кто такой халиф в исламе

Эпоха праведных халифов

кто такой халиф в исламе

Праведный халиф Абу Бакр, которого называют «правдивым».

Он жил в период с 572 по 634 гг. После вести о смерти Пророка Мухаммада ﷺ арабские племена подчиняться Абу Бакру не захотели, некоторые даже решили вернуться к язычеству, и новый халиф должен бы найти способ принудить их к покорности.

На начало эпохи праведных халифов пришлось подчинение халифатом всего Аравийского полуострова, разгром «лжепророков» и язычников, а также начало завоевания Ирака и Сирии. Позже была завоевана вся Персидская империя. Завоевательные походы начались уже при первом праведном халифе. Тому нимало способствовала и международная обстановка, которая была очень благоприятной для распространения ислама в соседних государствах.

И Византия, и Персидская империя были ослаблены войнами между собой, их силы были истощены. Абу Бакр умер, как гласят некоторые источники, от простуды, как раз в тот момент, когда арабами под командованием Халида ибн аль-Валида вовсю велась активная осада Дамаска – это был август 634 года. Абу Бакр дожил до преклонного возраста, а перед смертью сам назвал своего будущего преемника, которому присягнули все его поданные.

Преемником Абу Бакра и вторым праведным халифом стал Омар I или Умар ибн аль-Хаттаб. Он также приходился Мухаммаду ﷺ тестем и являлся его сподвижником. Умара называли аль-Фарук, что переводилось как «различающий истину», его запомнили как мудрого и сильного правителя. При нем в эпоху праведных халифов государство росло и прирастало, он проявил себя как хороший законник и талантливый политик. Он жил в период с 585 по 644 год, и к его заслугам следует причислить победу над византийцами, создание законов о трактовке в стране иудеев и христиан.

Но перед смертью умирающий Умар успел назначить преемника во время экстренного заседания Совета, который был учрежден тут же специально для избрания нового правителя. Этот совет или «шура» состоял из шести наиболее знатных курайшитов. Этот совет после совещания принял решение сделать новым правителем омейяда Османа ибн Аффана.

Праведный халиф Усман ибн ‘Аффан, которого называли «обладателем двух сияний».

Преемником Умара был назначен Усман ибн ‘Аффан или Осман. Усман прожил с 575 по 656 год, продолжив эпоху праведных халифов, а ранее был соратником Пророка Мухаммада ﷺ и его зятем – две дочери Пророка Мухаммада ﷺ были женами Усмана в разное время.

В период его правления был окончательно сформирован и принят канонический текст Корана.

Границы государства к середине праведной эпохи расширились, и территория государства теперь простиралась от земель Северной Африки до самого Закавказья. Усман принял решение объявить большую часть земель Ирака, Сирии и Египта государственными, а крестьянам был присвоен статус наследственных арендаторов, которым полагалось выплачивать поземельную подать. После ряда завоеваний новых земель на захваченные территории начали переселяться арабы, и в Сирии и Ираке стала происходить арабизация. Арабизация распространилась и на территорию Северной Африки и Египта, но совершенно не затронула Среднюю Азию, Иран и Закавказье.

Усман был повелителем верующих в течение двенадцати лет. В течение первых шести лет люди не имели никаких претензий к нему, и курайшиты даже любили его больше, чем Умара ибн аль-Хаттаба, потому что Умар был суров к ним, а Усман проявил мягкость и стал поддерживать с ними более тесные связи.

В мусульманском обществе появилось новое поколение, готовое занять своё место под солнцем. Это было уже не поколение сподвижников, и жили представители этого поколения не в ту эпоху, на которую пришлась жизнь абсолютного большинства сподвижников.

Вера этого поколения была много слабее веры первого поколения мусульман, которое вынесло ислам на своих плечах и построило исламское государство. То, первое поколение отличали сила веры, правильное понимание сути исламских убеждений и полная готовность покориться установленному исламом порядку, представленному Кораном и Сунной.

Правитель пал от рук убийц, когда на него совершили нападение арабы и послы из Египта, которые были недовольны его правлением. В тот момент в Медине появились сразу несколько групп недовольных граждан, из Куфы, Басры и Египта, и начали требовать сместить наместников Усмана. В день 20 июня 656 г.х. группы недовольных подожгли ворота его дома, ворвались к нему на подворье. Усман повелел, чтобы его сподвижники и рабы ничего не предпринимали, убедил своих защитников, чтобы они остановились и покинули дом.

Когда же в доме остался только он сам и его семья, он открыл дверь, развернул Коран и начал читать его. В это время Усман соблюдал пост.

Один из бунтовщиков вошел в его дом и ударил Усмана мечом. Кровь из его раны оросила Коран, который лежал перед ним, и попала как раз на слова Аллаха: «Аллах избавит тебя от них, ибо Он – Слышащий, Знающий» (2:137). По самой вероятной из версий на момент смерти Усману было восемьдесят два года.

В тот день в доме было убито четыре человека – сам Усман, Наджих, а также двое преступников – Кутайра и Саудан. Дом подвергся грабежу со стороны преступников: они забрали даже то, что было надето на женщинах. После того, как преступники ограбили дом Усмана, они добрались и до государственной казны.

Четвертым праведным халифом, после убийства халифа Усмана, стал Али ибн Абу Талиб. Когда общество было расколото на части, народ обратился к Али с просьбой взять управление Халифатом в свои руки. Он стал последним представителем эпохи праведных халифов. Али был знаменитым оратором и видным исламским богословом. Мудрость, тяга к знаниям, понимание закона и справедливости, умение вести политический диалог и беседовать с политическими противниками, сделали Али поистине великим государственным деятелем.

Также Али сумел разгромить силы хариджитов в 38 г.х. в месяц сафар – это было сражение при Нахраване, и часть тех хариджитов, что остались в живых, долго не сдавались победителю.

Построив коварный план, хариджиты вознамерились совершить покушение на праведного халифа, и хариджит Абд ар-Рахман ибн Мулджам ранил халифа отравленным клинком непосредственно во время утреннего намаза. В тот же роковой день в Куфе было запланировано покушение и на Шама Му ‘ авийу ибн Абу Суфйана, и на Амра ибн аль-Аса, его наместника в Египте, но Му ‘ авийа был несмертельно ранен, а Амра заслонил собой его помощник. Али ибн Абу Талиб, четвертый праведный халиф, через два дня скончался. Вопрос о преемнике остался открытым, и мусульманам предстояло решить участь власти, избрав кандидатуру правителя. Сторонники халифа предложили на пост правителя его сына Аль-Хасана ибн Али. Аль-Хасан сразу понял, что ситуация в государстве складывается не в его пользу, поэтому попытался наладить отношения с Му ‘ авией и начал переговоры о том, чтобы начать ему передачу власти. Му ‘ авия прибыл в Куфу в 41 г.х., где ему передал все полномочия Аль-Хасан, а сам уехал в Медину с братом аль-Хусайном.

Этим событием завершилась эпоха Праведных халифов, халифат превратился в монархическое государство. Му ‘ авия, прийдя к власти, стал основателем династии Омейядов, и эта династия правила почти сто лет.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Источник

Халифат. Как это начиналось

кто такой халиф в исламе

Для начала попытаемся разобраться, кто же такой халиф. Первоначально халиф — это глава мусульманской общины, замещающий посланника Аллаха, то есть пророка Мухаммеда. Терминологическое значение понятие «халиф» приобрело после избрания халифом Абу Бакра (632-634), сподвижника пророка Мухаммеда, эмиром (главой) общины. Второго халифа, Омара (634-644), сначала называли халиф халифа посланника Аллаха, но затем это громоздкое обращение было заменено первоначальной формой или титулом «эмир ал-муаминин» («повелитель верующих»). Первых четырех халифов из числа ближайших соратников пророка Мухаммеда — Абу Бакра, Омара, Османа (644-656) и Али (656-661), — выбрали по воле мусульманской общины, точнее, узкой верхушки мухаджиров, то есть тех, кто последовал за пророком Мухаммедом из Мекки в Медину в 622 году.

Сунниты считают их «праведными халифами» («аль-хулафа ар-рашидун»), а их образ жизни и поступки — примером и составной частью сунны. Шииты считают первых трех узурпаторами, лишившими власти единственного законного и праведного халифа — Али. Хариджиты, напротив, исключали Али из их числа, как и Османа.

Xалиф в понимании ранних мусульман не был носителем божественного откровения, а лишь «повелителем верующих», призванным заботиться о соблюдении установлений Корана и заветов пророка Мухаммеда. Первой попыткой превращения власти халифа в наследственную было признание шиитами преемником Али его сына аль-Хасана.

Воцарение халифа Муавии (661-680), с точки зрения большинства общины, не было узурпацией власти халифа, поскольку оно эту власть признало. Новшеством явилась присяга наследнику при жизни Муавии, но утверждение принципа наследственности халифской власти не означало изменения ее характера.

Изменения наметились при последних Омейядах, которые стали называть себя не «халифа расул Аллах» («заместитель посланника Аллаха»), а «халифа Аллах» («заместитель Аллаха»), порывая, таким образом, с прежними демократическими представлениями о власти халифа, олицетворяющей волю общины.

В борьбе шиитской оппозиции рождается представление о халифе-имаме, наделенном Аллахом особым «знанием», которым удостоен только род пророка Мухаммеда, продолжающийся через Али и его потомков.

Несмотря на противоречия между различными течениями шиизма и между шиитами и суннитами, большинство мусульманской общины признавало, что халиф может быть только человек из рода Хашим (лишь хариджиты придерживались мнения, что им может стать любой достойный мусульманин). Именно этим обосновывали свои права на халифат Аббасиды. Однако, несмотря на родство Аббасидов с пророком Мухаммедом, их власть, вопреки бытующим среди многих историков представлениям, не была теократической: за ними не признавалась исключительная способность контакта с божеством, и передача власти была светским политическим актом без обряда передачи благодати. Они не имели права вносить изменения в шариат или исключительного права его толкования. Их законодательные акты признавались лишь административными распоряжениями, но они могли санкционировать то или иное учение, как это сделал халиф аль-Маамун (813-833), объявивший учение муатазилитов единственно верным.

С середины IX века халифы утрачивают политическую власть над основной частью мусульманских владений, и халиф постепенно становится в большей степени, чем прежде, духовным главой мусульманского мира: все фактически независимые правители признавали духовный суверенитет халифа, как вассалы упоминали имя халифа в хутбе (проповеди) первым, чеканят его профиль на монетах.

Арабские завоевания повсюду сопровождались повышением активности контактов между населением разных стран и возрастанием объемов внешней торговли. Именно арабы впервые после античности создали на значительных территориях Ближнего и Среднего Востока, Южной, Западной, Центральной и Восточной Европы торговые пути, по которым регулярно двигались большие караваны, перевозящие товары и серебряные деньги в различные страны евразийского континента. Особенно активной торговая политика Халифата или отдельных его частей оказывается в IX-XII веках. Поддержание высокого уровня жизни в крупных и средних городских центрах Халифата оказывается почти полностью обусловлено успешностью международной торговли, которая обеспечивала сбыт ремесленной продукции этих центров и создавала условия для приобретения разнообразного необходимого сырья. Европейские страны, в свою очередь, ощущали прямую зависимость от этой торговли, которая осуществляла широкие поставки пряностей, перца, сладостей, но в то же время и больших масс тканей, особенно шелковых, а также различных металлов, в том числе драгоценных, и минералов. Многие страны, окружавшие Халифат, испытывали подъем благодаря тому, что через их территорию проходили транзитные торговые пути Халифата. Однако ослабление военной активности Халифата привели к упадку его армейских контингентов, их дисциплины и, следовательно, возможности оборонять завоеванное.

Буиды-шииты, лишившие халифа всякой политической власти, тем не менее, также признавали его превосходство как духовного вождя мусульман. В то же время мусульманский мир оказывается перед необходимостью признавать одновременно три династии халифов — Аббасидов в Багдаде, Фатимидов в Каире и Омейядов в Кордове, — что расшатывало прежнюю видимость единства мусульманского мира, объединяемого духовным главенством халифа. Лишь с 1171 года Аббасиды снова становятся единственными халифами.

На границах и в отдельных владениях, особенно таких, как Иран и Египет, где основная масса населения этнически и культурно была далека от интересов и обычаев непосредственно арабского мира, зреет сепаратизм. Наступление Запада в форме крестовых походов, борьба с Византией, периодические вторжения на территорию культурных провинций Халифата кочевых орд и народов с востока и севера подрывают административную упорядоченность, политическое могущество, военную мощь страны. Монгольское нашествие полностью уничтожает его. Разнородность Халифата в этническом, политическом и культурном отношениях способствовала тому, что после ослабления его военной мощи части его постепенно обретали политическую самостоятельность, доходящую до полного сепаратизма в отношении центральной власти. Иногда правители отдельных частей получали от арабских халифов те или иные иерархические титулы, но чем позже, тем чаще они, обретя самостоятельность, эти титулы возлагали на себя сами. Кочевые племена по границам Халифата, обогатившиеся за счет контрибуций с арабских караванов и торговли в целом, обогащались еще и с помощью угроз прервать путем военных действий ту или иную торговую артерию Халифата, которому приходилось все дороже расплачиваться за свое военное бессилие.

Длительный период отсутствия единства и политическая слабость Аббасидов привели к появлению представления, что халиф должен заниматься только делами веры, не вмешиваясь в земные дела. Сами же халифы упорно боролись за свою политическую власть.

Представление о духовной власти халифа не было поколеблено даже уничтожением монголами последних Аббасидов. Почти сразу же по приказу египетского султана Бейбарса I (1260-1277) был найден один из дальних отпрысков Аббасидов по имени аль-Мустансир, которого признали халифом, провозгласив таковым в 1261 году в торжественной обстановке, чтобы поднять авторитет своей власти назначением этой марионетки. Халифат аль-Мустансира был непродолжительным. Через несколько дней после возведения его на «престол», он во главе небольшого отряда вторгся в Междуречье и двинулся вниз по Евфрату. Недалеко от Багдада его войско было разбито монголами. Аль-Мустансир был убит, а его голову победители торжественно пронесли по улицам Багдада.

После этого Бейбарс I провозгласил халифом другого Аббасида — аль-Хакима, который считался дальним потомком багдадского халифа аль-Мустаршида (1118-1135). Потомки аль-Хакима и сохраняли свой титул на протяжении двух с половиной веков. Однако, все значение каирских халифов заключалось в том, что они должны были своим духовным авторитетом поддерживать власть египетских султанов как светских правителей. Даже в хутбе имена халифов не упоминались.

Османские султаны после завоевания Египта также признали халифов-аббасидов, но вскоре, перевезя последнего из них — аль-Мутаваккиля III — в Стамбул, отказались от мысли поддерживать идею халифата. После смерти османского султана Селима I Явуза (1470-1520) аль-Мутаваккиль III возвратился в Каир и вплоть до 1543 года считался халифом, но после его кончины турки не разрешили избрать нового халифа.

Лишь позже, в XVIII веке, появилась легенда, согласно которой последний египетский Аббасид формально отказался от своего титула в пользу султана Селима I, но большинство историков сомневается в ее достоверности. Эту легенду последовательно использовали турецкие панисламисты в начале XX века.

В связи с развалом в 1922 году Османской империи в 1924 году был упразднен и халифат, который в наше время пытаются возродить воинствующие исламисты в виде мирового шариатского государства.

Источник

Праведные халифы

Не всегда мусульмане относятся с достаточным вниманием к тому, чтобы изучить жизнеописания сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ и в будущем следовать их примеру. Но ведь этот путь является одним из самых верных средств приблизиться к Аллаху и воспитать свое сердце в любви к Нему. Пророк Мухаммад ﷺ неоднократно указывал на необходимость признания превосходства и достоинств четырех праведных халифов и следования их примеру.

По своим достоинствам четыре праведных халифа превосходят всех сподвижников, поскольку приняли Ислам раньше всех, вели самоотверженную борьбу за религию Ислама и вынесли немало испытаний в этой борьбе. О том, что четырех праведных халифов следует любить, и это является обязательным для мусульманина, говорили Масрук ибн аль-Джаузи. Знать о жизни этих достойнейших людей, об их личностях и достоинствах и брать пример с них необходимо каждому мусульманину.

Шейхуль-ислам ибн Таймийя говорил, что все то наилучшее, чего смогли добиться в своей религии мусульмане, они добились исключительно благодаря труду праведных халифов и сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ: благодаря им были получены знания о религии, благодаря им были побеждены враги Ислама, а слово Всевышнего Аллаха было возвышено.

Отдавать должное сподвижникам и их заслугам должен каждый мусульманин до самого Судного дня, если он является истинным верующим. Праведные халифы являлись среди сподвижников лучшими, кто стремился к благим делам, кто совершал их больше всех остальных. Они были в мусульманской умме лучшими людьми, их сердца были чисты, а в обхождении они были легкими людьми. Всевышний Аллах избрал праведных халифов для того, чтобы они сопровождали Пророка Мухаммада ﷺ на его нелегком пути, поддержали его в деле установления религии Ислама. Всевышний Аллаха хвалил их в аятах Корана, а Пророк Мухаммад ﷺ превозносил их достоинства в хадисах, говоря, что Аллах доволен ими.

Первый праведный халиф

Абу Бакр Сиддик носил полное имя Абдулла ибн Усман ибн Амир ибн Ка‘б. У него с Пророком Мухаммадом ﷺ есть общие родственные корни через Мурра ибн Ка‘ба. Год его рождения наступил спустя два года после наступления «года слона», то есть через 2 года после рождения Пророка Мухаммада ﷺ.

По роду своей деятельности он занимался торговлей, и сумел заработать очень много денег, расходуя заработанные средства на пользу Ислама. Он стал первым человеком, кто принял Ислам. По словам Пророка Мухаммада ﷺ, Абу Бакр был праведным, очень правдивым человеком, и именно из-за этого его и прозвали «Сиддиком».

Передано от Анаса ибн Малика, что, когда Пророк Мухаммад ﷺ поднимался на гору Ухуд, его сопровождал Абу Бакр, а также с ними были Усман ибн Аффан и Умар ибн аль-Хаттаб. В тот момент гора Ухуд сильно затряслась, и Пророк Мухаммад ﷺ сказал ей: «Успокойся, Ухуд! На тебе только Пророк, правдивейший и два мученика!», в последствии Умар и Усман стали мучениками, погибшими от рук врагов.

Абу Бакр призывал людей к Исламу, и в этом он был первым среди людей. Он был тем, кто привлек в Ислам сподвижников Усмана ибн Аффана, Зубайра, Тальху, а также Абдуррахмана ибн Ауфа и Абу Убайду. Об Абу Бакре Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что он не только наиболее надежный в сподвижничестве человек, но и наиболее щедрый в своих богатствах. Имущество Абу Бакра принесло много пользы самому Пророку Мухаммаду ﷺ, который им распоряжался как своим собственным, и Посланник Аллаха ﷺ говорил, что никогда еще имущество столько пользы ему не приносило. Абу Бакр же говорил, что и он сам, и имущество его полностью принадлежит Посланнику Аллаха ﷺ. На свои деньги он выкупил из рабства Биляля, а также Амира ибн Фухайра и многих других мусульман.

В хадисе из сборников Абу Дауда и Тирмизи, который был передан Умаром, сказано, что Посланник ﷺ велел мусульманам делать пожертвования. По словам Умара, в то время у него было много денег, и он мог себе позволить делать настолько щедрые пожертвования в этом благом деле, чтобы опередить даже Абу Бакра. И тогда Умар отнес половину своего имущества Посланнику ﷺ, на что Посланник Аллаха ﷺ спросил, какую часть своего имущества оставил он своей семье? И тогда Умар ответил, что оставил семье половину. После него пришел Абу Бакр, принес деньги, и на такой же вопрос ответил Посланнику Всевышнего ﷺ, что принес все свои деньги, а семье оставил «..Всевышнего Аллаха и Его посланника», и в тот момент Умар понял, что он никогда не сможет опередить Абу Бакра.

Посланник Аллаха ﷺ женился на дочери Абу Бакра Аише, и она стала любимой женой Мухаммада ﷺ. Среди сподвижников и вообщем мусульманской общины Абу Бакр занимает самое значительное место, он заслуживает самого глубокого почтения. Именно Абу Бакр сопровождал Посланника ﷺ всю его жизнь, с самого начала пророческой миссии и до самой смерти Мухаммада ﷺ. В самые тяжелые моменты жизни Посланника Аллаха ﷺ Абу Бакр оставался рядом с ним, поддерживал его. В Коране Аллах упоминает о нем, указывая, что одним из тех двоих, кто был с Мухаммадом ﷺ в пещере, когда его изгнали неверующие, был именно Абу Бакр.

Из всей мусульманской уммы за всю ее историю самым богобоязненным человеком был праведный халиф Абу Бакр – об этом говорит Сунна, об этом сказано и в Коране, где приводятся слова Всевышнего Аллаха о нем: «самый богобоязненный, который раздает свое имущество, очищаясь, и всякую милость возмещает сполна только из стремления к Лику своего Всевышнего Господа» (сура Аль-Лайл (Ночь), 17-20-й аяты).

В своей повседневной жизни он был человеком праведным, неприхотливым, очень доброжелательным и спокойным, но и бесстрашным, и смелым. В сборнике хадисов Абу Дауда сказано, что Абу Бакр первым войдет в Рай.

Начало Халифата

После смерти Мухаммада ﷺ сподвижники избрали Абу Бакра в качестве халифа. Новый халиф обратился к людям в этот тяжелый момент, зачитав им слова Аллаха, которые он обращал к своему Посланнику ﷺ. Он обратился к мусульманам со словами просьбы поправлять его, если будет совершать дурное, и помогать ему, если он будет совершать благо. За время своего правления первый праведный халиф принес Исламу много блага. После смерти Мухаммада ﷺ он начал жесткую борьбу с вероотступничеством. Абу Бакру принадлежит заслуга собирания воедино Корана – весь Коран по поручению халифа был собран Зайдом ибн Сабитом в свитках. После халифа Абу Бакра эти свитки перешли по наследству Умару и Усману.

Абу Бакр был похоронен возле Пророка Мухаммада ﷺ, после него халифат перешел к Умару ибн Хаттабу.

Второй праведный халиф

Умар ибн Хаттаб (Абу Хафс Умар ибн Хаттаб) вошел в мировую историю Ислама как второй праведный халиф. Пророк Мухаммад ﷺ называл его «Фарук», что в переводе означает «Различающий»(ложь от истины). Умар входит в число десяти сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ обрадованных раем. Родился он за сорок лет до того, как случилась хиджра Пророка Мухаммада ﷺ, в Мекке. Семья, в которой родился и вырос Умар, была знатной и имела почет и власть, но юного Умара воспитали верным и правдивым: он смело высказывал истину и придерживался неуклонно своей точки зрения.

Именно Умар был послом, когда возникали конфликты у курайшитов между собой или случались какие-то военные столкновения между племенем курайшитов и другими племенами. Когда Умар принял Ислам, это стало для мусульман огромной поддержкой и ознаменовало собой новый этап борьбы за распространение исламской религии. Пророк Мухаммад ﷺ женился на дочери Умара Хафсе. Среди сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ он был одним из лучших, он одним из первых совершил хиджру в Медину из Мекки. Во многих сражениях и походах он сопровождал Пророка Мухаммада ﷺ, в битвах при Ухуде и Хунайне он стоял рядом с Пророком ﷺ. Были такие случаи, когда мнение Умара находило отражение в аятах Корана, ниспосланных позже. По словам Посланника Аллаха ﷺ, «Аллах вложил истину на язык и сердце Умара» (Абу Дауд).

Умар ибн аль-Хаттаб стал халифом после Абу Бакра ас-Сыддыка с согласия самых авторитетных сподвижников, ансаров и мухаджиров. Во время правления праведного халифа Умара для Ислама открывались новые и новые земли, мусульманским государством были сделаны исторические завоевания. Правил же праведный халиф Умар мудро, вел аскетичную жизнь и был правителем очень набожным. В вопросах правления во многом Умар следовал тому примеру, который подал ему халиф Абу Бакр во время своего правления. Умар уделил большое внимание распространению исламской религии, предпринял ряд шагов, чтобы завоевать Византию и Персию, продолжив то дело, которое начал до него Абу Бакр.

В четырнадцатом году состоялась знаменитая битва при Кадисии, когда войска, которые возглавлял Са‘д ибн Абу Ваккас, разгромили войска Рустума. После этого у мусульман началась череда завоеваний вплоть до взятия персидской столицы. После этой победы полководец отправил халифу Умару серебряные и золотые браслеты, а также перстень Хосроя, правителя Персии, и тогда Умар надел украшения на Сураке, и поблагодарил Аллаха за то, что Всевышний подарил такую возможность. Эти браслеты на запястье Сураки увидел Пророк Мухаммад ﷺ, и сказал Сураке, что однажды тот наденет браслеты Хосроя. Это предсказание, которое стало поистине чудом, подаренным Аллахом, сбылось: войско Ну ‘ мана ибн Мукаррина сошлось с персами в сражении под Нахавандом, это сражение стали называть «Победой побед» или «Фатхуль футух»: империя Хосроя была разбита.

Во время правления праведного халифа Умара были завоеваны территории Шама, Египта, Иерусалим стал открытым для Ислама, а после волна завоеваний охватила все новые и новые земли: Тарабулус, Азербайджан, Джурджан и Нахаванд.

Праведный халиф Умар выстроил города Куфу и Басру, при нем было введено летоисчисление по хиджре, были основаны разные государственные учреждения, а также возобновлена коллективная молитва таравих. Праведный халиф Умар правил десять с лишним лет, а затем погиб от руки Абу Луълуъа, огнепоклонника, когда совершал в мечети Пророка ﷺ утреннюю молитву от шесть ударов кинжалом с двумя лезвиями.

Третий праведный халиф

Третьим праведным халифом стал Усман ибн Аффан. Усман является одним из тех десяти сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ, которым был обещан Рай еще при их жизни. Усман ибн Аффан знал наизусть Коран.

Усман родился через пять лет после рождения Пророка Мухаммада ﷺ в Таифе. Его детство прошло в семье, которая была очень богата, его воспитывали в роскоши, поскольку его отец занимался торговлей, и у их семьи был очень хороший достаток. Он принял Ислам по призыву Абу Бакра в числе первых пяти людей. Пророк Мухаммад ﷺ очень любил Усмана, настолько, что выдал свою дочь Рукаййу замуж за него. Его дочь Рукайа умерла рано, и вскоре Посланник Аллаха ﷺ выдал замуж за Усмана свою вторую дочь Умм Кульсум, за что Усман и получил от него прозвище «Зу-н-нурайн» («обладатель двух сияний»).

Усман все-таки совершил в Эфиопию хиджру, несмотря на то, что для торговых дел она обернулось крахом, а затем совершил еще одну хиджру в Медину, и позже он получил прозвище «совершивший хиджру дважды». На битве при Бадре он отсутствовал, но его причисляют к участникам этой битве поскольку он был в момент битвы дома у постели умирающей своей жены Рукайи. За него стрелу в этой битве пустил сам Пророк Мухаммад ﷺ.

В возвышении замени Ислама заслуга Усмана огромна – не только имущество, но и душу жертвовал он на пути Аллаха: для битвы при Табуке им было снаряжено девятьсот верблюдов и пятьдесят коней, он насыпал в подол Пророка Мухаммада ﷺ тысячу динаров, выкупил за тридцать пять тысяч дирхемов колодец Рума, который был во владении иудея, продававшего воду из этого колодца мусульманам Медины, которым больше неоткуда было пить. После того, как Усман купил этот колодец, он подарил его мусульманам.

Его избрали халифом после того, как халиф Умар получил смертельные удары кинжалом. Выбор Усмана ибн Аффана поддержали все, зная, насколько он опережает всех остальных в Исламе.

В списке достижений и свершений третьего праведного халифа – тот факт, что по его повелению Коран был записан на едином диалекте, и после этого свитки были разосланы во все концы халифата. При Усмане продолжились завоевания в Азии и Африке, распространяя единобожие и там. Жизнь мусульман в государстве при праведном халифе Усмане отличалась благополучием и достатком.

Четвертый праведный халиф

Али был человеком храбрым, принимал участие в сражениях на пути Аллаха и проявил немалый героизм. Когда произошла битва у рва, в которой против мусульман выступали объединенные войска нескольких племен, Али ибн Абу Талиб принял вызов нескольких воинов, которые славились как могучие богатыри, и он легко победил их все. Али ибн Абу Талиб участвовал во всех битвах, находясь рядом с Пророком Мухаммадом ﷺ. Но во время битвы при Табуке Пророк ﷺ оставил Али ибн Абу Талиба дома как опекуна своей семьи, сказав ему: «Разве ты не согласен занять при мне такое же место, какое Харун занимал при Мусе, с той лишь разницей, что после меня не будет пророков?».

Али ибн Абу Талиб стал халифом после того, как вероломно убили халифа Усмана. Между сподвижниками в это период произошли определенные события, относительно которых мудро и лаконично высказался Шейхуль-ислам ибн Таймийя, призвав воздерживаться от комментариев относительно того, что именно произошло, поскольку достоинства сподвижников остаются непоколебимыми, а любовь и дружба по отношению к ним со стороны мусульман обязательна.

Праведные халифы внесли свои имена в историю Ислама не только благодаря тому, что они были первыми руководителями исламской уммы после Пророка Мухаммада ﷺ, а также тем, что они отличались особой добродетелью, праведностью и самоотверженностью, приложив огромные усилия в распространении Ислама по всему миру, принеся в жертву свои жизни ради религии Аллаха.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *