кто такой садко и чем он прославился

Садко – как русский гусляр стал зятем Морского царя?

Кого мы чаще всего видим в качестве главных героев былин? Конечно же, богатырей. Но сейчас я бы хотела рассказать не о славном воине, а о находчивом русском музыканте. Былина о нём стала не менее популярной, нежели предания о трёх богатырях. Это – Садко, легендарный персонаж новгородских сказаний, что стали одним из сокровищ фольклора наших предков.

Историки предполагают, что прообразом Садко стал купец Сотко Сытинец, о котором упоминается в летописях. Несмотря на то, что история этого новгородца похожа на сказку, она и сегодня очаровывает нас. Как же Садко умудрился встретиться с Морским царём, и что из этого вышло?

Бедный гусляр Садко

В начале своего рассказа о Садко хочу заметить, что популярность этой былины породила множество её пересказов, которые отличаются друг от друга. Тем не менее, если детали могут меняться, то по-настоящему неизменным остаётся образ славного купца, что стоит в центре сюжета. Самый известный вариант былины записан в пересказе русского крестьянина Андрея Сорокина.

Когда-то давным-давно жил в Царьграде Садко. Был он простым гусляром, что играл на пирах, тем самым зарабатывая себе на жизнь. Как бывает у всякого музыканта, Садко долгое время оставался не у дел. Больше недели никто не звал его на праздники.

Огорчился гусляр, но не стал унывать, а отправился к Ильмень-озеру. Для справки замечу, что и сегодня этим водоёмом можно полюбоваться в Новгородской области.

Садко – самый богатый купец

Сел Садко на камень и стал наигрывать, чтобы как-то отвлечься от дум печальных. И вдруг – что за диво! Воды озера вспенились, забурлили, а перед Садко уже сам Морской царь стоит. Признался водный владыка, что понравилась ему игра музыканта.

За чудесную мелодию, что услышал царь Ильм Морской, обещал он награду для Садко. Сказал он гусляру, что тот должен поспорить с новгородскими купцами. Пускай скажет Садко, будто сумеет выловить в озере златоперую рыбу, о какой лишь в сказах говорят.

Заручившись помощью царя, отправился Садко в Царьград. Не поверили в его силы купцы, без боязни поставили в споре все свои лавки и богатства. Морской царь выполнил своё обещание, а потому вскоре вернулся Садко с ценным уловом. Всего одна рыба сделала его самым богатым купцом в городе.

На полученные средства построил Садко тридцать чудесных кораблей. Нагрузил он их товарами и отправился по морю к дальним странам. Успешно обменяв свои ценности, Садко уже возвращался в Новгород, как вдруг посреди моря начался страшный шторм. Понял он, что неспроста бушуют волны вокруг его кораблей. Морской царь не хотел так просто расставаться с полюбившимся музыкантом. Требовал владыка волн свою дань.

В гостях у Морского царя

Начал Садко сбрасывать в море все свои сокровища. Бочки золота и серебра ушли на дно, но буря всё не затихала. Тогда поняли моряки, что требует Морской царь человеческой жертвы. Решено было бросить жребий и, конечно, выбор пал на самого Садко.

Несмотря на отговоры товарищей, велел им купец спустить на волны дубовую доску, на которой остался посреди волн. Странная дремота вдруг нашла на него. Уснул Садко на доске, крепко сжимая в руках свои гусли.

Когда же проснулся купец, осмотрелся, понял он, что находится на дне моря. Подводные жители приветствовали его во дворце Морского царя. Сам Ильм вышел навстречу гостю, объяснив, что позвал его к себе, потому что соскучился без музыки.

Согласился Садко сыграть мелодию для Морского царя. Обрадовался Ильм, пустился плясать. Увы, во время того танца море бурлило и вздымалось волнами, отчего корабли тонули в его водах. Морской царь вместе со своей супругой всё донимали своего гостя-пленника.

Очень интересный вопрос звучит от подводных правителей. «Что дороже России: булат или золото?», – спрашивает Ильм. Садко ответил в пользу первого, ведь золото далеко не так ценно, как может показаться.

Садко и его помощник

Не мог придумать Садко, как спастись ему от своенравного Морского царя. Помощь пришла неожиданно. Сам Микола Можайский (он же – Николай Чудотворец) явился купцу и рассказал, как следует поступить. На следующий день оторвал струны гуслей Садко. Огорчённый царь предложил ему жениться на любой из своих дочерей.

Девять сотен невест предстали перед купцом, но он, помня наставления Миколы, выбрал самую неприметную из них, Чернавушку. Когда наступила ночь, крепким сном уснул Садко, а наутро встретил рассвет уже на земле – рядом с рекой Чернавой.

Радостной была встреча Садко с товарищами, которые только причалили к берегам на своих кораблях и уже оплакивали «погибшего» друга. В благодарность Миколе Можайскому построил Садко храм в честь святого, а вот по морям уже никогда не ходил со своими судами. Остерегался Садко Морского царя, который снова мог застать его врасплох.

Этот пересказ былины явно указывает на более поздние времена, когда на Руси уже распространялось христианство. В ранних вариантах сказания о приключениях Садко мы встречаем бога Велеса, который выручает нашего героя и учит его, как избавиться от назойливости Морского царя, вернуться на землю. Образ самого Садко стал очень популярен в народе, а наиболее известным произведением о нём является одноимённая опера Н.А.Римского-Корсакова.

кто такой садко и чем он прославилсяСадко в подводном царстве

Когда речь заходит о приключениях Садко, мне сразу вспоминается фильм-сказка, созданный Александром Птушко в середине прошлого века. Удивительным образом былинный герой прошёл через много столетий, «обрастая» новыми деталями своей истории и не теряя своего очарования. Мне кажется, что успех предания о Садко заключается в неординарной личности персонажа – простого человека, который поймал удачу и смог одержать верх даже над грозной стихией.

Источник

Садко (новгородский богатырь)

кто такой садко и чем он прославился

Одним из наиболее известных персонажей русских былин, относящихся к новгородскому циклу, является Садко.

Прототип былинного героя

Назвать личность Садко вымышленной нельзя. Существует версия, что его прототипом стал богатый и очень щедрый купец Сотко Сытинич, живший в Новгороде приблизительно в 1167 году. Он немало сделал для своего родного Новгорода, в частности, на его деньги, согласно преданию, была построена церковь Бориса и Глеба.

Эту версию опровергает теория, базирующаяся на том факте, что былина о Садко в более-менее подобном варианте описана и французской литературой, причем, главного героя легендарного эпоса звали Садок. Это дает историкам и искусствоведам право утверждать, что, возможно, прототипом обеих историй стал один и тот же реальный человек (или произведение). А учитывая, что имя Садко и Садок имеет еврейские корни, поклонники этой версии уверены, что речь идет о забытом историей еврейском торговце или сказке, не дошедшей до наших времен.

И, наконец, третья из версий, выдвинутая Всеволодом Миллером, находит объяснение личности Садко в эпосах финско-эстонских племен. Ученый основывает свою теорию не на личности главного героя, а на самой истории, связанной с ним и описанной в легенде.

Особенности личности Садко

В отличие от былинных богатырей, Садко не совершал подвигов и не защищал русскую землю. Он прославился, как торговый человек, поэтому можно утверждать, что, таким образом, былины впервые прославили купцов, как социальную категорию, набиравшую в то время реальную политическую силу.

Особо пристального внимания заслуживает характер Садко. Он отличается щедростью, умением расставаться с нажитым добром, легкостью, честностью незаурядными музыкальными способностями. К негативным чертам характера героя относится его небывалое хвастовство и азартная натура, которые чуть было не стоили ему жизни.

Кроме того, былина отмечает удачливость Садко, умение оказаться в нужное время в нужном месте, а также вечное стремление русского народа к «халяве», поскольку свое богатство герой не заработал тяжелым трудом, а выиграл в результате банального спора, превратившись из простого гусляра в видного и зажиточного человека.

Былина о Садко

До наших времен дошла лишь одна былина о Садко, под названием «Садко и Морской царь», состоящая из трех частей. В первой части Садко представлен еще бедным гусляром, развлекавшим знатную публику. Он настолько виртуозно владел инструментом, что снискал расположение не только новгородской знати, но и самого Водяного, жившего в озере Ильмень. Сумев усладить его слух, Царь помог Садко заработать денег на споре и стать богатым, уважаемым человеком.

Во второй части былины Садко предстает зажиточным купцом, одним из самых богатых на новгородской земле. Но его торговой деятельности помешал банальный спор, после чего Садко был вынужден отправиться по морю торговать в далеких землях. Морской царь потребовал у него дань, но его не удовлетворили, ни мешки с золотом, ни с жемчугом – ему нужна была человеческая жертва, которой стал Садко. Он захватил с собой гусли, на которых стал играть Морскому царю, но Святой Николай-угодник, явившийся ему в роли старца, запретил это делать, поскольку от танцев царя волновалось море и тонули корабли.

В третьей части былины Морской царь заставил Садко жениться. Тот выбрал по совету все того же Николая-угодника девицу Чернаву, которая была рекой, на берегах которой он проснулся после свадебного пира. Сразу же вернулся и флот купца, приумноживший его богатство, а в честь святого, Садко построил церковь в Новгороде.

Есть версия, в которой вместо женитьбы, Садко удается решить спор царя о том, что больше ценится – булат или золото. Садко выбрал булат, поскольку с его помощью можно победить в ратном деле.

Подытоживая, можно отметить, что образ Садко отличается от других образов русских былин. Это говори о том, что русские люди постепенно научились ценить тот вклад, который сделали в развитие земель не только защитники отечества, но и те, кто не обладал силой, смелостью, богатырской удалью. То есть, Садко по праву, можно назвать «героем» нового, более спокойного времени, когда русские земли, в первую очередь, Новгородское княжество, жило в относительном покое.

Источник

Садко

кто такой садко и чем он прославился

Садко, пожалуй, один из самых известных героев новгородского эпоса. Гусляр и купец, прославленный своими умом и хитростью, подобно греческому Одиссею. Впрочем, его подвиги не имели столь разрушительных масштабов.

Считается, что прообразом Садко был некий Сотко Сытинич, упоминаемый Новгородской летописью в XII в. Согласно истории, он строил местную церковь Бориса и Глеба. Имя его фигурировало и в песнях, и в сказаниях. Многие сюжетные ходы, использованные в былинах о новгородском гусляре, также можно считать заимствованными. Мотивы о спасении человека из океанской пучины, пленение Морским царём зачастую упоминались в ростовских и новгородских преданиях.

А ВДРУГ ФРАНЦУЗ?

Некоторые именитые ученые проводят параллель между былинными сюжетами о Садко и действием старофранцузского романа. Здесь главный герой по имени Садок, защищая честь своей жены, убивает собственного шурина и сбегает с супругой на корабле. Когда на море поднимается шторм, капитан судна решает, что это кара грешникам.

Виновником объявляется Садок, который бросается в бушующие волны — и буря стихает. Вполне возможно, что такое сюжетное сходство означает независимое восхождение произведений к одному и тому же прообразу, еще более древнему. В свою очередь фольклористы находят своеобразное сходство русских былин о Садко и финских сказаний о певце Вейнемейнене. Он также попадает к Морскому царю, охочему до музыки.

Садко удивительно напоминает восточного героя Ходжу Насреддина. Конечно, говорить о заимствовании не приходится. Но сам факт того, что в каждом крупном эпосе наравне с силачами существовал персонаж, побеждающий благодаря своей хитрости, так или иначе, заслуживает внимания.

БЫЛИННЫЕ СЮЖЕТЫ

В соответствии с новгородским эпосом наиболее известными являются три сюжета, в которых Садко — главный герой. В зависимости от версии, они могут сливаться в один.

Бедный гусляр. Согласно общепринятому толкованию, записанному сказителем А. П. Сорокиным, Садко какое-то время был бедным гусляром. Кормился он тем, что зарабатывал, играя на инструменте на пирах. Когда за несколько дней не появилось ни одного приглашения, юноша ушел играть на пустой берег Ильмень-озера. Сладкозвучный мотив пришелся по нраву Морскому царю. Объявился властитель перед Садко и научил его побиться об заклад с богатейшими новгородскими купцами, что водится в озере рыба о золотых перьях. Конечно же, спор был выигран — музыкант разбогател и стал удачливым купцом.

Былина существует в двух версиях. Согласно наиболее распространенной из них, Садко похвастался, что в течение трех дней будет скупать все товары, выставленные на продажу в Новгороде. На третьи сутки его мошна поистощилась, пришлось признать, что город богаче купца. По другой версии Садко выигрывает спор и за три дня скупает абсолютно все товары, даже битые горшки.

Садко и пленение Морским царём. Самая разнообразная по трактовкам былина, которая рассказывает о том, как, поплыв через море торговать, Садко с флотом в 30 судов попадает в шторм. Догадавшись, что Морской царь требует дани, бывший гусляр бросает в воду золото, серебро и жемчуга, но буря не утихает. Тогда он понимает, что владыка требует «живой головы в сине море». Садко предлагает своим дружинникам бросить жребий. Вышло, что пожертвовать свою душу должен сам купец.

Прихватив с собой гусли, опускается он в воды на дубовой доске. В тот же миг буря стихает, корабли продолжают свой путь. Музыкант засыпает и пробуждается уже в богатых палатах Морского царя, который желает слушать некогда полюбившуюся ему мелодию.

кто такой садко и чем он прославился

Под эту музыку владыка водной стихии пускается в пляс, да столь буйно, что в волнующемся море тонут корабли и гибнут люди. Дальнейшее развитие сюжета разнится. Согласно наиболее известной версии, на молитвы тонущих моряков откликнулся сам святой Николай. Он научил Садко оборвать струны гуслей, чтобы прервать смертоубийственную пляску, а затем, когда Морской царь предложит герою в жены одну из своих дочерей, выбрать девицу Чернавушку, последнюю из 900 придонных красавиц.

Наутро после свадебного пира Садко проснулся на берегу реки Чернавы, неподалеку от Новгорода, и увидел, как к берегу подплывают его корабли. В благодарность за спасение он построил церковь Святого Николая. В море же выходить более никогда не отваживался.

Менее распространенные версии относят спасение Садко к заслугам Поддонной царицы — супруги властителя всех вод.

Интересна и переработка былины А. К. Толстым. Садко сам принимается играть на гуслях все ожесточеннее и ожесточеннее, гневаясь из-за того, что Морской царь не хочет его отпустить. А струны рвет совершенно случайно — в порыве чувств. Осерчавший владыка всех вод сам вышвыривает музыканта обратно в Новгород, где тот рассказывает о своих приключениях, но, увы, ему никто не верит.

Источник

Садко

Источник изображения: Садко: новгородские былины / подготовка текста и послесловие В.П. Аникина. – М.: Советская Россия, 1980. – С. 4.

Герой новгородского былинного цикла

Образ широко представлен в литературе, изобразительном искусстве, музыке

Неофициальный символ, «бренд» Новгородской земли

***
В СССР – популярное название (самодеятельные коллективы, телевизор, ледокол и т.д.)

«Во славном в Новеграде а и как был Садко купец, богатый гость…»

Садко – имя легендарного новгородского гусляра, который благодаря своему музыкальному дару стал богатым купцом. Садко – такой же новгородский символ, как вече, Софийский собор, памятник «Тысячелетие России»… Чего только не названо в Новгороде этим именем: гостиница, фонтан в центре Кремлевского парка, телевизор, знаменитый ансамбль, фольклорный праздник…

О Садко рассказывают нам новгородские былины (народные предания в стихотворной форме). В былинах, как правило, повествуется о подвигах богатырей, но только в Новгороде главным героем былин становится не воин-богатырь, а купец – предприимчивый, независимый, энергичный и удачливый. Новгородский былинный цикл о Садко является предметом серьезных научных исследований: историки изучают зашифрованные в «сказочном» тексте былин исторические процессы и реалии жизни Новгородской республики, литературоведы прослеживают общие сюжетные линии в новгородских былинах и сказаниях разных народов и пр.

Три былины о Садко, очень редко записывавшиеся как единый цикл, но часто исполнявшиеся в том или другом парном соединении, имеют содержательную последовательность. Популярно сюжетная канва былин о Садко выглядит так:

Разбогатевший Садко однажды на пиру похвастал, что скупит все товары в Новгороде. Два дня в торговых рядах он скупал товары, но на третий день, когда подвезли товары московские, Садко сознался, что ему не скупить товаров со всего свету белого:

После этого Садко снарядил 30 кораблей, нагрузил их товарами и поехал торговать. Но в море корабли вдруг остановились, несмотря на сильный ветер. Садко догадался, что морской царь требует дани, и стал бросать в море бочки золота, серебра и жемчуга. Но напрасно – царь морской требовал живой головы. Купцы стали кидать жребий, и он выпал Садко. Выполняя желание морского царя, Садко погружается на дно, захватив с собой гусли. Оказалось, что морской царь захотел послушать его игру. Под звуки гуслей Садко царь морской пустился плясать, отчего море взволновалось, корабли начали тонуть, и стало гибнуть много народу. Тут явился к Садко под видом старца седого святитель Николай-угодник (он слывет скорым помощником на водах и даже называется «морским» и «мокрым»). Николай-угодник велит Садко прекратить игру, оборвав струны гуслей.

Морской царь пытается удержать гусляра в своем царстве, но Садко отвечает ему:

Богатством своим ты меня не держи;
Все роскоши эти и неги
Я б отдал за крик перепелки во ржи,
За скрып новгородской телеги!

Морской царь предлагает Садко жениться на морской девице, предлагая ему на выбор сотни невест. Но гусляр выбрал самую последнюю девушку – скромную Чернаву: Николай-угодник подсказал, что она спасет Садко из подводного плена. Садко засыпает после свадебного пира и просыпается в Новгороде, на берегу реки Чернавы (такая речка, вернее Черный ручей, протекала в древнем Новгороде близ Перыни и впадала в озеро Ильмень).

В это же время по Волхову приплывают его корабли с казной. В благодарность за спасение Садко поставил в Новгороде церкви Николе Можайскому и Пресвятой Богородице.

Сидит в Новеграде Садко невредим,
С ним вящие все уличане;
На скатерти браной шипит перед ним
Вино в венецейском стакане.
Степенный посадник, и тысяцкий тут,
И старых посадников двое,
И с ними кончанские старосты пьют
Здоровье Садку круговое.
Поет и на гуслях играет Садко,
Поет про царя водяного:
Как было там жить у него нелегко
И как уж он пляшет здорово;
Поет про поход без утайки про свой,
Какая чему была чередь –
Качают в сомнении все головой,
Не могут рассказу поверить.

Считается, что прообразом Садко был реальный человек Сотко Сытинец (или Сотко Сытинич) – летописный купец, скорее всего, торгующий боярин, поскольку назван по отчеству. Он известен тем, что поставил в Детинце (новгородском кремле) каменную церковь Бориса и Глеба, о чем есть запись в новгородской летописи: «В лето 6675 (1167). На ту же весну заложи Съдко Сытиниць церковь камяну святую мученику Бориса и Глеба при князи Святославе Ростиславици, при архиепископе Илии».

Церковь Сотко Сытинича служила важным топографическим ориентиром и указана в «Уставе о мостех». Неоднократно упоминается в новгородских летописях. Точное местоположение церкви определено по записи о сгоревшей деревянной церкви Софии, находившейся «конець Пискупле улице, идеже ныне поставил Сотъке церковь камену святого Бориса и Глеба над Волховом». В 1220 г. у стен церкви произошло столкновение князя Всеволода Мстиславича и жителей Софийской стороны, вставших на защиту посадника Твердислава: «Твьрдислав же бяше немоцьн и вывезоша и на санках к Борису и Глебу и скопишася о немь Пруси и Людин конець и Загородци. ». И еще. В некоторых источниках бытует версия, что церковь была грандиозной и по размерам не уступала Софийскому собору. Эта дерзость поразила новгородцев, привыкших к неукоснительной архитектурной дисциплинированности новгородских зодчих: ведь по градостроительным законам того времени и вплоть до XVIII века вновь воздвигаемые здания должны были тщательно соблюдать древнюю планировку города и уступать в размерах строениям XI-XII вв.

Вокруг имени Садко…

В 1930-е гг. северные моря бороздил ледокольный пароход «Садко», судьба которого тесно связана с известнейшими полярными экспедициями того времени, историей дрейфа ледокольного парохода «Георгий Седов» и именем Н.И. Евгенова – знаменитого полярного исследователя, новгородского уроженца. Название ледокола «Садко» увековечено на карте Арктики – им названо мелководье в Карском море, открытое Первой высокоширотной экспедицией 1935 года.

Сюжет и образ Садко широко представлен в литературе, изобразительном искусстве, музыке. Среди самых известных произведений – чудесная баллада А.К. Толстого «Садко», картины И. Репина «Садко в подводном царстве», «Садко и царь морской» Константина Васильева, иллюстрации И. Билибина, произведения палехской и федоскинской лаковой миниатюры, опера Н. Римского-Корсакова «Садко», фонтан «Садко» в украинских Сумах…

А в 1952 году по мотивам новгородской былины режиссером А. Птушко был снят фильм-сказка «Садко». Американский продюсер Роджер Корман увидел этот фильм, восхитился им и купил авторские права, чтобы американцы тоже познакомились с историей Садко. Только в Америке фильм назвали «Волшебное путешествие Синдбада» – имя Садко, такое известное в России, ничего не говорило американцам…

И совсем уж неожиданно след нашего Садко обнаруживается в ботанике. В одной из легенд рассказывается, что удалого Садко полюбила водяная царевна Волхова. Однажды, выйдя на берег, при свете луны увидела она своего возлюбленного в объятиях земной девушки Любавы. Отвернулась гордая царевна и пошла, роняя слезы, которые превращались на земле в нежные цветы, будто унизанные жемчужинами. Так родился цветок ландыш – символ чистой и нежной любви.

В Великом Новгороде имя «Садко» носят гостиница, фонтан, фестиваль народных ремесел; это же имя носил легендарный новгородский ансамбль народной песни и танца, широко известный в советское время; на ул. Федоровский Ручей установлена кованая скульптура «Садко»; новгородское ПО «Квант» долгое время выпускало телевизоры марки «Садко».


Литература к статье:

• Былины о Садке // Новгородские былины / подготовили Ю.И. Смирнов, В.Г. Смолицкий. – М.: Наука, 1978. – С. 148-242.
• Садко: новгородские былины / подготовка текста и послесловие В.П. Аникина. – М.: Советская Россия, 1980. – 80 с.: ил.
• Особенная история Новгорода // Кудряшов В.П. Память о былом / В.П. Кудряшов, В. Крестьянинов. – Новгород, 1993. – С. 58-61.
• Кто был прототипами Буслая и Садко? // Коваленко Г. Легенды и загадки земли Новгородской / Г. Коваленко, В. Смирнов. – М.: Вече, 2007. – С. 99-103. – (Тайны знаменитых городов).

Источник

Садко

кто такой садко и чем он прославился

кто такой садко и чем он прославился

кто такой садко и чем он прославился

кто такой садко и чем он прославился

кто такой садко и чем он прославился

кто такой садко и чем он прославился

Садко (Богатый гость) — герой былин новгородского цикла; из девяти известных вариантов, записанных исключительно в Олонецкой губернии, полных только два (сказители — Андрей Сорокин и Василий Щеголёнок).

Содержание

Былина

По наиболее полному варианту, записанному от Андрея Сорокина и приобретшему значение канонической версии (Рыбн. 134 [уточните ссылку (уже 286 дней) ] ), Садко был сначала бедным гусляром, который зарабатывал на хлеб насущный игрой на пирах. Однажды три дня подряд Садко не был зван ни на один пир. Тогда он пошел к Ильмень-озеру и стал играть на пустом берегу. Неожиданно из озера показался сам царь морской, который объявил, что «утешен» игрой гусляра и хочет его наградить. Получив наставление морского царя, Садко отправился в Новгород и побился о заклад с тремя богатыми купцами, утверждая, что в Ильмень-озере есть чудесная «рыба-золоты перья». Выиграв заклад, Садко стал торговать и разбогател.

Однажды на пиру Садко похвастал, что скупит все товары в Новгороде — «худые и добрые»; действительно, два дня подряд Садко скупал все товары, но на третий день, когда подвезли товары московские, Садко сознался, что ему не скупить товаров «со всего света белого»:

Не я, видно, купец богат новгородский —

Побогаче меня славный Новгород! [1]

После этого Садко нагрузил товарами 30 кораблей и поехал торговать за море. На обратном пути корабли вдруг остановились посреди моря, и разразилась буря. Садко догадался, что это морской царь требует дани, бросал в море бочки золота, серебра и жемчуга, но напрасно; тогда решено было, что царь морской требует живой головы. Жребий выпал на Садко, который, захватив с собою гусли, велел спустить себя в море на дубовой доске. После этого корабли немедленно сдвинулись с места. Садко же заснул на своей доске. Проснулся он уже на дне морском, в палатах морского царя. Тот требует, чтобы Садко играл на гуслях. Под звуки гуслей морской царь пустился плясать, вследствие чего взволновалось море, корабли начали тонуть, погибло много людей. По молитвам терпящих бедствие сам святой Микола Можайский, заступник путешествующих по воде, явился к Садко и научил его, как обойтись с морским царём. Садко поступил в точном соответствии с полученными указаниями: сначала он прекратил игру, оборвав струны гуслей, а когда морской царь потребовал, чтобы Садко женился на морской девице, выбрал из 900 претенденток самую последнюю — «девицу Чернавушку». После свадебного пира Садко «не творил блуда» с молодой женой; заснув, он проснулся уже на земле — на крутом берегу реки Чернавы близ Новгорода. В это самое время он увидел, что по Волхову подъезжают его корабли. В благодарность за спасение Садко построил церковь Миколе Можайскому, а «на сине море» никогда уже более не ездил.

В некоторых вариантах былины Садко разрешает спор морского царя с царицей о том, что на Руси дороже — золото или булат, и решает его в пользу булата; в другом варианте роль Миколы берет на себя Поддонная царица.

Первая из них даёт необычную версию: Садко здесь — не гусляр и вообще не природный новгородец, а некий приезжий с Волги молодец; он передаёт Ильмень-озеру поклон от его сестры Волги. Ильмень в благодарность помогает молодцу разбогатеть: выловленная в большом количестве рыба обращается в деньги. Затем Садко вступает в одну из новгородских братчин, устраивает пир и затевает с новгородцами спор: бьётся об заклад, что на протяжении трёх дней подряд будет скупать все товары, выставленные в Новгороде на продажу. В отличие от традиционной версии, у Кирши Данилова Садко побеждает: он действительно скупает все товары без остатка, включая битые горшки.

Вторая песня о Садко из сборника Кирши Данилова посвящена его приключениям в подводном царстве, которые изображаются в традиционном русле.

Происхождение

кто такой садко и чем он прославился

Древнейшей основой былины о Садко была, вероятно, песня об историческом лице по имени «Содко Сытинець» (или «Сотко Сытиничь»), упоминаемом в Новогородской летописи под 1167 годом в качестве строителя церкви Бориса и Глеба в Детинце в Новгороде. К имени этого лица приурочены различные сказочные мотивы, восходящие частью к местным легендам, частью к международным бродячим сказочным сюжетам. Так, в новгородских и ростовских легендах [каких?] упоминается о спасении гибнувшего и плывущего на доске человека; по русским народным верованиям, св. Никола слывёт скорым помощником на водах и даже называется «морским» и «мокрым».

Рассказы о том, что подземный или подводный царь, залучив в своё царство героя, хочет удержать его, женив на своей дочери, также весьма часты и в сказках. Так, в одном [каком?] киргизском сказании рассказывается, как один человек, нырнув в воду, очутился в царстве властителя вод Уббе, служил там несколько лет, женился на дочери визиря, а потом с помощью волшебной зелёной палки вернулся на землю и разбогател.

Очевидное сходство эпизодов французского романа и былины, а также совпадение имен Садко и Садок дает основание предположить, что и роман, и былина независимо друг от друга восходят к одному источнику — повести или легенде, в которых это имя уже находилось.

Всеволод Миллер находит [где?] объяснение типов Садко-гусляра и морского царя в финских и эстонских сказаниях: он приравнивает морского царя былины к морскому царю Ахто, который также является охотником до музыки; прототип Садко-гусляра он видит в музыканте и певце Вейнемейнене (см. Морской царь).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *