что стало с тихоном шевкуновым

Как митрополита Тихона снова отправляют в Петербург

В конце октября ряд телеграм-каналов, так или иначе связанных с РПЦ, сообщил о возможном переходе псковского митрополита Тихона Шевкунова на петербургскую кафедру. «Помешать Тихону построить „Пещеру, Шевкуновым зданную“ может только перевод на Санкт-Петербургскую кафедру, который активно лоббируется со стороны Кремля», — написали авторы анонимного канала «Церквач», комментируя идею Тихона построить рядом с пещерами Псково-Печерского монастыря гигантский храм на 2 тыс. человек с туннелем. В православном блоге kalakazo предположили, что митрополит может, перейдя в Петербург, остаться при этом и главой псковской митрополии. Znak.com поговорил с деятелями РПЦ о возможных перестановках: они уверены, что предпосылок для них нет, хотя… все возможно.

«Только если вмешается Владимир Владимирович»

Чуть больше года назад решением Синода с целью «оптимизации» системы духовного образования в Санкт-Петербург перевели иеромонаха Силуана, до этого ректора созданной Тихоном Сретенской духовной семинарии, расположенной в одноименном монастыре на Лубянке в Москве. На его место был назначен и. о. ректора архиепископ Верейский Амвросий, который одновременно являлся ректором Московской духовной академии в Сергиевом Посаде. Специальной комиссии во главе с Амвросием было поручено до 1 августа представить патриарху «проект оптимизации» Сретенской семинарии и Московской академии, то есть поглощения семинарии академией.

Главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов тогда написал в твиттере: «Патриарх Кирилл почувствовал угрозу. У митрополита Тихона „оптимизируют“ его детище — Сретенскую духовную семинарию. Следом пройдет и „оптимизация“ Сретенского монастыря. Грубовато, Ваше Святейшество, грубовато…».

Семинаристы возможное объединение восприняли в штыки, в соцсетях даже появилось движение #ЯМЫСретенка. Спустя 1,5 месяца после работы комиссии Патриарх Кирилл подписал бумагу с решением о сохранении образовательных программ семинарии. А спустя год архиепископа Амвросия отправили возглавлять тверскую митрополию. 25 августа новым и. о. ректора семинарии стал протоиерей Максим Козлов.

«Личные отношения между Патриархом Кириллом и Тихоном сейчас оставляют желать лучшего, именно после этой истории со Сретенской семинарией. Есть мнение, что Тихон отбил семинарию, обратившись к Владимиру Путину, а тот уже надавил на Кирилла. Патриарх такого не прощает. Впрочем, практически все в РПЦ уверены, что следующим патриархом будет именно Тихон», — считает собеседник Znak.com в петербургской епархии.

«У владыки Варсонофия ровные позиции»

Еще один собеседник Znak.com уверен, что петербургской кафедре не грозит смена руководителя. «Уверен, что Варсонофий еще долго будет здесь, у него ровные позиции», — говорит источник, близкий в митрополии Петербургской и Ладожской. К достоверности информации из блогов он советует относиться скептически.

Не слышал о каких-либо кадровых изменениях и протодиакон Андрей Кураев: «Патриарх Кирилл славится непредсказуемостью своих кадровых решений, но пока не известно даже, когда будет заседание Синода, из-за того, что патриарх на изоляции».

«Пустые глупые сплетни»

Отец Тихон (Георгий Шевкунов) родился в 1958 году в Москве в семье служащих. Он окончил ВГИК, после чего отправился послушником в Псково-Печерский монастырь. В 1991 году его в 33-летнем возрасте постригли в монахи в столичном Донском монастыре. Он принял имя Тихон в честь патриарха русской церкви в 1917–1925 годах.

В 1995 году Тихон становится игуменом возрожденного Сретенского мужского монастыря, с 2002 года — ректором Сретенской духовной семинарии. На рубеже веков Тихон не раз посещал Чечню, куда отвозил гуманитарную помощь. В 2011 году он вошел в Высший церковный совет РПЦ, в 2016 году возглавил патриарший совет по культуре.

Еще в 2000 году Тихон сопровождал Владимира Путина во время поездки президента в Псково-Печерский монастырь. Через три года он отправился с Путиным в США для переговоров с РПЦЗ — отколовшейся от Москвы после революции Русской православной церковью. Переговоры завершились в 2007 году объединением церквей. В 2010 году Тихон вошел в президентский совет по культуре. В СМИ принято называть Тихона «духовником Путина».

Закончится ли проверка СКР в Исаакиевском соборе новой попыткой передать его РПЦ?

Тихон Шевкунов известен также как создатель исторических выставок «Россия — моя история», которые открылись в 16 российских городах. Он же является главным редактором сайта «Православие.ру», одного из самых популярных интернет-ресурсов о православии.

По мнению главреда «Эха Москвы» Алексея Венедиктова, Тихон возглавляет консервативное пропрезидентское крыло РПЦ и был одним из инициаторов преследования фильма «Матильда» (сам Тихон это опровергал) и передачи Исаакиевского собора в ведение церкви. Кстати, именно во время конфликта вокруг передачи Исаакиевского собора впервые появился слух о возможности перехода Тихона на петербургскую кафедру. По версии Венедиктова, настоятелем Исаакиевского собора должен был стать именно Тихон, чтобы через полгода уже стать митрополитом Санкт-Петербургским, а затем уже и патриархом. Православные ресурсы тогда это опровергали.

Источник

Чем занимается «духовник Путина» Тихон Шевкунов

В 2018 году наместник Сретенского монастыря отец Тихон Шевкунов был назначен митрополитом Псковским и Порховским. Священника называют «духовником Путина», он близок с братьями Ротенбергами, поэтому назначение в провинцию породило множество слухов. Кто-то говорил, что Тихон угодил в опалу, другие — что он, напротив, сменит действующего патриарха. В последние месяцы в СМИ стало появляться все больше новостей с упоминанием клирика. Большинство этих сообщений связано с переосмыслением Тихоном революции 1917 года.

Прививка от революции

Накануне на телеканале «Россия 24» стартовал созданный Шевкуновым документальный фильм из цикла «Гибель империи. Российский урок», в котором рассказывается о революции февраля 1917 года.

Анонсировал свой фильм священник в программе «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» в середине месяца. Тогда он напомнил, как начинались те события.

23 февраля 1917 года, 8 марта по новому стилю, когда отмечался День работницы (нынешний Международный женский день), ознаменовалось тем, что первыми, кого вывели на улицы, стали женщины и дети.

«Хлеба в Петрограде тогда было довольно. Искусственно был создан дефицит хлеба. Но командующий войсками Петроградского военного округа генерал Хабалов в несколько дней решил вопрос с дефицитом хлеба. Но погромы булочных, полных хлеба, зачастую уже начались. И затем демонстрации, забастовки, призывы к свержению верховной власти, которая была объявлена темной силой, абсолютно неспособной руководить», — отметил митрополит.

«Возможно нет более поразительного события в истории нашей страны, — так начинает свой рассказ о событиях Февральской революции митрополит Тихон. — В февральский переворот, как в зеркало, могут вглядеться и общество, и те, кто управляет нашей страной, и молодежь, и церковь, и интеллигенция, и деятели культуры… Одна беда: зеркало это очень не комплиментарно по отношению к нам. Но оно честно».

Фигура Николая II

Учитывая высказывание о правдивом зеркале, интересны высказывания Шевкунова о правителе того времени Николае II, с которым, судя по всему, должен себя сравнивать нынешний правитель. По мнению Тихона, император несет ответственность за революцию, поскольку был верховным правителем и не сумел разгадать угрозы. «Первое лицо всегда повинно в тех бедах, которые обрушиваются на страну. Всегда!» — заявил священнослужитель во время дискуссии на YouTube-канале «Серафим». Так митрополит ответил на вопрос ведущего о политических качествах царя. Он пояснил, что Николай II был прославлен в лице святых особым порядком — как страстотерпец, в связи с трагическими обстоятельствами гибели царской семьи.

При этом Тихон вспомнил статью Уинстона Черчилля в издании Illustrated Sunday Herald о революционных событиях в России, где британский политик позитивно отзывался о Николае II и подчеркивал неизбежность победы Российской империи в Первой мировой войне, если бы не революционные события.

По мнению митрополита Тихона, за долгие 22 года своего правления Николай II «надоел» обществу и «не смог увидеть этой кошмарной ситуации», хотя был порядочным и даже самоотверженным человеком. Роковую роль в судьбе империи также сыграл «жуткий кризис аристократическо-дворянской монархии».

«Правительство Николая II в первую очередь не справилось со взаимоотношениями с обществом. И это был крах», — заключил представитель РПЦ.

Фигура Керенского

Тихон в интервью Daily Storm провел параллель между Алексеем Навальным и Александром Керенским, возглавившим Временное правительство в 1917 году.

Он не сомневается в искренности Навального, однако убежден: сам оппозиционер не понимает, что своими действиями он может нанести вред России.

О самодержавии

Шевкунов отметил, что он не против демократии, но практическое ее воплощение в России заканчивается плачевно для странны: «Россия — такая страна, что она не может не управляться не единодержавно. Сначала у нас была монархия, потом абсолютно недееспособное республиканское правительство, которое просто мгновенно разрушило страну. Потом был Ленин, который был борец с монархическим режимом, но абсолютно единодержавно правил страной».

«Затем был Сталин. Тоже без комментариев, — продолжил Шевкунов. — Это было единодержавие. Потом был Хрущев. Потом были Брежнев, Андропов, Черненко. Все равно это было единодержавно. Потом был Горбачев. При всех его полетах фантазии он тоже единолично управлял страной. Он был в центре. То же самое произошло и с Ельциным. Уж большего монарха, чем царь Борис, мы и представить не можем! Понятно, что сосредоточие власти находится у нашего действующего президента».

Священник убежден, что такая форма устройства политической системы в стране не является идеальной, и ему нравится двухпартийная система по примеру Великобритании и США. Однако, убежден Шевкунов, в России пока нет реальных предпосылок для формирования похожей модели.

Борьба с алкоголизмом

В сети обсуждается также сообщение о том, что Тихон Шевкунов был избран главой общественного совета при Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка. Одним из первых решений совета под руководством Тихона стало создание рабочей группы по профилактике пьянства и алкоголизма среди подростков и молодежи.

Правда, позже сам Шевкунов уточнил, что он был переизбран на данном посту, а возглавляет общественный совет уже 10 лет.

Источник

Переосмысляет революцию, винит Николая II и борется с алкоголизмом

что стало с тихоном шевкуновым

Переосмысляет революцию, винит Николая II и борется с алкоголизмом

Чем занимается «духовник Путина» Тихон Шевкунов

В 2018 году наместник Сретенского монастыря отец Тихон Шевкунов был назначен митрополитом Псковским и Порховским. Священника называют «духовником Путина», он близок с братьями Ротенбергами, поэтому назначение в провинцию породило множество слухов. Кто-то говорил, что Тихон угодил в опалу, другие — что он, напротив, сменит действующего патриарха. В последние месяцы в СМИ стало появляться все больше новостей с упоминанием клирика. Большинство этих сообщений связано с переосмыслением Тихоном революции 1917 года.

Со страницы митрополита Тихона (Шевкунова) во «ВКонтакте»

Прививка от революции

Накануне на телеканале «Россия 24» стартовал созданный Шевкуновым документальный фильм из цикла «Гибель империи. Российский урок», в котором рассказывается о революции февраля 1917 года.

Анонсировал свой фильм священник в программе «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» в середине месяца. Тогда он напомнил, как начинались те события.

23 февраля 1917 года, 8 марта по новому стилю, когда отмечался День работницы (нынешний Международный женский день), ознаменовалось тем, что первыми, кого вывели на улицы, стали женщины и дети.

«Хлеба в Петрограде тогда было довольно. Искусственно был создан дефицит хлеба. Но командующий войсками Петроградского военного округа генерал Хабалов в несколько дней решил вопрос с дефицитом хлеба. Но погромы булочных, полных хлеба, зачастую уже начались. И затем демонстрации, забастовки, призывы к свержению верховной власти, которая была объявлена темной силой, абсолютно неспособной руководить», — отметил митрополит.

«Возможно нет более поразительного события в истории нашей страны, — так начинает свой рассказ о событиях Февральской революции митрополит Тихон. — В февральский переворот, как в зеркало, могут вглядеться и общество, и те, кто управляет нашей страной, и молодежь, и церковь, и интеллигенция, и деятели культуры… Одна беда: зеркало это очень не комплиментарно по отношению к нам. Но оно честно».

Фигура Николая II

Учитывая высказывание о правдивом зеркале, интересны высказывания Шевкунова о правителе того времени Николае II, с которым, судя по всему, должен себя сравнивать нынешний правитель. По мнению Тихона, император несет ответственность за революцию, поскольку был верховным правителем и не сумел разгадать угрозы. «Первое лицо всегда повинно в тех бедах, которые обрушиваются на страну. Всегда!» — заявил священнослужитель во время дискуссии на YouTube-канале «Серафим». Так митрополит ответил на вопрос ведущего о политических качествах царя. Он пояснил, что Николай II был прославлен в лице святых особым порядком — как страстотерпец, в связи с трагическими обстоятельствами гибели царской семьи.

При этом Тихон вспомнил статью Уинстона Черчилля в издании Illustrated Sunday Herald о революционных событиях в России, где британский политик позитивно отзывался о Николае II и подчеркивал неизбежность победы Российской империи в Первой мировой войне, если бы не революционные события.

По мнению митрополита Тихона, за долгие 22 года своего правления Николай II «надоел» обществу и «не смог увидеть этой кошмарной ситуации», хотя был порядочным и даже самоотверженным человеком. Роковую роль в судьбе империи также сыграл «жуткий кризис аристократическо-дворянской монархии».

«Правительство Николая II в первую очередь не справилось со взаимоотношениями с обществом. И это был крах», — заключил представитель РПЦ.

Фигура Керенского

Тихон в интервью Daily Storm провел параллель между Алексеем Навальным и Александром Керенским, возглавившим Временное правительство в 1917 году.

Он не сомневается в искренности Навального, однако убежден: сам оппозиционер не понимает, что своими действиями он может нанести вред России.

О самодержавии

Шевкунов отметил, что он не против демократии, но практическое ее воплощение в России заканчивается плачевно для странны: «Россия — такая страна, что она не может не управляться не единодержавно. Сначала у нас была монархия, потом абсолютно недееспособное республиканское правительство, которое просто мгновенно разрушило страну. Потом был Ленин, который был борец с монархическим режимом, но абсолютно единодержавно правил страной».

«Затем был Сталин. Тоже без комментариев, — продолжил Шевкунов. — Это было единодержавие. Потом был Хрущев. Потом были Брежнев, Андропов, Черненко. Все равно это было единодержавно. Потом был Горбачев. При всех его полетах фантазии он тоже единолично управлял страной. Он был в центре. То же самое произошло и с Ельциным. Уж большего монарха, чем царь Борис, мы и представить не можем! Понятно, что сосредоточие власти находится у нашего действующего президента».

Священник убежден, что такая форма устройства политической системы в стране не является идеальной, и ему нравится двухпартийная система по примеру Великобритании и США. Однако, убежден Шевкунов, в России пока нет реальных предпосылок для формирования похожей модели.

Борьба с алкоголизмом

В сети обсуждается также сообщение о том, что Тихон Шевкунов был избран главой общественного совета при Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка. Одним из первых решений совета под руководством Тихона стало создание рабочей группы по профилактике пьянства и алкоголизма среди подростков и молодежи.

Правда, позже сам Шевкунов уточнил, что он был переизбран на данном посту, а возглавляет общественный совет уже 10 лет.

Источник

Православный чекист: что известно о «духовнике Путина»

15 ноября телеканал «Дождь» выпустил документальный фильм «Духовник» о епископе Тихоне Шевкунове. Именно его считают духовником президента Владимира Путина и претендентом на роль патриарха. К Шевкунову на исповедь в очередь выстраиваются министры, его же называют заказчиком преследования режиссера Кирилла Серебренникова.

Несвятые святые

Мальчик из Чертаново Гоша должен был стать врачом — мать хотела, чтобы он поступил на медицинский. Но друг попросил поддержать его на вступительных испытаниях во ВГИК. По иронии судьбы друг экзамены провалил, а Гошу взяли на сценарный факультет.

После защиты диплома Гоша едет в Псково-Печерский монастырь, откуда возвращается уже Тихоном. В монастыре он находит применение полученным во ВГИКе знаниям — снимает кинохронику монастыря.

Зарисовки из жизни монастыря легли в основу рассказов Шевкунова «Несвятые святые» — баек про батюшек и чудесные исцеления. «Все герои шевкуновских рассказов положительные. Даже когда они подличают и сотрудничают с органами», — приводят пример авторы фильма «Духовник».

Имя Тихон он принял в честь патриарха Тихона, а постригся в монахи в Донском монастыре, где похоронен знаменитый святитель. В годовщину вступления Тихона на патриарший престол монастырь подожгли. Шевкунов в одном из интервью вспоминал, что незадолго до пожара получил телеграмму: «Скоро повстречаешь Тихона».

Пожар он назвал диверсией и обвинил во всем прихожан РПЦ за рубежом, назвав их «агентами иностранной разведки». После пожара Шевкунов нашел в монастыре мощи святителя Тихона: «Когда подняли крышку гроба, я дерзновенно, господи, прости, запустил туда руку, с благословения, и просто схватил человека за руку, за плечо, живое плечо».

В 1990-х годах началась зачистка «неообновленцев» в церкви — если переводить на язык современных реалий — «либералов». Неообновленцы хотели служить на русском языке, что запрещалось в советские времена. В их числе был отец Георгий Кочетков. За его изгнание из церкви с помощью армии «казаков и черносотенцев» отвечал именно Шевкунов.

Один из участников этих провокаций — казачий атаман Вячеслав Демин — в фильме называет Шевкунова членом «чекистской церкви». А сам изгнанный Кочетков отвечает создателям фильма на вопрос о том, верит ли Шевкунов в бога, так: «В какого-то, конечно, верит, в какого — не знаю. Мне очень трудно сказать точно, что это Христос, что у нас один Бог, что у нас одна вера. Мне было бы очень трудно с ним, скажем, вместе причащаться».

Лубянский батюшка

Еще в девяностые Тихон Шевкунов получил прозвище «лубянский батюшка» — за духовное сопровождение чекистов. Офицеров с Лубянки — как действующих, так и в отставке — часто можно встретить в Сретенском монастыре, наместником в котором сейчас служит Шевкунов.

С Владимиром Путиным Шевкунова познакомил в 1996 году бизнесмен Сергей Пугачев. Он привез Путина на службу в Сретенский монастырь, а затем стал возить Шевкунова на дачу к президенту. Людмила Путина, тогдашняя супруга президента, стала прихожанкой Сретенского монастыря. Пугачев ввел Шевкунова в ближний путинский круг: на одной из фотографий с дня рождения супруги банкира за одним столом сидят Сечин, Патрушев и Шевкунов.

Бизнесмен рассказывает, что множество министров мечтают попасть на прием к Шевкунову. В одном из телефонных разговоров Тихон признался другу: «Мединский сидит в приемной, ждет уже два часа». О высокопоставленных гостях рассказывают и местные жители села Красное Рязанской области — там расположена резиденция Шевкунова.

Против Серебренникова и «Матильды»

«Все те, кто бурно аплодировали Пусси, те бурно аплодируют Левиафану», — сказал однажды Шевкунов. Сейчас он входит в патриарший совет по культуре и часто высказывается о творчестве российских режиссеров. Анонимные собеседники «Дождя» рассказали, что епископ при встречах с Путиным нелестно отзывался о Кирилле Серебренникове.

В сентябре во время визита в Екатеринбург Шевкунов выступил против фильма. В эту же ночь православный активист Денис Мурашов протаранил на микроавтобусе кинотеатр, где должна была состояться премьера. Накануне он участвовал в литургии, которую провел Шевкунов.

Еще в 2005 году настоятель Сретенского монастыря помогал с экспертизой выставки «Осторожно, религия!». Именно он дал экспертное заключение, на основании которого был вынесен приговор кураторам выставки Юрию Самодурову и Андрею Ерофееву.

Икона — та самая, с которой Наталья Поклонская вышла на акцию «Бессмертный полк» — впервые «замироточила» в Сретенском монастыре именно во время службы отца Тихона.

Его же называют сценаристом открытия памятника Владимиру в Москве — символического ответа Украине. «Теперь в России три Владимира — один в Мавзолее лежит, второй в Кремле сидит, ну а третий стоит — прямо напротив», — замечают авторы фильма.

Храм новомучеников и исповедников Церкви Русской на Большой Лубянке — территории Сретенского монастыря — «чекистский батюшка» открыл в мае этого года вместе с Владимиром Путиным. Узоры на фасаде храма распечатывали на 3D-принтере, а архитектором стал 32-летний Дмитрий Смирнов, до этого не построивший ни одной церкви. В его портфолио — декорации к «Фабрике звезд» и загородные дома российских чиновников.

Сергей Пугачев, познакомивший Тихона с Путиным, вспоминает вгиковское прошлое владыки: «Он, собственно, несостоявшийся режиссер, поэтому… вернее, состоявшийся, даже в большей степени, чем Никита Михалков. Михалкову такая слава не снилась, вот такой опорой власти он никогда не становился. А отец Тихон является такой опорой власти».

Источник

«Матчасть изучать надо»: Митрополит Тихон (Шевкунов) о Конце света, антихристе и коронавирусе

Автор православного бестселлера «Несвятые святые», глава Псковской митрополии и Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) нечасто даёт телеинтервью. Но в условиях пандемии COVID-19 владыка согласился поделиться со зрителями телеканала «Царьград» своими мыслями о многих острых и актуальных вопросах.

Сегодня мы публикуем первую часть нашей беседы, посвящённую будоражащему многих вопросу, ждать ли в ближайшее время воцарения антихриста, а соответственно, и Конца света, а также опасениям, связанным с коронавирусной вакцинацией и тем, возможна ли через эти действия микрочипизация населения разных стран.

Антихрист рядом?

Царьград: Владыка, предлагаю «начать с конца». Конца времён. Мы, православные христиане, очень склонны «вычислять», когда же придёт антихрист. Только за последние десятилетия мы и в ИНН, и в штрихкодах, и в СНИЛСах – во многом искали «печать антихриста». Но тогда для большинства это ещё не было так страшно.

И вот сейчас, особенно после последней программы «Бесогон» Никиты Сергеевича Михалкова и того, как буквально несколько дней назад Синод Молдавской Православной Церкви выступил с опасением по поводу возможности микрочипирования через вакцинацию против коронавируса, многие испугались. Многие думают, что эти «времена и сроки» уже вот-вот наступят, а потому бьют тревогу.

Известно, что вы довольно критически относитесь к таким настроениям. А буквально на днях у вас даже была проповедь на эту тему, где вы предостерегли против этих страхов. Разъясните, пожалуйста, свою позицию.

Митрополит Тихон (Шевкунов): В миру говорят: «Матчасть надо изучать». А я скажу, повторяя за очень многими и многими: «Надо изучать Священное Писание». В нём всё сказано. Да, в разные времена люди более чем достойные, в том числе достойные внимания и доверия, говорили о том, что прямо сейчас приходит время Апокалипсиса. Вот-вот придёт антихрист.

Отец Иоанн (Крестьянкин), когда записывал своё обращение по поводу ИНН, вспомнил, что в такой ситуации были и преподобный Амвросий Оптинский, который говорил, что в самое ближайшее время придёт антихрист, и Иоанн Златоуст. На самом деле они и ошибались, и не ошибались. И вот почему. Я выскажу, может быть, в большей степени мнение личное, но всё-таки дерзаю думать, что оно основано на святоотеческой традиции.

Ещё святой апостол Иоанн Богослов, память которого мы праздновали 21 мая, говорил, что в мире уже много антихриста. И первое поколение, и второе поколение христиан ждали Второго Пришествия Христа для того, чтобы Он победил всякое зло здесь, на земле. Ждали они и пришествия антихриста, и кого только им ни называли в разные времена – от Нерона до Наполеона и Гитлера. И даже Сталина тоже называли «антихристом». Но вот что я для себя во всей этой ситуации понял, позволю себе этим поделиться.

Человек рождается, доживает до старости. И в каждое мгновение его жизни работает механизм и его смерти. Он может умереть от болезни, может умереть от того, что мы называем несчастными случаями, может быть подвергнут какой-то агрессии и быть убитым. То есть в любой момент механизм смерти работает по отношению к каждому человеку. Мы это все прекрасно понимаем – memento mori. То же самое и в мире.

что стало с тихоном шевкуновым

Беседа с митрополитом Тихоном (Шевкуновым). В студии – Михаил Тюренков. Фото: телеканал «Царьград»

Вот поэтому ничего странного нет в том, что и святой Иоанн Златоуст, и святой преподобный Амвросий Оптинский, и многие-многие другие святые, подвижники, философы говорили о том, что вот-вот, наше поколение – это поколение, которое должно будет встретить Господа в Его Втором Пришествии, должно будет противостоять антихристу.

Я вспоминаю одного великого подвижника XX века, который долгие годы пробыл в лагерях. И он говорил, что у них не было никаких сомнений, что пришли последние времена. Просто никаких. И Евангелие по всему миру известно, и есть тоталитарная коммунистическая идея, которая провозгласила, что она восторжествует во всём мире. Один из главных постулатов этой идеи – борьба с Богом. Один за другим лидеры этого кровавого движения говорили: мы уничтожим саму идею Бога в народе, само Имя Божие не будет произноситься. И даже на Престоле, как сказано в Апокалипсисе, садились на месте Бога: сколько угодно было случаев, когда взламывали храмы, рушили Царские врата и садились сами или кого-то сажали на Престол, на котором некогда совершалась Божественная литургия.

Этот подвижник, о котором я сейчас вспомнил, говорил: мы даже не думали, что будем ещё когда-нибудь служить на свободе, мы были абсолютно убеждены, что всё уже свершилось. Вот он, антихрист, коллективный антихрист или антихрист персонифицированный, в лице этих коммунистических лидеров. Но видите, этого не произошло.

Поэтому эти ожидания, они всегда были и будут в христианском мире. И это хорошо. Ничего плохого в этом нет. Мы должны быть бдительны. Но другое дело, что вместе с бдительностью ещё должна быть и рассудительность. И я как раз в той проповеди, о которой вы сказали, вспоминал о том, что всегда подчёркивал отец Иоанн (Крестьянкин). Что должна быть не только некая печать на правую руку и на чело с именем, символизируемым в Откровении цифрой 666.

Мы видим изображения деспотов, которым следовало поклоняться впрямую, в некоторых странах это есть и сейчас, выражая им абсолютную лояльность в ущерб своей собственной вере, в ущерб собственным принципам, своему упованию. Но без этого не будет никакого пришествия антихриста. Всё остальное – это не то, о чём говорится в Священном Писании. Это какие-то придуманные людьми вещи.

Что интересно, буквально вчера я читал отзывы на мою проповедь, где я говорил эти же самые истины – о поклонении антихристу и об отречении от Христа. Очень интересная была реакция, очень интересные были комментарии: «Отец Тихон ошибается, вначале наложат печать, а потом будет уже поклонение и отречение». И я ответил одному: «Слушайте, а может, вы в Священное Писание посмотрите, в Откровение? Там чётко сказано, что следует одно за другим: сначала поклонение зверю, а потом наложение этой печати. Уж если для нас Священное Писание не является авторитетом и мы его подправляем, то кто тогда мы?»

Цифровой концлагерь?

Ц.: Владыка святый, давайте оставим за скобками нездоровые эсхатологические настроения, если можно так сказать, поиск антихриста под своей кроватью. Но ведь есть же опасность в том же цифровом контроле над людьми, в персонифицированном учёте. Опасность подобного тотального контроля. Ведь одно дело, если все эти электронные базы данных будут просто у наших безыдейных чиновников. А если они окажутся в руках откровенно антихристианских сил?

Владыка Тихон: Конечно, ничего приятного нет в том, что тебя будут контролировать во всём, тем более какие-то злые люди. Но мы знаем, что ангелы нас зрят всегда, а сердцеведец Господь видит наше сердце. Но это Бог и ангелы, которым мы доверяем. Однако и бесы тоже присматривают за нами так, что мы даже себе и представить не можем. Но этого мы почему-то не очень боимся, но говорим о каком-то внешнем контроле людей, которых, в отличие от ангелов и бесов, мы видим и понимаем, что можем попасться в лапы этого контроля.

Да, ничего в этом хорошего нет. Но вот так уж до смерти этого всего бояться – я, честно говоря, это не совсем понимаю. Ну что скрывать православному человеку? Свои дела, поступки. А может, это в какой-то степени, такой контроль, предохраняет нас от каких-то неправильных действий? Понимание того, что вот сейчас мы сидим и через экран на нас смотрят. Какие-то подслушивающие устройства и видеокамеры уже стоят по всем городам. А лет через 10–15 это будет уже на 100% везде, и мы придём к этому в самое ближайшее время: полный контроль будет практически над каждым человеком.

Ц.: И избежать этого вообще невозможно? Спрятаться от этого в сибирские скиты или бороться с этим.

Владыка Тихон: Сейчас можно говорить: давайте это прекратим. Ну давайте будем это требовать, давайте остаток своей жизни посвятим этой борьбе за права человека, этому труду, подвигу. Но это не дело Церкви. Ведь даже апокалиптическую Жену, символизирующую Церковь, согласно Откровению, и ту будет преследовать зверь. Очень многих православных христиан тот самый антихрист, который придёт в своё время, неизбежно настигнет и убьёт, и спрятаться от него будет невозможно.

Сложно представить, что Енох и Илия, которые, как сказано в Откровении, придут в последние времена, будут в первую очередь говорить о том, что надо прекратить чипизацию и наружный контроль. Ну слушайте, они другим будут заняты, они будут Царствие Небесное проповедовать.

что стало с тихоном шевкуновым

Ветхозаветный Патриарх Енох и Пророк Божий Илия. Фото иконы: pravoslavie.ru

Поэтому ищите прежде всего Царствие Небесное, остальное приложится вам. Читайте Евангелие, и тогда узнаете очень много интересного. В том числе что все волосы у нас сочтены. Так что не об этом у нас речь в Церкви. Хотя, конечно, всё это неприятно. Ну неприятно, а дальше что?

Ц.: А почему вот эти настроения и вот эти разговоры, в том числе эти передачи, в том числе заявления Синода Молдавской Церкви, они появились именно в связи с нынешней пандемией коронавируса? Как это связано?

Владыка Тихон: Любые внешние ограничения всегда действуют на людей раздражающе. И конечно, когда тебе нельзя выйти, нельзя пойти погулять куда хочется, многие к этому относятся особенно болезненно. И начинаются протесты, начинается борьба за права человека в связи с ограничениями по пандемии.

У нас, к сожалению, слишком принято, в том числе и в православной среде, всячески ругать государство, говорить, как надо. А ведь это та самая ленинская кухарка, которая «может управлять государством», – это она так громко и активно говорит в нас. Как Маяковский сказал, «все мы немножко лошади», так здесь можно сказать: «Все мы немножко эти ленинские кухарки».

Ну что ж, если человек считает, что он намного умнее и лучше представляет себе, как надо действовать в этой сверхсложной ситуации, имея свой уровень информации, что ж, маленький флаг вам в руки. Можно с ним пройтись вокруг собственного дома.

Ц.: С самого начала пандемии вы были последовательным, жёстким критиком так называемых коронаскептиков. И поддерживали ограничительные меры. Но все ли меры адекватны? Правильно ли, что чиновники из Роспотребнадзора, региональные главные санитарные врачи, те же самые губернаторы и мэры, вправе распространять свою власть, в том числе на храмы и монастыри?

Владыка Тихон: Конечно, часть мер неадекватна. Но бОльшая часть – адекватна. Меры, которые предлагают врачи. Ведь сейчас весь организм нашего русского, российского народа больной. В нём витает этот вирус. Представьте себе, что больной ложится в больницу, к нему приходит консилиум врачей и назначает ему 15 препаратов и процедур. А он начинает говорить: это неадекватно, а это адекватно, это правильно, а это неправильно. Но тогда его надо в другую больницу переводить, психиатрическую. Потому что если он смертельно болеет и так себя ведёт, то этот человек опасен и для самого себя, и для общества. Врачам надо доверять.

Вот пример. У нас сегодня была в Псково-Печерском монастыре служба на улице. И мы просили всех прийти в масках. Лично я считаю – лично я, не врач, а просто батюшка, что маски на улице, при том что люди стоят в двух с половиной метрах друг от друга, излишняя мера. Но, поскольку мне об этом сказал Роспотребнадзор, я всем объявил: приходите в масках. Мало ли что я думаю. Мало ли что мне в голову взбредёт. Мы сейчас все вирусологи. Мы сейчас все санитарные врачи-эпидемиологи.

что стало с тихоном шевкуновым

Богослужение в Псково-Печерском монастыре 22 мая 2020 года. Фото: официальный сайт Псковской митрополии

Но настоящие врачи отвечают за здоровье пациента – всей нашей России, а организм народный болен, в нём этот тяжёлый вирус. И я глубоко убеждён, что надо соблюдать все назначения врача. А если вдруг выяснится, что какую-то витаминку нам на всякий случай дали сверх нормы и она не повлияла ни на что, спасибо врачам за то, что они и здесь подстраховались. Ради нас. Господь намерения целует.

Расследовать надо

Ц.: Врачам, конечно, низкий поклон. Они сейчас на передовой, как и многие священники. К сожалению, мы знаем, что немало священнослужителей пострадало и даже погибло от этой беды. Но как вы относитесь к призывам, что нужно расследовать факт пандемии? Настолько ли она стихийная или в ней есть, как многие предполагают, рукотворный фактор? Нужно ли это расследование?

Владыка Тихон: Расследовать надо. И я думаю, уже расследуют и будут расследовать. Но не надо забегать впереди расследования. Как сейчас говорят: в вакцине будет жидкий чип. А я говорю: ребята, вполне возможно, я не знаю, не могу сказать, что этого не будет, но не могу сказать, что это будет. Скажите, а чип будет духовный или материальный? Они отвечают: конечно материальный. Говорю: вот когда будет вакцина, достаньте мне из неё этот чип, покажите его и его свойства. И если он действительно делается таким постоянным, 24 часа в сутки, сыщиком для человека, то тогда надо будет очень серьёзно задуматься, что это такое, и отказаться от прививок.

Но если вы ещё гипотетической вакцине, которую только делают для людей, присваиваете эти вот качества, не доказав ничего, – ну слушайте, это, мягко говоря, нечестно. Возьмите, докажите, обоснуйте, покажите всем нам вещдоки, и тогда мы, конечно же, не будем принимать такую прививку.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *