что стало с содомом и гоморрой

История с Содомом: минимум кары и безграничность любви

что стало с содомом и гоморрой
Гибель Содома и Гоморры. Фреска Троицкого собора Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском 1662 г.

Подумав о Престоле Бога Судии, Престоле, перед которым встанет каждый из нас после своей смерти, многие из нас ощущают трепет. Если оставить в стороне специфические антропоморфизмы богословского дискурса, то суд этот – высший момент подведения итога (полного, но не окончательного) нашей жизни и нашей смерти. Все покровы и маски с нас будут сняты перед Христом, Судьей вечным, и мы должны будем дать отчет за все, что сделали, подумали и сказали в течение своей жизни.

Это момент, открывающий все блага, которые мы получили от Бога и отдали миру, все сделанное нами и не сделанное, весь свет, который мы скрыли в душе или излили во вселенную, каждую полосу тьмы, которой мы помрачили мир через грех, всю жизнь человека со всеми ее несовершенствами. Это генеральная исповедь, гигантская по объему и ужасающая по напряженности, ибо ничто наше не сможет остаться сокрытым. Это высший момент дачи ответа. Сомнения, ярость, бессмыслица нашей жизни, каждая улыбка, согретая нами, каждая слеза, наша или чужая, пролитая по нашей вине, – все, к нам относящееся, предстанет, словно театральный спектакль, в котором одновременно идут все сцены во всей своей грандиозности и в то же время ничтожности.

Человек. Это свет, отчаяние, страх, одержимость, страсть, умиление, немощь, лень, жестокость, усердие – все. С одной стороны – ангелы с рукописаниями наших добрых дел, полными, надеемся, милостыни, подаренной нами радости, жертв, положенных ради других, молитв, добродетелей. С другой – бесы с грехами тайными и явными, с преткновениями и нашей ненавистью, с грехами, известными нам и особенно с забытыми.

Суд после смерти, о котором свидетельствует Священное Писание, – это момент оценки нашей плодородности, начало жизни неумирающей. И на нем человек судится лично, по каждому делу своему. Однако в то же время и наша духовная ДНК: грехи родителей и дедов, добродетели или святость кого-нибудь из наших предков – все это тоже засчитывается. Бог говорит, что Он положит на чашу весов и накажет грехи до третьего и четвертого рода, но до тысячного рода смилостивится ради тех, кто любит Его. Таким образом, здесь налицо фундаментальная асимметрия между наказанием и наградой, безмерная пропасть между правосудием и любовью, заполненная бесконечным сердцем Божиим.

Разговор между Богом и Авраамом перед уничтожением Содома и Гоморры в огне показывает нам, как по-иудейски торгуется патриарх и сколь безгранична и безыскусна любовь Человеколюбца Бога:

«И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю.

И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа.

И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым, и с праведником будет то же, что с нечестивым? может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь и не пощадишь всего места сего ради пятидесяти праведников, если они находятся в нем? не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?

Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу весь город и все место сие.

Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город?

Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.

Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок?

Он сказал: не сделаю того и ради сорока.

И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать?

Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать.

Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать?

Он сказал: не истреблю ради двадцати.

Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять?

Он сказал: не истреблю ради десяти.

И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место» (Быт. 18: 20–33).

Видите, как сильно любит нас Бог? Ради десяти святых и праведных людей Он готов простить сотни тысяч грешников. В Его всевидящих глазах святость одного человека важнее всей вселенной. И если в городе греха Он находит менее десяти человек, почитающих Бога, то не сжигает их вместе с остальными грешниками, но десницей крепкой и мышцей высокой выводит их из ада беззакония и водворяет на сияющей горе Своей славы. Он ради нескольких может простить миллионы, но никогда не наказывает праведного человека из-за тех, кто его окружает. Право карать Он применяет по минимуму, любовь же Свою изливает в избытке. Гнев Его – преходящий и врачующий, а радость, которую Он дарует, вечна. Наказание Его служит исправлению, а награда неизбывна.

В истории выведения Лота из Содома нам открывается теология чуда в мире, как всполох молнии бесконечной любви в мире, полном ненависти, как временное изменение закона для того, чтобы нам узреть тайну будущего века, где силой тяготения для человеческого существа является беспредельная любовь Бога.

Следовало бы сказать еще кое-что. Были ли среди грешников Содома, этих сотен тысяч развратников, и малые дети? Я говорю: да. И народы, погубленные и губящие, все целиком проникаются грехом – как слабостью естества и бессилием воли. На самом деле грех Содома, хоть он и уничтожен в огне, все еще свирепствует в мире в разных обличьях.

Источник

Содом и Гоморра. Грех Содома и Гоморры.

Согласно Ветхому завету, города Содома и Гоморры были в союзе с городами Адмы, Шевоим и Бела (Сигор). Эти пять городов, также известные как «города на равнине», были расположены на Иорданской равнине в южном регионе земли Ханаанской. Некоторые исследователи полагают, что это место находилось к северу от современного Мертвого моря, другие считают, что к югу.

что стало с содомом и гоморрой

Божественным судом были уничтожены Содом и Гоморра, равно как и соседние Адма и Шевоим. Сигор (Бела) был единственным городом, избежавшим гнева Божьего, так как в нем спрятался Лот. В Авраамических религиях, выражение Содом и Гоморра – синоним нераскаявшихся грехов, падения и божественного возмездия за грехи.

Этимология названий Содом и Гоморра – неясна. Вероятно, название Содом пришло из ранних семитских языков, и связано с корнем sadama со значением «ускорить», «усилить», «укрепить». Название Гоморра, возможно основано на корне ghmr, что означает «глубоко».

Библейская история о Содоме и Гоморре

Библейское описание падения Содома и Гоморры записано в 18 и 19 главах Бытия. Господь и два ангела пришли поговорить с Авраамом. Господь сообщил Аврааму, что

…вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма.

Авраам умолял Господа пощадить Содом и Гоморру, потому что племянник Авраама, Лоти его семья жили в Содоме. Господь обещал пощадить Содом и Гоморру, если там найдется хотя бы десять праведников. Однако, как оказалось, единственным праведником в Содоме и Гоморре оказался Лот.

Глава 19 книги Бытия повествует о двух ангелах, маскируются под людей, посещающих Содом и Гоморру. Племянник Авраама Лот сидел у ворот Содома. Он поклонился путникам до земли и пригласил их в дом. Вскоре жители Содома окружили дом Лота и требовали отдать им путников. Лот просил их не делать зла и готов был отдать толпе на растерзание своих дочерей. Ангелы поразили толпу слепотой и приказали Лоту взять семью и уходить из города. Ангелы вывели Лота из города и велели спасаться на горе.

И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба,

и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли.

В чем был грех Содома и Гоморры?

Господь наказал Содом и Гоморру, но за какие грехи? Существует несколько версий.

Гомосексуализм. Сегодня термин «содомия» часто используется для обозначения сексуальных отношений между двумя мужчинами, будь то добровольных или принудительных. Очевидно, что гомосексуализм был одним из грехов, за которые Бог уничтожил города. В Послании Иуды говорится:

Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного…

Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала.

И возгордились они, и делали мерзости пред лицем Моим, и, увидев это, Я отверг их.

Согласно этим строкам Библии, гомосексуализм был не единственным грехом, из-за которого были разрушены города Содома и Гоморры, но, вероятно, одной из причин, среди других указываются жадность и негостеприимность.

Содом и Гоморра – научное прочтение.

Величайший разлом на суше называется Великий рифт или Великий африканский разлом. Это разрыв земной коры, идущий от Сирии в Азии до мыса на оконечности Африки, простираясь на чем в 5000 километров. Туристы едут в Великую рифтовую долину, чтобы насладиться удивительными пейзажами — вертикальными скалами среди огромных долин. Ученые считают, что обычные землетрясения не могли спровоцировать появление столь огромного раскола в земной коре. Вероятно, причиной стало падение метеорита.

что стало с содомом и гоморрой Образование Великого рифта — вероятная причина гибели Содома и Гоморры

Возможно, именно это событие нашло отражение в библейской истории о Содоме и Гоморре, когда пролил Господь дождем серу и огонь с небес. На следующее утро Авраам посмотрел в сторону города на равнине и увидел дым, поднимающийся от того места, где были города, словно дым из печи. Однако, именно этот дым навел исследователей на другую точку зрения, для объяснения которой нам нужно уточнить местоположение Содома и Гоморры.

Где находились Содом и Гоморра?

Единственное указание на местоположение Содома и Гоморры дается в Библии:

пошли они войною против Беры, царя Содомского, против Бирши, царя Гоморрского, Шинава, царя Адмы, Шемевера, царя Севоимского, и против царя Белы, которая есть Сигор.

Все сии соединились в долине Сиддим, где ныне море Соленое. (Книга Бытия, глава 14)

Ранние исследования, касающиеся расположении этих двух городов, остались без результата. Ученый Ф. Олбрайт сделал вывод, города Содом и Гоморра поглотило Мертвое море, которое поднялось много выше своего естественного уровня. Эта теория была поддержана Ральфом Э. Барни, который исследовал окаменелости в южном бассейне Мертвого моря.

Однако, вскоре исследователи обнаружили близ Мертвого Моря руины великой крепости Babe dh-Dhra, построенной из камня и возвышавшейся над оврагами Вади Карак. Еще семь построек были вскоре найдены восточнее первой крепости. По остаткам зданий было понятно, что место это было разрушено в результате пожара. Исследователи утверждают, что крепость Babe dh-Dhra была расположена в Содоме. Здесь проводились ежегодные праздники, на которых присутствовали жителями пяти городов равнины Сидим.

Место неподалеку под названием Нумейра считается Гоморрой. Оба места были одновременно разрушены в результате пожара, причем, как свидетельствуют исследователи, пожар начался сверху – с крыш зданий. Единственным возможным объяснением этого уникального открытия в библейской археологии является предположение, что горящие обломки упали на здания сверху. Но как такое могло случиться? Существует достаточно доказательств о подземных месторождениях природных битумов, похожих на асфальт, в регионе к югу от Мертвого моря. Такой материал обычно содержит высокий процент серы. Геолог Фредерик Клэпп утверждает, что землетрясение могло стать причиной выхода битумных месторождений из земли через линии разлома. Битум мог падать на землю, как горящая пламенеющая масса. Найденные же города к югу от Мертвого моря находятся как раз на линии разлома. Густой дым, который увидел Авраам, подтверждает эту версию, ведь густой дым характерен для горения нефтяных продуктов, к которым относится битум.

Источник

За что Бог уничтожил Содом и Гоморру

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Библейская история

что стало с содомом и гоморрой

«Разрушение Содома и Гоморры», Джон Мартин.

Библейский рассказ об этих городах надо начать со следующего:

« И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные. И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую…

И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле. И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники; не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево. Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская; и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга » (Быт.12: 1-5; 13: 7-11).

Толкователи Священного Писания говорят, что Лоту, как младшему, надо было уступить это богатое и плодородное место старшему, своему дяде Авраму. Но племянник, прельстившись сими земными благами, поступил несправедливо. И при э том еще не учел развращённость тамошних аборигенов, из-за чего потом много пострадал.

Как описывает тяжкую жизнь там «п раведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными », — апостол Петр, — « ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные » (2 Пет.2: 8).

Кульминация же в сей этой истории о крайнем блудном неистовстве жителей городов Содома и Гом орра и наказании Божием за это Библия описывается так:

« И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю. И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа. И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым [и с праведником будет то же, что с нечестивым]? может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь [всего] места сего ради пятидесяти праведник ов, [если они находятся] в нем? не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?

Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие. Авраам сказал в ответ: вот, я решился гов орить Владыке, я, прах и пепел: может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.

Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока. И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать.

Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадца ть? Он сказал: не истреблю ради двадцати. Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти. И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место.

И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице. Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели.

Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их. Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь, и сказал [и м]: братья мои, не делайте зла; вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего. Но они сказали [ему]: пойди сюда. И сказали: вот пришлец, и хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними.

И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит. Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города. И как он медлил, то мужи те [Ангелы], по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города.

Когда же вывели их вон, то один из них сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть. Но Лот сказал им: нет, Владыка! вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть; вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда,- он же мал; и сохранится жизнь моя [ради Тебя].

И сказал ему: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ни спровергну города, о котором ты говоришь; поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда. Потому и назван город сей: Сигор. Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор. И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли. Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом.

Где находится разрушенный город

что стало с содомом и гоморрой

Руины Содома и Гоморры

Как свидетельствуют разные источники:

« Археологи, веками изучавшие прилегающие местности, в двадцатом веке стали более пристально, с опорой на историческо-религиозные материалы, заново осмысливать некоторые открытия. Раскопанные города и поселения Палестины, которые, как подтвердили множественные экспертизы, были погублены огнем, углем и солью, с огромной вероятностью и оказались теми пятью умершими от гнусных грехов городами, в число которых входили Содом и Гоморра.

Более того, не было найдено ни одной естественной причины, объясняемой научно, которая могла бы спровоцировать тогда жуткое и стремительное разрушение городов, находящихся на относительн о устойчивой равнинной местности…

Источник

Содом и Гоморра — города Сдом и Амора

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Сдом и Амора — в привычном русском звучании Содом и Гоморра — города, уничтоженные Вс-вышним за то, что их жители полностью погрязли в грехе. Авраам просил Вс-вышнего пощадить эти города ради праведников, проживающих там, но праведников не нашлось, и Вс-вышний спас только Лота, племянника Авраама, и двух его дочерей. Города Сдом, Амора и их окрестности погибли в результате катаклизма, а сегодня на этом месте находится Мертвое море. История гибели Сдома и Аморы рассказана в книге Берешит (Бытие), первой книге Пятикнижия (см. Берешит18-19). Слово «содом» стало нарицательным для обозначения греховного состояния и из ряда вон выходящего упадка нравов.

Оглавление

Война пяти царей против четырех [↑]

После того, как праотец Авраам и его племянник Лот, выйдя из Египта, разделились, Авраам поселился в Хевроне, а Лот — в Сдоме.

А вскоре в долине Сидим — сегодня это местность в окрестностях Мертвого моря — разгорелась настоящая мировая война. Согласно тексту Торы, цари пяти городов, лежащих к востоку от Бет-Эля в «окрестностях реки Иордан» — Сдом, Амора, Адма, Цвоим, Бела (он же Цоар) — воевали против Амрафела (то есть Нимрода), царя Шинара, Арйоха, царя Эласара, Кедорлаомера, царя Элама, и Тидала, царя Гоим. Четыре царя победили, цари Сдома и Аморы обратились в бегство. Лот вместе другими жителями пяти городов был захвачен в плен и вызволен из него Авраамом.

Сдом, Амора и остальные три города, расположенные в цветущей плодородной долине, просуществовали только 52 года, и в последние 22 из них Вс-вышний насылал на них землетрясения и другие несчастья, чтобы они покаялись, но это не подействовало.

Законы Сдома и Аморы [↑]

Грешники были и раньше Сдома, и после него, но жители Сдома вызвали особый гнев.

Талмуд говорит о жителях этих городов, что обилие благ, которые дал им Б-г, сделало их заносчивыми, и они стали рассуждать так: «У нас много хлеба, золота, драгоценных камней. К чему нам гости, прохожие да проезжие? Один убыток от них».

У жителей Сдома и Аморы были особые принципы, оправдывавшие их поступки, и они установили их в качестве системы законов. Любого чужеземца, обнаруженного в округе, разрешалось грабить, а также издеваться над ним. Обязанность сдомского судьи — добиться того, чтобы всякий странник покидал страну без гроша в кармане. Всякий, кого видели дающим хлеб нищему, предавался смерти. Со всякого, кто приглашал чужеземца на свадьбу, в наказание снималась вся одежда.

Талмуд перечисляет «говорящие имена» судей Сдома: Шакрай («лжец»), Шакрарай («привычный лжец»), Заяфа («фальсификатор») и Мазле Дина («извратитель закона»).

В книге «Сефер а-Яшар» написано, как человек приехал в Сдом на осле, и не имея жилья, был принят жителем города. Готовясь уехать, он не обнаружил цветную попону и ремень, которым она крепилась к спине осла. Когда он спросил хозяина дома об этом, тот ответил, что эти вещи ему просто приснились, но это видение было хорошим предзнаменованием, так как попона означала, что он будет иметь большой виноградник, а ремень — что его жизнь будет долгой. Гость запротестовал, но его потащили в суд и приговорили к выплате четырёх шекелей серебра.

Когда ангелы пришли разрушить Сдом, они увидели Лота сидящим у ворот. В тот день жители Сдома назначили его судьей (Раши 19:1). Пятьдесят лет этот город стоял, а именно в тот день, когда Лота назначили судьей, был разрушен. До этого дня у Сдома еще был шанс на исправление. Но в тот день, когда назначили честного судью, который не брал взяток и с упорством судил по законам Сдома, оставалось одно — разрушить весь город…

Обычаи Сдома и Аморы [↑]

Материальное благополучие этих городов не мешало невиданной моральной распущенности. Четыре дня в году специально посвящались отвратительной вакханалии. Эти дни были своего рода праздником, когда всё население городов, мужчины вместе с жёнами и детьми, спускалось в широкую плодородную долину. Общее веселье постепенно превращалось в разгул, когда мужчины хватали любую из женщин, не глядя, чья это жена или дочь. В эти дни допускался любой, самый отвратительный из пороков.

Любая попытка вести торговлю в городах Сдомской долины могла окончиться плачевно для купца. Стоило ему появиться на улице, как собирался стар и млад, женщины и мужчины, и по крохам разбирали товары, не оставляя владельцу ни вещей, ни денег. На все претензии несчастного люди притворно удивлялись: «Посмотри, у каждого из нас нет и на грош твоего…» И действительно, в этом коллективном грабеже трудно было кого-нибудь конкретно обвинить. Так, обворованный и униженный, незваный гость с плачем покидал город злодеев, а толпа провожала его насмешками и бранью.

Особенно жестоко поступали с бедняками и с теми, кто осмеливался этим беднякам помогать. Их не прогоняли, а напротив, снабжали серебром и золотом. Правда, на многих монетах значилось имя бывшего владельца. Бедняк входил в один из городов, и только тогда понимал, в какую ловушку угодил: по всей стране объявлялось о строжайшем запрете выдавать или продавать ему какие-либо продукты питания. День за днём бедняга бродил от дома к дому, пытаясь купить или выпросить еду — везде его встречали равнодушные, злорадные лица. Границы закрывались на замок, и человек умирал медленной мучительной смертью.

Так в Сдоме и Аморе искоренили бедность. Человек, бывший не в состоянии себя обеспечить, подлежал истреблению.

Решение Вс-вышнего уничтожить Сдом и Амору [↑]

Чашу Б-жьего терпения переполнил случай, когда девушку из Сдома, которая дала прохожему хлеба, вымазали медом и выставили под пчелиные жала.

Б-г сообщил Аврааму о Своем решении уничтожить эти города, и Авраам стал просить за них: «Может быть, найдутся там пятьдесят праведников (т.е. на каждый город — по десять человек) … Неужели уничтожишь и не простишь ради этих пятидесяти праведников?» Б-г ответил: «Если найду… пятьдесят праведников, то прощу всему месту ради них» (Берешит, 18:24, 26). Но не нашлось и десяти.

Вс-вышний не использует «испорченные инструменты», как пишет рав Элияу Деслер. Поэтому те народы, которые не ведут себя соответственно (не выполняют 7 заповедей, данных сынам Ноаха), не могут быть использованы как «инструменты» достижения цели. Таким образом, смысл их существования пропадает, и они прекращают существовать. Так и должно было произойти с людьми Сдома.

Авраам знал, что представляют собой жители Сдома, и просил Всевышнего сжалиться над ними, так как, если бы там было даже небольшое число достойных людей, они уже могли бы помочь ему в выполнения миссии. А значит, их существование имело бы смысл.

Комментаторы говорят, что в первую очередь Авраам беспокоился о праведниках, если таковые обнаружатся в Сдоме (хотя упоминается и желание Авраама ради заслуг праведников спасти весь город). Автор Кли Якар поясняет, что именно в случае со Сдомом он переживал за праведников, которые могли пострадать заодно со злодеями.

Одним из правил этого мира Вс-вышний сделал следующее: «Хорошо праведнику — хорошо и соседу его, горе злодею — горе и соседу его» (см. Сукка 56 б). Поэтому может случиться так, что праведник пострадает из-за своего соседства с преступниками; но он не может пострадать незаслуженно. «За компанию» со злодеями он может подвергнуться, например, частичному наказанию за собственные проступки, за которые в ином случае он не был бы наказан сейчас, а получил бы отсрочку — чтобы исправить их. А если праведник не заслуживает наказания вовсе — Творец спасает его из ситуаций, в которых, казалось бы, уже нет никакого выхода.

Обратная ситуация со злодеями — даже если они уже заслужили наказание, и полагающаяся им отсрочка закончилась, благодаря их соседству с праведниками отсрочка может быть продлена. И именно это пообещал Вс-вышний Аврааму, желая дать жителям Сдома и Аморы еще один шанс исправить свой путь.

Достаточного числа праведников не нашлось, преступники были наказаны: Вс-вышний «серой и огнем» истребил все города Сдомской равнины, кроме Цоара, и сбросил их со скалы вниз.

Где сейчас Сдом и Амора? [↑]

В книге Берешит (14: 7) сказано: «А долина Сидим вся в асфальтовых ямах, и когда цари Сдома и Аморы бежали (от врагов), то упали туда…». Иосиф Флавий объясняет: «В то время тут находились колодцы, теперь же, после уничтожения города содомитян, вся эта долина обратилась в озеро, носящее название Асфальтового» — то есть это Мертвое море.

И сейчас вдоль дороги номер 90 часто встречаются таблички с предупреждением о «глотающих ямах» и об опасности купаться в темноте. Эти огромные ямы там находятся и по сей день.

Возможно, что и соляной столб, в который превратилась жена Лота, стоит на своем прежнем месте. По крайней мере, Иосиф Флавий пишет: «Жена Лота, которая во время бегства, вопреки запрещению Господа Бога, постоянно обращалась назад в сторону города, выражая страшное любопытство, была обращена в соляной столб. Последний я видел лично: он сохранился по сей день».

Самим же словом «Сдом» сейчас называется горный массив, тянущийся на 10 километров с севера на юг вдоль западного берега Мертвого моря, а также комплекс химических предприятий на юго-западном берегу Мертвого моря, основанный в первой трети 20-го века.

Сдом и Амора в каждом поколении [↑]

В книгах пророков не раз встречаются упоминания Сдома и Аморы в качестве примера Б-жьего гнева и предостережения будущего наказания. Пророки угрожают, что, что судьба Сдома и Аморы постигнет Иерусалим (Ирмияу 23:14;Йехезкель 16:49 и далее), Эдом(Ирмияу 49:18), Вавилон(Ирмияу 50:40) и Моав (Цфанья 2:9).

В каждом поколении есть свой Сдом, и в нашем поколении он разросся как сорняк. Авраам молился не только о Сдоме своего поколения, но и о грешниках всех поколений, — пишет рав Моше Вольфсон. Главным законом, правившим в Сдоме и четырёх его городах-побратимах, был трезвый, рациональный подход ко всему, что касалось личной и общественной выгоды. Выбранная политика принесла городам непревзойдённое благополучие, завершившееся полным уничтожением.

Сегодня Сдом — это уже не один город, а целая подкультура, угрожающая духовным разрушением миру. И если сегодня найдутся десять праведников, которые станут примером для подражания, надеждой на исправление грешников, то они и станут защитниками поколения. Тогда окажется, что молитва Авраама о спасении Сдома была не напрасной! И сегодня мы можем спасти свое поколение, и не только молитвами, но и своими поступками, своей праведностью, как сказано в Мишлей (притчах Соломона): «Праведник — основа мира!»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *