что собой представляет мониторинг в педагогике

Статья «Педагогический мониторинг. Образовательный мониторинг. Принципы образовательного мониторинга

Педагогический мониторинг. Образовательный мониторинг. Принципы образовательного мониторинга

Ликвидация монополий государства на образование и переход к общественно-государственной системе, четкое разграничение полномочий между центральными, региональными и местными органами управления, самостоятельность образовательных учреждений в выборе стратегии своего развития, цели содержания, организации методов работы, право педагогов на творчество, на свободу выбора педагогических концепций и технологий, учебников и учебных пособий, право учащихся на выбор школы и профиля образования, на домашнее образование, обучение в негосударственных учебных заведениях, на ускоренное обучение и обучение по индивидуальным планам ставят новые и более сложные задачи подготовки специалистов в области образования, а вопрос систематического контроля за качеством учебно-воспитательного процесса является одним из основных в управлении ходом этого процесса.

Появление понятия «мониторинг» связано со становлением и развитием информационного общества, которое нуждалось в объективных и субъективных сведениях о состоянии тех или иных объектов и структур. Однако потребность общества в объективной информации способствовала расширению мониторинга. Это понятие стали использовать в педагогике, рассматривающей мониторинг с двух позиций: как систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об учебно-воспитательном процессе и как средство получения информации в процессе проведения научного исследования или организации контроля (набор методик оценки).

О мониторинге говорят, когда в ходе какой либо деятельности постоянно отслеживаются происходящие в реальной предметной среде процессы и явления, с тем, чтобы тут же включить результаты текущих наблюдений в управленческую деятельность.

Самым общим образом мониторинг можно определить как «постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению».

В качестве рабочего определения мониторинга можно принять следующее:
Мониторинг — это систематическое стандартизированное наблюдение за каким-либо процессом.

1. Педагогический мониторинг

Мониторинг в образовании — это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об учебно-воспитательном процессе или отдельных ее компонентах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая

Педагогический мониторинг — это система целенаправленной деятельности педагогов общеобразовательных учреждений по сбору, хранению, систематизации, обобщению и использованию для проектирования и коррекции информации о

состоянии и тенденциях в образовательной системе

Мониторинговые исследования в школе включает исследование следующих задач:

– отбор направлений, объектов мониторинга;

– создание диагностической базы по каждому направлению;

– обобщенный анализ результатов и принятие управленческого решения.

Прибегнем к осмыслению самой дефиниции «педагогический мониторинг». Во-первых, мониторингу присущи основные характеристики общенаучного метода теории познания мира:

этапность исследования, получение и интерпретация данных,

прогнозирование дальнейшего развития,

постоянная обратная связь между теорией и практикой исследования.

Во-вторых, мониторингу присуща многомерность: он может исследоваться в любой области знания;

интегративность в процессе изучения собственных объектов.

Педагогический мониторинг подразумевает длительное и систематическое научно обоснованное отслеживание результатов исследования и сравнение их с заданным эталоном.

В рамках мониторинга его субъектами выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (и преподаватели, и студенты, и родители, и общественность) получают информацию, анализируют ее. Например, социум получает сведения об образовательном учреждении. На основании этой информации формируется общественное мнение. Изучив его, студент вбирает это учреждение и т.д.

В свою очередь, каждый субъект образования выступает в качестве объекта для структур более сложного уровня.

Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению.

На уровне образовательной программы объектами мониторинга могут быть:

• процесс освоения программы, предмета;

• интеграционные процессы в обучении;

• процесс обновления, совершенствования, содержания, методик, технологий обучения, средств контроля усвоения учебного материала;

• качество образовательного процесса и т.д.

Процессу внедрения разработанной системы педагогического мониторинга должны предшествовать обсуждение и корректировка.

При организации системы педагогического мониторинга могут возникать как объективные, так и субъективные трудности, препятствия. Необходимо учитывать: качество используемых методик, подготовленность специалистов, возможность совершенствования их профессиональных умений. Об этих факторах нельзя забывать, более того, необходимо минимизировать негативные воздействия, учесть возможные проблемы.

Мониторинг как педагогическая технология не только позволяет систематизировать информацию, но и может стать действенным механизмом материального поощрения эффективно работающих педагогов и служить основанием для повышения их квалификации.

2. Образовательный мониторинг

В содержание мониторинга школьного образования включаются педагогические измерения:

качества преподавания и уровня профессионального развития учителей;

качества воспитательной работы и уровня профессионального развития педагогов-воспитателей;

уровня организации и эффективности педагогического и ученического труда в образовательном учреждении;

уровня физической культуры и медицинского обслуживания детей;

степени учебно-методического обеспечения процесса стандартизации школьного образования и др.

Современные условия предполагают не только достижение нового качества образования, но и активизацию внутренних резервов школы, которые невозможно выявить традиционными формальными способами контроля за процессом и результатами учебно-воспитательного процесса. Выявление ресурсов, обеспечивающих дальнейшее развитие ОУ, невозможно без грамотной организации исследовательской работы внутри школы, составной часть которой

является проведение и мониторинговых исследований.

Организация подобных исследований накладывает дополнительные обязанности на педагогический коллектив. Учителя должны систематически заносить информацию в компьютер и обрабатывать ее, а для этого нужна

минимальная компьютерная грамотность и заинтересованность участников процесса в результатах своей деятельности.

Фактически такой мониторинг ориентирован на ученика и позволяет в динамике выявить его достижения, что является важным и для родителей, и для самого учащегося, который получает информацию о своих достижениях по каждой

теме каждого предмета.

Мониторинг является одним из важнейших средств контроля и оценивания, благодаря которому изменяется само информационное пространство, так как повышается оперативность, объективность и доступность информации. Поэтому

цель мониторинга – оперативно и своевременно выявлять все изменения, происходящие в учебном процессе. Полученные объективные данные являются

основанием для принятия решений.

Несомненным достоинством педагогического мониторинга является его универсальность, адаптированность к системе среднего образования, валидность в условиях создания системы непрерывного образования. Простота в использовании, объективность получаемых сведений, применимость используемого инструментария – необходимые условия мониторинга. Однако нельзя не учитывать региональных особенностей. Данный компонент должен стать одним из критериев оценки эффективности.

Обзор реальной картины формирования и функционирования образовательного мониторинга позволяет выделить несколько уровней, иерархия

которых предстает в следующем виде:
1.Внутришкольный уровень

На этом уровне образовательный мониторинг фиксируется в виде обобщенного системного представления о деятельности школы, по достижению поставленной перед ней цели, а также о деятельности каждого ученика. Кроме этого здесь вырабатывается соответствующая прогнозная информация психолого-

педагогическойинтерпретации.
2.Муниципальный уровень

Здесь развернуто представление о деятельности муниципальной системы образования в целом и ее элементах в сравнении друг с другом, а также с учетом

специфических функций каждого элемента (лицеи, колледжи, гимназии, школы для детей с определенными отклонениями и т.п.). Вырабатывается прогноз о развитии

системы образования на данной теории.
3.Региональный уровень

На этом уровне образовательный мониторинг фиксирует представление о деятельности региональной системы образования в целом и ее элементах (муниципальных образованиях) в сравнении друг с другом, а также с учетом

специфических функций разного типа школ региона. Вырабатывается прогноз о

развитии системы образования в регионе.
4.Федеральный уровень

Здесь разворачивается представление о деятельности федеральной системы образования и вырабатывается соответствующий прогноз по аналогии с

На федеральном уровне контроль должен строиться на основе базисного компонента государственного стандарта для начальной, основной и средней школы, т.е. имеет место итоговый контроль. На региональном и на муниципальном уровнях контроль знаний учащихся также должен строиться на основе государственного стандарта, но к базисному компоненту государственного стандарта добавляется еще и региональный.

Педагогический мониторинг должен быть построен так, чтобы проверка на нижних уровнях образованием гарантировала выполнение требований более вы соких уровней. Это можно достичь с помощью согласованных критериев оценивания на всех уровнях проведения мониторинга, следовательно, уровни формирования мониторинга также должны быть связаны между собой. Таким образом, мы построили систему многоуровневого педагогического мониторинга с согласованными критериями, так как на каждом уровне требования, предъявляемые к знаниям учащихся, согласованы и соответствуют требованиям

государственного общеобразовательного стандарта.

Принципы образовательного мониторинга

К мониторингу должны предъявляться определенные требования, которые можно сформулировать в виде принципов.

Первый – объективность информации.

Второй – сравнимость данных.

Реализация обозначенных принципов осуществляется в ходе прохождения следующих обязательных этапов мониторинга:

Источник

Статья: «Педагогический мониторинг»

что собой представляет мониторинг в педагогикечто собой представляет мониторинг в педагогикечто собой представляет мониторинг в педагогикечто собой представляет мониторинг в педагогикечто собой представляет мониторинг в педагогикечто собой представляет мониторинг в педагогикечто собой представляет мониторинг в педагогикечто собой представляет мониторинг в педагогикечто собой представляет мониторинг в педагогикечто собой представляет мониторинг в педагогикечто собой представляет мониторинг в педагогикечто собой представляет мониторинг в педагогике

Малон Л.В. методист КГКП «Риддерский аграрно-технический колледж», г. Риддер, Восточно-Казахстанская область

Понятие, принципы, функции, цели мониторинга

Методы, виды мониторинга

Алгоритм проведения мониторинга

1.ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ, ЦЕЛИ МОНИТОРИНГА

Мониторинг – это регулярное отслеживание и наблюдение заданных объектов.

Мониторинг – специально организованная и постоянно действующая система необходимой статистической отчетности, сбора и анализа информации, проведения дополнительных информационно-аналитических обследований и оценки (диагностика) состояния, выявления тенденций развития.

Мониторинг – система сбора, обработки, хранения, распространения информации, позволяющая судить о состоянии объекта, обеспечивающая прогноз развития.

Мониторинг в образовании – постоянное наблюдение за какими-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

Мониторинг – научно-обоснованное наблюдение за состоянием и развитием объектов педагогической действительности.

Педагогический мониторинг – важнейший элемент системы информационного обеспечения образовательного процесса, определяющий принятие адекватных управленческих и педагогических решений.

— адекватность (учет изменяющихся условий)

— прогностичность (прогнозирование будущего, оценка возможных тенденций)

— учет особенностей объекта изучения и условий проведения

— диагностирование состояния данного процесса

— внесение своевременных коррективов в цели, содержание, технологии преподавания

— проектирование хода и результатов личностного развития студентов в образовательном процессе

— определение состояния образования на каждом этапе

— рациональность использования педагогических средств, их соответствие заданным целям

— эффективность педагогических технологий

— определение тенденций изменения педагогических явлений, выявление зависимости их от определенных факторов

— учет изменения условий жизни общества

мониторинг должен быть динамичным

Педагогическая диагностика – одновременные оперативные изучение и оценка, регулирование и коррекция процесса или явления на уровне деятельности учащегося, педагога.

Диагностирование (диагностическое обследование) – алгоритм действий педагогов для регулярно повторяющегося изучения с помощью специально разработанных и адаптированных методик изучения различных элементов педагогической системы для анализа их состояния, тенденций развития и необходимой коррекции.

Виды педагогического анализа

-анализ итогов учебного труда

-сопоставление запланированных и достигнутых результатов

-анализ состояния учебных возможностей учащихся

2.МЕТОДЫ, ВИДЫ МОНИТОРИНГА

— социологические опросы (учащихся, родителей, преподавателей, потребителей)

-моделирование и проектирование образовательного процесса

— экспертиза (оценка уроков, самоанализ)

1 . Результативный мониторинг

— анализ продуктов деятельности

— анализ качества, уровня образования

2. Процессуальный мониторинг

-условия протекания педагогического процесса

— анализ опросов, анкет, результатов наблюдений, экспериментов

3. Комплексный мониторинг

-необходимая корректировка педагогической деятельности

-прогнозирование и развитие объекта

по масштабу целей образования

По этапам обучения

Мониторинг динамики личностного развития студента

Диагностика по 3 направлениям:

Академические успехи (традиционный контроль знаний, на основе тестирования, компьютерного тестирования, анализа педагогических, психологических и производственных ситуаций)

Творческий потенциал личности (степень личного участия студентов в разнообразных творческих конкурсах, олимпиадах, научных конференциях и т.д.)

Внепрофессиональные интересы (спорт, искусство, туризм, наличие интересов и увлечений студентов)

Мониторинг деятельности преподавателей

— другие виды деятельности

Показатели мониторинга по реализации образовательной программы

Обученность учащихся по отдельным предметам

Сформированность общеучебных умений и навыков

Уровень развития креативной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, ценностно-мотивационной сфер личности обучающихся

Состояние здоровья, здоровье сберегающий потенциал

Технологичность образовательной программы

Системность, современность содержания

Уровень полноты реализации инноваций

Мониторинг качества образования

1.Количественные показатели (количество учащихся, возрастной состав)

2.Результаты учебной деятельности

3. Уровень успеваемости учащихся, причины пробелов в знаниях; уровень сформированности общеучебных умений и навыков; уровень обученности учащихся, общий тест умственного развития

4. Характеристика состояния здоровья (физическое здоровье учащихся, уровень физической подготовленности)

5. Результаты исследования психического развития учащихся

( исследование по типу характера; анализ психологического единства группы; выявление отношений учащихся к колледжу, мотивация учения, сфера познавательных интересов и уровень адаптации)

Критерии для определения учебных возможностей учащихся

1.Уровень развития психологических процессов и свойств мышления, умение выделять существенное в изучаемом, самостоятельность мышления

2.Сформированность навыков и умений учебного труда, умение рационально планировать учебную деятельность, осуществлять самоконтроль, в должном темпе выполнять учебные действия.

3.Отношение к учению, ведущие интересы и склонности

4.Настойчивость при выполнении учебных требований

6.Образовательная подготовленность по ранее пройденному материалу.

При определении учебных возможностей учащихся необходимо учитывать два параметра – обучаемость и учебную работоспособность.

— быстрота усвоения учащимися программного материала

-активный фонд знаний

-сформированность умений и навыков

-умение выделения и абстрагирования существенных признаков

-работоспособность как физиологическое качество

-отношение к учению

-сознательность и настойчивость в учебной деятельности

-интерес и склонность

— В любой ситуации учебного процесса демонстрируют высокие знания ранее изученного материала

— свободно пользуются ранее изученным при анализе нового материала, для выделения существенных признаков, обобщения, выделения новых понятий, усвоения новых знаний

-свободно опираются на знания при анализе нового материала

— не всегда располагают определенным фондом действенных знаний при анализе нового материала

-испытывают затруднения при выведении новых понятий

-имеют ограниченный фонд действенных знаний

— не могут успешно анализировать новый материал

— не могут выводить понятия

-не могут выводить закономерности

Сформированность интеллектуальных умений

-свободно анализируют материал

-выделяют существенные признаки

— быстро обобщают материал

-легко выводят новые понятия

-испытывают некоторые затруднения при анализе материала с весьма сложной структурой

-свободно отделяют существенные признаки от несущественных

-Испытывают трудности при анализе материала

-трудности в выделении существенных признаков ( с помощью учителя справляются с заданиями)

испытывают большие трудности:

-в анализе материала

-в выделении существенных признаков

Навыки планирования учебной деятельностью

-успешно владеют навыками планирования

— менее успешно владеют навыками планирования

-не вполне владеют учебными операциями, испытывают трудности в организации самостоятельной работы с учебниками, книгами, приборами

-не обладают навыками планирования

Уровень самостоятельности мышления, сформированность умений, навыков умственного и учебного труда

-обладают самостоятельностью мышления

-сформированность умения планировать

-есть навыки самоконтроля

-свободно совершают разные учебные операции

-нет самостоятельности мышления

-слабое владение учебными навыками и умениями

-не умеют рационально планировать

— не умеют осуществлять самоконтроль

— очень слабо владеют или совсем не обладают умениями

-выполняет задание быстро, четко не проявляя усталость

-способность работать без всяких побуждений со стороны учителя

Работает успешно, но не всегда быстро, временами устают, допускают

Работает медленно, на второй половине занятий допускает описки как результат нарастающей усталости

Часто жалуются на усталость, головные боли, проявляют рассеянность, слабо сосредоточиваются для работы на длительные промежутки времени

-высокий интерес к изучаемому

-интерес только в определенных ситуациях

отрицательное отношение к учебе

Отношение к учению

-положительное отношение к учению

-упорство в достижении учебной цели на основе высоких стержневых мотивов, интересов и склонностей

— положительное отношение к учению не всегда находится в зависимости от стержневых интересов

-периодами проявляется положительное отношение к учению

-не имеют особых интересов и склонностей

— не проявляют или почти не проявляют положительного отношения к учению

-не интересуются или почти не интересуются изучаемым материалом, процессом, учебной деятельностью

Уровень настойчивости в достижении поставленных целей

-настойчивость в учебной деятельности

-максимум энергии и упорства в преодолении трудностей

-недостаточная настойчивость в учебной деятельности

-соблюдение дисциплины по требованию педагога

— не проявляет настойчивость в достижении цели

— не соблюдают дисциплину

Используя данные критерии можно провести мониторинг учебных возможностей учащихся

Самостоятельность, учебные умения

Отношение к учению. интерес

Мониторинг показателей компетенций студентов

Умение ставить цель

Планирование своей деятельности

Умение работать самостоятельно и выполнять задание в срок

Умение работать в группе

Умение получать и обрабатывать информацию

Планирование способов деятельности

Активность включения в самостоятельную работу

Активность и рефлексия результатов деятельности

Умение отстаивать свою точку зрения

Умение анализировать и делать выводы

Практическое применение результатов деятельности

Заинтересованность в практическом применении полученных знаний

Самооценка студентов 1 курса готовности к обучению

Умеете ли вы пользоваться справочной литературой?

Умеете ли вы готовиться и выступать с докладами?

Умеете ли вы писать реферат?

Умеете ли вы готовиться к семинару?

Умеете ли вы составлять конспекты?

Умеете ли вы записывать лекции?

Умеете ли вы пользоваться Интернетом?

Имеете ли вы навыки подготовки к зачету, экзамену?

Имеете ли вы навыки пользования ПК?

Принимали ли вы участие в научно-практических конференциях?

Участвовали ли вы в конкурсе творческих работ?

Принимали ли вы участие в олимпиадах, и марафонах?

Мониторинг знаний, умений

(все признаки оцениваются в двухуровневой шкале – единицами и нулями)

Понимание терминов – если учащийся не испытывает затруднений на уроках по разным предметам

Пересказ текстов – если учащийся свободно пересказывает текст средней трудности после одноразового прочтения

Логичность пересказа – если учащийся может самостоятельно составить план большого учебного материала, с последующим его пересказом без смысловых искажений

Лаконичность речи – если учащийся в состоянии точно и кратко выразить суть какой-либо идеи, ситуации, события

Конспектирование – если учащийся знает правила конспектирования и умеет, слушая объяснение учителя, составить легко читаемый конспект

(с учетом значений в 0, 01)

Высокий интерес к личности – более низкий

Высокая организованность – более низкая

Склонность к планированию – склонность к экспромту

Высокая эмоциональная устойчивость – более низкая

Склонность к индивидуальным действиям- склонность к коллективным действиям

Выделение главного – ниже уровень

Высокая эмоциональность – рациональность

Потребность достижения – потребность в хорошем отношении

Высокий уровень воли – ниже уровень

Образные представления – ниже уровень

Хорошая словесная память – ниже уровень

Общительность – ниже уровень

Ответственность – ниже уровень

Инициативность – ниже уровень

Высокий уровень притязания – ниже уровень

Диагностика творческой одаренности учащихся

Интерес к литературе, эрудиция, выделение главного, умение анализировать

Выявление интереса к предмету

Повышенный интерес; без интереса, иногда проявляет интерес

работа над рефератом, овладение исследовательскими умениями

Участие в научно практической деятельности

Проект (тема), овладение методами синтеза, анализа, создания нового

Участие в практической деятельности

Участие в качестве консультанта в коллективных формах работы, участие в дебатах, преодоление психологического барьера

Характеристика деятельности студента

Сам выбирает, просит тему, сам её решает

Работает по предложению учителя

Работает ровно, систематически

Работает неровно, но дело до конца доводит

Характер выполненных работ

Полутворческие (копии с незначительными изменениями)

Нетворческие (копии работ)

Сложные (выше требований)

Средние (по программе)

Простые (ниже требований)

Диагностика творческой одаренности учащихся

Участие в практической деятельности

-Интерес к литературе

-иногда проявляет интерес

— работа над рефератом

Овладение методами синтеза, анализа, создания нового

-Участие в качестве консультанта в коллективных формах работы

-преодоление психологического барьера перед ошибками

Уровни развития учебно-познавательных умений учащихся

Умение выделять существенное в изучаемом материале

Легко и быстро выделяет существенные особенности изучаемого материала. Коротко рассказывает самое главное содержание текста, делает вывод

В основном справляется с выделением существенных особенностей изучаемого материала, допуская при

этом незначительные ошибки, которые не сказываются отрицательно на дальнейшем усвоении главного содержания материала.

Обычно не справляется с выделением существенных особенностей материала, концентрирует внимание преимущественно на его второстепенных свойствах и фактах.

Умение мыслить самостоятельно

Умеет сам найти задачу и способы её решения, активно рассуждает, высказывает предположения, стремится дополнить ответы, вносит самостоятельные элементы в содержание сочинений, в решение задач, проявляет оригинальность, элементы рационализации и изобретательности при выполнении заданий и упражнений

Стремится самостоятельно выполнять учебные задачи, выдвигаемые учителем, решает задачи, несмотря на встречающиеся трудности, не обращается сразу к ответам, составляет задачи по аналогии

Стремится заимствовать готовые решения, при первых же затруднениях обращается за помощью, нуждается в постоянной опеке, не может составлять задачи даже по аналогии

Умение рационально организовать учебную работу

Правильно распределяет время для выполнения заданий, начинает работу с наиболее трудных, интересных заданий. С изучения теории, а затем выполняет упражнения; всегда имеет при себе необходимые принадлежности, рационально располагает их, быстро готовит их к работе, оперативно включается в выполнение заданий

В основном выполняет перечисленные выше требования. Но допускает такие отклонения, которые не складываются существенно на результатах работы

Не обладает большинством перечисленных признаков организованной учебной работы

Умение в темпе группы читать, писать и т.п.

Темп чтения, письма у данного учащегося выше, чем у большинства других учащихся группы

Темп чтения, письма у данного учащегося тот же, что и у большинства учащихся группы

Темп чтения, письма, простейших вычислений, работы с книгой у данного учащегося существенно ниже, чем у большинства других учащихся группы

Самоконтроль при изучении учебного материала

Самоконтроль учебной работы стал привычным, всегда проверяет усвоение изученного дома, при необходимости сжато пересказывает изученное, проверяет правильность вычислений, оценивает жизненную реальность получаемых результатов

В основном выполняет названные выше требования, допуская

такие отступления, которые не сказываются существенно на усвоении знаний, умений и навыков

Практически не применяет приемов самоконтроля в учебной деятельности

Мониторинг учебной деятельности для усвоения на различных уровнях

В результате усвоения на этом уровне учащийся может

Характер исполнительских действий

Характер действий учащегося в ходе выполнений

Узнавать изученные процессы, объекты, явления, способы действия

Прослушать, воспринять, понять, запомнить настолько, чтобы узнать

(процесс, явление, способ действия)

Воспроизводить изученную информацию, повторять усвоенные действия, операции

Воспроизводить изученную информацию, отрепетировать воспроизведение

Воспроизвести изученную информацию, выполнить усвоенные действия, решить типовые задачи

Выполнять действия(операции), методика и форма(алгоритм) которых изучены

Выполнять действия(операции), методика и форма(алгоритм) которых изучены при обучении, приобрести опыт путем групповых или самостоятельных тренировочных действий

Выбрать целесообразную последовательность действий, правильно их осуществить

Участвовать в выполнении исследований, решать творческие задачи, участвовать в изобретательской работе

Участвовать в выполнении исследований, пройти обучение

по специальной методике

Выполнять продуктивную творческую деятельность, имеющую характер субъективной или объективной новизны.

Шкалирование – это применение шкалы измерений.

Не слишком активный – 4

Полностью пассивный – 0

Достаточно любит – 5

Дисциплинированность 5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5 недисциплинированность

ярко выраженная ярко выраженная

Внимательность на уроках

Очень слабая средняя выше намного

Слабая среднего выше среднего

Отношение к авторитету

поддается влиянию любого авторитета

Семестровый график контроля усвоения

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *