что способствует успешному внедрению новых педагогических технологий
Статья на тему «Совершенствование педагогического мастерства учителя и внедрения новых педагогических технологий для обеспечения эффективной деятельности в современных условиях».
«Совершенствование педагогического мастерства учителя и внедрения новых педагогических технологий для обеспечения эффективной деятельности в современных условиях».
2017-2018 учебный год
Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию. (К.Д. Ушинский)
Важнейшим направлением развития современной России является реформирование системы образования. Это нашло отражение в «Концепции модернизации российского образования» и включено в программу социально-экономического развития страны.
Ведущую роль в выполнении требований государственного образовательного стандарта и повышении квалификации педагогических кадров играют новые формы проведения семинаров по актуальным проблемам образования, обновление учебно-методических комплексов, подготовка и освоение дидактических материалов, пособий, рекомендаций, активные методы проведения занятий, улучшение системы контроля знаний. В настоящее время обновляются традиционные формы обучения русского языка и литературы, для этого созданы:
● курсы для учителей русского языка и литературы
● методические семинары, семинары-практикумы;
● участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства.
В новых условиях все эти традиционные формы должны быть наполнены новым содержанием и больше соответствовать современным требованиям к учителю.
Различные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, профессиональные конкурсы, несомненно, способствуют развитию учителя как личности и профессионала. Но ни теория, ни методы обучения сами по себе не могут обеспечить успех учебно-воспитательного процесса. Личность учителя, его подготовка и мастерство решают успех дела. Сегодня учитель, реализуя определенную технологию, может и должен подниматься до уровня осмысления ее оснований, в определенных случаях изменять ее, создавать новую, но, поднимаясь на эти высокие уровни самостоятельной деятельности, он должен владеть в полном объеме всем богатством достижений, накопленных в психолого-педагогической теории и практике. Все способы повышения квалификации можно считать эффективными только тогда, когда они нацеливают учителя на творческое переосмысление содержания, которое реализуется через различные формы методической деятельности и может стать хорошей основой для работы педагога. В этом случае вышеперечисленные формы работы приобретают для учителя личностный смысл, позволяют ему самостоятельно формулировать цели собственного профессионального роста, образуют структуру, создающую условия для зарождения и развития способностей к творчеству. Только собственный, а не передовой педагогический опыт открывает дорогу к успеху и удовлетворенности своей работой. Поэтому большое влияние на формирование учительского профессионализма должна оказывать самообразовательная и методическая деятельность, предполагающая:
● постоянное ознакомление с современными исследованиями в области преподавания русского языка;
● изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам использования различных форм организации уроков и внеурочных занятий;
● ознакомление с новыми программами, технологиями и концепциями обучения и воспитания.
Модернизация системы образования открывает новые горизонты и возможности, но в то же время предъявляет повышенные требования к профессиональной компетенции учителя. Задача обучения и воспитания учащегося, всесторонне развитого и подготовленного к жизни и взаимодействию в современном информационном обществе, может быть решена только учителем, владеющим современными педагогическими и информационными технологиями. Мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Именно благодаря компьютерным технологиям существенно повышается интерес учащихся к предмету, активизируется мыслительная деятельность.
Эффективность применения ИКТ зависит от того, насколько грамотно преподаватель владеет методикой работы с ними. Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают учащихся на успешные результаты. Учащиеся также активно вовлекаются в процесс обучения, демонстрируя на уроке свои презентации. Это особенно важно:
● при ознакомлении с новой темой по литературе, изображения на мониторе / экране позволяют ассоциировать образ героев произведения с сложившимся образом при прочтении произведения;
● при изучении учебного материала, когда увиденные на экране красочные картинки, схемы, анимированные образы способствуют лучшему восприятию и усвоению нового материала.
Активное применение современных информационных, социальных, коммуникативных и других видов технологий в системе повышения квалификации дают положительные результаты. В системе методической поддержки педагогических кадров в области современных технологий реализуются разнообразные формы и методы формирования и развития информационно-коммуникационной компетенции учителей. Создаются сетевые педагогические сообщества, основная идея которых состоит в создании условий для системного внедрения и активного использования информационно-коммуникационных технологий в работе учреждений общего и профессионального образования при переходе на новую ступень использования технологии в учебном процессе, предполагающей активное использование современных цифровых учебных ресурсов. Наиболее популярными среди виртуальных объединений и сетевых сообществ педагогов являются:
● В заключение следует подчеркнуть, что активное внедрение ИКТ в образовательный процесс позволяет обеспечить переход к качественно новому уровню педагогической деятельности, значительно увеличивая ее дидактические, информационные, методические и технологические возможности, что в целом способствует повышению профессионального мастерства учителей, их эрудиции и компетенции в области внедрения новых педагогических технологий для обеспечения эффективного перехода к новым ФГОС.
Описание системы опыта работы «Внедрение современных педагогических технологий как фактор повышение качества образования учащихся»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа№38» города Смоленска
Описание системы опыта работы
«Внедрение современных педагогических технологий как фактор повышение качества образования учащихся»
Алексеенко Наталья Викторовна,
I квалификационная категория
Свое выступление я хотела бы начать с притчи.
Однажды учитель подозвал своих учеников и показал им лист белой бумаги.
– Что вы здесь видите? – спросил Мудрец.
– Точку,– ответил один.
– Здесь только черная точка, – удивился другой ученик.
– Нет! – возразил третий, – здесь маленькая черная точка. Так ведь?
– Жаль, что все мои ученики увидели только маленькую черную точку, и никто не заметил чистого белого листа …
И добавил после долгой паузы:
– Значит, мне есть еще чему вас учить.
Смысл данной притчи позволяет понять, что задача современного педагога развивать у своих учеников разностороннее мышление, воспитывать неординарную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать открытия, принимать решения и нести за них ответственность.
Я считаю, что именно использование современных педагогических технологий помогает вызвать у ребят интерес к учению, творчеству, является эффективным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета, развивает их способности.
Эти технологии или их элементы, выстроенные системно, помогают рационально организовать учебный процесс, применить личностно-ориентированный подход, активно использовать ТСО и ИКТ, Интернет – технологии создают условия для активной собственной познавательной деятельности учащихся, поощряют стремления ученика к поиску своих траекторий и способов решения, создают “ситуации успеха ”, развивают самоконтроль и взаимоконтроль.
Педагогические противоречия и способы их решения.
Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.
Поэтому в своей деятельности я широко использую современные образовательные технологии, позволяющие повысить интерес учащихся к учебной деятельности, использовать разные формы подачи и усвоения программного материала, заключают в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.
Однако это не снимает многих противоречий между новыми задачами в области развития и обучения и недостаточным использованием эффективных способов их достижения.
Изучив и проанализировав литературу, познакомившись с опытом работы педагогов по применению современных технологий, я начала работать над методической темой « Внедрения современных педагогических технологий как фактор повышение качества образования учащихся»
Перед собой я поставила цель : создание условия для повышения качества образования путем внедрения новых образовательных технологий.
создать условия для достижения обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов;
использовать целенаправленно инновационные технологии в образовательной деятельности;
формировать у учащихся устойчивый интерес к обучению и мотивацию к самообразованию;
создавать условия для свободного, осмысленного выбора видов деятельности
В чем же состоит ведущая педагогическая идея моего опыта?
Передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.
Использование инновационных образовательных технологий позволяет мне чередовать различные виды деятельности обучающихся, реализовывать принципы здоровьесбережения. Я выбираю технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возрастной категории. Применение различных приемов и методов позволяет мне формировать навыки для успешной адаптации обучающихся, самореализации для дальнейшей жизни.
Теоретическая основа моего опыта опирается на исследования
Моя методическая система выстроена с учетом особенностей организации учебного процесса в условиях использования технологии, основанной на уровневой дифференциации обучения. Для меня ученик – это прежде всего, партнер, имеющий право на принятие решений. Хочется вспомнить, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя». Что могут означать для нас эти слова? По существу в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели, что я и стараюсь делать в своей работе.
Остановлюсь на некоторых технологиях, которые использую в своей практике. Наиболее эффективной является проектная технология.
Организация создания проекта включает следующие этапы:
Первый этап – поисковый
Второй этап – аналитический.
Третий этап – практический.
Четвёртый этап – презентационный.
Пятый этап – контрольный.
Таких достаточно крупных проектов в течение года мы создаем 2-3. На мой взгляд, очень интересная форма работы –это урок-проект, которую я и использую в своей работе. В течение одного урока создается проект. Так в 8 классе я провожу урок-проект «Параллельное и последовательное соединение проводников»
Исследуя параллельное и последовательное соединения проводников, обучающиеся должны создать проектный продукт в виде плаката, как пособие для урока физики.
Озвучивается тема проекта. Естественно формулируем цели работы. Происходит деление учащихся на группы.
Затем обсуждаем плана проекта, формулируем проблемные вопросы, выдвигаем гипотезы и определяем цели исследования по группам.
Консультация учителя возможна на протяжении всей работы.
Каждая группа выполняет свое индивидуальное исследование.
Свои исследования(таблицу) ученики прикрепляют с помощью магнита на плакат-заготовку.
Далее проводится защита ученических работ.
И в заключении, обязательно, подведение итогов работы над проектом.
Кроме практико-ориентационного проекта обучающиеся создают исследовательские и информационные проекты.
«Явление электромагнитной индукции»
«Справедлив ли закон Паскаля»
«Как зависят сила трения качения и скольжения от угла наклона»
«Воздухоплавание и плавание судов»
При выполнении домашних опытов учащимися, я предлагаю оформить эти опыты в виде мини-проекта. Так в 7 классе учащиеся выполняют мини –проекты по темам «Как зависят сила трения качения и скольжения от угла наклона», «Справедлив ли закон Паскаля», «Воздухоплавание и плавание судов». В 8 классе «Свойство плоского зеркала» и т.д.
Сущность метода проблемного обучения состоит в том, что я конструирую свою исследовательскую задачу, а ученик ищет способ ее решения.
Проблемное задание отличается тем, что я намеренно провоцирую создание противоречивых ситуаций. Так при изучении в 7 классе темы «Выталкивающая сила. Закон Архимеда», предлагаю исследовать зависит ли Архимедова сила от объема тела; плотности жидкости, плотности тела, формы тела, глубины погружения: при изучении темы «Плавание тел», зависимость плавания тела от плотности жидкости; при изучении в 9 и 11 классах явления электромагнитной индукции выяснить условия возникновения индукционного тока и т.д.
В своей работе я использую следующие приемы создания проблемной ситуации:
— Противоречие между житейским представлением и научным фактом
— Предъявление противоречивых фактов
— Сталкивание разных мнений на одно и то же утверждение
урок – соревнование, урок – конкурс, урок – путешествие,
урок – КВН; урок-игра;
В своей работе я так же использую информационно-коммуникационные технологии
Приведу некоторые примеры использования ИКТ на уроках.
Я пытаюсь представить материал к уроку в виде презентации как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. Это позволяет сделать преподавание физики содержательнее, интереснее, эмоциональнее, нагляднее. Я использую презентации во всех классах на различных этапах урока.
В 38 школе я работаю третий год, проведенный анализ успеваемости и качества знаний обучающихся
свидетельствует об эффективности данных технологий.
В дальнейшей деятельности я продолжу работу по использованию технологий в педагогической деятельности, так как считаю, что наряду с использованием старых педагогических приемов, новые технологии дают положительный результат. Время не стоит на месте и использование новейших технологий позволяет доказать, что образование не всегда нудное занятие.
И закончить представление своего опыта работы я хочу словами Фридриха Адольфа Вильгельма Дистервега «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить». Желаю вам уважаемые коллеги, быть хорошими педагогами.
Освоение и внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий
Ольга Цикишева
Освоение и внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий
Современные технологии в нашем детском саду в настоящее время направлены на реализацию перехода к Федеральным Государственным образовательным стандартам дошкольного образования, которые утверждены приказом Министерство образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года, № 1155.
Целью работы МБДОУ стало: Создание модели профессиональной позиции педагога по внедрению инновационной деятельности в образовательный процесс, способности строить работу с детьми на основе современных технологий. Поэтому я стараюсь работать над актуальной на данный момент темой, ведь инновационный процесс на нынешнем этапе развития общества касается в первую очередь системы дошкольного образования, которая считается начальной ступенью в раскрытии потенциальных возможностей ребенка.
Актуальность: Развитие инновационной деятельности педагогов является одним из стратегических направлений в образовании. Инновационная работа в образовании связана с изменениями в организации образовательного процесса, технологиях обучения и воспитания. Как показывает практика, один из инновационных подходов к решению образовательных проблем в детском дошкольном учреждении предполагает именно технологический подход.
Проблема: недостаточность применения современных образовательных технологий на практике в современном дошкольном образовании.
Ставила и ставлю перед собой такие задачи как:
• повысить уровень самообразования, освоив современные образовательные технологии;
• применить полученные знания на практике;
• определить эффективность современных образовательных технологий;
• повысить качество образования воспитанников.
Гипотеза: обучение и развитие личности воспитанников будет более глубоким и полным, если педагогами будут освоены, эффективно внедрены и непрерывно использованы новые образовательные технологии.
В образовательном процессе МБДОУ используются следующие технологии:
1. Здоровьесберегающие технологии
2. Технологии проектной деятельности
3. Технологии исследовательской деятельности
4. Информационно-коммуникационные технологии
5. Личностно ориентированные технологии
6. Технология портфолио
7. Социоигровые технологии
Развивающее обучение и воспитание.
В современном обществе отмечается повышение требований к физическому, психическому и личностному развитию детей. Родители и выпускники нашего детского сада заинтересованы на мотивацию в получения знаний, которые нужны детям для успешной интеграции в социуме и адаптации в нем.
Используя в работе технологии развивающего обучения педагоги развивают физические, познавательные и нравственные способности воспитанников. Каждый год воспитатели детского сада обновляют предметно-развивающую среду (в соответствии с ФГОС). В детском саду разработана образовательная программа.
Проводится работа с молодыми специалистами.
Успех использования развивающих технологий достигается за счет включения детей в активное общение с взрослыми и сверстниками. Педагоги на занятиях используют не просто задания, а вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности (вопросы). Предпочтение отдается организации интенсивной самостоятельной деятельности детей.
Педагогам нашего детского сада я помогаю внедрять в свою работу новые технологии, которые помогают им в работе с детьми.
Такие технологии как здоровьесберегающие – это, прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья воспитанников, помогают укреплению знаний детей о своем здоровье как теоретически, так и на практике.
Ежегодно одной из задач, поставленных перед коллективом МБДОУ, считаю укрепление здоровья детей, которое так необходимо в наше время.
В технологии здоровьесберегающего обучения,ставлю перед коллективом выполнение следующих задач:
• Овладеть набором простейших норм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья;
• Формировать положительное отношение к собственному здоровью, здоровому образу жизни;
• Закреплять полученные навыки, способствующие усвоению основ здорового образа жизни в группе, семье.
Технология исследовательской деятельности. Для исследовательской деятельности предлагаю педагогам выбирают доступные и интересные детям типы исследования. Работая с детьми по проектам, я старалась подсказывать воспитателям приемы,которые помогали детям лучше усвоить материал исследования: состояние и превращение вещества, движение воздуха и воды, условия жизни растений и др. Я собрала на все группы картотеки по исследовательской деятельности с детьми. Подбирала для проектов дидактические игры, которые были бы интересны детям, проводила беседы с родителями для привлечения их к исследовательской деятельности с детьми. Обращала внимание воспитателей на развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
В своей работе педагоги используют методы и приемы организации экспериментально –исследовательской деятельности:
— постановка и решение вопросов проблемного характера;
— моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
— фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
— «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
— подражание голосам и звукам природы;
— использование художественного слова;
— дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;
— трудовые поручения, действия.
Игровая технология помогает в работе с детьми для успешного усвоения материала.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого воспитателя.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Используя эту технологию, педагог должен быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.
Нашими педагогами созданы картотеки игр по всем видам детской деятельности (образовательным областям, чтобы их части включать в свою организованную образовательную деятельность с детьми. Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Технология «Портфолио педагога» с введением ФГОС в настоящее время нуждается в новом типе педагога, который владеет современными технологиями образования, должен быть творчески думающим, содержать информацию об организации пространственной предметно-развивающей среды, владеть приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях практической деятельности, уметь прогнозировать свой конечный результат.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной, и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.
Информационные технологии. Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новыетребования к дошкольному воспитанию: использование современных информационных технологий (компьютер, интеративная доска, планшет и др.) В системе дошкольного образования требуются не только новая техника, но и наличие специалистов, знающих технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ним, и умение и желание их использовать.
В нашем дошкольном учреждении с приобретением мультимедийного оборудования, педагоги стали эффективно использовать техническое и программно-методическое обеспечение, уделять большое внимание самообразованию по вопросам применения информационных технологий, активнее участвовать в методической работе. Однако в ходе работы я столкнулась с проблемой – педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера вследствие того, что имеют недостаточный уровень ИКТ-компетентности.Я стараюсь дать больше информации о пользовании этим оборудованием: провожу консультации, индивидуальные беседы, размещаю информацию на стендах, так как эффективность создания информационной среды в первую очередь зависит от заинтересованности и активной роли заместителя заведующей в данном вопросе.
Стараюсь ориентироваться на те технологии, которые могут приносить результат повышения качества образовательного процесса в условиях нашего образовательного учреждения.
ИКТ в работе современного педагога:
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Технология проектной деятельности.
В системе развивающего обучения большое значение отдаем проектному методу построения воспитательно-образовательного процесса.
За последние 4 года педагоги нашего коллектива осуществляли работу по проектам, которые принимали участие в районных и республиканских конкурсах и занимали призовые места.
Результативность использования проектов в познавательном развитии дошкольников отмечается в том, что обеспечивается связь обучения с жизнью, у детей формируются навыки исследовательской деятельности, значительно возросла познавательная активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
И закончить хочу свое выступление словами Чарльза Диккенса
Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.
Традиционное и инновационное образование. Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ Современное российское дошкольное образование – это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние.
Использование новых программ и педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях Министерство образования и науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.
Образовательный проект «Кукла Нетеряша» с использованием современных образовательных технологий Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Красносельский детский сад» Арзамасского района Образовательный проект.
План-конспект НОД по математике с использованием новых образовательных технологий в младшей группе «Поиски золотого ключика» План – конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности с использованием (ЭОР) новых образовательных технологий для.
Проект «Внедрение ДИП «Сонор» в педагогический процесс МБДОУ» Проект «Внедрение игры Сонор в педагогический процесс МБДОУ “Детского сада №15 “Кэнчээри”, с. Сайылык, Кобяйского улуса” (из опыта работы.
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий. Группа, в которой я работаю, имеет общеразвивающую направленность,.
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе.
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий С 1993 года по настоящее время я работаю воспитателем в ДС № 164 «Весточка» АНО ДО Планета детства «Лада» г. о. Тольятти на группах общеразвивающего.
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) Видео В декабре месяце 2015 года прошла аттестацию на высшую категорию. Хочу поделиться своим «Самоанализом результатов использования новых образовательных.