что собой представляют силы и средства рсчс
Лекция (учебная) «Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). Назначение, решаемые задачи, структура, режимы функционирования. Используемые силы и средства»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6» г.о. Мытищи
Лекция (учебная) по дисциплине:
« Формирование опасностей в окружающей среде.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях (ЧС) »
« Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).
Назначение, решаемые задачи, структура, режимы функционирования. Используемые силы и средства »
к.х.н., Мишина Ирина Марковна
1. РСЧС: из истории создания, назначение
3. Структура органов РСЧС
4. Режимы функционирования РСЧС
5. Силы и средства РСЧС
Список литературы и использованных источников
На территории Российской Федерации, как и на территории любого иного государства, возможно возникновение чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера. Эти ЧС могут повлечь за собой значительные человеческие жертвы, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение и ликвидация ЧС, организация защиты населения и территорий страны от ЧС всегда занимает ведущее место в политике любого государства. В нашей стране для реализации государственной политики по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера в 1995 году на базе ранее существующих структур была создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС /2/.
Целью данной работы является: объяснить назначение Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, раскрыть вопросы из истории создания, показать какие задачи решает РСЧС на государственном уровне. Также в работе будут изучены структура, режимы функционирования, используемые силы и средства РСЧС.
1. РСЧС: из истории создания, назначение
В феврале 1994 года был принят Федеральный закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» /1/, который стал законодательной основой РСЧС. В роли ее управляющего и организующего центра выступило Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Окончательно Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) была организована МЧС России в ноябре 1995 года.
§ Признание факта невозможности исключить риск возникновения ЧС;
§ соблюдение принципа превентивной безопасности, предусматривающего снижение вероятности возникновения ЧС;
§ приоритет профилактической работе;
§ комплексный подход при формировании системы, т.е. учет всех видов ЧС, всех стадий их развития и разнообразия последствий;
§ построение системы на правовой основе с разграничением прав и обязанностей участников /3/.
2. Основными задачами РСЧС являются:
1) разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;
2) осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в ЧС;
3) обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
4) сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
5) подготовка населения к действиям при ЧС;
6) прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
7) создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
8) осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
9) ликвидация чрезвычайных ситуаций;
10) осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
11) реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
12) международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
3. Структура органов РСЧС
Структуру органов РСЧС составляют территориальные и функциональные подсистемы, которые имеют пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.
Рассмотрим каждый элемент структуры органов РСЧС.
Территориальные подсистемы (ТП) РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территории и состоят из звеньев, соответствующих административному делению этих территорий.
Функциональные подсистемы (ФП) РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслей экономики.
Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
Координирующими органами РСЧС являются:
4. Режимы функционирования РСЧС
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:
Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании РСЧС, являются :
а) в режиме повседневной деятельности:
б) в режиме повышенной готовности :
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:
5. Силы и средства РСЧС
К силам и средствам единой системы, в соответствии с пунктом 13 Положения о РСЧС /4-5/, относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Силы и средства РСЧС подразделяются на:
Силы и средства наблюдения и контроля включают: органы, службы, учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспекцию, мониторинг, контроль состояния природной среды, опасных объектов, здоровья людей.
Силы и средства ликвидации последствий ЧС состоят из: военизированных и невоенизированных противопожарных,
и аварийно-восстановительных формирований федеральных и других организаций; формирования служб защиты животных и растений; военизированных противоградовых и противолавинных служб Росгидромета; территориальных аварийно-спасательных формирований госинспекции по маломерным судам Минприроды; соединений гражданской обороны; подразделений поисково-спасательной службы МЧС России; соединений и частей радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск Минобороны; военизированных горноспасательных, противофонтанных и газоспасательных частей Минтопэнерго; аварийно-технических центров, спецотрядов атомных станций Минатома; восстановительных и пожарных поездов МПС; подразделений органов внутренних дел и муниципальной милиции; центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС; аварийно-спасательных служб ВМФ России.
Информационное обеспечение функционирования РСЧС в чрезвычайных ситуациях осуществляется информационно-управляющей системой органов МЧС России.
Порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от ЧС и обмена этой информацией между органами государственной власти, органами управления определяется Правительством РФ.
Термины МЧС России
силы и средства территориальных и функциональных подсистем и звеньев РСЧС, предназначенные или привлекаемые для выполнения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 к силам и средствам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС отнесены следующие службы и формирования различных федеральных органов исполнительной власти.
силы и средства наблюдения и контроля: службы (учреждения и организации) федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ вредных воздействий на здоровье населения; формирования Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия населения, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору; служб (учреждений) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Министерства сельского хозяйства РФ; геофизической службы Российской Академии наук; оперативных групп постоянной готовности Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также подразделения Федерального агентства по атомной энергии; Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору; учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля ГО;
силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций: военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти; формирования и уч-реждения Всероссийской службы медицины катастроф; формирования Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору; военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; формирования гражданской обороны территориального, местного и объектового уровней; специально подготовленные силы и средства войск гражданской обороны, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций; аварийно-технические центры Федерального агентства по атомной энергии; службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов гражданской авиации Федерального агентства воздушного транспорта; восстановительные и пожарные поезда Федерального агентства железнодорожного транспорта РФ; аварийно-спасательные службы и формирования Федерального агентства морского и речного транспорта (включая Государственный морской спасательный координационный центр и спасательно-координационные центры), другие федеральные органы исполнительной власти.
109012, г. Москва,
Театральный пр., 3
Реферат «_Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). Назначение, решаемые задачи, структура, режимы функционирования. Используемые силы и средства.»
Реферат по дисциплине:
«Основы безопасности жизнедеятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации»
«_ Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). Назначение, решаемые задачи, структура, режимы функционирования. Используемые силы и средства.»
Белых Людмила Ивановна
Законодательные основы защиты населения России в ЧС…………………………. 4
Информационное обеспечение …………………………………………………………11
Важным условием своевременного принятия необходимых мер по защите населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций в мирное и в военное время является оповещение. В результате чрезмерной концентрации промышленности в отдельных регионах, усложнения технологических процессов, использования значительного числа взрыво-, пожаро-, радиационно- и химически опасных веществ, износа оборудования наблюдается рост количества аварий и катастроф, увеличивается число человеческих жертв, возрастает материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций техногенного и экологического характера.
Все это вынуждает повысить оперативность и надежность управления процессами как предупреждения, так и ликвидации последствий.
Комплексное обеспечение защиты населения и территорий от ЧС природного характера является одной из важнейших стратегических задач государства. Анализ статистики по авариям и катастрофам позволяет сделать вывод о том, что проблемы предупреждения и ликвидации ЧС существенно влияют на все составляющие факторы национальной безопасности государства – политическую, экономическую, экологическую, генетическую и ряд других видов безопасности.
Для выполнения основной задачи любого государства – защиты населения, необходима постоянная работа по совершенствованию всего комплекса мер по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное и военное время, обеспечению безопасности и защиты населения, территорий и окружающей природной среды. Поскольку предупреждение и ликвидация ЧС непосредственно связаны с проблемами национальной безопасности, возникает необходимость в создании государственного механизма по предупреждению, прогнозированию, локализации и ликвидации ЧС. В нашей стране выполнение мероприятий по защите населения и территорий в мирное время возложено на
Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС – РСЧС.
РСЧС объединяет органы управления, силы и средства органов власти всех уровней и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Законодательные основы защиты населения России в чрезвычайных ситуациях
Социально-экономические реформы, осуществляемые в стране, новые федеральные законы, постановления Правительства РФ и другие акты органов государственной власти России создают благоприятные условия для решения проблемы защиты населения и территорий от природных и техногенных ЧС.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» с изменениями от 22 августа 2004 г. определяет общие для России организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ (населения), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (территории) от ЧС природного и техногенного характера.
Действие закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты от ЧС. Реализация требований закона осуществляется органами исполнительной власти всех уровней, администрациями предприятий, учреждений и организаций, органами управлениями, специально уполномоченными решать задачи защиты населения и территорий.
В целях совершенствования системы мероприятий по защите жизни и здоровья населения РФ при возникновении и ликвидации ЧС, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, принято постановление Правительства РФ от 3 мая 1994 г. № 420 «О защите жизни и здоровья населения РФ при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами», на основе которого создана Всероссийская служба медицины катастроф, входящая в Российскую систему предупреждения и действий в ЧС.
В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство РФ постановлением от 13 мая 1997 г. № 576 «О порядке выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий» утвердил правила выделения средств из резервного фонда на финансирование мероприятий по ликвидации ЧС природного и техногенного характера.
Необходимо отметить также важность для защиты населения и территорий от ЧС постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в редакции от 27 мая 2005 г. № 335, Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» с изменениями от 22 августа 2004 г. И Федерального закона от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» с изменениями от 22 августа 2004 г.
В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» создана и функционирует Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), которая предназначена для предупреждения ЧС в мирное время, а в случае их возникновения – для их ликвидации, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба объектам экономики. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.
Основные задачи РСЧС
В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» основными задачами РСЧС являются:
Разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;
Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, представляемых и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;
Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
Ликвидация чрезвычайных ситуаций;
Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций
Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации
Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
Система РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Для организации работ в области защиты населения и территорий от ЧС федеральные органы исполнительной власти создают функциональные подсистемы РСЧС. Правительство РФ в соответствии со своими решениями утверждает положения о функциональных подсистемах, создаваемых федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Федеральные органы исполнительной власти определяют организацию, состав сил и средств функциональной подсистемы положениями, утверждаемыми по согласованию с МЧС России.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих местному административно-территориальному делению. Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяется положениями, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ.
На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства и др.
Координационными органами РСЧС являются:
На федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;
Региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС) органа исполнительной власти субъекта РФ;
Муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) – КЧС органа местного самоуправления;
Объектовом уровне – КЧС организации.
КЧС федеральных органов исполнительной власти руководят разработкой и осуществлением организационных и инженерно-технических мероприятий по предотвращению ЧС, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости и безопасности функционирования отраслей экономики в ЧС; обеспечивают готовность органов управления, сил и средств к действиям при ЧС, координируют и руководят работами по ликвидации ЧС на подведомственных объектах и т.д.
Основными задачами КЧС регионального и муниципального уровней являются организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов в условиях ЧС; обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в ЧС; планирование и организация эвакуации населения; руководство работами по ликвидации ЧС, организация привлечения трудоспособного населения к этим работам и т.д.
Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:
Межрегиональном уровне – территориальные органы МЧС России – органы, специально уполномоченные решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ.
Муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
Объектовом уровне – структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
Органами повседневного управления РСЧС являются:
Центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
Центры управления в кризисных ситуациях региональных центров
Центры управления в кризисных ситуациях органов управления по делам ГО и ЧС
Центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам РФ, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти
Единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований
Дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов)
Органы повседневного управления РСЧС размещаются в зависимости от обстановки на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащенных техническими средствами управления, связи, оповещения и жизнеобеспечения и поддерживаемых в состоянии готовности к использованию.
Силы и средства РСЧС
Силы и средства ГО привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС федерального и регионального масштаба в порядке, установленном Федеральным законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».
В состав сил и средств каждого уровня РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на ЧС и проведения работ по их ликвидации. Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы и формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой с учетом обеспечения снаряжением и материалами не менее чем на 3 суток для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС. В состав этих сил входят:
Учреждения Агентства по мониторингу ЧС;
Учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО;
Поисково-спасательная служба МЧС России;
Военизированные и невоенизированные и противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;
Формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;
Формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхоза России;
Военизированные службы Росгидромета по активному воздействию на гидрометеорологические процессы;
Формирование ГО территориального, местного и объектового уровней;
Специально подготовленные силы и средства Вооруженных сил России, других войск и воинских формирований, предназначенные для ликвидации ЧС;
Аварийно-технические центры Росатома;
Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федерального агентства воздушного транспорта;
Восстановительные и пожарные поезда Министерства транспорта и связи РФ;
Аварийно-спасательные службы и формирования Федерального агентства морского и речного флота, других федеральных органов исполнительной власти.
Поисково-спасательная служба МЧС России объединяет в себе 129 поисково-спасательных отрядов, созданных в регионах и на территориях субъектов РФ. При возникновении ЧС к ним присоединяется около 2000 спасателей-общественников.
В задачи службы входят проведение поисково-спасательных работ в ЧС, оказание пострадавшим первой медицинской помощи и их эвакуация в лечебные учреждения, профилактические мероприятия, направленные на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан.
Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических средств, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации. В состав этой системы входят:
Центр управления в кризисных ситуациях МЧС;
Информационные центры федеральных органов исполнительной власти (ИЦ ФОИВ);
Межрегиональные информационно-управляющие системы (ИЦ РЦ МЧС);
Информационно-управляющие центры органов управления по делам ГО и ЧС субъектов РФ;
Абонентские пункты городских и районных органов управления по делам ГО и ЧС;
Информационные центры областных аварийно-спасательных служб, организаций, и учреждений, включенных в областную подсистему РСЧС;
Средства связи и передачи данных (ССПД).
Порядок сбора и обмена информацией в области защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с Инструкцией об обмене информацией в ЧС.
Режимы функционирования РСЧС
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решениями соответствующих руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в пределах конкретной территории для соответствующих органов управления и сил РСЧС устанавливается один из режимов:
Режим повседневной деятельности – при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, и сейсмической обстановке.
Режим повышенной готовности – при угрозе возникновения ЧС.
Режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации ЧС.
В первом режиме органами управления и силами РСЧС осуществляются следующие основные мероприятия: наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях и прогнозирование ЧС; планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС; совершенствование подготовки органов управления ГОЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС; создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС и др.
В режиме повышенной готовности соответствующие КЧС принимают на себя непосредственное руководство функционированием подсистем и звеньев РСЧС; усиливаются дежурно-диспетчерские службы; усиливается наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах, прогнозируется возможность возникновения ЧС и их масштабов; принимаются меры по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов; приводятся в состояние готовности силы и средства, уточняются планы их действий и выдвигаются при необходимости в предполагаемый район ЧС и т.п.
В режиме чрезвычайной ситуации: непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий; оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших ЧС; проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС; организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств РСЧС, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших ЧС; проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС и др.
Ликвидация ЧС осуществляется:
Локально – силами и средствами организаций;
Муниципально – силами и средствами органов местного самоуправления;
Межмуниципально и регионально – силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС;
Межрегионально и федерально – силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС.
При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Ликвидация трансграничной ЧС осуществляется по решению Правительства РФ в соответствии с международными договорами.
В последние годы усилиями органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления РСЧС, научных организаций разработан и принят ряд законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, накоплен значительный опыт в проведении мероприятий по предупреждению аварий, катастроф и стихийных бедствий различного характера и ликвидации их последствий, создана научная база противодействия катастрофам, современные технологии и средства проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Вместе с тем, как показывает анализ, практическая деятельность органов управления и сил РСЧС и принимаемые меры по противодействию катастрофам не всегда еще эффективны и нередко не достигают желаемых результатов. Не в полной мере используются резервы и возможности современных социально-экономических механизмов повышения безопасности потенциально опасных объектов. Имеются недостатки в практике реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации, принятии управленческих решений по защите населения и территорий, организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Причинами перечисленных недостатков является, в большинстве случаев, отсутствие опыта, а иногда и необходимых знаний.
Но все-таки следует отметить, что, несмотря на все эти недостатки, Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций были спасены сотни тысяч человек и предотвращен ущерб на сотни миллиардов рублей.
Седнев В.А. и др. Организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. – 2014
Стрелец В.Д. Единая государственная система предупреждения и ликвилации чрезвычайных ситуаций: учебное пособие. – М.: Издательство «Ростовпресс», 2007 г.
Зыкин П.В. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС): Учебное пособие. – М.: Издательство «Армпресс», 2006 г.
Вишняков Я.Д., Вагин В.И. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2007 г.
БобокС.А., Юртушкин В.И. Чрезвычайные ситуации: защита населения и территории: Учебное пособие. – М.: Издательство «Гном и Д, 2004 г.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» с изменениями от 22 августа 2004 г.
Постановление Правительства РФ от 3 мая 1994 г. № 420 «О защите жизни и здоровья населения РФ при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами».
Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в редакции от 27 мая 2005 г. № 335