что стало с николаем авериным убийцей

Что стало с николаем авериным убийцей

Убийство на Пасху. Как Николай Аверин из Козельского района захотел отомстить богу за свою болезнь, а вместо этого дал околоцерковным конспирологам самое убедительное доказательство оккультного заговора против православия.

Здания Свято-Введенского ставропигиального мужского монастыря, более известного как Оптина пустынь, были переданы в ведение РПЦ в ноябре 1987 года. Скоро в возвращенную церкви обитель в Калужской области потянулись паломники со всей России: воцерковленных православных привлекала слава канонизированного на следующий год оптинского старца Амвросия Оптинского (1812-1891), интеллигенцию — имя Достоевского, который искал здесь утешения после смерти своего трехлетнего сына Алеши и вывел преподобного Амвросия в «Братьях Карамазовых» под именем Зосимы, неформальную молодежь подкупало небрежное упоминание Оптиной в одном из первых больших интервью культового тогда Бориса Гребенщикова.

В июле 1988-го, когда братия монастыря кроме наместника насчитывала лишь двух иеромонахов, двух иеродиаконов и четырех послушников, здесь отслужили первую литургию, которая запомнилась очевидцам «такой волной благодати, что незнакомые люди, как родные, бросились обнимать друг друга». В еще не отстроенной после десятилетий запустения (при советской власти здесь располагалось профтехучилище, в котором готовили механизаторов) обители в те годы царит атмосфера экзальтации: паломники называют ее «страной чудес», и, возвращаясь домой, охотно делятся рассказами об особой благодати этого места и окружающих его чудесах и знамениях.

Жители окрестных деревень, впрочем, относились к вернувшимся в эти места священнослужителям по-разному. Однажды в начале 1990-х на стене обители появилась издалека заметная черная надпись «МОНАХИ — ПСЫ ****** [блудливые]», но кто именно ее оставил, неизвестно.

Идиллия в Оптиной неожиданно прервалась в апреле 1993 года, на Пасху, когда в монастыре было совершено тройное убийство.

Василий, Трофим и Ферапонт

Выпускник журфака МГУ москвич Игорь Росляков приехал в Оптину пустынь в год, когда восстановление монастыря только начиналось. Священнослужители отмечали, что молодой послушник — человек старательный, молчаливый и скромный: любую работу он выполнял безотказно.

Первой перемены в сыне заметила его мать. Неожиданно Игорь, до того кропотливо собиравший домашнюю библиотеку, вынес из дома все книги Льва Толстого: «Мама, да он же еретик!». Толстого заменили сочинения святителя Игнатия Брянчанинова, молодой человек стал ходить на церковные службы, а потом уехал в Оптину пустынь.

Лишь спустя несколько лет после того, как Росляков поселился в монастыре, случайно выяснилось, что в миру Игорь был капитаном сборной МГУ по водному поло — кто-то из паломников нашел его фотографию с кубком в газете «Известия». В Оптиной молодой послушник держался обособленно и о своей прошлой жизни не распространялся. По словам насельников монастыря, он приложил много сил для восстановления обители и вскоре стал иноком, а затем и иеромонахом, приняв имя Василий.

Полной противоположностью Рослякову был Леонид Татарников, позже нареченный иноком Трофимом. Братия и прихожане хорошо его знали — молодой человек, приехавший в Оптину в августе 1990 года из Бийска, выделялся живостью характера; он быстро сновал по монастырю и, не мешкая, брался за любую работу. В миру Татарников успел сменить несколько профессий — после службы в танковых войсках поработал в Сахалинском рыболовстве, занимался художественной фотографией, побывал фотокорреспондентом в районной газете, сапожником, пастухом и пожарным. Родственникам свой уход в монастырь он объяснил знамением: видел, как от одной из икон в храме исходит ослепительный свет, и слышал неземной голос.

Будучи человеком нетерпеливым, Татарников спешил стать монахом. В Оптиной вспоминали, что как-то раз он пришел просить, чтобы постриг совершили поскорее. «А может, тебя сразу в схиму постричь?» — спросил его иерей, к которому он обратился. «Батюшка, я согласен!» — воскликнул тогда Татарников. За это — или какую-то другую провинность — Татарникову на два месяца отказали в проживании в стенах монастыря. Молодой человек поселился в землянке неподалеку, но не пропустил ни одной службы. В обители он заведовал паломнической гостиницей, работал звонарем, переплетчиком и чинил часы.

Меньше, чем через год после приезда, Татарников добился своего и принял постриг под иноческим именем Трофим. «Трофим был духовный Илья Муромец, и так по-богатырски щедро изливал на всех свою любовь, что каждый считал его своим лучшим другом. Я — тоже. Он был каждому брат, помощник, родня», — вспоминал о Татарникове игумен Владимир.

Еще один будущий насельник Оптиной — сибиряк Владимир Пушкарев — появился в монастыре в июне 1990 года, преодолев пешком 75 километров от Калуги. Местные утверждают, что, дойдя до ворот монастыря, он не стал стучать, а встал на колени и так стоял до самого утра, терпеливо дожидаясь, пока его впустят.

Уроженец Новосибирской области, Пушкарев прослыл в монастыре человеком замкнутым — много часов он просиживал в собственной келье или столярной мастерской. Художник-резчик Сергей Лосев, работавший тогда в монастыре, говорил, что в Пушкареве «чувствовался огромный внутренний драматизм и напряженная жизнь духа, какая свойственна крупным и сложным личностям». «Что за этим стояло, не знаю. Но это был человек Достоевского», — говорил о сибиряке Лосев.

Неожиданно хорошие отношения у этого немногословного человека сложились с околомонастырскими «воробушками» — молодежь ему доверяла и охотно училась резьбе по дереву. За полтора года до гибели Пушкарев стал иноком и принял имя Ферапонт. Он стал заведовать столярной мастерской: резал кресты, готовил доски для икон, делал мебель.

Пасха-93

Уже после убийства в монастыре заговорили, что Великим постом к иноку Трофиму в переплетную мастерскую приходил незнакомый мужчина, заявлявший, что «монахов надо убивать». На предложение успокоиться и пообедать в стенах обители неизвестный не отреагировал и пообещал, что скоро церковников начнут «резать». «Ты наш, наш!» — якобы повторял гость, ухватив на прощанье инока за руку.

В Оптиной вспоминали, что сразу несколько послушников внезапно поранились в алтаре накануне Пасхи, а под вечер Страстной субботы над монастырем стояло странное марево — «воздух будто дрожал, контуры предметов двоились, а сердечники хватались за сердце». Необычные атмосферны явления на Пасху местные жители, как говорят, видели и раньше — перед аварией на Чернобыльской АЭС.

Пасхальная литургия 18 апреля 1993 года закончилась около пяти утра. Монастырские автобусы увезли из Оптиной пустыни жителей окрестных деревень, с ними уехали и милиционеры, охранявшие участников богослужения. Обитатели монастыря и паломники отправились в трапезную. Отец Василий, которому предстояло провести еще две службы, лишь немного посидел за столом и, поздравив всех с Христовым Воскресением, поднялся к себе в келью.

К шести часам утра монастырский двор опустел. Последним уходил в скит игумен Александр, встретивший по дороге инока Трофима. «Благословите, иду звонить», — попросил Трофим и, получив благословение, отправился в сторону звонницы.

«Это случилось на Пасху в 6.15 утра. Мы разговлялись за чаем в иконописной мастерской, когда благовест колоколов вдруг оборвался и раздался тревожный звон. “Какой странный звук, — сказал Андрей, разливая чай. — Скорее набат”. А я еще подумала с досадой: “Вечно Андрей со своими шуточками — ну, какой же набат? Пасха ведь!”», — рассказывала потом иконописец Тамара Мушкетова.

Первой к упавшему отцу Василию подбежала двенадцатилетняя Наташа Попова. За два года до этого девочку из Киева привезли в Оптину пустынь родители. Иеромонах лежал на дорожке возле ворот скита. Четки при падении отлетели в сторону. «Почему он упал, я не поняла. Вдруг увидела, что батюшка весь в крови, а лицо искажено страданием. Я наклонилась к нему: “Батюшка, что с вами?”. Он смотрел мимо меня — в небо. Вдруг выражение боли исчезло, а лицо стало таким просветленным, будто он увидел ангелов, сходящих с небес», — рассказывала потом Попова.

В седьмом часу утра, когда в скиту началась литургия, в храм ворвался молодой послушник Алексей, кричавший: «Братиков убили! Братиков!». Умирающего иеромонаха перенесли в храм, положив возле раки с мощами преподобного Амвросия. Бледный священнослужитель уже не мог говорить и, судя по движениям губ, сосредоточенно молился. «Он молился до последнего вздоха, и молилась в слезах вся Оптина. Шла уже агония, когда приехала “скорая”. Как же все жалели потом, что не дали отцу Василию умереть в родном монастыре!» — пишет в своей книге Нина Павлова. Священник скончался по дороге в больницу.

Местные жители отмечали, что после убийства монахов в Оптину пустынь как будто вернулась зима — задул холодный ветер, пошел дождь, а потом снег. Люди собрались у залитой кровью звонницы, плакали и молились за убитых монахов.

«Сатана 666»

«Так, осмотр начинается. В центральном месте, рядом с деревянной скамейкой, покрытой зеленым байковым одеялом в белую клетку лежит труп… Это отец Василий? А, это инок Ферапонт», — прокурор-криминалист Лариса Гриценко проводит осмотр места преступления, пока ее коллега фиксирует происходящие на видеокамеру.

Сотрудники правоохранительных органов идут по двору и недалеко от места убийства находят армейскую шинель — военные пожертвовали монастырю большую партию обмундирования, такие шинели раздавали прибывшим паломникам. Убийца повесил свою на колья деревянного забора.

Позже следователи установят, что убийство было тщательно спланировано: местные жители расскажут им, что перед Пасхой неизвестный мужчина приходил в монастырь и подолгу сидел на корточках у звонницы. У восточной стены обители найдут сложенную ступеньками поленницу — по этой заблаговременно сложенной лестнице нападавший скрылся с места убийства, оставив на виду шинель с документами монастырского кочегара в кармане, чтобы сбить следствие со следа.

Напасть на след убийцы удалось спустя два дня — лесничий из соседней деревни сообщил милиции, что к нему в дом вломился вооруженный обрезом двуствольного ружья мужчина, которого, впрочем, удалось успокоить с помощью спиртного. Неизвестный поел, выпил, попросил чистую одежду и через полчаса покинул жилище, не тронув никого из семьи лесника. С его слов был составлен фоторобот странного визитера.

«В это время случайно в РОВД заходила женщина, которая опознала этого человека. Назвала его фамилию, сказала, как его зовут и сказала, что они с ним живут в одной деревне», — рассказывал эксперт-криминалист Дмитрий Осипов. Так правоохранительным органом стало известно имя подозреваемого — им оказался 32-летний житель села Волконское Николай Аверин, 1961 года рождения. Позже вину Аверина подтвердила дактилоскопическая экспертиза — отпечаток его пальца сохранился на третьем слое изоленты, которой была обмотана рукоятка меча. Вскоре он был задержан в райцентре Козельск — Аверин, несколько дней скрывавшийся в лесу, приехал к своей тетке и, не понимая, что за ее домом уже наблюдают, спокойно лег спать.

Как объясняли позже в прокуратуре, убийца прошел службу в Афганистане и «приехал домой без единой царапины, но со сломленной психикой». Впервые в поле зрения милиции он попал летом 1990 года, когда вместе с приятелем попытался изнасиловать пожилую женщину. Но мужчины тогда извинились, пенсионерка простила их и отозвала заявление.

В апреле 1991 года Аверина вновь обвинили в попытке изнасилования. На этот раз он сильно избил женщину; дело против него рассматривалось в Козельском районном суде. Проведенная психиатрическая экспертиза показала, что обвиняемый страдает шизофренией, а поэтому должен быть направлен на принудительно лечение. До февраля 1992 года Аверин находился в Москве в психиатрической больнице имени Ганнушкина, после чего вернулся домой к родителям.

— Николай, на кого зуб точишь — на будущую тещу? — пошутил кто-то из мастеров.

— Нет, монахов подрезать хочу, — якобы отвечал Аверин.

С работниками мастерской беседовал и 29-летний следователь по особо важным делам прокуратуры Калужской области Александр Мартынов, расследовавший убийство оптинских монахов. Там рассказали, что Аверин был не единственным, кто обращался к ним с подобного рода заказами: мода на «сатанинскую» символику в Калужской области будто бы возникла после телевизионного показа фильма «Омен» — триллера 1970-х годов о пришествии Антихриста.

Приговор Аверину

Три гроба поставили в храме перед открытыми Царскими вратами, плачущие люди подходили к ним со словами: «Христос воскресе, отец Василий!», «Христос воскресе, Трофимушка!», «Христос воскресе, отец Ферапонт!». Прихожане клали в гробы освященные пасхальные яйца.

По итогам судебного рассмотрения убийца монахов был признан невменяемым. Версия о том, что Аверин состоял в некоей секте сатанистов или был приверженцем оккультного учения, была полностью опровергнута следствием.

Из материалов дела известно, что Николая Аверина с детства мучили безотчетные страхи, он боялся спать в темноте. После возвращения с войны мужчина уверовал и, по словам его родителей, проводил много времени в храме, иссушая себя постами, и вскоре начал «слышать голоса». В какой-то момент Аверин объявил родственникам, что на самом деле он — Иисус Христос. Но позже голос, звучавший в его голове, принялся издеваться над несчастным: он заставлял мужчину против воли биться головой о стену, есть бумагу и выбрасываться из окон. Аверин несколько раз вскрывал себе вены. Постепенно в его сознании оформилась и окрепла мысль, что бог желает ему зла, а, следовательно, заступничества следует искать у сатаны. Аверин решил мстить жестокому богу, уничтожая его воинство — монахов.

По словам опрошенных свидетелей, в быту убийца производил впечатление спокойного, вежливого, безобидного человека «со странностями». Он неплохо ориентировался в житейских реалиях, а в делах проявлял разумность.

Родители Аверина показали, что их сын не раз приходил в Оптину Пустынь и беседовал с монахами; те упрекали его в гордыни и советовали лечиться. Следуя этому совету, Аверин обращался к врачам и экстрасенсам, но безуспешно.

В медицинском заключении, которым подследственный признавался невменяемым, отмечалось, что Аверин не отдает себе отчета в собственных действиях и не может руководить ими. Он одержим бредовыми идеями и нуждается в принудительном лечении, поскольку представляет особую социальную опасность, заключили врачи. Аверин был заключен в психиатрическую клинику.

Вопреки версии следствия, в монастыре ходили слухи, что Аверин убивал монахов не в одиночку, а в Оптиной действовала целая группа сатанистов, целью которой было устрашение православных верующих. Две паломницы, издалека видевшие, как упали зарезанные Трофим и Ферапонт, вспоминали, что рядом с ними якобы стояли двое мужчин, и один из них сказал: «Только пикните, и с вами будет то же». В церковных кругах вдруг вспомнили о тайных орденах, человеческих жертвоприношениях и «психических атаках СС», которые, по слухам, применялись против советских войск во Вторую мировую.

Обидело православную общину и то, что следователи искали убийцу в первую очередь внутри Оптиной, подозревая кочегара и других насельников. Но сильнее всего задевали чувства верующих последовавшие за трагедией газетные публикации — сначала журналисты предположили, будто убийство было совершено на почве гомосексуальной страсти, а затем представили Аверина как лишившегося разума героя войны.

«Пресса дружно сделала из Аверина героя-афганца и объявила его “жертвой тоталитаризма”. Судмедэкспертизы еще не было, но пресса уже ставила свой диагноз: “психика молодого человека не выдержала испытаний войной, в которую он был брошен политиками” (газета “Знамя”). “Искореженная нелепой войной душа молодого крепкого парня, оставленного без моральной поддержки, металась” (“Комсомольская правда”). Можно привести еще цитаты», — негодует Нина Павлова на страницах своей книги. Она же утверждает, что в боевых действиях Аверин на самом деле никогда не участвовал: в 1981 году он, окончив Калужское культпросветучилище, работал в Доме культуры Волконска, в эти же годы он прошел курсы подготовки шоферов. «Каждый, кто получал права, знает, что для этого требуется справка психиатра об отсутствии психических заболеваний. Такую справку Аверину дали, и до дня убийства он ездил на личной машине», — замечает автор.

Когда дело об убийстве оптинских монахов было закрыто, общественно-церковная комиссия провела самостоятельное расследование, выводы которого затем опубликовала газета «Русский вестник». «У комиссии есть данные, что в убийстве участвовало не менее трех человек, которых видели и могут опознать свидетели», — говорилось в заключительном отчете. Однако требования православной общественности о повторном расследовании дела и проведении независимой психиатрической экспертизы были проигнорированы.

В разговоре со съемочной группой Аверин тогда держался спокойно и уверенно. Он говорил, что нисколько не раскаивается в содеянном и вряд ли когда-нибудь раскается.

«Идет война между богом и сатаной, я, можно сказать, был одним из лучших его учеников. Я против бога, да, и рад, что я с сатаной. Потому что я — добро», — улыбался, глядя в камеру, Аверин.

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!

Источник

«У нас совсем другая родословная…» К 25-летию убийства в Оптиной

что стало с николаем авериным убийцей

В числе восставших из пепла обителей была и Оптина пустынь. В июне 1988 года здесь прошло первое после Революции богослужение. Среди малочисленной оптинской братии оказались те, о ком спустя пять лет услышит вся страна.

«Приезжала мама с тётей Ниной. Причащались. Но не всё спокойно. Слезы, упрёки, уговоры ехать домой. Отцы Оптинские, старцы святые, помогите мне!»

Все трое были разными: один — москвич, выпускник МГУ, одарённый журналист, капитан юношеской сборной СССР по водному поло, мастер спорта международного класса. Другой — сибиряк, рыболов, пожарный, фотокорреспондент, сапожник, тракторист — трудно перечислить все профессии Леонида Татарникова. Третий, лесковский очарованный странник, пришёл в Оптину пешком 75 километров из Калуги. У каждого впереди была целая жизнь, которая могла стать очень яркой. Но душа желала большего.

Свидетельства очевидцев позволяют говорить о предчувствии иноками того, что должно было с ними произойти. Для оставшихся в живых убийство стало страшной и неожиданной трагедией.

что стало с николаем авериным убийцей
Оптинские звонари ― иноки Трофим (Татарников) и Ферапонт (Пушкарев).
Фото: Optina.ru

В пасхальную ночь с 17 на 18 апреля 1993 года в обители было по-праздничному много людей — это видно по сохранившейся видеозаписи крестного хода. Камера запечатлела последние часы жизни отца Василия, в миру Игоря Рослякова, выхватила она и колокольню, на которой благовестили звонили иноки Ферапонт и Трофим (Владимир Пушкарёв и Леонид Татарников).

После пасхальной литургии паломники уезжали с радостным пением. Через час телефон монастыря отвечать перестал: в связи с работой следственной группы информацию не давали. «Братиков убили, братиков!».

По словам самого преступника, Николая Аверина, в ту ночь он покушался на убийство трижды: в первый раз ему помешали прихожане, во второй раз — сторож, спугнувший возле окон алтаря. В шестой час утра, после ночной литургии, на улице не было почти никого — подходя к звоннице, убийца сумел остаться незамеченным. Звонари, начавшие пасхальный благовест, были убиты почти в мгновение. Через пару минут навстречу убийце вышел иеромонах Василий.

«Ты испытал меня, Боже, и знаешь…»

При расследовании дела было многое: ложные обвинения, аресты, глумление, вопль в защиту подсудимого. А возле звонницы, в один миг ставшей жертвенником, несколько дней стояла молчаливая толпа.

что стало с николаем авериным убийцей
Панихида на могилах убиенных в 1993 г. братий, 1995 г. Фото: Optina.ru

После убийства иноков братия Оптиной помолодела: в монастырь и в соседнее Шамордино тогда ушло много молодёжи. Среди них были те самые «трудные люди», с которыми в своё время по-человечески общались иноки, отогревая и опекая этих никому не нужных детей. Верующими стали и спортсмены команды отца Василия, его университетские однокурсники и преподаватели.

Жизнь монаха — тайна, и лишь после смерти удалось приоткрыть завесу, узнать, как молились, о чём молчали, как держали пост братья. А ещё — как, воспитывая себя в аскезе, не переставали любить других.

«Господи, Ты дал мне любовь и изменил меня всего. Я стенаю, плачу, устрашаюсь, но не могу по-другому, ибо любовь Твоя ведёт меня, а я не хочу разлучаться с нею…»

Иеромонах Василий, иноки Ферапонт и Трофим ещё не канонизированы, но люди обращаются к ним с молитвой, как к родственникам. Как сказал однажды один из них: «У нас совсем другая родословная».

Источник

25 лет назад были убиты трое монахов Оптиной пустыни

Приблизительное время чтения: 1 мин.

В пасхальную ночь с 17 на 18 апреля 1993 года, 25 лет назад, в Оптиной пустыни были убиты трое насельников обители – иеромонах Василий (Росляков), иноки Ферапонт (Пушкарев) и Трофим (Татарников).

Согласно официально проведенному расследованию, убийство совершил душевнобольной Николай Аверин, живший в селе неподалеку от Оптиной пустыни.

Первыми его безвинными жертвами стали иноки Ферапонт и Трофим, которые в момент убийства находились на звоннице, исполняя праздничный перезвон.

Позже, в 6 часов утра, неподалеку от звонницы убийца со спины напал на иеромонаха Василия, который скончался на месте от нескольких ударов ножом.

После совершенного злодеяния, убийца скрылся, а тела иноков обнаружили спустя час. Позже преступник был задержан. Он признался во всех убийствах.

Проведенная судебно-психиатрическая экспертиза признала его невменяемым, поставив диагноз – шизофрения. Мужчина был направлен в спецлечебницу закрытого типа.

После произошедшей трагедии день 18 апреля стал в Оптиной пустыни днем памяти убиенных монахов. Уже много лет их ежедневно поминают за богослужениями. Поклониться их могилам приезжают паломники со всей России и даже из-за рубежа.

Читайте также:

Пасха 1993 года

Та самая Оптина

Коллаж. Фото из открытых источников

Источник

Будет ли канонизация Оптинских новомучеников, их житие и икона, молитвы

В 1993 году в день празднования Пасхи в Оптиной пустыни, которая в те годы еще только возрождалась от десятилетий воинствующего атеизма, были убиты 3 насельника. Сатанист заколол мечом иеромонаха Василия и двух иноков – Ферапонта и Трофима. В среде православных верующих уже сложилось глубокое почитание Оптинских новомучеников, официальная канонизация убитых святых отцов – процедура небыстрая, церковь собирает документы и свидетельства.

Иеромонах Василий (Росляков). 32 года

Отец Василий в миру носил имя Игорь Росляков. Он родился в декабре 1960 года в Москве. Высокого роста, статный, сильный. Игорь несколько лет выступал за сборную СССР по водному поло. Окончил факультет журналистики МГУ.

Однажды, по совету знакомого, оказался в храме, так как житейские беды не давали успокоиться. Посещение церкви изменило Игоря, он уверовал, стал молиться, соблюдать посты, хотя продолжал заниматься спортом.

Важной вехой в жизни Игоря стала встреча с архимандритом Иваном Крестьянкиным, который после бесед с молодым человеком посоветовал оставить мирскую жизнь и принять постриг. Росляков оказался в Оптиной пустыни в 1988 году.

Монастырь был в разрухе, монахам приходилось много работать, исполняя разные послушания. Игорь принял постриг, затем стал иеромонахом под именем Василий. Мать, приехавшая к Василию, сетовала на его решение, уговаривала вернуться в мир.

По воспоминаниям обитателей монастыря, прихожан и паломников, Василий был человеком скромным, немногословным, постоянно сосредоточенным на молитве. В нем чувствовалась огромная внутренняя работа, пренебрежение к мирским радостям.

Святой отец много читал, нес послушание летописца монастыря. Проповеди Василия любили прихожане и насельники. Все видели его глубокую сосредоточенность, не отвлекали праздными вопросами и беседами.

что стало с николаем авериным убийцей

Инок Трофим (Татарников). 39 лет

Леонид Иванович Татарников родом из Иркутской области. В юности он окончил железнодорожное училище, несколько лет был машинистом. Затем сменил сферу деятельности – ходил в море на рыболовецком судне. Увлекался фотографией, народными танцами.

Леонид был личностью с множеством интересов, часто менял профессии – поработал сапожником, скотником. Затем судьба привела его на Алтай. Здесь он пришел к вере, решил совершить паломничество в Оптину пустынь. В 1991 году принят в братию и наречен Трофимом.

Став иноком, и обретя свое призвание в монашеской жизни, Трофим говорил, что благодарен Господу за науку и возможность применить свой богатый опыт на пользу людям и святой церкви.

Монах славился твердостью духа, в страстную седмицу отказывался от пищи, продолжая исполнять свои работы. Трудился скотником, заведовал расселением паломников, был кузнецом и пахарем. Трофим, выполняя множество обязанностей, иногда получал епитимии от наставников за огрехи в работе. Инок всегда принимал их покорно, понимал, что согрешил и заслужил наказание от Господа.

Родным Трофим писал, что только учится быть монахом, призывал отказаться от стяжательства, прощать друг друга и молиться за него.

что стало с николаем авериным убийцей

Инок Ферапонт (Пушкарев). 37 лет

Владимир Пушкарев тоже сибиряк, родился в Новосибирской области. Хорошо играл на гитаре, в юности был веселым и заводным. Затем выучился на лесовода и 3 года проработал егерем в Хабаровском крае, живя отшельником в лесу в совершенном одиночестве.

Затем переехал в Ростов. Здесь впервые задумался о вере, толчком послужило знакомство с женщиной, едва не погибшей в аварии. По совету знакомой Владимир стал читать духовные книги и ходить в храм.

Побывав паломником в Оптиной пустыни, Пушкарев решил стать монахом, простился со всеми близкими. С 1990 года он стал жить в обители, принял постриг под именем Ферапонт.

Монахи называли его ангелом молчания. Ферапонт удивлял всех насельников и мирян тихим нравом, добродушием и постоянной погруженностью в молитву. Много читал, делал выписки из книг, развешивал их в келье. Мало общался с братией, но гордецом его никто не считал.

Ферапонт готовил в трапезной, мог смастерить любую поделку из дерева, вырезал кресты, был умелым звонарем. Монахи вспоминают, что перед Пасхой Ферапонт, словно зная, что его дни сочтены, раздарил свои рабочие инструменты и вещи.

что стало с николаем авериным убийцей

Николай Аверин

После трагедии вскрылись подробности подготовки Аверина к убийству монахов. Мужчина заранее запасся черными матросскими шинелями, которые носили братья. Отпустил бородку, чтобы его можно было принять за одного из монахов.

Аверин несколько раз приходил в подворье, подолгу следил за перемещениями звонарей и других монахов, рассмотрел все входы и выходы, изучая пути отхода из обители.

что стало с николаем авериным убийцей

18 апреля 1993 года – красная Пасха

Жаждущий громкой славы Аверин для убийства выбрал день Пасхи. 18 апреля он еще по темноте пришел в монастырский двор, узнал у паломниц время Литургии, на которую все монахи собирались в храме.

Мимо звонницы проходил иеромонах Василий и встретился лицом к лицу с убийцей. Они коротко переговорили, Аверин ударил Василия в спину, нанеся смертельную рану, от которой спустя час иеромонах скончался в больнице.

Убийца по поленнице взобрался на стену монастыря, спрыгнул вниз и подался в леса. Женщины-паломницы, находящиеся рядом со звонницей и убитыми монахами, ничего не увидели. В утренней темноте понять, что случилось, было невозможно. Не дождавшись колокольного звона, они поднялись на колокольню и обнаружили истекающих кровью монахов.

что стало с николаем авериным убийцей

Аверин все рассчитал верно – в сумерках его приняли за своего, не ждали подлости, погруженные в молитву монахи не думали о защите своей жизни.

Справка: книга Нины Павловой «Пасха красная» написана по благословению Православной церкви и рассказывает о трагедии в Оптиной пустыни, унесшей жизни трех монахов.

что стало с николаем авериным убийцей

Расследование убийства. Арест Аверина

Милиция приехала в обитель после известия о смерти монахов. Отец Василий скончался в больнице. Братия горько сожалела, что попытки спасти раненого успехом не увенчались, Василия напрасно вывезли, не дав спокойно отойти в монастыре, который иеромонах горячо любил.

До проведения экспертиз милиция подозревала в убийстве монахов, так как Аверин умело замаскировался под обитателей Оптиной пустыни. Несколько человек из братии были арестованы. Пресса ядовито писала о перепившихся православных, зарезавших монахов.

Арестованный Аверин не стал запираться, он даже гордился содеянным, подробно рассказал об убийстве монахов. Второпях проведенная экспертиза признала его невменяемым и направила в лечебницу. Аверину выставили диагноз – шизофрения, дело закрыли.

что стало с николаем авериным убийцей

Православные и братия, любившие убитых монахов, уверены, что следствие проведено скверно. Свидетели, на слова которых милиция не обратила особого внимания, утверждают, что у Аверина были сообщники или вдохновители. Находясь в монастыре, они наблюдали за действиями убийцы, их многие видели и могли опознать.

Следствие никаких связей Аверина выявить не пыталось, преступника обозначили невменяемым одиночкой. Судьба Аверина неизвестна, о смерти или выходе из психиатрической больницы не сообщалось.

Икона и молитва

Оптинских новомучеников на иконах пишут втроем – в центре отец Василий, иноки Трофим и Ферапонт по краям. Монахов изображают в одеждах, предписанных уставом обители. Варианты изображения:

Освященные иконы с изображением новомучеников можно приобрести в храмах. К убиенным в день Пасхи монахам Оптиной пустыни часто обращаются с молитвенными просьбами.

что стало с николаем авериным убийцей

Текст молитвы

О достоблаженные и приснопамятные мученики за Христа, Спасителя нашего, преподобные отцы Оптинстии: Василие, Трофиме и Ферапонте! Услышите сие моление наше, о пречудные страдальцы, зрящие ныне Пресвятую Троицу! Испросите нам у Господа Вседержителя терпения и благодатного подкрепления в скорбех и болезнех многоразличных, угашения страстей, мир и тишину сердцам нашим. Ибо скоро преклоняется на Ваше ходатайство Господь, пред Которым кровь ваша мученическая сияет яко россыпь алмазная и благоухает паче ладана. Ей, угодники Божии, любимцы Христовы, не оставьте нас, но наставляйте всегда на путь истинный. И да молитвами вашими не вселится в нас дух антихристов во дни лютых испытаний. И да молитвами вашими сподобимся внити в Нетленные Чертоги Царствия Небеснаго, где купно с вами будем славить и воспевать всечестное и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

что стало с николаем авериным убийцей

В чем помогает молитва Оптинским новомученикам?

Канонизация убитых монахов еще не состоялась. Но уже зафиксировано документально немало чудес, явленных по молитвам к новомученикам. В молитвах просят:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *