что строят в новосибирске возле октябрьского моста
«Бег с препятствиями»: эксперт раскритиковал проект перехода к новому ЛДС в Новосибирске
Проект пешеходного перехода через дамбу Октябрьского моста в Новосибирске, который будет вести к строящейся новой ледовой арене, не выдерживает никакой критики, уверен инженер с 30-летним опытом. Он предложил свое решение.
В редакцию Тайги.инфо обратился инженер-строитель Валерий Лапшин, работающий в МУП «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений» (УЗСПТС) с 1979 года, который обеспокоен проектом пешеходного перехода через дамбу Октябрьского моста к строящемуся ЛДС. Тот пешеходный переход, проект которого принят сейчас, Лапшин охарактеризовал как «бег с препятствиями по холодным наклонным коридорам».
Для того, чтобы посетители ЛДС, который примет матчи Молодежного чемпионата мира по хоккею в 2023 году, могли добраться от спортивного объекта до остановок наземного транспорта на дамбе Октябрьского моста, им нужно будет пройти под метромостом, затем преодолеть дорогу вдоль дамбы, по которой будет двигаться поток автомобилей от ЛДС.
Предполагается, что болельщики поднимутся по лестницам или на лифте на высоту выше дамбы Октябрьского моста, потом перейдут по холодному надземному переходу над примыкающей к дамбе дорогой, которая еще не построена (планируется ее выход к ЛДС вдоль метромоста), а затем спустятся уже на уровень подземного перехода под дамбой.
Лапшин предлагает альтернативный проект — от ЛДС провести подземный пешеходный переход под дорогой, примыкающей к дамбе, а от него уже подниматься по лестнице или на лифте — тоже под землей. Преимущества данного проекта очевидны — путь по лестницам сокращается в два раза, а вместо холодного надземного перехода пешеходы пойдут по теплому подземному. Кроме того, потребуется строить на один лифт меньше, а оставшийся лифт будет работать под землей, то есть в тепле.
«На данный момент нет существенных препятствий для реализации более удобного для горожан проекта (особенно — для маломобильных). Насыпь под дорогу еще только будет насыпаться, поэтому подземный переход можно будет сначала построить, а потом засыпать, — рассказал Лапшин. — Удорожание проекта если и будет, то незначительное. Зато тысячи людей не будут проклинать проектировщиков и власти, поднимаясь и спускаясь на десять лишних метров по лестницам. Хотя в проекте и предусмотрены лифты, но всем понятно, что в момент массового наплыва болельщиков воспользоваться лифтами сможет только малая часть желающих».
Лапшин опасается, что в том виде, в котором проект принят сейчас, переход может не справиться с наплывом людей. А если лифты не будут работать в зимний период (примеры чего мы видим в Новосибирске), то он станет практически непреодолим для маломобильных групп граждан.
Инженер считает, что единственная причина, по которой предполагается реализовать не самый удачный вариант пешеходного перехода — то, что именно он прошел госэкспертизу. Проектирование и пересогласование могут занять три-четыре месяца. Это вполне реально сделать за зимний период.
Строительство новосибирского ЛДС рискует увязнуть в Оби
Строительство ледового дворца спорта в пойме реки Обь в Новосибирске может столкнуться с проблемой доставки песка для площадки, выяснила Тайга.инфо. Объекты должны возвести к Молодежному чемпионату мира-2023.
ЛДС — это знаковая для Новосибирска стройка, которая должна пройти в достаточно сжатые сроки. Но работы могут столкнуться с организационными и логистическими проблемами, поскольку на стройплощадку необходимо доставить более 1,5 млн кубометров песка. Это необходимо, чтобы арена и подходящие к нему дороги оказались заведомо выше возможного уровня подтопления.
Только под сам ЛДС должно быть отсыпано 700 тыс. кубометров песка, а под все объекты, включая дамбы дорог — 1,6 млн кубометров. Доставка инертных материалов автомобилями существенно дороже, чем по воде, и приведет к разрушению дорог. Между тем, за прошедшие 10 лет Новосибирская область лишилась своего речного флота и большей части инфраструктуры по его обслуживанию.
Кроме арены будет строиться дорожная инфраструктура — вдоль дамбы Октябрьского моста с обеих сторон, проезд под мостом и парковка рядом с ЛДС. Планируется реконструировать площадь Лыщинского и открыть станцию метро «Спортивная». Как именно должен быть доставлен песок в таких объемах на стройку — вопрос пока открытый. Еще не определен генеральный подрядчик, не отыграны соответствующие конкурсы.
Три способа доставки песка
В обсуждении, по сведениям Тайги.инфо, находится три варианта. Первый — привозить песок из карьеров грузовиками. Это дорого и приведет к фактическому уничтожению тех дорог, по которым пойдут грузовики.
Два других способа так или иначе связаны с речным флотом. Один из них предполагает организацию склада песка на берегу — либо в районе городского пляжа, либо ниже моста — и доставку далее грузовиками, но уже только по технологическим дорогам на самой стройплощадке. При другом способе будет организован подводный склад в протоке между стройплощадкой и ближайшим островом. Протока сейчас не используется для судоходства. Далее песок из подводного склада может подаваться помпой на стройплощадку, где намывом создается «подушка» под будущее строительство.
Необходимой техникой и опытом для подводного склада обладает «Сибгидромехстрой», но его гендиректор Леонид Лизунов в разговоре с Тайгой.инфо неоднократно подчеркнул — никаких контрактов еще не заключено и подрядчика определит лишь будущий конкурс.
По его мнению, вариант подводного склада самый экономичный (по подсчетам Лизунова стоимость 1 кубометра песка будет около 600 рублей, в то время как в случае доставки грузовиками — 900−1100 рублей). Но главный аргумент — этот вариант позволяет доставить большие объемы песка в кратчайшие сроки.
Для организации подводного склада и возможности захода барж в протоку необходимо провести дноуглубительные работы, что является уже прерогативой ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей».
ФБУ «Администрация Обского БВП» — государственное учреждение, созданное для эксплуатации и развития внутренних водных путей, а также — обеспечения судоходства на этих путях. Всё это ФБУ делает в рамках госзадания. Но есть список видов работ, которые ФБУ может выполнять и на возмездной основе. На сайте учреждения в их перечне 49 пунктов, в том числе — оказание услуг по хранению и поставке грунтов, нерудных строительных материалов.
ФБУ «Администрация Обского БВП» уже более 10 лет возглавляет Сергей Павлушкин. У организации есть мощные земснаряды, предназначенные для расчистки речного дна, но они не могут перемещать грунт на большие расстояния. В случае привлечения организации с соответствующим оборудованием и опытом, песок, извлеченный с речного дна, может быть задействован для отсыпки подушки под ЛДС. По словам Лизунова, этот объем составляет 600 тыс. кубометров. И еще почти 1 млн кубометров необходимо привезти.
Член общественного совета при минтрансе Новосибирской области Денис Шиховцев в разговоре с Тайгой.инфо раскритиковал проект подводного склада. Он высказал целый ряд опасений, среди которых возможное обводнение строительной площадки и грунтов вокруг нее, негативное воздействие на окружающие дамбы и строения, изменение русла реки. Он считает, что в случае создания насыпей путем намыва необходимо строить водонепроницаемые дамбы вокруг площадки, что убьет экономику проекта. А намытая «подушка» будет менее плотной, чем насыпанная и утрамбованная катками.
Леонид Лизунов считает, что подобные опасения необоснованными и вызваны недостатком знания о «технологии намыва». Он рассказал об опыте своей компании, которая намывала дамбы под Северный обход, Димитровский мост и насыпи под целые микрорайоны в Якутске. Намытые насыпи и подушки не дают потом никаких просадок, а их плотность близка к максимально возможной.
По словам экспертов, прямая разгрузка барж на берег имеет технологические проблемы. Рядом со стройплощадкой ЛДС сможет стать только два или три крана, которые не смогут обеспечить необходимую скорость разгрузки. Все равно придется расчищать дно, чтобы баржи смогли подойти к берегу. А в районе городского пляжа в русло реки выходит скала — там вовсе невозможно углубить дно и обеспечить разгрузку.
Еще одно из опасений общественника Дениса Шиховцева состоит в том, что будущий подрядчик вместо того, чтобы привозить песок из карьеров, незаконно может добывать его прямо из реки.
Леонид Лизунов сомневается, что подобное возможно — «это уголовщина». По его словам, объем, изъятый из реки, высчитывается и определяется по геодезическим замерам — смотрятся отметки глубин «до» и «после» и с высокой точностью определяется изъятый объем. Он уже предварительно вычислен — это 600 тыс. кубометров, но эта цифра скорее всего в результате точных расчетов может быть изменена. Что же касается возможного изменения русла Оби — реке в этом месте особо некуда «гулять». Воздействие строительства на течение прогнозируемо, и соответствующие расчеты будут сделаны.
Проблемы флота
Но что в случае подводного склада, что в случае разгрузки песка прямо на берег, большую часть песка надо будет привезти баржами. Тут мы упираемся в проблему тотальной деградации речного судоходства в Новосибирской области.
Как рассказал Тайге.инфо директор ассоциации судовладельцев Сибири Александр Каракоцкий, с 2008 года по 2018 число судов, эксплуатирующихся в регионе, сократилось в три раза — с 629 до 234. Была продана и распилена на металлолом ремонтная база, а речной порт Новосибирска практически не используется по назначению.
Ситуация складывалась годами. Отчасти ответственность за это может лежать на ФБУ «Администрация Обского БВП», чьи основные усилия направлены на расчистку русла Оби ниже места впадения в нее Томи. В результате большой речной флот «переместился» в Томск, где речные перевозки превышают новосибирские в три раза. Отчасти — на новосибирском правительстве, где нет «главного по реке».
Новосибирск потерял не только большую часть судов, но и уникальную судоремонтную базу. В частности, в городе теперь негде чинить крупные баржи.
По мнению собеседников Тайги.инфо, работающих в области речных перевозок, имеющихся в Новосибирске мощностей флота может не хватить для перевозки необходимого объема песка. Потребуется привлекать суда из соседних регионов, где они будут заняты на других подрядах.
Собеседники также обратили внимание на своеобразный конфликт интересов в деятельности ФБУ «Администрация Обского БВП». С одной стороны, федеральное учреждение должно заниматься расчисткой русла реки и содействовать судоходству, а с другой — задействует свои мощности в коммерческих проектах, выступая участником рынка.
Подобный конфликт ранее уже приводил к правовым последствиям для главы «Администрации Обского БВП» Сергея Павлушкина. В 2010 году Ленинский районный суд Томска признал его виновным по п. «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство) и оштрафовал на 100 тыс. рублей. Позже приговор был отменен в связи с декриминализацией статьи.
Тайга.инфо намерена продолжить публикации о судьбе речного флота Новосибирска. Читателям, вероятно, будет интересно, почему он лишился двух третей своего состава и большей части инфраструктуры.
Мэр Новосибирска рассказал о начале ремонта Октябрьского моста после требования прокуратуры
В Новосибирске прокуратура через суд добивается ремонта Октябрьского моста. Муниципалитет планирует приступить к его капитальному ремонту уже этим летом. Об этом рассказал мэр Анатолий Локоть на встрече с журналистами в онлайн-формате в пятницу.
Мэр Новосибирска отметил, что план ремонта коммунального моста уже разработан и все недостатки, перечисленные в постановлении прокуратуры, чтобы привести мост в порядок, в нём отражены.
«Нами разработана проектно-сметная документация по капитальному ремонту моста и сейчас она проходит экспертизу. После её завершения мы сможем приступить уже к конкурсным процедурам. У муниципалитета есть некоторая экономия денежных средств, и мы можем ими использоваться в этом году, начав ремонт коммунального моста, который, в соответствии с документацией, рассчитан на два года», — заявил Анатолий Локоть.
По его словам, уже в этом году в планах привести в порядок дорожное покрытие моста и успеть сделать это надо за летний период.
«Определенные проблемы с пешеходными переходами и с проездом, безусловно, будут во время ремонта. Но мы не планируем закрывать для проезда коммунальный мост – это просто невозможно сделать. Поэтому проектно-сметная документация, план работ, рассчитаны таким образом, что будет некоторое сужение дороги, но полного закрытия моста не будет. Скорее всего будут введены ограничения по проходу через мост для пешеходов на время проведения работ. Но к этому надо подойти с пониманием, это будет место строительной площадки, а значит, по правилам – это зона повышенной опасности. Поэтому скорее всего, пешеходная часть моста будет открыта не раньше осени 2022 года», — добавил градоначальник.
Окончательная сумма, требуемая на капитальный ремонт Октябрьского моста, по словам Анатолия Локтя, пока не названа и будет понятна только после прохождения экспертизы, после ее утверждения.
Октябрьский мост в Новосибирске был построен в 1950-х годах. С тех пор он ни разу капитально не ремонтировался. Однако региональные власти планировали начать такую работу с 2014 года, когда завершалось строительство третьего — Бугринского моста через Обь.
Необязательный мэр Новосибирска поставил под угрозу международный имидж РФ
Власти Новосибирска затянули реконструкцию площади Лыщинского, автомобильной дороги на дамбе Октябрьского моста и дороги до пляжа «Наутилус» – проекты, которые реализуются с привлечением федеральных средств, должны обеспечить транспортную доступность нового ледового дворца. Отставание от графиков производства работ в октябре составляло почти 270 миллионов рублей: город не успевает освоить все деньги, что может привести к отзыву средств и штрафу. Между тем, в правительстве региона усиленно пытаются достучаться до мэра Анатолия Локтя, говоря о непоправимом ударе для имиджа РФ на международной арене.
В Новосибирске сложилась напряженная ситуация с реализацией объектов обеспечения транспортной доступности многофункциональной ледовой арены, которая возводится на левом берегу города. В редакцию Сибкрай.ru попали документы, в которых представлена информация о том, что объекты транспортной инфраструктуры близ ЛДС строятся с гигантским отставанием от графиков, ситуацию уже можно назвать критической.
Напомним, что аккурат под Молодежный чемпионат мира по хоккею 2023 года по национальному проекту «Безопасные качественные автодороги» проводится реконструкция площади Лыщинского с участками автодорог, примыкающих к площади, реконструкция автодороги по дамбе Октябрьского моста, строительство автодороги от площади Лыщинского до пляжа «Наутилус» и строительство пешеходного перехода над дамбой Октябрьского моста. Предполагается, что эти объекты обеспечат транспортную доступность ЛДС.
Так, в результате реконструкции площади Лыщинского планируется увеличить количество полос, отремонтировать ливневые канализации, установить светофоры. Кстати, работы там велись и в 2019 – выносили коммуникации, и в 2020 – проводили дорожные и другие работы. В июне 2021-го гендиректор компании-подрядчика работ ООО «ДорсибПлюс» Виктор Сушко докладывал о готовности площади на 95 %. На 2022 год перенесены некоторые работы по благоустройству, установке камер фото- и видеофиксации, обустройству остановочных платформ и пешеходных переходов.
Строительство пешеходного перехода через дамбу Октябрьского моста – многострадальный проект. Также в июне директор МП «МЕТРО МиР» Александр Мысик сообщал, что работы завершаются, к 30 августа будут смонтированы лифтовые подъемники, а весь объект вовсе сдадут к сентябрю. Впрочем, на дворе ноябрь, а объект еще не сдан.
Власти Новосибирска, в ходе проведения работ на этих двух объектах, внесли изменения в проектную документацию. А на экспертизу новую документацию по пешеходному переходу отправили только 19 октября, по реконструкции площади Лыщинского и того позже.
Между тем, отрицательное заключение экспертизы получено по документации на реконструкцию автодороги по дамбе Октябрьского моста и строительству дороги до пляжа «Наутилус».
По данным на 11 августа 2021 года, отставание от календарных графиков производства работ по дорожно-строительным работам на объектах составляло 231,4 миллиона рублей. Спустя месяц – 140,4 миллиона. Казалось бы, муниципалитет сделал так называемые «рывок» или «прорыв», но всё банальнее – 1 октября отставание составило 269,4 миллиона рублей. А это значит, что власти не нагоняют график, а просто-напросто перенесли планы выполнения работ на попозже. В итоге сумма лишь выросла.
Более того, уже проведенные работы отмечены нарушениями в части качества, организации безопасности дорожного движения, отсутствия дорожного контроля и реакции властей на действия подрядчиков.
И это еще не все проблемы, которые окружили одну из главных строек Новосибирской области – 14 октября Минтранс региона согласовал мэрии откорректированный список из четырех гостевых маршрутов для проведения Молодежного чемпионата мира по хоккею. Однако изменения до сих пор не внесены, а работа в этом направлении не ведется.
Сибкрай.ru ранее уже рассказывал, что и строительство ледового дворца ведется со странностями. Как выяснилось, генерального подрядчика работ – ООО «Элинальфа» – затаскали по судам в семи регионах. Иски от недовольных результатом заказчиков и нанятых исполнителей, которым «Элинальфа» недоплатила. Как пример – спортивная арена в Красноярске. Компания странным образом обошла конкурентов, которые предлагали построить арену за меньшую сумму. А уже спустя несколько лет обнаружились серьезные, многочисленные дефекты – теперь «Региональный центр спортивных сооружений» через суд пытается заставить «Элинальфу» устранить нарушения.
Новосибирскую ледовую арену еще не успели построить, а уже и здесь нашли нарушения – по иску Сибирского управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору московская фирма в марте была оштрафована на 300 000 рублей. Претензии касались буронабивных свай, колонн и других элементов, которые «затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта». ООО попыталось впоследствии обжаловать решение, но суд оставил жалобу без удовлетворения.
В октябре Арбитражный суд Новосибирской области зарегистрировал два иска от государственного казенного учреждения «Арена» с требованием взыскать с генерального подрядчика стройки ледового дворца Новосибирска ООО «Элинальфа» более 43 миллионов рублей. C чем связаны исковые требования не уточняется, однако они вполне ожидаемы.
Еще один крупный проект – строительство станции метро «Спортивная», которая расположена возле будущего ЛДС. Работы на самой станции ведутся несколько более успешно, чем на окружающих объектах. Впрочем, рассказывая о готовности станции, подрядчик и заказчик не всегда сходятся во мнении – на прошлой неделе, например, попали в разброс от 60 до 70 %, но решили, что к концу года будут все 75 %.
Также запланирован капитальный ремонт эстакады метромоста, но и там не гладко. Изначально проект предусматривал установку металлокассет с антивандальными стеклами, а в конце октября был объявлен конкурс – там уже говорилось про профлист оцинкованный и обычные стекла. Мэр Анатолий Локоть объяснил изменения в проекте экономией и желанием быстрее провести капремонт.
Впрочем, не все так плохо на левом побережье Новосибирска. Возле ледового дворца власти муниципалитета вознамерились построить парк c фигурой в форме снежинки. Как сообщила вице-мэр Анна Терешкова в своих соцсетях, та самая снежинка уже украшает карту столицы Сибири на сервисе «2ГИС» – чем не «прорыв».
Строители прорубили тоннель к станции «Спортивная» под коммунальным мостом в Новосибирске
16 июня мэр Новосибирска Анатолий Локоть посетил стройплощадку и оценил ход работ на объектах, обеспечивающих транспортную доступность нового ЛДС.
«Я удовлетворен темпами строительства объектов транспортной инфраструктуры будущего ЛДС. Очень быстро строится пешеходный переход, он двухуровневый, в нем будут установлены лифты для маломобильных граждан. Без остановок, в соответствии с графиком, идет строительство станции метро «Спортивная». В этом году будут полностью возведены стены, закончим все строительные работы. А со следующего года начнется монтаж оборудования. Самая объемная и дорогостоящая его часть – это эскалаторы. После этого начнется работа внешней отделки. Мы хотим, чтобы внешний вид станции перекликался с внешним видом ледового дворца – такое дизайнерское решение», – отметил Анатолий Локоть.
Для обеспечения транспортной доступности будущей ледовой арены реконструируют площадь им. Профессора Лыщинского, дамбу Октябрьского моста с дорогой к пляжу «Наутилус», также построят два автомобильных съезда, пешеходный переход с эстакадной частью над строящейся дорогой. Как сообщил начальник МУП «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений» Александр Мысик, на всех этих объектах начались работы, они идут по графику. Завершение строительства дорог к ледовой арене и реконструкции дамбы и дороги к пляжу «Наутилус» намечено на август 2022 года. Пешеходный переход планируется сдать в июне 2022 года, тогда же будет запущена и станция метро «Спортивная».
Пешеходный переход через Октябрьский мост будет примечательным тем, что в нем впервые в России будут применяться полноразмерные лифтовые подъемники вместимостью 8 человек, которые будут работать круглосуточно.