что стало с глашей в иди и смотри

«Иди и смотри»: Взгляд из Германии

Недавно мне в руки попал свежий номер немецкого готического журнала «Ikonen». Была немного удивлена, увидев в нём довольно развёрнутую статью о фильме Элема Климова «Иди и смотри». Надо сказать, что «Иди и смотри», наверное, один из самых известных в Германии советских фильмов о войне. На неделе российского кино в Кёльне, где его недавно тоже показывали (и где я его намеренно пропустила, так как он шёл в один вечер с более редким фильмом), он, как говорят, собрал наибольшую публику. Сама я смотрела его уже очень давно (когда он только ещё вышел на экраны) и не помню сейчас всех деталей, но тем интереснее мне было прочитать статью в «Ikonen», центральными идеями из которой я и хочу сейчас поделиться. Возможно, они помогут кому-то вспомнить этот фильм или же подготовиться к (очередному или первому) просмотру.

Итак, статья начинается с перечисления реальных свидетельств о зверствах фашистов в Белоруссии, где действительно имело место уничтожение целых деревень в рамках превентивной борьбы с партизанами или же просто в целях устрашения. Таким образом, Алесь Адамович, чей роман лёг в основу фильма, опирался на вполне конкретные факты, и обвинения «Иди и смотри» в сгущении красок (в ходе одной из дискуссий в Германии он даже был назван «фильмом ужасов») не имеют под собой основания. С другой стороны, как мне кажется, фильм всё равно никогда не может показать реальность такой, как она была (даже документальный!), поэтому здесь немного проблематично аргументировать историческими данными. Правильнее говорить о том, насколько достоверно фильм передаёт ту травму, которая осталась от войны у тех, кто её пережил (а также у тех, кто приобщился к ней косвенно через соприкосновения с её следами).

Теперь осталось только ещё раз сверить эти тезисы со своими личными впечатлениями. Правда, «Иди и смотри», по-моему, относится к таким фильмам, которые не спешишь пересматривать, боясь перебить первое впечатление или же, напротив, усугубить его до невыносимого предела. Так что вопрос о пересмотре пока остаётся открытым. По крайней мере, для меня.

Источник

Недавно посмотрела фильм «Иди и смотри». Впечатление, конечно, сильное произвёл. Но у меня все равно есть вопросы.

Значит так, в фильме была девушка (или девочка, там возраст ее непонятен) Глаша. Главному герою она сначала представляется Розой, а когда ГГ спрашивает, как она попала к партизанам, она даёт понять, что ей неприятно об этом говорить. Почему?

В конце идёт изнасилованная девушка. Это и была Глаша? Если да, то как она попала к немцам, если она не ходила с ГГ в ту деревню?

В качестве кого она служила в партизанском отряде? И откуда она знает, что Косач кричит по ночам? И почему она плохо к нему относится? Он же ее спас. И почему ее не взяли в поход вместе со всеми? Или хотя бы не дали ей оружие

Ну и конечно, сколько ей лет? А то внешне она больше похожа на девочку-подростка.

Одним словом, очень непонятный персонаж. Непонятно даже, зачем она вообще там? Без неё бы ничего не изменилось

что стало с глашей в иди и смотри

Хороший фильм, но до сих пор пересматривать нет желания. Сюжет плохо помнится, а некоторые моменты хорошо.

Вам, ленивому зумерью, даже википедию лень почитать?

Изнасилована та, которую переводчик с пулемётом тащил за волосы. И вообще, посмотрите внимательнее фильм.

«Волынь» 2016 г. посмотри, еще больше впечатлит.

для своего времени наверное фильм был мощным. Но сейчас уже не особо

Офигеть как на Бри Ларсон похожа.

что стало с глашей в иди и смотри

что стало с глашей в иди и смотри

что стало с глашей в иди и смотри

Немного о событиях фильма «Восемь сотен»

Автор: Владимир Вольф.

Октябрь 1937 года. Китайская армия, проиграв битву за Шанхай, начала выводить из города свои войска. Чан Кайши в преддверии международной конференции, на которой должны были осудить японских агрессоров и принять решение о поддержке Китая, приказал оставить в одном из укрепленных пунктов 88 дивизию. Она должна была прикрывать отход основных сил и показать всему миру, что Китай способен биться до конца. Командующий отступающими китайскими войсками Гу Джутун когда-то был командиром этой дивизии. Понимая, что остающиеся по существу становятся смертниками и количество войск особой роли не играет, он решил оставить полк. Командир дивизии Сунь решил, что и этого будет много, и распорядился оставить только один усиленный батальон, в состав которого входило немалое число недавно набранных в армию крестьян. 26 октября батальон под командованием Се Цзиньюаня занял здание склада Сыхан. Склад был построен четырьмя китайскими банками для хранения денег и ценностей и имел очень толстые стены.

что стало с глашей в иди и смотри

Се Цзиньюан, командир обороны склада Сыхан

Перед этим в складе располагался штаб 88 дивизии, и в нем осталось много продовольствия, боеприпасов и медикаментов. Еще одним достоинством склада Сыхан было то, что он располагался у реки, на другом берегу которой находилась международная концессия, контролировавшаяся англичанами. Не желая ссориться с мировым сообществом и понимая, что это может привести к жертвам среди иностранцев, японцы отказались от использования корабельной артиллерии и авиации. В одном из интервью китайским журналистам занявший склад Се Цзиньюан на вопрос,сколько их, сказал, что 800 человек. Хотя на самом деле китайцев было чуть более 400.

27 октября 1937 года началась четырехдневная оборона склада Сыхан, которую позже назовут «героической». Именно этому событию посвящен китайский фильм «Восемь сотен», вышедший в 2020 году и ставший вторым по кассовым сборам в мире. Это действительно очень сильное патриотическое кино, когда начинаешь сопереживать защитникам другой страны. Несмотря на обычную для кинематографистов вольность в трактовке исторических событий, фильм стоит посмотреть.

что стало с глашей в иди и смотри

Горящий склад Сыхан с развевающимся на нем китайским флагом

Автор: Владимир Вольф.

Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!

что стало с глашей в иди и смотри

Вот такое кино про войну

что стало с глашей в иди и смотри

Крутой Уотакуокер! Вестерн Александра Невского, реальная история главного героя.

что стало с глашей в иди и смотри

На фоне коронавирусного мрака, тусклой повседневности и беспросветного кризиса отечественного кинематографа новость сия прям-таки стала глотком свежего воздуха. Шутка ли, снискавший славу создателя трешовых боевичков актер и продюсер, герой ранних обзоров Евгения Баженова возвращается! Причем в составе международной и глубоко профессиональной команды, снимающей вестерн. Трейлер выглядит, на мой взгляд, оч-ч-чень здорово.

В общем, порадовались, насладились, а теперь переходим к более серьезной части.

Собственно, о его биографии сейчас и поговорим.

что стало с глашей в иди и смотри

Фотопортрет генерала Джона Бэзила Турчина (Ивана Васильевича Турчанинова).

Наш герой родился в 1822 году в семье «домовитого» донского казака Василия Турчанинова. Юноша отучился в Первом кадетском корпусе, затем окончил Михайловское артиллерийское училище, получив отличное военное образование. В 1849 году Турчанинов в подавлении революционного движения в Венгрии, получает Георгиевский крест.

В 1852 году Турчанинов окончил Николаевскую Академию Генерального штаба в Санкт-Петербурге, перед 30-летним офицером открылись прекрасные карьерные перспективы, Иван служит в Генштабе русской императорской армии. При этом офицер придерживается либеральных воззрений: считает необходимыми общественно-политические преобразования, выступает против крепостного права, ведет переписку с Герценом. В общем, типичный для своего времени умный, образованный филантроп, миллиардер и далее по списку)))

В 1856 году Турчанинов вместе с супругой уезжает из России под предлогом отпуска для лечения на минеральных водах и в конце концов оседает в Штатах.

Турчанинов верил в Америку, как в «обетованную землю». Он сам пишет о своих «грезах». Не ему одному, а многим людям его поколения Америка на далеком расстоянии представлялась свободной страной — свободной не только от монархии, феодальной сословности, церковного гнета, но и от капитализма, от всевластия богачей. После поражения революции 1848 г. вся Европа была охвачена политической реакцией. Человеку прогрессивных взглядов трудно было дышать в Европе. А заокеанская республика вставала в воображении, окруженная розовой дымкой демократической свободы, демократического равенства. По всей Европе ходили легенды о том, что в Америке каждый желающий может почти бесплатно получить участок земли и стать полновластным хозяином своей судьбы.
Публицист Д.И. Заславский о Турчанинове

«Мне сообщили, что среди солдат, расположенных лагерем в окрестностях Вашингтона, было несколько русских добровольцев. Среди офицеров находится Струве — тот самый, который принимал участие в германской революции 1848 года. Я узнал также из газет, что некий Турчанинов, бывший русский офицер, командует полком иллинойских добровольцев. Не знаю кто он такой и каким образом он здесь оказался».
русский посол в Вашингтоне Эдуард Андреевич Стекль в донесении министру Горчакову.

что стало с глашей в иди и смотри

Тем не менее, свой добровольческий полк русский офицер быстро вымуштровал и превратил в один из самых боеспособных в армии. Жена Ивана Васильевича исполняла функции полкового врача.

Иван Васильевич Турчанинов (или, на английский лад, Турчин) командовал 19-м полком волонтеров Иллинойса, входившим в состав бригады генерала Бюэлла.
Этот полк заслужил славу одного из лучших в армии генерала Шермана. О военной выучке полка говорили, что в ней соединились американский патриотизм с русской военной школой. Полковник Турчанинов обучал своих солдат мастерству штыкового боя. Но не только военная слава создала широкую популярность полку и его русскому командиру. Турчанинов воспитывал в своих солдатах и офицерах непримиримую ненависть к рабовладению и рабовладельцам. Он воевал как революционер.
В армиях северян далеко не все командиры разделяли убеждения Турчанинова. Было немало и скрытых сторонников Юга. Были нерешительные и колеблющиеся, стоявшие за компромисс с плантаторами. К ним принадлежал и начальник Турчанинова, генерал Бюэлл. У русского полковника были враги в своей же армии.
Д.И. Заславский о «генерале Торчине»

что стало с глашей в иди и смотри

В апреле-мае 1862 года полк «Джона Торчина» ведет ожесточенные бои за город Афины (штат Алабама). Взяв город, солдаты жестоко расправились со сторонниками Конфедерации, что привело к обвинению в адрес Турчанинова, офицер был предан военно-полевому суду.

Дело Турчанинова произвело во всей американской печати чрезвычайный шум. Все подлинные патриоты, противники рабства требовали освобождения русского полковника, призывали президента Линкольна вмешаться в дело. Суд, составленный из нарочито подобранных офицеров, приговорил Турчанинова к удалению из армии. Турчанинов держал себя на суде с достоинством и мужеством. Линкольн не только отменил несправедливый, пристрастный приговор, но и произвел Турчанинова в чин бригадного генерала.
Город Чикаго устроил ему триумфальную встречу. Турчанинов участвовал со славой еще в нескольких сражениях. Он вышел в отставку лишь после окончания войны. Все время, с первого до последнего дня, жена его делила с ним все труды и опасности военного времени. Солдаты отзывались о ней с благоговением. Она была для них сестрой милосердия и другом.

что стало с глашей в иди и смотри

Осенью 1864 года Турчанинов пережил сердечным приступ, из-за проблем со здоровьем вышел в отставку, семья вела крайне бедную жизнь, с трудом сводя концы с концами. В 1901 году не стало Ивана Васильевича, три года спустя скончалась его супруга.

Очевидно, что биография столь яркого и незаурядного человека действительно заслуживает экранизации, причем с максимально основательным и документальным подходом.

Но, как говорится, чем богаты! Думаю, вы уже поняли, что общего с реальной исторической фигурой у героя Невского будет только фамилия, историчности от вестерна-боевичка ждать было бы наивно. В любом случае, ждем фильм с нетерпением, непременно его посмотрю и сооружу обзор.

что стало с глашей в иди и смотри

(с) князь Александр Ярославич Невский в 1242 году.

Источник

«Иди и смотри». Разбор 2 серии

что стало с глашей в иди и смотри
ВМЕСТО ПОДВИГА 1

«Правда о войне» по версии Климова заключается в том, что на войне нет места подвигу. Вместо этого люди совершают довольно сомнительные поступки.

Первая попытка ограбить ночью склад оканчивается неудачей. Они убегают под градом пуль, но никого даже не ранило! Кстати, почему-то они идут на эту «операцию» вместе с чучелом Гитлера. Они упорно стремятся на склад, а ведь гораздо проще было бы вернуться в деревню и там попытаться найти продовольствие.

Избавляются от чучела Гитлера только на рассвете, оставляя его на перекрестке. Этим ограничивается всё их сопротивление.
В небе слышен гул мотора «Focke–Wulf» и в знак благодарности падают цветные листовки: «Бей жида–большевика. Рожа просит кирпича». Рубеж собирает их на самокрутки.

Выспавшись днем они рассуждают:
– Ну что, рискнем еще раз?
– А может быть подождём до ночи?
Флера вырывая ведро, делает первый шаг: Там люди с голоду дохнут. А мы стоим тут.

Двое по глупому подрываются на мине, хотя там знак стоял «MINEN».
Рубеж выбрасывает оставшийся ботинок в воронку без какого либо сожаления.

В небе появился «Focke–Wulf»
Рубеж: А вот и я. Давно не виделись. Как же без меня. Я только полетаю над вами и пришлю гостинчиков. А можем и мотоциклетки прислать с люльками. Давно не катались.
Флер (слыша звук падающей бомбы): Ложись!
Но вместо бомбы падает пустая бутылка.
Рубеж: На небе пьют. А нам бутылки сдавать.

Это было последнее предупреждение.

что стало с глашей в иди и смотри
ВМЕСТО ПОДВИГА 2

Оставшись вдвоём Флера и Рубеж угоняют из другой деревни корову у полицая.
Когда они начинают её доить, под обстрелом погибает Рубеж, а Флера прячется за коровой.

что стало с глашей в иди и смотри
ВМЕСТО ПОДВИГА 3

Проснувшись утром, Флера пытается отрезать ногу у коровы, но у него не получается. Кстати, кормить людей мясом убитой коровы, которая всю ночь пролежала на земле идея не очень удачная.

Тогда он пытается угнать лошадь с телегой у случайного деда, чтобы доставь корову на остров.

Флера: Там дети. Люди с голоду дохнут.
Старик: А мы что не люди?
Флера: Люди воюют. А вы на печи сидите. Ну и сиди. Гляди что они сделали.
(показывает разбитый приклад у винтовки )

Но эту затею обрывает шум немецких моторов. Старик говорит, что нужно спрятать «винтовку СВТ» и обмундирование в стоге сена. И предлагает ему легенду мертвеца (какого-то утопленника Женьки).

Флера спрашивает у деда, где его отец.
Старик ему отвечает: Cкажешь, пропал. Совсем пропал. Пойдем в мою хату. Скажешь, что ты мой внук. Зовут тебя Митрофан.

что стало с глашей в иди и смотри
В ДОМЕ СТАРИКА

Почему они бегут в деревню боясь опоздать? Ведь гораздо логичнее постараться спрятаться в стоге сена в поле, или убежать куда-нибудь подальше от немцев.

Разговор в хате старика: Все ясно. Снова будут хапать в Германию!
– Кого хапать? Тебя что ли?

Старик перегружает Флера информацией. И когда Флера слышит речь фашистов через громкоговоритель он все понимает. Что не будет никакого «шанса попасть в Германию», а их просто сожгут.

Из последних сил он выходит на улицу и пытается объяснить жителям, которые идут в сторону амбара с портретом «Гітлер асвабадзіцель». Но его прерывает каратель и людским потоком заносит в амбар.

что стало с глашей в иди и смотри
ВЫХОДИТ ИЗ АМБАРА

За то, что Флера выкопал «винтовку СВТ» автор безжалостно погружает его в самый ад. Но карусель крутится дальше. И автор в наказание ещё трижды ставит Флера на грань между жизнью и смертью. И каждый раз оставляет его «в живых».

Фашист: Без детей выходи. Можно. Сюда в окно. Дети оставить.
После чего наступает гробовая тишина.
А потом крики: Звери! Звери!

Над горящей деревней пролетает «Focke–Wulf».

Вообще в фильме показаны три деревни.
Первая безымянная, в которой жил Флера.
Вторая безымянная, в которой Флера и Рубеж угнали корову.

Фашисты сжигают только третью, с точным названием.
И вот тут автор откровенно жульничает. Время действия в фильме лето 1943, а деревня Переходы была сожжена ночью 23 февраля 1943.

что стало с глашей в иди и смотри
«ЛЕЧИТ» ВИНТОВКУ

После того, как фашисты уехали, Флера-Зверь первым делом занялся поиском винтовки «винтовку СВТ». И когда её находит, то перебинтовывает приклад. Так отыгрывается сцена «Зверь зализывает раны». Косач со стороны одобрительно наблюдает за этим процессом. Флера-Зверь берет канистру с бензином, ещё до того, как в кадре появились пленные каратели.

что стало с глашей в иди и смотри
ПОД МОСТОМ

Флера-Зверь: Это он сказал Без детей выходи. Кто без детей, можно.

Фащист: Да я сказал. Потому что с детей начинается все. Низшие расы плодят заразу коммунизма! Вас не должно быть. И миссия будет исполнена.

Человек с факелом бежит в направлении партизан. Эта сцена символизирует, что души сгоревших мирных жителей требуют мщения.
Косач смотрит на Флера-Зверя.
Флера-Зверь вопрошая оборачивается к Косачу.
Косач: Ну так ты сейчас вместе со своими это и проделаешь.
Косач на Флера-Зверя.
Флера-Зверь решительно ставит канистру с бензином перед карателем. Каратель обливает своих подельников и просит огня.
Флера-Зверь глядя на фашистов подходит к Косачу.

Хотя нет ничего проще, чем чиркнуть спичкой, все почему-то ждут факелоносца, который бежит из деревни.
Факелоносец: Дорогу!
Женщина: Хватит! (и начинает стрелять).

Добивая последнего, все расходятся. Факелоносец медленно опускает факел. И потом нехотя бросает факел в воду. Он явно разочарован.

И партизаны действительно бы сожгли пленных карателей, если бы женщина это не прекратила. И в этом тоже есть некий символизм. Но только точно такой же, примитивный. Уставшая от быта мать. Уставшая медсестра в отряде. Уставшая от ужаса войны партизанка. И танцующая девушка, у которой был шанс попасть в «цивилизованную» Германию, но она осталась в болоте.

что стало с глашей в иди и смотри
РАССТРЕЛ ПОРТРЕТА

В отряде появился ещё один новичок и молча смотрит на портрет Гитлера валяющийся в луже.
Флера-Зверь подходит к портрету и начинает его расстреливать. Расстрел портрета символизирует примитивную детскую логику автора: в войне виноват лично Гитлер (ну конечно же партизаны).

В.И. Ленин: Войны со всеми их бедствиями порождает капитализм, который порабощает миллионы трудящихся, обостряет борьбу между нациями и превращает рабов капитала в пушечное мясо.

Георгий Димитров: Фашизм — это открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала… Фашизм — это не надклассовая власть и не власть мелкой буржуазии или люмпен-пролетариата над финансовым капиталом. Фашизм — это власть самого финансового капитала. Это организация террористической расправы с рабочим классом и революционной частью крестьянства и интеллигенции. Фашизм во внешней политике — это шовинизм в самой грубейшей форме, культивирующий зоологическую ненависть к другим народам.

После информации о сожженных деревнях Флера-Зверь догоняет отряд. И в руках у Него «винтовка СВТ», а значит адская карусель ужаса не остановилась.

что стало с глашей в иди и смотри
НЕСНЯТАЯ СЦЕНА

Существует легенда, что финальная сцена в фильме «Иди и смотри» должна была быть иной. Но на самом деле автор просто лукавит. Дело в том, что он показал всё, что хотел.

Эта якобы неснятая сцена на болоте нужна была автору лишь для того, чтобы очень подло поставить знак равенства между партизанами и фашистами. Ведь такую сцену мог придумать только откровенный русофоб.

BONUS:
«АНТИСОВЕТЧИК ВСЕГДА РУСОФОБ»

По воспоминаниям Армена Медведева, он был «выбран» на этот пост Александром Яковлевым ещё до съезда, на котором не выступал, а уже на следующий день озвучил вектор дальнейших действий:

Под руководством Климова стартовал процесс перестройки кинопроизводства. Был взят курс на «проблемное» кино взамен развлекательного, объявлено о самостоятельности режиссёров и запрете государственной цензуры. Климов также предложил новую модель оплаты труда, где доходы студий зависели в первую очередь от идейно-художественных достоинств фильма (которые определял СК), и лишь потом — от количество посмотревших его зрителей. Он призывал к «коренной ломке» индустрии, её омоложению, к переходу на хозрасчёт и самоокупаемость.

Дальнейший период связывают с расцветом авторского кино и т.н. «чернухи»: уже в 1988 году на экраны страны вышел целый ряд лент на темы проституции, наркомании, организованной преступности, бытового насилия («Маленькая Вера», «Меня зовут Арлекино» «Воры в законе», «Игла» и другие). Позднее Климова обвиняли в разрушении советского кинопроката, однако сам он считал, что нормально провести реформу помешал председатель Совета министров Николай Рыжков, вычеркнув «прокатный» абзац из постановления о кино, подготовленного Союзом кинематографистов.

При Климове также началась реабилитация т.н. полочных фильмов, которые по тем или иным причинам не шли в прокате. Многие из этих картин при этом так и не добрались до большого экрана из-за низкого качества и нерентабельности. Кроме того, в производство были запущены некоторые забракованные ранее сценарии, включая «Холодное лето пятьдесят третьего. ».

Источник

«Иди и смотри». Разбор 1 серии

что стало с глашей в иди и смотри
ОТЗЫВЫ КРИТИКОВ

Также режиссер рассматривал фильм как «сквозной крупный план героя». Исследуя влияние войны на человека, Климов в деталях фиксирует изменения главного персонажа, рефреном, буквально через эпизод показывая его крупные планы. Режиссер считал такой прием относительно простым, но эффективным: «Мы сознательно избегали всех мыслимых ухищрений — световых, звуковых, ракурсных, ставя своей целью просто зафиксировать то, что являет собой человек в данный момент». На наших глазах жизнерадостный наивный мальчик, в романтических тонах представляющий себе будни партизанского отряда, превращается в глубокого, поседевшего и морщинистого старика. По тому же принципу «вглядывания» в героев, во время диалогов в фильме почти отсутствует съемка из-за плеча — актеры обращены прямо в камеру, а значит и к зрителю.

Фильм принципиально снимался в цвете. Хотя Климов признавал, что мы привыкли видеть войну, особенно если речь идет о ее реалистичном воплощении, черно-белой. Цветом режиссер хотел передать вечное богатство красок мира и природы. Одновременно он создавал контраст с помощью реквизита, построек, одежды героев, в том числе жителей, партизан и карателей. Все это специально фактурилось и нивелировалось по тону, лишалось красочности и приобретало мрачный характер.

Собственно, присутствие немцев и исходящая от них угроза долгое время ощущаются лишь через косвенные признаки, в том числе создаваемые звуком. Так описывал сам режиссер необходимый ему эффект: «Весь этот мир постепенно населялся невидимым, давящим ужасом. Каждое произведение божественной природы вдруг начинало источать из себя опасность, таило смерть». Во многом этого эффекта удается добиться именно благодаря звуковому сопровождению. Климовым и звукооператором Виктором Морсом активно используются всевозможные шумы: рычание двигателей, голоса птиц, жужжание насекомых, свистящий гул, возникающий после сцены бомбардировки, дыхание героя, колокольный звон, церковное пение, искаженные речи Гитлера, песня Любови Орловой из фильма «Цирк». Все это сталкивается с исполняемой словно бы на расстроенных инструментах музыкой Моцарта, Штрауса и Вагнера. Сливаясь, звуки формируют зловещую симфонию апокалипсиса, эффектно дополняющую страшный визуальный ряд.

Одна из ключевых составляющих фильма — шоковая эстетика, заключающаяся в подчеркнутом и программном натурализме, достоверности и безжалостной реалистичности происходящего на экране.

Поскольку речь тут идет о полемике со «слащавой ложью», подразумевается, что в фильме Элема Климова будет показана «реальная правда» о войне. Вообще это кино очень часто называют «прививкой от войны», «фильмом, который нужно показывать в школах» и т.д. К тому же, учитывая тот факт, что в фильме нет ни одного лишнего кадра и звука.
Так какую же «правду о войне» показал Климов, прикрываясь зверствами фашизма?

что стало с глашей в иди и смотри
ВИНТОВКА–АРТЕФАКТ

На самых первых кадрах фильма появляется деревенский староста Юстин:
— Ну копайте, копайте, щенки собачьи. Теперь не спрячетесь. Под землей найдут. И достанут.

Вообще на протяжении всего фильма режиссер будет постоянно подчеркивать, что «винтовка СВТ» – это своеобразный артефакт. И, забегая вперед необходимо отметить, что она ни разу не выстрелит по прямому назначению.

что стало с глашей в иди и смотри
САМОЛЕТ–РАЗВЕДЧИК «FOCKE–WULF»

Как только Флера выкопал винтовку в небе появился немецкий самолёт–разведчик «Focke–Wulf Fw 189 Uhu».

Самолет тут символизирует Германию. В кадре где «Focke–Wulf» смотрит на Флера сверху вниз звучит речь Гитлера. Таким образом отыгрывается тема превосходства высшей расы.
«Focke–Wulf» появляется в самые ключевые моменты фильма. Именно от него будет зависеть каким образом будет развиваться сюжетная линия.

что стало с глашей в иди и смотри
РЕАКЦИЯ МАТЕРИ

Узнав что Флера «собрался» идти в лес к партизанам, мать сначала пытается его отговорить от этого поступка. А затем передает ему в руки топор и предлагает зарубить себя и сестренок. Она категорически против.

Мать: Что ты батьке скажешь, когда он вернется?
– Пожалей себя сынок.
– Коли меня не жалко их (сестренок) пощади.
– Сам забей нас (топором) чем ждать.

что стало с глашей в иди и смотри
РЕАКЦИЯ ФЛЕРА

Флера в этой Вселенной Климова ничем не мотивирован: все ж идут, а я что?
По сценарию действие фильма происходит в Белоруссии в 1943 году. Война идёт уже третий год, а Флера всё это время прекрасно живет в каком-то искусственном вакууме.

что стало с глашей в иди и смотри
ПОХИЩЕНИЕ ФЛЕРА

Когда в деревне появляются ряженые под фашистов партизаны, никакого намека на то, что это действительно партизаны в фильме нет. С момента появления в кадре автор постоянно подчеркивает, что не симпатизирует партизанам. Они ведут себя довольно бесцеремонно, как натуральные патентованные фашисты. Один персонаж-пародия на Берия. Другой в форме полевой жандармерии (Feldgendarmerie). Кстати, в отряде Feldgendarmerie уже нет. Это персонаж–фантом (второй раз в фильме эта форма появится у немецких мотоциклистов).

Партизаны берут «винтовку СВТ».

Ряженые партизаны пинками выгнали Флера из дома и попутно украли индейку. А у матери начинается реальная истерика.
Зачем автору понадобилась эта сцена? «Правда о войне» по версии Климова заключается в том, что партизаны насильно угоняли детей.

Автор намекает, что война для семьи Флера началась не 22 июня 1941 когда фашисты напали на СССР, а в 1943, когда в их дом пришли партизаны!
А ещё партизаны нужны режиссеру для того, чтобы запустить адскую карусель ужаса.

что стало с глашей в иди и смотри
СЦЕНА В ТЕЛЕГЕ

Автор намекает, что Флера станет «молодым стариком». Это он сам с собой пытается говорить.
Флера: Гляди, староста наш, Юстин. Придурок.
Старик: nicht verstein.

что стало с глашей в иди и смотри
В ПАРТИЗАНСКОМ ОТРЯДЕ

В партизанском отряде фантасмагория.
На фоне песни «Будьте здоровы, живите богато», звучат крики из лазарета:
– Да ты ж со шкурой дерешь!
– Что ж ты делаешь, я же живой!

Абсурдность ситуации добавляет партизан, который смотрит через бинокль на лежачего Флера.
Придурковатый фотограф–хохмач, с приклеенными усиками Гитлера, пару раз пытается повернуть руками забинтованное лицо раненного человека.

– Стул штабной не занимать!
– О, батя наш пришел!
– А вот и товарищ начштаба!
Тут стоит обратить внимание на то, что среди фотографирующихся нет Косача.

«Правда о войне» по версии Климова заключается в том, что партизаны – это какая-то гремучая смесь скоморохов с бандой батьки Махно.
Очень странную реакцию вызывает у них корова. Автор позволяет себе использовать песню «Священная война» на фоне коровы с надписью «сами съедим, но врагу не отдадим». Что это если не откровенное глумление над подвигом реальных советских партизан?

что стало с глашей в иди и смотри
ПОЯВЛЕНИЕ КОСАЧА

Косач, как и положено садисту и маньяку, появляется ночью. Он идет в лагерь молча и провоцирует Флера. И хотя Флера ни разу его не видел до этого, он заявляет, что узнал командира. Косач наказывает его нарядом вне очереди. Когда Флера в ответ на это улыбаясь говорит спасибо, Косач едва заметно усмехается!

Вслед за Косачем бежит Глаша. Говорит задыхаясь:
– Где он? Куда он ушел? Ты не видел?
Глаша не воспринимает Флера как бойца, и он во второй раз нарушает устав караульной службы.

что стало с глашей в иди и смотри
НАРЯД ВНЕ ОЧЕРЕДИ.

Автор показывает, что Флера попадает в плавильный котел войны.
А Глаша молча высыпает букет с цветами на Флера под музыку «и кто его знает на что намекает».

что стало с глашей в иди и смотри
ПЕРЕД СТРОЕМ

Ну типичная банда Махно:
– У тебя в руках винтовка а на плечах голова. Или как говорит наш начальник штаба: «прожить и не сказать «Эх», это не по мне.

Хотя по лицу Флера видно, что он проникся и горит желанием поскорее начать борьбу.
Косач перед строем спрашивает, кто больной и не может идти. Все молчат. А потом выходит немощный старик, с порванными сапогами. Косач приказывает поменяться обувью с Флером. В наказание за тот ночной проступок.

Флера психует и сбегает. Он не собирается больше чистить котлы.

Вообще после этого партизаны надолго пропадают и появляются только в конце 2 серии, в сцене под мостом.
Время проведенное в лагере: 11 мин. 28 сек. (собирался дольше)

что стало с глашей в иди и смотри
ВСТРЕЧА В ЛЕСУ

Флера плачет от обиды, что его не взяли с собой партизаны. Он хотел и хочет им помогать.
Глаша плачет от обиды на свою не устроенную судьбу. Она не хочет оставаться в отряде: ей это просто не интересно и не нужно. Она вроде бы вначале смирилась (в платочке), но бунтует её натура (она мечется между Косачем, партизанами и Флером). Она не хочет держать в руках холодные инструменты (несла железную коробку), ей нужны цветы, и каждый раз новые (букет цветов от партизан она высыпала в котел на Флера). Ей чужды все эти партизанские распорядки и поэтому она сбегает на волю.

Так происходит встреча двух героев на распутье. Она городская взрослая девушка, он деревенский мальчик.

1. Автор раскрывает персонаж Глаши. У неё эйфория от свободы. Она сбегает на волю, цветет и пахнет Разговаривает с ним насмешливо и передразнивая.
Глаша: Тебя как зовут?
Он: Флера.
Глаша: А имя?
Флера: Так и зовут Флера. Флориан – имя такое.
Флера: А тебя?
Глаша: А я Роза. Роза из колхоза.

2. Флера: А ты как сюда попала?
Роза из колхоза: Везли в Германию, попала сюда.
Флера: Спасли? Косач?

Флера: Слухай, Роза. А что это ты там выфрантилась, як на фэст?
Роза из колхоза: меня зовут Глаша. Глафира. Понял?

3. Глаша говорит Флеру, что Косач его пожалел.
Глаша: Пожалели мальчика. Оставили. Косач пожалел.
Флера (возмущенно): Меня?
Глаша: Пожалел, пожалел.
Флера: Как бы я кого не пожалел!
Глаша: Он может иногда. Только потом кричит во сне.
Но на самом деле Косач его не пожалел, а просто отсрочил его знакомство с ужасами войны. Флера уже был обречен с того момента, как попал в партизанский отряд.

4. Глаша говорит как под гипнозом и пытается соблазнить Флера:
– Я любить хочу, рожать, слышишь? (в конце фильма Флера повторяет эту фразу, когда видит другую).
– Дура! Дура! Дура! У меня 60 патронов, граната, и «винтовка СВТ».

В небе появился «Focke-Wulf». Она выхватывает у Флера «винтовку СВТ» и говорит: хочешь собью?

В ответ на это дерзкое поведение со стороны Глаши, начинается бомбежка леса и высаживается карательный отряд. После бомбежки Флера контузило и Глаша проявляет инициативу и уводит его в укрытие.
Но в лесу им не комфортно. И тогда лежа в шалаше в обнимку, Флера берет инициативу на себя.
– Завтра мама обрадуется, как придем. (И спрячет). У меня сестрички смешные.
Говорит что-то непонятное про отряд Косача, но Глаша закрывает ему рот ладонью.

5. Перспектива найти укрытие обрадовало Глашу. Утром она танцует под песню «Мэри верит в чудеса, Мэри едет в небеса » (копирует сцену из фильма «Цирк»).

Автор полностью на ее стороне. Это единственный персонаж которому он сочувствует на 100 %.

что стало с глашей в иди и смотри
СНОВА ДОМА

Далее они возвращаются в деревню Флера, маскируя «винтовку СВТ»
Зачем автор показывает омерзительную сцену с едой и мухами. И если Глашу в конце концов стошнило, то Флера ест, как ни в чем не бывало.
Автор показывает контраст городской цивилизации и варварского колхозного быта.
Глаша все время молчит.

что стало с глашей в иди и смотри
НА ОСТРОВЕ В БОЛОТЕ

1. На острове Глаша пытается докричаться до Флера и объяснить ему, что видела убитых в деревне. Но он не верит ей.
– Их нет! Они там! Они убиты!

2. Автор словами обгоревшего старосты Юстина обвиняет Флера:
– Говорил я вам не копайте.
– Всех до одного человечка.
– Меня бензином.
– Говорил я вам не копайте.

3. Автор показывает местных жителей.
Женщины и старухи воют, а мужики чучело Гитлера лепят. Тема Гитлера появляется не случайно. Изначально фильм должен был называться «Убейте Гитлера».
Рубеж: Я их уже штук 5 ставил.

Сначала местные мужики хотели забрать «винтовка СВТ» у Флера, но потом позвали его с собой. Уходя на поиск питания они обещают оставшимся вернуться:
– Сыночки родненькие, не покиньте нас.
– Да мы что алиментщики, чтоб от вас тетки бегать?

4. Автор навсегда оставляет Глашу в болоте: была в красивом платье, а стала серой массой!
Вообще с Глашей происходит точно такая же метаморфоза как и с Флерой. Только автор из жалости не доводил ее до состояния «молодая старуха». Он просто переместил её из города в болото. И она смирилась: сначала подносит Флеру еду в руках, затем ловит у него вшей, и в конце держит ребенка на руках.

5. Флера взял вину на себя: это я виноват, я.
Глаша впервые говорит естественным голосом взрослой женщины:
– Разве ты знал, что так будет? Ты же не знал. Флера посмотри на меня.
(обращаясь к ребенку на руках): Скажи дяде, что мы его ждем.

Автор намекает, что это ещё не все. Весь ужас ещё впереди.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *