кто такой шейх усеймин
шейх аль-‘Усаймин
«факъих нашего времени»
– один из имамов и ученых приверженцев Сунны нашего времени
– один из самых известных, больших и авторитетных ученых Саудовской Аравии
Показать полностью.
– член комитета больших ученых
– участвовал в работе многочисленных специализированных научных комитетов Саудовской Аравии
– глава Благотворительной ассоциации по изучению Благородного Корана в Унейзе
– член Научного Комитета Исламского университета имама Мухаммада ибн Сауда
– член Совета факультета шариатских наук и основ исламской религии филиала Исламского Университета Мухаммад б. Сауд в аль-Касыме
– глава отделения по изучению исламской акъиды при университете Мухаммад б. Сауд
– В 1414 г.х шейху была присуждена Высокая Премия Короля Файсала за служение Исламу.
выдающийся ученый, имам, факъих, муфассир, аскет, шейх:
Мухаммад ибн Са́лих аль-‘Усайми́н
(да помилует его Аллах)
(1347-1421 г.х. / 1926-2001)
шейх аль-‘Усаймин запись закреплена
Совершение добровольных молитв сидя
• Шейх аль-‘Усаймин (رَحِمَهُ الله) сказал: «Все добровольные намазы, в том числе намазы “рауатиб” (связанные с обязательными намазами) и “приветствие мечети”, дозволено совершать сидя или стоя, поскольку стояние является столпом (т.е. необходимой частью намаза) лишь в обязательном намазе. Однако, если человек помолится сидя без уважительной причины, то он получит лишь половину награды молящегося стоя».
العثيمين: جميع النوافل ومنها السنة الراتبة وتحية المسجد تجوز قاعداً وقائماً لأن القيام ركن في الفريضة فقط ولكن إذا كان قاعداً لغير عذر فإن أجره نصف أجر صلاة القائم.
См. «Фатауа нурун ‘аля-ддарб» 12/131
шейх аль-‘Усаймин запись закреплена
Свидетельство о конкретном человеке о том, что он в Раю
• Шейх аль-‘Усаймин (رَحِمَهُ الله) сказал: «О любом богобоязненном верующем (мусульманине), который совершает праведные деяния, мы свидетельствуем, что он будет обитателем Рая. Однако, здесь мы не называем конкретных личностей, ведь мы не знаем, каков конец человека. Также мы не знаем его внутренних помыслов. Именно поэтому, мы не свидетельствуем об определенной личности, что она в Раю. Поэтому, когда умирает мусульманин, о котором люди хорошо отзываются, мы говорим: “Надеемся, что он будет из числа обитателей Рая”, но мы не свидетельствуем о нем, что он из обитателей Рая».
العثيمين: فكل مؤمن متق يعمل الصالحات فإننا نشهد بأنه من أهل الجنة ولكن لا نقول هو فلان وفلان، لأننا لا ندري ما يختم له، ولا ندري هل باطنه كظاهره، فلذلك لا نشهد له بعينه، فإذا مات رجل مشهود له بالخير قلنا نرجو أن يكون من أهل الجنة، لكن لا نشهد أنه من أهل الجنة
См. «Шарх рияд ас-салихин» 1/236
шейх аль-‘Усаймин запись закреплена
• Шейх аль-‘Усаймин (رَحِمَهُ الله) сказал: «Праведные предшественники (саляф) — начало этой общины, те, о ком посланник Аллаха (ﷺ) сказал: “Лучшие люди – это мое поколение. Затем те, которые будут после них, затем те, которые после них” (аль-Бухари 3651, Муслим 2533)».
العثيمين: السلف هم صدر هذه الأمة الذين قال فيهم رسول ﷺ خير الناس قرني ثم الذين يلونهم ثم الذين يلونهم
См. «Шарх хильяту талибиль-‘ильм» 103
шейх аль-‘Усаймин запись закреплена
Поздравление с новым годом по хиджре
• Вопрос: «Каково шариатское постановление на счет поздравления с новым хиджрийским годом, и что нам отвечать поздравляющему?»
• Шейх аль-‘Усаймин (رَحِمَهُ الله): «Если кто-то поздравил тебя, то ответь на его поздравление, но не нужно самому начинать поздравлять. Это — правильное мнение в данном вопросе.
Показать полностью. Допустим, кто-то сказал тебе: “Поздравляем вас с новым годом”, тогда ответь ему: “Да обрадует вас Аллах благом и сделает этот год для вас благодатным”.
Однако, не надо самому начинать кого-то поздравлять, потому что я не знаю, чтоб что-то подобное пришло от наших праведных предшественников (саляфов). Более того, знайте, что наши предшественники считали месяц Мухаррам первым месяцес года лишь в период правления ‘Умара ибн Хаттаба, да будет доволен им Аллах».
Сл. «аль-Ликъа аш-шахри» 44
__________________
السؤال: فضيلة الشيخ! تكلمتم عن العام الجديد، فما حكم التهنئة بالسنة الهجرية؟ وماذا يجب علينا نحو المهنئين؟ الجواب: إن هنأك أحد فرد عليه، ولا تبتدئ أحداً بذلك، هذا هو الصواب في هذه المسألة، لو قال لك إنسان مثلاً: نهنئك بهذا العام الجديد قال: هنأك الله بخير وجعله عام خير وبركة. لكن لا تبتدئ الناس أنت؛ لأنني لا أعلم أنه جاء عن السلف أنهم كانوا يهنئون بالعام الجديد، بل اعلموا أن السلف لم يتخذوا المحرم أول العام الجديد إلا في خلافة عمر بن الخطاب رضي الله عنه
шейх аль-‘Усаймин запись закреплена
• Шейх аль-‘Усаймин (رَحِمَهُ الله) сказал: «Мы не должны обольщаться действиями людей, поскольку они могут быть совершены на основе невежества. Поэтому, суть в том, на что указывает шариат, а не деяния людей».
العثيمين: ﻻ نغتر بعمل الناس ﻷن عمل الناس قد يكون عن جهل فالعبرة بما دل عليه الشرع ﻻ بعمل الناس
См. «аль-Къаулюль-муфид» 1/204
шейх аль-‘Усаймин запись закреплена
• Шейх аль-‘Усаймин (رَحِمَهُ الله) сказал: «К числу польз восхваления (Аллаха) относится то, что человеку, который в начале совершения какого-то дела восхваляет Аллаха, Всевышний Аллах дает в этом благодать».
العثيمين: ومن فوائد الحمد أن الإنسان إذا ابتدأ الشيء بحمد الله فإن الله تعالى يجعل فيه البركة
См. «Шарх рияд ас-салихин» 5/462
шейх аль-‘Усаймин запись закреплена
• Шейх аль-‘Усаймин (رَحِمَهُ الله) сказал:
كل عبادة لا تبنى على التوحيد فهي باطل
«Всякое поклонение, которое не строится на единобожии (таухид) является недействительным».
См. «аль-Къаулюль-муфид» 34
шейх аль-‘Усаймин запись закреплена
ДОСТОИНСТВО 10 ДНЕЙ ЗУЛЬ-ХИДЖА
• Вопрос: «Через несколько дней мы встретим десять дней месяца Зуль-Хиджа, что вы можете посоветовать всем? Просим разъяснить достоинство этих дней и дела, которые принято выполнять в них?»
Показать полностью.
Поистине, я побуждаю своих братьев мусульман воспользоваться этой великой возможностью и увеличить в десять дней (месяца) Зуль-Хиджа совершение праведных деяний, как чтение Корана, различные виды поминания (зикр), как такбир (Аллаху акбар), тахлиль (ля иляха илля-ллах), тахмид (аль-хамду ли-ллях), тасбих (субхана-ллах), а также милостыня, пост и остальные праведные дела. Усердствуйте в этом.
Удивительно, что люди небрежны по отношению к этим десяти дням! Ты заметишь что они усердствуют в делах в (последние) десять дней (ночей) Рамадана, однако в (первые) десять дней Зуль-Хиджи не увидишь ты почти никого, кто бы особо выделял эти дни от остальных. Однако, если человек будет совершать праведные дела в эти десять дней, то он оживит те праведные деяния, на которые указал пророк (ﷺ).
Если наступили десять дней и человек желает принести жертву, то он не должен удалять ничего со своих волос, со своих ногтей, со своего тела. Все это касается того, кто желает принести жертву сам, а что касается того, за кого принесут жертву, то нет проблем удалять их. Таким образом, если человек захотел принести одну жертву за себя и свою семью, что является сунной, то семья не обязана удерживать себя от удаления волос с головы и тела, стрижки ногтей.
Пророк (ﷺ) сказал: “Если кто-либо из вас вознамерился принести жертву, то пусть не удаляет ничего со своих волос, со своего тела, со своих ногтей” (Муслим). Здесь пророк обратился к тому, кто желает принести жертву. Но если спросят: если тот, кто пожелал принести жертву, отправится в хадж и совершит там ‘умру, пострижет волосы, но поручит своей семье принести жертву, как быть в таком случае? Мы скажем, что это никак не повредит, потому что стрижка волос на ‘умре является обязательным обрядом, также в стрижке и удалении волос на хадже нет проблем».
Ссылка: https://youtu.be/2detOd1gfbo
Выдающийся ученый, имам сунны: шейх Мухаммад ибн Са́лих аль-‘Усайми́н (да помилует его Аллах), член «Комитета больших ученых» С. Аравии
Исламский форум
Знание прежде всего
Биография шейха Мухаммада ибн Салих аль-Усеймина
Биография шейха Мухаммада ибн Салих аль-Усеймина
Сообщение salyafit_07 » 25 сен 2013, 10:32
Перевел, составил и снабдил комментариями: Дамир Хайруддин
18 зу-ль-ка’да 1434 года хиджры (24/09/2013)
Re: Биография шейха Мухаммада ибн Салих аль-Усеймина
Сообщение salyafit_07 » 25 сен 2013, 11:22
Re: Биография шейха Мухаммада ибн Салих аль-Усеймина
Сообщение salyafit_07 » 25 сен 2013, 11:25
Re: Биография шейха Мухаммада ибн Салих аль-Усеймина
Сообщение salyafit_07 » 25 сен 2013, 11:40
Re: Биография шейха Мухаммада ибн Салих аль-Усеймина
Сообщение salyafit_07 » 25 сен 2013, 23:17
Шейх Ибн аль-Усеймин не ограничивался преподаванием лишь в родном городе. Везде, куда он приезжал, шейх читал людям лекции на различные темы. С 1402 года хиджры (1982 г.) он стал давать уроки в Заповедной Мечети Мекки и Мечети Пророка в Медине в сезон хаджа, во время месяца рамадан и в течение летних студенческих каникул. Это происходило ежегодно вплоть до кончины шейха.
Таким образом, шейх Ибн аль-Усеймин занимался преподавательской деятельностью полвека (1371-1421 гг. хиджры/1951-2001).
Краткая биография шейха Мухаммада бну Салиха аль-Усаймина
(1347-1421 г.х.)
Найдется ли среди нас тот, кто не знает в среде ученых-богословов шейха ибн аль-Усаймина? Человека, чьи познания в религии возымели славу во многих уголках исламского мира до такой степени, что каждый мусульманин смог высоко оценить достоинства шейха и его высокое положение как ученого.
Принимая во внимание то обстоятельство, что биография уважаемого шейха ибн аль-Усаймина, равно как и жизнеописания других искренне преданных служению религии ученых, следующих по стопам праведных предшественников, да пребудет над ними довольство Аллаха, служит стимулом для укрепления веры, помогающим неуклонно следовать за первыми поколениями мусульман, черпать знания, которые они оставили после себя, мы сочли необходимым вкратце изложить историю жизни шейха, да пребудет над ним милость Аллаха.
Шейх Мухаммад ибн Усаймин — великий ученый, блестящий воспитатель, праведный образец в науке, набожности, правдивости, искренности, скромности, богобоязненности, а также пример для тех, кто уполномочен издавать религиозные фетвы.
Мухаммад ибн Усаймин — великий знаток в вопросах тафсира, исламской акыды, фикха, жизнеописания Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, методологии фикха, арабской грамматики и иных шариатских наук. Шейх Мухаммад являлся ученым религии, который осуществлял призыв к Аллаху на основе глубоких знаний и проницательности. Его религиозные познания принесли огромную пользу мусульманам в различных уголках исламского мира, чьи сердца были едины и солидарны в своей любви к шейху, признании его достоинств и высокого места, которое он занимал на научном поприще.
Наш уважаемый шейх — факих всей исламской уммы, выдающийся ученый Мухаммад Ибн Салих Усеймин, да покроет его Аллах своей обширной милостью и да поселит его в наивысших садах Фирдауса с теми, кого Господь облагодетельствовал из числа пророков, правдивейших, шахидов и праведников, кои станут прекрасными спутниками в обители вечности.
Рождение шейха
Полное имя шейха — Абу Абдуллах ибн Салих ибн Мухаммад ибн Сулейман ибн Абдуррахман аль-Усаймин аль-Вухейби ат-Тамими. Шейх родился в 27 ночь благословенного месяца Рамадана, в 1347 г.х., в Унейзе — одном из городов провинции аль-Касим Королевства Саудовской Аравии.
Первые шаги шейха по научной стезе
На раннем этапе шейх Усаймин изучал Благородный Коран у своего деда по материнской линии — Абдуррахмана ибн Сулеймана ад-Дамига, да пребудет над ним милость Аллаха, после чего стал обучаться грамоте, получив также определенные знания по литературе и арифметике. Позже шейх поступил в одну из школ, и в раннем возрасте выучил наизусть Коран, краткие сборники хадисов и труды по фикху.
Уважаемый шейх, известный ученый Абдуррахман ибн Насир ас-Саади, да пребудет над ним милость Аллаха, в свое время назначил некоторых своих лучших учеников в качестве учителей для начинающих искателей знания. Одним из таких учителей явился шейх Мухаммад ибн Абдель Азиз аль-Мутавви’, да пребудет над ним милость Аллаха, к которому и примкнул наш уважаемый шейх Усаймин. Почерпнув у шейха аль-Мутавви’ определенные знания в вопросах таухида, фикха и грамматики арабского языка, шейх Усаймин начал посещать занятия своего шейха, выдающегося ученого Абдуррахмана ибн Насира ас-Саади, у которого он изучал тафсир Корана, науку о хадисах, единобожие, основы фикха, наследственное право и синтаксис.
Шейх Абдуррахман ибн Насир ас-Саади по праву считается первым учителем шейха Усаймина, из источника которого он испил свои знания, укрепив свои стопы на манхадже своего учителя, впитав от него умение приводить шариатские доказательства (далили) и переняв методику преподавания шариатских наук. Шейх ас-Саади узрел в своем ученике остроту ума, смекалку и интеллектуальный талант и, поэтому, оказывал ему всяческое внимание. В итоге он предложил ему должность преподавателя, несмотря на то, что шейх Усаймин продолжал быть его учеником и посещать его занятия.
Шейх Усаймин получил у шейха Абдуррахмана ибн Али Авдана, да пребудет над ним милость Аллаха, занимавшего в то время пост судьи в Унейзе, знания по вопросам наследственного права. У шейха Абдурраззака Афифи, да пребудет над ним милость Аллаха, когда тот пребывал в Унейзе, шейх Усаймин изучал грамматику арабского языка и риторику.
После того, как был открыт шариатский институт в Эр-Рияде, некоторые из друзей шейха Усаймина посоветовали ему поступить туда. Шейх, получив разрешение от своего учителя Абдуррахмана ас-Саади, поступил в институт в 1372 г.х., где проучился два года, в течение которых он почерпнул знания от преподававших в стенах учебного заведения ученых, в частности — от выдающегося ученого Мухаммада аль-Амина аш-Шинкиты, шейха Абдуль Азиза ибн Насира ибн Рашида, шейха Абдуррахмана аль-Африки и других знатоков религии, да пребудет над ним милость Аллаха.
Шейх Усаймин постоянно поддерживал отношения с достопочтенным шейхом, выдающимся ученым Абдуль Азизом ибн Абдаллахом ибн Базом, да пребудет над ним милость Аллаха, у которого в стенах мечети он изучал «Сахих» аль-Бухари, «Послания» шейха аль-Ислама ибн Теймии, а также науку о хадисах, взгляды ученых-факихов четырех мазхабов, а также их сравнительный анализ. Поэтому, шейх Абдуль Азиз ибн Баз фактически стал вторым учителем шейха Усаймина и оказал весьма заметное влияние на его становление как ученого.
Окончив институт, шейх Усаймин на заочной основе продолжил обучение, впоследствии получив диплом Исламского Университета имама Мухаммада ибн Сауда в Эр-Рияде.
Труды шейха Усаймина и его научная деятельность
В 1370 г.х. под попечительством своего учителя Абдуррахмана ас-Саади шейх начал преподавательскую деятельность в соборной мечети аль-Кабир г. Унейза. Окончив научный институт в Эр-Рияде, шейх был назначен на преподавательскую должность в научном институте Унейзы в 1374 г.х.
После смерти шейха Абдуррахмана ас-Саади в 1376 г.х. шейх Усаймин стал имамом-хатыбом в мечети аль-Кабир, совмещая свою деятельность имама с преподаванием в Национальной библиотеке Унейзы при той же мечети, основанной шейхом ас-Саади в 1359 г.х.
Количество студентов-учеников шейха Усаймина неуклонно росло так, что библиотека уже была не в состоянии вмещать их в своих стенах. По этой причине шейх вынужден был продолжить обучение в самой мечети. Число студентов, устремлявшихся к шейху как из самой Саудовской Аравии, так и из-за ее пределов, достигало многих сотен. Они приезжали к шейху с целью получить фундаментальные знания по религии, не ограничивая себя только лишь свободным слушанием его лекций. Шейх продолжал свою деятельность в качестве имама и учителя до самой своей смерти, да пребудет над ним милость Аллаха.
Шейх продолжал преподавание в научно-исследовательском институте Унейзы до 1398 г.х., будучи в последний период преподавательской деятельности членом Комитета по вопросам планирования и усовершенствования учебных программ Исламского Университета имама Мухаммада ибн Сауда. Кроме того, шейх сам явился автором некоторых из этих программ.
Позже, начиная с 1398 г.х. и вплоть до своей кончины шейх Усаймин осуществлял преподавательскую деятельность на факультете шариатских наук и основ исламской религии филиала Исламского Университета имама Мухаммада ибн Сауда в аль-Касыме, да пребудет над ним милость Аллаха.
Шейх также преподавал уроки в Запретной Мечети, в Мечети Пророка в период хаджа, Рамадана, а также во время летних студенческих каникул.
Также шейх Усаймин принимал участие в работе многочисленных специализированных научных комитетов Саудовской Аравии.
Шейх Усаймин провел в телефонном режиме несколько научных лекций, как на территории Аравии, так и за ее пределами.
Шейх возглавлял Благотворительную ассоциацию по изучению Благородного Корана в Унейзе с момента ее основания вплоть до своей смерти, да пребудет над ним милость Аллаха.
С 1398 по 1400 г.х являлся членом Научного Комитета Исламского университета имама Мухаммада ибн Сауда.
Кроме того, шейх Усаймин входил в состав Совета факультета шариатских наук и основ исламской религии филиала Исламского Университета имама Мухаммада ибн Сауда в аль-Касыме, а также возглавлял отделение по изучению исламской акиды при университете.
Шейх Усаймин также являлся членом Совета крупных ученых КСА с 1407 г.х до самой смерти, да пребудет над ним милость Аллаха. Осуществляя свою благородную деятельность и неся на своих плечах огромную ответственность, шейх всегда стремился принести пользу окружавшим его людям, передавая им знания о религии, издавая фетвы по тем или иным вопросам, удовлетворяя их нужды днем и ночью, как у себя на родине, так и во время поездок, как в дни своего здравия, так и будучи больным, да покроет его Аллах обширной милостью.
Шейх постоянно принимал участие в полезных общественно-научных форумах, проводившихся регулярно. Кроме того, шейх проводил регулярные еженедельные встречи с судьями аль-Касыма, а также с членами Организации по вопросам побуждения к одобряемому и удерживания от порицаемого Унейзы, встречался с имамами-хатыбами своего города, со своими лучшими учениками, со студентами, проживавшими в общежитиях, с членами Совета директоров Ассоциации по изучению Благородного Корана, а также с преподавателями отделения по изучению исламской акиды филиала Исламского университета имама Мухаммада ибн Сауда в аль-Касыме.
Также шейх проводил различные общественные встречи, в частности еженедельные встречи в стенах своего дома, ежемесячные встречи в своей мечети, а также ежегодные встречи во время Хаджа и Рамадана за пределами родного города. Таким образом, жизнь шейха была образцом самопожертвования и непрерывной усердной работы. Шейх был неиссякаемым благословенным источником знаний, ибо куда бы он ни ступил, он всегда был словно благодатный дождь с неба, повсюду принося пользу.
В 1414 г.х шейху Усаймину была присуждена Высокая Премия Короля Файсала за служение Исламу. Присуждая эту награду шейху, отборочная комиссия мотивировала свой выбор следующим:
1. Шейх сочетает в себе наилучшие качества, кои присущи ученым, самые яркие из которых — набожность, великодушие, правдивость, служение интересам мусульман, искренность в отношении всех людей.
2. Польза от знаний шейха в виде уроков, фетв и книг, которую почерпнули многие мусульмане.
3. Выступление шейха с полезными лекциями в различных регионах Королевства
4. Плодотворное участие шейха в различных крупных исламских конференциях.
5. Неповторимое воплощение шейхом призыва к Аллаху с мудростью и добрым увещеванием, явление собой живого примера пути праведных предшественников в идеях и поступках.
Шейх Усаймин имел огромные знания по вопросам шариата, посвятил всю свою жизнь их приобретению, дабы впоследствии делиться ими с остальными людьми. Шейх придерживался лишь достоверных доводов шариата и правильных обоснований. Шейх также стремился изо всех сил неукоснительно следовать в вопросах акиды (вероучения) по стопам праведных предшественников, и это находило выражение в его знаниях, деяниях, призыве и поведении. Его научные труды и методика исламского призыва полностью опирались на сей здравый принцип — принцип следования пути праведных предшественников. Аллах, пресвят Он, наделил шейха великим даром понимания аятов Корана и хадисов, благодаря которому он умел приводить неопровержимые доводы по религиозным вопросам, извлекать шариатские законоположения из первоисточников. В подобных вопросах шейх занимал высокий уровень. Мало кто мог превзойти его в религиозных знаниях, умении извлекать законоположения, знаниях в области фикха, грамматики арабского языка и риторики.
Все свои дни шейх посвящал обучению, вынесению фетв, научно-исследовательской работе, не оставляя себе времени для отдыха. Так, по пути из дома в мечеть и обратно, шейх всегда был окружен людьми, которые просили его совета, задавали ему свои вопросы, ответы на которые они записывали.
Шейх обладал собственной уникальной методикой преподавания, которая выражалась в том, что он не только ставил перед студентами тот или иной вопрос, но и активно обсуждал его с ними, тем самым вселяя уверенность в души учеников. Шейх неустанно, на протяжении многих часов беспрерывно мог вести свои уроки, лекции, давать фетвы. Более того, такой режим работы доставлял шейху только радость, позволяя ему доносить до людей свои знания. Его научная деятельность, да пребудет над ним милость Аллаха, сводилась к следующему:
Преподавательская деятельность шейха длилась с 1370 до конца Рамадана 1421 г.х (то есть более полувека), да покроет его Аллах обширной милостью. Ежедневно шейх давал уроки в мечети родного города Унейзы
В период Хаджа, Рамадана и летних студенческих каникул шейх вел занятия на территории Запретной мечети и мечети Пророка. Также шейх Усаймин преподавал уроки в стенах Исламского университета имама Мухаммада ибн Сауда.
При поддержке исламских центров шейх вел занятия в телефонном режиме как внутри страны, так и за ее пределами.
Посещая тот или иной регион страны, шейх всегда выступал с лекциями в мечетях.
Шейх уделял огромное внимание назидательной стороне своих лекций и занятий. Так, он часто повторял перед своими слушателями слова Аллаха: «и знайте, что вы встретитесь с Ним» [1], говоря: «Клянусь Аллахом, если наши сердца были живы, то запечатлелись бы эти слова (Всевышнего) в наших душах».
Шейх отводил важную роль наставлениям и воспитанию своих учеников, проявляя при этом выдержку, терпеливо отвечая на их многочисленные вопросы, интересуясь их личными проблемами.
Шейх Усаймин постоянно выступал с хутбами в мечети Унейзы. Его проповеди отличались тем, что шейх умел четко разъяснить в них суть законоположений, касающихся актов поклонения и взаимоотношений между людьми. Все его проповеди несли в себе огромную пользу для слушателей и воплощали задачи, определенные шариатом Ислама.
Шейх регулярно проводил еженедельные, ежемесячные и ежегодные научные встречи.
Фетвы шейха по воле Аллаха получали распространение среди людей, принимались ими и пользовались у них доверием.
Свои лекции и занятия шейх распространял через средства массовой информации (прессу, телевидение), а также через аудиозаписи. Его занятия также транслировались через известную радиопрограмму «Нурун аля ад-дарб» и т.п.
Но, все же, венцом его непомерных усердий в научной сфере явились его многочисленные бесценные труды в виде книг, посланий и толкований шариатских текстов, слава которых распространилась повсюду, имея большой спрос в среде ищущих знания людей во всем мире. Научные труды шейха составляют более 90 книг и посланий, не говоря уже о том бесценном кладезе знаний, запечатленных на многочисленных аудиокассетах. Поистине, Аллах благословил жизнь этого великого ученого! И мы просим Аллаха, чтобы Он взвесил в Судный день каждый пройденный этим ученым шаг на благом пути знания на чаше праведных деяний!
Благотворительный фонд шейха Мухаммада ибн Салиха аль-Усаймина, учрежденный в 1422 г.х. взял на себя ответственность за сохранение и распространение всевозможными средствами этого великого наследия, оставленного шейхом, да пребудет над ним милость Аллаха, дабы оно стало доступно всем мусульманам по воле Аллаха и с Его помощью.
Некоторые добродетели и личные качества шейха
Шейх Усаймин, да пребудет над ним милость Аллаха, был образцом праведности и живым примером благочестия для остальных мусульман. Его знания находили выражение не только в лекциях и занятиях с многочисленной аудиторией, но также и в его скромности, кротости, богобоязненности и благонравии.
Шейх отличался кротостью, терпеливостью, стойкостью, строгим отношением к поиску знаний и их передаче, трепетным отношением к своему времени. Шейх был далек от вычурности и являл собой высочайший пример скромности, благонравия и похвальных качеств. Его радушное лицо можно было часто увидеть в обществе мусульман, и общение с ним оставляло в их душах неизгладимый след и вселяя в них радость. Счастье и радость всегда присутствовали на его лице во время его лекций и занятий, да пребудет над ним милость Аллаха.
Шейх с добротой относился к молодому поколению мусульман, выслушивая их просьбы, вступая с ними в дискуссии, деликатно и убедительно давая им полезные наставления и советы. Он был преисполнен решимости воплощать Сунну Пророка во всех своих поступках.
Одним из признаков его набожности являлась его рассудительность и неторопливость при вынесении фетв. Шейх никогда не выносил свои фетвы до тех пор, пока не станут ему ясными соответствующие доводы из Шариата. В противном случае он всегда говорил: «Дайте мне время подумать над этим вопросом» и тому подобные фразы, которые свидетельствовали о его богобоязненности и стремлении подробно проанализировать тот или иной вопрос фикха.
Шейх неустанно следовал по пути распространения религиозных знаний. Даже за шесть месяцев до своей кончины, проходя курс лечения в США, он провел многочисленные лекции в исламских центрах страны, имел встречи со многими американскими и иностранными мусульманами, которым он давал полезные наставления и советы и с которыми проводил пятничные молитвы.
Шейх разделял чаяния и проблемы всей исламской уммы. По возвращении из США он продолжил свою преподавательскую деятельность и призыв к Исламу, и, несмотря на тяжелую болезнь, он не прекращал вести уроки и наставлять мусульман в Запретной мечети, делая это и тогда, когда до смерти оставалось всего несколько дней.
Будучи тяжело больным, шейх Усаймин встретил это предопределение Аллаха с сердцем, преисполненным терпения и довольства решением своего Господа, надеясь на Его награду в обители вечности. Тем самым он явил остальным мусульманам живой пример благочестия, которому надлежит следовать тем, кого постигает изнурительная болезнь. И мы просим Всевышнего Аллаха возвысить для шейха его степень пред Господом миров, как награду за явление подобного примера остальным людям.
Шейх, да пребудет над ним милость Аллаха, неустанно выслушивал жалобы и просьбы людей, по мере возможности помогал им в решении собственных проблем. Для этих целей шейх даже выделил определенные часы для ежедневной благотворительной деятельности. Шейх Усеймин всегда оказывал поддержку благотворительным фондам и ассоциациям по изучению Корана. Всевышний Аллах открыл ему всевозможные врата праведности, благочестия и стремления оказывать помощь мусульманам, так, что сам шейх, по сути, был своего рода общественным благотворительным фондом, что явилось милостью от Аллаха, которой Он наделяет того, кого пожелает.
Кончина шейха
Всю исламскую умму постигло большое несчастье, когда ей стало известно о смерти выдающегося ученого, шейха Мухаммада ибн Салиха аль-Усаймина в Джидде, вечером в среду 15 шавваля 1421 г.х. Не было ни одного дома, города, деревни, где бы не ощутили эту тяжелую утрату. Люди повсеместно: на рынках, в мечетях, в местах собраний стали выражать друг другу соболезнования. Все верующие без исключения прочувствовали и разделили эту боль как собственную. Хранитель двух святынь, король Фахд ибн Абдуль Азиз, наследный принц Абдуллах и премьер-министр Султан ибн Абдуль Азиз, да пребудет над ним милость Аллаха, стали получать отовсюду телеграммы соболезнований по причине утраты, которую понес весь исламский мир и вся мусульманская умма. Люди, впав в размышления, стали спрашивать друг друга, в чем же заключался секрет величия, высокого положения и огромной любви в сердцах всех людей без исключения: мужчин и женщин, молодых и старых, которыми пользовался этот великий шейх.
Заупокойная молитва над шейхом была совершена в Запретной мечети в Мекке после предвечернего намаза, в четверг, 16 шавваля 1421 г.х., на которой присутствовала многотысячная община мусульман. В похоронах шейха участвовали неисчислимые массы верующих. Шейх Усаймин был погребен на кладбище в Досточтимой Мекке, да покроет его Аллах обширной милостью.
Поистине, симпатия и любовь людей к кому-либо — одна из великих милостей, оказываемой Всевышним Аллахом тому, кому Он пожелает. Относительно же шейха, сердца людей были едины и солидарны в своей любви к нему. И мы просим Аллаха, искренне взывая к Нему, чтобы Он сделал шейха из числа тех, о ком Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если Аллах возлюбит Своего раба, Он обращается к ангелу Джибрилю и говорит ему: «Я люблю такого-то, так возлюби же и ты его». И Джибриль тоже начинает любить этого человека и затем обращается к обитателям небес (т.е. к ангелам): «Аллах возлюбил такого-то и вы возлюбите его». После этого обитатели небес проникаются любовью к нему, и затем к этому рабу начинают относиться с благосклонностью и на земле» [2].
Шейх оставил после себя пятерых сыновей: Абдуллаха, Абдуррахмана, Ибрахима, Абдуль Азиза и Абдуррахима, да наделит Аллах их всех благом и благословением, и сделает их праведными последователями своего отца. Со смертью шейха Усаймина исламский мир и вся мусульманская умма потеряла одного из самых выдающихся ученых и праведных мужей, которые являли нам пример наших благочестивых предшественников в поклонении, манхадже, любви к знаниям и принесении пользы братьям по вере.
Мы просим Всевышнего Аллаха покрыть его милостью, которой Господь покрывает Своих праведных рабов, поселить его в просторных садах непреходящего рая, даровать ему свое прощение и наделить благой наградой за ту пользу, которую он принес мусульманам. Просим Аллаха даровать мусульманам благую замену шейху. Воздаем всю хвалу Аллаху за Его предопределение. Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему наше возвращение! И да благословит Аллах и да приветствует нашего Пророка Мухаммада, его семью, сподвижников и всех тех, кто последовал за ними во благе до Судного дня!
Редакция сайта «www.alhadis.ru»
[1] Сура «Корова», 223 аят
[2] Текст хадиса согласован. Передали аль-Бухари (3209) и Муслим (2637)