кто такой флаундер в бизнесе
Кто такой флаундер в бизнесе
1 Фаундер умеет создавать продукт. CEO — компанию. Это вообще разные умения. Именно поэтому не каждый хороший фаундер может стать хорошим CEO, и не каждый хороший CEO — хорошим фаундером.
2 Это общее утверждение, из которого вытекает куча частных следствий. Например, фаундер должен быть нетерпелив, он должен хотеть как можно раньше дать свой продукт потребителю. По факту он становится нетерпелив и по отношению к людям. CEO должен быть супер-терпеливым, ему ведь надо аккуратно, кирпичик к кирпичику строить из толпы фриков, лентяев, торопыг и тормозов — организацию.
3 Но тут очень важно не перегнуть палку и не заорать, что фаундеру тогда не обязательно понимать ни в продажах, ни в маркетинге, ни в найме и управлении людьми. Типа с неба спустятся специальные люди, и все сделают за него. Хрен вам. Вот в этих вещах он как раз должен разбираться. Потому что, во-первых, он должен делать продукт, который нужен людям. А для этого ему надо уметь продавать свои идеи, иначе как он поймет, что он делает нужную (или ненужную) людям вещь? Во-вторых, он должен суметь собрать вокруг себя первую команду правильных людей, направить ее в нужную сторону, контролировать и удерживать. Иначе он не доведет стартап до той стадии, когда ему нужен будет CEO.
Фаундер, как ключ к успеху стартапа
Когда речь заходит о том, как же добиться успеха с новым проектом, большинство делает акцент на опытность команды, уникальность продукта, перспективами рынка и других не менее важных факторах целесообразности запуска стартапа. За длинным списком необходимых для успеха пунктов важно подсветить насколько важную и значимую роль в жизни и успехе проекта играет его создатель. Но какими не очевидными качествами должен обладать фаундер? Об этом мы расскажем далее.
1. Фаундер должен думать, как инвестор, даже если не привлекает и не вкладывает финансовых средств на старте. Многие из нас совершают ошибку, представляя, что точки зрения инвестора и проекта диаметрально противоположны. Но это не так, ведь обе стороны преследуют единственную цель — получить прибыль. И холодный, расчетливый и максимально сфокусированный взгляд инвестора будет гораздо полезнее для развития проекта, чем мечтательный взгляд его создателя.
2. Бизнес-модель, как инструмент работы с неопределенностью. Основатель строит БМ с нуля на стадии запуска стартапа, держит ее постоянно актуальной на каждой стадии развития бизнеса, проводит аудит и анализ ее соответствия вызовам рынка и темпам развития проекта. Создание новых и неочевидных решений помогут создать конкурентное преимущество и дифференциацию от существующих решений на рынке.
3. Закрытость и не готовность к критике. Чаще всего стартапы не готовы идти за деньгами к инвесторам до тех пор, пока не сделают продукт и не получат первые результаты, подтверждающие их гипотезы. И это ошибка. Ведь, чем раньше вы представите рынку свою идею и она пройдёт через всевозможную критику, тем раньше вы сможете добиться успеха.
4. Фаундер должен уметь быстро учиться. Именно поэтому люди, у которых уже был опыт, и которые делали успешные стартапы своими руками получают неоспоримое преимущество, потому что многие ситуации они уже проходили и сделали правильные выводы. Тем не менее, успех нередко приходит и к молодым фаундерам, для которых это первый стартап. Во многом именно благодаря их фантастическому энтузиазму и готовности «впитывать» новые знания и опыт, а также гибкости ума получается построить стартап мечты.
5. Успешный фаундер излучает уверенность и готов пройти сквозь огонь и воду со своим детищем. Стартап — всегда попытка смести текущие правила игры. Чтобы воплотить такие изменения в жизнь, нужно зачастую тратить огромное количество энергии, брать на себя большие риски и проходить через высокий уровень стресса. Уверенность в себе и непреодолимое желание довести идею до конца — вот ключ к успеху.
Что такое личный бренд и как он помогает в карьере
Правда ли, что с его помощью можно продвигать бизнес, обзавестись связями и получить работу мечты?
Если меня спросят, у кого взять консультацию по развитию Instagram, я отвечу: «У Митрошиной». А если спросят, к кому обратиться за созданием обучающей рассылки, я скажу: «К Максиму Ильяхову».
Пользовалась ли я услугами этих людей? Нет. Но я слежу за их проектами и проникаюсь идеями, которые они транслируют через свои каналы. Яркий признак сильного личного бренда — когда специалиста рекомендуют не только клиенты.
Если этот феномен не кажется впечатляющим, то может убедить статистика:
Коммерческий редактор,
SMM-специалист и консультант по продвижению бизнеса в digital-среде. Пишет об интернет-маркетинге и управлении.
Личный бренд — это…
Узнаваемый и обсуждаемый образ в кругу потенциальных клиентов, у которого две основных характеристики: охват и репутация. Охват не обязательно должен быть большим — достаточно, чтобы знали в профессиональном сообществе и среди целевой аудитории. А вот репутация должна быть хорошей — без этого большой охват пойдёт только во вред.
Личный бренд строится из навыков, личных качеств, стиля, принадлежности к компании и транслируемых идей. То есть всего того, с чем человек-бренд ассоциируется у других. «Ричард Брэнсон», «Стив Джобс», «Марк Цукерберг» сразу рождают в голове образы и ряд ассоциаций: Цукерберг — Facebook, молодой гений; Стив Джобс — Apple, чёрная водолазка, дурной характер; Брэнсон — Virgin, смелость, новаторство.
Зачем нужен личный бренд
Люди прислушиваются к экспертам и стремятся работать с лучшими. Дизайны «Студии Артемия Лебедева» пользуются спросом и имеют высокий ценник не потому, что они объективно самые лучшие на рынке. А в том числе потому, что Артемий работает над личным брендом и тем самым продвигает свой бизнес.
Когда и кому он нужен
Личный бренд ― это один из инструментов продвижения бизнеса, а также человека — как надёжного специалиста. Он помогает зарабатывать больше при тех же усилиях: продукт, услуга или время стоят дороже, а привлекать клиента дешевле. Среди тысяч людей с похожими предложениями скорее выберут того, чей личный бренд покажется клиенту убедительнее.
Личный бренд особенно важен при высокой конкуренции.
Неправда, что сильный бренд нужен только медийным личностям — политикам, актёрам, спортсменам или шоуменам. Он пригодится также:
Когда не стоит заниматься продвижением личного бренда
Однако персональный брендинг не панацея. Не стоит возлагать на него слишком много надежд и браться за этот инструмент только потому, что «конкуренты так делают».
Сейчас это тренд: одни увлечённо продвигают себя, другие учат, как это делать. Но мало кто спрашивает, а зачем личный бренд конкретно ему. Тем более он создаётся не на пустом месте, нужна основа: достижения, умение себя преподнести, время и, желательно, хороший бюджет на раскрутку.
Когда развивать личный бренд не стоит | Когда — стоит |
---|---|
Нет профессиональных достижений и планов совершать мощные прорывы в карьере | Человек — эксперт и готов это доказывать |
Нет желания тратить время, хочется получить результат уже через пару месяцев | Есть понимание, что на развитие личного бренда может уйти больше года |
Нет цели, хочется развивать личный бренд, потому что так делают другие | Есть конкретные цели и задачи, с которыми может помочь личный бренд |
Нет знаний, как строить личный бренд, и нет желания тратить деньги/время на обучение | Есть понимание, каких знаний и навыков не хватает, и есть время/деньги на обучение и консультации у специалистов |
Человек вспыльчив и любит поспорить в комментариях. Часто на эмоциях говорит лишнее, после чего приходится извиняться | Человек умеет аргументированно и вежливо отстаивать точку зрения. Прежде чем высказаться, всегда убеждается, что информация достоверна |
Представители сильного персонального бренда
Если говорить про мировой рынок — это Джефф Безос, Эллен Дедженерес, Джек Ма, Ким Кардашьян, Опра Уинфри. Они успешные и известные в своей области люди, которые сумели развить и продать свой имидж. Их приглашают на интервью и съёмки, к ним прислушиваются, с ними сотрудничают мировые бренды. В России на слуху Олег Тиньков, Ксения Собчак, Андрей Малахов, Ольга Бузова, Анастасия Ивлеева, Юрий Дудь.
Что объединяет этих людей? Они активно ведут соцсети или выступают на телевидении, совершают смелые поступки и делают смелые заявления, развиваются в профессиональном плане и постоянно наращивают аудиторию. У состоявшихся людей-брендов есть чему поучиться. Как? Просто следить за их жизнью, социальными сетями и проектами, а успешные действия учитывать при продвижении своего личного бренда.
Можно ли развивать Я-бренд с плохой репутацией
Со скверной репутацией мало шансов развить по-настоящему эффективный личный бренд.
Хотя у этого правила есть исключения. Взять, например, «Человека года» по версии GQ — блогера и музыканта Моргенштерна. Скандальный исполнитель оскорбляет фанатов, высмеивает русский рэп и злоупотребляет алкоголем, но при этом получает огромные гонорары за выступления, сотрудничает с брендами и даёт интервью Дудю.
При этом другим звёздам достаточно сделать репост сомнительной новости или высказать непопулярное мнение, чтобы получить волну критики. Достаточно вспомнить Регину Тодоренко, которая высказалась по поводу домашнего насилия в прямом эфире — зрители восприняли её слова так, будто она обвиняет в насилии жертв. Это подхватили СМИ, журнал Glamour лишил её титула «Женщина года», а бренды отменили контракты на рекламу.
Или взять скандал между Олегом Тиньковым и «Немагией». После обыска и уголовного дела с банком перестали сотрудничать в Versus — популярном проекте по организации рэп-баттлов. Многие другие тоже отказались от контрактов и демонстративно разрезали карты «Тинькофф Банка» в своих роликах. А вся история началась с нелестного высказывания банкира: «Они все, ***** (блин), блогеры, за бабки мать родную продадут».
Конечно, репутацию можно восстановить, но осадок останется. Главное — говорить и делать всё честно. Если общество уличит во лжи, потребуется много усилий, чтобы вернуть доверие.
Нужен ли он, чтобы работать по найму
Быть «безымянным» сотрудником, частью компании — совершенно нормально, но личный бренд может вывести на новый уровень. Если специалист становится узнаваемым, его может заметить начальство, появятся полезные связи, будет больше уважения со стороны коллег и партнёров. Также может прийти приглашение из компании покрупнее.
Если же человек только думает искать работу, то персональный бренд может компенсировать отсутствие какого-либо навыка. Сегодня многие ищут сотрудников с сильным личным брендом и хорошей репутацией, а не только с безупречным резюме.
Два ярких примера, когда компании наняли известных людей на основании их личного бренда: Илья Прусикин — креативный директор «Связного», Сергей Шнуров — генеральный продюсер RTVI.
Forbes Council
Одна из важнейших проблем, с которой сталкиваются многие основатели бизнеса и их инвесторы — глубинное взаимное непонимание. Фаундеры не представляют себе, в каких категориях думает инвестор и что ему действительно нужно от стартапа. А венчурные предприниматели хотят, чтобы фаундер мыслил так же, как бизнес-ангел или фонд. Очевидно, что в такой ситуации успешного сотрудничества не получится. Более того, это может привести к конфликту. И хорошо еще, если обе стороны достаточно разумны, чтобы услышать друг друга и решить все мирным путем.
Вот недавний пример: конфликт Филиппа Ильина-Адаева (основатель «Банки.ru») и фонда Russia Partners. Напомню: Филипп считал, что инвестор намерен вытеснить его из бизнеса, а фонд утверждал, что контракт на поставку контента Ильин-Адаев заключил по завышенной цене, причем со своей же фирмой. Начались взаимные упреки и разбирательства. А бизнес пострадал.
Чтобы при взаимодействии фонда и фаунедра таких ситуаций не возникало, я рекомендую следовать ряду принципов. Все они были созданы и проверены нами в ходе многолетней результативной работы с основателями успешных стартапов. Считаю, что это своего рода фундамент для сближения позиций и достижения прозрачности в отношениях.
1. Человек с деньгами — тоже человек
2. Фаундер должен понимать «кухню»
3. Кристально-чистые деньги
4. Прозрачность, гласность, доверие
И фаундер, и инвестор должны обеспечить абсолютную прозрачность сделки. Очень важно, чтобы при выходе на сделку фаундер точно знал, какие именно условия, обязательства и права сторон прописаны в каждом документе. В свою очередь, и венчурный фонд заинтересован в том, чтобы донести до фаундера смысл и цель каждого пункта – это позволит не только говорить на одном языке, но и избежать непонимания и разногласий впоследствии, после инвестиционной сделки. Поэтому я настоятельно рекомендую фаундеру не экономить на хорошем консультанте, в активе которого – сильный предпринимательский опыт, понимание венчурного рынка и знание права, прежде всего, английского (с его применением сегодня регистрируется большинство сделок).
Вот пример из нашего опыта. Закрываем сделку, фаундер настаивает на своей оценке, по нашему мнению – завышенной. Для венчурного инвестора главное не оценка, а будущий доход. Мы готовы были согласиться с оценкой при условии учитывающих нашу доходность ликвидационных привилегий, но это был выход за рамки типичных условий для данной стадии. Мы предлагаем фаундеру обратиться к своему консультанту, проводим с ним переговоры, быстро находим взаимопонимание. Затем этот консультант обсуждает с фаундером наше совместное решение, и мы выходим на сделку на устраивающих обе стороны условиях. По сути, здесь ментор выступил как третейский судья, объяснив фаундеру, что мы хотим как лучше и думаем о будущих раундах.
5. Помогать, а не надзирать
Организация оперативного и гибкого взаимодействия стартапа и венчурного фонда – важнейшая задача после сделки. Хорошо работающий фонд не должен «заваливать» свою портфельную компанию излишней бюрократической работой, чрезмерным формализмом в вопросах отчетности, быть гибким, встать на сторону основателя бизнеса. Для сильных предпринимателей, неординарных лидеров, которых не надо вести за руку, правильный инвестор может выступать лишь как внутренний цензор, уберегать от неверных решений, в каком-то смысле балансировать корпоративное развитие. Мощные фаундеры с этим и не спорят. А по бизнесу профессиональным предпринимателям помощь не так и нужна (если это не так, значит, стартап попросту слаб).
Роль инвестора – хорошо подготовить портфельную компанию к последующим инвестициям. Например, для IPO нужно минимум три года аудированной отчетности, а стартапер часто об этом вообще не задумывается, или у него не доходят руки. Таким образом, фаундер должен «на берегу» договариваться с инвестором о правилах оперативного взаимодействия, отстаивая здесь свои интересы, и, при этом, вовремя информировать фонд о своих успехах и проблемах – при таком подходе инвестор станет не «надсмотрщиком», а эффективным помощником.
6. Зарабатывать вместе
Ключевая миссия серьезного инвестора – чтобы и фаундер, и фонд заработали большие деньги. И не за счет основателя, а работая вместе с ним. Нельзя забывать, что венчурный инвестор и фаундер прочно связаны друг с другом, и успеха (привлечения/получения действительно больших денег) можно достичь только вместе. Следовательно, у инвестора нет никаких причин действовать деструктивно по отношению к фаундеру и его бизнесу.
Да, иногда встречаются инвесторы, которые «забирают» столько прав во время сделки, сколько им дадут. Не все они работают в соответствии с принципами «ответственного инвестирования» (честность во всем и полное соблюдение договоренностей). Но такие инвесторы не понимают, что если (когда) стартапер поймет, что с ним обошлись несправедливо, он найдет способ «отомстить». Более того, обиженный фаундер зачастую сам неосознанно начинает разрушать свой бизнес.
Другая опасность для успешного проекта возникает, когда основатель бизнеса думает так: «Когда у меня была только идея и нужны были деньги, мне ничего не дали, а теперь, когда я построил бизнес, инвесторы выстраиваются в очередь. Теперь я могу пренебречь их интересами. Я теперь все могу делать сам». Все это – фатальные ошибки. Именно поэтому я считаю: фаундер обязан всеми способами проверять репутацию фонда; в любых условиях не рушить, а продолжать развивать свой бизнес, и помнить, что его задача – не тихонько расти от года к году (это действительно можно сделать и самостоятельно), но совершить мощный рывок вперед, закрепиться на глобальном рынке. А для этого как раз и нужен хороший инвестор.
Словом, для настоящего успеха и инвестор, и фаундер должны неуклонно сближать позиции, учится друг у друга. Наш рынок еще молод, культура венчурных инвестиций еще не сформирована в России должным образом. И это – один из главных сдерживающих факторов для роста действительно инновационного бизнеса. Поэтому наша общая задача – как можно скорее преодолеть этот рубеж. Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Council
Язык стартапа: термины, которые стоит выучить начинающим
Co-founder и CTO онлайн-маркетплейса для поиска репетиторов Preply Дмитрий Волошин поделился базовым лексическим запасом, который необходим основателю или сотруднику стартапа.
В стартап-экосистеме, как и в любом профессиональном сообществе, говорят на собственном языке, щедро сдобренном терминологией. Одни понятия актуальны для любых типов бизнеса, другие — узкоспециализированные и пригодятся только в стартапе. Знание этих терминов позволит быстрее ориентироваться в информационном пространстве и находить общий язык с коллегами, партнерами, инвесторами.
Организация работы
Agile — гибкая методология разработки. Заключается в динамичной работе, распределенной на короткие циклы (итерации). Согласно agile, каждый сотрудник должен быть максимально свободным в принятии решений, а бюрократическая нагрузка должна быть минимизирована.
Scrum и kanban — разновидности agile. Первая больше применима к высокотехнологичным компаниям, а вторая — к тем, у кого преобладают менеджерские задачи.
Waterfall, она же каскадная модель. Противоположность agile, предполагает строгую последовательность в разработке продукта без внедрений и корректив в процессе. Актуальна в отраслях, где изменения на поздних этапах невозможны или чрезвычайно затратны.
Аутсорс (Outsource) — использование внешнего ресурса для решения определенных задач. Например, нетехнологические стартапы могут привлечь веб-разработчиков для создания и поддержания функционирования сайта.
Аутстафф (Outstaff) — использование персонала вне штата компании.
Hard skills — технические умения, программирование, логистика и прочие навыки, требующие обучения и практики. Идеальное владение hard skills предполагает доведение последовательности действий до автоматизма.
Soft skills — набор качеств, которые помогают сотруднику успешно работать в команде, хотя и не связаны с прямыми обязанностями. Прежде всего, это коммуникативные навыки, адаптивность, тактичность.
Команда
В западной корпоративной культуре сформировалась устойчивая система иерархии и субординации, позиции в которой четко прописаны и соответствуют разным уровням компетенции и опыта. Так, автор бизнес-идеи, вдохновитель — это Entrepreneur. Founder — фаундер, создатель компании, человек, который контролирует ее выход на рынок.
С самого начала также формируется Board — совет директоров, как правило, представители нескольких руководящих должностей. Примечательно, что они далеко не всегда включают в себя создателей бизнеса. В Board входят CEO (Chief Executive Officer, иногда заменяют термином «генеральный директор», хотя лексически правильнее «исполнительный директор») и COO (Chief Operations Officer, операционный директор). В зависимости от специфики, могут быть должности CTO (Chief Technical Officer, технический директор), CFO (Chief Financial Officer, финансовый директор), CMO (Chief Marketing Officer, директор по маркетингу).
Представительские, но не всегда исполнительные функции выполняет Vice President (VP), которых в крупных компаниях может быть несколько. Нередко VP это тот, кто находится «в очереди» на замещение более высокой должности в Board.
В дальнейшем происходит деление на департаменты, которые занимаются созданием и разработкой конкретных задач и возглавляемые Director. Вместе с тем, контроль над продуктом осуществляет, например, Head of Product или Head какого-либо проекта.
Evangelist — «проповедник» в сфере IT-разработки, эксперт в своей области знаний, который формирует группу единомышленников и активно продвигает продукт на рынке.
Финансирование
Венчур — сфера, связанная с высокорисковым инвестированием. Венчурные инвесторы и фонды делят капитал и вкладывают его в несколько проектов с высокой степенью риска, чтобы получить прибыль за счет самых успешных.
Бизнес-ангел — частный инвестор, который приобретает долю в новом проекте с расчетом на получение прибыли в будущем.
Crowdfunding — дословно «народные деньги» — может означать как вложение в некий проект вместе с группой единомышленников, так и добровольные массовые инвестиции на специализированных платформах.
FFF или 3F (friends, family, fools, с английского — друзья, семья и дураки) — близкое окружение, которое поверило в идею проекта и вложилось собственными средствами.
Fundraising — процесс поиска и привлечения средств.
IPO — initial public offering. Выход компании на биржу, первичное размещение акций. (По аналогии, ICO — initial coin offering, первичное размещение токенов.)
Единорог — стартап, который достиг капитализации в 1 миллиард долларов.
Монетизация — процесс извлечения прибыли из проекта за счет продажи товаров, платных услуг.
Бизнес-модель — описание структуры бизнеса, его стоимости и ценности. Тесно связана с понятием монетизации.
Revenue и Income — оборот и доход. Операционные финансовые показатели, которые демонстрируют успехи компании на рынке.
Smart money — деньги, вложенные «с умом». Предполагают дополнительную информированность инвестора, инсайты о развитии стартапа, индустрии, возможно — полезные инструменты и контакты.
Stock — дословно — «биржа», акции, находящиеся в активе компании.
Немного общих терминов
ASAP — заглавные буквы английского выражения as soon as possible, буквально — «при первой же возможности».
FYI — for your information, «к вашему сведению», обычно не требует ответа.
Challenge — вызов, который зачастую содержит элемент состязания.
Meetup — встреча специалистов определенной предметной области в неформальной обстановке.
Pivot — «вираж», изменение курса развития стартапа с целью протестировать новое направление или бизнес-модель. Некоторые стартапы проходят через целую серию пивотов, пока не найдут свою нишу с постоянным притоком клиентов и прибыли.
Retention — удержание клиента, возврат его после успешной продажи. Демонстрирует частоту использование продукта потребителем.
Краш-тест — тест на устойчивость. Может использоваться также для названия трудностей, которые преодолевает компания.
Для развития высокотехнологичного бизнеса необходим минимальный уровень знаний специальной терминологии. Без терминов будет сложно общаться с инвесторами и коллегами по экосистеме. К счастью, запомнить их не так сложно. Знание английского и практика сделают свое дело.