что строят в приморском крае
Глава Минвостокразвития пообещал «туристическую Мекку» под Владивостоком
После строительства города Спутник под Владивостоком новая агломерация сможет привлечь туристические потоки и даже сможет составить конкуренцию курортам черноморского побережья, утверждает глава Минвостокразвития Алексей Чекунков, передает «РИА Новости».
«Это новое жилье, новое городское пространство найдет покупателей не только среди жителей Владивостока, но и других россиян. Думаю, будет здоровая конкуренция с Крымом и Сочи. Там «давление» туристов, спрос на жилье и цены такие, что Приморский край отберет часть туристического потока и покупателей недвижимости на черноморском побережье», — сказал министр.
По словам Чекункова, в планах в том регионе — создание «туристического кластера от Находки до самого юга Приморья, до Хасана». «Это будет туристическая Мекка, сопоставимая с крымским побережьем или курортами Краснодарского края», — добавил министр.
Согласно данным регионального агентства по туризму Приморья, летом 2021 года регион посетили 1,1 млн туристов. «Это по внутренним туристам, которые приехали отдохнуть в Приморском крае именно в летний период — наиболее высокий сезон, пляжный сезон на базах отдыха. И всего, надо сказать, мы уже в два раза больше приняли поток, чем за полный предыдущий [год]», — рассказывал руководитель агентства Владимир Щур. Однако достичь показателей допандемийного 2019 года региону так и не удалось. Тогда, до введения ограничений на транспортное сообщение, регион посетили 941 тыс. только иностранных туристов, не считая россиян. Первое место по числу туристов в Приморье у Китая — 456,2 тыс. туристов, а в 2019 году за ним идут Республика Корея (299,6 тыс. туристов) и Япония (34,9 тыс. туристов).
Для сравнения, Краснодарский край в 2019 году посетили 17 млн туристов. В этом году Краснодарский край к концу лета успел принять 12,4 млн туристов.
Сегодня правительство утвердило обновленный список территорий Крайнего Севера, в него вошла часть районов Приморского края.
Новый город Спутник площадью 3 млн кв. м и населением 300 тыс. человек должен появиться в 30 км от Владивостока в ТОР «Надеждинская».
В начале октября Чекунов говорил, что основная цель создания города Спутник — появление самого комфортабельного и современного городского пространства на Дальнем Востоке. Он отмечал, что Спутник не будет «тем, что называют человейником».
В новом городе создадут тематические районы стран Азиатско-Тихоокеанского региона, среди которых японский, китайский, и корейский кварталы, которые могут спроектировать и реализовать архитекторы и девелоперы из соответствующих стран. «Таким образом, Спутник будет центром современной архитектурной мысли Азиатско-Тихоокеанского региона», — уточнял Чекунов.
В интервью РБК министр рассказывал, что в городе будут строить здания в едином архитектурном стиле высотой не больше пяти-семи этажей, они будут оборудованы благоустроенной территорией. На эти проекты, отметил министр, будет распространен режим ТОР, что позволит застройщикам получить льготы.
Какие крупные стройки планируются в Приморье до 2025 года?
— Какие крупные стройки планируются в Приморье до 2025 года?
В докладе было названо много крупных строек, которые планируется организовать в Приморья в период до 2025 года. Перечислим их.
2. В рамках газификации Приморского края планируется создание газотранспортной системы для обеспечения нужд потребителей региона, а также крупных газохимических и газоперерабатывающих производств на юге Приморского края: строительство ОАО «Газпром» газоперерабатывающего завода (мощность 30 млрд. куб. м. газа в год), завода сжиженного природного газа (мощность 26 млрд. куб. м. газа в год); завода по производству минеральных удобрений.
3. Создание новых генерирующих мощностей и модернизация имеющихся, а именно: строительство Находкинской ТЭЦ, Уссурийской теплоэлектростанции и Владивостокской теплоэлектростанции-3, реконструкция Артемовской теплоэлектростанции и Владивостокской ТЭЦ-2 с переводом на сжигание газового топлива
4. Сооружение электрических сетей с техническими возможностями для экспорта электроэнергии. В будущем предполагается создание энергомоста для поставок электроэнергии в Китай, в Северную Корею и Республику Корея
5. Строительство атомной электростанции в Приморском крае и создание центра технической комплектации для строительства подобных объектов в странах АТР
6. Строительство алюминиевого завода полного цикла мощностью 600 тыс. тонн продукции в год.
По материалам сайта www.primorsky.ru
Дата и время размещения: 20.06.2012 23:18:02
Дата и время изменения: 20.06.2012 23:18:02
Обещания и риски. Какие крупные проекты собираются реализовать в Приморье в этом году
На 2020 год у приморского правительства серьезные планы. В регионе намечены масштабные стройки. Речь идет о действительно нужных объектах – парковки, мосты, детские сады и больницы. Наиболее масштабные проекты планируются во Владивостоке и Большом Камне. Обещания краевых властей более чем серьезные. Однако реализация всех этих планов связана с определенными рисками. Подробнее – в материале «ФедералПресс».
Парковки во Владивостоке: потянет ли мэрия?
В этом году приморскую столицу решили по-настоящему осчастливить: Владивостоку выделили деньги на строительство автомобильных парковок – 200 миллионов рублей. Первая многоярусная стоянка должна появиться в городе уже в 2021 году. В ближайшие годы власти намерены построить в городе сразу несколько многоуровневых паркингов – на улицах Адмирала Фокина, Русской, Октябрьской. Дело, без сомнения, нужное: в приморской столице стоянок катастрофически не хватает, в центре города их вообще почти нет. Это одна из причин вечного дорожного коллапса. Водителям приходится оставлять машины на обочинах, уменьшая пропускную способность и без того узких дорог. А между тем Владивосток – один из самых автомобилизированных городов страны и подобные проблемы осложняют жизнь всех горожан.
Однако планировать и сделать – две разные вещи. Построить хотя бы одну многоуровневую парковку во Владивостоке пытаются уже много лет, но все никак не выходит. Последняя попытка сорвалась как раз в прошлом году. Мэр города Олег Гуменюк обещал построить стоянку на Верхнепортовой, потом оказалось, что проект нужно переделывать… Полпред президента Юрий Трутнев даже устроил градоначальнику нагоняй за срыв проекта.
Впрочем, это далеко не первый провал городских властей на данном поприще. Пожалуй, самая громкая история связана с офисным центром «Фреш-Плаза», построенным во времена мэра Владимира Николаева. Тогда в центре Владивостока, напротив мэрии, начали возводить многоярусную парковку. В какой-то момент она превратилась в офисный центр, который стоит по сей день. Проблема, что называется, с бородой.
Получится ли хотя бы сейчас построить столь нужные Владивостоку объекты, зависит от качества работы мэрии. И вот здесь начинаются проблемы. Олег Гуменюк за год правления допустил провалы практически по всем фронтам. Претензий к нему масса – как у горожан, так и у высокопоставленных чиновников. Учитывая, что в 2019 году мэрия не смогла справиться даже с одной парковкой, встает резонный вопрос: потянет ли все остальное? Сомнения в управленческих способностях Гуменюка имеются у большинства экспертов.
«Нынешний мэр Владивостока на своем посту уже больше года. За это время он продемонстрировал свою некомпетентность в управлении. Это очевидно, наверное, практически всем. Проблемы города почти не решаются. Само собой, под вопросом будет и реализация каких-то серьезных, крупных проектов. Скандалов, связанных с провалами мэрии города, хватает – вспомнить хотя бы разнос, который осенью учинил Гуменюку Юрий Трутнев», – считает политолог Павел Наливайко.
Рецептов от возможных неудач не так много. Здесь нужен или строгий контроль со стороны краевых властей, либо смена градоначальника. Какой вариант в итоге выберут в Приморье, сказать сложно. Однако очевидно, что проблему надо решать. Вопрос со строительством парковок тем более важен, что во Владивосток вот-вот переедет полпредство. Учитывая, что решением дорожной проблемы города занимается и Юрий Трутнев, ответственность у мэрии действительно высокая.
Новые мосты: нехватка подрядчиков
Еще один важный проект, который начнут реализовывать в Приморье, – масштабное строительство мостов. Износившиеся переправы являются одной из серьезных проблем региона. Впервые о ней заговорили еще во времена губернатора Миклушевского. В 2016 году край накрыл настоящий «мостопад», который продолжается до сих пор, хоть и в меньших масштабах. Причина проста: значительная часть переправ в крае не ремонтировалась с советских времен. Из более чем 1600 мостов в регионе в аварийном состоянии находится почти половина, и денег на ремонт всех объектов просто нет. Тем более что некоторые переправы нужно вообще строить заново.
Однако проблема все-таки постепенно решается. В 2020–2021 годах в Приморье собираются построить порядка 15 новых мостов. Как рассказал губернатор Олег Кожемяко, в крае проектируется 29 переправ.
«В планах у нас в 2020–2021 годах начать строительство 10–15 мостов и сохранять такие темпы и впредь. Пять мостов уже прошли экспертизу», – отметил он.
Работа на ряде объектов идет уже сейчас. Есть, впрочем, и здесь одна проблема – отсутствие подрядчиков. Глава Приморья отметил, что для ремонта дорог и мостов в регионе не хватает компаний, которые смогут качественно исполнить весь объем работ. Региональному «Примавтодору» не хватает сил, чтобы справиться со всеми проектами. Так что искать подрядчиков, вероятно, будут в других регионах. От того, кто в конечном счете будет заниматься строительством, зависит реализация обещаний.
Большой Камень: время выполнять обещания
В этом году серьезное обновление ждет Большой Камень. Город давно перестал быть совсем уж захолустным, однако провинция есть провинция, тем более в Приморье. Сейчас приморские власти намерены всерьез взяться за развитие города.
Так, на этой неделе в правительстве представили проект промышленного парка, который создадут в пригороде. На территории в 172 гектара создадут всю необходимую инфраструктуру для размещения самых разных производств.
«Главным преимуществом парка являются подготовленные участки с доступом к дорогам, электричеству, водоснабжению, газу. Кроме того, оформить помещения и земельные участки можно будет по льготной цене, существенно ниже рыночной. Это должно способствовать притяжению бизнеса», – рассказал исполнительный директор Корпорации развития Приморского края Игорь Трофимов.
Он отметил, что основной упор в промышленном парке сделают на рыбопромышленные и судостроительные производства. Это вполне закономерно: его специально размещают рядом с верфью. В идеале парк станет площадкой для создания комплектующих и расходных материалов для различных судов. Строить его начнут в следующем году, полностью закончат проект только к концу 2023 года. Сейчас парк находится в стадии проектирования.
Как рассказал «ФедералПресс» экономист Максим Кривелевич, на данный момент промышленный парк – один из наиболее перспективных экономических проектов в крае.
«Идея очень хорошая. Есть крупное градообразующее предприятие, и под него строят большой промышленный парк. Это, с одной стороны, пойдет на руку кораблестроительной промышленности. С другой стороны, это пойдет на руку местному бизнесу. Схема совершенно рабочая: там есть конкретный покупатель, и на основе этого можно эффективно планировать производство», – пояснил он.
Эксперт добавил, что все будет зависеть от качества исполнения. Понятное дело, что при неверном подходе можно зарубить даже самый успешный проект. Однако пока шансы на успех более чем высокие.
Впрочем, парк – это только часть планов по развитию города. В ближайшие несколько лет в Большом Камне появятся культурный центр, несколько новых домов, новая большая школа… Стоит отметить, что построить часть этих объектов обещали еще при прежней власти. Врио губернатора Андрей Тарасенко весной 2018-го обещал городу и дома на 750 квартир, и центр культурного развития. Однако реализовать эти планы он так и не сумел.
Новый глава региона взялся за развитие края куда активнее. С большекаменскими проектами Приморью помогли федеральные власти – речь идет о «дальневосточной субсидии». Как рассказали «ФедералПресс» в правительстве края, на строительство социальных объектов в регионе из федерального бюджета согласовано финансирование на сумму более 12,9 миллиарда рублей. Половину средств уже освоили в прошлом году. Нельзя сказать, что у Андрея Тарасенко было меньше возможностей для развития Большого Камня, – здесь речь, скорее, о качестве управления и опыте работы. Сейчас у краевых властей есть все шансы, чтобы закончить начатое.
«А жить там кто будет?» Власти хотят создать на Дальнем Востоке «миллионник»
Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков сообщил о планах построить в Приморье город на 300 тысяч жителей под названием Спутник, который объединит Владивосток с расположенным неподалеку городом Артем, образуя новую агломерацию на миллион жителей. Эксперты рассказали Сибирь.Реалии, что экономических предпосылок для проекта нет и, скорее всего, из затеи ничего не выйдет.
«Для людей это раздражающий фактор»
Жители Владивостока говорят, что, возможно, их город – рекордсмен в России по количеству масштабных недостроев, на которые потрачены миллиарды рублей. К каждому международному экономическому форуму власти анонсируют новый проект, но далеко не все планы могут реализовать.
К саммиту АТЭС-2012 власти обещали, используя деньги инвесторов, открыть два пятизвездочных отеля «Хаятт», которые не сданы в эксплуатацию до сих пор. Стоимость строительства отелей составила 18,3 млрд рублей, а в 2019 году их продали новому владельцу в пять раз дешевле – за 3,7 млрд.
– Когда я слышу такие заявления о строительстве города, мне сразу вспоминаются отели «Хаятт», на которые город потратил миллиарды, а продал за копейки, – говорит заместитель председателя приморского отделения «Яблока» Марина Железнякова. – Много недостроенных объектов и на острове Русский. Как правило, такие большие проекты попросту экономически невыгодны. Мне кажется, что этот замысел со строительством города хотели просчитать к Восточному экономическому форуму, но не слишком хорошо просчитали. Они просто подумали: «Так, нужно отчитаться, а что мы к форуму сделали». Сейчас вот перед форумом дорогу в 10 км решили отремонтировать за два дня – примерно из той же серии. Для жителей Владивостока такие громкие проекты сейчас – раздражающий фактор. Местные на таких крупных стройках работать все равно не будут: привезут кого-то из более депрессивных регионов. В то же время мы не можем решить проблему с квартальными дорогами во Владивостоке. Если отъехать от центра на три-четыре километра, вы просто ужаснетесь, что творится в городе. Проблема точечной застройки далеко не решена. Есть ряд садоводческих обществ, где люди готовы строить дома, но там нет дорог, нет электричества, нет никакой инфраструктуры. У нас есть о ком позаботиться вместо того чтобы объявлять большие проекты, которые могут быть экономически не выгодными и лягут на городской бюджет.
В последние годы власти пытались развивать на Дальнем Востоке так называемые Территории опережающего развития (ТОР) – зоны с льготными налоговыми условиями, созданные для привлечения инвестиций. Например, рамках ТОР в приморском городе Большой Камень открылся судостроительный завод «Звезда». При этом, полагает Марина Железнякова, в Приморье нет экономических предпосылок и нужного инвестиционного климата для строительства целого города.
– В регионе наблюдается отток населения, отток квалифицированных кадров. Например, в Приморском и Хабаровском крае число избирателей уменьшилось более, чем на 100 тысяч с 2007 года. К тому же 300 тысяч населения этого города нужно обеспечить нормальной работой. Экономический климат на Дальнем Востоке абсолютно не привлекательный. У нас действуют ТОРы: например, судостроительный завод «Звезда», который забрал себе всех лучших специалистов. Но город Большой Камень, где расположен завод, не имеет никаких плюсов или преимуществ от этого. Владельцы не выполняют социальных обязательств: например, на самом заводе все хорошо, а за его забором даже нет парковок для сотрудников, нет нормальных дорог, жилье для работников сдается в аренду очень дорого. В целом у нас ежегодно сокращается количество предпринимателей, средний бизнес исчезает, а предприятия в рамках ТОРов не смогут дать рабочие места для 300 тысяч человек.
«Огромная нагрузка на бюджет»
В 2021 году российские чиновники несколько раз возвращались к идее строительства новых городов. В июле Сергей Шойгу заявил, что в Сибири нужно построить «три, а лучше пять» городов с населением до 1 млн человек. Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин предложил на базе Циолковского возле космодрома Восточный в Амурской области построить новый большой город. «Город российской космонавтики. Не только для обеспечения ритмичной работы космодрома, но и для создания конструкторских бюро, инженерных центров и производства ракетно-космической техники. Так на самом деле и будет», – написал Рогозин на своей странице в Facebook.
В мире очень мало городов, построенных искусственно, без объективных экономических предпосылок. Содержание таких проектов требует больших вливаний из бюджета, говорит урбанист, кандидат географических наук, президент компании Habidatum, специализирующейся в области замеров и аналитики спонтанных городских данных, Алексей Новиков.
– Практика строительства новых городов минимальна. Например, Нур-Султан – столица Казахстана, построенная в довольно сложных климатических условиях. Весь этот многоэтажный город выглядит большим знаком вопроса: а зачем надо было строить именно в этом месте? Наверное, была какая-то политическая причина. Но как полноценный город без мощных бюджетных вливаний он, в общем-то, не работает. В Бразилии город Бразилиа, спроектированный архитектором Оскаром Нимейером, выглядит искусственным и также является большой нагрузкой на бюджет страны. Конечно, иногда власти осознанно идут на такие вложения, накладывают на бюджет дополнительную нагрузку, чтобы поднять определенный регион. Но в регионе все равно должна быть экономика или хотя бы перспективы ее возникновения. Например, в портовых городах это вполне могло бы сработать, но только если этот город стоит не на барьерной, а контактной границе. В противном случае это проект исключительно социальный или маркетинговый, пропагандистский, а не девелоперский, не экономический и не рациональный. В России была практика строительства научных городков, которая окончилась неудачно (в советские времена Пущино на Оке, Жуковский под Москвой, Ленинск в Казахстане. – СР). Такой город как сообщество ученых не мог существовать, потому что он был искусственным, и следующие поколения его жителей предпочитали разнообразие социальных и профессиональных ролей, а не узкую специализацию. Рядом находились более интересные с экономической точки зрения города, и более зрелые.
Что касается Приморья, то вложения в большой населенный пункт могли бы сработать при более активной экономике в регионе, полагает эксперт. Например, если бы Владивосток стал полноправным участником тихоокеанской экономической зоны.
– Это имело бы смысл, если бы Владивосток был частью так называемого Pacific ring – Тихоокеанского кольца, куда входят, например, Токио, Сеул, Гонконг, а с другой стороны – Ванкувер, Сан-Франциско, Лос-Анджелес. Но если мы говорим об этом, то геополитическая атмосфера должна быть максимально открытой, должна быть свободная торговля, может быть, с какими-то зонами порто-франко (беспошлинные портовые зоны. – СР). Если начнется вот такое развитие, и если Владивосток не будет дальним периферийным городом, форпостом на границе, который исполняет лишь барьерные функции. Сейчас Владивосток, конечно же, не часть Тихоокеанского кольца. Наша страна живет под санкциями. Кроме того, речь же идет не только о товарах, которые перевозят из одной страны в другую. Речь идет о полноценном финансово-экономическом центре, каким является Сеул, Токио и так далее. Там существуют представительства компаний, банков, торговые представительства разных стран. То есть должна быть открытая атмосфера с выгодными условиями, например, для аренды земли, офисов и так далее. Пока такого нет, о «новом городе» там даже не стоит мечтать, – говорит Алексей Новиков.
«Искусственные города не живут»
По мнению эксперта, если власти рассматривают строительство города как социальный проект за средства налогоплательщиков, то целесообразнее было бы вложиться в «управляемое сжатие городов»: переселение жителей северных районов в более южные территории.
– Я уже говорил, что управляемое сжатие городов – гораздо более важная проблема. В неблагоприятных климатических условиях живет очень много людей, которых, по идее, нужно перевозить. Не только потому, что им там не очень хорошо, но и потому, что это опять же оттягивает колоссальные бюджетные ресурсы. Что касается строительства «нового города», то попытки заманить людей под такие прожектёрские «мероприятия», как правило, заканчиваются плохо, потому что искусственные города не живут. Возникают огромные проблемы с их эксплуатацией, потому что нет экономических сил, которые их наполняют. В результате это все становится огромной социальной проблемой, которая висит на бюджете региона, муниципалитета и федерации. Если туда не идут девелоперы и нужно специально, от имени государства начинать строительство такого «города», то это уже знак того, что строить там не нужно. Если стоит цель потратить бюджетные средства, чтобы переместить людей, то к этому стоит относиться особенно внимательно, поскольку в дальнейшем такой город может стать большой бюджетной обузой, лечь на плечи налогоплательщиков всей страны на многие десятилетия. К тому же в таком городе придется соблюсти социальный баланс, то есть там должны жить учителя, врачи, музыканты и ученые, представители других профессий. И город должен стать для таких людей привлекательным, потому что просто так их к городу не прикрепить. Они пойдут за деньгами, которые зачастую обеспечиваются за счет повышающих коэффициентов, оплачиваемых опять же из бюджета. То есть это такой гигантский бюджетный проект, требующий огромных затрат средств налогоплательщиков.
Экономист и доктор географических наук Наталья Зубаревич не видит ресурсов и рычагов для реализации проекта Минвостокразвития. По ее мнению, власти ограничатся административным объединением Владивостока и Артема, а никакой новый город строить не будут.
– Построить город? А жить там кто будет? Кто туда приедет? – говорит Зубаревич. – Давайте скажем вот так: в Приморском крае миграционный отток, население там не растет. Естественным образом оно также не растет: идет естественная убыль, то есть рождается меньше людей, чем помирает. Поэтому не надо пиар Минвостокразвития накануне Восточного экономического форума воспринимать серьезно. Они объединят Владивосток с Артемом, это сделать легко, административная история. И будет не 600 тысяч население, а 700, ну и что? О каком строительстве города может идти речь, откуда деньги? В регионе уже ввод жилья увеличился, стали строить больше, и это хорошо, потому что раньше строили мало. Но кто покупает квартиры во Владивостоке? Сами жители Владивостока или жители Приморского края, которые перебираются во Владивосток. Владивосток станет частью Тихоокеанского кольца – из разряда глупостей. А если я буду вечно жить? Как может страна, которая против всего мира, избавиться от санкций и наладить торговлю? Это вопрос не ко мне, а к Владимиру Владимировичу Путину.
Вице-премьер и полномочный представитель президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев не поддержал идею строительства новых городов в регионе. По его мнению, «для начала нужно привести в порядок Владивосток, Хабаровск, Анадырь, Магадан, Благовещенск». «Мы все-таки исходим из того, что людей надо обеспечивать не только жильем, но и работой. Поэтому строить новый город есть смысл тогда, когда возникают огромные новые экономические мощности», – сказал Трутнев.
Активно инициативу Минвостокразвития прокомментировали пользователи соцсетей. Вот, в частности, некоторые реплики на эту тему из «ВКонтакте»:
Заселять его будут китайцами?
А если объединить коррупционеров с тюрьмами, и привлечь нормальных людей в новый созыв Думы, то у нас появится нормальная демократия, но это что-то особо не обсуждают.
Зачем пытаться искусственно создать видимость что что-то там за пределами Москвы и Питера не вымирает?
Эти совковые идиоты все людей рассматривают за скот, который можно тупо переселить
«Если объединить Владивосток с Артёмом, построить там новый город-спутник, привлечь еще порядка 300 тыс. человек в эту агломерацию, ночью в полнолуние положить под подушку записку с текстом «миллионник, миллионник, миллионник», трижды прокрутиться вокруг своей оси насвистывая гимн России, у нас появится первый город-миллионник на Дальнем Востоке», — сказал чиновник
какая благородная цель — город миллионник на дальнем востоке! интересно, почему они там естественным путём не образуются?
Кто был во Владивостоке и Артёме понимает, что это полный бред
Лютый бред. Владивосток изначально был городом крепостью, военной базой. Зачем из него делать миллионник? Посмотрите на карту, он расположен на узком вытянутом полуострове, на сопках и скалах. Один въезд, одна дорога. Сейчас уже не жизнь, а существование в вечных пробках, среди авто в крошечных дворах без парков и скверов.
И откуда нагонять этот миллион? Из окрестных вымирающих сёл и деревень? Из загибающихся городов вроде Партизанска или Дальнегорска? Ну и что это будет? Пустынная территория края, а здесь копошащийся человейник?