что собой представляют этапы развития конфликтной ситуации

Стадии конфликта — краткое описание основных этапов в психологии

что собой представляют этапы развития конфликтной ситуации
Конфликтная ситуация, возникающая между двумя лицами, может завершиться различными способами. Результат напрямую зависит от обеих сторон, их целей, принципиальных позиций, алгоритма поведения. В большинстве случаев от возникновения до разрешения конфликта проходит несколько этапов. Рассмотрим подробнее, в какой последовательности разрешается конфликтная ситуация, как следует себя вести на каждом этапе.

Стадии конфликтных ситуаций

Психология в развитии конфликтов выделяет несколько стадий, обладающих отличительными чертами. Знакомство с этапами развития конфликтов, сопровождающими эскалацию разногласий, их характеристиками помогут находить пути для решения проблемы. Стадии развития конфликта поддерживаются участниками бессознательно, не отступая от стандартного сценария. Эмоциональные проявления, итог зависят от подготовленности сторон.

Латентная стадия

Когда появляются предпосылки для возникновения разногласий, говорят о возникновении конфликта. Существуют факторы, наличие которых провоцирует споры. К ним относятся:

Данные причины не являются поводом для развития конфликта, но представляют собой почву, на которой легко разгорается спор, если факторы не устраняются. Тогда противоборствующие стороны переходят к следующим стадиям протекания конфликта, выйти из которых сложнее. Предконфликт в своем развитии включает этапы возникновения и осознания проблемы, попытки решения мирным путем и возникновение предконфликтной ситуации.

Конфликт

Когда во взаимодействие вступают две стороны, желающие доказать свою правоту или высказать мнение, наступает следующая основная стадия конфликта, напряженная. Именно общение, ущемляющее интересы участников, характеризует этап.

Проявление зависит от степени напряженности оппонентов, их способности сохранять хладнокровие и трезво смотреть на вещи.

Обратите внимание! Если мотив конфликта скрыт за другими причинами, люди не понимают сути происходящего. В результате обсуждения будут иметь затяжной характер. Важно осознавать проблему, чтобы расставить позиции оппонентов и приступить к урегулированию разногласий.

что собой представляют этапы развития конфликтной ситуации
Напряженная стадия конфликта

Разрешение проблемы

Стороны понимают, что нужно искать правильные пути решения, чтобы выйти из возникшей ситуации. Действия направлены на то, чтобы конфликт прекратился. В литературе описаны следующие стадии разрешения конфликта:

Применение данных шаблонов позволяет добиться разных результатов, когда выгоду получат обе стороны или одна из них. При этом другая может остаться ни с чем или понести большие потери. Умение вести диалог и понимание сути проблемы помогут выйти из ситуации без прохождения всех стадий динамики конфликта и понести наименьшие потери.

Постконфликтная стадия

Противоборство заканчивается, стороны подводят итоги, определяют, оправдались ли их ожидания. Если участники смогли договориться и достойно выйти из конфликта, то, кроме выгоды, получают сохранение отношений. Доброжелательное завершение настраивает на позитивный лад, и постконфликт воспринимается как способ достижения компромисса. Когда одна сторона проиграла, после разногласий остается неприятный осадок, отношения разрушаются. Это может являться зарождением нового конфликта, так как взаимодействие, соответственно, информационный обмен будут нарушены.

Важно! Если отличать стадии конфликта, управлять ими, опираясь на здравый смысл, а не на эмоции, завершение его будет устраивать всех участников. Нужно уметь слышать противника и грамотно аргументировать свою позицию.

что собой представляют этапы развития конфликтной ситуации
Мирное решение конфликта

Предмет разногласий

Как правило, характер спорной ситуации можно детерминировать как объективными условиями в конкретном государстве, большой, малой социальной группе, так и посредством субъективного восприятия либо склада конфликта, который сформировался у действующих в определенной спорной ситуации групп особ либо особ. Такое восприятие далеко не всегда отвечает реальному положению вещей. К примеру, завязался конфликт между двумя мужчинами по причине внимания женщины, которая в рассматриваемой ситуации выступает в роли объекта разногласия, и все же в качестве предмета конфликта может также быть стремление каждого субъекта обладать ею, или нежелание того, дабы соперник ею обладал. Иначе говоря в различных обстоятельствах может быть один и тот самый объект разногласия, и все же предметы существенно отличаются.

Человеческие познание способны представлять объективную природу, а также включают в себя как обязательный элемент природу человека. По такой причине отношения между восприятиями, образами и действительностью достаточно не простые, не только практически никогда полноценно ей не соответствуют, а и способны достаточно кардинально отличаться, что и является еще одним значимым источником разногласий.

Важно учитывать, независимо от существующих образов, представлений, восприятий спорной ситуации, разногласие не может начаться, пока они не будут выражены в конкретных взаимных поступках. Объективные и субъективные мотивы конфликтной ситуации, которые проявляются на его отдаленных и ближних действиях, состав субъектов детерминируют комплекс допустимых альтернатив решений, поведения участников. Из-за того, что любой поступок одного из субъектов спора тянет за собой соответствующее сопротивление, они взаимно воздействуют друг на друга.

Предотвращение конфликта

Этапы отношений между мужчиной и женщиной — описание основных периодов

Чтобы не допустить развития конфликта, нужно сохранять спокойствие. Эмоции возникают при несоответствии действительности ожиданиям. Нужно понимать, что люди не идеальны, события не всегда складываются по спланированной схеме. Важно держать себя в руках, опираясь на разумные доводы, трезво оценивая происходящее.

Нужно стараться принимать сторону противоположной стороны, искать точки соприкосновения, чтобы выявить общую цель. Работа в одном направлении сближает и делает противоборство бессмысленным. Важно уважительно относиться к собеседнику, не переходить на личности. Оскорбления недопустимы, особенно, если человек специально этого добивается, пытается довести ситуацию до конфликта. Всегда нужно выслушать противоположное мнение, оценить его значимость для себя и собеседника, озвучить свои аргументы. Проведение обсуждения, основанного на уважении, поможет прийти к решению до возникновения эмоционального накала, тогда напряженные этапы конфликта минуют обсуждение стороной.

Способность предотвращать конфликты до периода разгорания споров – важное умение. Уже в школе начинают преподносить детям информацию в виде кратких курсов лекций. Учащиеся 6-7 классов знакомятся с понятием межличностных, групповых конфликтов.

Урегулирование конфликта

На какой стадии проще всего урегулировать конфликт, зависит от участников и целей, которые они преследуют. Когда собеседники готовы пойти на сотрудничество до начала бурных разногласий, решить проблему можно быстро и с максимальной выгодой. Если существуют недопонимание, нехватка информации, нужно вывести возможного противника на диалог. Конструктивное общение поможет назвать проблему и мирно устранить ее. Для этого нужно понимать суть, выяснить скрытый мотив конфликта, если он имеется.

Виды памяти у человека в психологии, классификация основных типов

Расположение к себе собеседника является обязательным атрибутом для определения причины разногласий.

Дополнительная информация. Общение на дружеской волне без перехода на личные темы, использование уместных шуток помогут создать комфортную атмосферу для беседы. Когда цель участника – добиться определенного результата, и он не намерен отступать, мирно решить проблему не получится. Поведение будет характеризоваться агрессивностью. Нужно оценить возможные потери и принять решение о тактике поведения, отступить до начала борьбы или попытаться свести к компромиссу.

что собой представляют этапы развития конфликтной ситуации
Агрессия в конфликте

Нельзя избегать конфликта, надеясь на его самостоятельное разрешение. Такая тактика поведения отложит острую стадию процесса, но не устранит причину. Понимание проблемы и желание слушать собеседника помогут быстро справиться с ситуацией.

Самый эффективный метод урегулирования разногласий – сотрудничество. Когда стороны объединяются для достижения общей цели, это достигается при взаимопонимании участников, достигнутом в результате переговоров. Компромисс позволит решить проблему с минимальными потерями или выгодой для обеих сторон. Участники на основании полученной информации и собственного мнения принимают решение, устраивающее всех.

Открытый период

Открытый период еще называют собственно конфликтом или конфликтным взаимодействием. Данный этап включает:

Инцидент – это первое столкновение конфликтующих сторон и попытка при помощи силы решить проблему в свою пользу.

Конфликт может завершиться на стадии инцидента, при условии, что ресурсов задействованных одной из сторон окажется достаточно для перевеса сил в свою пользу. Но чаще конфликт стремительно развивается далее, как непрекращающаяся последовательность конфликтных событий и инцидентов. Взаимные действия, создавая новые стимулы для дальнейших конфликтных действий, видоизменяют и усложняют начальную структуру конфликта.

Переговоры перетекают в борьбу, которая сильно накаляет эмоции, а они в свою очередь порождают ошибки восприятия и интенсификацию борьбы. Данный процесс называется эскалацией конфликта.

Эскалация конфликта — это резкая интенсификация борьбы оппонентов.

На данном этапе возможно вовлечение дополнительных участников в конфликт. Конфликтующие стороны стремятся усилить свои позиции, привлекая сильных сторонников. Это может спровоцировать расширение зоны конфликта.

На стадии сбалансированного противодействия стороны продолжают противодействовать, при этом интенсивность борьбы снижается. Стороны начинают осознавать, что продолжение конфликта не дает результата, но действия по достижению согласия на этом этапе еще не предпринимаются.

Завершение конфликта заключается в переходе от прямого конфликтного противодействия к поиску способов разрешения противоречия и прекращению конфликта. Завершение конфликта может выражаться в следующих формах:

Причины возникновения конфликтов

Кризис подросткового возраста в психологии — что это такое, причины

Конфликтные ситуации провоцируют разные факторы, которые делят на группы:

Перечисленными причинами провоцирующие конфликты факторы не ограничиваются. Знание мотива служит первым шагом на пути выхода из него. Важно определять вид конфликтов, носят они объективный или субъективный характер, чтобы понять тактику поведения и не привести к эмоциональному развитию напряженной фазы конфликта.

что собой представляют этапы развития конфликтной ситуации
лагоприятное завершение конфликтной ситуации

Конфликтные ситуации неизбежны как в жизни, так и в профессиональной среде. Не нужно избегать и уклоняться от них, важно наладить общение и знать последовательность этапов конфликта и пути выхода из них с минимальными потерями.

Понятие конфликтной ситуации, объект конфликта

Любой спор имеет свою первопричину. Прежде всего он зарождается по причине потребности в удовлетворении конкретных нужд. Объектом конфликта выступает определенная ценность, которая способна удовлетворить указанную потребность, из-за владения которой формируются разногласия. В целом, в качестве объекта конфликтной ситуации могут выступать социальные, духовные и материальные ценности. Например, самый элементарный образец конфликта межличностного характера – спор малышей в детском саду, когда те не поделили игрушку. В такой ситуации в роли объекта конфликта выступает определенная игрушка в качестве материальной ценности.

Источник

Этапы развития конфликта

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие конфликта и основные этапы развития

Конфликт –динамическое образование, сложной структуры, имеющее границы и этапы развития.

Границы конфликта представляют собой внешние структурно-динамические пределы конфликта, которые могут быть трех видов:

Для погашении конфликта, сторонами должен быть заключен договор, определяющий процесс, результаты, соотношение сил, нормы и правила последующего взаимодействия оппонентов. Чем конкретнее обозначен предмет конфликта, тем быстрее и эффективнее будет локализован конфликт во времени и пространстве.

Длительность конфликта зависит от следующих факторов:

В динамике конфликта можно выделить три основных периода:

Предконфликтный период

Предконфликтный период состоит из следующих этапов:

На данном этапе возникновения проблемы формируется противоречие между субъектами, в частности между их целями, мотивами, действиями, стремлениями. Так как существующее противоречие еще не осознано и конфликтные действия отсутствуют, то эта ситуация носит название проблемной. Ежедневно возникает множество проблемных ситуаций в разных сферах нашей жизни. Они могут существовать длительное время, но не переходить в открытый конфликт. Условием перехода в конфликт является осознание сторонами проблемной ситуации.

Готовые работы на аналогичную тему

Осознание проблемной ситуации заключается в восприятии возникших противоречий и понимании необходимости предпринять какие-то действия с целью их разрешения. Ситуация в данном случае воспринимается достаточно субъективно, что обусловлено наличием препятствий для реализации интересов. Субъективность восприятия ситуации также объясняется различиями в социальных установках, ценностях, знаниях и интересах сторон. Следует отметить, что чем сложнее ситуация и быстрее она развивается, тем выше степень вероятности ее искажения.

Следующий этап предконфликтной ситуации – это попытка сторонами разрешить проблему не прибегая к конфликтным способам. Осознание противоречия не приведет к противоборству, если попытаться решить проблему путем убеждений, просьб, информирования оппонента и даже уступки.

В предконфликтной ситуации действия другой стороны рассматриваются как непосредственная угроза и это является пуском механизма конфликтного поведения.

Открытый период

Открытый период еще называют собственно конфликтом или конфликтным взаимодействием. Данный этап включает:

Инцидент – это первое столкновение конфликтующих сторон и попытка при помощи силы решить проблему в свою пользу.

Конфликт может завершиться на стадии инцидента, при условии, что ресурсов задействованных одной из сторон окажется достаточно для перевеса сил в свою пользу. Но чаще конфликт стремительно развивается далее, как непрекращающаяся последовательность конфликтных событий и инцидентов. Взаимные действия, создавая новые стимулы для дальнейших конфликтных действий, видоизменяют и усложняют начальную структуру конфликта.

Переговоры перетекают в борьбу, которая сильно накаляет эмоции, а они в свою очередь порождают ошибки восприятия и интенсификацию борьбы. Данный процесс называется эскалацией конфликта.

На данном этапе возможно вовлечение дополнительных участников в конфликт. Конфликтующие стороны стремятся усилить свои позиции, привлекая сильных сторонников. Это может спровоцировать расширение зоны конфликта.

На стадии сбалансированного противодействия стороны продолжают противодействовать, при этом интенсивность борьбы снижается. Стороны начинают осознавать, что продолжение конфликта не дает результата, но действия по достижению согласия на этом этапе еще не предпринимаются.

Завершение конфликта заключается в переходе от прямого конфликтного противодействия к поиску способов разрешения противоречия и прекращению конфликта. Завершение конфликта может выражаться в следующих формах:

Послеконфликтный период

Послеконфликтный период состоит из двух этапов:

При частичной нормализации отношений негативные эмоции не исчезли, происходит переосмысление своей позиции, коррекция уровней притязания, пересмотр отношения к партнеру, но негативные установки в отношении друг друга не дают возможности одномоментно нормализовать отношения.

Полная нормализация отношений наступает только при осознании важности дальнейшего конструктивного взаимодействия сторонами. Преодоляются негативные установки, устанавливается доверие и начинается продуктивное участие в совместной деятельности.

Вычленение этапов развития конфликта дает возможность разрабатывать эффективные программы по его урегулированию самими участниками или заинтересованными сторонами.

Источник

Конфликт: его основные стадии и пути разрешения

Конфликт и его фазы

Конфликтом в современной литературе принято называть модель поведения, которой характерны особые распределение ролей, последовательность событий, мотивация и формы аргументации, отстаивания интересов оппонентов.

С научной точки зрения, социальный конфликт как действие имеет несколько стадий развития, где основными принято выделять три фазы (рис. 1).

что собой представляют этапы развития конфликтной ситуации

Переход конфликта из скрытого состояния в открытое противостояние сторон. Борьба происходит посредством пока ограниченных ресурсов и наделена лишь местным характером. В данной фазе можно отметить лишь первую «пробу сил» соперников, когда еще имеются настоящие возможности остановить открытую борьбу и разрешить любого рода конфликт другими более мирными способами.

Последующее подогревание противостояния. Для того, чтобы достичь своих целей и блокировать действия противника в ход вступают все новые и новые ресурсы противостоящих сторон, практически все возможности прийти к компромиссу уже были упущены. Конфликт находится в стадии, когда он более неуправляем и непредсказуем.

Конфликт доходит до точки апогея и обретает форму полной войны с использованием всевозможных сил и средств. Противоборствующие стороны как бы отходят от истинных причин и целей данного конфликта, а главная цель противоборства становится нанесение максимального ущерба оппоненту.

Этапы конфликта

Подавляющая часть отечественных социологов и конфликтологов выделяют такие традиционные этапы развития конфликта:

Более подробно о каждой из перечисленных выше стадий будет рассказано далее в рамках данного раздела.
Предконфликтной ситуации характерно наличие так называемого латентного конфликта, заключающегося в том, что у одного либо нескольких субъектов – потенциальных соперников – скапливается какая-то неудовлетворенность друг другом, приводящая к росту соответствующей напряженности. Внешне проявление латентного конфликта является незначительным, и касается, зачастую, недопонимания, а также желания остановить все виды взаимодействия между конфликтующими сторонами.

Инцидентом называют активные, заметные внешне действия, которые направлены на овладение предметом этой конфликтной ситуации. В инциденте при этом наблюдается порог терпимости напряжения (энергетический барьер) – уровень внутреннего напряжения, преодолев который участники столкновения приходят к следующему этапы – эскалации.

Эскалация – «подогревание» энергетики общественного конфликта. Исходя из условий, в рамках которых протекает конфликт, она может реализовываться по различным траекториям: волнообразно, вяло, круто и проч.
В ходе эскалации оппоненты конфликта предъявляют друг другу нарастающее число требований, становящихся все жестче и эмоциональнее.

Деэскалация – уменьшение уровня напряженности всех сторон конфликта, его постепенное угасание и переход к мирным переговорам. Стоит отметить, что деэскалация влечет за собой завершение конфликтных действий и соответствующих противодействий. Однако по завершению конфликт все же может разгореться с новой силой, если не будут удовлетворены потребности сторон-оппонентов.

Кульминация – самая высокая точка эскалации того или иного конфликтного случая. При этом кульминация конфликта выражается одним или несколькими конфликтными моментами такой интенсивности и напряженности, что соперникам в конфликте становится ясно, что продолжать его уже не стоит.

В связи с этим, именно с данного этапа стороны конфликта предпринимают действия к его разрешению, но при этом, стоит понимать, конфликт можно разрешить еще до вступления его в стадию кульминации. Если конфликт окажется затянутым и не будет развиваться стремительно, вполне возможно его самостоятельное угасание либо может потребоваться мобилизация значительных ресурсов со стороны конфликтующих для его ликвидации.

Завершение – определение цены конфликта и цены выхода из нее. Ценой конфликта, зачастую, является сумма усилий и энергии, которые были затраченных на саму конфликтную ситуацию.

Постконфликтная ситуация – стадия результатов конфликта, имеющих как положительное или отрицательное значение (рис. 2). Именно на этом этапе приходит время подвести итоги, дать оценку результатов, а также достигнутых либо потерянных в конфликте ценностей и ресурсов. Но в любом случае оконченный конфликт почти всегда оказывает влияние как на участников, так и на общественную среду, в которой он существовал.

что собой представляют этапы развития конфликтной ситуации

Регулирование конфликтов

Пути и способы разрешения какого бы то ни было социального конфликта в социуме обычно находятся в зависимости от особенностей их появления и развития.

Американский социолог русского происхождения П. Сорокин еще в прошлом веке справедливо подчеркивал, что имеется связь конфликта с удовлетворением соответствующих потребностей населения.

С точки зрения ученого, источником конфликтов в социуме является преимущественно подавление базовых потребностей человека, без которых он не мог бы полноценно существовать. Например, это как банальные потребности в пище, одежде, жилище, так и самосохранении, и самовыражении. При этом важными являются не только сами эти потребности, но и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности, который, в свою очередь, можно объяснить общественной организацией этого общества.

Таким образом, определение путей регулирования соответствующих конфликтов должно базироваться на осведомленности о приоритетных потребностях, интересах и целях людей на тех или иных этапах развития общества.

Самый лучший способ разрешения социального конфликта – его недопущение, то есть навык работать на опережение, превентивно. При этом надо понимать и уметь наблюдать за такими явлениями, которые можно квалифицировать как индикаторы самого грядущего конфликта.

В трудовой отрасли к данным индикаторам стоит отнести уровень недовольства рабочего коллектива, снижение ключевых показателей, нарушение трудовой дисциплины, которые требуют от работодателя внедрения предупредительных мер поиска и отслеживания данных социальных индикаторов.

К примеру, в Японии с этой целью применяют так называемые кружки качества, службы внимания, рабочего настроения, телефон доверия и даже манекен администратора, выполненный в виде боксерской груши.

Пути разрешения

Для того, чтобы грамотно выйти из конфликта, существует несколько методик и мероприятий. Однако в научной литературе описываются три вероятных исхода решения какого бы то ни было социального конфликта:

Устранение социального конфликта способно привести к одному из описанных ниже исходов.

Урегулирование социального конфликта обозначает его окончание при таких условиях:

Разрешение социальных конфликтов находит свое выражение в уничтожении причин, ставших его причиной, а также в уничтожении полярности интересов противостоящих сторон. Для разрешения и урегулирования социальных конфликтов, обычно, нужно прилагать внушительные усилия, так как их самостоятельное разрешение почти не представляется возможным.

Есть возможность конфликт не замечать, игнорировать, заниматься лишь его идеологическим (словесным) решением, однако, в данном случае он будет разворачиваться стихийно, накаляться, накладываться на другие конфликты и, в конце концов, окончится разрушением той общественной системы (или субъекта), в которой он имеет место.

Разрешение любого социального конфликта – это, прежде всего, преодоление ключевого противоречия в интересах конфликтующих, а также уничтожение его на уровне яблока раздора конфликта.

Методы разрешения конфликта

Разрешение конфликта при этом можно достичь либо самими противостоящими сторонами без оказания помощи каких-либо посредников, либо посредством привлечения к разрешению какой-либо третьей стороны – посредника; с помощью участия в конфликте новой силы, которая способна окончить его с помощью принуждения; через обращение субъектов конфликта к арбитру и завершение его при участии третейского судьи; с помощью ведения переговоров как одного из самых эффективных и популярных способов выхода из конфликтных ситуаций.

В числе конкретных методов решения социального конфликта в зарубежной и отечественной научной литературе выделяют такие:

Перечисленные методы представляют собой приемы для регулирования и локализации конфликтных ситуаций. Важно помнить, что ни одно общество за всю историю человечества так и смогло еще достичь бесконфликтного существования, и задача заключается в том, чтобы научиться определять причины конфликтных ситуаций, контролировать и регулировать их течение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *