кто такой эркюль пуаро
Эркюль Пуаро
1. Биография
3. Интересные факты
Уже в первом романе Пуаро был пожилым человеком и прожил после того ещё десятилетия. События романов Агаты Кристи происходят в то же время, в которое они были написаны, если другое специально не оговорено. Таким образом получилось, что Пуаро очень медленно стареет, формально прожив более ста лет.
Эркюль Пуаро стал единственным вымышленным персонажем, на которого был предоставлен некролог на первой странице «Нью-Йорк Таймс»: «6 августа 1975. Умер Эркюль Пуаро, известный бельгийский детектив».
Имя Эркюль происходит от античного героя Геркулеса (Геракла), но, если первый совершает свои подвиги благодаря невероятной физической силе, то Пуаро с помощью «маленьких серых клеточек» мозга.
Пуаро не отличается скромностью и открыто называет себя великим человеком. Расследование он старается завершить драматическим финалом, иногда даже с театральными элементами.
Пуаро владеет чистым английским языком, но иногда говорит с сильным акцентом. Он объясняет это в романе «Трагедия в трёх актах»: когда он говорит с сильным акцентом, все начинают думать, что это простой иностранец, который даже не умеет говорить на английском, и не обращают на него внимания. Это помогает Пуаро поймать убийцу, не спугнув его.
4. Образ на экране
Остин Триво — первый исполнитель роли Пуаро. Альберт Финни исполнил роль Пуаро в 1974 году в фильме «Убийство в восточном экспрессе». Питер Устинов снялся в 6 фильмах (1978—1988) о сыщике: «Смерть на Ниле», «Зло под солнцем», «Свидание со смертью», «Убийство в трёх актах», «Глупость мертвеца» и «Тринадцать за обедом» («Смерть лорда Эджвера»). Дэвид Суше считается одним из лучших Пуаро. Снимается в телесериале «Пуаро Агаты Кристи». Снялся в 65 сериях, по мотивам рассказов и романов.
5. Мнения
Ещё в 1930 году Агата Кристи назвала Пуаро «невыносимым», а в 1960 «мерзким, напыщенным, утомительным, эгоцентричным, малоподвижным».
Пуаро говорит о роли детектива:
«Эксперты собирают факты, а роль детектива — разгадать преступление методом логической дедукции, правильно восстановить цепь событий, увязав их с уликами. Но превыше всего — понять психологию преступника.»
6. Прототип
По некоторым сведениям прототипом знаменитого сыщика является сосед Агаты Кристи. Этот чудной человек был простым соседом,хорошим семьянином, но не гениальным сыщиком. От него Кристи взяла характер и манеры Пуаро.
Вот что пишет Агата Кристи в своей «Автобиографии» о том, как она придумывала Пуаро:
Каким быть моему детективу? Я перебрала всех сыщиков, знакомых мне из книг. Конечно, несравненный Шерлок Холмс — с ним тягаться не пристало. Потом Арсен Люпен — преступник или сыщик? В любом случае, он не в моем духе. Оставался еще молодой журналист из «Тайны желтой комнаты» — Рулетабиль — такого мне хотелось бы сочинить; кого-нибудь нового, какого еще не бывало. Что же мне делать? Может быть, студент? Слишком трудно. Ученый? Но что я знаю об ученых? Потом я вспомнила о наших бельгийских беженцах. В торском приходе была целая колония бельгийских беженцев. Вначале всех просто захлестнула волна сострадания и любви к ним. Им обставляли дома, улучшая условия жизни, делая все возможное, чтобы облегчить их существование. Позже возникла типичная реакция, когда показалось, что бельгийцы недостаточно благодарны за все, что для них делали, и без конца жалуются. Никому не приходило в голову, как неуютно этим бедным людям, оказавшимся в чужой стране, где почти никто не говорил на их языке. В подавляющем большинстве они представляли собой недоверчивых крестьян, которым меньше всего на свете хотелось оказаться приглашенными на чашку чая или чтобы нежданные гости свалились им на голову; они предпочитали, чтобы их оставили в покое, предоставили самим себе: хотели накопить денег и устроить садик соответственно своим вкусам и традициям.
«Почему бы моему детективу не стать бельгийцем?» — подумала я. Среди беженцев можно было встретить кого угодно. Как насчет бывшего полицейского офицера? В отставке. Не слишком молодого. Какую же я ошибку совершила тогда! В результате моему сыщику теперь перевалило за сто лет.
Короче говоря, я остановилась на сыщике-бельгийце. Пусть теперь дозревает сам. Может статься, он был когда-то инспектором полиции и, следовательно, кое-что смыслил в преступлениях. «Педантичный и очень аккуратный», — подумала я во время уборки своей комнаты, заваленной разными разностями. Аккуратный маленький человечек, постоянно наводящий порядок, он кладет все на место, предпочитает квадратные предметы круглым. И очень умный — у него есть маленькие серые клеточки в голове — хорошее выражение, я обязательно должна использовать его — да, маленькие серые клеточки. И у него должно быть звучное имя — как у членов семьи Шерлока Холмса. Ведь как звали брата Шерлока? Майкрофт Холмс.
Не назвать ли маленького человечка Геркулесом? Маленький человечек по имени Геркулес. Имя хорошее. Труднее придумать фамилию. Не знаю, почему я остановилась на фамилии Пуаро — вычитала, услышала где-нибудь или просто эта фамилия родилась у меня в голове — но родилась. Однако он стал не Геркулесом, а Эркюлем — Эркюль Пуаро. Вот теперь, слава тебе Господи, все устроилось.
Эркюль Пуаро
История персонажа
Когда главный герой расследует таинственное происшествие с целью выяснения обстоятельств и раскрытия загадки – пожалуй, самое интересное, что может быть в литературе или на просторах кинематографа. И даже любители романов, сентиментальных пьес и мелодрам наверняка с интересом наблюдают за дедуктивным методом Шерлока Холмса и доктора Ватсона.
Эркюль Пуаро и Шерлок Холмс
Но если говорить о писателях, то, безусловно, на вершине детективного жанра находятся Артур Конан Дойл, Чарльз Диккенс, Эдгар Аллан По и неподражаемая Агата Кристи, подарившая этому миру добродушную старушку мисс Марпл и находчивого сыщика Эркюля Пуаро.
История
Некоторые поклонники талантливой писательницы гадают, кто же появился раньше: добрая женщина в преклонном возрасте, обожающая распутывать таинственные преступления, или профессиональный сыщик с усами. Но заядлые любители Агаты Кристи знают, что Эркюль Пуаро родился в воображении писательницы в 1916-году, тогда как мисс Марпл была придумана только в 1927-м.
Впервые Пуаро предстал перед глазами читателей в дебютном романе Кристи – «Загадочное происшествие в Стайлз», опубликованном в 1920 году. Сюжет этого произведения описывает рассказчик, друг Эркюля, – капитан Гастингс. Товарищ Эркюля знакомит завсегдатаев книжных лавок с таинственным поместьем Стайлз, где местные жители находят хозяйку усадьбы Эмили Инглторп, которая умирает от отравления стрихнином (токсичный белый порошок).
Гастингс, давний приятель семьи Инглторп, призывает Эркюля Пуаро распутать нити этого странного убийства. Следователю удается восстановить по крупицам последние события из жизни Эмили и найти «виновника торжества».
Эркюль Пуаро и капитан Гастингс
Биография Эркюля Пуаро раскрывается в романе под названием «Трагедия в трех актах» (1934–1935): сыщик рассказал читателям, что родился в многодетной и бедной бельгийской семье, а также одно время работал в полиции, где и научился разоблачать преступления: от кражи кошелька до жестокого убийства.
Но когда Бельгию оккупировала Германия во время Первой мировой войны, Эркюль был ранен и отправился на лечение в Англию, где и остался жить. Этим и объясняется то, почему сыщик с острым умом изначально проживает в сельской местности, не имея официального заработка: как известно, иммигрантов в те времена не жаловали.
Образ
Агата Кристи описывала этого героя, как «мерзкого, напыщенного, утомительного, эгоцентричного и малоподвижного», тем не менее, сыщик приглянулся любителям литературы, которые скупали романы писательницы. Поэтому создательница произведений не исключала протагониста из своих книг, радуя поклонников. Но нельзя сказать, что англичанка не питала симпатии к этому персонажу, который имеет схожесть с котом и маниакальную страсть к порядку.
Действительно, в квартире Пуаро каждая вещь «знает свое место», там нельзя найти остатков пыли, неубранных крошек, немытой посуды или фантиков от конфет. И даже одежда, которую сыщик подбирает, следуя устаревшей моде, – в идеальном порядке: выглаженная, свежая и опрятная. Впрочем, эта любовь к безупречной чистоте помогает детективу в раскрытии преступлений.
Эркюль Пуаро
Эркюль Пуаро предпочитает квадратные предметы круглым и никогда не опаздывает, а в его кармане лежат часы, которые установлены с точностью до секунды; мужчина не может спать по ночам, когда у него есть долги, а на его банковском счету всегда одна и та же сумма: 444 фунта 4 шиллинга 4 пенса. Впрочем, если заглянуть в раздел психологии, то привычки Пуаро объясняются достаточно просто: дело в том, что мужчина страдал обсессивно-компульсивным расстройством личности. Но этот недуг нисколько не помешал Эркюлю Пуаро стать лучшим сыщиком Англии, потому что люди с одержимостью идеи характеризуются наличием высокого интеллекта.
Также бельгиец любит хорошо покушать, ведь не зря говорится: «Мы есть то, что мы едим». Сыщик предпочитает красное вино с сыром Пор-Салю и палтуса с вареными овощами в лимонном соке.
Эркюль Пуаро в полный рост
Что касается внешности, то Эркюль Пуаро – немолодой низкорослый мужчина с яйцеобразной головой и пышными усами, которые являются предметом его гордости. Точный возраст полицейского в отставке нигде не упоминается, но Агата Кристи вспоминала:
«Какую же я ошибку совершила тогда! В результате моему сыщику теперь перевалило за сто лет».
По природе Пуаро – брюнет, но с годами этот импозантный детектив начинает седеть, поэтому вынужден пользоваться краской для волос. Однако в киноадаптациях следователь изображен лысеющим или лысым.
Главный герой романов Агаты Кристи лишен скромности, в этом вымышленном персонаже можно проследить тщеславие: он без зазрения совести объявляет себя лучшим сыщиком, хотя, по некоторым предположениям, на самом деле следователь надевает маску, чтобы спрятать уязвимые черты характера. Кроме того, он холерик, имеющий тягу к эмоциональным всплескам и принимающий некоторые преступления близко к сердцу.
Рисунок Эркюля Пуаро, капитана Гастингса и мисс Лемон
Эркюль живет холостяцкой жизнью, ибо у столь занятого детектива не было времени на ухаживания за барышнями: он обожает изящных дам, но ни в кого не влюбляется. Агата Кристи приоткрыла завесу его личной жизни: стрела Амура пронзила сердце сыщика единожды. Пуаро испытал любовные чувства к Вирджинии Меснар, но этот роман не увенчался успехом.
Помимо прочего, Эркюля Пуаро окружают спутники и верные друзья, среди них «спотыкающийся о правду», но несообразительный Капитан Гастингс, Ариадна Оливер, которая всегда подсказывает следователю верные решения, официозный старший инспектор Джепп и секретарша мисс Лемон.
Прототип
Агата Кристи оставила поклонникам многочисленные мемуары, которые помогают раскрыть истинный прототип легендарного бельгийца. Когда писательница садилась за написание романа, в ее голове всплыл образ жителей Бельгии, которые вынуждены были бежать на южное побережье Англии.
В городе Торки, где жила Агата, было много бельгийских иммигрантов. Поэтому, чтобы создать главного героя, женщине не пришлось много думать: она просто посмотрела сквозь окружающую действительность. Примечательно, что в 21 веке Майкл Клэпп нашел записки своей бабушки, которая рассказывала о жандарме Жаке Жозефе Амуаре, жившем на той же улице, где находился дом Кристи.
Агата познакомилась с беженцем в 1915 году на зимнем благотворительном вечере, поэтому, по некоторым догадкам, именно этот мужчина стал прообразом Эркюля Пуаро.
Другие поклонники Эркюля, знакомые с творчеством Дойла, уверены, что этот сыщик списан с коллеги по цеху с Бейкер-стрит. Безусловно, Агата Кристи хотела создать такую же яркую пару, которая встречается в книгах Артура Конан Дойла, однако Гастингс имел меньшее значение для творчества писательницы, тогда как Ватсон был неотъемлемым персонажем в «Приключениях Шерлока Холмса».
Эркюль Пуаро и Шерлок Холмс
Гастингс похож на доктора Ватсона, а вот характеры Пуаро и Холмса разнятся: Холмс холодный и расчетливый, а Эркюль эмоциональный. Да и методы этих гениев частного сыска не похожи друг на друга, если британец пользуется дедукцией и опирается на улики, то бельгиец предпочитает психологию и «серые клеточки» мозга.
Бытует предположение, что имя Эркюль взято писательницей неспроста, оно происходит от героя древнегреческого эпоса – Геракла, который прославился двенадцатью подвигами, правда, «любитель карточного домика» побеждает с помощью ума, а не физической силы. Если с именем все ясно, то фамилия окутана ореолом тайны, по крайней мере, она созвучна на французский манер со словом «лук-порей».
Книги
Харизматичный Эркюль Пуаро появляется в 33-х романах, 54-х рассказах и в одной пьесе писательницы. Все эти произведения были написаны в период с 1920-го по 1975 годы и не уступают друг другу ни по гениальности, ни по развитию сюжетных линий.
Книги об Эркюле Пуаро
Среди популярных выделяются: «Убийство в Восточном Экспрессе» (1934), «Карты на стол» (1936) и «Глупость мертвеца» (1956, роман, «выросший» из новеллы «Путаница в Гриншоре»).
Фильмы
Именитые режиссеры порадовали тех, кто не любит перелистывать книги, а предпочитают проводить досуг возле экрана телевизора. Все детали из романов невозможно уместить в хронометраж, но произведения кинематографа получились захватывающими. Всего снято 70 кинолент, некоторые из них:
Актеры
Первым, кто примерил образ бельгийского сыщика, стал Остин Тревор. Этот лицедей постарался вжиться в роль, но его внешность отличается от той, которую описывала Агата Кристи: у мужчины нет усов. Почему режиссеры не приклеили главную гордость Пуаро к лицу актера – остается только гадать. Тревор сыграл в кинолентах «Алиби» (1931), «Черном кофе» (1931) и «Смерть лорда Эджвера» (1934).
Остин Тревор в роли Эркюля Пуаро
В 1974 году в любителя улик перевоплотился обладатель примечательных кинематографических премий («Золотой глобус», BAFTA, «Эмми») Альберт Финни. Картина, где сыграл Альберт («Убийство в восточном экспрессе»), была номинирована на «Оскар», но фильм награду не получил. Агата Кристи, которая тщательно относилась к подбору актеров, осталась довольна экранизацией и игрой Альберта Финни.
Альберт Финни в роли Эркюля Пуаро
Талантливый актер и драматург Питер Устинов появился в шести фильмах по мотивам произведений Кристи, но лучшим Эркюлем Пуаро принято считать Дэвида Суше, сыгравшего в английском телесериале «Пуаро», ведь именно он воссоздал каноничный образ находчивого персонажа. К сожалению, Агата Кристи не увидела этого сериала (вышел через 13 лет после смерти писательницы).
Кинопродюсер Брайн Истман выбрал Дэвида Суше сразу, поэтому актеру не пришлось состязаться с коллегами за место под Солнцем. Дэвид рачительно подошел к своей работе: выучил историю Бельгии, прочел все романы и рассказы Агаты Кристи, а также посмотрел другие воплощения Пуаро на экране.
Дэвид Суше в роли Эркюля Пуаро
Также Дэвиду пришлось нанять репетитора, чтобы «исковеркать» родной язык. В книгах Эркюль хорошо владеет английским, но иногда в его речи проскальзывает акцент, помогающий вывести преступника на чистую воду: окружающие думают, что перед ними простой иностранец, не понимающий слова, и поэтому не обращают на него внимания. Следовательно, Пуаро наблюдает за потенциальным убийцей и остается незамеченным.
Кеннет Брана в роли Эркюля Пуаро
Также Пуаро играли: Иэн Холм, Тони Рэндел, Анатолий Равикович, Альфред Молина, Константин Райкин и Кеннет Брана.
Дело Пуаро: кто был прототипом легендарного детектива
Белый накрахмаленный воротничок, неизменные костюм-тройка, пенсне и, конечно же, чёрные усы идеальной формы – любой ценитель детективов сразу же узнает в этом образе знаменитого сыщика Эркюля Пуаро. В этом году исполняется ровно 100 лет с выхода первой книги про импозантного бельгийца. Но несмотря на солидный возраст, его по-прежнему знают и любят во всём мире. Неоднозначно к нему относился, пожалуй, только один человек – его создательница Агата Кристи…
Странный иностранный
Детективные романы Кристи начала писать в конце 1910-х, когда ей было под 30. По нынешним меркам, возраст ещё очень молодой, но за плечами Агаты уже был серьёзный жизненный опыт. Она служила санитаркой во время Первой мировой войны, ухаживала за ранеными, вышла замуж за военнослужащего Арчибальда Кристи и после войны поселилась с ним Лондоне.
В 1919 году родилась их единственная дочь Розалинда. А ещё спустя год вышел в свет первый детективный роман Агаты Кристи «Загадочное происшествие в Стайлзе».
Сама писательница тогда работала в аптеке. Возможно, этот антураж с многочисленными склянками и ядовитыми веществами и вдохновил её на сочинение детективных историй. В рецензиях сразу отметили, что в сфере отравлений «мисс Кристи своё дело знает».
А ещё публику зацепил необычный главный герой – педантичный пожилой бельгиец с невероятно проницательным и въедливым умом.
Сама Агата Кристи писала в «Автобиографии», что, придумывая Пуаро, перебрала в уме всех знаменитых сыщиков от Шерлока Холмса до Арсена Люпена. Но ей хотелось создать совершенно оригинального персонажа. Журналист? Студент? Учёный? И тут писательницу осенило – он должен быть иностранцем!
Тем более что рядом с Кристи располагалась целая колония бельгийских беженцев, покинувших оккупированную немцами страну во время Первой мировой войны. Англия в ту пору радушно принимала эмигрантов, создавая им лучшие условия для комфорта в чужой стране. Но позже это доброжелательное отношение сменилось на настороженное: англичанам показалось, что бельгийцы недостаточно благодарны за их великодушие. Отсюда и отношение к Пуаро, сквозящее во всех книгах, – от любопытства до откровенных насмешек окружающих.
Отразились в книге и другие реалии времён Первой мировой. Так, друг и помощник Пуаро капитан Артур Гастингс был раненным на войне офицером. А в семействе жертвы первого преступления Эмили Инглторп все так или иначе пытаются служить стране в непростое время: кто-то устраивает благотворительные обеды, кто-то служит в Красном кресте, кто-то обучает добровольцев.
При этом до недавних пор считалось, что все персонажи – плод воображения Агаты Кристи. Однако в 2014 году появилась версия, что кое у кого из героев всё-таки есть реальный прототип. И этим кем-то оказался сам Эркюль Пуаро!
Агата и жандарм
Шесть лет назад британский исследователь Майкл Клэпп, восстанавливая свою родословную, наткнулся на коллекцию любопытных документов. Его бабушка активно помогала беженцам из Бельгии и организовала благотворительный концерт. Оказалось, что в нём принимала участие 24-летняя Агата Кристи, которая играла на фортепиано.
Возможно, именно там она познакомилась с бельгийским эмигрантом Жаком-Жозефом Амуаром. Как удалось выяснить Клэппу, во время войны он вместе с сыном бежал в Англию.
Вероятно, там и произошла его встреча с Агатой Кристи в 1915 году. Сын Амуара умер от испанки в возрасте 18 лет. А сам отставной полицейский после войны вернулся в Бельгию к жене и дочери, которых там оставил. Майкл Клэпп сделал запрос и узнал, что на родине Амуар дожил до глубокой старости и умер в 1944 году в возрасте 86 лет.
Исследователи ухватились за эту версию и продолжают изучать историю жандарма-эмигранта, разыскивают его родственников и выясняют новые факты биографии. Ведь это многое объяснило бы и в истории Пуаро.
В книгах Агаты Кристи не изложена биография сыщика, но её можно восстановить по обрывочным фразам из разных романов. Так, судя по всему, Пуаро был полицейским и борцом в рядах Сопротивления. Его чуть было не поймали немцы, однако Эркюля спас некий французский генерал. Позже сыщик встретился с ним в самом начале знаменитого романа «Убийство в Восточном экспрессе» и напомнил, что он в долгу перед генералом за своё чудесное спасение. В Англию Пуаро, судя по всему, приехал в 1916 году. Но спокойная жизнь оказалась не для него, и он вновь берётся за расследование преступлений.
Какие из этих фактов имеют отношение к биографии Жака-Жозефа Амуара, а какие являются плодом воображения Агаты Кристи – сейчас и пытаются установить литературоведы. Однако все остальные детали образа точно принадлежат ей.
«Педантичный и очень аккуратный, – подумала я во время уборки своей комнаты, заваленной разными разностями. – Аккуратный маленький человечек, постоянно наводящий порядок, он кладёт всё на место, предпочитает квадратные предметы круглым, – вспоминала Агата Кристи в своей «Автобиографии». – И очень умный – у него есть маленькие серые клеточки в голове – хорошее выражение, я обязательно должна использовать его – да, маленькие серые клеточки».
А вот имя своему маленькому герою писательница придумала на контрасте. Эркюль – французский вариант имени Геркулес. Ей казалось очень забавным, что невысокий пузатый сыщик будет зваться так же, как герой из мифов, сын самого Зевса и обладатель неимоверной физической силы. Фамилия у детектива Пуаро (Poirot) тоже не лишена ироничного подтекста – на французском, который Кристи знала с детства, это созвучно слову poireau, «лук-порей».
Впрочем, все находки этого гениального образа публика оценила не сразу.
Герой её романа
Роман «Загадочное происшествие в Стайлзе» взяли в печать только в седьмом по счёту издательстве. Кристи получила скромный гонорар в 25 фунтов, однако не опустила руки. В свет один за другим вышли ещё три романа. Публика, наконец, раскусила странноватого, но обаятельного героя, а его создательница превратилась в преуспевающую писательницу.
Агата Кристи с увлечением добавляла всё новые штрихи в образ Пуаро, сделав его родоначальником собственного стиля. Усы, служившие предметом его гордости, яйцевидная голова с черными волосами, которые со временем он начинает красить, часы на двойной цепочке и трость в виде лебедя… Кажется, Пуаро был большим консерватором, чем все англичане вместе взятые. Даже путешествуя по Африке и Египту, он всегда появляется на людях в пиджаке, жилетке и брюках в полоску.
Однажды Агата Кристи попыталась поменять карманные часы сыщика на наручные, надеясь сделать Пуаро более современным. Но поняла, что её герой просто не сможет к этому привыкнуть. Неизменными оставались и его пенсне, которое он носил на специальном шнурке, и бутоньерка на лацкане. Он любил вкусно поесть, был ценителем искусства и превращал расследование в настоящее театральное действо. Галантный и элегантный детектив с острым умом очень нравился женской аудитории. А вот отношение самой Агаты Кристи к своему герою качалось, как маятник.
Поначалу она была вдохновлена Пуаро и по-настоящему к нему привязалась. Спустя 10 лет писательница уже называла его «невыносимым», а в 60-е годы и вовсе «мерзким, напыщенным, надоедливым, эгоцентричным мерзавчиком». Она часто сокрушалась, что сразу сделала своего героя пожилым. В итоге к концу его приключений ему должно было перевалить уже за 100 лет.
Впрочем, Агата Кристи хотела покончить с Пуаро гораздо раньше. Еще в 1940-х годах она решила написать последнюю книгу о старике-детективе и отправить его в мир иной, заменив на мисс Марпл. Но издатели уговорили её отложить расправу – почти на 30 лет.
Последний роман о Пуаро, «Занавес», был написан в 1975 году. Тогда же на первой странице «Нью-Йорк таймс» появился некролог: «6 августа 1975. Умер Эркюль Пуаро, известный бельгийский детектив». Он стал единственным литературным героем, удостоившимся таких почестей.
«Занавес» не имел особого успеха. Агата Кристи представила Пуаро не в лучшем виде – в инвалидном кресле, в парике, с наклеенными усами. Публика сочла это слишком жестокой расправой с любимым персонажем.
Сама Агата Кристи пережила Эркюля Пуаро всего на год. Несмотря на все противоречия в их отношениях, это была настоящая любовь.