Берлинский университет в качестве преподавателя. Однако и здесь его таланты оказались незамеченными, поэтому он решил переехать в Испанию. После этого он перебрался во Франкфурт-на-Майне.

Философия Шопенгауэра близка к идеям Иммануила Канта в области критики разума, а также к идеализму Фихте. Он соглашается с Кантом, что пространственно-временные характеристики являются субъективными и представляют формы человеческого сознания. Ум человека, по его мнению, не способен постичь суть вещей, ибо он познает их субъективно. То, что люди принимают за реальный мир, на самом деле является лишь их представлениями, «мозговым призраком» или фикцией разума.

Мыслитель признает только за таким человеческим качеством, как воля, истинность и объективность. В то же время, только с помощью интеллекта люди могут познавать мир и жизнь. Воля является вторым источником познания, поскольку она является главной и настоящей душевной сущностью. Он делит мир на две категории:

Под первым понимается стремление к жизни, под вторым – иллюзии человека о мире, который его окружает.

Будучи пессимистически настроенным философом, Шопенгауэр окрестил этот мир «худшим из возможных», где воля к жизни бессмысленна. Он был убежден, что ценность человеческой жизни крайне низка, потому что страданий, которые необходимо пережить за отпущенное в этой жизни время, слишком велика по сравнению с наслаждениями.

кто такой шопенгауэр кратко

Воле он приписывает такие качества, как иррациональность, инстинктивность и слепоту, утверждая, что преодолеть эту бессмысленность можно только методом пробуждения сознания. Процесс состоит из ступеней объективации воли, находящих свое отражение в определенных вещах. Постепенно человек возвышается до понимания этих идей и постигает их вне временно-пространственных субъективных рамок. Умение созерцать вещи освобождает от жизненных мук.

Как философ Шопенгауэр защищал идеи пессимистического мировоззрения, именуя это направление «решительным пессимизмом». Это течение было особенно популярно среди представителей высшего сословия. Несмотря на то, что не сформировалось школы его имени, у него были последователи, горячо разделявшие его идеи. На его труды в своей работе опирались Ницше и Гартман. Его можно назвать одним из самых ярких представителей «философии жизни».

В знак признания его влияния на германскую и мировую философию, в 1895 году Шопенгауэру установили памятник во Франкфурте.

Источник

кто такой шопенгауэр кратко

Краткая информация

Респектабельный гегельянский мир первой половины XIX столетия казался вечным и непоколебимым, но нашелся человек, который увидел задник этой декорации и показал его остальным. При жизни Артур Шопенгауэр был малоизвестен, а его капитальный труд «Мир как воля и представление» начал хорошо продаваться лишь за год до смерти. Его анализ человеческой мотивации стал откровением для Европы, раскрыв непостижимые глубины души.

Страницы жизни

Карьера торговца не интересна Артуру, но он пока сам не знает, чем заняться. Поступив на медицинский факультет Геттингенского университета, он вскоре перебирается на факультет философский. В философии он находит свое призвание. Чтобы слушать лекции лучших профессоров (Фихте и Шлеермахера), Шопенгауэр переезжает в Берлин. Его успехи таковы, что Йенский университет в 1812 году удостаивает его степени доктора философии.

кто такой шопенгауэр кратко

Философ не мог не заметить опустошение, которое несли наполеоновские войны его стране, да и сама личность императора французов вызывала немалый интерес. Именно в нем мог он увидеть безудержную волю к власти, которую описал в своем главном сочинении. Впрочем, Шопенгауэр не считал нужным где-либо упоминать о Наполеоне. Получив должность приват-доцента в Берлинском университете, он преподает здесь до 1831 года. Здесь проявилась экстравагантность мыслителя, которая многое объясняет в его философии.

Соперничество с Гегелем, работавшим в том же Берлинском университете, приносило лишь неудобства. Задумав тягаться с коллегой, Шопенгауэр намеренно ставит часы своих лекций в одно и то же время с лекциями профессора Гегеля. Аудитория последнего была набита битком, а вот к мрачному пессимисту и холостяку приходили лишь единицы. Шопенгауэр зеленел от зависти и злости, и не скрывал презрительного отношения к популярному профессору. Впрочем, Гегель также не отличался великодушием и сделал все, чтобы выдавить собрата из университета.

Болезнь или гениальность?

Он прятал предметы в тайники, боясь, что их украдут или обработают ядом. Он боялся болезней, себя и людей. Чтобы избавиться от гнетущих мыслей, Шопенгауэр отправляется путешествовать по Италии, но и здесь он не находит успокоения. Способный к языкам, он поглощает множество литературы до того, как ее переведут на немецкий. В буддизме философ ищет объяснение своих душевных терзаний. Утешение приносит лишь Платон и Иммануил Кант, чью философию он считал высочайшим проявлением человеческого гения.

Королевское норвежское научное общество присуждает ему премию за конкурсную работу «О свободе человеческой воли», а Рихард Вагнер посвящает ему свой оперный цикл «Кольцо Нибелунга». Питая недоверие к людям, он трогательно любит собак и, вообще, животных, одним из первых выступив за права «наших братьев меньших». Шопенгауэр словно знал о своей будущей славе, сказав однажды, что ему не важно, где его похоронят – все равно найдут. Он умер от пневмонии 21 сентября 1860 года во Франкфурте-на-Майне. На его могиле только два слова – Артур Шопенгауэр. Этого вполне достаточно.

кто такой шопенгауэр кратко

Эстетический мистицизм

Стремление к красоте заложено в нас природой. Но речь здесь идет не только о пассивном наслаждении природой и произведениями искусства. Шопенгауэр видит в художнике мятежную душу, для которого творчество – это спасение от гнетущих мыслей и страстей. Ему ли не знать, сколь приятно это освобождение, пусть кратковременное, которое он находил в писательской деятельности и путешествиях. Сила интеллекта? Что значит эта сила без интуитивных прозрений, которые приходят внезапно, но небеспричинно.

Мотивация является внутренним стержнем и причиной всех наших поступков, направленных к познанию окружающей действительности. Закон мотивации, наряду с законом причинности, законом достаточного основания познания и законом достаточного основания бытия, рассмотрен философом в своей докторской диссертации «О четверичном корне достаточного основания». Закон мотивации в связи с волением человека будет развит им в бессмертной книге «Мир как воля и представление».

Размышляя о человеке и его месте во вселенной, Шопенгауэр формулирует свое учение о мировой воле. В его схеме бытия она заменяет Бога. Ее он наделяет теми божественными качествами, которые считает уместными: бессознательность, потусторонность, единство и иррациональность. Любовь и ненависть, борьба природных стихий, жажда размножения и чувство голода – все это имеет причину в едином и вечном потоке воления. Шопенгауэр подробно останавливается на различных ступенях объективации мировой воли.

Механистический мир Декарта и Ньютона образует низшую ступень объективации мировой воли, что так созвучно «желающим» предметам физики Аристотеля. Косная материя имеет аналог влечения, образуя иерархию физических проявлений, от простейших молекул до многоклеточных и высших животных. Совершенно неожиданно философ вводит подобие платоновских идей, в соответствии с которыми и воплощается волевая энергия. Иначе не объяснить удивительную целесообразность организмов, точное назначение органов растений и животных, пользу инстинктов. Однако разумное устройство отдельных особей и видов вступает в бескомпромиссную борьбу за существование, порождая горести и страдания. Мировая воля распадается на множество индивидуальных кусочков.

Немощный зрячий на шее у здорового слепца

Не человечество, по Шопенгауэру, вмещает в себя мировую волю, но отдельные личности. Таким образом, в индивидуумах проявляется закон мотивации, выраженный в характере и привычках. Интеллект вторичен по отношению к психоматерии воления, объясняя в разумных терминах все, что предложит страсть. Философ не жалеет красок, чтобы показать, как часто наши эмоции управляют доводами разума. Оригинально понятый буддизм воплотился у Шопенгауэра в пессимистическом взгляде на мир людей. Страдающее человечество не в состоянии остановить иррациональную волю силой разума, потому что воля неизмеримо древнее. В этом сила и слабость человека. Любая попытка остановить поток воления приводит к безумию и смерти.

Шопенгауэр ярко описывает бесконечность страданий и иллюзорность наслаждений. Молодость, дающая здоровье и свободу, быстро проходит, оставляя после себя, как тайфун, горы разбитых черепков и безнадежность. История подобна калейдоскопу, в котором отдельные кусочки причудливо, но бессмысленно соединяются вновь и вновь. Шопенгауэр не верит ни в умственный, ни в нравственный прогресс, предлагая чисто буддистский рецепт – отрицание воли к жизни. Впрочем, он допускает сублимацию воли в творчестве науки, искусства и философии. Итак, человек – самое несчастное из всех существ, поскольку в нем пульс страсти и противоречие волений достигли наибольшей остроты и болезненности.

кто такой шопенгауэр кратко

Воззрение философа на половую любовь вполне вписывается в его картину страдающего человечества. Неудержимый сексуальный инстинкт влечет мужчину в капкан бесконечных страданий, обнаруживающих себя в оковах брака. Последний он называет коварным изобретением женщин, вынуждающим мужчину на сублимацию низшего порядка. Женщина в глазах Шопенгауэра – главная виновница мирового зла, ибо через нее воля к жизни утверждается вновь и вновь. Отвергая ветхозаветную космогонию, он соглашается с мифом о грехопадении и необходимостью ограничения свободы для женщин.

Обскурантизм буддиста и женоненавистника не мешал философу быть тонким ценителем произведений искусства. Эстетическое наслаждение вошло у него в привычку с детства, о чем позаботилась мать Иоганна. В любом женоненавистнике прекрасно уживается презрение к человеческой самке с любовью к матери, которая для него существо особого рода. Желая ослабить действие назойливых фобий, Шопенгауэр много путешествует по Италии, наслаждаясь античными и средневековыми произведениями искусства. В его иерархии мировой воли они предстают красивыми символами. Так, например, архитектура и фонтаны отображают низшие ступени объективации воли в мире, а человеческий дух раскрывает свой смысл в поэзии, драме и трагедии. Но особое место в эстетической концепции Шопенгауэра занимает музыка, являясь «снимком самой воли». Смешное в искусстве в доступном для разума виде показывает мировую дисгармонию.

Мир после Шопенгауэра

Он умел писать красиво, поэтому этого философа продолжают читать даже через полторы сотни лет после его кончины. Обладая болезненно высокой чувствительностью, он уловил глубинные токи новых идей и воплотил их в своем творчестве. Без него была бы невозможна великая литература XIX- XX веков, психоанализ Зигмунда Фрейда, философия Фридриха Ницше и научные открытия Альберта Эйнштейна. Буддизм и ведическая философия, своеобразно преломленные в его книгах, обогатили европейскую культуру и способствовали открытию духовного мира Индии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *