кто такой педагог организатор в школе
Зачем нужен в школе педагог-организатор
Светлана Калямина
18 апреля 2019 • 18:05
Педагогом-организатором я работаю в гимназии с 2000 года. И вот что я думаю по поводу того, зачем нужна моя профессия: учитель должен учить, организатор – организовывать.
А в чём, собственно, разница?
Хотим улучшить качество образования? Давайте освободим предметников от дополнительных нагрузок в форме общешкольных внеклассных мероприятий, тем более, что практически каждый учитель ещё и классный руководитель.
Два в одном
Могут ли организацией внеклассных воспитательных мероприятий, праздников и смотров заниматься учителя-предметники? Конечно, могут. Только вот качество таких внеклассных мероприятий требует много энергетических, психологических затрат и коммуникативных навыков. Тут предметнику предстоит выбор: что будет в приоритете? Знания или воспитание?
Несомненно, что любой учитель посредством своего предмета старается прививать правильные жизненные ценности ученикам. Конечно, он будет стараться и во внеурочной деятельности стремиться «сеять разумное, доброе, вечное», но это необходимо будет делать для всей школы и на разную тематику, что, соответственно, повлечет за собой необходимость дополнительных знаний по организации мероприятий. А подготовка открытого урока и подготовка открытого мероприятия – события разные по целеполаганию. Замечательно, когда предметник внутри своего предмета организует турниры, праздники, конкурсы – это его прерогатива. Но (повторюсь ещё раз), организация общешкольных мероприятий требует дополнительных энергетических затрат. Можно, конечно, скачать сценарий в Интернете и воплотить в жизнь. И все останутся довольны – «галочки поставлены». И если ОО хочет показать себя достойно – ей необходим освобождённый педагог-организатор, который сможет объединить творчески работающих педагогов и зажечь их своими креативными идеями.
Жаль, что в департаментах образования этого не понимают. А иначе чем объяснить тот факт, что для педагогов-организаторов нет ни одного конкурса ни на уровне города, области, региона, России? У нас в городе (как в других, не знаю) у педагогов-организаторов нет своего методического объединения в городе, а по всем документам и профстандартам педагог-организатор приравнен к вожатым. По советской школе помню, что вожатыми были у нас всегда либо старшеклассницы, либо девушки-студентки, либо молодые специалисты, которые занимались организационной работой в ожидании освобождения вакансии педагога-предметника.
Педагога-организатора сравнили с педагогом дополнительного образования. А у нас разные функции. Организатор – в первую очередь организует общешкольную деятельность, а педагог дополнительного образования проводит кружковую работу (зачастую узкоспециализированную). А дополнительными сопутствующими функциями у них могут быть, в первом случае – кружковая деятельность, а во втором – организационные функции.
Счастливый универсал
Педагог-организатор должен знать основы волонтерства, проектной, концертной, сценической, спортивной деятельности, дополнительного образования. «Сделан” он будет из того же педагога-предметника и по тем же “лекалам” образовательной деятельности (с воспитанием во главе), но не обязательно.
Расскажу на собственном примере. После школы окончила училище с дипломом «клубный работник. режиссёр народного театра». Грезила, как и все, столицей и театральным институтом… По счастливой случайности мою «творческую жилку» на празднике заметила завуч одной из школ города. Предложила работу. Я согласилась. Не всё ли равно, где организовывать мероприятия: в клубе или школе? Так началась моя «педагогическая» карьера. А так как я «театрал», тут же появилась дополнительная нагрузка в виде театральных кружков. Этого мне показалось мало. Получила диплом «Культуролога. Преподавателя русской культуры» (заочно, конечно, и сама оплатила учёбу).
Курсы я себе выбирала сама: просто заходила на сайт нашей АО ИППК и мониторила, выбирала для себя подходящие, ставила администрацию перед фактом. Таким образом теперь у меня есть: курс «Основы православной культуры и светской этики», «Основы финансовой грамотности», «Основы смыслового кино» и диплом тьютора, и многочисленные профильные курсы по ФГОС. Получается я и «швец и жнец», о чём нисколько не жалею.
Минусы нашей работы
У педагога-организатора есть только часовая нагрузка 36 часов в неделю. Без методического дня. У предметников есть учебный план. У педагога-организатора нет традиционного тематического планирования.Есть планирование по месяцам-четвертям-полугодиям с учётом традиционных мероприятий. Выходит, что в четверть по одному-два мероприятия либо на параллель, либо для класса или школы. И этого достаточно. Больше будет мероприятий – классные руководители возмутятся, что учить детей не успевают и участвовать в событиях. А ещё департаменты образования ежедневно присылают приказы об организации мероприятий различной направленности! Когда нам их проводить?! Да ещё и отчитываться! И получается, выдай педагог-организатор десять мероприятий в год или тридцать – его зарплата от этого не увеличится. Спасибо никто не скажет. Цветов на 1 сентября или 8 марта – не подарят, а День учителя – это вообще не наш праздник, мы – находимся в статусе «других педагогических работников». Нам даже педагогический стаж не идет! Мы не с учениками работаем?
Часто слышала претензии, мол, результат работы учителя можно увидеть по успеваемости его учеников и их баллам на ЕГЭ, а работу педагога-организатора чем измерить? Как оценить? В каких показателях? А раз оценить сложно, то должность педагога-организатора по частям раздают дополнительной нагрузкой предметникам.
Могу быть наставником
Я хочу поднять престиж работы педагога-организатора, передав свои профессиональные знания, умения и навыки, и, тем самым, подготовить себе достойную смену. Мне не всё равно, кто придет на моё место. В нашей гимназии очень много традиций, потерять которые – всё равно, что забыть. Коллеги, что думаете?
О профессии педагога-организатора: обучение, обязанности, зарплата
Работа педагога — обучать, педагога-организатора — обеспечивать внеклассную деятельность для развития и воспитания детей. Разделять эти задачи очень важно. Во-первых, так классных руководителей и учителей-предметников освобождают от огромного объема работы, а во-вторых, в школе появляется человек, который знает, как организовать действительно интересные, полезные, вдохновляющие мероприятия для ребят.
Таким человеком можете стать и вы.
Чем занимается педагог-организатор?
Плюсы и минусы профессии
Каким должен быть педагог-организатор? Подходит ли эта профессия вам?
Важнейшие качества педагога-организатора — активность, энергичность, коммуникабельность, умение найти общий язык с разными людьми и настойчивость. Без этого просто не получится качественно работать, ведь большинство учеников и учителей не будут сами проявлять инициативу и охотно подхватывать идеи, их придется подталкивать, убеждать, увлекать интересными задумками. Кроме того, эти качества педагогу-организатору очень пригодятся при общении с представителями администрации города, с директором школы, с работниками музеев, театров и пр.
Очень важны устойчивость к стрессу, умение сохранять спокойствие в сложных ситуациях, терпеливость. При подготовке к мероприятию и даже во время его проведения что угодно может пойти не так. Когда выяснится, что аппаратура сломалась, ребенок не выучил слова, а учитель, которому поручили важную задачу, внезапно заболел, педагог-организатор не должен впадать в панику. Его задача — максимально быстро решить проблему.
Наконец, важно быть творческим человеком с широким кругозором. В большинстве случаев тематику мероприятий, сценарии и идеи придется искать или придумывать самостоятельно. Человек, который привык быть только исполнителем, а не лидером и вдохновителем, не справится с такой задачей.
Где учиться на педагога-организатора?
Если вы окончили только школу, обучение можно пройти в колледже или вузе. В первом случае при поступлении учитываются баллы аттестата, нижний порог зависит от конкурса и требований учебного заведения. Во втором случае для поступления нужно сдать ЕГЭ (обычно — русский язык, обществознание и история).
Если у вас уже есть среднее профессиональное или высшее образование по любому профилю, и вы хотите работать педагогом-организатором, вам подойдут курсы профессиональной переподготовки. У нас в АНО «НИИДПО» их можно пройти дистанционно*. Обратите внимание на программы обучения:
Педагог-организатор
Родственные профессии
Воспитатель, учитель, психолог, педагог, няня
Сфера профессиональной деятельности
Классификация профессии
Тип профессии по предмету труда: основная деятельность педагога-организатора связана с работой с людьми, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Человек».
Тип профессии по признаку цели: преобразующий.
Тип профессии по средствам труда: ручной.
Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека.
Класс профессии: творческий (эвристический); профессия педагога-организатора связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления.
Описание профессии
Педагог-организатор – высококвалифицированный специалист в области педагогики и психологии, занимающийся организацией досуговой деятельности детей в образовательных организациях разных типов.
Основная деятельность педагога-организатора связана с планированием работы детских кружков, секций и объединений, проведением праздников, походов или экскурсий.
К основным обязанностям работника относятся:
— организация культурно-досуговой деятельности детей, подростков, молодежи, взрослого населения в учреждениях культуры, внешкольных учреждениях досуга, общественных организациях, по месту жительства совместно с учреждениями культуры и спорта, другими организациями;
— создание и развитие сети кружков, секций, клубов, любительских объединений, привлечение к этой работе квалифицированных специалистов;
— развитие у обучающихся активности, самостоятельности и инициативы, воспитание в них чувства коллективизма, сплоченности и дружбы;
— оказание методической помощи учителям, классным руководителям, ученикам.
Сколько получают педагоги разных направлений?
Существует множество направлений в педагогических профессиях. И хотя большинство людей считают, что педагоги это исключительно учителя начальной школы и «предметники», на самом деле это не так. Существуют также педагоги-психологи, организаторы, а также те, кто занимается дополнительным образованием. Так что выбор специальностей здесь большой.
Педагог-организатор: должностные обязанности и уровень зарплаты
Далеко не в каждой школе есть должность педагога-организатора. Часто так называемые «предметники», то есть учителя старших классов, берут на себя его функции. Тем не менее, в некоторых школах, наоборот, считают очень важным пригласить на работу именно педагога-организатора, чтобы повысить рейтинг школы.
Кто может стать педагогом-организатором
Чтобы занять эту должность, не нужно иметь высшее педагогическое образование, но у соискателя должно быть профильное среднее образование. В целом же получение высшего образования в интересах самого педагога, поскольку в таком случае он сможет претендовать на повышение квалификационной категории.
От педагога-организатора требуется знание всей нормативной и законодательной базы, которая касается вопросов образовательного процесса. Кроме того, от него требуются знания психологии и частично физиологии, поскольку ему приходится зачастую иметь дело с подростками, которые сталкиваются с изменениями, происходящими в связи с их взрослением, и педагогу нужно помочь им пройти через это.
Чем занимается педагог-организатор?
Обязанности данной профессии весьма обширны и в большинстве должностных инструкций формулируются как активное содействие личностному развитию учеников. То есть педагог-организатор должен способствовать раскрытию талантов школьников, формировать у них общую культуру, заниматься различной внеклассной работой и поддерживать инициативы самих школьников относительно организации досуга, если, разумеется, сочтет их уместными.
Педагог-организатор, таким образом, не преподает детям никаких предметов, но занимается воспитательной работой, старается вырастить учеников всесторонне развитыми и эрудированными людьми.
Очень часто педагоги-организаторы ограничиваются школьными экскурсиями и турпоходами. Но настоящие энтузиасты своего дела могут также организовывать благотворительные ярмарки, поддерживать волонтерские движения и т.д. Таким образом, к сфере деятельности организатора относятся:
При этом педагог-организатор может привлекать к этому других школьных учителей. Он имеет право требовать от администрации школы поддержки своих инициатив.
Педагог-организатор
Сколько получает педагог-организатор?
Средняя зарплата педагога-организатора составляет 20 тысяч рублей в месяц, но это с учетом всех регионов. Больше всего вакансий по этой профессии открыто в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Как уже было отмечено, далеко не в каждой школе предусмотрена должность педагога-организатора, обязательной с точки зрения закона не является, и работу такого рода логичнее искать в больших городах. Во многих школах его обязанности возлагают на учителей-«предметников», которые получают за это доплату – для школы это выгоднее, поскольку все равно денег расходуется меньше, чем целая ставка.
Самый высокий уровень оплаты педагога-организатора в Москве и в столичном регионе в целом. Здесь его зарплата составляет до 60 тысяч рублей. Также относительно высокой зарплатой могут похвастаться педагоги-организаторы, работающие в северных регионах. За счет территориальных коэффициентов она может составлять 35-40 тысяч рублей где-нибудь в Магаданской области или на Камчатке. Но в большинстве регионов уровень зарплаты намного ниже. Например, если в Питере ежемесячный заработок составляет 30-32 тысячи рублей, то в Ленинградской области это 26-27 тысяч рублей. В Екатеринбурге, Воронеже, Белгороде, Челябинске – 28-30 тысяч рублей. Но в остальных регионах уровень зарплаты еще ниже.
Педагог-психолог: должностные обязанности и уровень зарплаты
Должность педагога-психолога в российских школах появилась сравнительно недавно – в 1990-е годы. Однако сегодня в каждой школе должен быть такой специалист. И если он будет добросовестно относиться к своим обязанностям, то сможет оказать школьникам реальную помощь.
Кто может стать педагогом-психологом?
Чтобы работать на этой должности, нужно иметь профильное высшее образование по одной из двух специальностей – «психология» или «клиническая психология». Такие специальности есть не только в педагогических вузах, но и в медицинских университетах, и в вузах гуманитарной направленности. Правда, бытует мнение, что для того, чтобы стать хорошим психологом, одного только формального образования мало. Стоит поработать еще учителем или социальным работником, контактирующим с детьми, можно даже устроиться волонтером в соответствующую организацию. Это даст достаточный жизненный опыт для того, чтобы в дальнейшем справляться с многочисленными обязанностями, которые возлагают на психолога.
Должностные обязанности
Педагог-психолог работает в трех направлениях. Он:
Для всего перечисленного сегодня используются разные методики, но каждая конкретная ситуация все равно уникальна, и только психолог может принять решение в том или ином случае, что означает высокую ответственность.
Педагог-психолог
Сколько получает педагог-психолог?
К сожалению, зарплата у такого педагога оставляет желать лучшего. Средний показатель по стране составляет чуть больше 18 тысяч рублей. Разумеется, речь идет о тех педагогах, которые работают в государственных школах, поскольку в частных должности могут называться по-разному, и собрать статистику будет довольно тяжело.
В Москве педагог-психолог получает в среднем 37 тысяч рублей в месяц. А в частных школах зарплата такого специалиста может составлять 50-60 тысяч рублей в месяц. В северных регионах зарплата также выше, чем по стране в целом. На Камчатке и Сахалине, в Ямало-Ненецком АО педагог-психолог зарабатывает порядка 30-34 тысяч рублей в месяц. В остальных регионах зарплата составляет 18-25 тысяч рублей, что, конечно, не соответствует реальной нагрузке.
Примеры вакансий
Педагог дополнительного образования: должностные обязанности и уровень зарплаты
По сути, педагоги дополнительного образования занимаются организацией кружков, выявляют у школьников таланты и способности к определенному виду деятельности и т.д. По сути, для этого не нужно иметь высшее образование, достаточно и среднего педагогического образования. Конечно, если при этом все-таки будет диплом вуза и квалификация психолога – это значительно поможет в работе специалиста.
Педагог дополнительного образования
Сколько получает педагог дополнительного образования?
Средний уровень зарплаты по стране для такого специалиста составляет около 20 тысяч рублей. Причем, как ни парадоксально, столица по этому показателю отнюдь не лидирует. Здесь средний заработок составляет порядка 32 тысяч рублей. На Севере уровень зарплаты повыше, поскольку здесь действуют территориальные коэффициенты. Например, в Ямало-Ненецком АО и в Якутии получают больше 40 тысяч рублей в месяц, а на Сахалине – 45 тысяч рублей. Но в остальных регионах уровень зарплаты не превышает 20-25 тысяч рублей. Но у педагогов дополнительного образования есть возможность дополнительного заработка – например, создание собственного сайта с мастер-классами или создание контента для МЭШ.
Примеры вакансий
Сколько получают педагоги на Западе
Профессия педагога на Западе является престижной. В некоторых странах учителя-«предметники» даже получают меньше, чем педагоги других направлений. Например, такая ситуация сложилась в США, где педагог-психолог в год получает 64 тысячи долларов в год, то есть больше 5000 в месяц, что в полтора раза выше, чем зарплата «предметника». В Германии педагог-психолог получает почти 4 тысячи долларов в месяц, но в некоторых землях его зарплата будет ниже.
Статья «Особенности работы педагога-организатора»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Деятельность педагога-организатора в условиях реализации ФГОС
Автор статьи: Калинина Мария Викторовна, педагог-организатор ГБОУ «Академическая гимназия №56» Санкт-Петербурга
В соответствии с нормативными документами в Российской Федерации воспитательная сущность деятельности и профессиональная миссия педагога-организатора заключаются в регулировании воспитательного процесса через создание условий для максимального самовыражения воспитанников, удовлетворения их социальных потребностей, самореализации внутренних ресурсов, поддержания инициативы, побуждения к самовоспитанию, организации досуга, внеурочной жизнедеятельности, а также для предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
Из всего вышесказанного понимаешь, что педагог-организатор должен делать все: и учить, и воспитывать, и помогать раскрыть талант ребенка, организовать досуг и проследить, чтобы учащийся не попал в беду. Но разве под силу все это сделать одному человеку?! Под силу! И делает это он с большим удовольствием.
Следует отметить, что все функции педагога-организатора находят свое отражение в его должностных обязанностях. В соответствии с которыми педагог-организатор:
организует внеклассную и внешкольную работу с детьми и подростками в школах, школах-интернатах, гимназиях, лицеях, учреждениях внешкольного воспитания и обучения, клубах по месту жительства; координирует деятельность детских и молодежных общественных объединений; строит работу на принципах сотрудничества, гуманности, демократизма; создает условия, позволяющие учащимся раскрывать таланты, способности, интересно и содержательно проводить свободное время; формирует общую культуру учащихся; заботится о здоровье и безопасности детей и подростков; совершенствует свой профессиональный и методический уровень.
Педагог организатор осуществляет в школе ряд работ педагогической направленности по гражданско-патриотическому и идейно-нравственному воспитанию учащихся, координации деятельности детских и молодежных общественных объединений; организации так называемого школьного (ученического) самоуправления и свободного времени учащихся; формированию здорового образа жизни; по профилактике противоправного поведения учащихся.
Психологи установили, что школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного воспитания детей. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитания школьников.
Воспитание и социализация, согласно ФГОС, концепции и примерной программе, должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внешкольную, семейную, общественно-полезную, они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни. В процессы духовно-нравственного развития учащегося необходимо включать все субъекты воспитания и социализации детей и молодежи: семью, институты государства и гражданского общества, традиционные российские религиозные организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ. Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Таким образом, поле деятельности педагога-организатора широко, разнопланово и многообразно, оно не ограничивается только стенами школы, а распространяется на микрорайон, место жительства школьников, сферу их ближайшего окружения и отношений. Педагог-организатор работает с учащимися всех возрастных групп. Однако он действует не только сам, но и привлекает широкий круг людей, заинтересованных в эффективных результатах воспитания подрастающего поколения. Он ищет связи с семьями детей, специалистами различных областей науки и искусства, находит единомышленников и добровольных помощников, включает в воспитательную работу представителей социального окружения.
Позиция инновационного подхода предлагает реализацию активных форм познавательной деятельности (коллективные, игровые), где имеются достаточно сложные виды работы такие, как поиск, наблюдение, конструирование, моделирование, проектирование и др. Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде. В основе развития новой воспитательной системы лежат современные технологии. Воспитательные технологии как одно из средств воспитания позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.
Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность.
Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели. Существуют различные способы развития мотивации. Например, Организация образовательного процесса. Здесь важны новизна, практическая значимость подаваемого материала; четкое структурирование; логичное, яркое, контрастное выступление ритмичное чередование видов деятельности; опора на возрастные, половые и индивидуальные потребности.
Кроме того, необходимо использование нетрадиционных форм обучения: соревнований, экскурсий, путешествий, спектаклей, использование разных средств искусства, игры, выпуск газет, коллективных работ,
Очень продуктивными бывают моделирование проблемных ситуаций. Противоречивость материала дает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Это связано с врожденным стремлением личности к гармонии.
Не менее важным видится и развитие культуры общения: гуманное отношение, доверие к ученикам, разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе.
Обязательным элементом на занятии является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций.
Сегодня в нашей гимназии есть все условия для всестороннего воспитания детей через дополнительное образование. Оно имеет целый ряд направлений.
Часы здоровья требуют творческого подхода и могут быть разных видов:
• беседы, включающие вопросы гигиены, питания дают знания в области оздоровления;
• динамические паузы, включающие не только физические упражнения, но и музыкальные этюды для души создают спортивный образ (спортивный стиль) жизни;
• деловые игры, игры-соревнования, праздники здоровья способствуют развитию позитивного отношения детей к базовым ценностям современного общества.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся интегрировано в основные виды деятельности: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную. Ведь именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где урочной и внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.