что стало с кирой пластининой
Kira Plastinina: что стало с модным брендом дочери олигарха
В конце нулевых бренд Kira Plastinina произвел революцию в мире отечественной моды. Выяснилось, что вещи модельера с русским именем могут массово продаваться в сотнях магазинов по всей России. Бутики Kira Plastinina открывались всюду — от самых дорогих улиц Москвы до торговых центров в глубокой провинции. За бурным развитием бренда стояли деньги бизнесмена Сергея Пластинина, дочь которого Кира стала лицом компании. Спустя несколько лет проект, казавшийся новой российской фэшн-империей, оказался на грани разорения.
Компания, представляющая бренд модельера Киры Пластининой, за полтора года получила 103 иска от владельцев торговых центров по всей России. Общая сумма исков составляет 286 миллионов рублей, сообщает база данных СПАРК. Большую часть исков рассматривает Московский арбитражный суд, который вынес уже 99 решений, согласно которым ООО «Кира Пластинина Стиль» обязано выплатить порядка 96 миллионов рублей владельцам торговых площадей по всей стране.
Основная часть исков, согласно картотеке арбитражного суда, связана с систематической невыплатой ООО «КП Стиль» арендной платы. Часть взысканий исчисляется в долларах и евро, так как компания рассчитывала сумму арендной платы в зарубежной валюте. Самым крупным по сумме долга является иск к «КП Стиль» от ООО «ФЕРСТ» (компания представляет в суде интересы ТРК «Весна» в Алтуфьево), которому компания задолжала более 20 млн рублей. Сейчас это дело находится в стадии рассмотрения. В среднем сумма долга ритейлера перед владельцами ТЦ составляет от 1 до 4 млн рублей.
Модно, но убыточно
За всю девятилетнюю историю существования бренда Kira Plastinina, который был основан в 2007 Кирой Пластининой, дочерью одного из основателей «Вимм-Билль-Данн» Сергея Пластинина, компания не сталкивалась с таким потоком исковых заявлений. С 2009 по 2014 год «КП Стиль» выступал ответчиком в арбитражном суде всего трижды.
Если верить открытым данным, со дня своего основания компания по пошиву модной одежды никогда не была прибыльной. Рекордным по убыткам стал 2014 год, когда «КП Стиль» показала результат в минус 956 миллионов рублей. Однако руководству компании удалось за один год оптимизировать результаты, и в 2015 году убытки бренда составили уже 392 млн рублей.
Добиться этого удалось за счет резкого сокращения количества бутиков, продающих одежду Киры Пластининой. В 2014 году торговая марка была представлена более чем в 280 точках (в сети их называют «студии стиля») в 82 городах, в том числе в Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Молдавии и Украине. Теперь, по словам экс-директора одного из магазинов на Урале, в сети осталось всего 38 «студий стиля». Впрочем, если верить данным официального сайта «Кира Пластинина», на территории России представлено порядка 80 бутиков. Закрытие неэффективных «студий стиля» представители «КП Стиль» в официальной группе в социальной сети «В Контакте» называют «оптимизацией затрат».
Закрытие торговых точек – процесс закономерный. Как рассказала Znak.com главный специалист Fashion Consulting Group по технологиям ритейла Наталья Чиненова, «доля среднего сегмента рынка одежды продолжает сокращаться, так как он является самым неустойчивым». Ведь представители среднего класса, которые являются основными покупателями одежды этого сегмента, в 2015 году потеряли порядка 40% доходов в долларовом эквиваленте.
Компания разделилась
С конца 2015 года руководство компании пришло к решению передать большую часть оставшихся розничных точек в управление франчайзинговым партнерам, рассказал Znak.com источник, близкий к «КП Стиль». По его словам, основной частью рентабельных магазинов бренда теперь управляет ООО «БЕТАТОРГ». Однако связаться с генеральным директором «БЕТАТОРГа» Апетом Вардикяном и уточнить, какое именно количество магазинов Пластининой теперь находится под управлением его компании, на момент выхода публикации не удалось. Телефон компании либо не отвечает, либо при переключении на «сотрудника, который может помочь», связь прерывается.
Некогда большая компания «Кира Пластинина Стиль» теперь представляет собой сеть франчайзинговых компаний с тем же коммерческим названием «Кира Пластинина», которые, согласно лицензионным соглашениям, будут платить головной компании процент от товарооборота. Головной организацией компании, сохранившей контроль за частью магазинов, останется ООО «КП Стиль». Владельцем «КП Стиль», говорится в СПАРКе, является кипрский офшор TALY ENTERPRISES LIMITED. По данным РБК, данный офшор принадлежит компании HAUSER HOLDINGS LIMITED, бенефициаром которой является отец основательницы бренда Сергей Пластинин.
Наталья Чиненова уверена, что франчайзинг в случае «Киры Пластининой» — «понятный и логичный ход», ведь нет ничего хуже, чем уход компании из того или иного региона, это портит имидж бренда. Специалист Fashion Consulting Group считает, что при грамотной реализации франчайзинговой модели возможен рост компании.
Голландский опыт
Масштабные изменения в политике бренда источник Znak.com в «Кире Пластининой» связывает с приходом в бизнес осенью 2014 года нового генерального директора. Им стал ритейл-менеджер с мировымм именем голландец Ян Хеере. Он на протяжении десяти лет работал в холдинге INDITEX, из которых пять лет в должности генерального директора группы компаний «Индитекс Россия». Также господин Хеере сотрудничал с торговой маркой Marks & Spencer, где он являлся директором по международному развитию сети. «Приход Яна Хеере в компанию сопровождался большой презентацией, никогда еще мы не встречали нового гендиректора с такими почестями», — вспоминает экс-директор одного из бутиков Киры Пластининой.
С приходом в бизнес Хеере компания должна была выйти на азиатский рынок. В частности, по словам источника Znak.com, новый гендиректор обещал раскрутить розничную сеть в Казахстане и Индии. Однако в течение года «Кира Пластинина» не только не вышла на азиатский рынок, но и начала резко сокращать количество бутиков в России. По данным СПАРКа, в конце 2015 года рентабельность активов ООО «КП стиль» стала составлять 38%, тогда как в 2014 году этот показатель находился на уровне 30%. Выручка от продаж за тот же временной интервал снизилась на 297 млн рублей.
Как рассказал нашему интернет-изданию экс-директор одного из бутиков бренда, после прихода Хеере в компании изменились принципы оплаты труда, что привело к снижению доходов многих руководителей. Исчезла реклама, и это сказалось на продажах.
Ян Хеере пришел в бизнес Пластинина не один. Вместе с ним в компании появился новый финансовый директор. Им стал 25-летний Тимур Макоев. «Целый год мы получали от Яна Хеере письма, в которых говорилось, что у компании трудные времена, но кризис скоро кончится. Таким же по содержанию было и последнее письмо Хеере», — рассказал собеседник Znak.com. Последнее письмо от Яна Хеере сотрудники всех бутиков получили в сентябре 2015 года. А затем руководство компании официально объявило о том, что должность гендиректора заняла Ольга Уфимкина, которая, по данным СПАРКа, является одним из учредителей «Благотворительного фонда Марии Магдалины» наряду с Сергеем Пластининым. Однако вскоре на этой должности Уфимкину сменила Кира Никитина, работавшая ранее в «КП стиль» на должности гендиректора оптового подразделения. Но и Никитина на своем посту долго не задержалась. В настоящее время генеральным директором компании стал Игорь Мухачев. По словам источника Znak.com в компании, Мухачев и Пластинин – давние друзья.
Уйдя из бизнеса Пластинина, Ян Хеере стал заниматься ритейлом на отечественный рынок итальянской косметики марки «KIKO». К слову, руководителем и совладельцем компании «KIKO Rus», если верить данным СПАРКа, является экс-финдиректор «КП Стиль» Тимур Макоев.
Возмущенные покупательницы
Сейчас компания переживает не только волну исков и закрытие бутиков. Судя по всему, есть проблемы у интернет-магазина «Киры Пластининой». Так, подписчицы официальной одноименной группы в соцсети «ВКонтакте» в голос обвиняют «Киру Пластинину» в «мошенничестве». Претензии девушек по большей части сконцентрированы на том, что поклонницы бренда месяцами не могут получить деньги за возврат товара. «Ни денег, ни товара», «Беспредел какой-то!». Девушки советуют друг другу не сталкиваться с возвратом, потому что «деньги все равно не вернут». Некоторые даже написали жалобы в Роспотребнадзор, кто-то из поклонниц бренда готов пойти в суд. «Я обращусь в суд! Что вы из людей дураков делаете?» — написала в комментариях официальной группы «КП» разгневанная Ольга Набиева.
«ВКонтакте» посетители магазина и сотрудники компании обсуждают проблемы «Kira Plastinina»
Сама Кира Пластинина, основательница одноименного бренда, по данным СПАРК, юридически не имеет к нему отношения. Девушка не является ни учредителем, ни директором, ни владельцем компании. Самой Кире было всего 15 лет, когда она создала свою первую коллекцию для бренда. Все девять лет именно она занимается разработкой концепции всех бутиков и линий одежды. Пластинина ранее активно продвигала и рекламировала свой бренд посредством Instagram, однако последний снимок юного дизайнера, связанный с брендом Пластининой, был сделан еще 11 месяцев назад.
От детских рисунков до модной империи: как прославилась Кира Пластинина и где она сейчас
Хроника
Кира Пластинина практически не появляется в светской хронике, но когда-то ее имя было у всех на слуху: на показы тинейджера-дизайнера прилетали мировые звезды, она участвовала в модных неделях, и о нарядах ее бренда мечтали все девчонки страны. Сегодня Кира празднует 29-летие, а мы вспоминаем ее историю и выясняем, чем она занимается сейчас.
Детское хобби и большие деньги
Все началось в 2007 году, когда в Москве состоялся первый показ Пластининой, которой на тот момент было всего 14 лет. Тогда же в «Европейском» открылся магазин пока еще малоизвестного дизайнера, точнее, не магазин, а «студия стиля» — именно так говорилось в официальных релизах обо всех точках продаж марки. Взлет был резким и, разумеется, не случайным: никто не делал секрета из того, что загадочная Кира Пластинина — дочь очень состоятельных родителей. В модный бизнес вложился отец девушки, бизнесмен Сергей Пластинин, сооснователь компании «Вимм-Билль-Данн» — на тот момент одного из крупнейших в стране производителей безалкогольных напитков и молочных продуктов.
Кира Пластинина в детстве
По данным СМИ, в развитие марки Kira Plastinina и производство одежды на китайских фабриках Пластинин изначально инвестировал около 35 миллионов долларов. Еще больше денег ушло на раскрутку бренда в США, где работало 12 магазинов. Строились смелые планы увеличить их количество до 250. Всего по миру к 2011 году было открыто больше сотни бутиков Kira Plastinina: от Казахстана до Великобритании. К 2014-му сеть состояла уже из более чем 300 магазинов — размах впечатляет.
Почему отец Киры решил вкладывать такие средства именно в бизнес, связанный с модой? Как говорил предприниматель, он просто разглядел в дочке талант модельера:
Она же с шести лет одевала своих кукол, хорошо рисовала, но ни я, ни ее мама никогда не придавали значения ее способностям,
— рассказывал Сергей в интервью для «Ведомостей», добавляя, что в один прекрасный момент ему пришла идея «дать этому таланту своевременную и грамотную поддержку». Кстати, он и мама Киры Татьяна к моменту основания бренда уже несколько лет были в разводе.
Кира Пластинина с отцом
Кира Пластинина с матерью
Сама Пластинина в интервью для «Сплетника» в 2013 году говорила, что инициатива запуска модного бренда исходила именно от нее, а родители в нее поверили и поддержали:
Мне всегда нравилась одежда: например, когда была совсем маленькой, я была влюблена в принцесс и всегда с удовольствием рассматривала наряды звезд в старых голливудских картинах, на полотнах мастеров Ренессанса, в книгах и модных журналах. Дети же обычно не любят ходить по магазинам, но только не я — шопинг я любила с детства. Еще у меня была собачка Китти, ее я тоже постоянно наряжала.
Сергей Пластинин посчитал, что марка, лицом и создателем которой станет его дочь-подросток, неизбежно обретет успех у множества ее ровесниц, а юный возраст Киры поможет привлечь интерес прессы к «самому молодому в мире дизайнеру». Бизнесмен прикидывал, что через год-два дорогостоящий проект окупится. В целом, как подсчитали журналисты, Сергей Пластинин потратил на бизнес Киры пять миллиардов рублей — треть суммы, вырученной за акции основанной им компании «Вимм-Билль-Данн».
«Фабрика звезд», Пэрис, Бритни и другие
В том же 2007 году, когда открылся первый магазин Kira Plastinina, о новой молодежной марке заговорили все. Ее создательница раздавала многочисленные интервью и снималась для глянца, по всей России были размещены рекламные билборды. Журналы писали о ней как о «восходящей звезде фэшн-индустрии».
В одежде бренда стали появляться знаменитости, в том числе участники шоу «Фабрика звезд 7», официальным дизайнером которого была объявлена Кира. «Фабриканты» выходили в нарядах от Пластининой на сцену и носили их в повседневной жизни в «звездном доме», участвовали в показе бренда и вместе с Кирой снимались для обложки журнала «Yes! Звезды». Дизайнер сыграла главную роль в клипе выпускников этого проекта — группы «БиС» — на песню «Твой или ничей».
Не обошлось и без слухов о романе: подростковые издания писали про нежную дружбу Пластининой с солистом «БиС» Владом Соколовским — а он рассказывал в интервью, что знаком с девушкой с восьми лет и у него «с детства не было таких близких людей, как она».
Учитывая тогдашнюю популярность «Фабрики звезд», всего этого было достаточно, чтобы и сама Кира быстро стала знаменитостью.
Успеху нарядов из премиум-линии LUBLU Kira Plastinina среди героев московской светской тусовки поспособствовала стилист Марина Долидзе, которая была приглашена брендом для продвижения этой линейки.
Карли Клосс, Джорджия Мэй Джаггер, Елена Перминова, Кира Пластинина и Мирослава Дума
Но отечественными знаменитостями дело не ограничилось. В Москву по приглашению Киры Пластининой прилетела Пэрис Хилтон. Светская львица участвовала в показе россиянки и говорила журналистам о своей дружбе с ней. Как выяснили представители СМИ, приезд американской звезды обошелся Сергею Пластинину в два миллиона долларов.
Пэрис Хилтон и Кира Пластинина
Другие знаменитости, приезжавшие в дальнейшем в Россию поддержать юного дизайнера, запрашивали более скромные гонорары. Примерно 300 тысяч долларов, по информации «Коммерсанта», получила Николь Риччи, приглашенная на открытие в ЦУМе в 2008 году бутика LUBLU Kira Plastinina. Приблизительно такие же суммы были потрачены на визиты Линдси Лохан, Джорджии Мэй Джаггер (она приезжала на вечеринку в честь 20-летия Киры) и даже Бритни Спирс. Поп-дива посетила офис бренда осенью 2011 года, когда прилетела в Москву в рамках мирового тура Femme Fatale. Одетая в кофту и пальто от Kira Plastinina певица пообщалась с дизайнером, осмотрела шоурум и выбрала несколько вещей для себя.
Бритни Спирс и Кира Пластинина
Звезд задействовали и в съемках рекламных кампаний. Та же Джорджия Мэй Джаггер, которую дизайнер называла своей подругой, становилась лицом коллекций, а Линдси рекламировала специально созданную для нее линейку Kira Plastinina for Lindsay Lohan.
Линдси Лохан в рекламной кампании Kira Plastinina for Lindsay Lohan
Несколько кампейнов снял фотограф Кеннет Виллард, известный работой с Кирой Найтли, Леди Гагой, Кэти Перри и десятками других знаменитостей.
Кира постепенно становилась узнаваемой и за пределами России. В 2008 году она получила награду «Успешный дебют на Неделе моды в Милане» лично от президента Национальной палаты моды Италии. Мэр Рима вручил ей медаль как «самому талантливому и молодому дизайнеру» на местной Неделе моды. Там, кстати, Пластинина на радость журналистам появилась в майке с принтом-манифестом: The World. I’m not a sugar-baby (заявление о том, что она не очередной «золотой ребенок» богатых родителей).
Кира Пластинина и почетный президент Национальной палаты итальянской моды Марио Бозелли
И это именно то, по поводу чего Пластинину нещадно критиковали — в первую очередь соотечественники, для которых она была как раз таки тем самым «золотым ребенком». В интервью для «Сплетника» Кира признавалась, что в первые годы после запуска бренда сильно переживала из-за неоднозначной реакции публики, но со временем стала воспринимать ее спокойнее:
Для себя я решила так: на конструктивную критику, относящуюся к моей работе, я готова реагировать, но все, что носит личный характер, я стараюсь пропускать мимо себя. Я понимаю, что у многих в головах сложился определенный образ, стереотип, и он им не нравится. Что ж, возможно, мне и самой этот образ не понравился бы. Но я действительно стараюсь и очень много работаю, и, как мне кажется, мои усилия дают определенные плоды.
А вот к одежде Kira Plastinina, по крайней мере поначалу, особых вопросов не было, ведь она вполне соответствовала духу времени и запросам девочек-тинейджеров. В 2008 году Кира предлагала ткани под серебро и золото, принты с единорогами и пышные юбки в балетном стиле (правда, в той же коллекции присутствовали и совершенно прозрачные топы — достаточно смело для подросткового, по сути, бренда).
По мере взросления самой Киры менялись и ее коллекции — их стиль то двигался в направлении более лаконичных, элегантных образов, то снова становился дерзким и даже кричащим. На смену серебристым шортам и розовым юбкам-пачкам приходили длинные бохо-платья, асимметричные топы нейтральных тонов и широкополые шляпы в духе ретро, затем бренд снова начинал экспериментировать с буйными принтами или же вообще принимался цитировать других дизайнеров.
Возможно, такие метания не позволяли марке обрести свой узнаваемый стиль. Если поначалу она делала именно то, что хотели носить школьницы, и продавала это по доступным ценам, то в дальнейшем целевая аудитория Kira Plastinina была все менее ясна. Популярность спустя несколько лет громкой славы стала падать. Поклонницы первых коллекций Пластининой, покупавшие одежду бренда в те годы, когда ее рекламировала Пэрис Хилтон, взрослели, а новому поколению покупательниц имя Киры говорило уже меньше, чем их предшественницам.
Убытки и банкротство
Дела у бренда на международном уровне пошли хуже примерно с 2008 года: на деятельности компании в США сначала сказался кризис, затем судебное разбирательство с местной маркой Kirra. Ее владельцы посчитали, что сходство между их детищем и российским брендом слишком очевидно. Спор в итоге удалось урегулировать, но на время долгих судебных разбирательств использовать название Kira Plastinina запретили, что привело к банкротству американского подразделения. Это никак не помешало Сергею Пластинину расширять свою империю в других странах: он продолжал открывать десятки новых точек продаж, наращивать обороты и укреплять позиции на модном рынке. Достаточно сказать, что в Лондоне линия LUBLU была представлена не где-нибудь, а в легендарном Harrod’s. В 2012 году открылась собственная фабрика бренда Пластининой, расположенная в историческом здании в Подмосковье.
Однако пик успеха марки вскоре прошел: из трех сотен магазинов по всему миру на конец 2015 года оставалось уже 188, из которых 66 работали по франшизе.
Скоро заговорили, что бренд Kira Plastinina вот-вот прекратит свое существование.
Банкротство сейчас наш единственный выход, мы завалены исками, все наши счета арестованы, общий долг — около 500 млн рублей,
— уже в августе 2016-го заявил «Коммерсанту» гендиректор компании «Кира Пластинина стиль» Игорь Мухачев.
Как выяснилось, модный бренд и в период, казалось бы, своего расцвета был убыточным. В той же статье «Коммерсанта» говорится:
Самыми лучшими для компании «КП стиль» годами стали 2012-й и 2013-й — тогда одежный рынок был на подъеме, и убыток компании составлял «всего лишь» 93 млн и 133 млн рублей соответственно.
Пластинин не терял надежды и в 2014-м пригласил на должность генерального директора известного в индустрии топ-менеджера — Яна Хеере, работавшего ранее в Marks & Spencer и Inditex. Однако 2014 год принес рекордные убытки, голландца уволили, затем сменили еще двух директоров, что тоже не помогло. Вероятно, после этого Сергей Пластинин окончательно разочаровался в своем модном бизнесе. К тому же он занял высокий пост в крупной энергетической компании на Дальнем Востоке, сосредоточился на новой работе и основную часть времени стал проводить вдали от Москвы.
Было понятно, что и сама повзрослевшая Пластинина утратила интерес к собственной марке. Девушка окончила колледж Meadows School of the Arts в Далласе и, судя по всему, перестала заниматься дизайном: журналисты тогда обратили внимание на то, что она больше не публикует в соцсетях свои эскизы.
А дальше у нее появились совсем другие дела: Кира готовилась к свадьбе с американским финансистом Треем Валлеттом, с которым познакомилась еще в школе. Вместе с ним она работала над стартапом под названием Tinker Tailor, представлявшим собой своеобразный микс интернет-магазина и онлайн-ателье, где пользователи могли переделать по своему вкусу наряды от знаменитых брендов, включая Kira Plastinina. Проект существовал недолгое время.
Трей Валлетт и Кира Пластинина
В начале 2017 года Кира и Трей сыграли свадьбу в Мексике, а затем отправились в свадебное путешествие на Сардинию. Спустя полтора года журнал Tatler писал, что Пластинина «получила MBA Колумбийского университета, и во взрослой жизни у нее сплошная ваниль: дом в Техасе, сноуборд в Йеллоустоуне с мужем, винные туры по Калифорнии с семьей, моционы с бульдожкой Пиппой».
В Instagram Кира ведет свою страницу @kiraplastinina с голубой галочкой и 86 тысячами подписчиков, но там уже значится как Кира Валлетт. Аккаунт у девушки закрытый. Последние пару лет она редко его обновляет и не публикует ничего, что напоминало бы о ее карьере самого молодого в мире дизайнера. Фото с мужем, прогулки с любимыми собаками, посиделки с друзьями и семейные вечеринки — никаких эскизов и рекламных постов. Но это не значит, что Кира насовсем рассталась с фэшн-индустрией: по информации СМИ, она читает курс о модном бизнесе в Далласском колледже.
Что теперь происходит с маркой Kira Plastinina? Летом 2017 года были предприняты попытки ее перезапуска — но уже без участия самой Киры. Публике представили два новых бренда — Kira Plastinina Mary’S и The Hot Kira Plastinina. В начале 2018 года презентовали еще одну новую марку под названием «Kira Plastinina и Я». Владельцем 90 процентов каждого из этих брендов значилась бывший гендиректор обанкротившейся сети Kira Plastinina Ольга Уфимкина.
Интернет-магазин по-прежнему работает, там можно купить одежду достаточно простых фасонов, без особых модных изысков, по средним ценам масс-маркета. Если верить официальному сайту, в России до сих пор действуют более десятка студий стиля Kira Plastinina (в Москве — одна).
Мы даем возможность молодым девушкам примерить на себя различные образы, вдохновляем их в поиске своего стиля, позволяющего им привлечь внимание противоположного пола и заслужить восхищение подруг,
— заявлено на сайте бренда. Там же говорится, что вся одежда производится в России и предназначена для «жительницы большого города в возрасте 18—25 лет и старше». И хотя инстаграм марки обновляется регулярно, на сайте последний лукбук датирован сезоном осень-зима — 2019 (под торговой маркой «Kira Plastinina и Я») — так что делать прогнозы по поводу того, есть ли будущее у нашумевшего бренда, пока сложно.