кто такой сардар ваисов

ЖИЗНЬ САРДАРА.

…2 июля 1989 г. в Казани в ЦПКИ (Центральный парк культуры и отдыха) имени М. Горького по инициативе, на средства и руками членов клуба “Булгар аль Джадид” был установлен памятник Сардару Гайнану Ваисову. Было это в районе аллей, где похоронены те, кто сложил головы за Советскую власть. Присутствовало на окрытии памятника около пятидесяти человек.

…В годовщину смерти Сардара Ваисова, убитого контрреволюционерами в 1918 году, вся Казань не работала. Каков был траур! И как нужно было постараться нашим “духовным вождям”, чтобы спустя десятилетия на его могилу пришло только несколько десятков человек. В деревне Молвино Зеленодольского района ТАССР, оттуда род Ваисовых, только приступили с созданию школьного музея о семье Ваисовых. Выросли поколения, не знакомые с историей, которую питали корни родной земли.

Несколько лет назад в Москве умер сын Сардара – Мидхат Сардарович Ваисов. Кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института международного рабочего движения, он обивал пороги многих кабинетов, чтобы опубликовать правду об отце. Увы…Перестройка опоздала к нему на всю жизнь. Сегодня рукописи сына Сардара, а также редкие документы ваисовского движения, сохраняет жена Мидхата Сардаровича – Маргарита Борисовна Ваисова. Она приехала на открытие памятника с дочерью Наилей. Маргарита Борисовна рассказала, что их московскую квартиру до сих пор навещают многие носящие фамилию Ваисов, чтобы хотя бы таким образом сохранить память о движении.

Доктор исторических наук А.Х. Халиков, также пришедший почтить память Сардара, высказался однозначно. Народный памятник Сардару – не просто дань уважения этому человеку. Это и признание национально- общественного движения, которое он возглавлял. Мы хорошо знаем историю русского народа, своя же искажена, потому что долгое время историки были напуганы. Ведь правда стоила недешево для тех, кто осмеливался ее произнести. Доктор Халиков и жена Мидхата Ваисова сняли покрывало с памятника Сардару. А кто отдернет занавес, закрывающий “белые пятна”, которыми изобилует история булгарского народа?

Памятник Сардару Ваисову безвозмездно выполнил для своего народа киевский художник Тагир Абдуллин.

О национально- освободительной организации “Фиркаи Наджия” (“Партия Избавления”), которую и возглавлял Сардар Ваисов, вы узнаете из материала старшего научного сотрудника Госмузея ТАССР Фаргата Габдул-Хамитовича Нурутдинова “Жизнь Сардара”.

Когда стреляют в Академию.

Национально- освободительная война ваисовцев велась под лозунгом утверждения законов истинного, чистого ислама, который, по их мнению, освящал создание царства Правды и Справедливости на земле. Крупный советский исламовед Л.И. Климович в книге “Ислам в царской России” (М.,1936г.) так обобщенно характеризовал сущность ваисизма: “Все требования ваисовцев имели вполне земные корни…Содержание…учения заключалось не в вопросах догматических, в которых ваисовцы… не выходили за рамки ортодоксального суннитского ислама, а в их политической платформе. Последняя была отражением чаяний зажатого в помещичьи и государственные тиски пореформенного крестьянина (и ремесленника – кустаря), который стремился к своему действительному освобождению. Видел он его в отказе от всего того, что было для него кошмаром, т. е видел его в отрицании податей, продажного суда, воинской повинности, казенного духовенства с его поборами и т.п. Отражая недовольство широких крестьянских и ремесленнических масс существующим режимом, движение… всегда находилось в зависимости от данного состояния этих масс”.

Багаутдин Ваисов основал в Казани “Мусульманскую Академию” – первый в истории России культурно-политический центр булгарского народа, включавший в себя мектеб (средняя школа) и медресе (высшее учебное заведение), типографию, штаб-квартиру движения – так называемое “Духовное управление”.

“Мы подняли зеленое знамя”

Через несколько лет охранке удалось схватить и 16-летнего Гайнана, находившегося в подполье. По сообщению полковника Казанского жандармского управления, Гайнан “скоро вошел в столкновение с правительством и в своем противодействии дошел до вооруженного сопротивления”, за что “был привлечен в 1894г. к ответственности, сослан в Сибирь, в 1895г. – на остров Сахалин, откуда, в силу манифеста, возвратился в г. Казань в 1906г.”

Таким было начало революционного пути Г.Ваисова (1878-1918гг.), также уроженца Мулла иле, занявшегося после своего возвращения пост “сардара” – руководителя “Фаркаи Наджия”. Он восстанавливает в новой слободе Казани “Мусульманскую Академию” и становится настолько выдающимся деятелем движения, что в народе партийное звание Гайнана сделалось его именем – Сардар.

Спираль движения вновь стала закручиваться с позиции гражданского неповиновения – с бойкота самодержавному Российскому государству. Всю царскую империю облетела издевательская, шокирующая власть имущих фраза Сардара о Николае II: “Государя мы чтим и молимся за него, но государство его нам не нужно”. В другом своем заявлении Гайнан Ваисов не менее откровенно бросил в лицо эксплуататорам такие слова: “Мы …подняли зеленое знамя с изображением звезды и полумесяца…, защищаем наши религиозные, национальные и политические права, ведя священную борьбу против правительства угнетателей”. В ответ самодержавие и татарская буржуазия поднимают небывалую волну травли и судебных расправ над ваисовцами.

“ЛЮБЯЩИЙ ВАС БРАТ”

В истории нашего края дружба великого русского писателя и вождя народного ваисовского движения – один из самых волнующих моментов, который невозможно забыть или принизить.

Кто против социализма, тот против бога.

Первая русская революция круто изменила идеологию ваисовцев, внеся в их первоначально наивно- крестьянские представления о путях создания царства Правды и справедливости, идеи марксизма. В этот период Сардар закладывает фундамент нового мировоззрения – “исламского социализма”, базирующегося на убеждении в том что установление социализма и народовластия через Советы является исполнением заветов закона Аллаха, и что поэтому революционная борьба как бы освящена чистым, истинным исламом. Эта теория нашла кратное выражение в знаменитом призыве Сардара к народу: “Братья, стойко и мужественно проводите в жизнь социальные реформы и образуйте Советские власти. Если же, братья, вы пойдете против социализма, то вы тем самым пойдете и против бога”.

На почве народной освободительной борьбы и проникновение марксизма в среду ваисовцев началось быстрое сближение ваисовского движения с общероссийским пролетарским революционным потоком, с большевизмом.

Но до революционного 17-го был еще царский суд над ваисовской партией 23 октября 1910 года, который приговорил Сардара Ваисова к четырем годам тюремного заключения с последующем поселением, а двенадцать его товарищей – к ссылке в Сибирь. Это не останавливает мощное развитие ваисовского движения. По оценках самих ваисовцев, в годы столыпинской реакции в движении участвовало около 60 тысяч человек, из которых 10 тысяч могли вести вооруженную борьбу с тиранией. Значительную численность “Фиркаи Наджия” подтверждает опубликованный Л.И. Климовичем “присяжный лист” 1908г. с № 33078. Пресса пестрит сообщениями о новых восстаниях ваисовцев уже не только в Казанской губернии, но и в Сибири. Идеи ваисизма нашли поддержку и распространение в Туркестане и Китае, выйдя, таким образом, за рубежи Российской империи.

В апреле 1917г. в Казани собрался 1 съезд волжских болгарских мусульман, созванный “Фиркаи Наджия”. Исследователь И.М. Ионенко отмечает, что “1 мая председатель съезда и руководитель организации Сардар Ваисов направил от имени съезда приветственную телеграмму Петроградскому Совету Р. и С. депутатов. Съезд требовал немедленного прекращения войны, заключения мира без аннексий и контрибуций, созыва мирной конференции из представителей народа. Далее говорилось: “Восстановить во всем мире благо и справедливость среди всех народностей и национальностей, согласно их историческим обстоятельствам.”

А в июле 1917г. Сардар направляет Керенскому знаменитое послание “Протест Керенскому”, в котором беспощадно заклеймил антинародную и империалистическую политику этого предателя революции.

В октябрьские дни ваисовцы также шли рука об руку с большевиками, помогая им устанавливать Советскую власть в крае. В Казани, по сообщению Я.Д. Чанышева, вооруженное большевиками боевое формирование ваисовцев – Зеленая гвардия – вело вместе с красногвардейскими отрядами завода Крестовникова наступление на “дворец Сандецкого”, где размещался штаб командования силами Временного правительства в Повольжие.

Подытоживая революционную деятельность С. Ваисова за период с 1906 по 1917г.г., председатель Казанского губкома партии, один из авторов первой Советской Конституции Я.С. Шейнкман говорил: “С. Ваисов шел одним путем с нами, путем борьбы с буржуазией, сидел в тюрьмах, был в ссылке. Изобличал лицемерие мусульманской буржуазии, создал Зеленую гвардию в помощь Красной гвардии”.

С утверждением власти Советов “Фиркаи Наджия” получает название “Совета волжских болгарских мусульман” и активно включается в работу органов народной власти.

Громкий резонанс получила приветственная телеграмма председателя болгарского совета Сардара Ваисова вождю победившей Октябрьской революции В.И. Ленину, опубликованная в газете Казанского Совдепа “Знамя революции” в ноябре 1917г.:

“Председателю Совета народных Комиссаров товарищу Ленину.

Всероссийский Волжский Болгарский Мусульманский Национальный Центральный Совет…в лице Вас приветствует народное представительство всех героев правды и справедливости…Настало время, пробил час веками жданный угнетенными народами всего мира. Дорогие товарищи, герои правды, справедливости, соединимте нашу мощную силу! Идемте вперед, разрушим…фундаменты…царства зла…пусть весь мир Божий очиститься от вековой заразы проклятой лжи, лицемерия и зла. Руководствуемый Вами идеал – это священная путеводная звезда для всего мира…

Да здравствует царство правды и справедливости!

Да здравствуют его поклонники, храбрые воины – победители царства зла – Народное правительство!

Как национальное революционное движение “Совет волжских болгарских мусульман” поддерживал постоянную связь и с Мусульманским социалистическим комитетом (МСК), возглавляемым революционером-ленинцем Муллануром Вахитовым. Из документов явствует, что в осуществлении этой связи большую роль играл видный деятель МСК большевик А.К. Маликов. В свете этого не выглядит случайностью то, что отличительный знак ваисовцев с изображением звезды и полумесяца был сделан эмблемой и всех красногвардейских формирований МСК.

ЧЕРЕЗ ГРОХОТ ЛЖИ…

28 февраля 1919г. Президиум Казанского Губсовдепа постановил в память Ваисова переименовать часть Тукаевской улицы в той ее части, где произошло убийство Ваисова, в Ваисовскую.

Ваисовцы выполнили завет своего Сардара – защищать Советскую власть и социализм. В конце марта 1918г. “Забулачка” была ликвидирована согласованными действиями отрядов балтийских матросов, МСК, Красной гвардии и ваисовцев. Затем, в 1919-1920гг., под руководством нового сардара – брата Гайнана Газизана Ваисова – “Совет волжских болгарских мусульман” формирует несколько красноармейских полков из участников ваисовского движения. Они сражались в 1920-1922гг. с контрреволюцией, белогвардейщиной и разрухой в Туркестане и на Украине, в Поволжье и на Урале. В 1920г. М.В. Фрунзе, разрешивший формирование ваисовских красноармейских частей, сообщал в Москву из Самары:

“ЦК партии коммунистов, тов. Крестинскому. На Ваш запрос относительно ваисовцев докладываю:… ваисовцы именуют себя волжскими болгарами и т.о. претендуют на роль отдельно от татар нации…Вместе с тем движение имеет религиозную окраску, являясь революционно- социалистическим движением в мире ислама…Ваисовцы целиком приняли программу Коммунистической партии и являются определенными сторонниками советской власти. Установлено также, что они имеют много сторонников в Китайском Туркестане и частью в Семиречье. Исходя из всего этого, Реввоенсовет фронта в целях использования этого движения и вместе с тем установления над ним ближайшего контроля нашел возможным сформировать один Волжско- болгарский мусульманский полк”.

Грохот многолетней лжи о ваисовском движении так и не мог заглушить чистого звука всего нескольких слов, сказанных о Сардаре Гайнане Ваисове В.А. Тимирновымв далеком от нас 1919 году:

“В день его смерти каждый рабочий и крестьянин должен помянуть его добрым словом. Пусть Ваисов не был коммунистом, пусть он во многом и многом заблуждался, но он был истинным революционером, преданным сторонником Советской власти, смертью заплатившим за свою открытую солидарность с революционной партией рабочих и крестьян.
Добрая память Сардару Ваисову, протестанту и революционеру”.

Источник

ЖИЗНЬ САРДАРА.

…2 июля 1989 г. в Казани в ЦПКИ (Центральный парк культуры и отдыха) имени М. Горького по инициативе, на средства и руками членов клуба “Булгар аль Джадид” был установлен памятник Сардару Гайнану Ваисову. Было это в районе аллей, где похоронены те, кто сложил головы за Советскую власть. Присутствовало на окрытии памятника около пятидесяти человек.

…В годовщину смерти Сардара Ваисова, убитого контрреволюционерами в 1918 году, вся Казань не работала. Каков был траур! И как нужно было постараться нашим “духовным вождям”, чтобы спустя десятилетия на его могилу пришло только несколько десятков человек. В деревне Молвино Зеленодольского района ТАССР, оттуда род Ваисовых, только приступили с созданию школьного музея о семье Ваисовых. Выросли поколения, не знакомые с историей, которую питали корни родной земли.

Несколько лет назад в Москве умер сын Сардара – Мидхат Сардарович Ваисов. Кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института международного рабочего движения, он обивал пороги многих кабинетов, чтобы опубликовать правду об отце. Увы…Перестройка опоздала к нему на всю жизнь. Сегодня рукописи сына Сардара, а также редкие документы ваисовского движения, сохраняет жена Мидхата Сардаровича – Маргарита Борисовна Ваисова. Она приехала на открытие памятника с дочерью Наилей. Маргарита Борисовна рассказала, что их московскую квартиру до сих пор навещают многие носящие фамилию Ваисов, чтобы хотя бы таким образом сохранить память о движении.

Доктор исторических наук А.Х. Халиков, также пришедший почтить память Сардара, высказался однозначно. Народный памятник Сардару – не просто дань уважения этому человеку. Это и признание национально- общественного движения, которое он возглавлял. Мы хорошо знаем историю русского народа, своя же искажена, потому что долгое время историки были напуганы. Ведь правда стоила недешево для тех, кто осмеливался ее произнести. Доктор Халиков и жена Мидхата Ваисова сняли покрывало с памятника Сардару. А кто отдернет занавес, закрывающий “белые пятна”, которыми изобилует история булгарского народа?

Памятник Сардару Ваисову безвозмездно выполнил для своего народа киевский художник Тагир Абдуллин.

О национально- освободительной организации “Фиркаи Наджия” (“Партия Избавления”), которую и возглавлял Сардар Ваисов, вы узнаете из материала старшего научного сотрудника Госмузея ТАССР Фаргата Габдул-Хамитовича Нурутдинова “Жизнь Сардара”.

Когда стреляют в Академию.

Национально- освободительная война ваисовцев велась под лозунгом утверждения законов истинного, чистого ислама, который, по их мнению, освящал создание царства Правды и Справедливости на земле. Крупный советский исламовед Л.И. Климович в книге “Ислам в царской России” (М.,1936г.) так обобщенно характеризовал сущность ваисизма: “Все требования ваисовцев имели вполне земные корни…Содержание…учения заключалось не в вопросах догматических, в которых ваисовцы… не выходили за рамки ортодоксального суннитского ислама, а в их политической платформе. Последняя была отражением чаяний зажатого в помещичьи и государственные тиски пореформенного крестьянина (и ремесленника – кустаря), который стремился к своему действительному освобождению. Видел он его в отказе от всего того, что было для него кошмаром, т. е видел его в отрицании податей, продажного суда, воинской повинности, казенного духовенства с его поборами и т.п. Отражая недовольство широких крестьянских и ремесленнических масс существующим режимом, движение… всегда находилось в зависимости от данного состояния этих масс”.

Багаутдин Ваисов основал в Казани “Мусульманскую Академию” – первый в истории России культурно-политический центр булгарского народа, включавший в себя мектеб (средняя школа) и медресе (высшее учебное заведение), типографию, штаб-квартиру движения – так называемое “Духовное управление”.

“Мы подняли зеленое знамя”

Через несколько лет охранке удалось схватить и 16-летнего Гайнана, находившегося в подполье. По сообщению полковника Казанского жандармского управления, Гайнан “скоро вошел в столкновение с правительством и в своем противодействии дошел до вооруженного сопротивления”, за что “был привлечен в 1894г. к ответственности, сослан в Сибирь, в 1895г. – на остров Сахалин, откуда, в силу манифеста, возвратился в г. Казань в 1906г.”

Таким было начало революционного пути Г.Ваисова (1878-1918гг.), также уроженца Мулла иле, занявшегося после своего возвращения пост “сардара” – руководителя “Фаркаи Наджия”. Он восстанавливает в новой слободе Казани “Мусульманскую Академию” и становится настолько выдающимся деятелем движения, что в народе партийное звание Гайнана сделалось его именем – Сардар.

Спираль движения вновь стала закручиваться с позиции гражданского неповиновения – с бойкота самодержавному Российскому государству. Всю царскую империю облетела издевательская, шокирующая власть имущих фраза Сардара о Николае II: “Государя мы чтим и молимся за него, но государство его нам не нужно”. В другом своем заявлении Гайнан Ваисов не менее откровенно бросил в лицо эксплуататорам такие слова: “Мы …подняли зеленое знамя с изображением звезды и полумесяца…, защищаем наши религиозные, национальные и политические права, ведя священную борьбу против правительства угнетателей”. В ответ самодержавие и татарская буржуазия поднимают небывалую волну травли и судебных расправ над ваисовцами.

“ЛЮБЯЩИЙ ВАС БРАТ”

В истории нашего края дружба великого русского писателя и вождя народного ваисовского движения – один из самых волнующих моментов, который невозможно забыть или принизить.

Кто против социализма, тот против бога.

Первая русская революция круто изменила идеологию ваисовцев, внеся в их первоначально наивно- крестьянские представления о путях создания царства Правды и справедливости, идеи марксизма. В этот период Сардар закладывает фундамент нового мировоззрения – “исламского социализма”, базирующегося на убеждении в том что установление социализма и народовластия через Советы является исполнением заветов закона Аллаха, и что поэтому революционная борьба как бы освящена чистым, истинным исламом. Эта теория нашла кратное выражение в знаменитом призыве Сардара к народу: “Братья, стойко и мужественно проводите в жизнь социальные реформы и образуйте Советские власти. Если же, братья, вы пойдете против социализма, то вы тем самым пойдете и против бога”.

На почве народной освободительной борьбы и проникновение марксизма в среду ваисовцев началось быстрое сближение ваисовского движения с общероссийским пролетарским революционным потоком, с большевизмом.

Но до революционного 17-го был еще царский суд над ваисовской партией 23 октября 1910 года, который приговорил Сардара Ваисова к четырем годам тюремного заключения с последующем поселением, а двенадцать его товарищей – к ссылке в Сибирь. Это не останавливает мощное развитие ваисовского движения. По оценках самих ваисовцев, в годы столыпинской реакции в движении участвовало около 60 тысяч человек, из которых 10 тысяч могли вести вооруженную борьбу с тиранией. Значительную численность “Фиркаи Наджия” подтверждает опубликованный Л.И. Климовичем “присяжный лист” 1908г. с № 33078. Пресса пестрит сообщениями о новых восстаниях ваисовцев уже не только в Казанской губернии, но и в Сибири. Идеи ваисизма нашли поддержку и распространение в Туркестане и Китае, выйдя, таким образом, за рубежи Российской империи.

В апреле 1917г. в Казани собрался 1 съезд волжских болгарских мусульман, созванный “Фиркаи Наджия”. Исследователь И.М. Ионенко отмечает, что “1 мая председатель съезда и руководитель организации Сардар Ваисов направил от имени съезда приветственную телеграмму Петроградскому Совету Р. и С. депутатов. Съезд требовал немедленного прекращения войны, заключения мира без аннексий и контрибуций, созыва мирной конференции из представителей народа. Далее говорилось: “Восстановить во всем мире благо и справедливость среди всех народностей и национальностей, согласно их историческим обстоятельствам.”

А в июле 1917г. Сардар направляет Керенскому знаменитое послание “Протест Керенскому”, в котором беспощадно заклеймил антинародную и империалистическую политику этого предателя революции.

В октябрьские дни ваисовцы также шли рука об руку с большевиками, помогая им устанавливать Советскую власть в крае. В Казани, по сообщению Я.Д. Чанышева, вооруженное большевиками боевое формирование ваисовцев – Зеленая гвардия – вело вместе с красногвардейскими отрядами завода Крестовникова наступление на “дворец Сандецкого”, где размещался штаб командования силами Временного правительства в Повольжие.

Подытоживая революционную деятельность С. Ваисова за период с 1906 по 1917г.г., председатель Казанского губкома партии, один из авторов первой Советской Конституции Я.С. Шейнкман говорил: “С. Ваисов шел одним путем с нами, путем борьбы с буржуазией, сидел в тюрьмах, был в ссылке. Изобличал лицемерие мусульманской буржуазии, создал Зеленую гвардию в помощь Красной гвардии”.

С утверждением власти Советов “Фиркаи Наджия” получает название “Совета волжских болгарских мусульман” и активно включается в работу органов народной власти.

Громкий резонанс получила приветственная телеграмма председателя болгарского совета Сардара Ваисова вождю победившей Октябрьской революции В.И. Ленину, опубликованная в газете Казанского Совдепа “Знамя революции” в ноябре 1917г.:

“Председателю Совета народных Комиссаров товарищу Ленину.

Всероссийский Волжский Болгарский Мусульманский Национальный Центральный Совет…в лице Вас приветствует народное представительство всех героев правды и справедливости…Настало время, пробил час веками жданный угнетенными народами всего мира. Дорогие товарищи, герои правды, справедливости, соединимте нашу мощную силу! Идемте вперед, разрушим…фундаменты…царства зла…пусть весь мир Божий очиститься от вековой заразы проклятой лжи, лицемерия и зла. Руководствуемый Вами идеал – это священная путеводная звезда для всего мира…

Да здравствует царство правды и справедливости!

Да здравствуют его поклонники, храбрые воины – победители царства зла – Народное правительство!

Как национальное революционное движение “Совет волжских болгарских мусульман” поддерживал постоянную связь и с Мусульманским социалистическим комитетом (МСК), возглавляемым революционером-ленинцем Муллануром Вахитовым. Из документов явствует, что в осуществлении этой связи большую роль играл видный деятель МСК большевик А.К. Маликов. В свете этого не выглядит случайностью то, что отличительный знак ваисовцев с изображением звезды и полумесяца был сделан эмблемой и всех красногвардейских формирований МСК.

ЧЕРЕЗ ГРОХОТ ЛЖИ…

28 февраля 1919г. Президиум Казанского Губсовдепа постановил в память Ваисова переименовать часть Тукаевской улицы в той ее части, где произошло убийство Ваисова, в Ваисовскую.

Ваисовцы выполнили завет своего Сардара – защищать Советскую власть и социализм. В конце марта 1918г. “Забулачка” была ликвидирована согласованными действиями отрядов балтийских матросов, МСК, Красной гвардии и ваисовцев. Затем, в 1919-1920гг., под руководством нового сардара – брата Гайнана Газизана Ваисова – “Совет волжских болгарских мусульман” формирует несколько красноармейских полков из участников ваисовского движения. Они сражались в 1920-1922гг. с контрреволюцией, белогвардейщиной и разрухой в Туркестане и на Украине, в Поволжье и на Урале. В 1920г. М.В. Фрунзе, разрешивший формирование ваисовских красноармейских частей, сообщал в Москву из Самары:

“ЦК партии коммунистов, тов. Крестинскому. На Ваш запрос относительно ваисовцев докладываю:… ваисовцы именуют себя волжскими болгарами и т.о. претендуют на роль отдельно от татар нации…Вместе с тем движение имеет религиозную окраску, являясь революционно- социалистическим движением в мире ислама…Ваисовцы целиком приняли программу Коммунистической партии и являются определенными сторонниками советской власти. Установлено также, что они имеют много сторонников в Китайском Туркестане и частью в Семиречье. Исходя из всего этого, Реввоенсовет фронта в целях использования этого движения и вместе с тем установления над ним ближайшего контроля нашел возможным сформировать один Волжско- болгарский мусульманский полк”.

Грохот многолетней лжи о ваисовском движении так и не мог заглушить чистого звука всего нескольких слов, сказанных о Сардаре Гайнане Ваисове В.А. Тимирновымв далеком от нас 1919 году:

“В день его смерти каждый рабочий и крестьянин должен помянуть его добрым словом. Пусть Ваисов не был коммунистом, пусть он во многом и многом заблуждался, но он был истинным революционером, преданным сторонником Советской власти, смертью заплатившим за свою открытую солидарность с революционной партией рабочих и крестьян.
Добрая память Сардару Ваисову, протестанту и революционеру”.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *