что способствует увеличению жизненной емкости легких
Как увеличить жизненный объем легких и спасет ли это от ОРВИ? +видео
Правда ли, что чем больше у человека легкие, тем он здоровее? В связи с коронавирусом такой вопрос сейчас часто забивают в поисковики. Портал «Здоровые люди» обсудил эту тему с врачом-травматологом и рекордсменом Беларуси по фридайвингу Александром Зайкиным.
Александр может на одном вдохе погружаться под воду на 70 метров, задерживать дыхание больше пяти минут. Благодаря тренировкам его жизненный объем легких сегодня более 7 литров, а у обычного человека 3–5 литров*. Доктор доходчиво рассказал о системе дыхания, поделился эффективным упражнением «дыхательный квадрат» и дал полезные рекомендации тем, кто переболел пневмонией.
Зависит ли заболеваемость ОРВИ от емкости легких?
Прямой зависимости между устойчивостью к вирусным инфекциям и большим объемом легких нет, считает Александр Зайкин, так как заболеваемость больше зависит от контагиозности (заразности) вируса. Но косвенная связь, безусловно, присутствует.
– Большой жизненный объем легких, как правило, имеют люди, которые занимаются физкультурой и спортом, у них хорошее состояние защитных сил организма, нормальный дренаж в легких, и случайный возбудитель в них не «зацепится», – поясняет врач.
Если объем легких напрямую не влияет на заболеваемость, стоит ли тогда заботиться об их увеличении? Обязательно, считает доктор, так как это будет профилактикой проблем в возрасте.
– Со временем у нас теряется эластичность тканей, подвижность грудной клетки и диафрагмы, ухудшается состояние альвеолярно-капиллярной мембраны, через которую осуществляется газообмен в легких. В юном возрасте мы не задумываемся об этом, а после 60 лет влиять поздно. Поэтому чем больше жизненный объем легких, тем больше запас прочности у организма.
Как тренировать легкие?
Наши легкие спереди и сзади ограничены пространством грудной клетки, а снизу диафрагмой. Поэтому перед тем, как их расправить и увеличить, нужно сделать грудинно-реберные сочленения и грудной отдел позвоночника подвижными, а диафрагму – эластичной, поясняет эксперт.
Простыми словами, нужно работать над гибкостью спины, грудной клетки и эластичностью живота. Для этого стоит освоить три вида дыхания: брюшное, грудное и полное.
– При брюшном дыхании работает диафрагма. Это полезно еще тем, что во время вдоха и выдоха мы делаем массаж органов брюшной полости (печени, селезенки, кишечника), а это хорошая профилактика запоров.
Грудное дыхание развивает грудную клетку?
При полном дыхании воздухом наполняется сначала живот, а потом грудная клетка. Образно это можно сравнить с раскрытием бутона, когда лепестки распрямляются от самого низа до верха во все стороны.
При таких дыхательных упражнениях увеличивается количество капилляров и альвеол, мы как бы прокладываем автомагистрали во все уголочки наших легких.
Не стоит забывать про тренировку межреберных мышц. Для этого необходимо делать упражнения на сопротивление дыханию. Это одна из причин, почему врачи часто советуют ходить в бассейн. Когда человек делает выдох в воду, преодолевая сопротивление воды, в легких создается положительное давление.
Дыхательную гимнастику нужно совмещать с физической?
– Это хорошо знакомые нам с детства физические упражнения: прогибы назад, повороты корпуса, наклоны, вдох-выдох с опусканием рук. Советская гимнастика ничем не хуже современных функциональных тренингов или йоги. Просто в детстве мы не понимали, зачем это нужно.
Как увеличить гемоглобин в крови?
Легкие – лишь часть дыхательной системы. Важно также количество гемоглобина, который переносит кислород в клетки, к митохондриям, «электростанциям» по производству энергии – аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ). От этого зависит клеточное дыхание.
Для стимуляции повышения уровня гемоглобина нужно давать легкую гипоксическую нагрузку, то есть практиковать короткие задержки дыхания, поясняет эксперт.
– В этом плане очень эффективное упражнение – «дыхательный квадрат». У нас 4 фазы дыхательного цикла, а не две, как думают многие: вдох, выдох и между ними еще есть задержки дыхания (на вдохе и выдохе). Упражнение «дыхательный квадрат» делается просто: каждая фаза длится одинаковое количество времени. Например, вдох на 5 секунд, задержка дыхания на 5 секунд, выдох 5 секунд и задержка дыхания на выдохе 5 секунд. И так в течение 20–30 минут. Начинать можно с 5 секунд, постепенно увеличивая это время. Топовые спортсмены могут растягивать дыхательный цикл на полторы минуты, то есть примерно по 20 секунд на одну фазу.
«Дыхательный квадрат» стимулирует увеличение гемоглобина в крови, делает нашу вегетативную систему более устойчивой к понижению кислорода и повышению углекислого газа. Работает это примерно так:
– В дыхательном центре головного мозга есть клетки-рецепторы, чувствительные к повышению углекислого газа СО2. При задержке дыхания кровь чуть закисляется, дыхательный центр раздражается и посылает команду скорее выдохнуть CO2. Именно поэтому нам хочется отдышаться, а не потому, что падает уровень кислорода (его запас в крови достаточно большой). При повышении углекислоты рефлекторно расширяется диаметр артериол и капилляров и тем самым улучшается кровообращение, а также выделяется оксид азота – внутренний сосудорасширяющий компонент. Когда при приступах стенокардии люди принимают нитроглицерин, тоже вырабатывается оксид азота, только уже искусственным путем. С помощью «дыхательного квадрата» мы можем увеличить количество капилляров на единицу объема ткани без медикаментов и физнагрузки.
Александр Зайкин советует опробовать мобильное приложение «Квадратное дыхание», которое используют фридайверы для разминки. Оно контролирует процесс и простое в использовании. «Дыхательный квадрат» можно практиковать и во время прогулки, только интервалы задержек мерить не в секундах, а в шагах: одна фаза – пять шагов, к примеру.
Базисные упражнения для увеличения жизненного объема легких
Специально для читателей портала Александр Зайкин записал основные дыхательные и физические упражнения по увеличению жизненного объема легких.
Для собственных продвинутых тренировок фридайвер использует интересный тренажер ПРОПС. Но им могут пользоваться не только спортсмены.
– Сегодня у людей из-за сидячего, малоактивного образа жизни наблюдается явный дефицит подвижности грудной клетки и диафрагмы, искривление осанки. ПРОПС хорошо решает эти проблемы.
Комплекс упражнение на ПРОПС здесь.
Улучшить подвижность грудной клетки и позвоночника поможет массаж. С него можно начать, а поддерживать и оптимизировать уже с помощью упражнений.
Как восстановить легкие после пневмонии?
Этот вопрос сегодня очень актуален. Многие врачи уже высказались на эту тему, в том числе рекомендуя надувать воздушные шарики. Александр Зайкин советует еще одно упражнение.
– В период болезни и восстановления важно создавать положительное давление в легких. Для этого можно дышать в воду через трубочку 5 минут каждый час.
Также стоит практиковать полное дыхание, а в период выздоровления продолжать тренировки, добавив тот же «дыхательный квадрат».
– При повреждении легких в них могут образовываться рубцы. Чтобы отвоевывать эту территорию, нужно как можно чаще расправлять легкие. Вышеназванные упражнения как раз помогают это делать.
И не стоит залеживаться, уточняет врач: как только пошли на поправку, спала температура, ушла слабость, поворачивайтесь в кровати с боку на бок, лежите чаще на животе, двигайтесь по комнате или палате.
Емкость легких рассчитывается на килограмм веса человека. Нужно стремиться, чтобы было выше 70 миллилитров на кг.
Измерение объема легких и сопутствующих параметров называется спирографией. Специальные аппараты находятся в медучреждениях и спортивных центрах. Это исследование проводится спортсменам, людям с заболеваниями легких с астматическим компонентом для оценки динамики заболевания. После эпидемии коронавируса спирография будет актуальной для многих.
Подписывайтесь на наши группы в Facebook, VK, OK и будьте в курсе свежих новостей! Только интересные видео на нашем канале YouTube, присоединяйтесь!
Лучшие способы восстановить легкие после пневмонии
Но возвращение домой не означает, что вы полностью исцелены. В ближайшее время вы, к сожалению, не будете участвовать ни в каких марафонах. Ваша функция легких может отличаться от той, что была до пневмонии. Но вы можете полностью восстановиться до того уровня активности, который был до постановки диагноза.
К сожалению, у многих людей, чьи легкие были повреждены пневмонией (особенно – коронавирусной), уровень активности может никогда не быть прежним.
После пневмонии часто возникает мышечная слабость. Это может произойти и из-за отсутствия активности и возможного похудения.
Кроме того, люди, у которых есть дополнительные проблемы, такие как болезни легких или сердца, часто испытывают усиление симптомов этих состояний. В этих случаях вам также могут назначить домашний кислород.
Ваш врач даст инструкции, которым нужно следовать, чтобы постепенно приходить в себя уже дома. Это может быть прием лекарств, постепенное увеличение уровня физической активности и выполнение дыхательных упражнений.
Восстановление после коронавирусной пневмонии
После COVID-19 часто возникает респираторный дистресс. Даже молодые и здоровые пациенты сообщают об ухудшении функции легких после восстановления, некоторым также требуются аппараты для кислородной поддержки и искусственной вентиляции, которые также могут нарушить качество жизни. Острые респираторные заболевания и снижение иммунитета могут сделать человека склонным к другим проблемам. Экологические факторы, такие как высокие уровни загрязнения воздуха, также усугубляют ситуацию.
Мы предлагаем вам список мер, которые необходимо соблюдать для защиты здоровья легких после COVID-19.
Регулярно выполняйте дыхательные упражнения
Одышка и затрудненный поток кислорода являются частыми симптомами инфекции, поскольку COVID-19 начинает атаковать легкие. Пациентов с COVID часто просят практиковать простые упражнения на глубокое дыхание и медитативные позы, которые могут помочь им лучше дышать и улучшить приток крови к легким и бронхам.
Диафрагмальное дыхание, глубокие дыхательные движения способствуют более глубокому вдоху и движению мышц в легких и груди. Глубокие вдохи в положении лежа на животе также могут помочь увеличить приток кислорода.
Пранаяма считается прекрасным упражнением для улучшения работы легких. Пациенты, страдающие проблемами дыхания и колебаниями уровня кислорода могут тренироваться с использованием респирометра, что также способствует улучшению здоровья легких.
Ешьте продукты, которые увеличивают объем легких
Хорошая диета, богатая витаминами и минералами, повышает иммунитет. Есть определенные продукты, которые выводят токсины и помогают легче дышать. Это простой способ улучшить здоровье легких в домашних условиях.
Обязательно употребляйте много продуктов, богатых омега-3, которые особенно полезны для контроля воспаления в легких и снижения риска других респираторных заболеваний.
Эксперты также рекомендуют людям следить за питательными веществами. Необходим отказ от диет, способствующих снижению веса, которые могут лишить вас необходимых питательных веществ на некоторое время после выздоровления.
Избегайте курения
Курение не только повышает риск заражения и передачи COVID, но и наносит непоправимый вред легким, которые и без того уязвимы. Курение и табак вызывают дополнительную нагрузку на ваши жизненно важные органы, увеличивают вероятность развития других легочных проблем и инфекций в долгосрочной перспективе.
Кардиотренировки могут улучшить дыхательную функцию
Регулярно гуляйте (если это безопасно), выбирайте домашние тренировки и кардио упражнения, которые полезны для вашего респираторного здоровья. Асаны йоги также могут помочь восстановить функциональность и повысить иммунитет. Также могут помочь аэробные упражнения.
Не забывайте регулярно тренироваться, но сначала делайте это медленно. Спортсменам также рекомендуется начать восстановление с реабилитационных упражнений, которые приносят пользу здоровью легких, прежде чем переходить к другим быстрым и интенсивным движениям.
Избегайте воздействия загрязнений и дыма
Людям, которые только что вылечились от COVID-19 или у которых нарушена функция легких, следует избегать ненужного воздействия дыма, загрязненной окружающей среды и любой деятельности, которая может помешать функционированию дыхательной системы. Загрязнение может не только увеличить риск повторного заражения, но и подвергнуть вас воздействию канцерогенов и других потенциально опасных раздражителей, которые могут оседать в полостях легких и затруднять дыхание.
Если вам необходимо выйти, соблюдайте все необходимые меры предосторожности, примите лекарства и позаботьтесь о себе. Паровые ингаляции и методы детоксикации также могут оказаться полезными.
Медицинские интернет-конференции
Языки
Влияние плавания на дыхательную систему
Влияние плавания на дыхательную систему
Пушкарев А.С.
Научный руководитель – к.п.н., доцент Ермакова Марина Аркадьевна
ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России
Кафедра физической культуры
Дыхательная система осуществляет множество функций. Регулярные занятия плаванием позволяют увеличить ее функциональные возможности.
Влияние плавания на дыхательную систему
Влияние плавания на дыхательную систему
Пушкарев А.С.
Научный руководитель – к.п.н., доцент Ермакова Марина Аркадьевна
ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России
Кафедра физической культуры
Дыхательная система осуществляет множество функций. Регулярные занятия плаванием позволяют увеличить ее функциональные возможности.
Влияние плавания на дыхательную систему
Пушкарев А.С.
Научный руководитель – к.п.н., доцент Ермакова Марина Аркадьевна
ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России
Кафедра физической культуры
Дыхательная система осуществляет множество функций. Регулярные занятия плаванием позволяют увеличить ее функциональные возможности.
Цель: изучение влияния регулярного плавания на дыхательную систему. Задачи: рассмотреть физиологические и анатомические изменения в дыхательной системе.
Материалы и методы: сравнение функциональных показателей студентов пловцов и студентов не занимающихся плаванием. Использованы следующие показатели: жизненная емкость легких(ЖЕЛ), частота дыхательных движений(ЧДД), проба Штанге, охват грудной клетки(ОГК).
После сбора показателей и их сравнения было выявлено:
Результаты объясняются комплексным воздействием плавания на организм. Пловец, преодолевая сопротивление воды, тренирует дыхательные мышцы, что приводит к их развитию и увеличению ОГК.
Вследствие интенсивных энергетических затрат при плавании увеличивается потребность в кислороде. У пловцов улучшается дыхательный ритм, дыхание становится более глубоким, снижается частота дыхательных движений, уменьшается объем мертвого пространства(ОМП), увеличивается ЖЕЛ.
Кроме того, при интенсивном дыхании диафрагма осуществляет давление на нижележащие органы, улучшая их кровообращение и лимфоток, исключая застойные явления в органах.
Результаты. Регулярное плавание оказывает следующие эффекты на дыхательную систему:
-Повышается сила дыхательных мышц, увеличивается их тонус;
-Совершенствуется дыхательный ритм;
-Прогрессирует ЖЕЛ и уменьшается ОМП;
-Увеличивается устойчивость организма к гипоксии;
-Осуществляется профилактика застойных явлений.
Вывод: таким образом, плавание является замечательным средством для укрепления дыхательной системы и повышения ее функциональных возможностей.
Научно-исследовательская работа «Факторы определяющие изменение жизненной емкости легких»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №17 Ворошиловского района Волгограда»
Районный конкурс юношеских
«Я и Земля» им. В.И.Вернадского
Секция: здоровый образ жизни
Факторы, определяющие изменение жизненной емкости легких
учащиеся 9 «Б» класса
Зарудняя Татьяна Владимировна
Живые организмы для своего существования, для поддержания обмена веществ нуждаются в кислороде. Перенос газов обеспечивается дыхательной и сердечно – сосудистой системами.
Дыхательная функция осуществляется с помощью внешнего (легочного) дыхания, переноса кислорода к тканям и углекислого газа от них, а также газообмена между тканями и кровью.
Для осуществления газообмена необходима смена воздуха в альвеолах – вентиляция. Она осуществляется посредством периодических движений грудной клетки, приводящих к изменению объема грудной полости, а следовательно, и изменению объема легких. Находясь в спокойном состоянии, взрослый человек делает 14-18 дыхательных движений в минуту, вдыхая и выдыхая за один раз по 500 мл воздуха. Этот объем воздуха называется дыхательным. Сверх него при глубоком вдохе человек может вдохнуть дополнительно ещё около 1500 мл воздуха (дополнительный объем), а после спокойного выдоха выдохнуть ещё 1500мл воздуха (резервный объём).
Сумма трех приведенных объемов воздуха составляет жизненную ёмкость легких (ЖЕЛ). Таким образом, ЖЕЛ – это наибольший объём воздуха, который человек способен выдохнуть после сильного вдоха. ЖЕЛ зависит от многих факторов: возраста, пола, стадии полового созревания, популяционных особенностей строения тела, климатогеографических и социально-экономических условий жизни. К 16-17-ти годам развитие дыхательных функций в основном завершается [Сапин М.Р., Брыксина З.Г., 1995].
ЖЕЛ зависит также от степени тренированности и служит одним из показателей физического развития человека. Для взрослого человека ЖЕЛ близка к 3500мл. У физически тренированных лиц она достигает 6000-7000мл, у курящих людей снижается на 300-400 мл [ Васильева З. А., С. М. Любинская, «Резервы здоровья», М., 1984].
Актуальность нашего исследования заключается в том, что выносливость, работоспособность человека и его устойчивость к различным заболеваниям напрямую зависит от показателя ЖЕЛ .
В основу исследования положена гипотеза о практическом просмотре влияния занятий спорта на изменения жизненной емкости легких учащихся.
Объекто м исследования являются жизненная емкость легких.
Предмет исследования: изменение жизненной емкости легких у учащихся 9 класса .
Оборудование : Весы, ростомер, портативный (сухой) спирометр, одноразовые мундштуки.
Целью данной работы является сравнение показателей жизненной емкости легких в покое и при физической нагрузке учащихся адаптированных к спорту и не занимающихся спортом.
1. Изучить особенности внешнего дыхания, изменения жизненной емкости легких в зависимости от пола и занятий физической нагрузкой.
2. Измерить методом спирометрии жизненную емкость учащихся разных групп (занимающихся спортом, посещающих только уроки физкультуры, освобожденных от физкультуры).
3. Изучить динамику показателей жизненной емкости легких в покое и при нагрузке среди девушек и юношей.
Проблемные вопросы работы:
-Почему врачи считают величину ЖЕЛ показателем здоровья?
-Влияют ли оздоровительные физические тренировки на значение ЖЕЛ и
-Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
— Информированность о том, что существенным фактором, снижающим ЖЕЛ, является малоподвижный образ жизни и вредные привычки.
Физическая культура и спорт
а. Для определения легочных объемов и емкостей используются методы спирометрии, спирографии
3) методы статистической обработки данных
Наша работа посвящена анализу ознакомления с жизненной емкостью легких, которая является одним из основных показателей состояния дыхательной системы и жизнестойкости организма.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
В первой главе раскрываются теоретические вопросы процесса внешнего дыхания, проблемы возрастного изменения дыхательной системы. Рассматриваются причины вызывающие снижение показателей ЖЕЛ. Во второй главе описана методика определения ЖЕЛ, в третьей главе представлены результаты исследования изменения ЖЕЛ у учащихся 9 классов, определены меры, приводящие к снижению ЖЕЛ растущего детского организма.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Дыхательная система выполняет важнейшую функцию – снабжение организма кислородом и выведение из него углекислого газа. Полость носа, ротоглотка, гортань, трахея, бронхи различных калибров, включая бронхиолы, служат воздухоносными путями, по которым осуществляются вентиляция, или конвекционный транспорт кислорода в альвеолы, и выведение углекислого газа. Альвеолярные ходы и альвеолы являются собственно респираторными отделами, в которых происходит диффузия (пассивный транспорт) кислорода [М.Р.Сапин, Г.Л.Билич Анатомия человека том 1 стр 424] из альвеол в кровь легочных капилляров и в обратном направлении – углекислого газа.
Дыхательные пути и движение в них воздуха
Воздухоносные пути представляют собой последовательно разветвляющиеся трубочки. По мере погружения в легочную ткань они сужаются, укорачиваются и увеличиваются в числе. Трахея разделяется на правый и левый главные бронхи, те в свою очередь на долевые, затем на сегментарные бронхи и так далее до конечных бронхиол, еще не связанных
непосредственно с альвеолами. Конечные бронхиолы разветвляются на дыхательные бронхиолы, в стенках которых в виде выпячивания уже появляются одиночные альвеолы. Отделы легких, содержащие альвеолы и участвующие в газообмене, называются дыхательной зоной. На дыхательную зону приходится большая часть легких: ее объем равен примерно 3000 мл.
Во время вдоха объем грудной полости увеличивается и воздух засасывается в легкие. Главным механизмом вентиляции в дыхательной зоне является диффузия газов.
[ Дж.Уэст: Физиология дыхания Основы Издательство «Мир» 1988 стр 8]
Строение легких, их деятельность
[ Дж. Уэст: Физиология дыхания Основы Издательство «Мир» 1988 стр. 8]
[ Дж.Уэст: Физиология дыхания Основы Издательство «Мир» 1988
1.2 Функции внешнего дыхания
1.2.1 Основные показатели, характеризующие состояние функции внешнего дыхания
Внешним дыханием называют обмен воздуха между окружающей средой и лёгкими, внутриклеточным – обмен кислородом и углекислым газом между кровью и клетками тела (кислород переходит из крови в клетки, а углекислый газ – из клеток в кровь). [Михайлов В.В.,1980].
Все показатели, характеризующие состояние функции внешнего дыхания, условно можно разделить на четыре группы.
Ко второй группе относятся показатели, характеризующие вентиляцию легких: частота дыхания, дыхательный объем, минутный объем дыхания, минутная альвеолярная вентиляция, максимальная вентиляция легких, резерв дыхания или коэффициент дыхательных резервов.
К третьей группе относятся показатели, характеризующие состояние бронхиальной проходимости: форсированная жизненная емкость легких (проба Тиффно и Вотчала).
В четвертую группу входят показатели, характеризующие эффективность легочного дыхания или газообмен. К этим показателям относятся: состав альвеолярного воздуха, поглощение кислорода и выделение углекислоты, газовый состав артериальной и венозной крови [Карпенко Л.И.,1964].
Объемы и емкости легких здорового человека определяет ряд факторов:
рост, масса тела, возраст, расовая принадлежность, конституциональные особенности человека;
эластические свойства легочной ткани и дыхательных путей;
1. 1.2.2. Жизненная емкость легких
Жизненная емкость с возрастом увеличивается; она может определяться у детей с 3—4 лет (табл. 9).
1.2.3 Влияние спорта на дыхание и жизненную емкость легких
Хорошо тренированный человек удовлетворяет возросшие потребности организма в кислороде главным образом путем увеличения глубины дыхания. Это вырабатывает выносливость к длительному физическому напряжению. Нетренированный человек усиливает снабжение организма кислородом главным образом за счет учащения дыхательных движений.
У нетренированного человека частота дыхания в покое составляет 16—18, а у тренированного она равна 14—10 и даже 8—6 в минуту. Замедление дыхания сопровождается его углублением. У тренированного человека при физической нагрузке количество поглощаемого кислорода и удаляемой углекислоты выше, чем у нетренированного; у него наблюдается лучшая слаженность между работой органов дыхания и кровообращения.
Под влиянием длительных регулярных занятий различными видами спорта, и в первую очередь такими, как гребля, плавание, бег, лыжи, бокс, спортивные игры, жизненная емкость легких увеличивается.
Тренировка развивает дыхательный аппарат, способствует увеличению жизненной емкости легких. У спортсменов жизненная емкость в среднем на 500—1000 см3 больше, чем у людей нетренированных. Емкость легких физкультурников-новичков, равная 3500 см3, через 6 месяцев тренировки может увеличиться на 400—600 см3. Степень увеличения зависит главным образом от вида спорта, методики и длительности тренировки.
Наибольшая величина жизненной емкости легких наблюдается у тренирующихся на скорость и выносливость, наименьшая — у тренирующихся на силу. Систематические занятия спортом способствуют развитию дыхательной мускулатуры, расширению грудной клетки — увеличивают жизненную емкость легких, у хорошо тренированных спортсменов она достигает 8 л.
2. 1.2.4 Методы исследования дыхания: спирография и спирометрия.
К основным методам исследования внешнего дыхания у человека относятся:
1.Спирография – метод графической регистрации дыхательных объемов, с помощью которого можно определить все выше перечисленные показатели легочной вентиляции. В настоящее время используются электронные приборы и компьютерные программы, которые позволяют графически зафиксировать и обработать объемы, потоки и скорости дыхательных маневров в самых разных режимах.
2. Трубка . Через нее в колокол поступает выдыхаемый воздух.
Предназначены для измерения объема выдыхаемого воздуха с целью определения жизненной емкости легких. Представляет собой воздушную турбину в пластмассовом корпусе, имеющем короткую трубку со сменными мундштуками. Турбина приводится в движение струей выдыхаемого воздуха, а ее вращение передается стрелке на шкале прибора.
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ, ЖИЗНЕННОЙ ЕМКОСТИ ЛЕГКИХ У УЧАЩИХСЯ ГИМНАЗИИ №17
2.1. Организация исследования
Исследование проводилось в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Гимназия №17 Ворошиловского района Волгограда»
Перед проведением основной серии исследования у учащихся мы измерили рост и вес, все испытуемые имели среднее физическое развитие.
В гимназии исследование проводилось двукратно. Первый раз в октябре 2016 года и затем в январе 2017 года. ЖЕЛ измеряли до урока физкультуры, после разминки и игры в волейбол.
В эксперименте приняли участие 14человек. Из них 7мальчиков и 7девочек. Два мальчика и две девочки занимаются спортом, четверо учащихся посещают только уроки физкультуры, 6 учеников освобождены от уроков физкультуры.
2.2. Объект исследования
В качестве объекта исследования была жизненная емкость учащихся 9 «Б» класса, у которых было произведено исследование на определение жизненной емкости в покое и после нагрузки.
2.3. Методы исследования
1. Теоретические ( сравнение, анализ собранного фактического материала,)
1) измерили рост и вес с помощью весов и ростомера в медицинском кабинете гимназии.
2) с помощью сухого спирометра измерили ЖЕЛ учащихся до урока физкультуры, после разминки, а затем после игры в волейбол.
Перед уроком физкультуры мы предварительно измеряли показания ЖЕЛ у ребят в состоянии покоя. Для этого мы подготовили спирометр сухой портативный SPIRIVA к работе, внеся в него индивидуальные мерки участника проекта (возраст, рост, пол) и надев на спирометр одноразовый мундштук, за несколько секунд до этого распакованный из прозрачного пакета. Исследуемый должен стоять, зажав нос рукой, максимально вдохнуть ртом, воздух и, сомкнув губы на мундштуке, на 2-3 см от края трубки, максимально выдохнуть, в течение 4-6 сек. Максимально выдыхает участник три раза за одно измерение ЖЕЛ, дальше уже прибор выбирает средний показатель. После этого учащийся подвергается физической нагрузке (бег – 5 мин, эстафетные упражнения – 2 мин) и процедура со спирометром повторяется. После разминки участники эксперимента играют в волейбол, затем снова спирометрия учащихся (Все показатели записываются, также делаются фотографии процесса, процедуру проходят все участники проекта).
Абсолютные значения ЖЕЛ мало показательны из-за индивидуальных колебаний. При оценке состояния обследуемого рекомендуется рассчитывать «должные» величины.
ИМТ (индекс массы тела)= вес (кг)/рост (м)
В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения разработана следующая интерпретация показателей ИМТ:
3. Методы статистической обработки данных (таблицы).
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Анализ данных обследования учеников на определение жизненной емкости
Таблица 1. Статистическая обработка данных учащихся (октябрь 2016г)
Таблица 2. Статистическая обработка данных по исследованию ЖЕЛ и жизненного показателя у учащихся в октябре
после разминки (5-7 мин)
после занятия физической культурой
Из данных таблицы мы видим, что почти у всех исследуемых (№ 1,2,3,4,5,6,7,9) показания спирометра в покое выше их индивидуальной нормы (ДЖЕЛ), вычисленной по формуле, кроме № 8,10,11,12,13,14, у которых наблюдается незначительное понижение показателей ЖЕЛ по сравнению с должной, не превышающее нормы (нормальная величина ЖЕЛ отличается от должной не более, чем на 15-20 процентов) и объясняется тем, что участник №8 часто болеет, из-за чего часто пропускает уроки физкультуры, а № 10,11,12,13,14 – освобождены от физической нагрузки, которая воздействует на развитие легких. Самые высокие показания спирометра в состоянии покоя наблюдаются у спортсменов (№ 1,2,4), которые отличаются от нормы в среднем на 10 %. У учащихся занимающихся физической культурой (№ 5,6,7) повышено в среднем на 4%. У № 9, (освобожден от физкультуры) ЖЕЛ повышена на 8%. № 10,11,12,13 предоставляют пониженные показатели ЖЕЛ (на 10,5% меньше должной). 100% ЖЕЛ наблюдается у участника под № 3.
После физической нагрузки (бег 5-7 минут) показатели ЖЕЛ у всех участников, занимающихся физкультурой, понизились на 9%, что обусловлено повышением наполнения кровью сосудов легочного (малого) круга кровообращения. Самое большое снижение ЖЕЛ наблюдается у № 2 ( на 18 % меньше ЖЕЛ в покое).
После игры в волейбол (20 минут), показатели участников № 1,2,3,4,6,7 увеличились в среднем на 2%; показатели № 8 остались теми же; ЖЕЛ у № 5 понизилась на 3%, что указывает на утомляемость дыхательных мышц на протяжении исследования.
В сравнении ЖЕЛ спортсменов-мальчиков с их ДЖЕЛ, специализированной под определенный вид спорта, она находится в норме и даже превышает установленные пределы на 4.5% , а ЖЕЛ спортсменок-девочек наоборот меньше ДЖЕЛ на 20,5%
После физической нагрузки (бег 5-7 минут) показатели ЖЕЛ у всех участников, занимающихся физкультурой, понизились на 9%,что обусловлено повышением наполнения кровью сосудов легочного (малого) круга кровообращения. Но, если у участников № 3,4,5,6,7,8 снижение показателей происходит не более чем на 15% (№6), что является нормой, то у № 1,2, которые являются спортсменами, показатели снижаются в среднем на 29,5%, что больше нормы на 14,5 % (свидетельствует о неудовлетворительном функциональном состоянии системы внешнего дыхания). После игры в волейбол (20 минут), показатели участников № 1,2,3,4,6,7 увеличились в среднем на 2%; показатели № 8 остались теми же; ЖЕЛ у №5 понизилась на 3%, что указывает на утомляемость дыхательных мышц на протяжении исследования.
ИМТ (индекс массы тела) у участников № 1,2,3,4,5,6,8 колеблются в интервале 19.95-23.30 и соответствует норме. ИМТ же у № 7 меньше на 0.72 единицы от нормы (норма: 18,5-25), что указывает на недостаточную (дефицит) массу тела исследуемого. У № 9 показания ИМТ больше должной на 2.33 единицы, что означает избыточную массу тела (предожирение) исследуемого.
Таблица 3. Статистическая обработка данных учащихся (Январь 2017 г)
Как видно из таблицы вес учащихся не адаптированных к спорту изменился в сторону увеличения, так была малая подвижность: во первых с 1 января начались каникулы и новогодние праздники: во вторых был введен в Волгограде карантин по гриппу и занятий физкультуры не было. У учащихся занимающихся спортом вес изменился незначительно как в сторону снижения, так и в сторону увеличения, за исключением номера1. Номер 14 из категории освобожденных перешел в группу сверстников, занимающихся физической культурой.
Таблица 4. Статистическая обработка данных по исследованию ЖЕЛ и жизненного показателя у учащихся в январь