что собой представляет собой позиционирование товара на рынке
Позиционирование товара на рынке в маркетинге
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и принципы позиционирования
Жесткая конкуренция на рынке требует от компаний правильно оценивать свои возможности при позиционировании товаров и услуг.
Позиционирование – это совокупность мер, благодаря которым в сознании потребителей товар занимает отличное от конкурентов и выгодное место на рынке.
Грамотное позиционирование обеспечивает конкурентоспособное положение предприятия на рынке.
Позиционирование основывается на оценке потребительских преимуществ товара, возможностях расширения потенциальной аудитории, выделении сильных сторон продукции относительно конкурирующих товаров.
В процессе позиционирования необходимо ответить на ряд вопросов:
Результат процесса позиционирования компании или товара может быть представлен в графической форме.
Рисунок 1. Пример карты позиционирования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основные принципы позиционирования товаров:
Готовые работы на аналогичную тему
Первый принцип заключается в сохранении выбранного направления и отсутствие смены позиции в течение длительного промежутка времени. Это благоприятно влияет на отношение клиентов к компании, они будут доверять и ценить. Элементы позиции могут меняться, но сама позиция будет неизменной.
Второй принцип означает, что при позиционировании товара важно, чтобы компания преподносила потребителям свою позицию простым и объективным способом, а также оригинально и выразительно.
Третий принцип предполагает, что при принятии решений об ассортименте продукции, услуг, методов продвижения и сбыта следует придерживаться определенного порядка (алгоритма) и упорядоченности.
Методы позиционирования товара
Для повышения эффективности позиционирования необходимо отобрать методы. Для этого следует ответить на ряд вопросов:
Выделяют следующие методы:
Также различают два подхода к позиционированию:
Первый тип позиционирования рассматривался как творческий процесс определения преимуществ существующего товара. Сам процесс начинается с товара, услуги, компании или личности. По мнению Райса и Траута позиционирование – это воздействие на образ мыслей потенциальной целевой аудитории. Это формирование позиции товара в сознание потребителей. Хорошо известные и популярные товары, бренды занимают четко обособленные позиции в сознании аудитории (Coca-Cola, Porsche).
М. Триси и Ф. Виерсема предложили схему позиционирования под названием «дисциплины ценности».
Компания может желать стать предприятием с лидирующим товаром, с наивысшей функциональной эффективностью и наиболее близкой к покупателю.
Данное деление основано на том, что рынок – это совокупность трех типов покупателей:
Согласно исследованиям этих двух ученых-консультантов предприятие не может быть лучшим в трех и даже трех категориях. Причины кроются в нехватке денежных средств, а также наличии собственного стиля менеджмента и инвестиций. Поэтому следует стать лучшим в одной из трех дисциплин ценности.
Этапы позиционирования товара на рынке
Процесс позиционирования товара на рынке состоит из трех этапов:
В рамках первого этапа осуществляются следующие действия:
Построение карты восприятия – это наглядное (визуальное) позиционирование с применением ряда оценочных параметров. При построении карты позиционирования используется двухмерная матрица, в которой располагаются конкурирующие товары.
Последовательность создания карты восприятия:
Перепозиционирование предполагает пересмотр существующей позиции.
Что такое позиционирование продукта в маркетинге?
Позиционирование товара на рынке — маркетинговый процесс, помогающий определить конкурентно выигрышное положение компании на рынке. Позиционирование продукта на рынке является первым шагом при разработке стратегии продвижения, определяет прямых и косвенных конкурентов и помогает компании проложить четкий курс на долгосрочный успех в отрасли.
В статье мы подробно расскажем о понятии, сущности и основных задачах позиционирования бренда, а также расскажем о процессе разработки и управления позиционированием торговой марки компании.
Историческая справка
Автором термина позиционирования товара является Джек Траут. Траут подробно описал теорию позиционирования продукта в своей статье журнала «Промышленный маркетинг», которая была опубликована в июне 1969 года. Статья вызвала высокий интерес маркетингового сообщества, и позже, в 1981 году в своей книге «Позиционирование, битва за умы» Джек Траут и Эл райс подробно раскрыли понятие «позиционирование товара», дополнив его множеством примеров и наглядных бизнес-кейсов.
Причина возникновения теории позиционирования — желание найти способ выделить товар среди аналогичных по свойствам и характеристикам продуктов по средством маркетинговых коммуникаций. Теория позиционирования гласит, что потребитель не может запомнить характеристики всех товаров на рынке по причине их многочисленности, поэтому он запоминает методом ассоциаций, наделяя каждый товар определенными атрибутами, которые важны ему при покупке товара.
Например, дорогие и дешевые марки одежды; современная и традиционная одежда; одежда для похода в ресторан, для прогулки, для дома и т.п.
Давайте представим, что в сознании потребителя создаются ячейки c определенными характеристиками, в которые он помещает названия всех брендов. Задача позиционирования товара — правильно определить принцип формирования этих ячеек, найти свободные незанятые ячейки или создать собственные по средствам маркетинговых коммуникаций. Идеальная цель любого позиционирования: найти такую ячейку, в которой бренд станет единственным в своем роде и будет являться единственно лучшие выбором.
Необходимо ли позиционирование компании?
Мы определили, что сущность процесса рыночного позиционирования — прочно закрепить необходимый образ бренда в сознании целевой аудитории. А действительно ли это необходимо? Давайте рассуждать логично: без позиционирования товар компании не будет иметь отличительных свойств и потребитель идентифицирует его как «один из», отложив его в темные уголки своей памяти или просто не обратит внимание. Почему? Потому что, потребитель не обязан запоминать наш товар, в своем выборе он движется по пути наименьшего сопротивления и обращает внимание только на яркие, четкие, однозначные заявления, которые за несколько секунд помогают определить характеристики продукта.
Конкурентное позиционирование не нужно на монополистических рынках или рынках, на которых характеристики товара не являются причиной выбора продукта. Во всех остальных случаях позиционирование важно для предприятия, так как помогает объяснить потребителю:
Если, взглянув на ваш товар или просмотрев рекламное сообщение вашего товара, потребитель однозначно может ответить на эти вопросы, то у вашего товара есть четкая концепция позиционирования, и вы ее правильно донесли до целевой аудитории.
Позиционирование в равное степени важно как для нового отдельного продукта, так и в целом для компании. Каждый товар в вашем ассортименте может иметь свое (более четкое и узкое позиционирование), которое не противоречит глобальному позиционированию организации на рынке.
Позиционирование особенно важно для рынка услуг, когда товар и так не является материальным продуктом и потребитель испытывает сложности в его идентификации.
Критерии успешного позиционирования
Любая концепция позиционирования бренда должна быть проверена на соответствие шести критериям:
Во-первых, позиционирование должно отражать желаемую, а не фактическую позицию бренда на рынке. Желаемая позиция на рынке — положение, которое обеспечивает бренду максимальный объем продаж и прибыли в условиях существующей конкуренции.
Во-вторых, при разработке позиционирования предприятия необходимо опираться на представление потребителей о конкурентах для того, чтобы сформулировать более выгодное предложение от бренда компании и правильно дифференцировать свой товар.
В-третьих, позиционирование продукции должно строиться на важных для потребителя свойствах и увеличивать ценность товара. В противном случае, даже хорошо донесенное позиционирование товара не принесет ожидаемого уровня продаж. Потребитель будет знать о продукте то, что хочет компания, но не будет совершать выбор в пользу товара компании.
В-четвертых, позиционирование бренда должно быть долгосрочным. Позиционирование товара — длительный и сложный процесс, поэтому характеристики товара, являющиеся основой позиционирования должны оставаться актуальными на протяжении 5-7 лет минимум.
В-пятых, позиционирование фирмы должно быть единым в каждом элементе комплекса маркетинга товара. Одно и то же позиционирование должно отражаться в рекламе, в свойствах продукта, в цене и местах продажи продукта.
И в-шестых, позиционирование продукта компании должно быть однозначным и понятным для целевой аудитории.
Что позиционировать: компанию или продукт?
На первом этапе разработки позиционирования специалист по маркетингу должен принять важное решение, а именно: что сделать объектом позиционирования — отдельный товар или компанию в целом. На практике в конкретной ситуации практически всегда интуитивно приходит правильный ответ, но уделим этому вопросу несколько минут.
Почему этот вопрос является важным? Потому что это вопрос уровня инвестиций. Позиционируя компанию в целом, вам требуется один рекламный бюджет на донесение одного набора атрибутов товара. Позиционируя каждый товар компании в отдельности, вам требуется рекламный бюджет для каждого отдельного товара.
Результатом позиционирования компании является четкий образ в сознании потребителя, который распространяется на все товары предприятия. Например, компания General Electric развивает бренд компании, используя одинаковое позиционирование для всех своих товаров «Мы делаем мир лучше» (анг. We bring good things to life). Такое позиционирование эффективно, когда все товары компании тесно связаны между собой.
Результатом развития позиционирования товара является четкий образ в сознании потребителя, который распространяется на конкретный товар. В таком случае развивается бренд отдельного товара,а потребители часто даже не подозревают при покупке этого бренда, товар какой компании они приобретают. Пример, компания General Motors использует позиционирование товара и развивает отдельные бренды Cadillac, Chevy, Buick. Такое позиционирование применяется, когда товары компании сильно дифференцированы друг от друга и существует риск того, что неудачи одного продукта могут перекинуться на остальные товары в случае использования позиционирования компании.
В современном мире все чаще компании используют подход двустороннего брендинга: разрабатывают стратегию позиционирования товара и компании одновременно. Например, компания Ford позиционирует свою компанию на идеи высокого качества — «Качество прежде всего» (англ. Quality is Job One), и разрабатывает отдельные программы позиционирования для своих продуктов Ford Taurus, Ford Focus и т.д.
Не допустите простых ошибок
Часто, погружаясь с головой в процесс позиционирования товара, специалисты по маркетингу допускают простые стандартные ошибки. От ошибок не защищен даже самый опытный менеджер по маркетингу. Поэтому после выбора целевой позиции для своего товара, пройдите следующий проверочный тест из 9 вопросов:
Разработка и управление позиционированием
Весь процесс позиционирования выглядит следующем образом: он начинается с анализа и сегментирования рынка и заканчивается разработкой стратегии позиционирования компании.
Подробно о том, как создать позиционирование компании «с нуля» читайте в нашей пошаговой методике: «Создаем позиционирование компании с нуля». А сформулировать стратегию позиционирования продукта для использования в рекламе поможет статья «Как правильно сформулировать позиционирование?».
После создания концепции позиционирования необходимо составит четкий план управления и контроля: проводить мониторинг того, насколько близко к разработанной концепции воспринимают товар потребители; и затем составлять план корректирующих действий, чтобы желаемое позиционирование продукта стало реальным и прочно укрепилось в сознании целевых клиентов.
Позиционирование товара на рынке
— Куда мне отсюда идти?
— А куда ты хочешь попасть?
— А мне все равно, только бы попасть куда-нибудь.
— Тогда все равно, куда идти. Куда-нибудь ты обязательно попадешь.
Льюис Кэррол, «Алиса в стране чудес»
В условиях жесткой конкуренции увеличить продажи и вывести бизнес на новый уровень можно, лишь оставаясь верным ясному, четко обозначенному направлению развития и продвижения. В данной статье раскрывается понятие «позиционирование», его роль в создании и удержании такого направления.
Что такое позиционирование?
Позиционирование – проектирование и создание для бренда наиболее выгодной позиции в сознании потребителей по отношению к позициям, уже занятым конкурентами.
Цель позиционирования – дифференцирование в конкурентной среде с целью привлечения потребителей.
Важно отметить, что речь идет о позиции в сознании потребителя, о его субъективном взгляде на товар, а не о том, какое место он в реальности занимает. Восприятие важнее реальности.
Объясним термин на примере. Допустим, что компания «Х» производит жидкость для мытья посуды. В магазинах есть огромный ассортимент таких товаров, и у потребителей возникает вопрос: как их отличать? А у производителей – на чем делать акцент, чем отличаться? Какую позицию выбрать среди конкурентов? При выборе отличия нужно:
1. Выбрать тот аспект, который не занят конкурентами
На данном этапе проводится анализ конкурентов, их товарного ассортимента, чтобы выявить их позиции и отличия друг от друга (o том, как это сделать, можно прочитать в статье «Пошаговая инструкция: как сделать анализ конкурентов?»).
Предположим, выяснили, что у одного конкурента жидкость для мытья посуды отличается приятным запахом, у другого — хорошо удаляет жир с посуды, третий позиционирует товар как японскую экологически чистую химию и т.д. Но нет на рынке ни одной компании, которая производит гипоаллергенные жидкости, или, например, жидкость для мытья детской посуды (либо что-то другое).
2. Выбрать тот аспект, который важен для аудитории
то есть мы задавали вопросы в следующем порядке:
a порядок вопросов:
Потребителей могут не заинтересовать гипоаллергенные жидкости, так как большинство людей использует перчатки для мытья посуды, но для них может оказаться важным, чтобы одна капля мыла быстро удаляла жир с посуды и чтобы моющим средством можно было долго пользоваться. В зависимости от того, что именно важно для аудитории (а это выясняется с помощью исследований (опросов, фокус-групп, методом наблюдения и т.д.), компания выбирает конкретный параметр, который будет отличать его от конкурентов.
Как выбрать конкурентные преимущества и построить позиционирование?
Позиционирование торговой марки строится через сочетание точек паритета ( ТП, Points-of-parity, POPs) и точек дифференциации (ТД, Points-of-difference, PODs).
Точки паритета — характеристики и выгоды, значимые для потребителей, которые уже предлагаются конкурентами и должны присутствовать у любого товара в категории. Например, новая марка телефона не может отличаться тем, что в ней отсутствует функция звонка. Или микроволновка – тем, что не разогревает еду. Есть обязательные характеристики, которые должны присутствовать у товара, чтобы не отставать от конкурентов.
Точки дифференциации — характеристики и выгоды, которые потребители четко ассоциируют с данным брендом, благодаря которым позитивно оценивают его и верят, что данный бренд выделяется по ним в товарной категории (потребители верят, что не найдут этого у конкурирующих брендов). То есть это те свойства, которых нет у конкурентов, которыми компания отличается от них или по которым опережает их.
Как определить точки? Можно посмотреть здесь.
Как сформулировать позиционирование?
Формула позиционирования внешне весьма проста. Тем не менее для того чтобы вставить в нее нужные слова, которые и структурируют, и собирают концепцию в единый комплекс, нужна большая аналитическая работа.
Классическая формула следующая:
Например. Для женщин со слабым зрением предлагаются контактные линзы Acuvue с повышенным содержанием кислорода. Основание для доверия – уникальная технология изготовления, которая делает линзы дышащими и не позволяет им высыхать в течение 12 часов.
Данное описание должно входить в маркетинговую концепцию компании, во внутренние документы, а до рынка она должна быть донесена с помощью различных видов коммуникаций (которые не повторяют слова и формулу, а передают суть позиционирования и сохраняют единство позиционирования с маркетинговой концепцией).
Как неверное позиционирование может повлиять на продажи? История Sony Walkman
Однако вдруг Walkman открыли для себя молодые бизнесмены. Дни у них были настолько насыщены, что не оставалось времени слушать Баха по дороге на деловые встречи или Вивальди во время бега, а Sony Walkman оказался идеальным устройством, которое помещалось в дипломате или кармане делового костюма и позволяло слушать музыку, где угодно. Так новый товар стал пользоваться успехом среди «белых воротничков» всего мира.
Данный пример показывает, как выбор правильной аудитории и соответствующей позиции может повлиять на продажи.
Уровни позиционирования
Термин УТП (Unique Selling Proposition, USP) предполагает, что предложение компании должно быть: а) интересным покупателю, б) уникальным, в) коммерчески аругментированным. Если у компании действительно есть уникальный товар/услуга/технология, то позиционирование, как правило, строится на этом уровне (рынку рассказывается про уникальность конкретного товара/услуги/технологии).
Концепция УТП морально устарела и вряд ли может быть востребована в наше время: «ничего действительно уникального больше не существует» (© М. Линдстром). На смену пришло ЭТП (emotional selling proposition, ESP), когда отличие торговых марок друг от друга строится исключительно на основе эмоциональной привязанности потребителей к бренду. Здесь позиционирование создает эмоции у потребителя, связывая их с приобретением бренда.
Следующий уровень — OТП (organizational selling proposition (OSP), когда «именно философия компании или организации становится тем отличительным признаком, который выделяет бренд из ряда других торговых марок» (© М. Линдстром). Здесь позиционирование строится на основе миссии, ценностей компании, которые ярко выделяют ее среди конкурентов.
Четвертый уровень — БСП (brand selling proposition, BSP), когда бренд становится для потребителя более веским аргументом в пользу покупки, чем потребительские качества продукта. На данном этапе марка-торговое предложение — позиционирование выражаются в названии бренда и передают всю концепцию/религию компании потребителю.
Сегодня информационный хаос в маркетинге возрастает, и если раньше одним слоганом можно было вести бренд в течение долгого времени, то сегодня после создания контентa слоган (информация о бренде) попадает в руки пользователей и начинает модифицироваться/искажаться. Дальше сложно его контролировать. Однако можно мыслить на шаг вперед, предчувствовать, какой контент во что потенциально превратится, и строить коммуникации в этом ключе.
Самое главное — придерживаться единства в коммуникациях: очень важно, чтобы все они исходили из позиционирования и маркетинговой концепции компании и не противоречили друг другу.
Что такое позиционирование: стратегии и этапы
Узнайте, для чего нужно позиционирование вашего бренда
Позиционирование — это образ компании или товара, который маркетологи выстраивают в сознании целевой аудитории с помощью разных тактик.
Содержание
Зачем нужно позиционирование
Позиционирование позволяет отстроиться от конкурентов, завоевать лояльность аудитории и повысить ее удержание. Тщательно продуманная стратегия помогает выстроить четкий образ бренда в голове потребителя и занять свое место на рынке. Именно это мотивирует клиентов покупать продукты компании даже не задумываясь.
Давайте рассмотрим основные преимущества разработки стратегии позиционирования бренда:
Теперь, когда вы знаете, насколько важно правильное позиционирование для бизнеса, давайте разберемся, как разработать эффективную стратегию.
Стратегии позиционирования
Разработка стратегии позиционирования компании требует тщательной подготовки. Прежде всего проведите исследование рынка, проанализируйте спрос и определите целевую аудиторию. Создайте портрет клиента и подумайте, почему покупатели должны выбрать именно ваш продукт и компанию. Подумайте, чем вы можете заинтересовать. Проанализируйте существующие предложения на рынке и выявите свои сильные стороны, чтобы выделиться на фоне конкурентов.
Далее подготовьте легенду бренда. Она должна рассказать целевой аудитории, кто вы и почему делаете то, что делаете. Легенда бренда позволяет создать эмоциональную связь с потребителями, продемонстрировать свои ценности и преимущества. При этом история может быть основана на реальных событиях или выдуманных фактах. Главное, чтобы она вызывала нужные эмоции и ассоциации.
Вы можете позиционировать бренд, товар или услугу. Различают следующие виды стратегии позиционирования.
Этапы позиционирования бренда
Чтобы получить максимальный результат от позиционирования бренда, необходимо проанализировать целевой рынок и выявить те характеристики продукта, которые больше всего важны для клиентов. Затем следует выбрать каналы коммуникации для рекламы и взаимодействия с аудиторией, это могут быть социальные сети, мессенджеры, email рассылки. Давайте пошагово разберем каждый этап разработки стратегии позиционирования.
Подготовьте маркетинговый план, установите KPI и регулярно отслеживайте результативность своих усилий. Прочитайте эту статью, чтобы больше узнать о том, как сделать имя компании узнаваемым в интернете.
Позиционирование бренда и товара: залог повышения продаж
Когда клиент решает что-то купить или заказать, перед ним встает проблема – к какой фирме-продавцу обратиться? Какой товар – марки А или марки В – купить? На решение влияет цена, условия доставки, гарантия и социальные доказательства. Но не менее важным при решении о покупки является позиционирование товара или бренда на рынке.
Что такое позиционирование?
Впервые термин был использован еще в 1969 году Джеком Траутом – американским маркетологом. Он специализировался на этой теме и даже получил прозвище «Отец позиционирования» за несколько напечатанных статей. Чуть позже вместе с коллегой Элой Райсом он написал полноценный научный труд о положении бренда на рынке.
С течением времени понятие позиционирования почти не изменилось. В маркетинге под ним подразумевается отстройка от конкурентов. Считается, что сегодня в каждой сфере бизнеса так много товаров, что клиент не запоминает технические характеристики каждого предложения. Он дифференцирует товары методом ассоциаций, наделяя каждой предложение атрибутами, важными при покупке.
Компания ищет свои выигрышные особенности, которые отличают ее саму или ее товар от аналогов на рынке. Когда фирма находит такую особенность, она акцентирует на ней внимание. Потребитель перед принятием решения о покупке сравнивает все товары и бренды, выбирает то, что кажется ему наиболее привлекательным. Это ощущение привлекательности часто иррационально. Просто покупатель на подсознательном уровне понимает, что это бренд близок ему.
Если фирма смогла правильно определить свои преимущества и позиционировать себя на рынке, то ей проще разработать маркетинговую стратегию продвижения. Ведь на базе позиционирования строится сравнение с конкурентами, определяются выгоды клиента от сделки.
Однако важно понимать, что позиционирование и имидж компании – не одно и то же. Выбрав позицию на рынке, можно лишь показать покупателям отличия от конкурентов, но не сформировать свой имидж.
Нужно ли позиционирование?
Считается, что такой маркетинговый процесс не требуется только в одном случае: если компания-продавец является монополистом в своей области, предлагает единственный и неповторимый товар. Если есть хотя бы один конкурент, то позиционирование нужно. Без него продукт или бренд останется «одним из многих». Скорее всего, потребитель так и не обратится в фирму без позиционирования. Максимум, что он сделает – отложит информацию о продукте в дальний уголок своей памяти.
Позиционирование позволяет объяснить потребителю эти пункты:
Отстройка от конкурентов важна как для отдельного товара, для линейки продуктов, так и для бренда в целом. При этом если есть позиционирование всего бренда, то оно может сочетаться с более узким позиционированием товара.
Этапы отстройки от конкурентов
Весь маркетинговый процесс можно уложить в семь этапов:
Обычно самую большую сложность вызывает шаг под номером 5. Владельцы фирмы хотят повысить продажи, узнаваемость бренда, но не знают, какое позиционирование для этого требуется. Одного идеального «рецепта», подходящего всем фирмам, не существует. Но есть основы, на которые можно ориентироваться. Концепция должна соответствовать таким критериям:
Методы и способы позиционирования
Позиция продукта особенно важна, если речь идет о материальном товаре. В этом случае позиция определяется ценой, качеством сборки, внешним видом товара, системой скидок или качеством обслуживания клиентов. В зависимости от деятельности фирмы выбираются нужные факторы.
Наиболее эффективным методом позиционирования считается уникальное торговое предложение. Для создания УТП привлекаются маркетологи. Они ищут отличительные характеристики продукта, на их основе формулируют главную выгоду.
Создание УТП часто дополняют SWOT-анализом. Можно сформулировать и выбрать нужную позицию на рынке, основываясь на сильных и слабых сторонах бренда. Также при проведении SWOT-анализа учитываются внешние факторы. Именно просчет возможных рисков позволяет создать такую позицию, которая будет актуальна несколько лет.
Еще один метод позиционирования – создание карты восприятия. Маркетолог фирмы или сам руководитель получает возможность наглядно увидеть, как потребитель воспринимает продукты конкурентов. Для этого маркетолог составляет портрет покупателя (или несколько портретов, если целевую аудитории можно разделить на сегменты). Зная, что клиент думает о конкурентах, становится проще понять, какое позиционирование наиболее эффективно.
Похожий метод – сравнение с конкурентами. Только сравнивая свои товары с конкурирующими, можно увидеть отличительные черты. И именно на базе этих черт построить позиционирование. Сравнивать можно не только место на рынке, но и рекламные объявления. Ка продвигают свой товар конкуренты – за счет эмоциональных ассоциаций, конкретных преимуществ, свойств и атрибутов. Проанализировав рекламные объявления, можно составить свое, отличное от других.
Впрочем, новую позицию можно сформулировать не на основе сравнения с конкурентами, а на основе желаний покупателей. Сначала маркетолог анализирует целевую аудиторию, узнает, что важно при покупке. Здесь необходимо учитывать не только рациональные причины покупки (более низкая цена, много отзывов), но и эмоциональные причины. Например, клиент (или лицо в компании-покупателе, принимающее решение) может с большим доверием относиться к семейному бизнесу. В этом случае правильное позиционирование строится на уважении традиций.
Стратегии и виды позиционирования
Считается, что каждое позиционирование относится к одному из пяти видов:
Определившись с методом разработки позиции на рынке и ее видом, необходимо выбрать одну из беспроигрышных стратегий. Выделяют следующие стратегии:
Что лучше – позиционирование бренда, компании или одного продукта?
Спор среди маркетологов о том, на что стоит обратить внимание – на позицию всей компании или одного товара – не утихает. На самом деле, нет единого решения. Все зависит от индивидуальных особенностей компании. Есть удачные примеры, когда компания сосредоточилась именно на создании имиджа бренда. Все товары, выпускаемые под одним логотипом, позиционируются на рынке одинаково. Преимущество такого подхода – легче делать кросс-продажи и дополнительные продажи.
Однако гораздо логичнее использовать позиционирование только товара, если под одной маркой выпускаются несколько различных продуктов. Они отличаются друг от друга по цене, характеристикам. Например, если один бренд выпускает две или более линеек продуктов – эконом-класса и вип-уровня. Когда товары одной фирмы отличаются друг от друга, проще использовать для них отдельное позиционирование. Если один из товаров окажется неудачным, его провал никак не скажется на положении и продажах других продуктов.
Последнее время перед маркетологами ставится более сложная задача – разработать кросс-позиционирование. Оно может затрагивать одновременно и бренд, и товары, дополняя друг друга.