что составляло основу экономического могущества церкви
Что составляло основу экономического могущества церкви
Подробное решение параграф § 12 по истории для учащихся 7 класса, авторов Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. 2016
Какую роль играла церковь в Российском государстве в XVI в.? Как складывались ее отношения с властью?
Церковь в Российском государстве в XVI в. играла большую роль. В XVI в. Россия стала единственной православной державой Европы. Интересы государства и церкви не всегда совпадали. Во внутренней и внешней политике правительство нуждалось в поддержке церкви, но требовало от ее иерархов повиновения. Русская православная церковь сохранила свои земельные владения и обрела статус патриаршества.
Как управлялась Русская православная церковь в XV в.? Какие изменения произошли в ней в XV в.?
В XV в. возглавлял Русскую православную церковь митрополит, территориальными отделениями — епархиями руководили архиереи. Главные вопросы решались на Соборе русских епископов. В XV в. Русская православная церковь стала автокефальной, т. е. самостоятельной.
Вспомните, как строились отношения между императором и церковью в Византийской империи.
Византийский император считался главой церкви в империи. Высшие церковные иерархи были как бы министрами священных дел и обязывались действовать во исполнение общегосударственных постановлений. За церковью признавались права самоуправления. Однако церковные соборы (высший орган церковной власти) в Византии собирались только по указу василевса. Он же утверждал постановления этих соборов и важные решения церковных властей. Император регулировал внутрицерковную жизнь, включая вопросы истолкования Священного писания и даже богослужения. В церковно-политическом отношении такое главенство стало принятым обозначать как цезарепапизм, слияние церковной и светской высшей власти при доминировании государства.
Что такое ересь? Вспомните, как поступали с еретиками в средневековой Европе.
У верующих: отклонение от норм господствующей религии, противоречащее церковным догматам. В средневековой Европе еретиков сжигали на костре.
Стр. 100. Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Какую роль играл приходской храм для округи?
Приходской храм для округи играл большую роль: все важные события в жизни прихожан проходили в нем – крещение, венчание, отпевание покойников, учили грамоте, проводили сходы и т. д.
2. Что составляло основу экономического могущества церкви?
Основу экономического могущества церкви составляли земельные владения, вклады прихожан.
3. В чем суть спора между иосифлянами и нестяжателями? Как в итоге решился этот спор?
Суть спора между иосифлянами и нестяжателями в вопросе владения церковью землей и отношениями с государством. Решился этот спор подчинением церкви государству.
4. Почему для светской власти была важна поддержка церкви?
Для светской власти была важна поддержка церкви потому, что светская власть не имела надежного аппарата управления страной и нуждалась в поддержке церкви.
Стр. 100. Думаем, сравниваем, размышляем
1. Выясните местонахождение ближайшего от вашего дома монастыря. Проведите историческое исследование и узнайте, когда и кем он был основан. Подготовьте сообщение (сопроводив его электронной презентацией) об этом монастыре и его основателе.
Воскресенский мужской монастырь
Дата основания 1849
Историческое исповедание Православный (единоверческий)
Современный адрес Челябинская обл., Саткинский р-н, д. Иструть
В 1991 постройки переданы верующим, вновь открыт в 1993.
Казанский женский монастырь
Дата основания 1865
Современный адрес Челябинская обл., г. Троицк, ул. Гагарина, 3
Женская община в Троицке возникла в середине XIX в., официально открыта в 1852, размещена при часовне на городском кладбище.
Статус монастыря получила в 1865.
В начале ХХ в. – многолюдная обитель с обширным хозяйством.
После революции постройки заняты военной частью, окончательно ликвидирован в 1927. Восстановлен в 1996.
2. Найдите в тексте параграфа примеры, иллюстрирующие взаимоотношения церкви и мирян, а также церкви и власти. Проанализируйте эти отношения. Сделайте вывод.
Примеры взаимоотношений церкви и мирян
Приходской храм для округи играл большую роль: все важные события в жизни прихожан проходили в нем – крещение, венчание, отпевание покойников, учили грамоте, проводили сходы и т. д.
Примеры взаимоотношений церкви и власти
«Василий III покровительствовал Иосифу Волоцкому и вышедшему из его обители Даниилу. Митрополит разрешил развод Василия III с первой женой и оправдывал расправы великого князя с политическими противниками»
Спор между иосифлянами и нестяжателями в вопросе владения церковью землей и отношениями с государством решился подчинением церкви государству.
Для светской власти была важна поддержка церкви потому, что светская власть не имела надежного аппарата управления страной и нуждалась в поддержке церкви.
Эти отношения носили взаимопроникающий характер. Люди глубоко верили в Бога и православие было необходимо. Церковь была неотъемлемой частью жизни людей и государства.
3. Как называются архитектурные религиозные сооружения православных христиан и мусульман?
Архитектурные религиозные сооружения православных христиан называются соборами, храмами, церквями. Архитектурные религиозные сооружения мусульман называются мечетями.
4. С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите информацию о митрополите Филиппе. На основе собранной информации сделайте сообщение перед одноклассниками. В чем вы видите нравственный подвиг этого человека?
В 1548 стал игуменом и приобрел репутацию замечательного администратора. При нем было построено множество хозяйственных сооружений: сеть каналов, соединившая 72 озера и обслуживавшая водяные мельницы, кирпичный завод, поварни, склады и т.д.
В среде духовенства выделялся суровым, непреклонным характером. Стремясь опереться на церковный авторитет, Иван IV Васильевич Грозный предложил занять престол митрополита Филиппа, который соглашался на это при условии отмены Иваном Грозным опричнины. Царь сумел уговорить Филиппа, чтобы тот не вмешивался в опричнину («в царьской домовой обиход не въступатися»), но зато получал право «советования» с государем, включавшее и возможность «печалования» за опальных.
Недолгий перерыв в терроре Ивана Грозного завершился новой серией убийств, и Филипп не стал молчать. Весной 1568 в Успенском соборе Филипп публично отказал царю в благословении, осудив опричные казни. Направленная в Соловецкий монастырь комиссия не смогла отыскать материалы, доказывавшие, что игумен Филипп вел порочную жизнь. Тем не менее, в ноябре 1568 г. послушные царю иерархи на церковном Соборе признали Филиппа виновным в «скаредных делах» и низложили. Отправленный в заточение в Тверской Отроч-Успенский монастырь, Филипп, отказавшись благословить новгородский опричный погром, был задушен М. Скуратовым-Бельским. В 1652 был канонизирован Русской православной церковью.
Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.
Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся
Как создание единого государства повлияло на развитие культуры народов России?
В XVI в. продолжался процесс формирования культуры единого Российского государства. В условиях присоединения к России новых территорий и народов важной задачей становилось сохранение их культурной самобытности. Создание единого государства привело к огромным изменениям во всех сферах жизни общества, в том числе и в развитии культуры. Страна переживала культурный подъем. Единая русская культура складывалась на основе лучших культурных достижений всех русских земель, а также тех народов, с которыми русские имели тесные связи.
Назовите известных вам деятелей русской культуры XIV–XV вв.
Деятели русской культуры XIV–XV вв.
Афанасий Никитин (купец), его книга описание путешествия «Хождение за три моря»
А. Курбский (военачальник, политический деятель) – письма к Ивану Грозному
Живопись: Феофан Грек, Андрей Рублев, Даниил Черный
Вспомните чему учили в мектебе, а чему – в медресе?
В мектебе обучали детей чтению, письму, грамматике и исламу.
Медресе — мусульманская духовная семинария, здесь изучали ислам.
Кто считается родоначальником книгопечатания в Европе? Когда в Европе была создана первая печатная книга?
Ио́ганн Генсфляйш цур Ладен цум Гу́тенберг (между 1397 и 1400, Майнц — 3 февраля 1468, Майнц) — немецкий первопечатник. В середине 1440-х годов создал способ книгопечатания подвижными литерами, оказавший огромное влияние не только на европейскую культуру, но и на всемирную историю.
Стр. 111. Вопросы и задания к тексту материала, предназначенного для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся
1. Каковы были особенности развития российской культуры XVI в.?
Создание единого государства привело к огромным изменениям во всех сферах жизни общества, в том числе и в развитии культуры. Страна переживала культурный подъем. Единая русская культура складывалась на основе лучших культурных достижений всех русских земель, а также тех народов, с которыми русские имели тесные связи. В произведениях культуры отражались исторические события, в них (произведениях) преобладала героическая тематика. Но в то же время все больше проявлялся интерес к человеку, его внутреннему миру.
2. Почему были важны культурные контакты России с другими странами?
Культурные контакты России с другими странами были важны потому, что за счет этих контактов происходило обогащение культуры, развивалось искусство, изменялась жизнь людей.
3. Что объединяло героев былин и эпосов различных народов?
Героев былин и эпосов различных народов объединяли любовь к Родине интерес к собственной истории.
4. Какие темы были характерны для литературных произведений в XVI в.? Перечислите названия этих литературных произведений.
Для литературных произведений в XVI в. были характерны темы обоснования царской власти в России.
Названия литературных произведений: Сказания о князьях владимирских, Сказание о царе Константине, Сказание о Магмете-салтане, История о великом князе московском
5*. Используя материалы для самостоятельной работы и Интернет, определите, какой новый строительный материал пришел в это время на смену природному камню. Из какой страны в Россию была привезена технология его изготовления?
Пришел на смену природному камню кирпич. В Россию была привезена технология его изготовления из Византии.
Строители из Византии привезли и раскрыли секрет производства кирпича. Приехали они вместе с другими мастерами, учеными и священниками в 988 году после крещения Руси. Первым кирпичным сооружением стала здесь десятинная церковь в Киеве. Первые кирпичные строения в Москве появились в 1450 году, и лишь через 25 лет возвели первый завод в России (1475 г.), производивший кирпич. До этого кирпичи делали преимущественно при монастырях. В 1485 началась перестройка Московского Кремля, где и применили кирпич. Строительством кремлевских стен и храмов руководили итальянские мастера.
Стр. 111. Работаем с картой
Найдите на карте территории (примерные) расселения народов, у которых героями эпоса были нарты.
Территории (примерные) расселения народов, у которых героями эпоса были нарты: Кавказ – Дагестан, Чечня, Кабардино-Балкария.
Стр. 111. Думаем, сравниваем, размышляем
1. Как было организовано обучение в школах XVI в.?
Обучение в школах XVI в. было организовано при церквах и монастырях. Учили грамоте, письму, арифметике на церковных книгах, учебники появились только во второй половине XVI в.
2. Какие последствия для развития культуры имело начало книгопечатания?
Для развития культуры начало книгопечатания имело огромное просветительское значение. Печатная книга была значительно дешевле рукописной и, значит, доступнее для людей.
3. Выясните, сколько лет прошло от создания И. Гуттенбергом первой печатной книги в Европе до создания И. Федоровым первой печатной книги в России.
От создания И. Гуттенбергом первой печатной книги в Европе (1450) до создания И. Федоровым первой печатной книги в России (1564) прошло 114 лет.
4. Как представлена русская история в «Степенной книге»? Как в ней объясняются причины исторических событий?
Русская история в «Степенной книге» представлена как процесс восхождения русского народа по ступеням (степеням) исторической лестницы к Богу. Причины исторических событий в ней объясняются Божьим промыслом и мудрым правлением князей и государя Ивана IV.
5. В каком литературном произведении XVI в. русская история рассматривается как часть всемирной?
Русская история рассматривается как часть всемирной в литературном произведении XVI в. «Хронограф» неизвестного автора.
6. Назовите главную идею Домостроя. Актуальны ли его идеи в современной жизни?
Главная идея Домостроя – подчинение царской власти, а в семье – ее главе, мужу, отцу. Его идеи в современной жизни не актуальны. Царской власти нет, а между мужчинами и женщинами – равноправие.
7. Как укрепление центральной власти повлияло на развитие в России в XVI в. архитектуры и живописи?
Укрепление центральной власти повлияло на развитие в России в XVI в. архитектуры и живописи плодотворно: развернулось строительство в присоединенных городах, в самой Москве построены церкви и храмы, развивается гражданское строительство. В честь взятия Казани построен Покровский собор (храм Василия Блаженного) как символ единения государства. Живопись развивается также активно, хотя и представлена, как и раньше, иконописью и храмовой росписью. Объяснялось это просто: строительство церквей требовало их росписи и украшения их иконами.
8. В повседневной жизни народов России XVI в. выделите общие и особенные черты. Как формировалась самобытная культура различных народов России? Каким образом складывалась единая российская культура?
В повседневной жизни народов России XVI в. есть общие и особенные черты. Общим было следующее: трудовой распорядок жизни, наличие обрядов, праздников, быт сохранял черты прошлого.
Особенные черты быта
Самобытная культура различных народов России формировалась на основе сохранения культурных традиций. Единая русская культура складывалась на основе лучших культурных достижений всех русских земель, а также тех народов, с которыми русские имели тесные связи.
9. Опираясь на текст материала, предназначенного для самостоятельной работы и проектной деятельности, подтвердите существование культурных связей России со странами Европы.
Существование культурных связей России со странами Европы подтверждается следующим: со второй половины XVI в. появляется традиция обучать молодых людей за границей. При Посольском приказе открыта школа для подготовки дипломатов и переводчиков, в которую приглашались специалисты из-за границы. Для строительства храмов, церквей приглашаются зодчие из Италии.
ПОВТОРЯЕМ И ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ
1. Какие реформы были проведены в России в XVI в.? Как было организовано государственное управление?
Реформы Избранной рады:
— налоговая политика (увеличение размера пожилого при переходе крестьян от одного помещика к другому в Юрьев день)
— правопорядок (ужесточение наказаний для разбойников, наказания за взятки)
— ограничение прав наместников
Боярская дума – высший орган власти в стране, все законы утверждаются Боярской думой,
Окончательное оформление системы центральных органов управления – приказов: Посольский, Челобитный, Разрядный, Поместный
2. Что такое опричнина? В чем состоял ее смысл? Каковы были последствия опричнины для истории России?
Опричнина – выделение земель России во владение государя. В опричнину вошли земли – часть Москвы, Вязьма, Можайск, Вологда, Кострома и др., потому что были самыми богатыми областями в России.
Последствия: ущерб, нанесенный России опричниной, был огромен и привел к хозяйственному упадку страны.
3. Как расширилась территория России в XVI в.? Какие задачи внешней политики были решены в тот период? Какие задачи внешней политики остались нерешенными?
Территория России в XVI в. расширилась во основном на юге и юго-востоке, востоке. Внешнеполитические задачи, стоявшие перед Россией в XVI в.: борьба с Великим княжеством Литовским за западнорусские земли, получение выхода к Балтийскому морю и подчинение остатков Золотой Орды – татарских ханств на южных и восточных границах. Решена была задача подчинения остатков Золотой Орды – татарских ханств на южных и восточных границах России.
Войны с Литвой закончились присоединением к Москве черниговских и новгород-северских земель, но были потеряны после Ливонской войны. Задача внешней политики: получение выхода к Балтийскому морю осталась нерешенной.
4. Каковы результаты правления Ивана Грозного для России? Как повлияла личность этого правителя на судьбы России?
После правления Ивана IV Россия находилась в плачевном состоянии: в 70-80-е гг. начался настоящий хозяйственный кризис, который выразился в запустении городов и деревень, гибели большой массы людей, бегстве крестьян на окраины страны, голоде. Между боярами был раздор.
Личность этого правителя на судьбы России повлияла не лучшим образом. Во время его правления оформилась неограниченная власть царя. Всякое несогласие со своим мнением Иван Грозный жестоко подавлял, что вырабатывало у подданных рабскую психологию. При таких условиях о развитии государства на основе гуманизма было затруднительно
5. Можно ли назвать Россию конца XVI в. многонациональным государством? Как проходил процесс включения различных народов в его состав? Что изменилось в жизни этих народов после их вхождения в состав России?
Россию конца XVI в. можно назвать многонациональным государством. Процесс включения различных народов в состав России проходил по-разному: Казанское, Сибирское ханства были завоеваны, Астраханское ханство, Ногайская орда вошли мирным путем.
В жизни этих народов после их вхождения в состав России мало что изменилось относительно религии, традиций, обычаев, но обеспечена безопасность на юге и юго-востоке, открыты пути для прямых торговых и политических контактов с восточными странами.
6. Укажите важнейшие достижения и особенности культуры России XVI в. Чем культура этого периода отличалась от культуры Древней Руси и культуры XIV-XVвв?
Развернулось строительство в присоединенных городах, в самой Москве построены церкви и храмы, развивается гражданское строительство. В честь взятия Казани построен Покровский собор (храм Василия Блаженного) как символ единения государства.
Живопись развивается также активно, хотя и представлена, как и раньше, иконописью и храмовой росписью. Объяснялось это просто: строительство церквей требовало их росписи и украшения их иконами.
Развивалась литература, музыка.
Появились печатные книги, развивалось просвещение и образование.
Культура этого периода отличалась от культуры Древней Руси и культуры XIV-XVвв. появлением новых стилей во всех направлениях культуры: архитектуре, живописи, музыке, литературе.
Учебник по истории России. Арсентьев. 7 класс 1 часть. Параграф 12
ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В XVI В.
Вопросы в тексте параграфа
Какую роль играла церковь в Российском государстве в XVI в.? Как складывались её отношения с властью?
Влияние церкви на умы и души подданных Российского государства было велико. В истории есть множество примеров, когда церковь своими действиями сплачивала и воодушевляла людей на определенные действия. Кроме того, храмы выполняли важную социальную функцию — они были центрами не только религиозной, но и мирской жизни русского человека. Храм использовали для проведения значимых для округи мероприятий: помимо религиозных обрядов в храме объявлялись царские указы, священники учили детей грамоте, свидетельствовали при подписании актов и завещаний, участвовали в межевании земель и расследовании преступлений. Зачастую на территории храма проводились собрания, составлялись, обсуждались и хранились «мирские» документы.
В Российском государстве Церковь еще со времен преодоления раздробленности и борьбы за независимость от власти ордынских ханов выступала одним из столпов власти государя. Взамен церковной поддержке власти наделяли церковь землями, предоставляли налоговые льготы. Противостояние с церковью очень дорого обошлось бы государственным властям, поэтому государи всячески старались поддерживать церковь материально и использовать ее возможности для реализации своих интересов.
Церковь в лице митрополичьего дома, епископских кафедр, крупных монастырей и городских соборов обладала огромным имуществом, в первую очередь земельным, выступая в качестве феодала. Вместе с десятиной, которой она была наделена еще при крещении Руси, церкви в Русском государстве получали и другие доходы: поступления от определенных статей княжеских доходов — городских торговых, таможенных и судебных пошлин. Экономическое и идеологическое могущество позволяло церкви чувствовать себя независимой от государства и даже бороться с ним за влияние в обществе.
Также церковь решала и ряд государственных задач. Многочисленные монастыри осуществляли миссионерскую деятельность на присоединенных территориях, управляли землями и владели крестьянами. Митрополиты, а впоследствии и патриархи, заседали в боярской думе, принимали послов и участвовали в управлении государством, поддерживали власти в реализации их задач. Поскольку церковь имела огромное влияние в православном обществе, обладала большими богатствами и была крупным землевладельцем, государству в условиях недостаточно сильного аппарата управления большими землями поддержка церкви была необходима. С другой стороны, церковь так же не могла существовать в отрыве от государства. Власти неоднократно порывались забрать у церкви ее земли и богатства. Церкви, чтобы сохранить свое имущество, приходилось находить общий язык с государством и зачастую идти против совести. Так или иначе, со временем государство практически полностью подчинило себе церковь и сделало ее своим инструментом.
Как управлялась Русская православная церковь в XV в.? Какие изменения про изошли в ней в XV в.?
В 1448 году Русская православная церковь стала автокефальной — самостоятельной по отношению к вселенскому патриарху, сидевшему в Византии. Теснимые турками, византийцы всячески стремились заключить церковную унию с католическим Римом, тщетно надеясь таким образом получить помощь от Запада в борьбе с османами. Не согласная с такой позицией, Русская православная церковь объявила о своей самостоятельности. В 1448 году рязанский епископ Иона был «наречен во митрополиты» не константинопольской патриархией, а собором русских епископов. Таким образом, вековая зависимость в делах церкви от Константинополя оказалась поколебленной. Изменилась сама схема церковно-политических представлений русских людей. Считавшие дотоле нормой в вопросах веры подчиняться авторитету греков, они теперь сочли возможным претендовать на самостоятельность своей церкви.
Во главе Русской православной церкви стоял митрополит. До середины XV века русские митрополиты назначались константинопольским патриархом. Но после объявления самостоятельности они стали избираться собором русских епископов сначала по согласованию со светской властью, а потом и по прямому указанию московских великих князей. Церковь и ее территориальные отделения владели землями, деревнями и слугами, управляли владениями, собирали доходы и судили подчиненное духовенство и мирян. В подчинении епископов находились приходы и монастыри. Главные вопросы решались на Соборе русских епископов.
Вспомните, как строились отношения между императором и церковью в Византийской империи.
Со времен Константина (IV в.) христианское общество Константинополя совместно управлялось императором и церковью. Авторитет патриарха Константинопольского основывался на том, что он был епископом «нового Рима», города, где находились император и сенат. Он носил титул «Вселенского патриарха», указывавший на его политическую роль в империи.
Отношения между церковью и государством в Византии часто описываются термином «цезарепапизм», означающим, что император действовал как глава церкви. Официальные документы, однако, описывают отношения императора и патриарха как диархию (двоевластие) и сравнивают их функции с функциями души и тела в едином организме. На практике император имел власть над большей частью церковной администрации, хотя сильные патриархи могли иногда играть решающую роль в политике: патриархи Николай Мистик (901–907, 912–925) и Полиевкт (956-970) даже отлучали императоров за неканонические действия. В области веры и учения императоры не могли диктовать свою волю, если это противоречило совести церкви; этот факт, который стал особенно явным в период позднего Средневековья во время многочисленных попыток заключить унию с Римом, показывает, что ярлык цезарепапизма не безоговорочно применим к Византии.
Что такое ересь? Вспомните, как поступали с еретиками в средневековой Европе.
Ересь — это сознательное отклонение от считающегося кем-либо верным религиозного учения, предлагающее иной подход к религиозному учению.
В Западной Европе в Средние века борьба с ересью была поставлена на поток. Уличенных или подозреваемых в ереси жестоко наказывали, вплоть до казни. Католическая Церковь активно боролась против проявления ересей. Римские папы прекрасно понимали, что даже побежденные ереси могут легко возродиться. Поэтому Рим принял серьезные меры, чтобы не допустить распространения «ложных учений». Доходило до абсурда. Всем было запрещено иметь, читать и тем более толковать Библию. Только подготовленные люди, получившие церковное образование, могли этим заниматься. Так главная книга христианства оказалась запретной для большинства христиан.
Несмотря на все усилия церкви, искоренить ереси полностью ей так никогда и не удалось. Преследования лишь сделали еретиков осторожнее в поступках и тверже в убеждениях. Тайные секты продолжали существовать до самого конца средневековья.
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Какую роль играл приходской храм для округи?
Приходской храм был центром религиозной жизни русского человека. Его возводили на пожертвования прихожан, которые еще и выбирали кандидата в священники. Храм использовали для проведения значимых для округи мероприятий: помимо религиозных обрядов в храме объявлялись царские указы, священники учили детей грамоте, свидетельствовали при подписании актов и завещаний, участвовали в межевании земель и расследовании преступлений. Зачастую на территории храма проводились собрания, составлялись, обсуждались и хранились «мирские» документы.
2. Что составляло основу экономического могущества церкви?
В Российском государстве Церковь еще со времен преодоления раздробленности и борьбы за независимость от власти ордынских ханов выступала одним из столпов власти государя. Взамен церковной поддержке власти наделяли церковь землями, предоставляли налоговые льготы.
Церковь в лице митрополичьего дома, епископских кафедр, крупных монастырей и городских соборов обладала огромным имуществом, в первую очередь земельным, выступая в качестве феодала. Вместе с десятиной, которой она была наделена еще при крещении Руси, церкви в Русском государстве получали и другие доходы: поступления от определенных статей княжеских доходов — городских торговых, таможенных и судебных пошлин. Экономическое и идеологическое могущество позволяло церкви чувствовать себя независимой от государства и даже бороться с ним за влияние в обществе. Однако, со временем в обмен за сохранение в неприкосновенности ее земельных преимуществ церковь все больше признавала верховенство светской власти и служило интересам государства и его правителей. Уже в те времена в Российском государстве мы наблюдаем сближение государства и церкви.
3. В чём суть спора между иосифлянами и нестяжателями? Как в итоге решился этот спор?
Оппонентами нестяжателей в споре о ереси стали сторонники Иосифа Волоцкого – иосифляне. Они настаивали на крутых мерах по искоренению ереси вплоть до применения западноевропейского опыта аутодафе – сожжения на костре. Также Иосиф Волоцкий выступал в защиту церковного землевладения.
Победа в этом споре осталась за Иосифом Волоцким (иосифлянами). Соборы 1547, 1549 и 1551 годов утвердили модель церковно-государственных отношений, во многом напоминавшую византийскую, т.е. предполагающую тесную связь государства и церкви.
4. Почему для светской власти была важна поддержка церкви?
Влияние церкви на умы и души подданных было велико. В истории есть множество примеров, когда церковь своими действиями сплачивала и воодушевляла людей на определенные действия. Кроме того, церковь выполняла важную социальную функцию. Церковные приходы служили не только религиозным, но и административным целям, а многочисленные монастыри занимались миссионерской деятельностью на присоединенных территориях. Противостояние с церковью очень дорого обошлось бы государственным властям, поэтому государи всячески старались поддерживать церковь материально и использовать ее возможности для реализации своих интересов.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Выясните местонахождение ближайшего от вашего дома монастыря. Проведите историческое исследование и узнайте, когда и кем он был основан. Подготовьте сообщение (сопроводив его электронной презентацией) об этом монастыре и его основателе.
Московский Новодевичий монастырь был основан в 1524 году Великим князем Московским Василием III в память возвращения Смоленска (1514), более столетия находившегося под властью Литвы. Будучи сыном принцессы царской крови, Софии Палеолог, Василий III, сознавал себя наследником византийских императоров, защитником и хранителем Православной Веры, как пред лицом крепнущей Османской Империи, так и пред наступающим с Запада латинством.
Державная идея — преемство двух царств: Византии и Руси — проявилась в посвящении главного соборного храма Новодевичьего монастыря Смоленской иконе Божией Матери Одигитрии (с греч. — Путеводительнице). Ведь именно образ Богоматери Одигитрии, написанный, по преданию, апостолом Лукой, был главной святыней Константинополя и священным палладиумом Византийской Империи.
История Новодевичьего монастыря тесным образом переплетается с судьбами царских династий: уходящих Рюриковичей и первых Романовых. В его стенах принимают монашество представительницы царствующего дома и знатных боярских родов. В 1549 году Иван Грозный, крестил, а через год похоронил в обители свою дочь Анну. В 1598 году после смерти царя Федора Ивановича, в Новодевичий монастырь из кремлёвских палат переселилась царица Ирина Федоровна Годунова. Здесь же с января по апрель 1598 года находился её брат, боярин Борис Годунов, который после трёхкратного народного моленья, приходившего к стенам обители, в Смоленском соборе был наречён царём и самодержцем.
В годы Великой Смуты Новодевичий монастырь был разорен. Во время Московской осады (1610-1612) его стены видели поляков и немцев, отряды стрельцов и шайки разбойников. 21 августа 1612 года на Девичьем поле произошла решающая битва русского ополчения с поляками — отсюда князь Дмитрий Пожарский повёл на Кремль победоносные русские дружины.
Временем настоящего расцвета стали для Новодевичьего монастыря годы правления царевны Софьи Алексеевны (1682-1689). Именно при ней сложился неповторимый архитектурный ансамбль, который и сейчас поражает гармонией пропорций, разнообразием форм и изысканностью убранства. Прежде всего, по повелению царевны были укреплены, расширены и украшены «зубцами» стены обители, а навершия 12-ти сторожевых башен получили изящные декоративные навершия в виде корон. Из них 4 круглых угловых: Напрудная, Никольская, Чеботарная, Сетуньская, а остальные 8 – четырехугольные: Лопухинская, Царицынская, Иоасафовская, Швальная, Покровская, Предтеченская, Затрапезная и Саввинская.
Над северными и южными вратами вознеслись церкви Преображения Господня и Покрова Божией Матери с прилегающими к ним парадными двух- и трехэтажными постройками дворцового типа, предназначенными для царевен Екатерины и Марии. Вдоль северной стены были построены обширные каменные кельи для монахинь, названные Певческим корпусом. А пятиярусный иконостас Смоленского собора украшен великолепноной сквозной резьбой с позолотой, выполненной мастерами Оружейной палаты.
Одновременно с надвратными храмами была сооружена обширная трапезная палата с Успенской церковью (1685-1687), на втором этаже которой находился небольшой храм Сошествия Святого Духа.
В последний год правления царевны Софьи была возведена 72-метровая колокольня, ставшая главной вертикалью архитектурного ансамбля. В её основании находилась Иоасафовская церковь, соединявшаяся с покоями царевны Евдокии Алексеевны, на втором этаже – придел святого апостола Иоанна Богослова, третий и пятый ярусы занимали звонницы.
2. Найдите в тексте параграфа примеры, иллюстрирующие взаимоотношения церкви и мирян, а также церкви и власти. Проанализируйте эти отношения. Сделайте вывод.
Церковные приходы были центром не только религиозной, но и общественной жизни людей. Церковь выполняла многочисленные социальные функции. Храмы возводили на пожертвования мирян. Прихожане избирали кандидата в священники и заключали с ним договор о вознаграждении за службу. Храм был местом, где объявлялись царские указы. Священники вели богослужение, крестили детей, венчали, отпевали покойных, учили детей грамоте, выступали свидетелями при подписании мирских актов, участвовали в расследовании преступлений, вразумляли советом. Также церковь решала и ряд государственных задач. Многочисленные монастыри осуществляли миссионерскую деятельность на присоединенных территориях, управляли землями и владели крестьянами. Митрополиты, а впоследствии и патриархи, заседали в боярской думе, принимали послов и участвовали в управлении государством, поддерживали власти в реализации их задач. Поскольку церковь имела огромное влияние в православном обществе, обладала большими богатствами и была крупным землевладельцем, государству в условиях недостаточно сильного аппарата управления большими землями поддержка церкви была необходима. С другой стороны, церковь так же не могла существовать в отрыве от государства. Власти неоднократно порывались забрать у церкви ее земли и богатства. Церкви, чтобы сохранить свое имущество, приходилось находить общий язык с государством и зачастую идти против совести. Так или иначе, со временем государство практически полностью подчинило себе церковь и сделало ее своим инструментом.
3. Как называются архитектурные религиозные сооружения православных христиан и мусульман?
Религиозные сооружения православных называются храмами и монастырями. Религиозные сооружения мусульман называются мечетями.
4. С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите информацию о митрополите Филиппе. На основе собранной информации сделайте сообщение перед одноклассниками. В чём вы видите нравственный подвиг этого человека?
Митрополит Филипп, в миру Федор, происходил из знатного рода бояр Колычевых. С ранних лет Феодор читал религиозные книги, отличался кротостью и степенностью. Благодаря своему происхождению он часто бывал в царском дворце. Его кротость и благочестие оставили сильное впечатление в душе его сверстника, царя Ивана IV.
По примеру своего отца, Феодор начал военную службу, и его ожидало блестящее будущее, но сердце его не лежало к этому. Желая приобщиться к религиозной деятельности, он тайно от всех оставил Москву и направился в Соловецкую обитель. Там в течение девяти лет он был послушником, а затем стал игуменом.
В этом сане он ревностно заботился о благосостоянии обители в материальном, а больше — в нравственном отношении. Он соединил озера каналами и осушил болотные места для сенокосов, провел дороги, завел скотный двор, воздвиг два величественных собора — Успенский, Преображенский и другие храмы, устроил больницу. Он написал новый устав, в котором начертал образ трудолюбивой жизни, запрещающий праздность.
Игумена Филиппа вызвали в Москву для духовного совета, где при первом же свидании с царем, он узнал, что для него назначена кафедра митрополита. После долгих уговоров Филипп согласился, но требовал уничтожения опричнины. Архиереи и бояре уговаривали Филиппа не настаивать усиленно на этом требовании из уважения к самодержавию царя и смиренно принять сан. Филипп сначала уступил воле царя, но видя ужасы опричнины и бесполезность уговоров, решил противостоять открыто.
21 марта 1568 года перед началом литургии митрополит стоял на возвышении посреди храма. Вдруг в церковь входит Иван с толпой опричников. Все они и сам царь были в высоких черных шлыках, в черных рясах, из-под которых блестели ножи и кинжалы. Иван IV подошел к Филиппу со стороны и три раза наклонял свою голову для благословения. Митрополит стоял неподвижно, устремив свой взор на икону Спасителя. Наконец бояре сказали: «Владыка святый! Царь требует твоего благословения». Святитель обернулся к Иоанну, как бы не узнавая его, и сказал: «В этой одежде странной я не узнаю царя православного, не узнаю его и в делах царства. Благочестивый, кому поревновал ты, исказив таким образом твое благолепие? С тех пор, как светит солнце на небе, не слыхано, чтобы благочестивые цари возмущали собственную державу… У татар и язычников есть закон и правда, а у нас их нет. Мы, государь, Богу приносим бескровную жертву, а за алтарем льется невинная кровь христиан. Не скорблю о тех, которые, проливая свою невинную кровь, сподобляются доли святых мучеников; о твоей бедной душе страдаю. Хотя и образом Божиим почтен ты, однако ж, смертный человек, и Господь взыщет все от руки твоей».
Иван кипел гневом, шептал угрозы, стучал жезлом о плиты помоста. Наконец воскликнул: «Филипп! Или нашей державе ты смеешь противиться? Посмотрим, увидим, велика ли твоя крепость». — «Царь благий, — ответил святитель, — напрасно ты меня устрашаешь. Я пришелец на земле, подвизаясь за истину, и никакие страдания не заставят меня умолкнуть». Страшно раздраженный, Иоанн вышел из церкви, но затаил злобу до времени.
28 июля митрополит Филипп служил в Новодевичьем монастыре и совершал крестный ход вокруг стен монастыря. Там был и царь, окруженный опричниками. По ложному обвинению Иван IV велел судить Филиппа. 8 ноября митрополит в последний раз служил в Успенском соборе. Вдруг отворились церковные двери, вошел боярин Басманов в сопровождении толпы опричников и велел прочесть бумагу, в которой изумленному народу объявляли, что митрополит лишается сана. Тотчас же опричники сорвали со святителя облачение и, одев в оборванную монашескую рясу, вывели его вон из храма, посадили на дровни и с ругательствами повезли в один из московских монастырей. Говорили, что царь хотел было сжечь Филиппа на костре и только по просьбе духовенства определили ему пожизненное заточение. В то же время он казнил многих родственников Филиппа. Голову одного из них, особенно любимого Филиппом племянника, Ивана Борисовича Колычева, Грозный послал святителю. Народ с утра до вечера толпился вокруг обители, желая увидеть хоть тень славного святителя, и рассказывал о нем чудеса. Тогда Иван Грозный велел перевести его в Тверской Отрочь монастырь.
Митрополит Филипп – человек высокой нравственности, не стал унижаться перед государственной властью и идти против своей совести. Он, зная о неминуемой расправе, открыто заявил о своем несогласии с действиями царя и своим примером показал, что беспределу можно и нужно оказывать сопротивление. В этом я вижу нравственный подвиг митрополита Филиппа.
Запоминаем новые слова
Архиерей — общее название для священнослужителей высшей (третьей) ступени христианской церковной иерархии.