кто такой профессиональный бухгалтер
Бухгалтер
Бухгалтер – это специалист, который ведет бухгалтерский учёт в компании, занимается документооборотом, подготовкой и отправкой бухгалтерской и налоговой отчетности в контролирующие органы.
Специалист по бухгалтерскому учету должен владеть нормативной базой, знать отраслевое законодательство и постоянно повышать квалификацию.
Должностная инструкция бухгалтера
В каждой организации существует своя должностная инструкция для бухгалтера.
Так как стандарта, регламентирующего содержание и процедуру разработки должностной инструкции нет, все компании самостоятельно формируют описание той или иной должности. Поэтому документ из одной компании не может подойти другой.
В этом локальном документе прописаны производственные полномочия и должностные обязанности специалиста, которые варьируются от сферы деятельности фирмы, структуры финансово-экономического департамента, а также от участка, который предстоит вести конкретному специалисту.
С должностной инструкцией кандидата знакомят перед подписанием трудового договора. Документ разрабатывается кадровым работником или руководителем подразделения вместе с юристом. После, инструкцию утверждает руководство, имеющее такие полномочия.
Обычно документы составляются в трех экземплярах. Первый экземпляр должностной инструкции на каждого работника хранится в отделе кадров, второй — у руководителя подразделения, третий — у работника.
Основные обязанности бухгалтера
Как правило, бухгалтер выполняет ряд должностных обязанностей, а именно:
осуществляет работу с первичной документацией, которая заключается в приеме, контроле и обработки первичных документов (актов, товарных накладных, товарно-транспортных накладных, кассовых и кадровых документов, договоров с контрагентами и т.д.);
производит расчёт, начисление, а также перечисление налогов по отчётным периодам;
принимает участие в расчетах с клиентами, поставщиками;
осуществляет фиксацию на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением основных денежных средств, а также товарно-материальных ценностей (ТМЦ);
проводит финансовые операции по закупке, а также реализации продукции предприятия (составление приходных документов, сверка расчетов себестоимости продукции);
ведет учет имущества организации, основных средств, обязательств;
производит начисление заработной платы сотрудникам компании и НДФЛ;
осуществляет выплаты по гражданско-правовым договорам и другие предусмотренные законом выплаты;
выдает справки работникам о заработной плате;
осуществляет организацию налогового и управленческого учета;
занимается подготовкой и сдачей бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговую инспекцию и внебюджетные фонды РФ.
Кроме этого, в работе бухгалтера могут быть и другие должностные обязанности, предусмотренные спецификой деятельности компании.
Так, например, к дополнительным обязанностям бухгалтера может относиться:
взаимодействие с банками;
участие в инвентаризации и составление соответствующих инвентаризационных описей;
работа с импортом и экспортом.
Отметим, что перечень того, чем занимается бухгалтер, во многом зависит от компании.
Если бухгалтер в организации один, то ему приходится совмещать сразу несколько направлений работы и еще быть главным бухгалтером.
Если же в компании несколько бухгалтеров, то должностные обязанности будут распределены между ними.
Так, например, в компаниях, которые содержат в штате нескольких специалистов по бухгалтерскому учету, то бухгалтера работают по определенным направлениям.
Один бухгалтер отвечает за ведение кассы и начисление зарплаты, второй бухгалтер работает с валютными операциями, третий бухгалтер занимается складом и готовой продукцией, и т.д. За всю бухгалтерию и ее правильное ведение здесь отвечает главный бухгалтер.
Требования к бухгалтеру
Приведем основные требования к бухгалтеру, предъявляемые работодателями:
Высшее профильное образование;
Знание российского законодательства в области налогообложения и бухгалтерского учета;
Уверенное владение ПК, знание офисных программ и 1С;
Опыт работы от 1-2 лет;
Если предстоит работа в международных компаниях, то требуется знание МСФО (международной системы финансовой отчетности);
Если работодатель осуществляет внешнеэкономическую деятельность (ВЭД), то требуется знание валютного, таможенного законодательства, а также документов по ВЭД.
Места работы бухгалтера
Места работы бухгалтера:
Любые государственные организации различных отраслей хозяйства (промышленность, строительство, сельское хозяйство, сфера услуг и т.д.);
Предприятия малого и среднего бизнеса;
Страховые и рекламные агентства;
Банки, инвестиционные фонды.
Карьера бухгалтера
Рядовой бухгалтер может стать заместителем главного бухгалтера, а потом и главным бухгалтером (главбухом) компании, а также финансовым директором.
Преимущества работы бухгалтером
Преимущества работы бухгалтером заключаются в следующем:
Работа бухгалтером – это востребованная профессия. Высококвалифицированные специалисты в области бухгалтерского учета необходимы каждой организации.
У бухгалтеров, как правило, нормированный рабочий день.
Достойная заработная плата. Размер заработной платы бухгалтера выше средних по стране показателей.
Перспективы карьерного роста для квалифицированных специалистов.
Возможность получить дополнительный доход в рамках удаленной работы (фриланс) или вести бухгалтерию мелких предприятий.
Недостатки работы бухгалтером
Недостатки работы бухгалтером заключаются в следующем:
Широкий круг должностных обязанностей;
Наличие стрессовых ситуаций;
Ответственность перед руководством компании и контролирующими органами за допущенные ошибки в бухгалтерском учете;
Бухгалтер не в любое удобное для него время может пойти в отпуск. Например, бухгалтер не может пойти в отпуск в период, когда сдается бухгалтерская или налоговая отчетность.
Сложный, скрупулезный рабочий процесс с постоянной бумажной волокитой.
Монотонная рутинная работа с цифрами.
Необходимость постоянно развиваться и повышать свою квалификацию.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».
Повелитель «толстых книг»: плюсы, минусы и специфика профессии бухгалтер
Какие бы изменения ни происходили в мире, экономические отношения развиваются в нем с давних пор. Это значит, что профессия бухгалтер была и остается одной из наиболее ходовых на рынке труда. Без бухгалтерского обслуживания сегодня не обходится ни одно предприятие, как частное, так и государственное. Что представляет собой эта профессия? Каковы ее преимущества и недостатки? Как выучиться на бухгалтера с нуля и добиться максимальных успехов в этой сфере? Рассказывает эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению Мария Опекунская.
История появления профессии бухгалтер
Слово «бухгалтер», обозначающее профессию, немецкого происхождения, так как состоит из двух слов — «buch» (книга) и «halten» (держать). Действительно, в давние времена счетоводы — предшественники современных бухгалтеров — записывали все проводимые ими финансовые операции в гроссбух (с немецкого буквально «толстая (большая) книга»). Времена менялись, и сегодня выполнять свои ежедневные должностные обязанности счетоводам помогают персональные компьютеры, однако слово «бухгалтер» за этими специалистами все же закрепилось.
Впрочем, несмотря на немецкое определение профессии, сам бухгалтерский учет впервые возник вовсе не в Германии, а в Италии. Его основы заложил Лука Пачоли — ученый, чьи математические труды известны лишь узким специалистам, но зато двойная запись, принципы составления баланса и другие «древние» основы бухучета успешно применяются и сейчас.
Многовековая эволюция профессии бухгалтера привела к тому, что из простых счетоводов эти специалисты стали фактически вторым лицом предприятия, определяющим всю его финансовую стратегию. Сегодня бухгалтер — одновременно очень почетная и ответственная миссия. Расскажем, как сделать ее выполнимой.
Что входит в должностные обязанности бухгалтера?
«Бухгалтер — это материально ответственное лицо, являющееся работником организации, в обязанности которого входит документальное оформление фактов финансово-хозяйственной деятельности согласно установленным нормам и требованиям законодательства, — дает определение наш эксперт Мария Опекунская. — Бухгалтер регистрирует операции и факты жизнедеятельности фирмы в специализированных учетных формах документации и затем на основании регистров составляет отчетность».
Должностные обязанности зависят от участка, который находится в ведении бухгалтера. В общем смысле это учет материальных ценностей, сдача отчетности в органы контроля, начисление заработной платы работникам предприятия и т. д. Среди дополнительных обязанностей можно назвать ведение управленческого учета. Главные бухгалтеры занимаются разработкой форм внутренней отчетности, контролируют деятельность бухгалтерской службы и т. д.
Насколько востребованной является профессия бухгалтер?
Профессия бухгалтер принадлежит к наиболее желаемым на рынке труда, ведь вне зависимости от масштаба деятельности предприятий и организаций каждому из них требуется такой специалист.
«Впрочем, это совсем не значит, что, отучившись на бухгалтера, вы можете расслабиться и полностью остановиться в развитии, — предупреждает Мария Опекунская. — Ведь в этой сфере достаточно жесткая конкуренция».
Бухгалтер: плюсы и минусы профессии
К основным достоинствам профессии бухгалтер можно причислить не только высокую востребованность профессионалов и достойную оплату труда. Это и возможность работать по гибкому графику и устанавливать максимально удобный для себя режим труда. К примеру, ничто не мешает бухгалтеру превратить свою работу в удаленную, собственноручно влияя на размер заработка, выйти на фриланс, устроиться на предприятие с частичной занятостью и т. д. Кроме того, профессия предоставляет широчайшие возможности для обучения и карьерного роста: начав с помощника бухгалтера в незначительной организации, можно вырасти до финансового директора масштабного предприятия. Более того, непрерывно обучаясь и совершенствуясь, специалист в этой сфере способен при желании легко перейти в близкую профессию, например экономист, аудитор или специалист налоговой службы. Бухгалтер гораздо меньше рискует лишиться работы по достижении пенсионного возраста, ведь его опытность ценится гораздо выше, чем юность. Наконец, знания в области бухгалтерского учета могут очень пригодиться вам для организации собственного бизнеса.
К минусам профессии наш эксперт относит высокую ответственность, а также необходимость быть предельно сконцентрированным, внимательным и стрессоустойчивым. Кроме того, бухгалтерская работа достаточно однообразна, а рабочий день, в зависимости от трудовых обязанностей, часто бывает ненормированным.
В чем главная сложность профессии?
«Законодательство РФ по бухгалтерскому и налоговому учету постоянно меняется. Следовательно, в этой профессии недостаточно получить специальное профессиональное образование и работать бухгалтером: нужно постоянно учиться, повышать свой уровень квалификации», — говорит Мария Опекунская.
Где учат на бухгалтера после 9 и 11 класса?
Подразумевается, что специалист по бухучету имеет специальное профессиональное образование, получить которое можно в средних и высших учебных заведениях. К примеру, после 9 класса можно поступить в любой экономический колледж, в котором обучают бухгалтерскому учету. Выпускник 11 класса также может получить среднее профобразование в колледже либо поступить в высшее учебное заведение. Существует немало специализированных бухгалтерских курсов, но важно понимать, что подобного образования достаточно лишь для начального вхождения в профессию. Тем более если в будущем вы планируете получить должность главного бухгалтера: в этом случае высшее экономическое образование должно стать приоритетным и вопрос о том, как стать хорошим бухгалтером с нуля без высшего образования, можно смело вычеркнуть из своего мировоззрения. Ведь не только условия работы, но и законодательство обязывают главного бухгалтера иметь вузовскую «корочку» и ежегодно повышать квалификацию.
О том, как пройти вступительные испытания в учебное заведение, следует позаботиться еще до окончания школы, «подтянув» нужные предметы вне зависимости от того, собираетесь ли вы получить высшее образование или поступить в колледж на бухгалтера после 9 класса. Что нужно сдавать будущему специалисту? Базовые предметы для приема в подавляющее большинство учебных заведений — математика, физика и русский язык.
Ответ на вопрос, сколько времени учиться на бухгалтера, во многом определяется масштабностью планов будущего специалиста.
«Можно закончить 2–3-месячные бухгалтерские курсы и начать работать с первичной документацией, а можно получать высшее образование в течение 5 лет, но зато претендовать на более высокую должность сразу после получения диплома. И, конечно, для построения успешной карьеры потребуется получить опыт в профессии», — заключает наш эксперт.
Какими качествами должен быть наделен хороший бухгалтер?
Профессия бухгалтер подходит далеко не всякому, ведь чтобы работа была не в тягость, а в радость, нужно выбирать род будущей деятельности, исходя из особенностей личности. Для хорошего счетовода характерны, прежде всего, усидчивость и терпение, а также внимательное отношение к деталям. Будущему специалисту в сфере бухгалтерского учета очень пригодятся умение работать с большими объемами данных, способность анализировать, структурировать и обобщать информацию, часами сосредотачиваться на одной задаче. Кроме того, важны аккуратность и умение четко формулировать мысли.
Зачастую профессию бухгалтер выбирают спокойные люди, не слишком нуждающиеся в постоянном общении и с удовольствием проводящие рабочее время за компьютером, приводя в порядок разные документы, применяя формулы, составляя таблицы. Экстраверты на такой работе, вероятнее всего, заскучают. Впрочем, порой и бухгалтерам-интровертам приходится несладко, ведь каждый норовит поторопить с отчетом, отвлечь разговорами.
Чтобы стать хорошим бухгалтером и сделать карьеру в этой области, нужно быть любознательным и стремиться к изучению нового. Вам предстоит регулярно читать профессиональную литературу, ходить на обучающие семинары, чтобы не пропустить значимые изменения в законодательстве, совершенствовать алгоритмы обращения в проверяющие органы и так далее.
Важная черта специалиста в области бухгалтерского учета — стрессоустойчивость, ведь отстаивать интересы работодателя перед сотрудниками налоговой инспекции и представителями других организаций не всегда просто. И, конечно, бухгалтер непременно должен быть честным, порядочным и справедливым.
Как получить первую работу по специальности бухгалтер?
Наиболее простой и доступный способ трудоустройства по профессии бухгалтер — найти вакансию и получить должность помощника бухгалтера. Это поможет специалисту на заре трудового пути наработать необходимый опыт и попробовать себя на различных участках бухучета, а уже в дальнейшем выбирать для трудоустройства компанию, которая предложит высокую заработную плату.
Можно искать подработки уже на этапе обучения, в этом случае на момент получения диплома в вашем арсенале наверняка окажутся и несколько рекомендаций. Это даст шанс получить более интересную и престижную работу сразу по завершении студенческих будней.
Какие существуют виды (специализации) профессии бухгалтера?
Как правило, специализации профессии бухгалтера выделяют по категориям учетных объектов: заработная плата, основные средства, касса, материалы и склад, расчеты с контрагентами, банковские операции. Так что специалист может развиваться по каждому из таких направлений. Возглавляет бухгалтерию главный бухгалтер, а руководителем финансовой службы предприятия является финансовый директор.
От чего зависят средняя зарплата и перспективы профессионального роста бухгалтера?
Как правило, заработная плата бухгалтера варьируется от 20 000 до 200 000 рублей в зависимости от его квалификации, занятости, объема участка и региона. Что касается перспектив профессионального роста — они зависят только от желания, возможностей и времени. В «найме» специалист по бухгалтерскому учету способен вырасти до финансового директора компании, во фрилансе — до создания собственной компании по оказанию бухгалтерских услуг.
Сколько зарабатывает бухгалтер в бюджетных и коммерческих организациях?
«Прежде чем ответить на этот вопрос, следует предупредить, что бухгалтерский учет в бюджетных организациях отличается от бухгалтерского учета коммерческих предприятий, — говорит Мария Опекунская. — Если специалист планирует перейти из бюджета в коммерцию или наоборот, ему придется пройти обучение. В бюджетных организациях, как правило, оплата труда ниже, чем в коммерческих структурах. Впрочем, размер заработка всегда увеличивается с ростом квалификации специалиста».
Что и когда выгоднее: быть штатным специалистом в одной компании или «приходящим» в разных организациях?
Каждый специалист сам выбирает, что для него выгоднее и удобнее: можно хорошо зарабатывать в штате одной организации, а можно получать доход от разных компаний, оказывая им бухгалтерские услуги. Впрочем, с учетом безумного ритма нашей жизни и нестабильных условий многие специалисты склоняются к тому, чтобы иметь разные источники доходов.
Что можно посоветовать человеку, решившему посвятить свою трудовую жизнь бухгалтерскому учету?
Хорошенько подумать, взвесить свои желания и сопоставить их со своими возможностями.
«Ведь работа бухгалтера бывает разной, в ней есть все: и монотонность, и большие объемы информации, и многое другое. Нужно быть готовым постоянно учиться и нести немалый груз ответственности, так как от решения, принятого главным бухгалтером или финансовым директором, зависит будущее процветание компании», — заключает наш эксперт.
«Мне нравится искать ошибки»: сколько зарабатывает старший бухгалтер
В Кирове
Героиня этого выпуска с детства мечтала работать с цифрами и документами, выучилась на бухгалтера, но поначалу денег на самостоятельную жизнь вдали от родного дома мучительно не хватало. Она рассказала, как ей удалось переехать в город покрупнее и как пришлось самой осваивать новую программу для бухучета, а потом обучать других.
Это история читателя из Сообщества Т—Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Выбор профессии
Еще в школе мне нравилось считать и работать с бумагами: заполнять разные бланки, анкеты. В детстве я не пропускала ни одну форму в газете, которую можно было заполнить. Школьные тесты по профориентации тоже показали, что мне лучше работать одной, что-то считать.
Еще я не хотела, чтобы в роду у кого-то была такая же профессия: все мои родственники работают в разных областях. Поэтому после школы я поступила в университет на специальность «бухгалтерский учет, анализ и аудит».
В Кирове меня ждала приятная новость. Так совпало, что две мои подруги поступили на эту же специальность в этот же вуз. Поселили нас тоже вместе, поэтому адаптация проходила легко. По дому не скучала, приезжала в гости к родителям на выходные.
В комнате нас проживало четыре человека. Душ и кухня были строго по расписанию. Часто воды не было в принципе никакой. Если хотелось сходить в клуб, то не спать надо было до утра, потому что двери общежития открывали в 05:00. Но несмотря ни на какие трудности, это было самое счастливое время. В институте у меня появилось много новых друзей, а о том периоде осталась куча приятных воспоминаний. Общага меня научила большему, чем вуз.
На последних курсах я начала подрабатывать. Раздавала листовки, платили 500 Р за смену. Потом работала в частной фирме менеджером по спецодежде, получала 2000 Р в месяц. Еще в банке предлагала и помогала посетителям оплатить услуги через терминал, а не через кассу, зарплата была 10 000 Р в месяц. На заработанные деньги я могла купить себе одежду, которая мне нравилась, а не только устраивала по цене, сходить в кафе.
После получения диплома пришлось вернуться домой к родителям. Не осталась в Кирове сразу, потому что не нашла человека, с которым на двоих можно было бы снимать жилье. Аренда квартиры стоила 7000 Р в месяц, таких денег у меня не было.
Суть профессии
Я готовила документы по нулевой ставке НДС для налоговой, отслеживала движение средств на расчетных счетах, проверяла наличие необходимых документов по переводам. Занималась авансовыми отчетами: выдавала расходный кассовый ордер, с которым сотрудник шел в кассу получить деньги. И потом он мне отчитывался, на что эти деньги потратил: на командировку, учебу, праздник, материалы для производства, медосмотр, проезд в общественном транспорте. С проездом работники любили хитрить. В качестве оправдательных документов они прикладывали билеты, в которых номера шли подряд, — как будто они по этим билетам ездили в разные дни, а на самом деле брали их у соседей по автобусу. Мне надо было найти такие билеты и убрать лишние.
Еще я проверяла документы по кассе. Занималась сверкой взаиморасчетов с поставщиками. Отвечала за проверку входящих счетов-фактур. От того, правильно ли они оформлены, зависело возмещение НДС. Если каких-то документов не хватало, не было оригиналов или в них содержались ошибки, я связывалась с отделом снабжения и с поставщиками, просила прислать нужные бумаги или что-то исправить.
Когда я звонила, то от страха сначала даже заикалась.
Обычно отдел снабжения не любил выполнять такие задачи: «Вам надо — сами и разбирайтесь». Приходилось доканывать их каждый день или звонить самой поставщику, но тогда это расценивалось мной как поражение: не смогла воздействовать на других сотрудников, чтобы они выполнили свою работу качественно. А так как в первое время я плохо ориентировалась и не была уверена, что правда на моей стороне, приходилось постоянно спрашивать совета старших коллег. В целом они терпимо и понимающе относились к моим вопросам, но за спиной, скорее всего, обсуждали меня всячески.
Начинать работать бухгалтером мне было очень тяжело. Все, что мы изучали во время учебы, по большому счету не пригодилось. В вузе мы решали задачи, писали проводки, заполняли бланки на бумаге. В реальной работе это все оказалось не нужно. Проводки делает программа, а от меня требуется знать нужную операцию и правильно заполнить поля. С этим у меня были проблемы.
Практические занятия проводились не в той программе, в которой в итоге пришлось работать. На своей первой работе я задавала много глупых вопросов: спрашивала банальные вещи, постоянно уточняла какие-то мелочи. Мне было неловко и казалось, что я это и так должна знать. Но сейчас, когда я сама обучила уже двух людей, понимаю, что мои вопросы были адекватными: лучше переспросить, чем сделать ошибку, которую придется потом исправлять. И сама всегда с радостью помогаю и делюсь информацией.
Через год мне добавили функциональность кассира и накинули 5000 Р к зарплате. Я была счастлива. В кассе я работала два часа вечером. Принимала деньги от людей за мелкие услуги, которые оказывал завод, выдавала зарплату. Работать надо было именно с кассовым аппаратом.
Еще в течение дня я выдавала деньги сотрудникам под отчет. Деньги были у меня в сейфе на моем рабочем месте, а касса находилась фактически за пределами предприятия. И иногда приходилось бегать с одного рабочего места на другое, если была острая необходимость.
Кассу освоила быстро, так как до этого проверяла связанные с кассой документы, а когда кассир был в отпуске, замещала ее. Мне нравилось работать кассиром, но я все время помнила, что на мне полная материальная ответственность за все деньги. Эта мысль держала в тонусе. И всегда надо было следить, что есть мелочь для кассы. Мелочь из моего кошелька и кошельков моих родителей переходила в кассу, а нам взамен шли купюры.
Но мое счастье продлилось недолго. Через несколько месяцев после того, как мне добавили обязанности кассира, мы стали часто работать четыре дня в неделю и доход снова упал.
Хотя на работу ходили и в пятницу, но уже «за идею».
На работе не было никакого роста, новых задач не появлялось, плюс удручала принудительная четырехдневка. Через некоторое время я переехала в Киров, где тоже устроилась бухгалтером.
Все четыре с половиной года после вуза я страстно желала уехать из родного города. Когда удалось накопить денег, а жить там стало совсем тошно, я уволилась. Еще у меня был парень в Кирове, поэтому я рвалась туда.
Искала работу полгода, активно — три последних месяца на «Хедхантере». Сложность была в том, что я не хотела, чтобы на старом месте работы узнали о моем поиске, поэтому на вакансии откликалась только я, в открытом доступе работодатели мое резюме не видели. Ради каждого собеседования надо было ехать в Киров — два с половиной часа в один конец. На дорогу уходило очень много времени. Сначала долго не могла найти место, которое меня бы устраивало, а в конце поиска была уже нарасхват, несколько приличных компаний готовы были меня взять.
Место работы
Последние два с половиной года я работаю в крупной аутсорсинговой компании. В отличие от предыдущего места работы здесь полностью электронный документооборот, общение тоже происходит в основном по электронной почте и в рабочем мессенджере.
Коллектив молодой, коллеги моего возраста — это классно, разговоров о грядках минимум. Современный офис, опенспейс. На рабочем месте у меня стол с двумя мониторами и небольшая тумбочка для личных вещей.
Утром я хожу на работу пешком, дорога занимает 50 минут. Обратно, если не лето, 30 минут еду на автобусе. Добираться удобно.
Но к сотрудникам отношение потребительское. Главное — результат. Могут позвонить в любое время — в выходной или поздно вечером, — потому что нужно срочно что-то сделать. На высокие руководящие должности местным не пробиться, каким бы замечательным сотрудником ни был, все топ-менеджеры — из Москвы.
Всего в нашей компании работает примерно 300 человек. Это бухгалтеры, казначейство, экономисты, снабжение, программисты. Конкретно на моем участке 20—25 сотрудников.
С февраля 2021 года я работаю в должности старшего бухгалтера. Но до этого уже полгода фактически выполняла эти обязанности, потому что уволились два человека, которые находились на этом участке давно. Они ушли, поскольку не захотели работать в новой программе: в прошлом году из 1С мы перешли в САП. Вместо них наняли новичков без опыта, и нам с ними пришлось осваивать программу вместе.
Привыкнуть было нелегко, все названия операций и процессов в САПе другие. Мы прошли обучение, но от него не было никакого толка. Консультанты, к которым мы обращались за помощью, сами учились на нас. В итоге мне пришлось разбираться самой и обучать других.
Программу мы не освоили до сих пор. Каждую неделю что-то для себя открываем.
У меня сейчас один человек в подчинении. Было двое, но второй уволился.
Поскольку сейчас у всех каша в голове и учет в новой программе только настраивается, то, если мы что-то сделали неправильно, нас не сильно ругают. И проверять нас некому, другие понимают еще меньше нас. А когда работали в старой программе, с нами не церемонились. Если допустил серьезную ошибку, депремировали.
Самое трудное — это закрытие месяца, когда за несколько дней нужно сделать огромный объем работы. Возможно, так происходит, потому что ответственные сотрудники непосредственно в компаниях не стремятся выполнять свою работу равномерно. Поступающие к нам задачи мы обрабатываем самое долгое три дня, но в конце каждого месяца стабильно начинаются адские переработки. Закрытие длится с 30-го или 31-го по 3-е число. В закрытие мы работаем по 14 часов в день, из которых пять — переработка. Переработки не оплачиваются, и в эти дни очень сложно взять отгул.
Из этого вытекает и другой недостаток — текучка кадров. Многие увольняются, не проработав и года. Думаю, что в основном это именно из-за переработок, а не потому, что работа им надоела.
Я не считаю мою работу монотонной. Мне нравится узнавать, как в программе правильно провести какую-то операцию. Каждый день происходит что-то интересное, возникают новые задачи, которые надо оперативно решить. Я привыкла к цифрам, они не утомляют меня. Чтобы лишний раз не напрягать глаза, максимально использую возможности «Экселя»: выгружаю в него данные из бухгалтерской программы, применяю различные комбинации клавиш — и он считает вместо меня.