кто такой пигмалион в греческой мифологии
Пигмалион
Пигмалион
Из древнегреческой мифологии. В мифе о скульпторе Пигмалионе рассказывается, что однажды он открыто заявил о своем презрении к женщинам. Услышав это, богиня любви Афродита решила его наказать — сделать так, чтобы он не только влюбился, но и испытал муки безответной любви. Богиня заставила Пигмалиона влюбиться в каменную статую, над которой он в то время работал. Скульптор полюбил каменную Галатею (по имени девушки, которая служила ему натурщицей), и чувство его было столь сильным, что, повинуясь ему, статуя ожила и мастер смог испытать счастье взаимной любви.
Иносказательно: о человеке, который силой своего чувства заставляет другого человека духовно переродиться, «ожить» для другой жизни. Этот образ стал особенно популярным после появления пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион» (1913).
Смотреть что такое «Пигмалион» в других словарях:
Пигмалион — (Pigmalion, Πυγμαλίων). 1) Брат Дидоны, царь Тира, убивший ее мужа Сихея, после чего она бежала и на берегу Африки основала Карфаген. 2) Царь на о. Кипр, влюбившийся в сделанное им самим изваяние девушки. По его молитве, Афродита оживила статую,… … Энциклопедия мифологии
ПИГМАЛИОН — комедия Бернарда Шоу (1913), один из первых текстов европейского неомифологизма, хотя еще несколько наивно и поверхностно понятого. Известно, что Шоу схватывал на лету идеи, носившиеся в воздухе. И миф о Пигмалионе – не главное, что для нас важно … Энциклопедия культурологии
ПИГМАЛИОН — Баснословный царь Кипра, который влюбился в статую девушки из слоновой кости, изваянную им самим; попросивши Венеру оживить ее, он женился на ней. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПИГМАЛИОН… … Словарь иностранных слов русского языка
ПИГМАЛИОН — в греческой мифологии легендарный скульптор, царь Кипра, влюбившийся в созданную им статую Галатеи. Афродита по просьбе Пигмалиона оживила статую, и Галатея стала его женой. В переносном смысле человек, влюбленный в свое творение … Большой Энциклопедический словарь
пигмалион — сущ., кол во синонимов: 1 • персонаж (103) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ПИГМАЛИОН — и Галатея. Книжн. О человеке, влюблённом в свое творение. /em> Восходит к древнегреческому мифу. БМС 1998, 446 … Большой словарь русских поговорок
Пигмалион — У этого термина существуют и другие значения, см. Пигмалион (значения). Франц фон Штук. «Пигмалион» Пигмалион (др. греч … Википедия
ПИГМАЛИОН — имя двух персонажей классической мифологии. Более известен Пигмалион, который, согласно греческой легенде, был царем Кипра и влюбился в созданную им самим статую. Он обратился к Афродите с просьбой дать ему жену, похожую на эту статую, и богиня… … Энциклопедия Кольера
Пигмалион
ПИГМАЛИОН
( Πυγμαίων ), в греческой мифологии: 1) легендарный царь Кипра (Apollod. Ill 14, 3). Жил одиноко, избегая женщин Кипра, торговавших своим телом. В своём уединении П. сделал из слоновой кости статую прекрасной женщины и влюбился в неё. Он обратился с мольбой к Афродите, чтобы богиня вдохнула жизнь в статую. Тронутая такой любовью, Афродита оживила статую; она стала женой П. по имени Галатея и родила ему дочь Пафос, ставшую эпонимом города на южном берегу Кипра, центра культа Афродиты. Миф связан с культом Афродиты (или Астарты), жрецом которой был П. (Ovid. Met. X 243 след.). По некоторым данным, П. тождествен с кипрским Адонисом-Пигмайем, возлюбленным Афродиты и персонификацией весны (Nonn. Dion. XXXII 212). По другой версии мифа, П. влюбился в изображение самой Афродиты (Clem. Alex. Protr. XLIV 32).
м. б.
Пигмалион и Галатея.
Пигмалион и Галатея.
Скульптурная группа Э. М. Фальконе.
1763.
Париж.
Лувр.
Полезное
Смотреть что такое «Пигмалион» в других словарях:
ПИГМАЛИОН — комедия Бернарда Шоу (1913), один из первых текстов европейского неомифологизма, хотя еще несколько наивно и поверхностно понятого. Известно, что Шоу схватывал на лету идеи, носившиеся в воздухе. И миф о Пигмалионе – не главное, что для нас важно … Энциклопедия культурологии
ПИГМАЛИОН — Баснословный царь Кипра, который влюбился в статую девушки из слоновой кости, изваянную им самим; попросивши Венеру оживить ее, он женился на ней. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПИГМАЛИОН… … Словарь иностранных слов русского языка
Пигмалион — Из древнегреческой мифологии. В мифе о скульпторе Пигмалионе рассказывается, что однажды он открыто заявил о своем презрении к женщинам. Услышав это, богиня любви Афродита решила его наказать сделать так, чтобы он не только влюбился, но и испытал … Словарь крылатых слов и выражений
ПИГМАЛИОН — в греческой мифологии легендарный скульптор, царь Кипра, влюбившийся в созданную им статую Галатеи. Афродита по просьбе Пигмалиона оживила статую, и Галатея стала его женой. В переносном смысле человек, влюбленный в свое творение … Большой Энциклопедический словарь
пигмалион — сущ., кол во синонимов: 1 • персонаж (103) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ПИГМАЛИОН — и Галатея. Книжн. О человеке, влюблённом в свое творение. /em> Восходит к древнегреческому мифу. БМС 1998, 446 … Большой словарь русских поговорок
Пигмалион — У этого термина существуют и другие значения, см. Пигмалион (значения). Франц фон Штук. «Пигмалион» Пигмалион (др. греч … Википедия
ПИГМАЛИОН — имя двух персонажей классической мифологии. Более известен Пигмалион, который, согласно греческой легенде, был царем Кипра и влюбился в созданную им самим статую. Он обратился к Афродите с просьбой дать ему жену, похожую на эту статую, и богиня… … Энциклопедия Кольера
Пигмалион и Галатея – волшебная история о любви к камню
В жизни древних греков искусство играло важнейшую роль, а многие произведения античных авторов приобрели бессмертие, сохранившись до наших дней. Талантливых людей в Древней Греции приравнивали к богам, и подтверждение тому – миф о Пигмалионе и Галатее.
Мне эта история кажется одной из самых ярких и романтичных среди древних преданий. В ней есть место чуду и чувству, что способно побеждать любые преграды. Благодаря чему прославился Пигмалион? И кем была его возлюбленная Галатея?
Женоненавистник Пигмалион
Наиболее известный пересказ предания дошёл до наших дней в изложении Овидия, и именно поэтому имена божеств используются в римском варианте. Древнеримский поэт начинает историю знакомством с её главным героем.
Пигмалион был гениальным скульптором, проживавшим на Кипре. Он отличался красотой, а в мастерстве ему не было равным, однако у Пигмалиона был один существенный недостаток. Несмотря на свои молодость и привлекательность, мужчина являлся ярым женоненавистником.
Женщин он считал примитивными низменными созданиями, наделёнными массой “пороков”. Он посвятил свою жизнь искусству, считая, что оно прекрасно заменит ему любовь и внимание спутницы жизни.
Пигмалион решил никогда не жениться, а отомстить всем женщинам за их несовершенство решил очень своеобразно. Скульптор занимался созданием великолепного изваяния. Как ни странно, это был женский образ. Я думаю, Пигмалион желал показать мужчинам идеальную красоту, обратив их внимание на недостатки реальных женщин.
Пьетро Стаджи. Пигмалион и Галатея
Возлюбленная – это камень?
Над статуей скульптор трудился очень долго. Не покладая рук, он оттачивал каждую линию камня, чтобы в итоге творение стало вершиной его мастерства. Весь свой гений, все чувства Пигмалион отдавал той, что из куска мрамора превращалась в прекрасный образ под его руками.
С каждым днём творение выглядело всё более совершенным, его красота не знала границ. По иронии судьбы произошло так, что Пигмалион, сам того не заметив, влюбился без памяти в статую, созданную им же.
Каждый, кто смотрел на женщину, созданную скульптором, думал, что она живая. Казалось, что на прикосновение отзовётся не камень, а тёплая кожа, а лицо вот-вот озарит улыбка.
В своём шедевре Пигмалион не просто достиг вершины – он превзошёл способности любого смертного человека, создав уникальное творение, которое полюбил всем сердцем. Увы, это чувство приносило скульптору лишь страдания и печаль.
Наверное, не было на всей земле мужчины, что мучился бы так, как Пигмалион. Он мог каждый день видеть свою возлюбленную. обнимать её. Но скульптор прекрасно осознавал, что она – лишь его статуя.
Он знал, что она никогда не ответит на прикосновение, не взглянет на него с нежностью, не коснётся руками. Стараясь успокоить душевную боль, он надевал на скульптуру прекрасные дорогие наряды, напоминая игру детей со своими куклами.
Пигмалион одаривал каменную возлюбленную украшениями и ценностями, но они не были нужны ей – она была лишь статуей. Он приносил ей цветы, мысленно представляя, как она могла бы радоваться подарку. Когда наступала ночь, Пигмалион уносил статую в дом, укладывал на постель и накрывал одеялом. Он хотел, чтобы ей было тепло и уютно.
Венера – помощница влюблённых
Конечно, подобные чувства не могли остаться незамеченными для Венеры. Богиня любви была поражена, как распорядилась судьба с человеком, что много лет с пренебрежением и холодностью относился к женщинам.
Видимо, прекрасный пол начал мстить за себя в облике прекрасного каменного изваяния. Видя страдания Пигмалиона, Венера решила помочь ему, ведь богиня не могла обречь на муки того, кто так искренне и страстно любил.
Ежегодно на Кипре устраивались праздники в честь богини, ведь мифы рассказывали, что именно здесь она родилась. Во время торжеств масса паломников шла к алтарю Венеры, чтобы попросить покровительницу любви подарить взаимное счастье и ответные чувства влюблённым.
Теперь среди таких молящихся был и Пигмалион, что прежде презирал подобные церемонии. Подойдя к алтарю богини, он попросил послать ему встречу с девушкой, что напоминала бы статую, которую он назвал Галатеей.
Услышав это, Венера улыбнулась – уж она-то знала, что истинным желанием скульптора было не совсем это. Перед Пигмалионом трижды разгорелся и погас огонь святилища. Он был потрясён – этот значило, что его слова услышаны богиней.
Вернувшись домой, Пигмалион сразу же отправился к своей возлюбленной, без которой уже не мыслил своей жизни. Он снова страдал, понимая, что статуя никогда не станет его супругой, но не мог избавиться от любви.
Как и прежде, Пигмалион обнимал холодные руки, целовал лицо Галатеи, таившее прохладу камня. Сегодня всё было так же, но вдруг что-то изменилось. Не сразу скульптор осознал, лёгкий румянец тронул мраморное лицо, а прикосновения пальцев статуи потеряли прежний холод. И лишь через мгновение Пигмалион почувствовал, что его творение оживает.
Скульптура действительно превратилась в живую прекрасную девушку. На свадьбе Пигмалиона и Галатеи присутствовала сама Венера, а имя их сына, Пафоса, стало названием одного из самых любимых городов богини.
Эрнест Норман. Пигмалион и Галатея
Предание о Пигмалионе и Галатее убеждает нас, что даже в самой обыкновенной жизни возможны настоящие чудеса. Да, камень в живого человека может превратиться только в сказках или мифах, но основа сказания – это любовь. Лишь благодаря ей Пигмалион обрёл свою возлюбленную, да и сегодня это чувство творит немало чудес.
Обычный человек редко отдает себе отчет, сколь многим мы обязаны древнегреческой цивилизации. Именно оттуда берут начало наши политика и философия, живопись и скульптура, поэзия и театр.
К древнегреческому мифу о скульпторе Пигмалионе и созданной им прекрасной Галатее неоднократно обращались художники, поэты и музыканты
Вот в чем же все-таки секрет?
..Давайте вспомним сам миф.
Жил одиноко, избегая женщин Кипра, торговавших своим телом. В своем уединении однажды Пигмалиону удалось вырезать из драгоценной слоновой кости статую молодой женщины удивительной красоты. Чем чаще любовался Пигмалион своим творением, тем больше находил в нем достоинств.
Во время праздника Афродиты, отмечавшегося всеми островитянами, Пигмалион в загородном святилище богини принес ей жертвы с мольбой:
— О, если бы у меня была жена, похожая на мое творение.
Много жарких молитв услышала богиня в свой день, но снизошла к одному Пигмалиону, ибо знала, что нет на всем Кипре человека, любившего так горячо и искренне, как Пигмалион. И трижды вспыхнул в алтаре жертвенный огонь в знак того, что Афродита услышала Пигмалиона и вняла его мольбе.
Весть о том, что силой любви оживлена кость и родился не слон, которому она принадлежала, а прекрасная дева, за короткое время облетела весь остров. Огромные толпы стекались на площадь перед дворцом, счастливый Пигмалион уже не боялся завистливых взглядов и пересудов. Он вывел новорожденную, и, увидев ее красоту, люди упали на колени и громогласно вознесли хвалу владычице Афродите, дарующей любовь всему, что живет, и могущей оживлять камень и кость во имя любви и для любви.
Тут же на глазах у всех Пигмалион провозгласил девушку царицей Кипра и покрыл ее благоуханные волосы царской короной. В пурпурном одеянии с сияющим от обретенного счастья лицом она была прекрасна, как сама Афродита. Галатея стала женой Пигмалиона по имени Галатея и родила ему дочь Пафос, ставшую эпонимом города на южном берегу Кипра, центра культа Афродиты.
Миф связан с культом Афродиты (или Астарты), жрецом которой был Пигмалион.
По некоторым данным, Пигмалион тождествен с кипрским Адонисом-Пигмайем, возлюбленным Афродиты и персонификацией весны. По другой версии мифа, Пигмалион влюбился в изображение самой Афродиты.
Поэт Овидий попробовал собрать все такие мифы о превращениях, которые он знал; их оказалось больше двухсот. Он пересказал их один за другим, подхватывая, переплетая, вставляя друг в друга; получилась длинная поэма под заглавием « Метаморфозы ».
Овидия очень интересовал так называемый феномен любви, которому он уделил немалую часть своего произведения, и его значение в судьбе человека. Он сравнивает любовь богов и людей, а также демонстрирует нам разнообразнейшие примеры, случаи страсти — от патологических до возвышенно-романтических — и показывает, как растёт постепенно к концу поэмы содержательность и одухотворенность внутренней жизни героев.
Вот так звучит эта прекрасная легенда в изложении Куна Н.А.
Прекрасная нереида Галатея любила сына Симефиды, юного Акида, и Акид любил нереиду. Не один Акид пленился Галатеей. Громадный циклоп Полифем увидел однажды прекрасную Галатею, когда выплывала она из волн лазурного моря, сияя своей красотой, и воспылал он к ней неистовой любовью. О, как велико могущество твое, златая Афродита! Суровому циклопу, к которому никто не смел приблизиться безнаказанно, который презирал богов-олимпийцев, и ему вдохнула ты любовь! Сгорает от пламени любви Полифем. Он забыл своих овец и свои пещеры. Дикий циклоп начал даже заботиться о своей красоте. Он расчесывает свои косматые волосы киркой, а всклокоченную бороду подрезает серпом. Он даже стал не таким диким и кровожадным.
Как раз в это время приплыл к берегам Сицилии прорицатель Телем. Он предсказал Полифему:
— Твой единственный глаз, который у тебя во лбу, вырвет герой Одиссей.
Грубо засмеялся в ответ прорицателю Полифем и воскликнул:
— Глупейший из прорицателей, ты солгал! Уже другая завладела моим глазом!
Далеко в море вдавался скалистый холм, он круто обрывался к вечно шумящим волнам. Полифем часто приходил со своим стадом на этот холм. Там он садился, положив у ног дубину, которая величиной была с корабельную мачту, доставал свою сделанную из ста тростинок свирель и начинал изо всех сил дуть в нее. Дикие звуки свирели Полифема далеко разносились по морю, по горам и долинам. Доносились они и до Акида с Галатеей, которые часто сидели в прохладном гроте на морском берегу, недалеко от холма. Играл на свирели Полифем и пел. Вдруг, словно бешеный бык, вскочил он. Полифем увидал Галатею и Акида в гроте на берегу моря и закричал таким громовым голосом, что на Этне откликнулось эхо:
— Я вижу вас! Хорошо же, это будет ваше последнее свидание!
Испугалась Галатея и бросилась скорее в море. Защитили ее от Полифема родные морские волны. В ужасе ищет спасения в бегстве Акид. Он простирает руки к морю и восклицает:
— О, помоги мне, Галатея! Родители, спасите меня, укройте меня!
И вот здесь речь уже идёт не о возлюбленной Пигмалеона! И перессказ ведут уже наши современники))
Да, это тот самый Полифем, к которому попал в западню хитроумный Одиссей и лишил его в результате греховодного органа зрения. По молодости он еще был пылок и горяч, хотя характером уже тогда отличался не мирным. Полифем воспылал страстью к Галатее, но соперник его раздражал бемерно.
И вот, грубое животное, Полифем подстерег Акида и раздавил его огромной скалой. Галатея превратила текущую из-под скалы кровь в прозрачную чистую речку.
Но есть и счастливый конец истории. Акид и Галатея успели, якобы, броситься в море, когда услышали топот приближающегося великана, превратились в двух рыб и уплыли, оставив киклопа стоящим на берегу в недоумении. Он вообще был туповат. Как и все киклопы.
А рыбы были помещены на небо в память об этом событии.
Тем не менее, я проиллюстрирую эту версию замечательной картинкой художника Александра Данилова.
Европейские поэты и драматурги обращались к мифу о Галатее и Полифеме в 16-17 вв. (трагедии «Галатея» П. Торелли и И. Гундулича; эклога «Галатея» Я. Саннадзаро; поэмы Л. де Гонгоры «Сказание о Полифеме и Галатее.» и Ж. де Лафонтена «Галатея»). Одновременно сюжет использовался в музыкально-драматическом искусстве (оперы «Галатея» С. Орланди; «Галатея.» Л. Виттори; «Ацис и Галатея» М. А. Шарпантье и «Ацис и Галатея» Ж. Б. Люлли). В 18-19 вв. миф нашёл воплощение лишь в оперных постановках («Ацис и Галатея.» Дж. Эклса, «Ацис и Галатея.» Г. Г. Штельцеля, «Галатея.» Н. Порпоры и др.)
«Из всех способов нанести вред самому себе самые болезненные — те, где затронута Любовь. Мы всегда умудряемся страдать, когда кто-то нас бросил, или, наоборот, кто-то от нас никак не отвяжется. Если мы остаемся одни, то страдаем от одиночества, если мы женимся, то превращаем брак в рабство.»
Пауло Коэльо. «Дневник мага»
ГАЛАТЕЯ И ПИГМАЛИОН
Обыденно, обидно обеднеет
Без прежних крыльев праздничность души.
Летящий шаг ожившей Галатеи
Собьётся, и паденье завершит
Попытку жить в отсутствие дыханья –
Забыл свою любовь Пигмалион.
Туманной, зябкой ранью, грань за гранью
Ваял её самозабвенно он.
И раб, и царь, служака и владыка
Изгиба шеи, линии бедра
И не лица – божественного лика,
Сиявшего с утра и до утра.
Устал богине клясться и молиться.
Есть женщины для будничных забав –
И грешницы, и светские блудницы.
Свободен он, единожды солгав.
А образ совершенства вновь тревожит,
Когда пустой мерцает постамент, –
Всё та же под рукой прохлада кожи,
Всё тот же сердца аккомпанемент.
Значение слова пигмалион
Античный мир. Словарь-справочник
2. Царь и скульптор с острова Кипр, влюбившийся в созданную им самим статую девушки Галатеи, которую оживила Афродита; впоследствии Галатея стала женой П.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
Словарь по мифологии М. Ладыгина.
Источники:
Словарь греческой мифологии
1) Легендарный царь Кипра. Жил одиноко, избегая женщин Кипра, торговавших своим телом. В своем уединении П.сделал из слоновой кости статую прекрасной женщины и влюбился в нее. Он обратился с мольбой к Афродите, чтобы богиня вдохнула жизнь в статую. Тронутая такой любовью, Афродита оживила статую; она стала женой П.по имени Галатея и родила ему дочь Пафос. По другой версии мифа, П.влюбился в изображение самой Афродиты.
Античность от А до Я. Словарь-справочник
в греческой мифологии царь Кипра, знаменитый скульптор. Влюбился в изваянную им статую девушки Галатеи. Афродита ее оживила, и он женился на ней.
Энциклопедический словарь
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— царь Тира с 820 по 774 г. до Р. Хр. (по царским анналам, переданным Менандром). К его 7-му году у Тимея и др. приурочено основание Карфагена сестрой его, Дидоной-Элиссой; бог П. (Peum-eljon — побуждаемый вышним) отождествлен, вероятно, с одноименным царем Тира.
Большая Советская Энциклопедия
(греческое Pygmalíön), в мифологии:
Царь и скульптор с о. Кипр, влюбившийся в изваянную им статую девушки Галатеи, которую, вняв его мольбам, оживила Афродита. Имеются и др. варианты мифа. Имя П. стало нарицательным для обозначения человека, влюбившегося в своё творение. Сюжет неоднократно использовался в литературе и искусстве (Овидий, Ж. Ж. Руссо, Б. Шоу, Ф. Буше, Э. М. Фальконе и др.).
Мифологический словарь
Легендарный царь Кипра и искусный скульптор, живший одиноко и избегавший женщин. Он сделал из слоновой кости статую прекрасной женщины и влюбился в нее. П. обратился с мольбой к Афродите, чтобы та вдохнула жизнь в статую. Тронутая любовью П., Афродита превратила статую в женщину по имени Галатея, ставшую его женой. Галатея родила от него дочь Пафос, по имени которой стал называться город на южном берегу Кипра, центр культа Афродиты.
Легендарный царь Тира, брат Дидоны (Элиссы), убивший ее мужа Сихёя, чтобы завладеть его богатством. Дидона бежала от П. в Африку, где основала Карфаген.